Опыт работы доу условий фгос. Реализация фгос дошкольного образования

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В качестве приоритетного направления деятельности дошкольных образовательных организаций с января 2014 года стала реализация требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В процессе реализации требований ФГОС ДО дошкольные образовательные учреждения сталкиваются с объективными сложностями, которые вызваны рядом противоречий: с одной стороны, опубликованы и широко представлены в открытых информационных ресурсах разнообразные вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования, но до сих пор отсутствует их объективная экспертная оценка; с другой стороны, ДОУ уже проводят системные мероприятия по преобразованию комплекса условий реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, но при этом, практически отсутствуют развёрнутые методические рекомендации, раскрывающие логику методических преобразований на уровне ДОУ. Необходимость разрешения возникших противоречий способствует повышению активности педагогических коллективов к реализации самостоятельного методического поиска в отношении проектирования содержания дошкольного образования и определения эффективных технологий его реализации.

На уровне ДОУ разработан план действий по обеспечению введения ФГОС ДО, что представляет собой пошаговые действия.

В качестве 1 шага педагогическим коллективом была изучена и проработана нормативно-правовая основа введения ФГОС ДО. В результате данной деятельности были внедрены новые варианты локальных документов ДОУ, в частности, разработаны и внедрены новые правила приема воспитанников, переработан договор «Об образовании между ДОУ и родителями (законными представителями)», разработаны и внедрение нормы профессиональной этики, программа выявления и устранения профессиональных дефицитов, утверждено и реализуется новое положение об органах самоуправления в ДОУ.

В качестве 2 шага педагогическим коллективом был разработан новый вариант основной образовательной программы ДОУ, который по структурным характеристикам и объемному наполнению стал соответствовать требованиям ФГОС ДО. В новом варианте образовательной программы ДОУ существенные изменения внесены в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. На основе изучения образовательных потребностей участников образовательных отношений в содержание дошкольного образования введены авторские парциальные образовательные программы, в том числе, программа поликультурного образования дошкольников «Давай дружить: два народа – две культуры» и программа музыкально-творческого развития «Музыкальная импровизация», обе программа разработаны педагогами нашего ДОУ. Существенные изменения внесены в организационный раздел программы – в работе с детьми определены инновационные вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, разработаны индивидуально-ориентированныеспособы и направления поддержки детской инициативы. В содержании образовательной программы для детей с нарушениями речевого развития уделяется огромное внимание вопросам образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Определены механизмы адаптации программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработаны общие подходы к организации коррекционной работы с данной категорией детей, выстроена система организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также предусмотрены вариативные формы осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В качестве преемственности с предыдущим вариантом основной образовательной программы дошкольного образования, в новый вариант программы был включен комплексно-тематический план комплексных недельных образовательных мероприятий, который нашел отражение в организационной разделе программы в части, формируемой участниками образовательных отношений. В комплексно-тематическом плане недельных разработаны содержательные блоки программы, иллюстрирующие специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также традиционные события, праздники и мероприятия, реализуемые в условиях нашего образовательного учреждения.

Выделение проблемных зон и определение перспектив совершенствования содержания основной образовательной программы позволило нам определить следующие линии развития:

1) расширения объема вариативного содержания дошкольного образования для различных возрастных групп (в пределах 40% от общей части программы);

2) возможности выделения содержания дошкольного образования для детей с проблемами развития (дети с тяжелыми нарушениями речи) в отдельную адаптированную образовательную программу, которая позволит максимально интегрировать профессиональное коррекционное воздействие во все плановые образовательные мероприятия.

