Теория конвергенции. Большая энциклопедия нефти и газа

Министерство образования Республики Беларусь

Институт парламентаризма и предпринимательства

Кафедра политологии

Курсовая работа

по учебной дисциплине «Политическая идеология»

на тему «Политическая теория конвергенции »

Горунович Михаил Владимирович

(дата, подпись)

Социально-экономический факультет заочного обучения, 5-й курс,

группа 22121/12

Номер зачетной книжки 275/22816

Место работы и занимаемая должность:

ООО «Дексма», электросварщик

Телефоны:

городской:

мобильный: +375292586656

Руководитель

Ст. преподаватель

Горелик А. А.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…..….……3

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, АНАЛИЗ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ КОНВЕРГЕНЦИИ……………………………………………...……6

РАЗДЕЛ 2. КРИТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ ……………………………………….……………..19

2.1. Критика политической теории конвергенции ………………………………19

2.2. Перспективы развития политической теории конвергенции ………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………….……….29

ВВЕДЕНИЕ

Процессы, происходящие в современной политике, и конвергенция (формирование конвергентной политики) – это во всех смыслах не только взаимосвязанные, но и обоюдоострые проблемы. Их соотношение имеет не только ситуационную, но и методологическую, теоретическую, научно-практическую и стратегическую актуальность. Углубленное изучение их взаимосвязи не следует откладывать «на потом», его необходимо признать делом своевременным и естественным.

Идея конвергенции впервые появилась после второй мировой войны как следствие стремления к миру. В начальный период научного поиска многие считали, что термин «конвергенция» произвольно перенесен буржуазными идеологами в область общественных отношений из биологии, где он означает появление у различных организмов сходных признаков под влиянием общей для них внешней среды. Так, в общей теории систем Людвига фон Берталанфи особо подчеркивается общенаучное значение и общеметодологическая роль аналогии и взаимозависимости между теориями подобия и конвергенции. Конвергенция науки как системы знаний и процессов общественной деятельности людей аналогична конвергенции других сфер общества и общественных процессов.

Основываясь на теории подобия, ученые пытаются доказать, что под воздействием современных производительных сил социализм и капитализм приобретают все больше сходных черт, эволюционируют навстречу друг другу, и рано или поздно они должны слиться и образовать некое новое, конвергентное общество-гибрид.

Современный мировой исторический процесс начинает все чаще трактоваться как процесс взаимодействия реформируемого постсоциалистического общества с саморазвивающимся, самоперерождающимся капитализмом. Считается, что такое взаимодействие включает этапы наступления и отступления социализма, этапы деструкции капитализма и яростных всплесков его активного контрнаступления и временных побед. Стараясь разобраться во всех сложных перипетиях этого процесса, общественно-научная мысль Запада в свое время пыталась найти примиренческое объяснение взаимодействию «двух систем». Однако интерес к данной проблеме пропал, как только капитализм победил в «холодной войне» и социализм оказался если не уничтоженным до конца, то отброшенным далеко назад .

Идея конвергенции оформилась в работах Дж.Гэлбрейта, У.Ростоу, П.Сорокина (США), Я.Тинбергена (Нидерланды), Р.Арона (Франция), Зб.Бжезинского (Польша) и многих других мыслителей. В СССР в эпоху господства марксистско-ленинской идеологии с идеями конвергенции выступал известный физик и мыслитель – диссидент А. Сахаров.

Объектом курсовой работы выступает совокупность отношений, составляющих сущность политической доктрины конвергенции и основные этапы ее формирования.

Предметом исследования является политическая доктрина конвергенции и политические взгляды ее разработчиков и многочисленных последователей.

Целью настоящей работы является анализ взглядов сторонников политической доктрины конвергенции.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность политической доктрины конвергенции;

2. раскрыть политические взгляды критиков политической доктрины конвергенции;

3. рассмотреть перспективы развития политической доктрины конвергенции.

При исследовании были использованы различные справочные и энциклопедические материалы, интернет-ресурсы и др.

