Московские школы вышли на мировой уровень качества образования. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций

Образование — важнейшая социальная сфера Москвы, заявил на заседании Президиума столичного : «Первым вопросом рассмотрим программу развития образования Москвы. Это одна из самых значимых, важных программ, которая касается практически каждого. Речь идёт о будущем молодых москвичей и о будущем нашего города».

Мэр Москвы добавил, что столичное образование должно быть доступным и качественным, а учителя должны получать достойную зарплату. «В этом направлении мы многое сделали за последние годы. Однако перед нами стоят не менее масштабные задачи. Речь идёт об укреплении материальной базы, строительстве новых детских дошкольных учреждений, школ, информатизации, создании системы предпрофессиональной подготовки школьников», — сообщил Сергей Собянин.

В учреждениях столичной системы образования сейчас обучаются более 1,3 миллиона человек — на 26 процентов больше, чем в 2010/2011 учебном году. Об этом сообщил Министр Правительства Москвы, руководитель .

По его словам, финансирование системы образования по сравнению с 2010 годом увеличилось в полтора раза. Кроме того, были введены новые принципы распределения средств между учебными заведениями.

«Школы сегодня заинтересованы в каждом дошкольнике и школьнике. По сути, такое финансирование правильно называть личностно ориентированным. Именно поэтому оно является мощным катализатором позитивных, в том числе и педагогических, преобразований в системе образования города», — отметил Исаак Калина.

Сеть столичных образовательных организаций включает 630 школ и 55 колледжей. Благодаря демографическому буму число школьников увеличилось на 20 процентов (с 749,1 тысячи в 2010/2011 году до 892 тысяч детей в нынешнем).

В 2016 году расходы на систему образования составили 241,2 миллиарда рублей — 16 процентов городского бюджета (для сравнения в 2010 году — 165,7 миллиарда рублей).

Доступность образования

В этом учебном году дошкольное образование в Москве получают 415,8 тысячи детей (в 2010/2011 учебном году было 288,6 тысячи детей). Все дети от трёх до семи лет обеспечены местами в детских садах.

566 школ (90 процентов от общего числа учебных заведений) имеют в составе и дошкольные отделения. С 1 сентября 2016 года 55 процентов первоклассников продолжили учиться в той же школе, в которой они занимались в дошкольной группе.

«У нас появились огромные возможности за счёт строительства новых зданий. С 2011 года благодаря этому в Москве создано более 70 тысяч мест для дошкольников и школьников. И надо отметить, что сегодня это в самом деле высококачественные, хорошо обеспеченные ученические места», — добавил руководитель Департамента.

Кроме того, он уточнил, что в более чем четырёх тысячах образовательных учреждений был проведён капитальный и текущий ремонт: «Благоустроены школьные территории, дополнительно организовано освещение более чем 500 школьных дворов. Кроме того, в соответствии с требованиями времени модернизируется школьная технологическая среда».

Обучение детей-инвалидов

В образовательных организациях Москвы учатся также более 20 тысяч детей с ограниченными возможностями. В частности, в школах города инклюзивно обучаются около 11 тысяч ребят, которые изъявили такое желание. В 80 процентах колледжей тоже созданы все условия для подростков-инвалидов.

Новые здания школ и детских садов

Всего с 2011 по 2016 год в городе было построено 68 школ на 36,6 тысячи мест и 205 детских садов на 33,7 тысячи детей. В прошлом году было возведено 10 школ и 22 детских сада. Все новые здания полностью приспособлены для доступа маломобильных граждан.

Основные результаты

Результаты сдачи ЕГЭ по итогам 2015/2016 учебного года показали, что качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников . В минувшем году 190 и более баллов по трём предметам набрали 53 процента учеников (в 2011 году их было 35 процентов). 220 и более баллов набрали 33 процента (в 2011 году — 14 процентов), а 250 и более баллов получили 14 процентов выпускников (в 2011 году их было всего три процента).

Сохраняется высокий процент московских школ, подготовивших участников Всероссийской олимпиады школьников, показавших наивысшие результаты (на региональном этапе — 91 процент и в заключительном этапе — 34 процента школ). В прошлом учебном году победителями и призёрами заключительного этапа этой олимпиады стали 699 человек (в 2010 году их было 279), в их числе 145 «чемпионов» (в 2010 году их было 76).

«Важнее то, что победителей и призёров заключительного этапа сегодня готовят больше трети всех школ Москвы, а победителей и призёров регионального этапа — здесь тоже очень высокие результаты — вообще 91 процент столичных школ», — заявил Министр.