В качестве 3 шага к началу нового учебного года проведена системная работа по совершенствованию механизмов планирования образовательной деятельности с детьми: разработано положение об организации планирования образовательной деятельности в ДОУ, определены общие требования к перспективному и календарному планированию, разработана и внедрена модель индивидуального плана педагогических работников, раскрывающих все направления образовательной деятельности в зависимости от контингента воспитанников. В рамках планирования образовательной деятельности сделан акцент на реализацию технологии психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

Реализация пошаговых действий на данном этапе вызвала необходимость определения статуса педагогической диагностики в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая диагностика введена нами в качестве обязательной формы работы с детьми (содержание педагогической диагностики введено нами в организационный раздел образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений). Вместе с тем, требования к организации педагогической диагностики подверглись существенным преобразованиям. В качестве основного назначения педагогической диагностики нами определяется оценка индивидуального развития детей, которая используется исключительно для решения образовательных задач, направленных на индивидуализацию образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития), а также для оптимизации работы с группой детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, игровой, познавательной, речевой, проектной и других видах детской деятельности. Содержание и формы организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста определяются на основе анализа диагностических карт индивидуальных достижений ребёнка. Данная инновация введена на основе переработки принципов и технологий организации педагогической диагностики с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выделение проблемных зон и определение перспектив технологии планирования образовательной деятельности в ДОО позволило нам определить следующие линии развития:

1) привлечение других организаций к реализации задач дошкольного образования (в том чисел организация сетевых форм реализации образовательной программы);

2) поиск эффективных технологий организации образовательной деятельности с детьми в контексте реализации концепции психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

В качестве 4 шага проведена работа по обновлению предметно-пространственной развивающей среды. Разработан и внедряется внутренний стандарт качества организации предметно-пространственной среды на основе принципов, заложенных в ФГОС ДО. Особого внимания при этом заслуживает проблема проектирования предметно-пространственной развивающей среды как условия реализации основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений.

В качестве последующих шагов мы планируем провести серию мероприятий по совершенствованию материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На протяжении всего периода перехода на ФГОС ДО реализуются организационно-управленческие действия по развитию кадрового обеспечения на уровне ДОУ: созданы условий для прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС ДО; организована работа систематически действующих творческих групп воспитателей и узких специалистов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО.

Таким образом, проблема реализации ФГОС ДО в условиях ДОУ многоаспектна и трудоемка, требует глубокого методического осмысления и систематического профессионального обсуждения.

Доклад из опыта работы по теме:

«Реализация познавательного развития воспитанников в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила:

Воспитатель 1 квалиф. категории

МБДОУ Плотниковский детский сад «Теремок»

Чукова Анастасия Александровна

Плотниково 2017

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность?

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

    Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

    Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

    Развитие творческих задатков и воображения.

    Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

    Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.

    Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.

    Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

    Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

ОО Познавательное развитие включает в себя:

    Формирование элементарных математических представлений

    Развитие познавательно – исследовательской деятельности

    Ознакомление с предметным окружением

    Ознакомление с социальным миром

    Ознакомление с миром природы

Понятно, что конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой возрастной группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Формы работы по развитию познавательной деятельности.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам , направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

    личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

    применение различных дидактических заданий и игр;

    использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Чтобы дети получили качественное познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, педагоги должны применять различные методы и приемы в повседневной жизни группы и на занятиях.

Широко применяются методы и приемы:
 настольные и дидактические игры;
 чтение сказок и рассказов;
 наблюдения;
 развлечения;
 трудовые поручения;
 сюжетно-ролевые игры;
 строительные игры;
индивидуальная работа;
 подвижные игры;
 моделирование;
 проектирование;
 синтез и анализ.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение - главный аргумент.

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у детей меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.

В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Их приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Познавательное развитие происходит в наблюдениях и организованных играх.

К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками». Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками можно проводить разнообразные опыты и эксперименты.

В соответствии с ФГОС ДО, детей нужно продолжать знакомить с окружающим миром:

Закрепляются знания об овощах и фруктах. Детей учат выделять признаки,

форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.

Знакомить с трудом сельских жителей на полях и фермах.

Закреплять знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и

зимовье.

В процессе экспериментирования знакомить со свойствами воды, глины,

песка, воздуха, ветра, растений.

Начинать знакомить с некоторыми профессиями.

Учить выделять признаки времен года.

Знакомить с жизнью растений.

