Методическая разработка (группа) на тему: Программа повышения ИКТ - компетентности педагогов. Формы использования ИКТ

2 ИКТ компетентность учителя – ключевая компетентность педагога Цель: увидеть роль и место ИКТ-компетентности в повышении своего профессионализма Задача: получить представления об ИКТ- компетентностях учителя; проанализировать свой исходный уровень владения ИКТ-компетентностью; увидеть пути формирования ИКТ- компетентности учителя-предметника.




4 Почему важно быть ИКТ- компетентным учителем? Переход к информационному обществу. Информатизация образования. Новая образовательная парадигма. ИКТ–компетентность учителя - один из основных показателей профессионализма ИКТ–компетентность педагога - необходимое условие для формирования и развития ИКТ- компетентности обучающихся.


5 Информационно-коммуникационная компетентность педагога способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ); его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности; особый тип организации предметно- специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.




7 Компьютерная компетентность включает овладение умением применять стандартные программные средства и технические устройства для поиска и переработки полученной информации: технологией работы в операционной системе; технологией обработки текстовых документов; технологией обработки графических объектов; технологией обработки табличных данных; технология СУБД. «Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать» Сеймур Пайпер


8 Информационная компетенция включает умение: определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее; анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов; оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи); ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно; использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений; создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц, графиков, диаграмм, кластеров, синквейнов и т. д.; создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях; создавать свои источники информации; работать с информацией индивидуально и в группе.




10 Коммуникационная компетенция включает Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: а) приемами навигации и поиска образовательной информации в сети Internet, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; б) приемами работы с электронной почтой и телеконференциями; в) технологией сетевого взаимодействия; г) приемами работы с файловыми архивами; е) приемы работы с компьютерными сетями.


11 Коммуникационная компетенция включает Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает: а) наличие представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; б) наличие представлений о структуре веб- страницы; в) владение простейшими приемами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта файловой системы; г) владение приемами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернете.


12 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, и возможностях его использования в образовательном процессе. 3. Владение приемами организации личного информационного пространства.


13 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 4. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно- профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации федеральных целевых программ. 5. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.


14 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий: подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики; приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, проведением простых расчетов); приемами построения графиков и диаграмм; методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).


15 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 7. Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности: приемами коррекции и оптимизации изображений для последующего использования в презентациях и на веб-страницах; приемами вывода изображений на печать, записи на CD. 8. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.


16 Информационно-коммуникационная компетентность это способность субъекта осуществлять поиск и переработку найденной информации посредством информационных технологий; критически относится к этой информации; на основе этого делать какие-либо выводы и принимать решения в условиях неопределенности.


17 Уровни готовности педагогов к использованию средств ИКТ в образовательном процессе: Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Компьютерная осведомленность ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования средств ИКТ. ИКТ-грамотность ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ в образовательном процессе. ИКТ-компетентность Информационная культура, для которой характерна направленность на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Информационная культура


18 Формирование ИКТ-компетентности учителя- предметника самообразование и саморазвитие; ШМО и РМО; очная и дистанционная формы повышения квалификации; комплексная система регулярной методической поддержки педагогов в области применения ИКТ в образовательном процессе, включая сетевую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности педагогов;




20 Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами: смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления; дополнение традиционного принципа «формировать ЗУНы» принципом «формировать ключевые компетентности».


21 Важнейшими задачами в рамках информатизации образования являются: формирование базовой и предметно- ориентированной ИКТ-компетентности у работников образования повышение квалификации учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий; стимулирование становления новой культуры педагогического мышления; создание единого информационного образовательного пространства (ЕИОП).






24 ИКТ-компетентность Использование ИКТ для организации контроля знаний учащихся. Проведение интегрированных уроков. Cопровождение проектной деятельности учащихся на основе ИКТ. Использование ИКТ во внеурочной деятельности. Добывание информации из Интернет. Публикация своих разработок в сети. Участие в сетевых сообществах. Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.


25 Информационная культура Ведение цифрового портфолио (своего или класса). Ведение постоянно обновляющегося web-сайта (консультаций, дополнительных занятий, выкладывание домашних заданий на сайт). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента (в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету). Разработка своих электронных учебников, дистанционных курсов, сетевых проектов. Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил, связанных с поведением в сети.


26 Пути формирования ИКТ-компетентности учителя- предметника. Первый модуль – раскрывает общие сведения об информационно-коммуникационных технологиях и ИКТ-компетентностях. Второй модуль - «Информационные технологии» поможет овладеть компьютерной компетентностью. Обеспечит техническую и методическую поддержку учителей с недостаточным уровнем ИКТ – грамотности В результате учителя должны овладеть первичными навыками работы на компьютере и быть способными к применению этих навыков в образовательном процессе.