При написании работы использовались логический метод исследования, метод анализа политологической, социологической, методической литературы, а также, методы обобщения, сравнения, моделирования.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, два раздела, заключение и список литературы. Объем курсовой работы, включая список использованной литературы из 15 наименований, – 30 страниц.

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ , АНАЛ ИЗ И СУЩНОСТЬ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ КОНВЕРГЕНЦИИ

Теория конвергенции (от лат. сonvergere – сближаться, сходиться) объединяет широкий спектр политологических учений и рассматривает в современном цивилизационном общественном развитии тенденцию к сближению и синтезу социализма и капитализма.

Сам термин «конвергенция» заимствован из биологии, где он означает приобретение относительно далекими по происхождению организмами одинаковых свойств и форм благодаря проживанию этих организмов в одинаковой среде. Несмотря на то, что это сходство, зачастую, носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач. Подразумевается, что человечество при не совпадающих или противоположных социально-политических системах находится на одном «корабле» Земля, а распространение контактов приводит к взаимному обмену ценностями, поэтому капитализм и социализм обогащаются чертами друг друга и образуют единое «конвергентное» общество .

Последователи пролетарской идеологии марксизма – ленинизма считали, что между капитализмом и социализмом принципиально не может быть ничего общего. Идея вечной борьбы социализма и капитализма, вплоть до окончательной победы коммунизма на всей планете, пронизывала всю социалистическую и, отчасти, буржуазную политику.

После двух мировых войн во второй половине ХХ столетия складывается идея о единстве современного мира в рамках индустриального общества. Теорию конвергенции в различных модификациях поддерживали в своих разработках П. Сорокин (1889-1968 гг), Дж. Гэлбрейт (р. 1908), У. Ростоу (р. 1916), Р. Арон (1905-1983 гг), Зб. Бжезинский (р. 1908) и другие западные теоретики. В СССР с идеями конвергенции выступал А. Сахаров. Он неоднократно обращался к руководству страны, призывая покончить с «холодной войной», вступить в конструктивный диалог с развитыми капиталистическими странами для создания единой цивилизации с резким ограничением милитаризации. Руководство СССР проигнорировало обоснованность подобных идей, изолировав А. Сахарова от научной и общественной жизни.

Теории конвергенции в своей основе гуманистичны. Их возможность обосновывает вывод о том, что развитие капитализма, который был критически осмыслен коммунистами в XIX-XX вв., претерпел очень много изменений. Индустриальное общество, сменившееся в 70-е гг. постиндустриальным, а в конце столетия информационным, приобрело много сторон, о которых говорили идеологи социализма. В то же время многие моменты, являющиеся программными для социализма, не были реализованы на практике в СССР и других социалистических странах. Например, жизненный уровень в странах социализма был гораздо ниже, чем в развитых капиталистических странах, а уровень милитаризации – гораздо выше .

Достоинства рыночного общества и трудности, возникающие при социализме, позволяли предложить уменьшение конфронтации между двумя социальными системами, увеличить порог доверия между политическими системами, добиться ослабления международной напряженности и уменьшения военного противостояния. Эти политические меры могли бы привести к объединению потенциала, который накопили страны капитализма и социализма, для совместного развития всей цивилизации Земли. Конвергенция могла бы осуществляться через экономику, политику, научное производство, духовную культуру и многие другие сферы социальной действительности.