Учить правилам дорожного движения.

Знакомить с видами транспорта.

Со старшими дошкольниками закреплять знания:

    о разных существах;

    о временах года, их красоте и неповторимости;

    о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;

    о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;

    о безопасном обращении с бытовой техникой;

    о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.

Воспитатели заинтересовывают детей разными видами занятий. Это и этюды, и игры, и беседы. В мини-этюде ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель - вызвать желание придумывать у ребенка.! Но для этого у него должен быть определенный багаж знаний. Поэтому познавательное развитие в старшей группе переплетается с развитием речи, художественной литературой и ознакомлением с природой.

Дети подготовительной группы, выпускники - гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется. К окончанию детского сада ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу, стремиться к самостоятельности.

К концу года дети получают следующие знания:

привита культура поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми;

дети должны познакомиться с родословной и историей своей семьи; знать народные традиции, игры, обряды, кухню; гордиться своей Родиной.

Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда при организации познавательного развития должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно - пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.

О чень ва жным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, в организации познавательно-исследовательской деятельности детей принадлежит педагогу. От него главным образом и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

" Внедрение ФГОС в ДОУ"

Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Система дошкольного образования переживает серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежат сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

ФГОС стали внедрять все дошкольные учреждения, не исключением стало и наше ДОУ.

Какие же мероприятия по введению ФГОС в ДОУ были проведены в средней группе № 1:

1. Первоначально мы ознакомились с проектом "Введение ФГОС ДО".

2. Прошли обучение в ФГБОУ ВПО "БГПИ" по программам: "ФГОС дошкольного образования: ключевые особенности и механизмы реализации" и "Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога".

Прослушали онлайн вебинары кандидатов педагогических наук изучающих и внедряющих ФГОС ДО.

Участвовали в работе круглого стола по теме: "Введение ФГОС ДО" на общесадовском уровне.

3. Обновили методическую литературу, которая соответствует требованиям ФГОС.

4. Пересмотрели и оформили предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с пятью образовательными областями: художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная, речевая, познавательная.

Выполняя требования по оснащению группы были созданы условия для реализации различных видов деятельности с детьми:

Центр сенсорного развития.

Центр математического развития.

Центр изобразительного искусства.

Центр активности (игровой центр).

Центр «Будь здоров!».

Уголок природы и экспериментирования.

Центр театрализованной деятельности.

Центр развития речи, чтения художественной литературы.

Центр «Маленькие строители»

Центр музыкальной деятельности.

По новым стандартам развивающая среда в группе доступная, содержательная, полифункциональная, безопасная, вариативная, соответствующая возрастным особенностям детей.

Так же нами была пересмотрена развивающая среда участка группы:

Приобрели новую трансформируемую песочницу для игр с песком и водой;

Установили стол с лавочками для настольных игр;

Домик для сюжетно-ролевых и театрализованных игр;

Оформили цветник для воспитания любви к природе, всему живому и формирования трудовых навыков;

Скамейка с навесом - место для уединения, чтения и рассматривания художественной литературы;

Машина - для сюжетно-ролевых игр.

5. В процессе разработки рабочая образовательная программа для средней группы, которая составлена на основе примерной основной образовательной программы, с использованием вариативной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой и основной образовательной программы ДОУ, на основе законов и нормативных актов.

6. Определили целевые ориентиры для проведения мониторинговых исследований достижений воспитанников. Оформляем индивидуальные карты развития воспитанников.

7. Разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты воспитанников.

8. Оформили и пополняем детские портфолио и портфолио воспитателя.

9. Пересмотрели организацию НОД. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

10. Как нам всем известно, свою воспитательно – образовательную работу мы не сможем организовать без наших основных партнёров – родителей. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности в воспитании своих детей.

Наша основная задача «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Поэтому мы обязаны были информировать родителей о введении ФГОС ДО. Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность, используя традиционные и нетрадиционные формы работы.