27 Третий модуль – «Интернет-технологии информационного обеспечения образования» раскроет способы просмотра и поиска информации в Интернет, общения с помощью электронной почты, приемы работы с Российским единым информационным образовательным пространством, образовательными ресурсами Алтайского края, позволит педагогам общаться с помощью электронной почты, знакомиться с сетевыми сообществами и их ресурсами. Четвертый модуль – «Использование ИКТ технологий в предметных областях» поможет изучить педагогические возможности ИКТ технологий, приобрести опыт применения изученных офисных программ к подготовке своих методических разработок и организации учебного процесса на уроке.


28 Пятый модуль – «Мониторинг» обеспечит создание системы диагностических материалов для выявления профессиональной компетентности учителей в области применения информационно- коммуникационных технологий. Шестой модуль – «Формирование корпоративной ИКТ – компетентности», которая позволит видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.

Т.В. Ходосова

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС

г. Москва г. Троицк

«Все компьютеры в мире ничего не изменят

без наличия увлечённых обучащихся, знающих

и преданных своему делу преподавателей,

неравнодушных и осведомлённых родителей,

а также общества, в котором подчёркивается

ценность обучения на протяжении всей жизни».

Билл Гейтс

Информатизация образования декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. ИКТ призваны сыграть особую роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов и обучающихся, улучшает управление образовательным учреждением, повышает эффективность его работы, упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной степени способствует доступу к международным источникам информации в том числе и в области образования.

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к умению использовать в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение стандартов нового поколения невозможно! Именно поэтому мы и избрали темой нашей Инновационной площадки « Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий в рамках реализации ФГОС».

Еще в 2005 году в меморандуме ЮНЕСКО было сказано: "Применение ИКТ в процессе преподавания и обучения открывает уникальные возможности и перспективы, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции, результатом которой станут значительные изменения во всех сферах человеческой деятельности". И сегодня в начале 2014 года мы с уверенностью можем сказать, что такая революция действительно произошла!

Новые образовательные стандарты предъявляют к содержанию образования новые требования, а именно:

Новая цель образования;

Новое содержание образования;

Новое целеполагание для учащихся и учителей;

Новые средства обучения;

Новые технологии обучения;

Новые требования к подготовке учителя.

Однако, успешное решение проблем внедрения ФГОС в решающей степени зависит от уровня подготовленности и готовности педагогов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Сегодня каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей - право на качественное образование.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по информационным технологиям.

По данным социологического опроса сайта всего лишь 20 - 25% учителей в стране используют компьютер на своих уроках. Причём большинство из них делают это не системно, а эпизодически . Примечательно, что Московский регион в этом рейтинге только на 27 месте.

В основном учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока педагог не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Что дают ЭОР учителю?

    конспекты не писать, сумки с тетрадками на проверку не носить

    ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь

    экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества

    решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен

    Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Еще в 2010 году нами был проведен опрос учителей школы на предмет "Эффективность использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения в зависимости от опыта их использования", тем более что в программе развития школы определена стратегия повышения качества обучения именно посредством повышения ИКТ-компетентности педагога.

Важно отметить, что уже 3 года назад 71,2% учителей считали ЭОР существенно эффективнее традиционных средств обучения. Учитывая, что средний возраст учителей школы в 2010 году составил 47,3 года, ситуация представлялась вполне оптимистичной. Однако - это данные опроса, а на практике учителя продолжали отдавать предпочтение традиционным средствам обучения.

В нашей школе был разработан алгоритм действий “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Опираясь на опыт "продвинутых" коллег и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности”. Он должен обладать следующими компетенциями:

    Использовать компьютер как средство управления информацией;

    уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

    уметь применять современные ИКТ для повышения качества образования;

    Формировать и использовать информационно-образовательную среду.

Примерный перечень содержания компетентности учителя (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню) содержится во многих источниках. Это:

    знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету: , атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.;

    уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачам;

    устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;

    уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

    уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса;

      • уметь применять ИТ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ которые содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему;

    эффективно применять инструменты организации учебной деятельности (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.);

    уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося;

    уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

Школьная сеть,

Электронная почта,

Сайт (раздел сайта),

Форум,

Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) - гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

- (сетевой журнал или дневник событий),

RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

Подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием);

    организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и т.п.), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки. И здесь не обойтись без курсовой подготовки.

ИКТ – компетентность педагога является показателем уровня его квалификации, поэтому задача эффективного управления её развитием является одним из приоритетных направлений в работе нашей школы.

Часто учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире.

Открытости и доступности образования во многом способствует единое информационное пространство школы, которое должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети Интернет, применять различные формы обучения.

Все вышесказанное во многом являлось декларацией.

Первое с чего мы начали – это ввели электронную форму отчета.А что же изменилось сейчас?

В нашей школе наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база, формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательного учреждения на различных уровнях, расширяются знания педагогических кадров в области информатики и информационных технологий.

Работа в МАОУ СОШ №2 проводится по следующим направлениям:

1. Организация непрерывного повышения квалификации и курсовой подготовки педагогического коллектива в области информационных технологий.

2. Организация внутришкольной системы повышения ИКТ-компетентности педагогов.

3. Методические сопровождение использования ИКТ.

4. Обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ.

Успешной реализации данных задач способствуют различные формы работы с педагогами.

    повышение квалификации (100% педагогов были обучены на курсах повышения квалификации, участвуют в семинарах, вебинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике). Для учителя 21 века подготовить презентацию к уроку уже мало. Учителя осваивают сервисы Web 2.0. На сегодняшний день при проведении ВМКО, анкетирования мы выяснили, что 82% педагогов свободно владеют и систематически используют ИКТ (итоги диагностики 2010 г. – 40%). Кроме того, для педагогов испытывающих затруднения в использовании ИТ-технологий с 2013 года введен институт тьюторства в школе.

    Проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов по использованию ИКТ в педагогической деятельности, таких как «Интерактивная доска в работе учителя-предметника», «Использование электронных образовательных ресурсов в работе», «Сетевые сообщества – форма самообразования учителя», «Создание веб-портфолио с использованием сервиса Google»;

    проведение научно-практической конференции педагогов по проблеме использования ИКТ в образовательной деятельности «Информационно-коммуникационные технологии и система тестового контроля на современном уроке»;

    сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайн форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах, во всероссийских конкурсах цифровых образовательных ресурсов;

    сопровождение участия в конкурсах уроков с применением ИКТ ;

    оказание методических консультаций по использованию Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов , использованию материалов федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) ;

    содействие созданию методических и дидактических материалов к конспектам уроков (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки;

    консультации по работе над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;

    содействие активному использованию Интернет-ресурсов по предмету;

    содействие использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практических конференций (на новый уровень выходят достижения учеников, которые участвуют в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, тестировании; используют презентации, разрабатывают проекты, выступают на конференциях и т.д.).

    обобщение и распространение педагогического опыта (печатные публикации по использованию ИКТ – 3; публикации в электронных СМИ – 15, например, статья учителя английского языка Миненко А.В. " Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка" вошла в сборник Департамента образования города Москвы, Центра новых педагогических технологий (Материалы XXIV Международной конференции "Применение инновационных технологий в образовании" 26 – 27 июня 2013 г. Троицк – Москва;

    методическая поддержка разработки проектов по использованию ИКТ учителями-предметниками.

Новое направление работы школы – переход на электронный документооборот в учреждении, в рамках которого уже создана корпоративная электронная почта, доступ к которой (наличие собственного логина) имеют все педагоги, создан единый электронный календарь мероприятий, подходит к завершению работа по внедрению СМС-оповещений/напоминаний. Школа уже сейчас готова к введению дистанционного обучения.

По результатам мониторинга, 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения; 90% педагогов используют элементы ИКТ в преподавании учебных дисциплин; 72% используют собственные мультимедиа-презентации; 32 педагога являются членами в интернет-сообщества учителей (Прошколу.ру, Завуч.инфо, ДЮСШ2Троицк.рф, nsportal .ru и т.д.). 4 учителя имеют персональные сайты (in 4matic .ucoz .ru ), 2учителя имеют сертификат по программе «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения ОС Linu х». Проведены тематические педсоветы«Результаты введения электронного мониторинга первого года работы»; «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»; «Достижение нового качества образования через развитие инновационной инфраструктуры школы», «Инновационная деятельность педагога в рамках реализации национальной образовательной инициативы Президента России «Наша новая школа», «Современные педагогические технологии. и инновационная деятельность участников ОП в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что «в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое». Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей степени - от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании. Но какими бы компетенциями не обладал учитель, если он не сможет воспитать ЧЕЛОВЕКА, то и все компетенции ему ни к чему. собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой . Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю , принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.

Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? - изумились ученики .

Я выполнял свою задачу, - ответил мудрец, - сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас . Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

Значит, главная задача в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики.

Нет, - сказал учитель , - главная моя задача - воспитать в ученике человечность и доброту, - он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

К учителю всегда, во все времена относились с почтением. Но если учитель не развивается и не соответствует требованиям времени, то вряд ли он будет образцом для подражания. "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет". Это как нельзя лучше отображает реалии современного образовательного процесса. Поэтому современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. ИКТ-компетентность [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современном российском образовании абсолютно четко обозначены приоритеты информатизации общества и его прогрессивного развития. В этой связи особую роль играет ИКТ-компетенция педагогов и учащихся. В данной статье рассмотрены особенности ИКТ-компетентности в рамках актуальных тенденций в отечественном образовании.

Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности.

Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки . Отдельно ученые уделили внимание изучению термина "ИКТ-компетенция".

В таблице 1 отражены ключевые подходы к определению ИКТ-компетентности.

Таблица 1. Трактовка ИКТ-компетентности в педагогике

Формулировка определения

В.Ф. Бурмакина

ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности..

А.А. Елизаров

ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.

О.Н. Шилова М.Б. Лебедева

ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий

Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов

ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности".

Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой:

ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Рисунок 1. Основные аспекты ИКТ-компетенции

ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов, благодаря которым она может считаться независимой единицей педагогической компетенции по ФГОС нового поколения. Базовая структура ИКТ-компетентности представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура ИКТ-компетентности

Элемент структуры

Определение

  1. умение точно интерпретировать вопрос;
  2. умение детализировать вопрос;
  3. нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;
  4. идентификация терминов, понятий;
  5. обоснование сделанного запроса;

Доступ (поиск)

  1. выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;
  2. соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);
  3. формирование стратегии поиска;
  4. качество синтаксиса.

Управление

  1. создание схемы классификации для структурирования информации;
  2. использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.

Интеграция

  1. умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;
  2. умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
  3. умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
  1. выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
  2. выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
  3. умение остановить поиск.

Создание

  1. умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
  2. умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
  3. умение обосновать свои выводы;
  4. умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
  5. структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение (передача)

  1. умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
  2. умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
  3. обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
  4. умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;
  5. знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

ИКТ- компетентность педагога

ИКТ-компетентность педагога является важным элементом уровня квалификации современного учителя. В условиях роста требований к уровню преподаванию предметов в школе, владение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения и внедрить новшества, которые позволят улучшить усвоение информации учащимися и повысить их заинтересованность в образовании.

Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя содержанию, компоненты которого отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. Содержание ИКТ-компетентности учителя

Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, которые повышают уровень его профессионализма. В педагогической науке специалисты рассматривают каждый из этапов отдельно. Так первый этап предусматривает освоение информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся. Второй этап характеризуется формированием педагогических ИКТ-компетентностей, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия.

Повышение квалификации учителей сегодня становится одной из наиболее важных задач в период перехода школ на профильное обучение. Поднять систему повышения квалификации на новый уровень возможно путем информатизации, которая невозможна без развития ИКТ-компетентности педагога .

Модель ИКТ-компетентности существующая в современных стандартах позволяет учителю развиваться поступательно, постоянно расширять свои знания и возможности на педагогическом поприще.

Рисунок 3. Модель ИКТ-компетентности

В ИКТ – компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.

Оценка ИКТ-компетентности

Существующие подходы к образованию требуют постоянного контроля и оценки уровня ИКТ-компетентности педагога. Главной целью оценки ИКТ-компетентности является диагностика динамики развития и своевременное выявление "застойных явлений" и пробелов.

К числу ключевых подходов к оценке ИКТ-компетентности педагога относится мониторинг. Он направлен на изучение и выбор актуальных методов по устранению недостатков в ИКТ-компетентности. Современная концепция мониторинга ИКТ-компетентности учителя основана на трудах известного педагогога Л.В.Кочегаровой . Мониторинг, как метод оценки ИКТ-компетентности выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов. К числу ключевых функций можно отнести следующее:

  1. информационная функция – позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
  2. контрольно-корректирующая фукция – обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ – компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
  3. мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.

Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже.

Рисунок 4. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога

В настоящее время ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Рассматриваются отдельного педагога и производится сравнение зафиксированного в плане уровня использования ИКТ и реального. По итогам сравнения выставляется определенная оценка.

Диагностическая карта сформированности ИКТ-компетентности учителя

Представленная ниже диагностическая позволяет быстро оценить уровень ИКТ-компетентности педагога. Оценка производится при помощи расстановки балов в соответствии с уровнем того или иного умения указанного в диагностической карте:

  1. 3 балла – высокий уровень,
  2. 2 балла – средний уровень,
  3. 1 балл – низкий уровень,
  4. 0 – отсутствие показателя
ИКТ-компетентность

Знания, умения, навыки.

Знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, назначения устройств компьютера

Знание назначения программных продуктов (Windows, MS Office), их функций и возможностей

Знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет)

Умение набрать текст в Word

Умение создать электронную таблицу в Excel

Умение создать диаграмму по электронной таблице в Excel

Умение создать простую презентацию к уроку

Умение создать презентацию к уроку с гиперссылками, звуком и пр.

Знание ППС по предмету

Умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой

Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР

Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине

Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса

Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала.

Использование ИКТ для оформления тематического планирования

Использование ИКТ для мониторингов по своему предмету

Использование ИКТ для оформления различных отчетов по предмету

Использование ИКТ для анализа процесса обучения

Умение сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося

Применение инструментов организации учебной деятельности учащегося.

Дистанционно поддерживать учебный процесс, например, через Дневник.ру.

Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины…)

Создание банка КИМов, тестовых заданий

Стремление к самообразованию в рамках ИКТ

Взаимодействие и сотрудничество с родителями с помощью ИКТ (эл. почта, Дневник.ру)

Умение эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП с помощью ИКТ

Литература

  1. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/
  2. Галанов А.Б. Модель формирования икт-компетенций у учителей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
  3. Горбунова Л.М., Семибратов, А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html.
  4. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.
  5. Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-5
  6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.

Татьяна Астафьева
Повышение ИКТ компетентности педагога. Создание эффективной презентации

Астафьева Татьяна Александровна

Старший воспитатель МКДОУ «Черемховский детский сад»

Повышение Икт компетентности педагога . Создание эффективной презентации .

За последние годы произошло коренное изменение роли и места информационных технологий в жизни общества. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации деятельности.

На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом : поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Информационная культура становиться частью общей педагогической культуры . Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности , в том числе и компьютерную .

То, что мы несколько лет назад говорили о своем владении ИКТ-компетентностями , сегодня уже не актуально. Например, 5 лет назад достаточно было освоить текстовый редактор, программу для создания презентаций , фото-видео проигрыватель и электронную почту. Сегодня же достаточным уровнем владения ИКТ компетентностями будет обладать педагог , который является продвинутым пользователям персонального компьютера , владеет необходимыми офисными программами (Ворд, Ексель, Повер Пойн, Публицистик, достаточно грамотно и эффективно использует в своей работе ресурсы сети интернет, умеет пользоваться интерактивным оборудованием, создавать для него простейшие флипчарты, внедряет в работу системы видеоконференцсвязей, умеет подготовить и презентовать эффективную современную презентацию .

Но надо понимать, что компьютерная презентация может не только показать вашу блистательную компьютерную грамотность , педагогический опыт , но и «коварно» продемонстрировать методическую беспомощность, отсутствие художественного вкуса и дизайнерских навыков. Именно во избежание этих неловкостей особенно в профессионально деятельности необходимо знать азы дизайна презентаций . Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Однако можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать.

Дизайн : общие требования

Оформление, стандартное или разработанное самостоятельно, не должно мешать восприятию материала, поэтому выбранные элементы дизайна должны занимать минимальную площадь слайда и не касаться деловой графики и текста.

Используем в дизайне максимум 4 цвета. В том числе :

Один цвет для фона,

Второй цвет для основного шрифта,

Третий - для заголовков и выделения текста,

Четвертый – «актуальный» .

Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например : зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)

Достигайте «цветового равновесия» . Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи .

Правильно выбираем фон слайда и контрастность текста. Соотношение цвет фона - цвет текста не должно утомлять и раздражать. Более яркие цвета сильнее привлекают внимание человека. В то же время яркость предмета во многом носит относительный характер, в частности, зависит от фона воспринимаемого предмета, от соотношения цвета предмета и его фона.

Воздействия цветов на человека.

Интерес : синий, желтый, зеленый.

Радость : красный, желтый.

Утомление : коричневый.

Текст на фоне слайда должен комфортно читаться! Это закон. Но если нам позарез нужен фон, а различить текст на таком фоне невозможно, поступаем так : размещаем на фоне одноцветные фрагменты, возможно в виде фигур, поддерживающих тему сайта, и записываем текст на них.

Главное все-таки, чтобы слайд не напоминал взбесившегося попугая и как крайность, не вызывал ассоциации с пожухлой осенней травой. Только чувство меры. И – собственное понимание гармонии. Может быть, красное на зеленом – это контрастно. Но вот красиво ли? Пусть лучше будут спокойные тона. А что-то очень яркое – дозировано, для акцента. Слайд 6

В одной презентации необходимо соблюдать единый стиль оформления. И единый фон для всей презентации , исключение могут составлять случаи, когда необходимо выделить объект фоном. Стиль оформления должен подходить к теме презентации , или хотя бы не конфликтовать с ней.

Соблюдайте эстетику в оформлении и проявляйте креативность, используя шаблоны, не входящие в основной пакет программ. Такие шаблоны можно создавать самим или скачивать из всемирной паутины готовые. Вот некоторые сайты, на которых можно это сделать.

Требования к структуре

Титульный лист должен быть обязательно! Он должен содержать :

Название работы. Возможен пояснительный текст - подзаголовок

Фон может (и должен) отличаться от фона слайдов внутри презентации . Это обложка. Но в едином стиле.

Текст : основной

Помимо правильного расположения текстовых блоков, следует учитывать общие правила оформления текста. На слайдах должны быть тезисы - они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

размер шрифта : 18–36 пунктов. Размер шрифта подбираем исходя из того, что текст должен хорошо читаться с последнего стола аудитории. Чем меньше возраст слушателей, тем крупнее текст.

Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, но не резать глаза;

тип шрифта : для основного текста рубленный шрифт без засечек. Например,Verdana - самый безопасный для зрения при чтении текста с экрана. Шрифты бывают с засечками (завитушками на кончиках букв) и без засечек. Первые шрифты называют серифными (Time New Roman, Courier New, Georgia и т. д., вторые - рублеными (Ariel, Tahoma, Franklin и т. д.) .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОЛЬКО ПРОПИСНЫХ БУКВ ЗАТРУДНЯЕТ ВОСПРИЯТИЕ. Не используем.

Начертание курсив, полужирное, изменение цвета, размера используем только для выделения фрагмента текста. Стремление выделить весь текст, сделать его броским возникает по двум причинам :

фактура фона, цвета текста и фона таковы, что нормальный текст читать невозможно.

На деле получается наоборот - жирный или курсивный текст быстро утомляет глаза.

Главное правило выделения : если выделено всё, то не выделено ничего.

Подчеркивание желательно НЕ использовать, т. к. оно в электронном документе указывает на гиперссылку.

В одной презентации используем только один тип шрифта!

С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, должен содержать 7 - 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов.

Важно! Текстовое содержание презентации не должно повторять речь докладчика слово в слово, должно быть разделение смыслового наполнения между словами и содержимым каждого слайда.

Текст : абзацы

Абзацы отделяем друг от друга интервалами. Выравнивание по левому краю или по ширине. Красные строки используйте лишь тогда, когда текст выровнен по ширине. Если при таком типе форматирования не появляются «пустоты» между словами.

Центрирование для основного текста не используем.

Обычный текст пишется без использования маркеров списка.

Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

После двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы!

Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.

Нумерованный список применяем, если нужна нумерация по смыслу текста, иначе - маркированный

Текст заголовки :

размер шрифта : 24–54 пункта (заголовок,

Все заголовки выполняем в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание, в одной позиции на всех слайда

Исключение : заголовки на титульном и завершающем слайде. НО используя экзотические декоративные шрифты, помним, что у конечного пользователя, для которого готовим наш ресурс, этого шрифта в компьютере может не быть . И слайд будет выглядеть совершенно иначе, чем у нас на мониторе.

В конце заголовка точка НИКОГДА не ставится.

Заголовок стараемся делать лаконичным, стараемся разместить в одну строку, максимум в две.

Еще осторожнее применяем появление заголовка по щелчку. Заголовок – это первое, что появляется на слайде. Нужно обозначить – что же будет на этом слайде, зритель должен знать это ДО того, как начнется действие. И – заголовок появляется ВМЕСТЕ со слайдом. Он важнее, чем фоновый рисунок.

Графика. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлений.

На слайде ИЛИ схема, ИЛИ рисунок ИЛИ таблица, ИЛИ график. Никогда вместе не использовать!

Разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи) .

Перед размещением объектов : рисунок, схема, график… спрашиваем себя : «ЗАЧЕМ?» . Если для иллюстрации, пояснения, демонстрации, для акцента, для эмоций, то объект стоит разместить. А если просто картинка красивая или просто – чтобы было – НЕТ.

Рисунки на ОДНОМ слайде – ОДНОГО типа. Тип рисунка в этом контексте – техника исполнения. Не стоит одновременно на слайде размещать фотографию и карандашный рисунок. Или все – рисунки, или все – фотографии. Не получается подобрать однотипные? Значит, просто разместим на разных слайдах.

Изображения не должны выглядеть как «заплатки» . Убираем фон или подбираем рисунки с прозрачным фоном. Для фотографий делаем рамки или в графическом редакторе создаем эффект виньетки .

Изображения используем четкие с хорошим качеством, достаточного размера.

Никогда не сжимаем рисунки в ущерб качеству. Не уменьшаем отдельно ширину или высоту. Если изменяем размер изображения, то не нарушаем пропорции.

Стараемся не размещать надпись поверх рисунка.

Анимация появления рисунка не должна нарушать его восприятия.

Чем МЛАДШЕ аудитория, тем МЕНЬШЕ объектов на слайде.

Таблицы, схемы, диаграммы… Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности , образности лекции, выступления или доклада

Подписи в таблицах, диаграммах, схемах должны быть хорошо видны.

Размер таблицы не более чем 6х6.

У таблиц должно быть название;

У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда;

Диаграмма должна занимать все место на слайде;

На схемах текст лучше форматировать по центру.

Анимация

Используя любую анимацию, задаем себе вопрос – ЗАЧЕМ? Применяем анимацию только в том случае,

когда это действительно необходимо :

привлечет внимание к нужному объекту на слайде;

продемонстрирует динамику какого-либо процесса;

поможет увидеть порядок выполнения какой-либо последовательности действий, явлений.

Лишняя анимация только отвлекает.

Слайд спасибо за внимание

Есть много вещей в мире, делать которые считается неправильным, но многие все равно это делают : переходят дорогу на красный свет, курят, не моют руки перед едой, застегивают все пуговицы на пиджаке. Так вот есть еще одна неправильная вещь - это слайд «Спасибо за внимание» . Во время выступлений этот слайд служит фоном для завершающих слов оратора и ответов на вопросы. Общеизвестно, что лучше всего запоминается последнее. Так вот : со слайдом «Спасибо за внимание» вас в лучшем случае запомнят как вежливого выступающего. Самый правильный подход в конце тезисно написать суть вашего выступления. Либо как вариант – переход к титульному слайду, с темой выступления и вашими ФИО. Откажитесь от слайдов «Спасибо за внимание» , «Вопросы?» , поместите самое важное, а аудиторию обязательно поблагодарите на словах и попросите задавать вопросы.

Подытожить вышесказанное я хочу 5 СОВЕТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1. Центр внимания на докладчика. Самое главное, что вы должны понимать - на презентацию люди пришли выслушать вас, а не прочитать вместе с вами надписи на ваших слайдах. Не подсовывайте им презентацию . А вот если вам нечего показать, или показать что-то в живую очень сложно, соберите презентацию . Презентация – это вы и ваш рассказ, то, что показывается на стене - это дополнительные материалы.

2. Принцип "10/20/30". Впервые описан легендарным венчурным капиталистом силиконовой долины, Гаем Каваски. Суть принципа :

10 слайдов в презентации ;

20 минут времени на презентацию ;

30-м шрифтом набран текст на слайдах;

К этому принципу хочется добавить только еще один секрет, позаимствованный у Стива Джобса (Apple). Невропатологи пришли к выводу, что мозг легко устает, но Стив Джобс не даст вам потерять интерес. В течение презентации он обычно каждые 10 минут показывает возможности нового продукта или новой интересной особенности продукта, дает слово приглашенным гостям. Поэтому по середине своей 20-минутной презентации отвлеките чем-то людей, сбросьте нагрузку, задайте вопросы по услышанному, получите обратную связь.

3. Итоговый слайд. Возможно вы заметили, что на всех концертах, наиболее популярные исполнители выступают в конце, это связано с тем, что люди лучше запоминают то, что увидели последним. Шоу бизнес в полной мере использует эту особенность. Поэтому всегда делайте итоговый слайд, в котором вы фиксируете внимание людей на главном "сообщении", которое вы хотите донести до них своей презентацией . Если в вашей презентации несколько тем , делайте итоговый слайд после каждой из тем, а в конце презентации сделайте суммарный итоговый слайд - это на 100% позволит вам обеспечить восприятие аудиторией главных моментов вашей презентации .

4. Правило - "Схема, рисунок, график, таблица, текст". Именно в такой последовательности. Как только вы сформулировали то, что хотите донести до слушателей в каком-то конкретном слайде, сначала подумайте а как это представить в виде схемы? Не получается как схему, подумайте как показать это рисунком, графиком, таблицей. Используйте текст в презентациях только если все предыдущие способы отображения информации вам не подошли.

5. Правило "5 объектов на слайде". Не нужно создавать кашу на слайде . Это правило основано на закономерности обнаруженной американским ученым-психологом Джорджем Миллером. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов - то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Поэтому при размещении информации на слайде старайтесь чтобы в сумме слайд содержал всего 5 элементов. Если это схема, то попробуйте упростить её до 5 элементов. Не получилось - группируйте элементы так, чтобы визуально в схеме выделялось 5 блоков.

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов . То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Хорошая презентация должна нести эмоциональный заряд, чтобы потом, спустя какое-то время, побудить

слушателя изучить записи с содержанием презентации в компактной форме . В общем, презентация – для

правого полушария мозга, записи – для левого. Преимущество раздаток в их компактной форме и достаточно

большом информационном наполнении. Зачастую содержимое презентации забывается быстро , но остается

буклет с информацией.

ИКТ компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности

Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства). В связи с этим появился новый термин – «электронная дидактика», под которым понимают теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.

Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.

Матрица ИКТ-компетенции учителей

В ноябре 2011 г. общественности был представлен документ «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0». Рекомендации предлагают матричную структуру ИКТ-компетенции учителей (табл. 1), которую задают два измерения. Первое определяется подходами к информатизации школы, а второе – аспектами профессиональной компетентности учителя. В рамках трех подходов к информатизации школы определены требования к подготовке педагогов.

Применение ИКТ может быть следующим:

– использование средств ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены действующими стандартами;

– использование в своей работе готовых электронных учебных материалов и различных веб-ресурсов;

– проведение с помощью средств ИКТ оценочных мероприятий;

– использование средств ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.

При реализации этого подхода основное внимание, как правило, уделяется оснащению школ средствами ИКТ, стремлению сократить «цифровое неравенство» и обеспечить всем учащимся равный доступ к этим средствам. Организационные формы учебной работы в рамках данного подхода практически не изменяются.

Педагогу необходимо:

– владеть инструментальными программными средствами, которые относятся к их предметной области;

– уметь выбирать наиболее удобные способы представления учебной информации;

– рационально использовать все имеющиеся технические и программные средства для организации образовательного процесса;

– использовать сетевые ресурсы, которые позволяют учащимся получать доступ к информации, работать вместе и общаться с внешними экспертами в ходе решения выбранных ими проблем;

– использовать ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня;

– уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;

– использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать критическое мышление;

– поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;

– создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».

Рекомендации ЮНЕСКО – международно признанный инструмент, который позволяет определить педагогическую ИКТ-компетентность, необходимую каждому педагогу, а также разработать набор учебно-методических материалов для обучения педагогов.

Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.

Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.

Одной из основных тенденций, определяющих требования к уровню ИКТ-компетентности современного учителя, является смещение акцентов с задач технологического уровня (относящихся к владению конкретными инструментами, конкретными программными продуктами) на педагогический. Расширился круг умений, относимых к ключевой компетентности, поскольку соответствующие умения закреплены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на начальной ступени обучения в метапредметных результатах обучения школьников и в курсе «Математика и информатика», а также ФГОС основной школы в метапредметных результатах выпускника основной школы и в курсе информатики (V – IX или VII – IX кл.), что должно обеспечивать формирование ИКТ-компетентности у всех школьников. Школьный стандарт нового поколения помимо основных ценностей и основных понятий определяет «системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования». К ним относятся и требования к уровню квалификации учителей, зафиксированные ФГОС. Школам передана ответственность за выполнение указанных требований ФГОС по формированию информационной образовательной среды школы и организации обучения педагогов активному использованию ресурсов такой среды. Информационная образовательная среда должна включать электронные образовательные ресурсы, «электронный» дневник и журнал, школьный сайт, среду для электронного портфолио учеников и учителей.

Двухуровневая Модель ИКТ-компетентности учителя

Названные выше требования могут быть реализованы в рамках двухуровневой модели ИКТ-компетентности учителя. Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.

Часто учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. При этом, он благополучно прошел различные тестирования на готовность к работе с использованием ИКТ. Такой учитель не может называться ИКТ-компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.

Уровни ИКТ-компетентности современного учителя:

1. Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности).

Знаниевый уровень – это уровень овладения ИКТ. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ-компетентности учителей. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.

При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием ИКТ и общим уровнем информатизации общества, и профессионально-ориентированные подуровни

а. Подуровень общей компьютерной грамотности. Это уровень общепедагогических знаний, умений и навыков в сфере применения ИКТ в образовательной деятельности.

-Функциональная (компьютерная) грамотность , обеспечивающая знания, умения и навыки в сфере ИКТ

-Общепедагогическая готовность, обеспечивающая знания, умения и навыки применения ИКТ в педагогической деятельности, инвариантная относительно преподаваемых предметов.

б. Подуровень специфической,предметной компьютерной грамотности
– знания, умения и навыки, которые специфичны для предметной области. Например, учителя естественнонаучных предметов должны уметь использовать компьютерные математические модели процессов, связанных с их предметом (а на более высоком уровне – создавать такие модели).

Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д. Однако на сегодняшний день школьных учителей-предметников, обладающих соответствующим уровнем ИКТ-компетентности, совсем немного.
2. Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность) .

Деятельностный уровень – это уровень использования ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.

Различают:

а. Подуровень организационных инноваций

б. Подуровень содержательных инноваций
Подуровень организационных инноваций проявляется в эффективной реализации учителем нового организационно-технологического функционала, в частности
организации и сопровождения сетевых форм осуществления образовательного процесса;
реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения и т. д.;
организации и сопровождении обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся;
соорганизации разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс;
применении современных технологий мониторинга образования
Подуровень содержательных инноваций характеризуется систематическим, целенаправленным и эффективным использованием ИКТ-ресурсов и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в достижении нового качества образования. Он направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией «создания знаний» и проявляется в обновлении содержания образования, методов преподавания, систем оценки качества.

Содержательные инновации включают в себя комплекс элементов:
разработку и реализацию учебных курсов на основе ЭОР (элективных курсов, учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и др.);
реализацию новых видов образовательной деятельности, к которым относятся:
проблемный и проектный подходы в обучении учащихся;-
- организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов;
организацию взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе ИКТ;
применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и др.).
Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее
продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и ИКТ-компетентности. В сфере ИКТ они имеют свою специфику. Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д.

Однако на сегодняшний день школьных учителей-предметников, обладающих соответствующим уровнем ИКТ-компетентности, с немного.
Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.

Знаниевый уровень – наиболее массовый, который в ближайшее время должны освоить все без исключения учителя.

Уровень организационных инноваций – это уровень успешной и продуктивной методической работы. Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования требуют новых форм методической работы, основанных на ИКТ.
Уровень содержательных инноваций предусматривает проектирование и реализацию локальных и пилотных педагогических экспериментов. Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ

1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.
4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):
- вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;
- подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики;
- приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);
- приёмами построения графиков и диаграмм;
- методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
- приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
- приёмами вывода изображений на печать, записи на CD.
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
- приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
- приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;
- приёмами работы с файловыми архивами;
- приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.
9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности:
- наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
- наличие представлений о структуре web-страницы;
- владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы;
- владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернет.

Учитель компетентен в области ИКТ, если

 ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;
 участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;
 разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;
 создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;
 применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.