Примеры остракизма в древних афинах. Остракизм - это что такое? Остракизм в современном обществе

Примерно с 500 по 321 год до н. э . в Афинском полисе существовала первая в мире демократическая форма правления. Древнеафинскую демократию защищали, берегли от посягательства отдельных граждан. В Афинах дошло до того, что самых популярных и любимых народом граждан, пользующихся властью над умами народа безапелляционно изгоняли из полиса на десять лет — такие граждане могли сосредоточить власть в своих руках и стать тиранами. Такой древний обычай афинской демократии назывался остракизмом. Демократический суд вершился над гражданином в Афинах с помощью голосования, используя обыкновенные глиняные черепки.

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идёт о гонении, травле, общественном неприятии, в древнеафинской демократии остракизм нельзя считать наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Острокизм в Афинах был профилактической мерой, направленной на защиту демократии, острокизм можно расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви к самому выдающимуся человеку города-государства. В Афинах изгоняли зачастую самых успешных, популярных и красноречивых граждан полиса.

Клисфен. Современный бюст

Аристотель утверждает, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Таким образом, возникновение в Афинах обычая острокизма можно датировать примерно 508 годом до нашей эры — незадолго до этой даты была свергнута тирания Писистратидов , и афинский полис нуждался в некоем механизме общественного контроля , который не допустит появления в Афинах новых тиранов. Первый изгнанник Афин Гиппарх появился только спустя два десятилетия, в 487 году до н.э.

Суд остроков

Привычных нам бюллетеней для голосования у древних афинян, конечно же, не было. В условиях большого города-государства гражданам изъявлять волю устно не было смысла, невозможно подсчитать голоса, можно было и запутаться. Жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.

Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок ) — острый-кусочик керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание захвата власти и т.п

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.

Остраконы, обнаруженные при раскопках

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.

Остракон с указанием имени Фемистокла

Фемистокл

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

Был подвергнут остракизму и Дамон, советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.

На протяжении столетия (конец VI-V вв. до п. э.) в Афинах существовал еще один, своеобразный тип тайного голосования, получивший название «остракизм» («остракофория») или «суд черепков» (от греческого «остракон» - черепок, обломок глиняного сосуда). По инициативе Клисфена (предположительно, в 506/505 г. до п. э.) община получила право официально изгонять из пределов полиса па десять лет любого общественного деятеля, чья популярность могла привести к узурпации власти и угрожала основам народовластия. Узаконенное изгнание па основании «суда черепков» не являлось наказанием за какое-либо конкретное преступление или проступок, его целыо было устранение отдельного гражданина, чье присутствие в пределах полиса считалось опасным, нежелательным1".

Данный способ изгнания, скорее всего, не был изобретением Клисфена. Учеными высказывались предположения, что к остракизму прибегали еще во времена наследников тирана Писистрата, но тогда прерогатива в этом вопросе принадлежала Совету четырехсот1.

Этой мере воздействия подвергались знатные граждане; таким образом, остракизм можно рассматривать и как признание полисом значительности авторитета того лица, против которого он применялся.

Характер остракизма подчеркивает верховенство власти полиса над его гражданами. Подвергнутые «суду черепков» не могли оспорить приговор народа, предоставить доказательства своей лояльности.

Один раз в году народное собрание рассматривало вопрос о том, имеется ли необходимость применения остракизма. В случае положительного ответа на этот вопрос, созывалось специальное собрание. О том, как оно проходило, рассказывают сочинения античных авторов Филохора и Плутарха: «Площадь огораживалась досками, причем оставлялось десять входов; через них входили по филам и подавали черепки, поворачивая книзу написанное. Председательствовали при этом девять архонтов и Совет»41; «Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем пес к определенному месту і га площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества»42.

Видимо, следует понимать сообщение античных авторов таким образом, что 6 ООО черепков составляли миннмалыюе количество острака, обрекающее на изгнание того кандидата, чье имя в них содержалось. Общее число голосующих, безусловно, было значительно большим.

В разные годы путем остракизма из Афин были изгнаны такие известные политики как Кимон, Аристид, Фемистокл, Дамой (учитель Перикла).

Наиболее часто этот электорально-политический инструмент применялся в 480-х гг. до н. э. Последний известный случаи относится к 416 или 415 гг. до н. э.