Политическая доктрина конвергенции исходит из методологии технологического детерминизма, согласно которой развитие общества непосредственно определяется наукой и техникой независимо от характера производственных отношений. Ее сторонники утверждают, будто научно-техническая революция привела к созданию «индустриального общества», имеющего два варианта – «западный» и «восточный». По их мнению, все государства, относящиеся к «индустриальному обществу», стремятся рационально эксплуатировать природные богатства, поднимать производительность труда, чтобы повысить жизненный уровень населения и создать строй всеобщего материального благополучия. Для «индустриального общества» с этой точки зрения характерно не только быстрое научно-техническое развитие, но и отсутствие антагонистических классов. Преодолев былую стихийность, оно развивается на плановых началах, в нем отсутствуют экономические кризисы, сглажено социальное неравенство. Понимая под «западным вариантом» «индустриального общества» современный государственно-монополистический капитализм, буржуазные идеологи приписывают ему те свойства, которые на деле присущи только социализму. Это говорит о вынужденном признании силы и жизнеспособности социалистического строя, который сравнительно недавно изображался буржуазными идеологами исторической аномалией и недолговечным, обреченным на провал экспериментом. Реальному же социализму приписываются черты, которые в действительности свойственны капитализму: эксплуатация человека человеком, социальные антагонизмы, угнетение личности. Буржуазные идеологи не только преднамеренно стирают качественное различие между двумя противоположными социальными системами – капитализмом и социализмом, но и пытаются доказать незаконность и ненужность революционного перехода от одного к другому. В этом и состоит основной социально-политический смысл антикоммунистической концепции «единого индустриального общества», являющейся одной из главных составных частей политической доктрины конвергенции. По мысли буржуазных идеологов, под воздействием научно-технического прогресса и в «западном» и в «восточном» вариантах «индустриального общества» будто бы неизбежно возникают сходные признаки и черты, их накопление в конечном итоге должно привести к синтезу двух систем, к возникновению «единого индустриального общества», объединяющего преимущества социализма и капитализма и исключающего их недостатки .

Cтраница 1


Теория конвергенции была направлена на снятие марксистской однолинейной схемы развития с обязательной заменой капитализма социализмом. В ней обусловливалась идея, что индустриальное общество обладает потенциалом безграничного прогрессивного развития без радикальных (революционных) преобразований и создания мира без границ - общего дома человечества с приоритетом общечеловеческих ценностей.  

Теория конвергенции имеет ряд разновидностей. Различные трактовки наблюдаются как в отношении того, что является основой возникновения сходных черт, так и в отношении будущего общества. Гэлбрейт, например, в качестве основы сближения выдвигает развитие техники. Рассматривая будущее индустриальных систем, он указывает на усиление тенденций конвергенции. Эти тенденции усматриваются им в росте крупного производства, развитии техники, сохранении автономии предприятий, государственном регулировании совокупного спроса и подготовки специалистов. Гэлбрейт находит эти черты как в капиталистическом, так и в социалистическом обществе.  

Теория конвергенции объективно является своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в регулировании в интересах всего общества, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Она призвана представить капитализм прогрессивным строем, якобы приближающимся к социализму, уже доказавшему свои решающие преимущества перед капитализмом.  

Теория конвергенции является своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в регулировании в интересах всего общества, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Теория конвергенции призвана приукрасить капитализм, представить его прогрессивным строем, якобы приближающимся к социализму, уже доказавшему свои решающие преимущества перед капитализмом.  

Согласно теории конвергенции социальные различия социализма и капитализма стираются, поскольку производительные силы, наука и техника становятся все более сходными во всех развитых обществах. Авторы этой теории спекулируют на внешнем сходстве некоторых сторон научно-технического прогресса в экономически развитых странах с разными общественными системами. Акцент во всех вариантах теории конвергенции ставится лишь на одной стороне общественного развития - на развитии производительных сил.  

Суть теории конвергенции состоит в утверждении, будто по мере развития капитализма и социализма у обеих систем возникают и усиливаются сходные черты, различия же постепенно исчезают. По мнению буржуазных идеологов, условия производства, развитие культуры и науки в результате общего прогресса становятся все более одинаковыми в обеих системах. И капитализм и социализм якобы вынуждены решать одни и те же проблемы, применять одинаковые методы их решения.  

Характерной чертой теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем: капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки, социализм тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают проводимые в социалистических странах экономические реформы, исходя из внешних, формальных признаков; усиление использования товарно-денежных отношений они трактуют как возврат к рыночной стихии.  