Своих родителей мы информировали о ФГОС:

На общем собрании на тему: «Очень важный разговор»;

Через наглядную информацию (доступную для родителей):

* стенгазета «Федеральный государственный образовательный стандарт»;

* буклеты «Целевые ориентиры дошкольного образования»;

Совместное создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке ДОУ;

Совместные участия в конкурсах, выставках, праздниках, развлечениях;

День открытых дверей. Посещение НОД.

"Мы берём лучшее из прошлого и работаем на будущее.

МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»


Проблемы: Отсутствие нормативно-правовой базы в ДОУ (положений, приказов, локальных актов) для реализации ФГОС; Недостаточное методическое и информационное обеспечение в ДОУ для внедрения ФГОС: Недостаточное ресурсное обеспечение (кадры, финансирование, материально- техническая база); Разноуровневое понимание педагогами внедрения ФГОС в ДОУ.


Назначение проекта Изменение системы управленческой работы в ДОУ; Обеспечение качества дошкольного образования в соответствии федеральными государственными стандартами; Изменение структуры и содержания образовательного процесса в соответствии со спецификой ДОУ




Задачи проекта Обеспечить соответствие нормативно-правовой базы, необходимой для реализации ФГОС. Разработать ООП дошкольной организации в соответствии с ФГОС Обновить содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях введения ФГОС к структуре ООП. Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации ФГОС в образовательном процессе и сформировать положительную мотивацию у сотрудников к инновационным внедрениям в ДОУ. Привлечь внебюджетные средства для реализации задач ФГОС. Обеспечить эффективное управление процессом подготовки ДОУ к реализации ФГОС.


Обновление содержания нормативно-правовой базы для работы по ФГОС. Создание пакета материалов по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (планирование НОД, циклограммы, режимы и др.). Разработка и внедрение ООП дошкольного образования. Создание модели и механизма управления по внедрению ФГОС в образовательный процесс. Обновление ресурсов: повышение уровня компетентности кадрового потенциала, улучшение материально- технической базы, пополнение информационно- методического обеспечения, привлечение дополнительных источников финансирования. Разработка системы морального и материального стимулирования. Ожидаемые результаты:


Модель управления введением ФГОС в ДОУ 1 ЭТАП Подготовительный Цель: изучение нормативно- правовых документов по внедрению ФГОС, анализ и оценка готовности ДОУ к внедрению ФГОС. 2 ЭТАП Проектировочный Цель: проектирование основных направлений процесса перехода ДОУ на внедрение ФГОС. 3 ЭТАП Заключительный Цель: создание основной общеобразовательной программы и управление процессом её реализации.




Управленческий комплекс мероприятий Срок ОтветственныйРезультат управленческих решений Изучение нормативно- правовых документов по внедрению ФГОС, анализ, оценка готовности ДОУ к реализации ФГОС Январь 2014 г. заведующий Приказы по ДОУ Разработка плана действий по переходу ДОУ к введению ФГОС. Февраль 2014 г. Заведующий, старший воспитатель План работы Методический комплекс мероприятий Проведение семинара «ФГОС в ДОУ» Март 2014 г. Старший воспитатель Положение о творческой группе Проведение анкетирования готовности педагогов к внедрению ФГОС Апрель 2014 г. Старший воспитатель Банк данных о готовности педагогов к введению ФГОС Создание творческой группы Май 2014 г. Заведующий Приказ об утверждении положения о творческой группе.


Второй этап – проектировочный, год. Цель: проектирование основных направлений процесса перехода ДОУ на внедрение ФГОС.


