На развитие профессиональных действий психолога по созданию ситуации взаимодействия с другим человеком. Работа психолога на следственных действиях с несовершеннолетними

Правоохранительная деятельность и психологические действия. Под деятельностью в широком смысле понимают форму активного взаимодействия человека с миром, побуждаемого потребностями и проявляющегося в целенаправленном воздействии на его объекты и преобразовании. В психологическом смысле деятельность - внешне-внутренняя активность, регулируемая сознательно поставленной целью. Речь идет не о нормативной цели, не о той, что задается извне, а именно о мысленной, реально поставленной человеком, на деле направляющей его действия, ориентирующей на конкретный предвидимый результат. Юридическая деятельность побуждается потребностями укрепления законности и правопорядка, личного участия работников правоохранительной деятельности и направлена на достижение осознанных целей, предусмотренных назначением юридического органа, должностного лица, их обязанностями, правами и возможностями.

Деятельность сложна по своей организационной и психологической структуре. Она складывается из действий, цепи действий - особых единиц произвольной активности, «шагов» в направлении осознаваемой цели. Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев определял действие как процесс, подчиненный представлению о промежуточном результате, который должен быть достигнут на пути к цели. 1

Действия в психологии - одна из структурно-функциональных единиц, составляющих деятельности, побуждаемая ее мотивом (личностным смыслом, индивидуальным значением и отношением к цели), всегда направленная на достижение результата, определяемого осознаваемой задачей данного действия и являющегося вкладом в достижение цели деятельности. Задача - промежуточная цель на пути к цели деятельности. Профессиональная деятельность любого специалиста правоохранительных органов также складывается из особых действий, каждое из которых направлено на решение определенной задачи (частной цели) и получение промежуточного результата, приближающего к цели. Результаты действий, складываясь, обеспечивают достижение цели. Можно сказать, что действия - это способы осуществления деятельности.

Действия могут быть основными и вспомогательными. Основные действия связаны с основными задачами действия, сущностью объекта воздействия и достижения необходимого результата. Таковыми в юридической деятельности выступают различные формы реализации должностным лицом, юридическим органом полномочий и обязанностей в соответствии с правовыми установлениями и в пределах своей компетенции. Хорошо известны следственные действия (осмотр места происшествия, допрос, очная ставка, следственный эксперимент и др.). Есть и оперативно-розыскные действия, профилактические, по обеспечению общественной безопасности и др. Они являются основными, нормативно обусловленными, владение ими обязательно для соответствующих специалистов правоохранительных органов.


Жизнь, однако, показывает, что профессиональные юридические действия выполняются всеми, кто работает по одной специальности, все знают, что надо делать, но результат весьма и весьма различен. Причина в том, что специалисты все же по-разному понимают, что надо делать. Одни ограничиваются формально-нормативным, процедурным выполнением, а вторые обогащают его вспомогательными действиями, создающими благоприятные условия выполнения основных. Так, допрос можно выполнять строго процедурно, ограничиваясь выполнением только того, что предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом, а можно дополнить изучением психологических особенностей допрашиваемого, слежением за его психическим состоянием, контролем за признаками искренности - лживости, установлением психологического контакта, правомерным психологическим воздействием и др. Очевидно, что во втором случае результат допроса скорее всего будет значительно лучше.

Психологические действия - действия, направленные на решение психологических задач и осуществляемые психологическими средствами и приемами. Задачи их: сбор психологической информации, психологический анализ, изучение психологии человека (группы), психологическая оценка обстановки или ситуации, психологический анализ проблемы, психологическое решение, психологическое воздействие, разработка психологического замысла, психологический выбор линии поведения или общения, выбор и реализации психологической позиции, психологическая тактика и др. Ниже в главе рассматриваются различные психологические действия, у каждого из которых своя психологическая задача, отвечающая интересам решения основных профессиональных действий юриста, работника правоохранительных органов.

В юридической деятельности психологические действия чаще всего имеют характер вспомогательных действий, обслуживающих решение основной профессиональной задачи работников юридического органа. Их применение создает благоприятные условия для выполнения основного, нормативно предусмотренного действия и существенно повышает вероятность достижения высокого результата его. Использование их или пренебрежение ими, умелость или безграмотность их выполнения как раз и определяют те кардинальные различия в результатах, которые наблюдаются у разных специалистов, внешне делающих одно и то же. За внешне наблюдаемыми, чаще всего относительно простыми по двигательным проявлениям действиями подлинного профессионала правоохранительных органов стоит сложная, насыщенная психическая деятельность, сопряженная с преднамеренным и качественным выполнением психологических действий. В этом один из главных секретов подлинного профессионализма юриста. Владение психологическими действиями, которые носят профессионально-юридический характер и могут именоваться профессионально-психологическими, для профессионала правоохранительных органов столь же необходимо, сколь необходимо умение строго процедурно выполнять следственные, оперативно-розыскные и иные нормативно определяемые действия. Профессионально-психологические действия в юридической деятельности - это выработанные передовой юридической практикой, исследованные, усовершенствованные и апробированные юридической психологией эффективные психологические способы ее осуществления.

Действия, операции и психологические приемы. Наряду с интенциональным аспектом, определяемым тем, что должно быть достигнуто, действие имеет и операциональный, методический, технологичный аспект. Знание действия, общее представление о нем есть ответ на вопрос «что делать?», а операция - ответ на вопрос «как делать»? Операция - это общий способ (движения, психологические акты, процессы) выполнения данного действия. Она сама имеет структуру, складывается из частных способов - приемов выполнения движений, актов, оценок, решений и пр. Ведь любое действие нельзя выполнить одним движением пальца. Например, осмотр места происшествия весьма протяжен по времени, складывается примерно из четырех десятков операций, выполняемых с помощью различных приемов, которые можно назвать и методами. Психологические приемы как эффективный способ действия обладают определенными свойствами: профессиональностью, законностью, научностью, этичностью. Совокупность методов, приемов выполнения определенного действия образует его операциональную сторону, методику, технику выполнения. В современной психологии в связи с этим говорят о психотехнологиях, психотехнике. 2

Слово «техника» употребляется в русском языке в разных смыслах. Одно из них восходит к греческому слову, имеющему значение искусственный, искусство, мастерство. Психотехника - умелое использование психологических средств и приемов для решения стоящих перед человеком задач, причем не только психологических. Однако психологические действия практически состоят только из них, особенно насыщены ими, что предъявляет повышенные требования к использующему их. Техника - это всегда мелочи, детали, но такие мелочи, тонкости в работе, которые и отличают подлинного мастера от дилетанта. Это относится и к тем операциям и приемам, которые повышают эффективность решения профессиональных задач юристом.

Операции, приемы, отношение к ним, техника во многом зависят не только от объекта, задачи, условий, в которых выполняется действие, но и от психологических особенностей личности (ее мотивов, подготовленности, способностей, уровня притязаний, уровня достижений и др.), выполняющей ее. 3

Операции и приемы также делятся на основные и вспомогательные. Основные операции и приемы направлены на заданное преобразование объекта, а вспомогательные обеспечивают реальное создание благоприятных условии для такого преобразования. К последним относятся и психологические приемы. Можно относиться по-разному к использованию психологических приемов, но игнорирование или некачественное использование их всегда сказывается отрицательно на результатах, а имеющиеся возможности достижения максимального результата не используются.

Психологические средства в юридической деятельности. Понятие «средства» в общем близко к понятию «способы» и можно их использовать в ряде случаев как синонимы. Но у первого есть один смысловой оттенок, который не присущ второму - вещественный. Когда имеют в виду орудия, инструменты, с помощью которых решается профессиональная задача, говорят о средствах, но не о способах, за которыми всегда сохраняется технологический смысл - как использовать средства. К числу психологических средств обычно, даже в криминалистике, относят речевые (слово и др.) и неречевые (мимика, жесты и др. - см. § 9.2) средства. К ним можно отнести и поведение человека.

Например, следователь может своим поведением разыграть роль дурачка, который многое не понимает, готов поверить всему, что говорит подозреваемый, поддающийся уговорам, а может, наоборот, повести себя как все знающий и не нуждающийся особенно в искренности допрашиваемого. Оперативник при разведывательном опросе может эмоционально воскликнуть, когда при каком-то вопросе получит необходимую информацию, а может сделать вид, что гражданин ничего ценного в данный момент не сообщил, не проговорился, продолжить опрос и оставить собеседника в недоумении, что же было надо оперативнику узнать и узнал он или нет.

Можно спорить, являются ли речь, неречевые средства и поведение психологическими. Но бесспорно, что по преобладающим характеристикам, по тем признакам, тонкостям, наличие которых определяет их подлинную, действительную, преобразующую, воздейственную силу, они - психологические. Но есть основания и для сомнений, и тут надо отметить следующее. Наверное, нет «чисто» правовых, административных, управленческих, социологических, психологических, педагогических и прочих средств, действий и методов. К какой категории можно отнести, например, разъяснение, предупреждение, напоминание, убеждение, воздействие, принуждение, наказание? Каждая область знания называет их своими. В действительности они могут быть такими. Однако отнесение каждого из них к определенной категории возможно лишь при особом видении и использовании. Инструктаж заступающих на дежурство, например, останется преимущественно служебным мероприятием, если руководитель придерживается лишь служебных правил, соблюдая инструкции. Но он может стать и педагогическим действом, если проводящий его видит скрытый педагогический потенциал и умело использует его. Его можно сделать и психологическим, если проводящий его ставит перед собой психологическую задачу на инструктаж, если он продумывает, как его психологично провести, если он использует слова и действия, которые производят психологический эффект, когда он соразмеряет все элементы инструктажа с тем конечным результатом, который должен быть достигнут -полной мобилизованностью заступающих, сформированностью у них настроя, отвечающего требованиям бдительности и немедленной готовности к действиям.

Вывод из сказанного таков: речь, неречевые средства становятся подлинно психологическими средствами и дают максимальный эффект только в руках профессионала, который владеет психотехникой их использования и стремится к полному и качественному ее использованию.

Кстати, средствами психологического решения задач могут стать и объекты совершенно иной природы, например, предметы, изображения, звукозаписи и пр. Так, следователь после длительного отрицания допрашиваемым своей виновности может достать из ящика и молча положить на стол вещественное доказательство, которое по своей психологической воздейственности окажется сильнее тысячи слов.

Таким образом, не сами психологические средства автоматически оказываются инструментами решения задач, все дело в психотехнике, в способах, приемах их использования, которыми и должен овладеть профессионал правоохранительных органов.

1 Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии. - 1979. - № 9. - С. 95-100.

2 Носков В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного БХСС. - Горький, 1989.

3 Чтобы не усложнять изложение, абстрагируемся от рассмотрения теории взаимопереходов деятельности и действия, действия и операции

Психологическая работа - это весьма сложная и ответственная область профес­сиональной деятельности, которая может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз).

Психолог владеет информацией, небрежное использование которой может нанести непоп­равимый вред отдельным людям, семьям, рабочим коллективам, ав­торитету профессиональной психологии.

В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации руководителям (менеджерам), предоставлять им не­обходимые данные о персонале в интересах обеспечения организакционно-управленческой работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. Именно поэтому к психологам, как основным специалистам в области такой сложной работы, предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых по­зволяет специалисту сохранять доверие людей, выбирать верную линию поведе­ния при конфликте между нормами субординации и нравственности.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню про­фессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфи­ческих нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным со­обществом, так и с испытуемыми (клиентами).

Рассматриваемые требования сформулированы в ряде принципов.

1. Принцип соблюдения тайны.

Этот принцип означает, что любая информа­ция, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из указанного правила есть исключения, о которых клиент всегда должен быть предупрежден заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время при­ема о чем-то таком, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

2. Принцип ненанесения ущерба.

Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Психолог обязан:

Уважать личную неприкосновенность работников, их право на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без при­сутствия третьих лиц;

Разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок исполь­зования полученной информации;

Не использовать методик и процедур, оскорбляющих личное достоинство че­ловека;

Оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать руководителей, других лиц об этических требо­ваниях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции;

Предоставлять испытуемому результаты психологического обследования в форме, доступной для его понимания.

3. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов.

Данный принцип требует, чтобы методы и средства, при­меняемые психологом, были валидными и надежными, т.е. давали такие результаты, которым можно вполне доверять. Психолог должен использовать методы и техники, механизм действия которых он ясно понимает, считает достаточно осво­енными и предвидит последствия их применения. Выводы, которые делает пси­холог, должны вытекать из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.

4. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи.

Этот принцип предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства. В ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психо­логу-консультанту ситуацию. В определении факторов, которые обусловливают возможность позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессио­нальных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специалистов и окружения клиента.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности.

Психо­лог создает такие условия, при которых обратившийся за помощью работник (клиент) чувствует себя спокойно и комфортно во время приема. Необходимо принимать людей такими, какие они есть. Ради создания атмосферы доверия, спо­собствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек - все достойно доб­рожелательного внимания.

Этот принцип предполагает, что ре­комендации психолога обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Они должны быть выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эф­фективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности и компетенции тех лиц, которым они адресуются.

7. Принцип рефлексии профессиональных ограничений.

Психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности, четко пред­ставлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять толь­ко проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздей­ствия на людей.

Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психо­лога, необходимо воздерживаться от применения административных мер без тща­тельного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых воздействий.

В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами службы управления персоналом. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности.

I. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики вопросов, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям и их родителям (замещающим их лицам) в решении их проблем.

7. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.7 настоящего документа.

8. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

II. Ответственность работника службы социально-психологической помощи:

1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетное направление работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.

11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.

12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

Действия психолога:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему простые вопросы:

 Как тебя зовут?

 Как ты себя чувствуешь?

 Хочешь есть?

2. Проведите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь, если тепло.)

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб, если нет сопротивления.

4. Дайте возможность человеку поспать или просто полежать.

5. Если нет возможности отдохнуть, то больше говорите с ним, вовлекайте в любую совместную посильную деятельность.

Ступор .

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Основные признаки ступора являются:

 Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

 Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения щепки);

 «Застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности.

 Возможно напряжение отдельных групп мышц.

Действия психолога:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями (позитивные точки).

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные) . Необходимо любыми способами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение .

Взрывы, стихийные бедствия могут дезорганизовать человека, он не понимает, что происходит вокруг. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное мечущееся в клетке.

Основные признаки двигательного возбуждения являются:

 Резкие движения, бессмысленные и бесцельные действия;

 Неадекватно громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда бессмысленные вещи);

 Отсутствие реакции на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

Действия психолога:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему подмышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов. Старайтесь не использовать такие слова как «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи».

Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Агрессия .

Основными признаками агрессии являются:

 Раздражение, недовольство; гнев;

 Нанесение окружающим ударов руками или каким-либо предметом.

 Словесное оскорбление;

 Мышечное напряжение;

 Повышение кровяного давления.

Действия психолога:

1. Дать возможность человеку выговориться или «избить» подушку.

2. Нагрузить человека работой, связанной с высокой физической нагрузкой.

3. Агрессия может быть погашена страхом наказания.

Страх.

Панический страх, ужас, может побудить к бегству, вызвать оцепенении или наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. Человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

К основным признакам страха относятся:

 Напряжение мышц (особенно лицевых);

 Сильное сердцебиение;

 Учащенное поверхностное дыхание;

 Сниженный контроль над собственным поведением.

Действия психолога:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!»;

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме;

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие;

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Нервная дрожь .

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так в организме происходит сбрасывание напряжения.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и т.д.

 Дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя некоторое время;

 Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

 Реакция может продолжаться до нескольких часов;

 Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

Действия психолога:

1. Нужно усилить дрожь.

2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.

3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действие как нападение.

4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить спать.

Нельзя:

 Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;

 Укрывать чем-то теплым;

 Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Плач .

Плач обладает успокаивающим действием. Снимает мышечные зажимы.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. В случае отсутствия слез, напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

Основные признаки данного состояния:

 Человек уже плачет или готов разрыдаться;

 Подрагивают губы;

 Наблюдается ощущение подавленности;

 В отличии от истерики нет признаков возбуждения.

Действия психолога:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт (можно взять за руку, положить руку на плечо или спину, погладить по голове).

3. Применяйте приемы «активного слушания».

4. Не старайтесь успокоить человека. Дайте возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Главная задача – выслушать человека.

Истерика .

Истерика может длиться несколько минут или несколько часов.

Основные признаки:

 Сохраняется сознание;

 Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

 Речь эмоционально насыщенная, быстрая;

 Крики, рыдания.

Действия психолога:

1. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

2. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

Если своевременно не оказать помощь, состояние пострадавшего ухудшится. Это может привести к сердечным заболеваниям, несчастным случаям, депрессии и другим расстройствам.

БИБЛИОГРАФИЯ

Материалы ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы.

Методы психологической коррекции постравматических стрессовых расстройств

Обсуждаются результаты экспериментального исследования эффективности системы психокоррекционых мероприятий по преодолению посттравматического стрессового расстройства у лиц с различными механизмами психологических защит. Обосновываются базовые принципы психологического вмешательства при посттравматическом стрессовом расстройстве.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, психологические защиты, психокорреционные мероприятия.

В результате предваряющего коррекцию диагностического исследования была получена необходимая информация о структуре личности комбатантов, основных механизмах психологических защит, индивидуальных особенностях протекания посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), динамики его развития, реакциях личности на болезненное состояние . Эти данные позволили разработать систему психокоррекционных мероприятий, включающую в себя дифференцированное сочетание методов индивидуального, группового и социоцентрированного вмешательства, направленных на снижение уровня симптоматики, включение адекватных психологических защит, а также повышение успешности реадаптационных процессов. В этих целях для проведения психокоррекционного вмешательства были сформированы две экспериментальные группы. В первую экспериментальную группу (17 человек) вошли лица, в структуре личности которых основными психологическими защитами являются замещение и идентификация с агрессором. Наиболее часто ведущими симптомами ПТСР в этой группе представлены симптомы гиперактивации (диагностическая категория «Г»). Во второй группе ведущими психологическими защитами выступали защиты группы избегания: отрицание, вытеснение и подавление (19 человек). Основной симптоматической категорией в данном случае являются симптомы группы «В» (устойчивое стремление человека блокировать все, что так или иначе связано с травматическим эпизодом). Контрольные группы (соответственно, 13 и 11 человек) составили лица с аналогичными показателями по ведущим психологическим защитам и основным симптоматическим категориям ПТСР, но без проведения какого-либо психокоррекционного воздействия.

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».

Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.

Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@).

Система психокоррекционных мер должна быть комплексной, дифференцированной и этапной .

На предварительном этапе работы были сформулированы базовые принципы психологического вмешательства, которые определили выбор конкретных психокоррекционных методов и техник:

    Признание всех реакций комбатанта на психотравму нормальными, обеспечивающими адаптацию к экстремальным воздействиям внешней среды.

    При работе с комбатантами использование модели психотерапевтического альянса, предполагающей отношения эмпатии, терапевтической поддержки и партнерства с акцентом на формирование у клиента чувства ответственности за успех проводимого психологического вмешательства.

    Обеспечение индивидуальной переоценки травматического опыта и его интеграция в общую систему ценностей и смыслов клиента. Нахождение нового смысла травмы:
    - на уровне поведения и возможностей;
    - на уровне ценностей дружбы;
    - на уровне ценностей долга и чести.

    Нормализация психозащитного поведения комбатантов, активизация адекватных эго-защитных механизмов высшего уровня.

    Ориентация на выявление реальных и потенциальных ресурсов комбатантов.

    Выработка ощущения «контроля над травмой» как общая стратегия психокоррекции, разрушение атрибуций пассивности и жертвенности.

Методологической основой разработанной нами коррекционно-реабилитационной программы являются принципы биопсихосоциального подхода, разработанного A.Y. Shalev. В рамках этой модели автор выделяет несколько уровней психотравмы и соответствующие им методы терапевтической коррекции.

Рис 1. Модель психокоррекционного процесса (по A . Y . Shalev ).

Введение в исследование этой модели позволило выделить и теоретически обосновать практическое применение различных психокоррекционных направлений в работе с посттравматическими стрессовыми нарушениями. В контексте практической работы разделение психотравмы на несколько уровней затруднительно, поэтому используемые психокоррекционные техники позволяют коррегировать психотравму как многофакторное целостное образование.

В предлагаемой нами программе основное внимание уделяется второму, третьему и четвертому уровням травмы.

Система психокоррекционных мероприятий была разработана с учетом ведущих психологических защит, действующих в 1-й и 2-й экспериментальных группах. Общая схема психокоррекционного вмешательства включает в себя следующие направления:

    Установление терапевтического альянса.

    Поведенческая терапия.

    Когнитивная терапия.

    Экзистенциальная терапия.

В обеих группах использовались методы индивидуальной и групповой работы. Индивидуальные консультации направлены на решение конкретных задач по редукции постстрессовой симптоматики и индивидуальных проблем адаптации. Групповая психокоррекция позволяет решать более широкий круг общих для комбатантов задач, в число которых входят следующие:

    Создание безопасного социального пространства.

    Снижение чувства изоляции и формирование чувства принадлежности, общности целей, комфорта и поддержки.

    Восстановление отношения к другому как к самоценности, что сопровождается формированием чувства доверия к себе.

    Формирование чувства универсальности собственного опыта.

    Прояснение общих проблем, обучение методам совладания с последствиями травмы.

    Возможность принять на себя роль «помогающего».

    Развитие «чувства локтя»: общие проблемы разделяются участниками группы.

    Возможность делиться с кем-то информацией о себе, говорить о любых чувствах другим людям.

    Укрепление уверенности в возможности успешного прохождения терапии.

Для достижения поставленных задач в обеих группах использовался ряд техник, разработанных в рамках поведенческой, когнитивной и экзистенциальной терапии. В число обязательных методов психокоррекции входили:

    Техники «активизирующей терапии» (например, «ранжирование задач настоящего по сложности», «терапия мастерством и удовольствием»), применяемые для формирования новых жизненных смыслов и обретения контроля над собственной жизнью.

    Принципы сократовского диалога как основной метод для выявления и работы с неадаптивными мыслями и установками.

    Использование метафор позволяет передавать информацию на уровень бессознательного клиентов, что помогает активизировать скрытые ресурсы и приводит к неожиданным решениям проблемы.

    Техника «история моей жизни», применяемая для расширения представлений о собственном опыте и внутренних ресурсах.

    Техника «позитивные стороны боевого опыта», позволяющая переосмыслить травматический опыт и его последствия на уровне поведения, межличностных отношений, семьи и с точки зрения развития собственной личности.

Использовались схемы работы по индивидуальной и групповой психокоррекции, которая проводилась на протяжении 9 месяцев в двух экспериментальных группах, сформированных в зависимости от ведущих психологических защит, действующих в структуре личности комбатантов с симптомами ПТСР.

Р
ис. 2.
Общая схема психокоррекционного процесса комбатантов с ведущими защитами типа замещения и идентификации с агрессором (1-я экспериментальная группа)

К основным техникам, которые использовались в первой экспериментальной группе, относятся следующие:

    Техника прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону (E. Jacobson, 1929), позволяющая овладеть общими навыками саморегуляции.

    Техники «когнитивной проверки реальности угрозы», «планируемого отвлечения» и «заполнения пробела», позволяющие сформировать ощущение контроля над негативными эмоциями и снизить напряженность психологических защит.

    Техника «диалог со значимым другим» как возможность принятия агрессивной части себя в целях общей интеграции личности.

    Выработка предупредительных мер по минимизации последствий вспышек ярости и агрессии.

Во второй экспериментальной группе с ведущими защитами отрицания, подавления и вытеснения, в качестве основных использовались следующие методы:

    Техника систематической десенсибилизации Вольпе (J. Wolpe, 1952) и техника визуально-кинестетической диссоциации (Е.О. Александров, 2001), позволяющие снизить эмоционально-негативные реакции на травму.

    Техники «размораживания аффекта» через визуализацию приятных воспоминаний, стимуляцию смеха и иронии как возможность «оживить» альтернативный травме жизненный опыт и снизить интенсивность психозащитных реакций.

    Анализ сновидений как одна из стратегий работы с травмой, позволяющая снизить интенсивность проявления симптомов ПТСР.

    Выработка и проведение «ритуалов прощания», позволяющие завершить прошлые отношения клиента и раскрывающие перспективы будущего.

Проводилась общая оценка эффективности комплексного психокоррекционного воздействия, анализировались результаты формирующего эксперимента как фактора, который должен оказать непосредственное влияние на характеристики психозащитного поведения исследованного контингента (таб.1-3).

Как следует из анализа данных, в первой группе отмечены статистически достоверные отличия (р < 0,01) в критериальной группе «Б» (симптомы репереживания) и в критериальной группе «Г» (симптомы гиперактивации), и не выявлено статистически достоверных отличий в диагностической категории «В» (симптомы избегания), что указывает лишь на частичную эффективность выбранной психокоррекции. В результате проведенной работы было достигнуто смягчение посттравматической симптоматики на фоне выраженного снижения защитного реагирования. Участники эксперимента отметили снижение уровня тревожности, уменьшение общего количества конфликтов в социальном окружении, нормализацию настроения, усиление функций саморегуляции и контроля над негативными эмоциями.

Р
ис. 3.
Общая схема психокоррекционного процесса комбатантов с ведущими защитами типа вытеснения, подавления и отрицания (2-я экспериментальная группа)

Во второй экспериментальной группе статистически достоверные отличия (р < 0,01) отмечены по всем диагностическим критериям ПТСР, что подтверждает правильность выбранной стратегии психокоррекционного вмешательства.По окончании эксперимента комбатанты указали на положительный эффект эмоционального отреагирования травматических эпизодов, общую редукцию посттравматической симптоматики и стабилизацию ритма сна - бодрствования. Кроме этого, необходимо отметить формирование установки на осознанный отказ от стратегий избегания, диагностированных нами у комбатантов до проведения формирующего эксперимента, проявляющихся на уровне эмоций, поведения, межличностных отношений, а также позиции в отношении боевого опыта. Эти изменения являются показателем выраженной напряженности психологических защит группы избегания и включения когнитивных Эго-защитных механизмов.

В целом было достигнуто формирование положительных установок на возможности психокоррекционного вмешательства, а также интеграция боевой травмы в общую картину внутреннего мира комбатантов.

По данным повторного интервью, проведенного через 4-5 месяцев после эксперимента, положительный эффект в первой группе военнослужащих отмечался примерно в 40 % (7 человек) случаев (в контрольной группе - 14,7 % случаев), а во второй группе ветеранов - в 78,3 % (15 человек) случаев (в контрольной группе - 27 % случаев).

В контрольных группах статистически достоверные отличия (р < 0,05) выявлены лишь во второй критериальной группе (симптомы репереживания).

