Объяснить ребенку что такое звук. Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

Программное содержание: развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения, обогащать словарь, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа, развивать внимание и воображение детей, прививать любовь к природе.

Оборудование: музыкальные детские инструменты: гармошка, свисток, бубен, барабан, дудочка. Предметы: молоток, газета, стакан, ложка (можно деревянная и железная), записи звуков природы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Шёпотом: - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они все разные.

3. Знакомство с понятием «звук».

Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки, по возможности, демонстрируются). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).

4. Введение в словарь детей глаголов.

Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.

Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём. Учитель задаёт ребятам вопросы:

На чём играет Катя? (на дудочке).

Что делает дудочка? (дудит).

По аналогии строятся все вопросы и ответы: свисток - свистит, бубен - звенит, барабан - барабанит, погремушка - гремит, гармошка - играет.

Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? Это называется - оркестр. Сегодня у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе. Все дети играют на инструментах.

5. Развитие внимания. Закрепление формы родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало?» Дети кладут инструменты на стол и садятся.

А теперь закройте глаза.

Учитель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: - Чего нет? Свистка… Чего нет? Барабана… гармошки…бубна. Похвалить детей за внимание и старание.

6. На занятии может быть проведена игра «Отгадай, что звучит», для развития фонематического слуха.

За ширмой преподаватель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.

7. Релаксация.

А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем… А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.

Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.

8. Беседа по прослушиванию.

Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря - вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?

В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.

9. Итог занятия.

Что делают наши ушки? Что они слышат? Какие бывают звуки? Подвести итог: звуки природы, звуки предметов, звуки музыки.

Люди живут в мире звуков. С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в результате колебания. Она распространяется в воздухе и воздействует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Энергия, заключенная в нем, измеряется в децибелах (дБ). Шорох листьев – 10 дБ, шепот – до 30 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ. Самое шумное в мире животное – голубой кит. Он издает звук громкостью 188 дБ, который слышен в радиусе 850 км от него.

Когда звук встречает преграду на пути, то часть звука отражается от нее и возвращается обратно. И тогда мы слышим отраженный звук – всем известное эхо. На реке Рейн в Европе есть место, где эхо отражается 20 раз. И в горах оно хорошо «работает». Там даже (при определенных условиях) обыкновенный крик может вызвать ошеломительный сход лавины.

В общем, звук – это сила. А можно ли его увидеть? Попробуем разобраться, устроив этот простой домашний опыт для детей.

Эксперимент для детей

1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Объяснение эксперимента для детей

Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.

Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»

Направление : исследовательская деятельность .

Тема :

«Что такое звук , скажи

1. Возрастная группа : подготовительный к школе возраст.

2. Участники : дети, воспитатели, родители воспитанников.

3. Продолжительность исследовательской деятельности : один месяц.

4. Актуальность :

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами . Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки ? Что требуется для распространения звука ? Где прячется звук ? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.

Множество опытов, экспериментирования, исследований , которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков .

5. Новизна :

Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки . Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо . Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.

Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке , где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.

6. Описание практической значимости :

Наше исследование нам помогает узнать , что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос : «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков Ответы детей были однозначно : да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки , чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться : правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.

Так что же такое звук ?

Большинство звуков , которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук .

7. Цель ребенка (или детей) : Хотим узнать : откуда берется звук ?

8. Цель воспитателей : развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков .

9. Задачи для ребенка :

Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.

10. Задачи для воспитателей :

Закреплять представления детей о понятии «звук » .

Сформировать представление о характеристике звука – громкости , тембра, длительности.

Развивать умение сравнивать различные звуки , определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн .

Выявить причины усиления ослабления звука

Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

11. Проблема : когда учили стихотворение о звуке , у детей возникли вопросы : «Что такое звук ? Откуда берется звук

Что такое звук ? Скажи !

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук , попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.

11. Реализация :

Наше исследование проходило в три этапа.