Управленческий комплекс мероприятий Срок ОтветственныйРезультат управленческих решений Семинар-практикум Сентябрь 2014 г. Заведующий, старший воспитатель Внедрение новых технологий Разработка плана работы творческой группы Октябрь 2014 г.Члены творческой группы План Разработка проекта модели содержания ОПП дошкольного учреждения Ноябрь 2014 г.Заведующий Модель программы Выработка показателей, критериев психолого- педагогической работы с детьми(периодичность, формы, показатель для каждой возрастной группы, вариативные контрольно- измерительные материалы) Декабрь 2014 г. Старший воспитатель Наличие соответствующих показателей Разработка системы контроля, направленной на выполнение ФГОС Январь 2015 г.Заведующий, старший воспитатель График внутреннего контроля Анализ готовности к внедрению ФГОС Февраль 2015 г. Старший воспитатель Аналитическая справка Круглый стол « ФГОС в практике – опыт, проблемы, пути решения» Март 2015 г.Старший воспитатель, творческая группа Обобщение «положительного опыта»




Управленческий комплекс мероприятий Срок Ответствен- ный Результат управленческих решений Педсовет «Итоги работы ДОУ по переходу на ФГОС» Апрель 2015 г.Старший воспитатель Приказ «Об итогах работы ДОУ по переходу на ФГОС» Обсуждение проекта годового плана на следующий учебный год по реализации ООП в соответствии с ФГОС Май 2015 г.Старший воспитатель Проект годового плана на следующий учебный год по реализации ООП в соответствии с ФГОС.(принятие решения) Методический комплекс мероприятий Срок ОтветственныйРезультат управленческих решений Результаты реализации проекта, диссеминация опыта, итоговый отчёт Ноябрь-декабрь 2015 г. Заведующий, старший воспитатель. Пресс-конференция, презентация ООП дошкольного учреждения, размещение методических материалов на сайте ДОУ, представление опыта работы инновационных объектов по реализации ФГТОС


Риски проекта Риски 1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в области внедрения ФГОС. 1. Отсутствие утверждённых Министерством образования и науки РФ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. 1. Недостаток средств для реализации программы по внедрению ФГОС на обновление предметно-развивающей среды и информационно-методического обеспечения.

«Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.»

Подготовила: Бронникова М.Е.,

воспитатель МБДОУ ДС № 2 «Белочка».

г.Николаевск – на – Амуре,2014 г.

«Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.»

А. Г. Асмолов

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача нашего ДОУ – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования – начальная школа. Такие дети действительно хотят учиться. Придется многое менять, а для этого нужно серьезно работать над созданием условий реализации ФГОС в каждой дошкольной организации повышением компетентности педагогов, которые позволят педагогам работать по стандарту. Дошкольный стандарт – это стандарт условий.

Началом большой и плодотворной работы нашего коллектива послужило создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО. Став членом рабочей группы я принимала участие в разработке «Дорожной карты», так как с 1 сентября 2014 года группа, в которой я работаю начинает вводить ФГОС ДО. «Дорожная карта» явилась первым разработанным продуктом, состоит из четырех разделов:

    Создание организационно-управленческих условий введения ФГОС.

    Кадровое обеспечение введения ФГОС.

    Создание материально-технического обеспечения введенияФГОС.

    Создание организационно-информационного обеспечения введенияФГОС.

Для изучения нормативно-правового обеспечения введения ФГОС дошкольного образования на трёх методических объединениях нашего ДОУ были рассмотрены разделы ФГОС(требования к программе,требования к условиям её реализации и требования к результатам). Материал рассматривался с применением мультимедийных презентаций, закреплялся с помощью анкетирования педагогов. Одним из решений МО стало наличие ФГОС лично у каждого воспитателя для детального и конкретного изучения.

После проведенной работы я сформировала папку с нормативно-правовой базой, в которую вошли

    Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
    образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования;

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
    31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению
    дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

    Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249

Дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. Необходимо обеспечить условия развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам надо уметь работать.

Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В стандарте педагога указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы воспитатели могли работать по этому стандарту. Все педагоги младших и средних групп, включая меня, прошли курсовую подготовку по введению ФГОС ДО.

В связи с выходом новых ФГОС и СанПин требует изменений и доработки учебный план. В соответствии с деятельностью в пилотном режиме наше ДОУ с сентября 2014 года будет осуществлять образовательную деятельность, основываясь на ФГОС – младшие и средние группы, а старшие и подготовительные будут руководствоваться ФГТ. Изменения вносятся в младших и средних группах согласно СанПин п.11.11: «Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первую половину дня в младшей и средней не превышает 30 и 40 минут соответственно»

Соответственноп.11.12. СанПин в подготовительной группе 1,5 часа,а в старшей 45 минут – впервую половину дня и не более 25-30 минут в день во вторую половину дня.