В нашем распоряжении имеется слишком мало данных для того, чтобы точно указать обстоятельства, при которых остракизм был исключен из числа действующих политических институтов афинского государства. По сообщению Плутарха, народное собрание приняло постановление, навсегда упраздняющее остракофорию: «Возмущенный тем, что остракизм сделался предметом издевательства и поношения, парод упразднил его навсегда»43.

Острака. V в. до н. э. (Афины, музей Агоры), (фото)

Рассматривая формальную сторону процедуры остракизма, мы обнаруживаем в ней ряд черт, родственных современным выборам. Разумеется, не следует забывать о том, что целыо остракизма было понижение в правах, а не предоставление полномочий. Существовал узаконенный кворум «избирателей», имели место своеобразные «бюллетени» с именами - обломки глиняных сосудов. Порой граждане не ограничивались простой фиксацией имени потенциального изгнанника, они добавляли к нему карикатурные изображения, стихотворные строки, нелестные эпитеты, показывая тем самым свое негативное отношение к данному политику («бесчестный», «развратник», «мидянин»). Подобные проявления экспрессии электората свойственны и для практики новейшего времени.

В Афинах существовала еще одна политическая процедура, схожая с остракизмом. Совет пятисот мог исключить из своих рядов лицо, не соответствующее высокому статусу булевта. В таком случае применялась «экфил- лофория» - голосование листьями, па которых члены Совета писали имя своего коллеги, подлежащего исключению: «Совет приступил к голосованию. И сначала, при подаче голосов масличными листьями, он исключил Тимарха из своих списков, однако затем, при голосовании камешками, вновь принял его в свои ряды»44.

Завершая рассмотрение избирательных процедур, применявшихся в древних Афинах, необходимо отметить их важное значение для дальнейшего развития традиций демократии и народовластия. Политическое устройство афинского полиса, особенности функционирования этого типа государства начали пристально изучать еще в эпоху античности. Фукидид, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Цицерон и многие другие мыслители древности внимательно рассматривали достоинства и недостатки прямого народовластия.

Античные идеалы гражданской свободы, равенства и сопутствующие им избирательные процедуры стали частью теоретического фундамента политических доктрин и концепций нового времени.

В современной психологии остракизм - это игнорирование или неприятие человека окружающими. В общем-то, такое определение уже достаточно полно отражает сущность явления. Сегодня остракизм - это достаточно широкое понятие, которое можно применить ко всему спектру социальных отношений. Везде, где есть взаимоотношения между людьми, существует в какой-либо мере и игнорирование или изгнание отдельных личностей. Таким образом, остракизм - это то, что превращает человека в общественного изгоя, маргинала. Вместе с тем это понятие имеет корни,

Которые совершенно четко прослеживаются.

Античный остракизм

Значения многих терминов пришли в современные европейские языки из древнегреческого. Античные полисы-государства дали современному миру множество политических идей и концепций. К этой области относится и изначальный остракизм. Это понятие на заре своего существования также относилось сугубо к и являлось инструментом сохранения демократического правления в полисах. Традиционно целый ряд городов-государств имел всенародную систему управления, когда самые важные вопросы в жизни города решались всенародным собранием его граждан (исключая женщин, чужеземцев и рабов) - эклессией. Тем же народным собранием избирались своеобразные временные органы правления. Эта процедура являлась превентивным инструментом для избегания узурпации власти со

стороны какого-либо гражданина или группы людей. Подвергнуть остракизму могли любого гражданина, популярность или политическое могущество которого начинало угрожать устройства полиса. Проводилась процедура в январе каждого года. Председатели из Совета пятисот (своего рода парламента) регулярно ставили на рассмотрение общественности вопрос о необходимости остракизма. Если решение одобрялось, то сама процедура проводилась весной этого же года. В определенный назначенный день каждый из имеющих право граждан приносил с собой черепок (отсюда и название), где было написано имя человека, который, по его мнению, является угрозой, и которого следует изгнать. Голосование было тайным. Каждый гражданин заходил в подготовленное огражденное от посторонних глаз пространство с черепком, зажатым в руке, и клал его в специальную коробку. По итогам

Дня проводился подсчет голосов. Тот, чье имя наиболее часто упоминалось в надписях, должен был в десятидневный срок уладить все свои дела в полисе и покинуть его. Изгнание продолжалось, как правило, десять лет, хотя срок мог быть изменен в зависимости от того, насколько сильной представлялась угроза со стороны этого человека. Считалось, что за этот период влиятельная особа растеряет свою популярность, и по возвращении уже не будет угрожать демократическим основам города. Вместе с тем изгнанники не лишались ни прав гражданства, ни земельного надела (который обязательно имел каждый член общины), ни собственности. Изгнание они, как правило, проводили в других полисах полуострова, будучи там негражданами - метеками. Вернувшись в родной город, они восстанавливались во всех правах и обратно получали собственность.