I. Определение уровня сформированности представлений детей : о звуке ,

использование звуков , о слухе и способов его сохранения.

Проведение элементарных опытов;

Попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан ;

Определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых

звуков ;

Распознавание звуков окружающего мира .

II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.

Знакомство с высокими и низкими звуками ;

Определение зависимости звучащих предметов от их размеров;

Знакомство с характеристикой звука – громкость , тембр, длительность.

III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн ,

усиление и ослабление звука .

В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились , что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность .

12. Гипотеза : звук нельзя увидеть и почувствовать.

Все слышали поговорку : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки .

Исследование № 1

«Увидеть звук »

Конечно, невозможно увидеть звук , когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук .

Материал : рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать : «М-м-м-м!» . Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Вывод : Звук состоит из звуковых волн – вибраций , которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.

Исследование № 2

«Музыкальная шкатулка» .

Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки .

Материал : рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.

Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.

Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.

Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.

Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука . Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче , и чуть нежнее, чтобы звук был тише .

Вывод : резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки . Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны , которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче , так как звук , попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.

Исследование № 3

«Почувствуй звук » .

Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук . С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать .

Материал : лист бумаги.

Лист бумаги свернуть в трубочку.

Произнести громко звук : «А-а-а-а» , затем звук произнести тише .

Вывод : чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук , тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны , распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

Исследование № 4

«Еще немного музыки»

Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.

Материал : рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.

Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.

Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.

Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.

Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук .

Вывод : короткие соломинки дают более высокие звуки , чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.

13. Результат : мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука : громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники .

Литературные источники :

1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО : Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.

2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №63 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Откуда берётся звук?»

Выполнил:

ученик 2 класса «А»

Тутаришев Андрей Эдуардович

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Пудова Светлана Ивановна

Санкт-Петербург

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………..4

      Звуки вокруг нас…………………………………………………………4

      Колебания в воздухе……………………………………………………..4

      Ультразвук………………………………………………………………..5

      Высокие и низкие звуки…………………………………………………5

      Звуковые волны…………………………………………………………. 6

      Картинки на эхолоте……………………………………………………. 6

      Громкие и тихие………………………………………………………… 7

      Акустика…………………………………………………………………. 7

      Вредные шумы……………………………………………………………7

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………8

2.1. Эксперимент№1. Колебания предметов…………………………………..8

2.2. Эксперимент№2. Спичечный телефон…………………………………….8

2.3. Эксперимент№3. Откуда доносится звук? ………………………………..8

2.4. Эксперимент№4. Расчёски меняют звук…………………………………..9

2.5. Эксперимент№5. Рупор……………………………………………………..9

2.6.Эксперимент№6. Звенящая вода……………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы. ……………………………………………………………11

Приложение………………………………………………………………………12

Введение.

Нас окружают самые разнообразные шумы. Обычно шумом мы называем очень громкий или беспокоящий нас звук. С возрастом ухудшение слуха происходит у большинства людей. К 50-60 годам слух снижен у 20% людей, к 60-70-у 30%, к 70-ти-у 50% людей. (Приложение 1). Одной из причин являются чрезмерно громкие звуки, которые преследуют нас повсюду. Исходя из этого, вопрос регулирования звуков вокруг нас я считаю актуальным, теоретически и практически значимым.

Цель исследования: Доказать возможность изменения шумовых эффектов.

Задачи исследования:

    Изучить причины возникновения звука.

    Обобщить свои представления о физическом явлении-звуке.

    Определить способы регулирования звуков.

Гипотеза: на мой взгляд, используя знания об образовании звука, можно его регулировать.

Объект исследования: звук

Предмет исследования: явления и факты, подтверждающие положительное и отрицательное влияние на жизнь человека.

Методы исследования :

    Изучение научных публикаций

    Эксперименты

    Опытные исследования

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Звуки вокруг нас.

