Как хорошо уметь читать кто автор. Старт в науке

Цели : расширение кругозора учащихся, приобщение к изучению исторического и культурного наследия, привитие чуткого и бережного отношения к книгам, любви к чтению, сплочение классного коллектива.

Оснащение : выставка книг, необходимый инвентарь для сценки, иллюстрации к сказкам, плакаты с названием классного часа и кроссвордом, магнитофон, аудиокассета с записью песни.

Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с книгами. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины, бабушкины сказки или прибаутки. А сказки и прибаутки – из книг. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, и целое море знаний, которое мы черпаем из книг, подхватывает нас. Через книги мы узнаём о том, чего еще никогда не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через книги мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Через книги мы имеем возможность обратиться к нишам правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря книгам.

Книги играют очень важную роль в нашей жизни, и поэтому к ним нужно относиться бережно, с любовью. Для хранения книг человечество придумало библиотеки. Именно о них я сейчас вам и расскажу, ведь 22 октября вся планета празднует Всемирный день библиотек.

Об истории появления библиотек в нашем государстве.

В переводе с греческого слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от « biblion » - книга и « teke » - хранилище).

Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В летописи сказано. Что в 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые « списаша книги многи». Часть этих книг князь «положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Сам Ярослав очень любил книги и грамоту. Вообще в XI веке Русь была одной из самых грамотных стран Европы. Лишь во время татаро-монгольского нашествия число школ и библиотек сократилось, но совсем они не исчезли. На одной из миниатюр, посвящённых жизни Сергия Радонежского, изображён школьный класс: на скамье рядышком сидят пять учеников с книгами, за ними и сбоку сидят ещё несколько человек, а учитель объясняет Сергию урок.

Девушки обычно учились дома, особенно дочери князей или знатных бояр. Например, о дочери полоцкого князя Георгия Евфросинье писали, что, не учась в Афинах, она достигла афинской мудрости.

Славились образованностью и дочери великого князя Ярослава Мудрого. Одна из них, Анна, вышла замуж за французского короля Генриха I , который не знал грамоты. Именно Анна подписывала государственные документы, так как король ставил вместо подписи крестик. Широко образован был и брат Анны Всеволод – он знал пять иностранных языков. Сам же Ярослав Мудрый «книгам прилежа, и почитая часто в нощи и в дне», то есть любил книги и читал часто и ночью, и днём. Летописцы, давая характеристику князьям, никогда не забывали подчёркивать их образованность.

Высоко ценил книги и князь Владимир Мономах. Он не только много читал, но и сам писал книги. В знаменитом «Поучении детям» он даёт наставления, которые пригодятся и современному молодому человеку: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков…».

Многие русские библиотеки не пережили монголо-татарского нашествия. Со временем главными хранителями «книжной премудрости» становятся крупные монастыри – Киево-Печерский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиевский…

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой Геннадиевской библии, переведённой и переписанной в Новгороде в конце XV века. На полях возле незнакого читателю слова «библиотека» переводчик сделал пояснение – «книжный дом». До этого в разных городах помещения для книг называли по-разному: «книгохранилица», «хранительная казна», «книжная клеть», «книжная палата».

Одна из самых загадочных библиотек того времени – библиотека Ивана Грозного. Её привезла с собой из Византии его бабка – греческая царевна Софья Палеолог, которая вышла замуж за Ивана III . По рассказам, в библиотеке, которая хранилась в Кремле в тайных подвалах, находились многие бесценные, ныне утраченные книги. По приказу царевны Софьи в 1862 году Дьяк Василий Макарьев прошёл подземным ходом от Тайницкой башни до Арсенальной. По пути он видел две палаты, заставленные сундуками до самых сводов. Предполагают, что именно в них хранилясь библиотека Ивана Грозного. Эти сундуки искали князь Щербатов в конце XIX века. Игнатий Стеллецкий в начале XX века… работы в Арсенальной башне археологи проводили и в 1975 году. Тогда был окончательно расчищен родник в подземелье башни, но катакомбы Московского кремля так и остались загадкой. До сих пор учёные надеются, что библиотека эта не пропала, а ждётсвоего часа в таинственных кремлевских подземельях. Возможно, кто-то из клепоманов сумеет разгадать тайну царской библиотеки.

Другой царь – Петр I – основал Академию наук и при ней библиотеку. Для неё книги закупались на родине и за границей, много книг поступало в подарок от частных лиц. Очень много для библиотеки Академии наук сделал М.В. Ломоносов.

Простые же люди – не цари, не академики и не монархи – могли брать книги в библиотеках для чтения при книжных магазинах. За небольшую плату книги для чтения выдавались всем желающим.

По высочайшему поведению Екатерины II от 16 мая 1795 года была основана публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Для неё построили специальное здание, в котором библиотека находится и сегодня. Первый директор, А.Н. Оленин, создавал библиотеку почти с нуля – в его собрании были всего 4 русские книги. Для читателей библиотека открылась в январе 1814 года. Знаменитые библиотекари Публички так активно собирали книги, что сегодня она славится крупнейшим фондом именно русских книг, в том числе изданных за границей. В Российской национальной библиотеке, как она называется сейчас, находится 32 млн. книг.

В настоящее время самой крупной библиотекой в России и Европе является Российская государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн. единиц.

Это интересно и необычно!

    Лучше поздно, чем никогда! Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлекалась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета: книгу туда вернули через … 300 лет!

    Живая библиотека. Принадлежала богатому римскому торговцу Ицелу. Она состояла из … рабов. Каждому из них он приказал быть говорящей книгой. Однажды после пышного обеда речь зашла об учёных предметах. «Приведите-ка ко мне «Илиаду», - приказал Ицел управляющему. «Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться», - с ужасом признался управляющий, ожидая сурового наказания.

    На службе Её Величества. Известна приверженность англичан к традициям. Одна из них соблюдается в библиотеке Британского музея: для защиты книг от мышей в штате сотрудников состоят кошки!

    Драгоценный узник. В средние века книги были очень дороги. Именно поэтому особо ценные экземпляры приковывали к стене или специальным пюпитрам – чтобы никто из читателей не прихватил «по рассеянности» книгу с собой.

И действительно, сколько интересного можно узнать из книг! Как хорошо уметь читать!

Ученик читает наизусть стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать…» :

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Группа учеников разыгрывает сценку «Милое дело – книжка» :

Действующие лица: дед, бабка, внучка.

Д е д (зевает в кресле) . А-а! Ну вот и чудненько, поспал чуток, и будет. Зарядочку сделаем: ать, два, ать, два. Теперь и делом заняться можно. Вот только чем? (Оглядывается.) А погода-то, погода! Снег так и сыплет, так и сыплет. Белым-бело. Пум – пуру – рум – пу – рум. Чем заняться, а? Вот незедача (поёт) : «Жили у бабуси два весёлых гуся…» Их… Ох (сгибается от боли) . Старость – не радость. Посижу теперь так (играет на губах). «дедка, дедка, съешь конфетку». - «Нет зубов! Нет зубов!» - «Дедка, дедка, вот газетка.» - «Нет очков! Нет очков!» Эхе-хе-х! Ну и скукотища! А-а-а! Покличу-ка я бабку с внучкой. Авось веселее будет. Бабка! Внучка! Куда-то они запропостилися! Ау! Бабка! Ау! Внучка! А? Не слышу! А, вот вы где, сердешные. Эй, вы, что уткнулись в столы и молчите? А?

В н у ч к а. Дедушка, не мешай, пожалуйста.

Д е д. А?

В н у ч к а. Не мешай, пожалуйста.

Д е д. Ишь ты: не мешай! Буду мешать! Скучно мне. Бабка, а бабка, пойди, что ль, чугуны да кастрюли почисть!

Б а б к а. Что ты, старый? Сказано тебе: не мешай. Сегодня выходной, а тебе всё чугуны.

Д е д. Ишь, скажите, пожалуйста! Некогда им! А мне, думаете, есть охота с вами лясы точить?

В н у ч к а. Не сердись, дорогой дедушка. Лучше садись с нами, почитай что-нибудь.

Д е д. Я читал уже газету «Стрекоза»…

Б а б к а. Скажешь тоже – газету. Не смеши кур. От газеты лишь беспокойство. То тебе конец света насулят, то колорадского жука, то саранчу, то террористов накличут… Век прожила, а ничего такого, слава богу, не видела. Солнце как всходило – так и всходит. Ну, про что там пишут-то в твоей «Стрекозе»?

Д е д. Про многое пишут. Про кризисы там разные, указы…

Б а б к а. Скукота-скукотища!

Б а б к а. Как что? Книжку. Вот она – друг и помощница.

Д е д. Какую такую книжку? Отродясь у нас их в доме не водилось.

В н у ч к а. А теперь будут водиться, дедушка! Вот посмотри, сколько их здесь, самых разных, на любой вкус.

Д е д. Да откуда, внученька?

В н у ч к а. Из детской библиотеки, дедушка. Возьми, какую захочешь, почитай. Я вот русские народные сказки читаю.

Д е д. Хм… Сказки. Это про Колобка и про куриные окорочка?

Б а б к а. Ты что, старый, какие окорочка?

Д е д. Не серчай, бабка. Это я шучу. (Рассматривает книжки.) Так… Это не по моему характеру, это сказки. Бабка, а бабка, ты чего читаешь? Дай гляну. «Ку – ли – на – ри – я». Ой, какие картинки, слюнки потекли. Неужто, бабка, ты это будешь стряпать?

В н у ч к а. Дедуля, выбери себе книжечку и садись с нами.

Д е д. Ишь ты, выбери… «Незнай – ка». Гм, какая-то незнайка. Внучка, а внучка, что за незнайка тут такая?

В н у ч к а. Не такая, а такой. Незнайка – это мальчик, который ничего не знал, книг не читал и попадал в самые невероятные истории. Почитай, дедушка, тебе понравится.

Д е д. Так это для маленьких! Мне бы посолиднее книжку. Ишь, какая красивая – «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна. Скажи, пожалуйста, в пятнадцать лет, а капитан! Так! Что тут ещё? Энциклопедия «Сделай сам». Сделай сам! Хм. Хорошая книжка, незаменимая вещь в хозяйстве! «Как прибить вешалку». «Как починить стул». О! Это то, что надо. Теперь скучать некогда. Ай да внучка, ай да умница.

В н у ч к а. Это не мне спасибо, а тем, кто эти книжки пишет, печатает, оформляет…

Д е д. И то правда, внучка, спасибо и школьной библиотеке! Ну ладно, я пошёл табуретку чинить!

Б а б к а. А я пойду пироги с яблоками печь. Шарлотка называется!

В н у ч к а. А я отнесу подружке вот эту книжку. Она давно хотела её почитать. (Уходит.) Дедушка! Бабушка! Я скоро!

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним о сказках, ведь сказки – ваши первые прочитанные книги. И все вы, конечно же, их любите. Читая сказки, вы проникаете в загадочный, чудесный мир. В сказках совершается необыкновенное: то Змей Горыныч уносит красавицу в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблоками, то хитрющая лиса обманывает всех. Сейчас мы с вами проведем конрусрс, посвящённый сказкам.

Учащиеся делятся на две команды, придумывают им сказочные названия, выбирают командиров команд. В это время звучит песня «В мире много сказок» в исполнении К. Румяновой (слова Ю.Энтина, музыка В.Шаинского.)

Конкурс – разминка «Кто здесь живёт?»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка-лиса выгнала хозяина избушки, когда её собственная ледяная растаяла. Назовите хозяина-горемыку. (Заяц.)

    У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)

    Это пристанище расположено на крыше стокгольмского дома. И в нём есть что посмотреть: на полу вишнёвые косточки, ореховая скорлупа и обёртки от конфет. Кто хозяин? (Карлсон.)

    Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует «русский дух». (Баба Яга.)

    Очень тесное и бедное обиталище, однако, на стене висит холст, за которым маленькая дверца, отпирающаяся волшебным ключом, который получен от черепахи Тортилы. (Буратино.)

    В доме восемь, дробь один

На заставе Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча. (Дядя Стёпа.)

Конкурс «Почтовый адрес»

Команды должны правильно написать адреса сказочных героев. Каждый правильный ответ приносит один балл команде.

    Кот Матроскин (Простоквашино.)

    Гулливер (Лилипутия.)

    Василиса Премудрая (Тридевятое Царство.)

    Незнайка (Цветочный город.)

    Рассеянный (улица Бассейная.)

    Великий Гудвин (Изумрудный город.)

    Капитан Врунгель (Яхта «Беда».)

    Алиса (Зазеркалье.)

Конкурс «Нарисуем Буратино»

По одному человеку от каждой команды должны нарисовать с закрытыми глазами Буратино.

Конкурс «Доска объявлений»

По тексту объявления командам предлагается угадать, кто его написал. За каждый верный ответ – 1 балл.

    Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, также хорошим манерам. (Мальвина.)

    Всем принцам! Ближайшие сто лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется. (Спящая красавица.)

    Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причём одних мальчишек. (Папа Карло.)

    Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т. п. (Вини – Пух.)

    Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино.)

    Продаю окорочка куриные, оставшиеся после перепланировки избушки. (Баба Яга.)

    Обучаю художественному свисту. (Соловей – разбойник.)

    Туристическое агентство предлагает исключительное путешествие на Сером Волке. (Иван Царевич.)

    Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит.)

    Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения . (Черномор.)

    Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями . (Карлсон.)

    Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба.)

    Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка.)

    Отмою всё! (Мойдодыр.)

    Развлечение для Вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка.)

Конкурс капитанов «Ромашка»

Капитанам команд предлагается выбрать лепесток из ромашки, на обратной стороне которого написаны различные вопросы. За каждый правильный ответ капитан получает два балла.

Вопросы:

    Где баба взяла муку на Колобок? (По сусекам поскребла, по амбарам помела.)

    О ком идёт речь? Появилась девочкав чаще цветка, и была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

    Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

    Назовите три сказки с главным героем Иваном.

    Кто одолел Тараканище из сказки Корнея Чуковского «Тараканище»? (Воробей.)

    Назовите имя девочки, спасшей брата Кая. (Герда.)

    Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого цвета.)

    О ком речь? Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. (Колобок.)

Конкурс «Сказочный кроссворд»

На доску вывешивается плакат с кроссвордом. Учащиеся разгадывают его, при этом в выделенных клеточках получается фамилия известного сказочника (Андерсен). Командам вопросы зачитываются по очереди. Член команды, давший правильный ответ, выходит к доске и заполняет клеточки кроссворда, команда при этом получает один балл.

Вопросы:

    Как звали мальчика, чьё сердце чуть было не превратилось в лёд? (Кай.)

    Кто смог смастерить волшебный кувшинчик, который рассказывал. Что говорят в каждом доме? (Свинопас.)

    Каким был утёнок, пока не стал лебедем? (Гадкий.)

    Как звали девочку, которая в сказке совершает далёкое путешествие? (Герда.)

    Что помогло принцессе стать женой принца? (Горошина.)

    Кто хотел поменять хвост на ноги? (Русалочка.)

    Кто улетел осенью зимовать в тёплые страны? (Лебеди.)

    Что было нужно старой ведьме в дупле? (Огниво.)

Подведение итогов.

Учитель подводит итоги конкурса, вручает необходимые для чтения книг призы командам (закладки), благодарит учащихся за активную работу.

Ребята, я вижу, что все вы читаете много, и владеете большим количеством информации. Я желаю вам никогда не обижать книги и не забывать о них. Читайте больше и узнавайте много нового!

Альфия Кадырова
Конспект занятия по заучиванию стихотворения «Как хорошо уметь читать»

1) Вводная часть 3 мин.

Организационный момент

Создание мотива для деятельности детей

2) Основная часть 23 мин.

Беседа на тему «Школа» .

Чтение стихотворения воспитателем В . Берестова «Как хорошо уметь

Игра «Что лишнее?» .

Беседа с детьми о школьных принадлежностях.

Придумывание загадок с детьми по схеме.

Заучивание стихотворения .

Игра «Вопрос – Ответ» .

Рассказывание стихотворения детьми .

Физминутка «Переменка» .

Беседа с детьми о первой книги первоклассника.

Продуктивная деятельность, аппликация.

Заключительная часть 3 мин.

3) Оценка деятельности детей

Подведение итогов НОД

Длительность НОД 30 мин.

Тема : «Заучивание стихотворения В . Берестова «Как хорошо уметь

Цель : заучивание стихотворения детьми наизусть и выразительное его

Задачи :

Образовательные :

Систематизировать знания детей о школе.

Продолжать учить детей слушать поэтическое произведение, понимать его.

Добиваться хорошего запоминания стихотворения , используя различные

Развивающие :

Развивать поэтический слух.

Развитие мышления, памяти.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к поэзии.

Воспитывать желание заучивать стихи .

Оборудование : портрет В. Берестова; схема загадок; букварь; закладка;

цветные полоски; геометрические фигуры; клей; клеенки; салфетки.

Предварительная работа : разучивание стихотворений , составление загадок

по схеме.

Ход образовательной деятельности

Здравствуйте, дети!

Придумано кем – то мудро и просто

При встречи здороваться : «Доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро – длиться до вечера!

Улыбнемся друг другу, чтоб у нас с вами было хорошее настроение .

Присаживайтесь на стульчики.

Скажите ребята, чем вам нравится заниматься?

Играть, танцевать, петь, рисовать.

Вы сказали, что любите играть, предлагаю вам поиграть в игру «Что

1) Букварь – резинка – машина Почему?

2) Тетрадь – фиалка – ручка – портфель

3) Ручка – альбом – линейка – ласточка

4) Дневник – книга – яблоко

Правильно ребята, я перечислила школьные принадлежности. Кому нужны

школьные принадлежности?

Ученикам.

Скажите для чего нужен букварь?

Алина, а тетрадь для чего нужна?

Чтобы писать в ней, заниматься.

Ребята, а портфель зачем?

Чтобы школьные принадлежности складывать, носить.

Володя, а альбом нужен ученикам?

Чтобы рисовать в нем.

Ребята, а дневник зачем?

Чтобы записывать домашнее задание, чтоб оценки ставили.

Молодцы! Мы с вами умеем хорошо отгадывать загадки и еще умеем и

составлять их. Я вам сейчас буду загадывать загадки по схеме.

Например :

По цвету он бывает разноцветный, НО не радуга;

По форме он квадратный или прямоугольный, НО не стол;

Его носят в школу, НО не книга;

Он кожаный, НО не обувь. Что это? «Портфель»

Молодцы, ребята, а теперь вы попробуйте составить загадку по схеме, а мы

с ребятами отгадаем. (Дети составляют загадки о школьных

принадлежностях).

Осталось совсем мало времени и вы пойдете в школу. Для чего нужно

ходить в школу?

Чтобы учиться, получать знания, быть умным.

Молодцы, в школе вы узнаете много интересного. Чему вы научились,

ребята в детском саду?

Правильно вы научились многому и конечно же ЧИТАТЬ ! Недаром

говорят : Чтение - лучшее учение. Я вам сейчас прочитаю стихотворение

Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать » .

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти :

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу :

«Ну, почитай ещё страницу » .

Не надо звать,

Не надо ждать,

Кто написал стихотворение ?

Валентин Берестов

Как называется стихотворение ?

О чем стихотворение ?

Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «Вопрос – Ответ» . Я вам задаю

вопросы, а вы мне отвечаете предложениями стихотворения .

Надо к маме приставать? (не надо к маме приставать)

Надо бабушку трясти? (не надо бабушку трясти, прочти, пожалуйста!

Надо умолять сестрицу? (не надо умолять сестрицу, ну, почитай еще

страницу)

Надо звать? (не надо звать)

Надо ждать? (не надо ждать)

Молодцы. Я еще раз вам прочитаю стихотворение , а вы постарайтесь

запомнить его. В. Берестов «Как хорошо уметь читать » .

закончит. (2 раза)

Молодцы! 2 – 3 человека читают полностью .

Спасибо. Ребята, а как называется то время, когда ученики занимаются в

А время, когда ученики отдыхают?

Переменка.

Правильно, и у нас с вами сейчас переменка.

Переменка! Переменка! – идут по кругу др за др

Отдохните хорошенько : - выполняют поскоки

Можно бегать и шуметь , - бегут по кругу

Танцевать и песни петь – танцевальные движения

Можно сесть и помолчать – приседают

Только – чур! Нельзя скучать! – выполняют прыжки на носочках.

Ребята, вы когда пойдете в первый класс, у вас там будет ваша первая книга

Букварь. А вы знаете, что с книгами надо пользоваться аккуратно, не пачкать,

не мять их, для этого пользоваться закладкой.

Я – красивая закладка.

Я – нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай .

И сегодня мы с вами сделаем закладку для нашей первой книги.

Чтобы сделать закладку нам нужно будет : взять длинные полоски и

украсить их узором из геометрических фигур. Скажите, а какие

геометрические фигуры вы видите на столах?

Треугольники, овалы, круги, прямоугольники.

(Дети выполняют аппликацию – закладку) .

Молодцы, какие сегодня у всех получились красивые закладки. Посмотрите

какое интересное сочетание цветов, как аккуратно выполнена работа. Все

ребята молодцы. А чем мы сегодня с вами занимались?

Говорили о школе; делали закладки, учили стихотворение .

Валентин Берестов

А как называется стихотворение ?

Мастер­класс «Как хорошо уметь читать!»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Итак, я начинаю мастер­класс «Как хорошо уметь читать!»
Кто не помнит эти замечательные строки Валентина Берестова.
Восклицание.
что значит хорошо уметь читать? И КАК этому научить?
В программе «Чтение и начальное литературное образование» образовательной системы
«Школа 2100» в пояснительной записке говориться:
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу,
подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и
заложить основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая
привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве
познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами
понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же
сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно­художественной

значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их
вкусами, интересами, потребностями?
Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, все чаще приходишь
к выводу, что, перефразируя знаменитое "счастье – это когда тебя понимают", на Ученическое
счастье – это когда ты понимаешь.
Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного
произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают читательскими умениями.
При работе с художественными текстами я использую метод творческого и объяснительного
чтения, направленность которого выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение
актом сотворчества с создателем текста. Ведь истинное чтение ­ это чтение, которое, по
словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Наиболее трудным является анализ стихотворений.
Обратимся к стихотворению С. А. Есенина «С добрым утром!» (по программе 3 класс, 1
семестр), и на его примере я попытаюсь вам показать применение метода творческого и
объяснительного чтения, а результат вы увидите в конце мастер­класса.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Уже из названия стихотворения нам понятно, что речь в нем пойдет о наступлении утра.
Общее ощущение утра действительно остается у нас в душе от этих строк. Но каждая

конкретная строка порой ставит детей в тупик. Постараемся разобраться в есенинских
образах.
«Задремали звезды золотые...» - метафора: ночью яркие звезды живут своей жизнью, а
к утру, на рассвете, они начинают гаснуть, будто дремлют.
Эпитет «золотые» не только указывает нам на цвет звезд, но одновременно передает их
ценность, эмоционально окрашивает первую строку.
Затон - вдавшийся в берег речной залив.
«...Задрожало зеркало затона...» - метафора: затон в этом стихотворении
представляется нам круглым, как круглое, на ручке зеркальце русской красавицы, в которое
смотрится природа. Когда вода затона неподвижна, она отражает мир, как зеркало. Но вот
подул легкий утренний ветерок, и вода слегка заколыхалась.
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
Брезжит - рассветает, чуть светиться.
«...Брезжит свет на заводи речные...» - рассвет только начинается, небо едва
окрасилось светом зари, берега еще темны, но вода отражает этот свет, умножая его. Обратим
внимание на точное употребление глагола.
«...И румянит сетку небосклона» - глагол румянит словно бы намекает нам на то, что
заря - прекрасная румяная девушка, таким образом Есенин олицетворяет зарю. Почему в
строке возникает метафора «сетка небосклона»? Какой образ можно представить? Есенин
рыбачил на Оке, и он мог вообразить себе ночное небо огромной сетью, в которой золотые
звезды - как узелки, между которыми натянуты нити­лучи. Этой сеткой небо ловит утреннюю
зарю.
Прочитать 1 строфу.
Следующая строфа показывает нам новый этап утра: поэт переводит взгляд на берег,
где уже посветлело. Солнце поднимается над горизонтом:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
«Улыбнулись сонные березки...» - олицетворение, эпитет «сонные» усиливает созданный
при помощи глагола образ.

«...Растрепали шелковые косы» - широко распространенная в устном народном творчестве
метафора, представляющая нам длинные ветви берез косами девушек.
«Шелковые» - устойчивый эпитет, использующийся в фольклоре, например травы
шелковые.
«Шелестят зеленые сережки...» - поэт помогает нам рассмотреть детали. Сначала мы
видим весь небосклон, любуемся целой картиной, затем начинаем рассматривать внимательно
все то, что дорого поэту. «Зеленые сережки» помогают нам ясно представить себе начало лета.
С другой стороны, сережки - слово многозначное, это не только соцветие в виде кисти
мелких цветов, но и излюбленное женское украшение. Эта многозначность помогает нам
укрепить сравнение березки с девушкой, а следующая строка подсказывает нам образ
огнем.
драгоценных
горящих
камней,
на

солнце

«...И горят серебряные росы» - кто видел, как переливается роса в момент восхода
солнца, тот никогда не забудет этого зрелища. Но почему поэт использует эпитет
«серебряные»? Когда солнце еще не осветило травы, роса кажется дымчатой, белой, холодной,
унизывает тонкие пушистые волоски растений, как ювелиры унизывают украшения маленькими
шариками серебра. Но вот взошло солнце, и в каждой росинке зажглась радуга.
Прочитывается 2 строфа.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Последняя строфа показывает нам, как обычная, всем надоевшая крапива, на которую
никто не обращает внимания, вдруг превращается в чудесное растение, которое дарит поэту
ощущение не всегда доступной человеку, но прекрасной жизни природы. Сам человек
сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:

Плетень - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый
внутренний слой некоторых раковин.
«...Обрядилась ярким перламутром...» - метафора (поэт сравнивает капли росы с
перламутром).

Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. А сейчас появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка, как привить ребенку интерес и любовь к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Валентин Берестов

Книги всегда рядом с нами. Книгу называют «аптекой души». О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят нам на любой вопрос. Книги – это верные надежные друзья. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. А сейчас появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка, как привить ребенку интерес и любовь к чтению. Как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка? Выбирая для ребенка книги, помните, что они должны быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Желательно, чтобы сюжет ее был простым. С четкой последовательностью событий. Лучше если это будут книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы. Информация, содержащаяся в книге, должна соответствовать уровню развития ребенка, доставлять ребенку эстетическое удовольствие. Шрифт для чтения ребенком должен быть простым и соответствовать возрасту. Для начинающих читать шрифт должен быть высотой 6-8 мм с достаточными интервалами между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста. Не старайтесь хитростью, а тем более, силой заставить ребенка читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге. Всегда хвалите ребенка, если он/она читает. И конечно, разрешите самому выбирать книгу для чтения. Читать вместе со своим ребенком рекомендуется не менее 10 минут в день. Читайте каждый день, попеременно по одному предложению, абзацу, странице. И никогда не отговаривайте ребенка от чтения, читать что-то лучше, чем ничего не читать.

Сделайте чтение приятным времяпровождением, когда вы читаете со своим ребенком, то:

*Найдите спокойное место

*Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу

*Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему

*Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения

*Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем он прочитал

Развивая интерес ребенка к книге, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг. Старайтесь посещать с ребенком книжный магазин или библиотеку. Правильно поступают родители, которые читают детям вслух с самого раннего возраста, которые сами относятся к чтению книг, как к удовольствию: цитируют отрывки, делятся о прочитанном. Очень ценно показать детям, как вы цените книгу, радуясь ей как подарку. Обратите внимание, Дом книги и книжные магазины часто проводят праздники детских книг, обычно они бывают в дни школьных каникул. Это и захватывающие путешествия по сказкам, викторины и смешные конкурсы, а также живые встречи с писателями. Не забудьте посетить с детьми это увлекательное и очень полезное место. Прививая любовь к книге, учите ребенка бережному отношению к ней. И пусть общение с книгой доставляет ребенку радость!

Итак, давайте подведем итог. Хотите, чтобы Ваш ребенок
много и с удовольствием читал? Тогда попробуйте:

* использовать каждую свободную минутку для общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;

* разрешать ребенку свободно пользоваться карандашами, красками, пластилином, что бы ребенок мог нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению;

* записывать истории, которые Ваш малыш будет рассказывать, сочинять их вместе с ним, делать маленькие книжки, авторами которых будете Вы и Ваш ребенок;

* устраивать своему ребенку походы в цирк, театр, зоопарк и т.д. Обязательно обменивайтесь с ним своими впечатлениями;

* создать в семье доброжелательную обстановку ко всем творческим начинаниям Вашего ребенка;

* всегда иметь дома достаточно «материала» для чтения;

* подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

* отвечая на вопросы малыша, делайте ссылку на прочитанное, чтобы показать ему, что книга - источник знаний;

* познакомьте малыша с библиотекой задолго до школы;

* берите его время от времени с собой в библиотеку, чтобы он видел огромное количество книг, мог брать их с полки и рассматривать, сам выбрать несколько книг домой;

* сделайте чтение приятным времяпрепровождением;

* дарите ребенку книги.


Разработка внеклассного мероприятия

Цели:

Поддержать интерес к знаниям учащихся;

Воспитывать положительное отношение к чтению;

Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда - развивать мыслительные операции в ходе игры;

Оборудование: плакат с надписью «Прощай, Азбука!», воздушные шары, мультимедийный проектор, экран для проектора

Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы сегодня собрались на замечательный праздник- прощания с азбукой. Благодаря этой умной, и интересной книге наши первоклассники научились читать. За это время, которое ребята проучились в школе, они узнали много нового.

Разминка

  1. В какое время года и в каком месяце школьники начинают учиться?
  2. Школьный стол
  3. В чем школьники несут учебные принадлежности?
  4. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать,гонять мяч.
  5. Школьный урок, где позволяют громко петь.
  6. Перерыв между уроками.
  7. Сигнал на урок.
  8. Зачем ходят в школу?
  9. Какой отметке радуются ученики?
  10. Первая буква в алфавите.
  11. Последняя буква в алфавите

12. Сколько букв в русском алфавите.

13. Какая буква является первой во всех именах трех поросят?

Давайте послушаем, что нам расскажут первоклассники

Инсценировка стихотворения « Главные слова»

Вас приветствует сейчас

Первый класс

Мы о самом главном

Поведем теперь рассказ

Стены, крыша, окна в нем

Перед нами прочный ДОМ

В доме кто встает так рано?

Обо всех в заботах?- МАМА

Кто еще живет в домишке?

Папа, дочка и сынишка.

Отвечайте мне, друзья,

Вместе кто они?- СЕМЬЯ.

Отправляются с охотой

Папа с мамой на работу.

Взяв портфели. скоро – скоро

Побежали дети в школу.

Смотрит СОЛНЫШКО на нас,

Заливает светом класс.

Солнце светит на село

Назовем мы как его?

А в селе простой народ

ХЛЕБ растит, ТРУДом живет.

Продолжаем наш рассказ

Где-то далеко от нас

Ярко светит как звезда,

Главный город наш - МОСКВА

Москва столица всей страны.

Где живем все вместе мы.

Нет для нас страны красивей

Нашей Родины – РОССИИ.

Вспомним сорок первый год,

Как сражался наш народ,

Как узнала вся страна

Слово страшное –ВОЙНА

Дом фашисты разоряли,

Хлеб сожгли, людей убили

Солнце скрылось в дыме синем.

Вся в огне была Россия.

Враг хозяйничал в стране,

Подбирался и к Москве.

Люди встали тут стеною.

Воевали как герои.

Не пустив врага в Москву,

Отстояли всю страну,

От фашизма мир спасли

И ПОБЕДУ принесли!

Это было так давно

Но забыть нам не дано

Про сраженья и про беды,

Про великую Победу

Повторим-ка всё опять,

Мы должны об этом знать:

МАМА, ПАПА, ДОМ, СЕМЬЯ,

СОЛНЦЕ, ШКОЛА, ХЛЕБ, МОСКВА,

МИР, РОССИЯ – это, дети!

Главные слова на свете!

А войны мы не хотим,

Мир разрушить не дадим.

(разорвать табличку со словом ВОЙНА)

Ученики.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам

Мы с доски не с водим глаз,

А учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь!

С-с-с – змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.

Р-р-р – моторы тарахтят.

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

Ма - и ша, а вместе Маша

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты – и ква, а вместе – тыква,

Со – и ва, итак, сова.

Мы знаем буквы, знаем слоги,

И постепенно, понемногу

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг.

К ней любой из нас привык!

Мы азбуке спасибо скажем

И песню для неё споем

(Первоклассники поют песню « Чему учат в школе»)

Если кто-то любопытен,

Хочет все на свете знать,

Тот не будет лениться,

Только чтобы на вопросы

Стали буквы отвечать,

Вам, ребята,(очень просим)

Надо буквы твердо знать.

Буквы строим по порядку.

Погляди! Чудесный вид!

Мы запишем их в тетрадку-

Получился алфавит

33 веселых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим.

Сделать видимым, друзья .

На уроках чтения мы читали стихи, загадки, маленькие рассказы. Давайте послушаем, как первоклассники научились отгадывать загадки.

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

Если ты его отточишь.

Нарисуешь все что, хочешь:

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

Черные, кривые.

От рождения немые,

Встанут в ряд –

Сейчас заговорят! (буквы)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка а сшита,

Не человек, а рассказывает! (книга).

Теперь поиграем в игру « Угадай букву».

Эта буква похожа на ракету? (А); на колесо? (О); на сучок (У); на полумесяц (С); на антенну (Т); на шалаш? (Л); на парус (Р); на лесенку, которая сломалась?(Е); на ворота (П); на кудри- завитушки? (З); на бочонок?(Б); на бочонок с краном? (Ц);на домик?

(Д);на кочергу? (Г); на цифру 4 ? (Ч); на жука? (Ж); на раскрытую ножницу? (Х);на расческу, щетку? (Щ); на ковш? (ъ), мастер стул перевернул и стул стал похож на букву? (Ц)

А теперь разгадайте ребусы

Слайд 1

Слайд 2

Отгадайте какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться в веселых стихах

Жучка будку не доела: Забодал меня котел

Неохота. Надоело. На него я очень зол

На пожелтевшую траву Закричал охотник –Ой!

Роняет лев твою листву двери гоняться за мной

Тает снег. Течет ручей. Посмотрите –ка, ребятки.

На ветвях полно врачей. Раки выросли на грядке!

На виду у детворы Мы собрали васильки

Крысу красят маляры. На голове у нас- щенки.

Мама с бочками пошла У вратаря большой улов

По дороге вдоль села Влетело в сетку пять волов(голов)

На поляне весной Сели в ложку- и айда!

Вырос зуб (дуб) молодой По реке туда-сюда

В школе кроме уроков есть перемены. Сейчас предлагаю конкурс: кто быстрее выпьет сок через трубочку?

Слайд 3

Игра «Путаница».

На доске два столбика слов, которые надо соединить стрелками.

Собака квакает

Корова гавкает

Лягушка шипит

Змея мычит

Слайд 4

Игра « Оживи слово» (заменить первую букву другой буквой)

Мак-(рак), дом-(сом), капля- (цапля), котел-(козел), дверь-(зверь), лук (жук)

Жили -были буквы а Азбуке, разные – гласные, согласные. Ходили друг другу в гости. Согласные пошли к гласным. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. Однажды они поссорились.

Игра «Защити свой шарик».

Выходят два участника. Каждому к ноге привязывают шарик. По сигналу они должны постараться наступить на шарик противника и раздавить его ногой. Кто сохранил свой шарик, тот победитель.

Игра «Это я».

Учитель. Друзья, я буду задавать вопросы, а вы, дружно хлопая в ладоши, отвечайте: «это я, это я, это все мои друзья!», но если не согласны, говорите: «И не я, и не я, и не все мои друзья».

Кто из вас сюда принес

Песни, шутки, смех до слез?

Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

Кто из вас своим трудом

Украшает дом и класс

Кто из вас приходит в школу

С опозданием на час?

Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас, скажите братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас, скажите в слух

На уроке ловит мух?

Кто из вас не смотрит хмуро,

Любит спорт и физкультуру?

Давайте послушаем наших виновников торжества, которые еще хотят выступить.

Ученики.

Ты в азбуку впервые вник,

Читая по слогам.

Потом прочтешь ты сотни книг

К сознательным годам.

И ты поймешь: без азбуки

Вся жизнь прошла бы зря!

Тридцать три богатыря

На страницах азбуки

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Смех и слезы,

Радость и печаль

Довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль:

Учитель. Вот сейчас мы и проверим, как вы научились читать. (Ученики читают по предложению)

Слайд 5

2 уч Не надо к маме приставать.

3 уч Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

4 уч Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай еще страницу!»

Все Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

В.Берестов

Слайд 6

Игра « Расшифруй»

6-3=О 10-1=Р 5+1= З 9-5=Б

5+3= Щ 5-3=П 3-2=К

9-2= Й 8-3=А 6-6=У

Учитель. Дорогие ребята! Поздравляем вас с окончанием изучения азбуки и желаю прочитать самостоятельно много красивых, добрых стихотворений и сказок, рассказов и повестей. Пусть школьная азбука станет для вас сияющим маяком знаний, к которому вы будете без устали шагать всю свою жизнь! В память об этом событии хочу вручить вам дипломы. (Учитель вручает школьникам дипломы.)

Тем, кто любит приключенья.

Я открою свой секрет

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет

Слово для поздравления предоставляются родителям. (Родители поздравляют детей и дарят им подарки.)

На этом наш праздник подошел к концу. Большое спасибо всем, кто нашел время прийти сегодня сюда и разделить нашу радость. Особые слова благодарности родителям, которые приняли активное участие в организации и проведении праздника.