Основным пороком теории конвергенции, так же как и всех других теорий сходства двух систем, является то что она основывается на формальном подходе и внешних признаках, на игнорировании коренной противоположности общественной социалистической и частнокапиталистической собственности. На самом деле ни развитие техники, ни усиление общих черт в формах организации и управления производством не устраняют этой коренной противоположности, а еще более усиливают ее. При социализме же технический прогресс служит основой для повышения уровня жизни всего народа, для облегчения и сбережения труда.  

Один из вариантов теории конвергенции принадлежит академику А. Д. Сахарову, который в конце 1960 - х гг. считал сближение стран капитализма и так называемого реального социализма, сопровождающееся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом, единственной альтернативой гибели человечества.  

Характерна в этом отношении теория конвергенции.  

Вместе с тем появление теории конвергенции служит своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в общественном регулировании, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Но разумеется, буржуазные экономисты не могут делать такие выводы.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью. Исходя из того, что некоторые экономические категории социализма выступают в формах, внешне сходных с категориями капитализма, буржуазные экономисты изображают совершенствование планирования как отказ от централизованного планового руководства, усиление использования товарно-денежных отношений - как возврат к рыночной стихии.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью. Исходя из того, что некоторые экономические категории социализма выступают в формах, внешне сходных с категориями капитализма, буржуазные экономисты изображают совершенствование планирования как отказ от централизованного планового руководства, усиление использования товарно-денежных отношений-как возврат к рыночной стихии.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью.  

В 70 - е годы популярность теории конвергенции значительно упала. В конце 70 - начале 80 - х годов появились идеи частичной конвергенции, являющиеся результатом приспособления кон-вергенционных идей к изменяющейся социально-экономической и политической обстановке, что, в частности, признается и самими буржуазными авторами.  

лат. converge - приближаюсь, схожусь) - одна из концепций совр. зап. социологии и политологии, согласно к-рой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической мировыми системами постепенно сглаживаются так, что обе системы в перспективе имеют тенденцию к полному слиянию. Создатели К. т. (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Я. Тинберген. Арон и др.) в различных вариантах проводили идею о том, что в совр. капитализме усиливаются социалистические начала, а в странах социализма - буржуазные. В 50-60-х гг. К. т. получила на Западе довольно широкое распространение среди различных кругов интеллигенции - от консервативных до прогрессивных. За последнее время дискуссии вокруг этой теории приобретают особую актуальность в связи с глобальными проблемами современности и все более широким осознанием приоритетности общечеловеческих ценностей. Рассматривая К. т. как определенную интерпретацию реальных процессов интернационализации, необходимо исследовать, как эти процессы реально проявляются сегодня и в будущем во взаимоотношениях соперничества и сотрудничества социальных систем.