Мы живём в мире звуков. Все звуки, которые нас окружают, возникают благодаря колебаниям предметов. Звуки вызываются звуковыми волнами. Они не видны глазу, но уши различают их.

1.2. Колебания в воздухе

Когда предмет вибрирует, он приводит в движение воздух вокруг себя. Эти колебания передаются по воздуху и достигают наших ушей, поэтому мы слышим звук. Гитарная струна вибрирует, когда её дёрнуть. Если подуть в кларнет, то воздух внутри него придёт в движение, и особая мембрана, называемая тростью, будет издавать звук. Мелкую вибрацию можно увидеть на поверхности барабана, по которому бьют. Звуковые волны улавливают ушные раковины. Через узкий слуховой проход звуковые волны попадают на барабанную перепонку. Это туго натянутая плёночка. Всякий раз, когда поступает звук, она начинает вибрировать и передавать эту вибрацию дальше-на три маленькие косточки. В соответствии со своей формой они называются: молоточек, наковальня и стремечко. Они направляют колебания дальше-на внутреннее ухо, которое находится в голове и поэтому хорошо защищено.

Звуки перемещаются в виде волн. Звуковые волны достигают наших ушей, и мы слышим звук. Это доказал проведённый мною эксперимент№1. (Приложение 2).

Когда кто-то говорит со мной, колебания проходят через его рот в воздух и создают вибрацию воздуха. Колебания достигают уха в виде звуковых волн, и мы воспринимаем их как звук. Эксперимент№2 со спичечным телефоном показал это. (Приложение 3). Мои родители рассказали, как в детстве они разговаривали по спичечному телефону, и я смастерил его самостоятельно.

Похожий опыт я проводил в музее телефонов, используя стаканы. Тогда и

заинтересовался вопросом происхождения звуков.

Так как у нас два уха, мы можем различать, с какой стороны доносится звук. Если он раздаётся справа, то правое ухо улавливает звук раньше, чем левое. Мозг замечает эту разницу и может по ней судить, откуда идёт звук. Даже с завязанными глазами удаётся определить на слух, где он находится. Эксперимент№3 подтвердил этот факт. (Приложение 4).

Уши помогают нам удерживать равновесие. За это отвечают три полукружных канала во внутреннем ухе. Жидкость, находящаяся в полукружных каналах, приходит в движение, откликаясь на каждое изменение тела в пространстве. Если мы наклоняемся слишком низко, мозг отдаёт приказ восстановить равновесие. Поэтому даже в темноте мы можем знать, где верх, а где низ.

1.3. Ультразвук

Высота звука может быть разной - высокой средней или низкой. Ультразвук настолько высок, что человек не может его воспринимать. Но многие животные, например летучие мыши, слышат ультразвуки и пользуются ими. Ультразвук нужен им для определения своего курса. Мы воспринимаем звуки, колебания которых достигают скорости до 20 000 раз в секунду. Летучая мышь слышит звуки, колеблющиеся примерно 120 000 раз в секунду.

1.4. Высокие и низкие звуки

Звуки бывают высокие и низкие, громкие и тихие. Звуки мы можем усилить с помощью специальных предметов.

Чем быстрее вибрирует предмет, тем более высокий звук он издаёт. Звук получается, когда мы дуем в бутылочное горлышко. В почти полной бутылке мало воздуха. Он быстро вибрирует, производя высокую ноту. В пустой бутылке много воздуха. Он колеблется медленнее и даёт низкую ноту.

Я провёл эксперимент №4, используя расчёски, в результате чего пришёл к выводу, что звук получается разный, в зависимости от толщины зубьев расчёски. (Приложение №5).

Эксперимент№5 доказал, что усилить звук можно с помощью рупора.

(Приложение 6).

На звон может влиять количество воды, что подтвердил эксперимент№6. (Приложение 7).