Кроме того, 150 московских средних учебных заведений вошли в рейтинг 500 лучших российских школ (в 2013 году этот показатель составлял 83 школы). 13 образовательных учреждений города вошли в топ-25 лучших школ России (в 2013 году было семь таких школ).

Факторы, которые способствовали повышению качества образования:

— новая логика финансирования (принцип «деньги следуют за учеником») и устранение неравенства в финансировании школ;

— повышение зарплат учителей и освобождение времени для основной работы за счёт снижения бюрократической нагрузки, дополнительной мобильности (обеспечения учителей ноутбуками и планшетами), развития электронных образовательных ресурсов;

— развитие крупных образовательных комплексов, обеспечивающих многопрофильность программ обучения, разнообразие дополнительного образования, массовое участие детей в интеллектуальных соревнованиях;

— расширение участия школ в олимпиадном движении;

— широкий выбор профилей обучения практически в каждой школе, эффективный учебный план и возможность гибкого изменения образовательной траектории ребёнка.

Признание на всероссийском и международном уровне

Московские школы вышли на мировой уровень качества образования. С 4 по 9 сентября в столице впервые проходила (олимпиада мегаполисов), которая теперь будет устраиваться ежегодно. Олимпиада проводилась по четырём предметам: математике, информатике, физике и химии. В ней приняли участие 176 человек из 22 мегаполисов. По итогам испытаний первое место разделили команды школьников из Москвы, Санкт-Петербурга и Белграда.

В 2016 году на международных предметных олимпиадах московские школьники завоевали девять золотых, шесть серебряных и две бронзовые награды. Впервые москвичи-победители получили денежные премии из бюджета города (за золото — миллион рублей, серебро — 500 тысяч рублей, бронзу — 250 тысяч рублей).

«Важно и то, что все победители международных олимпиад 2016 года продолжают своё обучение в Российской Федерации, в вузах Москвы», — сказал Исаак Калина.

Как показало тестирование, проведённое в прошлом году международной программой , по уровню читательской и математической грамотности московские школьники входят в шестёрку лучших в мире. 63 процента московских школьников продемонстрировали результаты, сопоставимые с показателями тройки лидирующих мировых образовательных систем. Всего участниками исследования PISA стали свыше 42 тысяч учащихся 609 школ столицы.

Помимо этого, по итогам IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам сборная Москвы заняла первое место в общекомандном зачёте, завоевав 15 золотых, 14 серебряных и 11 бронзовых медалей. В чемпионате приняли участие 849 молодых людей в возрасте 18-23 лет из 64 регионов России.

Сборная Москвы, завоевав 25 золотых медалей, 23 серебряные и 23 бронзовые, также заняла первое место в II Национальном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс Россия», в котором участвуют молодые люди с инвалидностью.

Сохранение исторической памяти

В школах Москвы организовано более 750 военно-исторических музеев, активистами которых являются около ста тысяч учащихся. Под патронатом школ и колледжей находится свыше тысячи воинских захоронений, памятников и обелисков, установленных в честь героев войн.

В прошлом году в олимпиаде «Не прервётся связь поколений» приняли участие примерно 10 тысяч человек, написавших сочинения на темы, связанные с эпизодами из жизни ветеранов, тружеников тыла и детей войны.

Дополнительное образование

Кружки и секции дополнительного образования в Москве работают при каждой школе и в специализированных учреждениях (центрах детского творчества, музыкальных, художественных школах) департаментов образования, культуры, префектур округов и других органов исполнительной власти. Множество кружков работает при музеях, театрах, промышленных предприятиях. Также действует разветвлённая сеть частных центров дополнительного образования детей.

«Сегодня весь город — это ресурс дополнительного образования. Я уже не говорю о том, что дополнительное образование стало неотъемлемой частью жизни каждой школы, что также внесло свою лепту в достигнутые результаты», — отметил Исаак Калина.

По данным электронной записи, в городе открыто свыше 120 тысяч различных кружков и секций, которые посещают более 800 тысяч детей. При этом если ребёнок занимается в двух и более кружках, он учитывается в электронной системе один раз.

В 2016 году была начата реализация двух мегапроектов. Один из них — «Готов к учёбе, жизни и труду в современном мире!» — является проектом интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметной основе. В его рамках каждый учащийся получит возможность к окончанию школы сформировать необходимые для жизни и будущей работы навыки и умения, получить востребованную профессию специалиста среднего звена, расширенные предпрофессиональные знания по будущей специальности. В углублении профильного обучения в школах активно участвуют вузы, колледжи, научные организации, предприятия, технопарки, музеи и другие организации столицы.

«Новый взгляд на организацию предпрофессионального обучения стал реальностью благодаря тому, что московские учителя и ученики получили возможность выйти в рамках образовательного процесса за пределы школьных стен», — сказал Исаак Калина.

Ещё один проект — — предусматривает внедрение в городских школах современных электронных систем и глубокую информатизацию всей столичной системы образования. «Он подразумевает глобальную модернизацию школьного компьютерного парка и опережающее развитие городской платформы электронных образовательных материалов», — уверен руководитель Департамента.

В рамках этого проекта создаётся общегородская платформа электронных образовательных материалов (сценарии уроков, библиотека художественной литературы, учебные пособия), обновлённый электронный журнал и электронный дневник. Также формируется единая электронная образовательная среда, включающая интерактивное оборудование, подключение к интернету, локальным сетям и Wi-Fi, персональные устройства (ноутбуки и планшеты). Обновляется и устаревшая ИТ-инфраструктура, используемая с 2010 года.

В результате за счёт внедрения инновационных технологий и современных форм управления учебным процессом повышается качество школьного образования. У педагогов появляются новые инструменты обучения, которые помогают достигать высоких результатов, а учащиеся получают возможность осваивать школьные предметы с помощью технологий будущего.

«Нашим ученикам предстоит жить и работать завтра, поэтому важно, что проект даёт возможность школам уже сегодня организовать обучение по технологиям будущего», — заявил Министр.

Задачи на 2017 год

Среди приоритетных задач московской системы образования на этот год можно назвать дальнейшее повышение качества управления школами, улучшение условий для профессионального развития учителей, совершенствование методов обучения и воспитательной работы в школах.

  • 1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
  • 2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций:
  • III. Требования к территории общеобразовательных организациях
  • 3.2. На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.
  • 4.8. Для обучающихся II - III ступени образования допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе.
  • 4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.
  • 4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.
  • 4.13. Спортивный зал рекомендуется размещать на 1 этаже здания или в отдельно пристроенном здании.
  • 4.34. Уровни шума в помещениях общеобразовательной организации не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки
  • 5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
  • 5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
  • 5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
  • 5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
  • 6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
  • 7.2. Искусственное освещение.
  • 7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
  • VIII. Требования к водоснабжению и канализации
  • 10.6. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
  • 10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).
  • 10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
  • 10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
  • 10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.
  • 10.28. При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.
  • 12.4. Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией и в местах, недоступных для обучающихся.
  • 13.2. Медицинский персонал общеобразовательной организации осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.
  • 25 Декабря 2013 г.
  • 1. Размеры некоторых столярных и слесарных инструментов
  • 2. Объем ведер и леек:
  • 2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организации рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

    - во II и III строительно-климатических зонах - не более 0,5 км;

    В I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,4 км;

    В I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,5 км.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 2.5 внесены изменения

    2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций:

    - во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км;

    - для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.

    При расстояниях свыше указанных, для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

    Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

    Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 2.6 внесены изменения

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    2.6. Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, предусматривать интернат при общеобразовательной организации.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в наименование внесены изменения

    См. текст наименования в предыдущей редакции

    III. Требования к территории общеобразовательных организациях

    Информация об изменениях:

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 пункт 3.1 изложен в новой редакции

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    3.1. Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

    Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25-30% площади территории, свободной от застройки.

    При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 3.2 внесены изменения

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    HTML-версии работы пока нет.
    Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

    Подобные документы

      Идея школы со спортивным уклоном. Решение генерального плана. Объемно-панировочные и конструктивные решения зданий специализированных общеобразовательных школ. Функциональные зоны пришкольных участков. Зарубежные примеры школ. Учебные классы и помещения.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2015

      Анализ основных факторов, оказавших влияние на формирование пространственной организации Москвы. Изменение плотности жилой застройки, запланированное Генеральным планом города. Рекомендации по повышению эффективности системы градорегулирования города.

      диссертация , добавлен 22.01.2016

      Показатели удалённости районов проживания от центров жизнеобеспечения. Составление картограмм доступности территории микрорайона относительно остановочных пунктов и схем функционального зонирования территорий. Уровень благоустройства микрорайона.

      курсовая работа , добавлен 15.05.2015

      Развитие архитектуры общеобразовательных учреждений в современный период. Разработка проектов школьных зданий и школ-интернатов. Создание учебных кабинетов и лабораторий, спортивного зала, библиотеки, помещения общественных организаций и медобслуживания.

      контрольная работа , добавлен 30.01.2016

      Анализ практики проектирования квартиры. Общие требования к функциональным процессам, путям эвакуации, противопожарным мероприятиям, доступности для маломобильных групп населения. Архитектурное решение проекта. Современные строительные материалы.

      курсовая работа , добавлен 14.05.2015

      Анализ природных и антропогенных условий территории города. Правовые аспекты территориальной планировки. Определение общей площади селитебной территории городского поселения. Зонирование территории. Организация жилой и общественной застройки микрорайона.

      курсовая работа , добавлен 27.10.2014

      История формирования ансамбля Красной площади в Москве. Общая характеристика архитектурного ансамбля. Культурный контекст и особенности архитектурного ансамбля. Сводный анализ степени взаимозависимости композиционной и семиотической составляющий ансамбля.

      реферат , добавлен 02.06.2011

      Анализ природных и антропогенных условий территории. Организация жилой и общественной застройки микрорайона, определение численности населения и жилого фонда. Функциональное зонирование территории. Зона общественного центра, школ и детских садов.

      контрольная работа , добавлен 02.11.2011

    Каждый ребенок с инвалидностью должен пойти в школу. Мировой опыт показывает, что лучше всего для ребенка с инвалидностью учиться в обычной школе вместе с детьми без инвалидности,так как это повышает уровень социализации. В школе за счет конкуренции и отсутствия "особого", жалостливого, отношения уровень образования выше, у ребенок становится самостоятельным.

    Школа доступная для ребенка с инвалидностью, когда он может физически в нее попасть (есть пандусы, лифты, поручни, тактильная плитка), он может беспрепятственно передвигаться по школе и когда его безопасности в школе ничего не угрожает - все аварийные выходы доступны.

    Все дети разные: кому-то нужна гимназия, кому-то лицей, а кому-то- школа здоровья. Посмотрим на доступность московских школ по типам : В Москве нет проблем с доступностью школ лишь для инвалидов по слуху. Для остальных категорий количество доступных школ мало: для инвалидов-колясочников доступны 5% школ, для инвалидов-опорников- 13%, для детей с проблемами со зрением меньше 1%. Нет разницы между типами школ: гимназией, лицеем или школой здоровья- процент низок везде.

    Если по типам школ неравенства нет, то можно говорить о географическом неравенстве: количество доступных школ сильно отличается по округам . Так для инвалидов-колясочников доступна лишь одна школа в Северо-Западном округе и две школы в Северном, а в Зеленогдраде доступных школ нет. Для детей с инвалидностью по зрению нет доступных школ в Северо-Западном, Юго-Западном и Зеленоградском округах, а максимальное количество доступных школ в одном округе- две. Если посмотреть доступность по районам Москвы, то ситуация выглядит еще более серьезной: лишь в 34% районов есть школы, доступные для детей с инвалидностью, использующих инвалидные коляски, и лишь в 5% районов для инвалидов по зрению. Для родителей детей с инвалидностью именно географическая недоступность школ может стать решающим моментом при выборе между домашним обучением или школой-интернатом и инклюзивной школой: тяжело возить ребенка с первого класса в другой район, а тем более округ, особенно учитывая, что общественный транспорт Москвы не приспособлен для колясочников и людей с двигательными нарушениями и плохо приспособлен для людей с проблемами со зрением.

    Основываясь на данных от Департамента социальной защиты населения о количестве детей с инвалидностью в возрасте от 7 до 18 лет по округам Москвы, мы посчитали, сколько детей с инвалидностью приходится на одну доступную школу . Видно, что для детей с инвалидностью по слуху все более или менее хорошо, однако для остальных трех групп ситуация непростая. Инклюзия предполагает, что соотношение детей с инвалидностью и без в школе близко к соотношению людей с инвалидностью и без в целом в городе. Если на одну школу в округе приходится 140 инвалидов-колясочников, такое соотношение не соблюдается.Более того, это может создавать некомфортные условия для детей без инвалидности.

    Фонд «Детям о детях» благодарит за помощь в предоставлении информации Департамент информационных технологий города Москвы и лично Фоста Ивана Дмитриевича, Прохорова Юрия Николаевича и Гаврикова Михаила Александровича и Департамент социальной защиты населения города Москвы и лично Хачатурова Апета Альбертовича.