Отличное определение

Неполное определение ↓

«Конвергенции» теория

буржуазная апологетическая теория, пытающаяся доказать неизбежность сближения капитализма и социализма и создания единого по своей социальной сущности общества-гибрида. Термин «конвергенция» заимствован из биологии, где он обозначает процесс образования сходных признаков и функций в строении живых организмов в результате приспособления их к идентичным условиям среды. «К.» т. исходит из методологии технологического детерминизма, согласно которой развитие общества непосредственно определяется наукой и техникой независимо от характера производственных отношений. Ее сторонники утверждают, будто научно-техническая революция привела к созданию «индустриального общества», имеющего два варианта - «западный» и «восточный». По их мнению, все государства, относящиеся к «индустриальному обществу», стремятся рационально эксплуатировать природные богатства, поднимать производительность труда, чтобы повысить жизненный уровень населения и создать строй всеобщего материального благополучия. Для «индустриального общества» с этой точки зрения характерно не только быстрое научно-техническое развитие, но и отсутствие антагонистических классов. Преодолев былую стихийность, оно развивается на плановых началах, в нем отсутствуют экономические кризисы, сглажено социальное неравенство. Понимая под «западным вариантом» «индустриального общества» современный государственно-монополистический капитализм, буржуазные идеологи приписывают ему те свойства, которые на деле присущи только социализму. Это говорит о вынужденном признании силы и жизнеспособности социалистического строя, который сравнительно недавно изображался буржуазными идеологами исторической аномалией и недолговечным, обреченным на провал экспериментом. Реальному же социализму приписываются черты, которые в действительности свойственны капитализму: эксплуатация человека человеком, социальные антагонизмы, угнетение личности. Буржуазные идеологи не только преднамеренно стирают качественное различие между двумя противоположными социальными системами - капитализмом и социализмом, но и пытаются доказать незаконность и ненужность революционного перехода от одного к другому. В этом и состоит основной социально-политический смысл антикоммунистической концепции «единого индустриального общества», являющейся одной из главных составных частей «К.» т. По мысли буржуазных идеологов, под воздействием научно-технического прогресса и в «западном» и в «восточном» вариантах «индустриального общества» будто бы неизбежно возникают сходные признаки и черты, их накопление в конечном итоге должно привести к синтезу двух систем, к возникновению «единого индустриального общества», объединяющего преимущества социализма и капитализма и исключающего их недостатки. «К.» т. была задумана как одна из «научных» основ глобальной стратегии империализма, направленной на подрыв изнутри экономических, политических и идейных устоев социализма. Орудием достижения этих контрреволюционных целей выступают правый и «левый» оппортунизм и ревизионизм. За последнее время «К.» т. подвергается критике со стороны ряда буржуазных политиков и идеологов. В ряде случаев эта критика ведется с еще более правых антикоммунистических позиций, причем сторонники «конвергенции» обвиняются в отказе от «активной борьбы с коммунизмом». Спекулируя на тенденциях, которые способствуют разрядке международной напряженности, упрочению принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем, буржуазные политики и идеологи ведут поиск новых концепций. Таково, например, выдвигаемое требование «свободного обмена информацией и идеями», беспрепятственного распространения в социалистических странах буржуазной идеологии и «массовой культуры», что, как и «К.» т., имеет своей целью подрыв основ социализма (см. такжеТехнократические теории общества). За последние годы «К.» т. получила новое развитие. Буржуазные идеологи спекулируют на необходимости решения экологической, демографической и других глобальных проблем современности. Грозящие человечеству глобальные опасности порождают якобы единое глобальное сознание, свободное от идеологического и классово-партийного содержания. Раздаются настойчивые призывы к созданию новой, внеклассовой «экологической», «глобальной» этики, при этом объявляются устаревшими принципы государственного суверенитета и национальной безопасности. По словам американских социологов Миш, суверенитет - это пиджак, который стал человечеству мал и превратился в «смирительную рубашку», анахронизмом стала и борьба двух систем, развертывается «глобальный процесс конвергенции», предполагающий «отказ от приоритета национальной безопасности». «Новый гуманный мировой порядок» строится на принципах «наднациональности» и «надкультурности». Ряд буржуазных и мелкобуржуазных социологов предсказывают возникновение мирового «экосоциалистического общества», основанного на свободной конкуренции и свободном предпринимательстве. Американский политолог Д. Вильгельм предсказывает усиление мировой экономической интеграции в рамках «международной смешанной экономики», включающей как капиталистические, так и социалистические государства. По его словам, социалистические страны останутся социалистическими лишь в течение нескольких десятилетий, безуспешно пытаясь строить «„чистый“ социализм», а затем полностью включатся в «глобальную систему социального предпринимательства», ведущую роль в которой будут играть многонациональные корпорации. Призывы к новому мировому политическому и экономическому порядку мотивируются необходимостью создания экологически эффективной «глобальной гомеостатической системы», представляющей собой на деле диктатуру многонациональных корпораций. Буржуазные идеологи пытаются выработать гарантии жизнеспособности капиталистической системы перед лицом глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы человечества в целом. СССР и страны социалистического содружества выступают за широкое международное сотрудничество в решении этих проблем, для чего необходимы мирное сосуществование государств, разрядка международной напряженности, разоружение. Признавая реальность и чрезвычайную важность общечеловеческих интересов, прежде всего в сохранении мира и решении экологической проблемы, марксизм-ленинизм считает, что общечеловечность, или глобальность, в наше время неизбежно выступает в социальном качестве, т. е. не ведет к ликвидации социально-классовой структуры, идеологических различий, национальных особенностей, государственного суверенитета.

лат. convergere приближаться, сходиться) - одна из концепций политологии, социологии и политэкономии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию сближения двух социальных систем - капитализма и социализма в некую "смешанную систему", сочетающую в себе положительные черты и свойства каждой из них. Т.к. получила распространение в общественной мысли Запада 50-60-х гг.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНВЕРГЕНЦИИ теория

от лат. convergere - сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Первоначально теория конвергенции возникла в биологии, затем была перенесена в сферу социально-политических наук. В биологии конвергенция означала преобладание одинаковых, идентичных значимых признаков при развитии различных организмов в одинаковой, тождественной среде. Несмотря на то, что это сходство, зачастую, носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач.

Последователи пролетарской идеологии марксизма - ленинизма считали, что между капитализмом и социализмом принципиально не может быть ничего общего. Идея вечной борьбы социализма и капитализма, вплоть до окончательной победы коммунизма на всей планете, пронизывала всю социалистическую и, отчасти, буржуазную политику.

После двух мировых войн во второй половине ХХ столетия складывается идея о единстве современного мира в рамках индустриального общества. Идея конвергенции оформилась в работах Дж. Гэлбрейта, У. Ростоу, П. Сорокина (США), Я. Тинбергена (Нидерланды), Р. Арона (Франция) и многих других мыслителей. В СССР в эпоху господства марксистско-ленинской идеологии с идеями конвергенции выступал известный физик и мыслитель - диссидент А. Сахаров. Он неоднократно обращался к руководству страны, призывая покончить с "холодной войной", вступить в конструктивный диалог с развитыми капиталистическими странами для создания единой цивилизации с резким ограничением милитаризации. Руководство СССР проигнорировало обоснованность подобных идей, изолировав А. Сахарова от научной и общественной жизни.

Теории конвергенции в своей основе гуманистичны. Их возможность обосновывает вывод о том, что развитие капитализма, который был критически осмыслен коммунистами в XIX-XX вв., претерпел очень много изменений. Индустриальное общество, сменившееся в 70-е гг. постиндустриальным, а в конце столетия информационным, приобрело много сторон, о которых говорили идеологи социализма. В то же время многие моменты, являющиеся программными для социализма, не были реализованы на практике в СССР и других социалистических странах. Например, жизненный уровень в странах социализма был гораздо ниже, чем в развитых капиталистических странах, а уровень милитаризации - гораздо выше.

Достоинства рыночного общества и трудности, возникающие при социализме, позволяли предложить уменьшение конфронтации между двумя социальными системами, увеличить порог доверия между политическими системами, добиться ослабления международной напряженности и уменьшения военного противостояния. Эти политические меры могли бы привести к объединению потенциала, который накопили страны капитализма и социализма, для совместного развития всей цивилизации Земли. Конвергенция могла бы осуществляться через экономику, политику, научное производство, духовную культуру и многие другие сферы социальной действительности.

Возможность совместной деятельности открывала бы новые горизонты в сфере развития научного потенциала производства, повышения уровня его информатизации, в частности компьютеризации. Можно было бы сделать гораздо больше в области экологической защиты. Ведь экология не имеет государственных границ. Природе и человеку все равно, в какой системе политических отношений загрязняется вода и воздух, земля и околоземное пространство. Атмосфера, недра земли, Мировой океан - это условия существования всей планеты, а не капитализма и социализма, правительств и депутатов.

Развертывание конвергенции могло бы привести к сокращению рабочего дня у подавляющего большинства работающих, выравниванию доходов у разных слоев населения, расширению сферы духовных и культурных потребностей. Специалисты считают, что образование изменило бы свой характер и произошел бы переход от знаниецентристского уровня к культуроцентристскому. В принципе, теоретическая модель общества в пределах конвергенции по содержанию приближается к коммунистически-христианскому пониманию, но с сохранением частной собственности.

Демократизация стран бывшего социализма расширяет основу для воплощения идей конвергенции в наши дни. Многие специалисты считают, что в конце XX в. общество подошло к рубежу кардинальной смены культурных форм. Тот способ культурной организации, который опирается на индустриальное производство и национально-государственную организацию в политической сфере, уже не может развиваться дальше такими темпами, как сейчас. Это связано с ресурсами природы, тотальной угрозой уничтожения человечества. В настоящее время разграничение между странами капитализма и постсоциализма проходит не по линии политического устройства, а по линии уровня развития.

Можно констатировать, что в современной России одной из основных проблем является поиск основы для нового развития и демилитаризации, без которых цивилизованное развитие общества просто невозможно. Поэтому возможности современной конвергенции проходят через проблему создания условий для восстановления цивилизованных отношений в постсоциаистических странах. Мировое сообщество просто обязано создать для этого благоприятные условия. Основными элементами современной конвергенции принято считать правовое государство, становление рыночных отношений, развитие гражданского общества. Мы к ним добавляем демилитаризацию и преодоление национально-государственной изолированности в содержательной деятельности. Россия не может не стать полноправным субъектом мирового сообщества в самом обширном культурном контексте. Нашей стране нужна не гуманитарная помощь и займы, идущие на потребление, а включенность в глобальную мировую систему воспроизводства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. convergera – приближаться, сходиться) – теория схождения, исторического сближения и слияния двух противоположных общественных систем, социализма и капитализма, возникшая в 50–60-х гг. 20 в. на почве неолиберального идеализма в элитарной среде теоретиков социально-исторического развития (П.Сорокин , Ж.Фурастье, Ф.Перру, О.Флехтхейм, Д.Белл , Р.Арон , Э. Гелнер, С.Хангтинтон, У.Ростоу и др.). Теория конвергенции была альтернативой холодной войне и угрозе 3-й мировой войны, историческому абсурду дальнейшей дивергенции, разрушавшим единство формирующейся мировой цивилизации и интернационализацию глобальных процессов – единство развития науки и техники, всемирных процессов разделения труда и его кооперации, обмена деятельностью и т.д. Сторонниками этой теории признавался позитивный опыт социализма в сфере экономического и социального планирования, в науке и образовании, который реально заимствовался и использовался западными странами (введение пятилетнего планирования во Франции при Ш. де Голле, разработка государственных социальных программ, создание т.н. социального государства в ФРГ и т.д.). В то же время эта теория предполагала, что сближение двух систем возможно на основе встречного движения, которое выражается в улучшении социальных и экономических основ капитализма, с одной стороны, и гуманизации социализма и даже введения элементов рыночной экономики – с другой. Эти и подобные им предположения встретили резкий отпор со стороны социалистической системы. Социализм отказался адаптироваться к изменениям, происшедшим в мире и внутри собственной системы, использовать мировой опыт общественного развития, создания гражданского общества . Дальнейший ход исторических событий превзошел самые смелые утопические ожидания теоретиков конвергенции: она действительно совершилась, но не как адаптация, а как перестройка в условиях глубокого исторического кризиса. При этом сбылись и предположения авторов теории т.н. негативной конвергенции – усвоения негативных явлений противоположной системы, которые та уже успела преодолеть (эгоистический индивидуализм на стадии «дикого» капитализма) либо сама переживает (коррупция, эксцессы массовой культуры). Предупреждения об этом Р.Хейлбронера, Г.Маркузе , Ю.Хабермаса и др. могли бы быть услышаны в процессе рациональной адаптации, но не иррационального кризиса. В итоге конвергенция двух систем так или иначе стала реальностью с несимметричной и незавершенной перестройкой обеих конвергирующих сторон, с пока еще нестабильными тенденциями, но с некоторыми цивилизационными перспективами в Евро-Азиатском и Северо-Американском регионах.

Литература:

1. Поппер К. Нищета историцизма. M., 1993;

2. Bell D. The end of ideology. Glencoe, 1966;

3. Aran R. L’opium des intellectuels. P., 1968.

И.И.Кравченко