1.5. Звуковые волны

Звук от вибрирующего предмета расходится во все стороны подобно кругам, которые образуются брошенным в воду камнем. Как правило, слышимые нами звуки распространяются в воздухе, а также в земле или воде. Когда они наталкиваются на твёрдое препятствие, они «отскакивают», то есть отражаются. Отражённый звук называют эхом.

1.6. Картинки на эхолоте

Специальная аппаратура-эхолоты - использует эхо для создания карт океанических глубин. Корабль направляет под воду очень громкие звуки и принимает эхо, отражаемое твёрдыми телами. Различное время, необходимое отражённому звуку для возвращения, регистрируется и преображается в картинку. С её помощью формируется карта морского дна.

Эхо можно использовать для составления карт, рассказывающих о строении Земли. Различные виды породы по-разному отражают звук, и каждая из них

образует особое эхо. Поэтому можно также определять наличие нефти и других полезных ископаемых.

1.7. Громкие и тихие

По мере удаления от источника, звук становится тише. На самом деле звук распространяется во всех направлениях, а мы слышим лишь ту его часть, которая достигает нашего уха. Когда мы далеко, до нас доходит лишь незначительная его часть.

Звук распространятся в воздухе с огромной скоростью-примерно 340 м /с Звуковые волны не могут распространяться в космосе, так как там нет воздуха. Поэтому в межпланетном пространстве нет звуков.

1.8. Акустика

Во время концерта музыкальные звуки направлены на каждого слушателя. Чтобы улучшить качество звука, то есть акустику помещения на стенах зала и потолке размещают звукоотражающие панели. Даже слушатели в конце зала всё прекрасно слышат.

Эхо можно использовать для составления карт, рассказывающих о строении Земли. Различные виды породы по-разному отражают звук, и каждая из них образует особое эхо. Таким образом, можно также определять наличие нефти и других полезных ископаемых.

1.9. Вредные шумы

Обычно мы называем шумом очень громкий или беспокоящий нас звук. В самом деле, работа с шумными машинами может привести к ухудшению слуха. Специальные наушники служат для того, чтобы препятствовать прохождению многих шумов.

Людей, которые совсем не слышат, называют глухими. Лишились слуха они по разным причинам. Такие люди разговаривают на языке жестов. Некоторые из них умеют читать по губам. Для тех, кто плохо слышит существуют слуховые аппараты.

Очень громкие шумы могут ухудшить слух. Тонкие волоски внутреннего уха повреждаются и никогда уже не восстанавливаются. Поэтому нужно беречь свой слух смолоду.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Эксперимент№1. «Колебания предметов»

Существование звуковых волн доказал следующий эксперимент: я натянул резинки на пустую коробку. Дёрнул за резинку, она начала колебаться. Воздух вокруг неё тоже колеблется. Это звуковые волны.

2.2. Эксперимент№2. «Спичечный телефон»

Для создания спичечного телефона я произвёл следующие действия:

    Через центры двух спичечных коробков натянул нить.

    Закрепил эту нить с обеих сторон с помощью спичек.

Мы с сестрой натянули нить и передавали друг другу «секрет». Настя прижимала коробок к губам и говорила. Я прикладывал ухо ко второму коробку и слушал. Звук «бежал» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передаётся хуже, поэтому «секрет» не слышали сидящие рядом родители. Когда мама приложила палец к нитке, она ощутила колебания.

      Эксперимент№3. «Откуда доносится звук?»

Когда мне завязали глаза, а моя сестра передвигалась по комнате и хлопала в ладоши, мне удавалось определить на слух, где находится звук.

      Эксперимент№4. «Расчёски меняют звук»

Я провёл пластмассовой пластиной по зубьям разных расчёсок. У расчёсок с крупными, редкими зубьями звук получался низкий, грубый, громкий. У расчёсок с частыми, мелкими зубьями звук тонкий, высокий.

      Эксперимент№5. «Рупор»

Смастерив простой рупор из картона, сложенного в виде конуса, я определил, что звук способен доносится на более дальнее расстояние.

      Эксперимент№6. «Звенящая вода»

При бросании камешков в пустую миску и миску с водой, можно услышать, что звук громче при бросании камешков в пустую миску.

Также я взял два бокала, наполненные водой и металлическую палочку. Бокалы звучали по-разному в зависимости от того, отливал я или добавлял воду в бокалы. Звуки получались разные.

Заключение

Таким образом, используя наши знания об образовании звука, мы можем уменьшать или увеличивать шумовые эффекты. Это доказали мои эксперименты. Дополнительная литература, которую я изучил, подтверждает эти факты. Современные технологии, основанные на знаниях о колебаниях, позволяют уменьшить шум, производимый машинами. Можно верить, что благодаря нашим знаниям о шумах, можно будет создать бесшумные стиральные, посудомоечные машины, микроволновые печи и другую бесшумную бытовую технику. А это поможет многим людям сохранить слух дольше.

Происхождение, значение звука, по моему мнению, следует изучать и в дальнейшем. Звуки играют важную роль в жизни человека, как положительную, так и отрицательную.

Список литературы:

1)Белавина И., Найденская Н., Планета-наш дом. Мир вокруг нас.- М., 1995.

2)Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.-М.,1987.

3)Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.-М., 2001.

4)История открытий/ Пер. с англ. А.М. Голова.-М., 1997.

Интернет-ресурсы:

http://natural-medicine.ru/

http://www.razumniki.ru/

Приложение

График 1

Рисунок 1. «Колебания в воздухе»

Рисунок 2. «Колебания в воздухе»

Рисунок 3. «Спичечный телефон»

Рисунок 4. «Откуда доносится звук?»

Рисунок 5. «Расчёски меняют звук»

Рисунок 6. «Рупор»

Рисунок 7 «Звенящая вода»

С рождения и до самой смерти здоровый человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем его мире. Но что такое звук и чем объясняется многообразие звуков в природе?

Что такое звук

Любой вибрирующий (дрожащий) предмет передаёт свою вибрацию окружающему его воздуху и по нему начинают распространяться невидимые волны. Точно также плывущий корабль образует волны на поверхности воды. Волны эти (они называются звуковыми) улавливает барабанная перепонка , сигнал от неё передаётся в мозг и человек слышит звук.

Что такое высота и громкость звука

Простое объяснение, что такое звук, поможет объяснить и существующее многообразие звуков в природе. В самом деле, из звуков состоит и музыкальная мелодия, и шум работающего трактора. Мы слышим шелест листьев и рёв реактивного самолёта, но, оказывается, множество звуков мы не слышим совсем.

Дело в том, что любой звучащий предмет, например, детали работающего двигателя, наши голосовые связки или гитарная струна при своей вибрации совершают определённое количество колебаний в секунду. Их ещё называют частотой колебаний звуковой волны. Так вот, барабанная перепонка нашего уха способна уловить только звуковые волны, которые рождает предмет, вибрирующий с частотой от 20 до 20 тысяч колебаний в секунду.

Звук, производимый очень медленно вибрирующим предметом (менее 20 колебаний в секунду) называется инфразвуком, а исходящий от быстро вибрирующего предмета (более 20 000 колебаний в секунду) – ультразвуком. И те, и другие мы не слышим, но они существуют.

Высокие звуки (например, мышиный писк или свист) рождают предметы с быстрой частотой колебаний, а низкие звуки (например, урчание мотора) - с медленной.

А что такое громкость звука, от чего она зависит. Громкость звука зависит от давления, которое оказывает на наши барабанные перепонки звуковая волна, а давление, в свою очередь, зависит от силы колебания звучащего предмета. То есть, чем слабее вибрирует звучащий предмет, тем тише он звучит.

Люди с доисторических времён стремились понять природу звука, но окончательно объяснить, что такое звук, смогли только учёные середины прошлого тысячелетия.