Дляразработки проекта ООП в ДОУ была создана творческая группа. На сайте ФИРО представлены проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Их количество и качество разнообразно,изучение требует определенного временного интервала. Исходя из этой ситуации, творческая группа долгое время занималась изучением предлагаемых проектов, посчитав целесообразным продолжать работу нашего ДОУ по программе «Радуга». Необходимо всем коллективам начинать работу по определению курса своей образовательной деятельности и началу разработки проекта ООП. Так как после утверждения реестра программ допущенных к реализации у коллектива будет всего 10 дней на окончание разработки своей ООП.Хочется сказать, что не все разделы предлагаемого проекта «Радуга» устраивают нас,мы дополняем недостающие этапы парциальными программами допустимыми к реализации в ДОУ.

Парциальные программы являются дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.

Л.А.Глазырина «Физкультура дошкольника»;

В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления;

С.Я.Лайзане «Физкультура для малышей»

Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

С.А.Козлова «Мой мир»,

Рылеева «Открой себя»

О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Т.Н.Доронова « Аспекты гендерного воспитания»

Л.В.Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника»

С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

Н.А.Рыжова «Наш дом природа»

О.С.Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»,

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Н.Т.Сорокина «Театр-творчество-дети»

Т.Н. Доронова «Театр и дети»

Л.В.Куцакова « Росинка»

И.М.Каплунова «Ладушки»,

О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»

Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности ДОУ и пожелания родителей.

Для этого в ДОУ функционируют кружки : художественно-эстетического, познавательного и физического развития.

На основании выбранной программы было составлено комплексно – тематическое планирование для второй младшей и средней группы. (Приложение).

На заседании педагогического совета утвердили структуру написания календарного планирования, включающего разделы: режимные момент, индивидуальная работа, НОД, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей и работа с родителями.

Дата ______

Утро

Прогулка

2-ая половина дня

Работа с родителями

Совместную деятельность педагога с детьми прописываем в соответствии с видами деятельности по ФГОС. Впереди написание планов по всем видам деятельности на все возрастные группы.

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе- на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должен быть предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Для ознакомления родителей наших воспитанников с ФГОС на родительских собраниях и конференциях были проведены ознакомительные презентации, в родительских уголках размещена информация о ФГОС, на сайте ДОУ размещена доступная информация об изменениях в области дошкольного образования, о ведении ФГОС и проект примерной общеобразовательной программы реализуемой в нашем ДОУ. Для привлечения и заинтересованности родительской общественности работой ДОУ используем разнообразные формы работы с родителями: совместные праздники, посиделки, тренинги, проекты и др.

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Соответственно п.4.3. стандарта целевые ориентиры – это возрастной портрет, который не может быть применен к отдельному ребенку.

В процессе реализации программы воспитателями проводится педагогическая диагностика соответственно п.3.2.3. Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Результаты этой работы используются для индивидуального образования детей и оптимизации работы с группой дошкольников. Психологическая диагностика возможна только при наличии квалифицированных специалистов (психологов). Для осуществления педагогической диагностики основываясь на методиках Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, О.С.Ушаковой, С.Н.Николаевой, Т.М.Бондаренко и др.авторов в ДОУ были созданы диагностические карты для определения уровня освоения ребёнком разделов образовательной программы. (Приложение)

Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно - урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, давно не используется в нашем педагогическом коллективе. Процесс обучения организовываем, применяя специфические для дошкольников виды деятельности. Ребенок и взрослый являются при этом субъектами взаимодействия. Основные формы работы с детьми – это рассматривание, наблюдение, беседа, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерские. Мы считаем что, принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.

Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, и для ознакомления с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении ФГОС ДО» и Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) вы можете перейти по ссылкам: