Социальных нововведений. Будущее россии - социальные инновации

Социальные инновации являются ц ентральным элементом действий, направленных на благо общества, а также последним словом в области устойчивого развития. Но есть ли в этом что-то по-настоящему инновационное. Что-то такое, что могло бы направить бизнес на принципиально новый путь? Давайте рассмотрим, каким образом развиваются социальные инновации и какую выгоду они приносят непосредственно компаниям.

В 2014 году, объединяя корпоративных лидеров, инвесторов, и руководителей в области развития, Всемирный экономический форум запустил Совет по осуществлению глобальной повестки дня в области социальных инноваций . Общепринятого определения термина «социальные инновации», тесно связанного с такими понятиями как КСО, социальное предпринимательство и благотворительность, пока что не существует. Всемирный экономический форум толкует его как «применение инновационных, практических, устойчивых, деловых подходов, приводящих к положительном социальным и/или экологическим изменениям» .

Некоторые рассматривают социальные инновации в качестве продуктов, разработанных для общественной пользы. Другие же утверждают, что бизнес не должен вмешиваются в сферу социальных инноваций, так как основная цель рыночных подходов — прибыль, а не благосостояние людей.

Социальные инновации, внедренные в рамках стратегий КСО, не только позволяют компаниям продемонстрировать свою гражданскую позицию, но и дают возможность развивать новые продукты и направления, создавать эмоциональную связь между брендом и потребителем, тем самым способствуя росту лояльности.

Топ-5 трендов социальных инноваций 2015 года

В 2015 году количество сходящихся тенденций позволяет создать оптимальную среду для развития и поддержания социальных инноваций. Основываясь на своих исследованиях и наблюдениях, а также обратной связи членов Leadership Council и CLASSY Awards Nominees , компания Classy составила топ трендов социальных инноваций 2015 года:

1. Увеличение капитала, направленного на инновации.

Растущее влияние Поколения Y (родившиеся после 1981), быстро развивающийся рост краудфандинговых платформ и все большее число институциональных спонсоров, желающих инвестировать в инновации, способствуют увеличению капитала, доступного для социальных инноваций.

Инновационный краудфандинг на онлайн площадках:

- Lava Mae предоставляет мобильные душевые для бездомных.

- Kite Patch защищает людей от москитов.

- Luminaid распространяет легкие, дутые, водонепроницаемые фонари.

2. Сосредоточенность мобильных решений на индивидуальных возможностях.

Масштабный рост использования мобильных устройств становится катализатором для новой категории социальных инноваций, ориентированных на сообщества и индивидуальные возможности.

3. Отдача приоритета инновационной деятельности со стороны крупных НКО.

Непрерывные инвестиции в инновационные лаборатории и совместные форумы иллюстрируют все большее участие крупных НКО и международных учреждений в продвижении социальных инноваций.

«Социальный сектор нуждается в большем количестве НКО, агентств, партнеров и спонсоров, приверженцев долгосрочных и кропотливых усилий, направленных на решение сложных проблем. Это потребует уникальных в своем роде сотрудничеств, уравнивания различных учреждений, уменьшения внимания к конкуренции за ресурсы, и увеличение к коллективным устойчивым обязательствам, направленных на решение социальных вопросов и проблем » — Todd Reeve , Bonneville Environmental.

4. Трансформация Data intelligence способов решения социальных проблем.

Расширение сотрудничества с группами по анализу данных приводит к настойчивому принятию такого вида анализа как Data intelligence, направленного на изменение способов решения социальных вопросов.

5. Вовлеченность корпораций в решение социальных проблем.

Tim Cook , Mark Benioff , Mark Zuckerberg и растущее число видных бизнес лидеров, отстаивающих подход «заинтересованных сторон против акционеров» будут стимулировать корпорации увеличивать размер инвестиций, направленных на решение социальных проблем.

Также, вы можете ознакомиться с рейтингом топ-50 журналов Fast Company и Forbes «Самые инновационные компании мира за 2015 год».

Рейтинг Fast Company «Самые инновационные компаний мира» дает понимание об инновационных звездах будущего. Однако нужно не забывать, что перечисленные компании являются не более чем субъективным мнением редакции Fast Company. Кроме того, редакция не предоставляет никаких пояснений, касающихся составления данного рейтинга и отбора компаний. Методология составления рейтинга и тот факт, что его развитие и сравнение еще долгое время будет невозможным является значительным недостатком для заинтересованных читателей.

Cтраница 1


Социальное нововведение осуществляется особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и трудно определить конкретное состояние их реализации, насколько полно эти нововведения реализованы.  

Постоянные и систематические социальные нововведения становятся формой устойчивого функционирования всего социального организма.  

Еще одна особенность социальных нововведений - отсутствие стадии изготовления, которая обычно тяжело проходит у нововведений технических.  

Раскрывая противоречивый характер социальных нововведений, Н.И. Лапин подчеркивает особую значимость внутреннего различия между радикальными и совершенствующими видами инновационной деятельности. Совершенствование хорошо уживается с существующими организационными структурами, вписывается в них. Радикальное же нововведение подрывает или даже взрывает эти структуры и потому вызывает противодействие.  

Кроме того, с социальными нововведениями связан один из распространенных типов инновационной патологии: перерождение этих новшеств в старые формы, возвращение социальных систем после нововведений к исходному состоянию.  

Комплексным характером воздействия инновационного процесса на технологические, организационные и социальные нововведения, когда способность работников к овладению новыми знаниями выступает основным конкурентным преимуществом предприятий.  

Однако - оставляя в стороне всякое осуждение и вопрос относительно необходимости такого сдерживания безрассудных социальных нововведений - праздный класс неизбежно и последовательно тормозит процесс приспособления к окружающей среде, который называется продвижением общества или социальным развитием. Позицию, характерную для праздного класса, можно кратко выразить в афоризме: Все, что ни есть, все правильно, тогда как закон естественного отбора в приложении к социальным институтам подводит к аксиоме: Все, что ни есть, все неправильно. Не то чтобы современные институты были совершенно неподходящи для современного общества, но они всегда и неизбежно в той или иной степени не соответствуют ему по своему назначению. Они являются результатом до некоторой степени неполного приспособления системы общественной жизни к экономической ситуации, существовавшей в какой-то момент развития в прошлом; и поэтому погрешность в степени их приспособленности несколько больше того промежутка, который отделяет настоящую ситуацию от прошлой. Правильно и неправильно употребляются здесь, не выражая, конечно, никаких соображений по поводу того, чему должно или чему не должно быть. Эти слова употребляются просто с эволюционной (нейтральной по отношению к морали) точки зрения с намерением обозначить совместимость или несовместимость с результативным эволюционным процессом.  

Прикладные исследования завершаются детальной проработкой управленческих решений и в конечном счете - внедрением в практику социальных нововведений.  

Но харизма быстро увядает, поэтому она выступает как некая историческая увертюра, пусковой механизм установления новых социальных порядков, социальных нововведений. В любом обществе - основанном или на традиционной, или на рациональной мотивации социальных действий, - преодоление устоявшегося, привычного требует особых усилий, которые возможны лишь на основе особого эмоционального порыва, доверия, создающего не только рассудочное, но и чувственно практические основания для признания, легитимации нового, его утверждения на практике. Харизма нужна новому властителю, устанавливающему новые порядки, законы, уставы, иначе говоря, харизма является фактором преобразования.  

Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.  

Кроме того, должны быть выявлены нормативные ценности всех заинтересованных сторон. Анализ нормативной составляющей обязан стать неотъемлемым элементом планирования социальных нововведений. Только так, по Ульриху, можно правильно оценить последствия и побочный эффект внедряемых социальных новаций. Критический подход противопоставляется догматическому подходу заинтересованных сторон и нередко циничному подходу экспертов. Ульрих считает, что системный подход полезен не как теоретическая конструкция, а как практический способ решить, что именно следует сделать в конкретной ситуации.  

Кроме того, должны быть выявлены нормативные ценности всех заинтересованных сторон. Анализ нормативной составляющей обязан стать неотъемлемым элементом планирования социальных нововведений. Только так, полагает Ульрих, можно правильно оценить последствия и побочные эффекты внедряемых социальных новаций. Критический подход как бы противопоставляется часто догматическому подходу заинтересованных сторон и нередко циничному подходу экспертов.  

Профессиональный уровень социолога лучше всего и проверяется в том, как он сумеет выделить качественные критерии социального эффекта в прямом соответствии с природой изучаемых процессов. Будет ли эффект оцениваться по показателям сугубо организационным (введение новых форм работы, обслуживания, самоуправления), или же будет предложено учесть качественную результативность социальных нововведений - ключевой вопрос. Лучший способ качественной проверки социального эффекта нововведений - контрольное обследование с использованием точно таких же приемов и методов, которые были разработаны для получения информации в основном исследовании: экспертные оценки, опросы, наблюдения, анализ документов и соответствующей статистики.  

США), детально изучались взгляды, настроения и политические установки, потребности и интересы, а также образ жизни двухсот тысяч американцев. В результате была разработана стратификация американского общества: выделены три основных слоя в нем и девять групп внутри каждого из них. Это позволяло достаточно точно прогнозировать их реакцию на различные социальные нововведения.  

Это позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую, ускоряет и удешевляет процесс создания новшества. Конечно, сравнительно невелики расходы на разработку проектов социальных нововведений в отличие от технических. Но социальные нововведения проходят с большим напряжением, поскольку затрагивают интересы и цели разных людей и стрессовые точки социальных нововведений обнаруживаются чаще.  

Введение

1. Основные понятия инноваций в социальной сфере

1.1 Инновации в социальной сфере

1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

1.3 Механизмы реализации

2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

2.1 Инновации в здравоохранении

2.2 Инновации в образовании

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность социальных отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Объектом работы является социальная сфера в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является инновации в социальной сфере.

В работе проводится анализ настоящего и будущего развития социальной сферы России.

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

1.Рассмотреть основные понятия социальной сферы и инновации в социальной сфере.

2.Выявить механизмы реализации инноваций.

3.Проанализировать механизмы реализации инновации в социальной сфере РФ.

1. Основные понятия инноваций в социальной сфере

.1 Инновации в социальной сфере

Современное социально-экономическое развитие России показывает, что инновационный путь развития это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. В тоже время инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

На современном этапе развития экономической науки, в частности теории инноваций, происходит выделение таких направлений, как формирование новшеств, распространение (диффузия) нововведений, выработка инновационных решений, адаптация и приспособление инноваций к человеческим потребностям.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Особенно актуальна их роль в сфере охраны здоровья, где сложилась очень неблагоприятная ситуация. На сегодняшний день широкое распространение получила платная медицина, но только 10-20% населения может себе позволить оплачивать медицинские услуги. В связи с этим, задача удвоения ВВП является вторичной, главной же задачей государства является повышения уровня и качества жизни человека.

Инновация представляет собой процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.

Инновации - это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное понятие одинаково применимо как к средствам и технологиям работы, так и к тому, как организации или отдельные лица ведут себя, работают, действуют. Любая инновация начинается с хорошей идеи, но означает она гораздо большее. Инновация связана с процессом превращения хорошей идеи в нечто, что может быть использовано, реализовано или достигнуто.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств. Эти отношения опосредуются движением венчурного капитала и информации.

Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.С. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь)

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства , относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

инновация социальный здравоохранение образование

Инновационные процессы в социальной сфере.

Инновационный процесс можно представить в следующей очерёдности этапов:

.Идея. Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду.

.Открытие. Установление существования ранее не известных явлений, материалов, зависимостей, связей и т.п.

.Исследование. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров.

.Разработка. Превращение результатов исследования и наблюдений в конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей.

.Изобретение. Выявление свойств и признаков нововведения, пригодных для патентирования или публикации.

.Внедрение. Продвижение нового продукта на рынок или новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке.

.Текущая реализация. Серийное производство, создание сбытовой сети.

Инновационный процесс должен охватывать, по крайней мере, все фазы до начала внедрения нового продукта на рынок или технологий в производство. Инновационный процесс всегда подвергается огромному риску. Степень риска при осуществлении различных инноваций различна.

Как показывает история многих стран, наиболее благоприятным периодом для появления инноваций является следующая за экономическим кризисом депрессия. Считается, что депрессия усиливает потребность в инновациях для выхода из кризиса. Если в периоды подъема экономики инновации могут способствовать дестабилизации относительно устойчивой экономики, то в периоды социально-экономического спада новые идеи призваны играть роль средства, способствующего выходу из кризиса.

Появлению инноваций в социальной сфере могут способствовать такие процессы, как:

- обострение социальных проблем, что требует новых подходов к их решению;

- отсутствие необходимых ресурсов для развития социальной сферы, что требует более действенных способов их поиска;

- тенденция ужесточения требований к качеству услуг учреждений социальной сферы и приведения их к международным стандартам.

Идентификация потребности социальной сферы в инновациях определяет необходимость более четкой и адекватной формулировки понятия «инновация» и смежных понятий с учетом особенностей социальной сферы. Это позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность деятельности социальных организаций и служб при удовлетворении социальных потребностей населения.

Как отмечают многие исследователи, в точном определении инноваций существует ряд методологических разногласий - инновации представляют как процесс, результат, идея, возможность. Проведенный нами анализ современных подходов, а также публикаций и изданий на эту тему выявил следующее общее определение инноваций: инновация - это реализованная творческая идея, создавшая новую ценность. Опираясь на это определение можно сформулировать определение инновационного процесса как процесса преобразования идеи в инновацию, включающего три этапа:

этап генерирования идеи (креативный этап),

этап воплощения идеи,

этап внедрения (коммерциализации) идеи.

Такое определение инновационного процесса позволяет взглянуть на задачу создания инноваций, в частности в социальной сфере, с точки зрения достижения целей каждого из этапов этого процесса. Поэтому рассмотрим этапы инновационного процесса более подробно и выделим их особенности применительно к социальной сфере.

Этап генерирования новых идей можно охарактеризовать как креативный аспект инновационного процесса. Некоторые исследователи определяют креативности ведущую роль, поскольку без идей не будет шансов на их реализацию. Процесс креативности, или творчества, «состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто». Данное определение отражает умение творческой личности рассматривать ситуацию «другими глазами» и видеть благоприятные возможности там, где другие видят лишь проблемы. Однако креативность важна не только на индивидуальном уровне: осознание того, что является допустимым в рамках определенной системы (группы, организации и т.п.), также влияет на уровень творческой деятельности.

Инновационные изменения станут тем успешнее, чем большая часть сотрудников будет вовлечена в выявление и решение ее проблем. Как показывает передовой опыт социальных служб и учреждений, участие работников в инновационном процессе - это важнейшая форма развития персонала организации. Успех в области управления инновациями в социальных организациях зависит от:

·организационной сплоченности;

·от степени включенности руководителя в управление инновациями;

·от постоянного контакта с сотрудниками, делегирования им права принимать ключевые решения и от готовности руководителя к снятию барьеров на пути нововведений.

Важное значение приобретает обучение специалистов по социальной работе методам управления инновационными процессами и развития креативности для профилактики эффекта «сопротивления персонала нововведениями». В том случае, когда служебная деятельность специалиста обеднена, стереотипна, жестко закреплена в одних и тех же действиях и результатах, наблюдаются различные проявления профессиональных деформаций, снижение эффективности работы, профессиональное выгорание.

С целью усиления новаторской деятельности персонала в организациях социального профиля и профилактики сопротивления персонала нововведениям необходимо применение различных мотивирующих действий, включая материальное и моральное поощрение сотрудников-новаторов, поддержание эффективных коммуникаций сотрудниками как внутри организации, так и за ее пределами. Персонал учреждений должен быть хорошо осведомлен о стратегических и практических задачах, которые необходимы для развития организации.

Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.

На креативном этапе инновационного процесса очень важно использовать все возможные источники инновационных возможностей. Среди них можно выделить:

·поиск непредвиденных событий и учет их влияния;

·поиск несоответствия между желаемым и действительным;

·изменение в структуре рынка и законодательных ограничениях;

·новые знания и технологии;

·демографические изменения;

·насущная потребность клиентов.

Причем наиболее значимым с позиции достижения цели социальной работы является удовлетворение потребностей клиентов в социальных услугах. Оценка потребностей в таких услугах может осуществляться с точки зрения их объема, номенклатуры, имеющихся ресурсов государственных органов, организации или конкретного социального работника. Несмотря на то, что система социального обслуживания развивается в нашей стране уже полтора десятка лет, из всех видов услуг наиболее распространенными по-прежнему являются выдача денежной и вещевой помощи.

Опыт ряда стран показывает, что инновационная социальная работа должна строиться на опережающем, эвристическом предложении услуг, которое будет порождать осознанный спрос на них. В частности, инновации в социальной сфере могут касаться в большей степени:

занятости, доходов, качества жизни населения;

здравоохранения, материнства и детства, жизни сбережения людей;

всех видов и форм образования;

культуры и досуга;

социальной защиты;

обеспечения прав граждан на жилье;

общественной безопасности;

охраны окружающей среды;

работа с беженцами и вынужденными переселенцами;

общественного попечительства в отношении детей, инвалидов, стариков и малоимущих граждан.

Основным результатом креативного этапа инновационного процесса должны являться инновационные идеи. Но любая идея, какой бы она замечательной не была, требует усилий по ее воплощению. Воплощение инновационной идеи представляет собой четко организованные действия по ее превращению в продукт (товар, услугу, процесс, технологию). Этап воплощения предполагает оценку потенциала идеи, определение необходимого объема ресурсов на ее воплощение и разработку необходимой организационной модели.

Для расширения качественных социальных услуг социального сервиса требуется серьезная государственная поддержка социальных учреждений, выступающих центром по разработке и внедрению инновационных методов и технологий в работе с разными группами населения. Источники финансирования инновационной деятельности таких учреждений могут быть как внешние, так и внутренние.

Внешнее финансирование предполагает привлечение средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Внутренние источники финансирования инновационной деятельности социальных организаций могут включать в себя часть прибыли организации, часть амортизационных отчислений, акционерный капитал и т.д. Широкое распространение в ряде регионов России имеют также полное или частичное финансирование на конкурсной основе инновационных программ и проектов за счет средств бюджета региона; предоставление бюджетных ссуд на реализацию социальных инноваций. Важное значение приобретает разработка и внедрение в деятельность социальных служб нормативно-правовых документов, способствующих развитию инновационной деятельности в регионах.

В настоящее время процесс воплощения инновации достаточно хорошо разработан на теоретическом уровне, существует множество моделей, описывающих различные аспекты процесса воплощения инноваций. Одним из наиболее распространенных методов реализации инноваций в социальной сфере является проектный метод. Среди достоинств этого метода специалисты называют возможность в рамках проекта эффективно достигать поставленных целей в условиях заданных параметров: сроков, стоимости, качества и т.п.

Однако при реализации инноваций в социальной сфере необходимо учитывать особенности, связанные некоммерческим характером отношений. Как известно, модель финансирования некоммерческой организации основана на бюджете (внешние средства), а не прибыли (собственные средства). Кроме того, некоммерческая организация имеет большое количество заинтересованных сторон, что при социальной специфике деятельности снижает потенциал нововведений. Нацеленность деятельности некоммерческих организаций на достижение определенных идеалов затрудняет оценку их деятельности с точки зрения сопоставления затрат и результатов. Именно этими особенностями определяются трудности воплощения инноваций в социальной сфере.

Этап первый - создание инноваций, научные исследования и разработки, подготовка конструкторской, технологической документации.

Второй этап - внедрение (коммерциализация) инноваций. Поскольку инновация может считаться таковой только при условии, что ее внедрение принесло результат, полезный для целевой группы, основная цель инновационного процесса на этом этапе - получить ценность от внедрения инновационной идеи. Ценность может определяться качеством и уникальностью продукта, а также тем, насколько продукт удовлетворяет нужды целевой группы или решает ее проблемы. Ценностью могут также выступать дополнительные выгоды, связанные с реализацией инновации. Для организации, внедряющей инновацию, основной задачей является повышение до максимума ценности конечного продукта, получаемой от реализации креативной идеи. На практике ценность определяется по-разному: как финансовый выигрыш, увеличение качества, повышение удобства, сокращение затрат. В некоммерческих организациях возврат средств не может считаться критерием успеха инновации и поэтому ценность должна определяться другими критериями, связанными, прежде всего, с социальными установками и нормами общества.

Важным вопросом при внедрении инноваций является учет рисков этого процесса и использование наиболее подходящих организационных структур. Из-за сложности и комплексности процесса внедрения социальных инноваций, наличия большого количества заинтересованных сторон, высокого риска этого процесса возникает необходимость создания специализированных структур, задача которых состояла бы в объединении усилий и ресурсов участников взаимодействия для достижения взаимовыгодных целей. Эти структуры могут представлять собой технологические активные комплексы с интегрированной структурой организации, специализированные формы, научно-исследовательские центры, различные поддерживающие структуры. Данные комплексы должны быть направлены на обеспечение устойчивой взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструктуры, иметь развитые сети неформального обмена информацией для создания каналов внедрения социальных инноваций.

Поскольку для социальной сферы в большей степени характерны инновации эффективности (поддерживающие инновации), направленные на модификацию уже существующих механизмов и практик, усовершенствование или видоизменение в социальных услугах и социальных программах, возникает необходимость трансформации деятельности непосредственно социальных организаций.

Как показывает практика, потребность в инновациях в социальной сфере во многом обусловлена внутренней потребностью социальной организации в повышении своих ресурсов за счет инноваций. Главное отличие инновационных организаций заключается в ориентации на изменения, которые становятся нормой для их деятельности. Для деятельности таких социальных организаций характерны следующие особенности:

·постоянная деятельность по созданию инноваций;

·финансирование создания нововведений, осуществляемое отдельно от текущей деятельности.

Таким образом, результативность инновационного процесса определяется суммарным эффектом от внедрения инновационных идей, т.е. ценностью для целевой группы. Социальные инновации должны быть нацелены на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед государством и обществом в обеспечении социального благополучия и социальных прав населения.

В качестве перспективных направлений инновационной деятельности в социальной сфере можно выделить такие направления, как:

·расширение спектра социальных услуг по удовлетворению социальных потребностей разных групп населения (социальный сервис);

·увеличение субъектов инновационной деятельности, вовлечении их в процесс решения социальных проблем широких слоев населения (социальное партнерство);

·информатизация социальной сферы как основы современного научно-технического прогресса;

·внедрение в практику социальных учреждений, служб инновационных стратегий развития, связанных с разработкой новых, более качественных товаров и услуг для населения и т.д.

Устойчивое инновационное развитие предполагает осуществление социальной политики на новых принципах, включающих:

- взаимную солидарную ответственность всех субъектов социальной политики (государства, неправительственных организаций, бизнес - структур, социальных работников, непосредственно граждан за результаты социального развития);

- открытость социальной политики обществу;

- развитие традиционных форм социальной работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Миссия социальной работы как формы деятельности направлена на достижение позитивных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Как особая технология управления интеграционными процессами в обществе, социальная работа призвана обеспечивать социальный мир и социальное благополучие в обществе. Поэтому поиск альтернативных путей обновления тесно связывается с внедрением инноваций во все сферы жизнедеятельности.

.3 Механизмы реализации

Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяются объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.

По своей сути, механизм реализации социальной политики представляет собой сложную систему институциональных и не институциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить оформить социальные интересы граждан, социальных групп населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Механизм реализации социальной политики в России ориентирован на решение важнейших социальных проблем.

Механизм реализации социальной сферы имеет сложную структуру:

субъект сферы политики - государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

объект сферы политики - социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социальной сферы;

методы реализации социальной сферы:

предметно-политическая деятельность по решению задач социальной сферы на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В обновлении нуждаются все аспекты социальной сферы.

Традиционно считалось и считается, что социальная сфера очень консервативна. Люди привыкают жить в определённых условиях и опасаются перемен даже там, где они крайне необходимы. Во-вторых, практически все инновации в социальной сфере принимаются без учёта позиций самих граждан. Мы, к сожалению, так и не научились взаимодействовать с людьми, готовить их к инновационным изменениям.

Например, как трудно идёт процесс перехода на электронные носители. Просто потому, что многие, особенно пожилые люди, не владеют самыми простыми навыками работы за компьютером. Порой они даже не умеют его включать. Поэтому программа обучения пожилых людей компьютерной грамотности возникла неслучайно. Пока мы не научим граждан пользоваться благами инновационных достижений, мы так и будем встречать с их стороны отпор любым изменениям.

За последние три года через Центр социальных инноваций прошли порядка 200 проектов. Но одним из первых направлений, в котором начались инновационные изменения, стало здравоохранение.

2.1 Инновации в здравоохранении

Нововведения в сфере здравоохранения осуществляются в виде создания новых технологий, медицинских приборов, препаратов, лечебных методик, или организационных процессов, внедряемых в производство товаров или оказание услуг.

С позиции управления инновационной деятельностью целесообразно выделить следующие виды инноваций в области здравоохранения:

·Медицинские технологические инновации, которые связаны с появлением новых методов (способов, приемов) профилактики, диагностики и лечения на базе имеющихся препаратов (оборудования) или новых комбинаций их применения;

·Организационные инновации, реализующие эффективную реструктуризацию деятельности системы здравоохранения, совершенствование организации труда персонала и орг. структуры управления.

·Экономические инновации, обеспечивающие внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения;

·Информационно-технологические инновации, направленные на автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков в отрасли;

·Медико-фармацевтические, медико-технические инновации, являющиеся разновидностью медицинских технологических инноваций, однако предполагающих, как императив, использование новых лекарственных средств (технических систем), конкурентоспособных по цене и основным параметрам медицинской эффективности.

К продуктовым и процессным инновациям в системе здравоохранения следует отнести те, которые охватывают как систему предупреждения и лечения заболевания, реабилитации больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и оборудования, новых информационных, учетных, управленческих и других благ, способствующих повышению качества медицинских услуг и т.д.

В области инвестирования в медицинские инновации российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство.

Для успешного развития медицины необходимо правильное сочетание ясных государственных гарантий населению и равных прав всех участников рынка вне зависимости от форм собственности. Что касается возможности частичного инвестирования в инновационные технологии, то оно сдерживается, с одной стороны, недостаточным информационным обеспечением, а с другой - отсутствием чётких государственных гарантий и преференций.

Как отмечается в Национальном докладе «Инновационное развитие - основа модернизации экономики России», в России, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности.

Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой развития науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же запаздывает или откладывается на неопределённые сроки.

Тревожит тот факт, что в масштабах страны эффект от инновационной деятельности почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты между наукой и бизнесом, эффективное функционирование национальной инновационной системы в целом.

Устранение основных проблем в развитии науки, образования, инноваций требует существенных ресурсных и временных затрат. Однако затягивание их разрешения чревато не просто консервацией сложившейся ситуации, но и вполне вероятной деградацией всех базовых элементов инновационного цикла. Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике.

Следует отметить, что создаваемые отечественными предприятиями и вузами разработки востребованы незначительно. Это связано, прежде всего, с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищённостью отечественных разработок. Дальнейшее развитие данной ситуации может привести, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудования, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности отечественного здравоохранения.

Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстаёт от передовых стран по объёмам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. В большинстве стран мира ассигнования на «науки о человеке» составляют не менее 30% от общих затрат на фундаментальные исследования.

Вопросы поддержания необходимого состояния медицинских изделий и использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направляемых на их производство, закупку, должную эксплуатацию и утилизацию, не решаются в достаточной мере. В настоящее время многие направления современной медицины требуют серьёзной технологической оснащенности. Реализация современных технологий в отечественных учреждениях практического здравоохранения сдерживается, в том числе, из-за отсутствия эффективных механизмов допуска этих технологий на рынок.

Таким образом, инновации могут быть техническими, подразумевать разработку или улучшение продуктов или процессов, либо административными, т.е. быть направленными на совершенствование организационной структуры и процессов управления и осуществления работы. Такие инновации часто могут осуществляться независимо друг от друга. Тем не менее, в некоторых случаях реализация инноваций в одной сфере может зависеть или даже требовать инноваций в другой.

Как следует из программных документов Правительства Российской Федерации, инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

В настоящий момент в России есть компоненты, необходимые для развития инновационных медицинских технологий: инвесторы, компании, импортирующие зарубежные инновационные разработки, и изобретатели.

Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики и лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.

Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.

2.2 Инновации в образовании

Реформа образования должна проводиться с учетом принципа «не навреди». Главного внимания требуют организационно-технические условия осуществления образования, особенно это касается учреждений, обеспечивающих общую среднюю школьную подготовку на селе и в малых городах страны.

Нуждается в специальном внимании среднее профессиональное образование, которое должно готовить специалистов, способных встраиваться в новые и новейшие технологии. Реструктуризация высшего образования имеет своей целью готовить профессионалов высшей квалификации, совмещающих обучение с осуществлением научно-исследовательских работ. Финансирование образования должно иметь три источника: государственный бюджет (преимущественно регионального уровня), предприятия, которые готовят для себя рабочую силу необходимой квалификации, и граждане, выбирающие платные формы обучения .

Государство в лице своих законодательных органов определяет минимальную образовательную «корзину», доступ к которой имеет каждый гражданин страны.

Практическое претворение в жизнь социальных реформ определяет три особенности алгоритма их реализации:

главное условие успешности реформ - это системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики;

корневой составляющей всех ее сегментов является трансформация модели заработной платы;

в условиях чудовищной поляризации идеология социальных реформ не может не иметь пере распределительного характера, реализуемого через налоги и социальное страхование.

Заключение

В завершение работы кратко подведем основные итоги, к которым мы пришли в процессе многоаспектного анализа инноваций в социальной сфере.

Мы пришли к пониманию социальной инновации как сознательно организуемого нововведения или нового явления в практике социальной работы, формирующегося на определённом этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющего целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Динамика преобразований, происходящих в стране, практически не отразилась на учреждениях социального обслуживания. Даже о реальных перспективах зарождения и развития рынка социальных услуг говорить не приходится в то время, когда государство не торопится расстаться со своей ведущей ролью. Соответственно, такой консерватизм сдерживает инициативу как существующих государственных учреждений соц. обслуживания, так и не приветствует появления учреждений негосударственного сектора.

Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов управления. Такие инновации являются результативными, поскольку они улучшают качество жизни населения.

Кроме достижения основной цели, инновации призваны решить следующие задачи:

повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы;

улучшения качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества;

снижения социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.

Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:

высокой неопределенностью последствий крупных инноваций;

сложностью оценки эффекта инновации;

комплексностью инновации: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры.

Кроме того, инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.

Основными направлениями инновационной деятельности в социальной работе сегодня являются:

Расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения.

Информатизация социальной сферы. Под информатизацией социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства.

Увеличение разнообразия организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.

Социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых технологий мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.

Список используемой литературы

1.<#"justify">2.Осипов Г.В. Москвичев Л.Н. Чернощек О.Е. Социологический словарь. М.: Норма, 2008

3.Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Экономика, 2006 - 518 с

4.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - с. 11.

5.Красникова Е.О., Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент - М.: Окей-книга, 2009 - 184 с.

.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент - М.: Инфра-М, 2008 - 176 с.

.Жариков В.В. Управление инновационными процессами - Тамбов: ТГТУ, 2009 - 180 с.

.Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. 2-е изд. - СПб: Питер, 2006 - 384 с.

.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007 - 335 с.

.Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент - М.: Юнити-Дана, 2005 - 446 с.

.Попов В.Л. Управление инновационными проектами - М.: Инфра-М, 2009 - 336 с.

.Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями - М.: Эксмо, 2008 - 432 с.

. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - 2009 г. - 216 с.

14.Сибурина Т.А. Управление здравоохранением: о путях перехода к инновационно - стратегической модели развития // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2007- №1.- С. 95-107, №2. - С. 63 - 69.

15.Российские инновации в медицинской технике. - 2010. - №4 (390). - Режим доступа: #"justify">16.Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление - М.: Юнити-Дана, 2006 - 287 с.

В наше время в обществе создаются и развиваются все новые социальные устои, поведение и социальная политика, тем самым, с профессиональной, академической и даже образовательной точки зрения социальная деятельность приобретает все большую значимость. Это диктует потребность на существующих предприятиях, уметь подстраиваться под изменения в социальной сфере и прогнозировать будущие изменения в обществе. Для осуществления поставленной задачи постоянно создаются и вырабатываются нововведения широкого спектра, направленные на социум. Данный процесс можно обозначить как “социальные инновации”.

То есть это осознанно сформированное явление в деятельности людей, организующееся на следующей ступени прогресса общества под действием изменений общества для его эффективной модификации.

Социальные инновации значительно отличаются от других инноваций по определенным критериям. Во-первых, социальные генерируются под действием группы лиц, в то время как материально-технических в большинстве своем создаются единолично. Во-вторых, результат социальных инноваций более расплывчат во временных рамках и значительно отодвинут, что не характерно для вещественных изобретений. Также особенностью социальных новшеств является обобщенное использование, то есть возможность применить к широкой сфере деятельности.

Аспекты социума очень многочисленны, следовательно, и инновации имеют широкую вариативность. Чтобы их структурировать, разделим на подгруппы в зависимости от того на чем инновации базируются.

В зависимости от охвата, инновации делятся глобальные, региональные, локальные. Пока локальные поднимают узконаправленные вопросы, глобальные оперируют общемировыми задачами. В зависимости от сферы деятельности инновации направлены на экономическую или политическую или духовную и так далее области. В зависимости от направленности: на единичный субъект или рассеянный на множество.

Рассмотрим, что служит предпосылкой к созданию социально ориентированных новшеств. Во-первых, это возникающие или существующие проблемы в обществе, решение для которых еще не нашли. Либо появление решений, которые удовлетворяют потребности более эффективно, чем текущие. То есть изменение внешней среды несет за собой социальные инновации. То есть, можно сказать, что социальные инновации – это способ развития социума. Следовательно, рассмотрим инновационный процесс. Под ним понимается возникновение идеи, ее разработка, а пробирование и внедрение. Продолжительность данного процесса называется инновационный цикл. Данный период занимает различное количество времени в зависимости от тормозящих данный процесс факторов. Они делятся на психологические и социально-экономические.

Сдерживающие причины

Сдерживающая среда

Метод разрешения проблемы

Возражение против инноваций

Косность мысли

Непрекращающееся поддержание

соц-инновац.программ.

Разработка схем увеличения сопричастности людей в эти программы.

Несущественные усилия господдержки соц. инноваций

Нет системности в воздействиях гос-ва в вопросе поддержания соц.инновац. и программ инвестирования.

Уменьшение ставки кредитования, возврат затрат

Ненаправленное и несущественное информирование о соц.инновац.

Большая стоимость маркетинговых

Разработка площадки социальных предпринимателей

Нехватка частного инвестирования в соц.сфере

Нежелания бизнесменов

Вкладывать средства в соц.проекты

Господдержка соц.инвесторов

Нет дорожного маршрута

Малый опыт внедрения социальных инноваций

Внедрить маршруты для соц.новаторов

Несовершенная система финансирования

Не способность к конкуренции

соц.инновац. программ

Доработка закона о

концессионных соглашениях

Высокий уровень риска

Несовершенная

область для приложения активности

возможных соц.новаторов

Внедрение программ

страхования соц.новаторов с повышенной выгодой

Нет требуемых умений в соц.проектировании и предпринимательстве

Непривлекательность

этой области для работников высокой квалификации

Формирование умений менеджмента соц.проектов

Невысокая степень взаимодоверия

Беспринципность действий

стейкхолдеров

Проектирование с большей формальностью.

Социально-технологические процессы являются методами и способами новаторской работы, ориентированную на формирование и внедрение новаций в мир, реализацию подобных инициатив, стимулирующие перемены в различных областях социальной сферы, рационализируют использование ресурсов, в том числе и материальных. Существует два варианта существования социальных технологий: как программы и проекты и как действующие согласно данными проектами технологии.

За последнее время были созданы, к примеру, в медицине - инновационные способы излечения алкогольной зависимости, в сфере производства - способы мотивации работников, а для учителей-новейшие способы преподавания. Основная их особенность это создание активнодействующей единицы социума, который может самостоятельно приспособиться к изменениям внешней среды. Данные примеры и их функциональное содержание являются предметом социальных новшеств.

Для внедрения инновационных решений необходимо их корректировать под определенные условия, в которых данная проблема возникла: устройству общественной системы, обычаям, локации и масштабу, отличительным особенностям менеджмента. Это вынудило создавать и развивать инновационный способ, который кардинально отличается от устоявшихся методик, что позволяет разрешать сложные вопросы любого уровня в системе общественной системы.

Одним из способов разрешение проблем общественных систем считается программное инновирование, которое формируется благодаря новационным методам. Оно базируется на данных принципах:

  • 1) принцип «предельной цели»: стратегии и цели, которые ставятся для организации, формулируются на пределе возможного
  • 2) принцип «пульсируемого инновирования»: программа инновационных сессий, которые проводят через определенные интервалы, в процессе которых совершается активная связь персонала и консультантов;
  • 3) принцип «интегративного программирования»: суть данного принципа заключается в создании действительной стратегии интегративно, принимая к учету существующие результаты деятельности на каждом этапе и соотнося их с концепциями;
  • 4) принцип «накопления мотивации»: рассмотреть результаты предыдущей инновационной деятельности и проанализировать их, как следствие у участников общественной системы возрастет мотивация к последующим положительным изменениям, так как закрепление успехов позволяет почувствовать уверенность в собственных возможностях, а также почувствовать неудовлетворение при нехватке достигнутого;
  • 5) принцип «взращивания инновационного ядра» основывается на изменениях в компании в результате изменений сотрудников с помощью инициализации их нужд в таком изменении;
  • 6)Для более эффективного влияния на всю организацию используется ориентация на модернизацию всей системы и ее взаимосвязей с внешней средой, а не единичных компонентов и ее частей;

Возможность воздействия на социальную сферу определена группой обстоятельств: присутствие неоднозначных данных об этих процессах, предоставление средств управления, проектирование эффективного механизма устройства организации для любого случая. Отталкиваясь от этого, разрабатывать инновации в общественной и организационной сферах могут только люди, которые имеют представление о рассматриваемой системе и к тому же имеющие практические навыки. Такие специальности набирают популярность особенно в последнее время. Например, «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор». Эксперты в данной сфере разрабатывают и учат практиков новаторским социальным методикам.

Новации в соц.службах по всему миру считаются объектом научных изучений. Их можно разделить на несколько направлений: - изучения проектов, эксперименты, изучения в сфере формирования методов. Также нельзя не обозначить новейшую модель, способную на использование к любым методам исследования формирования технологий общественной деятельности – эволюционное изучение. Она состоит из нескольких фаз:

Анализирование предполагает выявление ситуации, требующей разрешения ее инициализацию и насущность. Следующим шагом рассматриваются возможные варианты решения и выбирается наилучшая альтернатива. В конце данного этапа делается вывод о нужности новации.

Разработка включает в себя: постановка стратегии создания новации, выявление возможных осложнений при воплощении, создание информационной базы; компоновка выполненных частей, корректировка новации под практическое применение; создание “инструкции” к разработке.

Продвижение заключается в апробации, оценки действия и при необходимости доработки. Преимущественно на этом этапе занимаются схемой реализации новации пошагово, то есть определение порядка и масштаба конкретных действий. К тому же создается обстановка для опыта и его апробации.

Фаза оценки является новым этапом характеризующийся всеобщим охватыванием и внедрением. Оценка происходит по нескольким параметрам: результативность, расходы, действенность. По итогам оценки делаются выводы о готовности новации.

В итоге новация распространяется и внедряется. При этом необходимо подготовить данные для будущих потребителей. Это последний этап.

После рассмотрения фаз можно сделать вывод, что данный способ будет эффективен, особенно при использовании с традиционными способами внедрения разработок.

Социальные инновации - новый термин, который тесно связан с такими понятиями, как государственно-частное партнерство, корпоративная социальная ответственность, социальное предпринимательство и благотворительность. Как эти явления развиваются в России сегодня? В каких случаях граждане принимаются активно участвовать в решении проблем общества? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответила Ольга Качелкина, руководитель оргкомитета Международной конференции "Социальные инновации", которая завершилась в Москве в октябре.

- Ольга Алексеевна, что такое социальные инновации?

— Это новые проекты, идеи и инициативы, направленные на улучшение жизни общества - как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства. За рубежом под социальными инновациями понимаются нововведения в социальной сфере, которым не более трех лет, но мы смотрим на этот термин несколько шире.

- Не могли бы вы пояснить его значение на примере конкретного проекта?

— Пожалуйста. Например, автор проекта "Ecopad" Алексей Травин работал в типографии и видел, сколько там после окончания рабочего дня остается ненужной бумаги, которую просто выбрасывают. Он стал собирать эту бумагу и делать из нее недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам. Таким образом решается социальная проблема и экономятся ресурсы. Вот пример социального предпринимательства, которое является частью социальных инноваций. И подобных проектов очень много.

О социальном предпринимательстве в России уже знают. Шесть лет успешно работает Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", учрежденный бизнесменом Вагитом Алекперовым именно с целью развития в нашей стране социального предпринимательства. А вот тему социальных инноваций в этом году обсуждали впервые, поэтому нам было важно собрать не только ведущих российских экспертов в области корпоративной социальной ответственности, государственно-частного партнерства в социальной сфере, социального предпринимательства и благотворительности, но и руководителей профильных международных организаций. Эти направления давно существуют в России, но они нуждаются в усовершенствовании, в новых подходах. Например, благотворительности, по мнению экспертов, не хватает прозрачности, которая необходима, чтобы к этому сектору было больше доверия.

Доверие важно и в государственно-частном партнерстве. Это сложный процесс, который строится, в том числе, на взаимном доверии и договоренностях всех сторон - государства, бизнеса и общества. В отдельных регионах, например ХМАО, проекты ГЧП успешно реализуются, но если говорить о России в целом - таких проектов недостаточно. И причиной является, прежде всего, кризис доверия.

Также нужны инновации в сфере корпоративной социальной ответственности. Сегодня, по мнению экспертов, главная инновация заключается в том, чтобы перейти от разрозненных мероприятий и акций к планомерным долгосрочным стратегиям, которые неразрывно связаны со стратегиями самих компаний. Именно поэтому мы собрали на конференции российских и международных экспертов - чтобы обсудить, в каком направлении двигаться дальше.

Вы упомянули, что одно из направлений социальных инноваций связано с трудоустройством социально незащищенных групп населения, и привели в пример многодетных матерей. Есть ли проекты, связанные с трудоустройством инвалидов и других групп людей, испытывающих сложности с поиском работы?

— Безусловно. Трудоустройство незащищенных групп граждан - одна из приоритетных задач, которую решают социальные проекты. Например, Евгений Рапопорт, руководитель проекта "Авоська дарит надежду", дал работу слепым людям, под его началом трудятся 60 человек, они делают авоськи. Сейчас, к сожалению, не все и помнят, что такое авоська. Казалось бы, она осталась в Советском Союзе, ведь мы совсем про нее забыли. Между тем, это весьма удобный в быту, легкий, компактный и не загрязняющий окружающую среду предмет (в отличие от пластиковых пакетов, которых хватает на один раз и которые выбрасываются в бесчисленном количестве). Плюс к тому продукция проекта "Авоська дарит надежду" получается по-настоящему яркой, индивидуальной. Неудивительно, что проект Евгения Рапопорта интересен как собственно авоськами, так и тем, что он помогает найти работу людям с ограниченными возможностями.

- А что побуждает предпринимателей заниматься подобными проектами?

— Я думаю, что желание помогать и нести ответственность не только за себя, готовность решать проблемы окружающих. В России много тех, кто думает не только о собственной прибыли и безбедной жизни. Предприниматели понимают, что у нашей страны много проблем, что вокруг много людей с, мягко говоря, скромными финансовыми возможностями, тех, кому трудно получить работу. Через свой бизнес социальные предприниматели и стараются им помогать.

Вы сказали, что сегодня не достаточно разработана нормативно-правовая база, регулирующая государственно-частное партнерство. Какие еще острые проблемы препятствуют развитию этой сферы?

— На конференции мы провели 9 воркшопов, каждый был посвящен конкретной теме, например "Молодежь и люди серебряной экономики - как объединить их возможности для создания социальных проектов", "Чего не хватает социальному предпринимательству в России сегодня", "Развитие территорий". Модераторы воркшопов поставили перед участниками четко определенные задачи, и в итоге мы получили цельный анализ проблем и предлагаемых решений. Главная трудность, с которой сталкиваются руководители социальных проектов - это недостаток информации, площадок, где они смогли бы поговорить, найти новых участников, помощников, а возможно, и инвесторов.

Важным итогом конференции стало появление нескольких новых партнерств. Сегодня таким проектам не хватает нескольких очень важных вещей, и прежде всего, поддержки со стороны общества и государства. В свою очередь, обществу не хватает информированности, внимания СМИ к социальным проектам. Мы же мы планируем повышать интерес к данной теме по всем направлениям. В частности, Ростислав Вылегжанин из "Московских новостей" провел специальный воркшоп, на котором учил социальных предпринимателей интересно представлять свои проекты СМИ, чтобы о них захотели рассказывать журналисты.

Вообще, когда мы начинали готовить конференцию, многие говорили: "Что вообще такое социальные инновации? Эти два слова не могут стоять вместе!" Но, например, в Европе и в Америке практически при каждом вузе есть лаборатория социальных инноваций. Там это устоявшийся термин, а в России еще нужно объяснять, что это такое. Бывает, что человек занимается социальным проектом, но он себя не идентифицирует как социального предпринимателя или инноватора, то есть нужна информационная поддержка еще и этого направления.

- Вы уже подвели первые итоги конференции?

— Да, мы проанализировали работу всех воркшопов, выяснили основные потребности руководителей социальных проектов и проблемы, с которыми они чаще всего сталкиваются. Надо отметить, что тех, кто уже занимается социальным бизнесом или готов им заниматься, в нашей стране достаточно. Безусловно, еще предстоит выработать единую стратегию развития социальных инноваций в России, и этим займется Институт развития социальных инноваций, который предложил создать Вагит Алекперов. По мнению всех экспертов и участников конференции, у социальных проектов в России есть все шансы занять лидирующие позиции в области решения социальных проблем.