В целях профилактики

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идет о гонении, травле, общественном неприятии, неправильно считать остракизм наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причем в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.

Клисфен. Современный бюст

Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до нашей эры — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который не допустит появления новых тиранов. Однако первый изгнанник появился только спустя два десятилетия. Им в 487 году стал Гиппарх.

Суд черепков

Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было. Изъявлять волю в устной форме не имело смысла — в условиях большого города-государства можно было и запутаться. Поэтому жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.


Остраконы, обнаруженные при раскопках

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.


Фемистокл

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

«В 510 г. Гиппий был изгнан из Афин. Нового вождя и реформатора звали Клисфен . Аристократ по рождению, но, видимо, последовательный демократ по убеждениям, Клисфен нанёс тяжкий удар афинской родовой аристократии.

Наиболее важным пунктом в его реформе 508 года было изменение административного деления Аттики. Некогда (легенда утверждала, что при мифическом царе Ионе) вокруг Афин объединилось четыре соседних племени - филы. Вся система выборов и представительства, созданная Солоном , базировалась на этих четырёх филах.

Естественно, что родовая аристократия сохраняла в них свое традиционное влияние. Клисфен же разбил Аттику на 10 фил, причём в состав каждой из них были включены жители разных мест: из города, с побережья и из внутренней части страны. Новые филы стали безликими единицами административного деления, тяготеющими к городу: Роды в них перемешались, аристократы утратили своё влияние. 50 человек от каждой филы по жребию избирали в совет пятисот (вместо прежнего Совета четырёхсот). По филам - тоже по жребию - выбирали в гелиею, формировали отряды тяжеловооружённых пехотинцев («гоплитов»). По одному человеку от каждой филы Народное собрание выбирало на учреждённые Клисфеном новые должности высших военачальников - «стратегов».

Избрание в стратеги не было ограничено имущественным цензом. Кроме того, их действительно выбирали открытым голосованием, а не назначали по жребию. Наконец, хотя стратеги отчитывались и переизбирались ежегодно, на эту должность можно было быть избранным неограниченное число раз.

Необходимость ответственного выбора военачальников диктовалась сложностью задач, которые им теперь приходилось решать. В сражениях участвовало намного большее (чем во времена Солона ) число воинов - различно вооружённых, пеших и конных. Исход боя теперь в немалой степени зависел от опыта и искусства стратега. Полагаться при его избрании на слепой жребий было бы опасно. Неразумно было и ежегодно менять командующих. Со временем, когда Афины станут во главе союза греческих городов, практика ежегодной замены по жребию гражданской администрации тоже выявит свою несостоятельность. В обход её будут, расширяться полномочия стратегов, а у Народного собрания появятся неформальные лидеры. Но до этого ещё далеко.

Важным нововведением Клисфена была процедура «остракизма», направленная против угрозы возобновления тирании. Народное собрание решало вопрос о том, имеются ли основания опасаться попытки узурпации государственной власти. Если такая опасность признавалась, народ в назначенный день сходился на рыночную площадь для остракизма. Каждый гражданин на глиняном черепке («остраконе») писал имя того, кто по его мнению намеревался посягнуть на демократию. Потом черепки сортировали и подсчитывали.

Названный большинством голосов должен был удалиться из Афин на 10 лет. Имущество его при этом не конфисковывали, а по возвращении в Афины он полностью восстанавливался в гражданских правах. Остракизм был задуман не как мера наказания, а для предупреждения возможности ущемления демократии. Хотя, как и следовало ожидать, в последующей истории Афин он не раз использовался совсем в других целях.

Реформы Клисфена поставили Афины на путь последовательного развития демократии, так что некоторые исследователи именно Клисфена считают её родоначальником. Кстати говоря, отметим, что рабов в Афинах всё ещё было очень мало».

Остерман Л.А., О, Солон! История афинской демократии, М., «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина», 2001 г., с. 22-23.