Таким образом, в результате проведенной психокорреционной работы с комбатантами двух экспериментальных групп были сделаны следующие выводы:

1. Комплексное психокоррекционное воздействие на личность с симптомами ПТСР должно проводиться с учетом характера и степени выраженности психозащитного поведения. Формирование дифференцированных групп позволяет определить выбор психокоррекционных методов, направленных на редукцию посттравматической симптоматики, а также снижение степени напряженности защитных реакций и включение адекватных психологических защит более высокого уровня.

2. В числе психокоррекционных мероприятий могут быть использованы методы групповой и индивидуальной работы, применяемые в рамках когнитивной, поведенческой и экзистенциальной психотерапии.

3. Анализ эффективности психологического вмешательства указывает на правильность выбранного нами подхода и техник психокоррекции в экспериментальной группе с ведущими Эго-защитными реакциями по типу избегания. Стратегия психокоррекции должна быть основана на проработке травматического эпизода, восстановлении эмоциональных контактов в межличностных отношениях и когнитивном анализе базовых установок, влияющих на включение функций контроля и сверхконтроля.

Рассмотрим основные принципы работы психолога. Часть из них очевидна и является общепринятым стандартом поведения человека в обществе, а часть определяется спецификой профессиональной деятельности психолога.

Разберем традиционные (этические) принципы консультирования. Хотя этические принципы еще не сформулированы для профконсультанта, психотерапевта, практического психолога и социального работника в общепринятом виде, но попытки их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов, 1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994). В самом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:

1. Не навреди! Или принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе, и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

5. Принимай человека таким, каков он есть. Этот принцип нуждается в особом комментарии. Л.А.Петровская, анализируя подходы К.Роджерса, пишет: “Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как “безусловное позитивное принятие”, следует иметь в виду, что она относится к чувствам “клиента” и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта»6. Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной тайны. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.

8. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

9. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом,не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.

10. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.

11. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог “еще не договорил” и тогда, когда клиент хочет сказать “какую-то глупость”...

12. Принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

13. Принцип безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

14. Принцип предупреждения неправильных действий заказчика.Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

15. Принцип сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

16. Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии.

17. Принцип обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

18. Принцип адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

19. Принцип научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

20. Принцип взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

21. Принцип кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

22. Принцип контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

23. Принцип корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом

24. Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышать следующие красивые слова: “Главное средство работы психолога - это его собственная личность”. Но личность является высшей ценностью и поэтому она не должна выступать в качестве “средства”. В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-то благ.

Таким образом этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

1. Профессиональная деятельность практического психолога характеризуется особой ответственностью перед клиента­ми, обследуемыми, испытуемыми.

2. В работе с клиентами психолог руководствуется принци­пом честности и искренности.

3. Работа практического психолога направлена на достиже­ние исключительно гуманных целей, предполагающих сня­тие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого человека.

4. Психолог строит свою работу на основе безусловного ува­жения достоинства и неприкосновенности личности, со­блюдает и активно защищает основополагающие челове­ческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека

5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в вы­боре психодиагностических и психокоррекционных ме­тодов, а также в своих выводах и рекомендациях.

6. Психолог не должен принимать участие в том, что ка­ким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосно­венность. Наиболее тяжким нарушением профессиональ­ной этики является его личное содействие или непос­редственное участие в делах, наносящих вред человеку.

7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчи­нен, а также свои профессиональные объединения о за­меченных им нарушениях прав человека другими лица­ми, о случаях негуманного обращения с людьми.

8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для кото­рых он имеет необходимое образование и квалифика­цию.

9. В случаях вынужденного применения психодиагности­ческих или психокоррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, пси­холог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

10. Психолог не имеет права передавать психодиагностичес­кие, психокоррекционные и психотерапевтические ме­тодики для пользования некомпетентным лицам.



11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия про­фессионально не подготовленными людьми, предупреж­дать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обсле­дование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-пси­хологической или судебно-психологической эксперти­зы, определенных законом

13. Данные индивидуального психологического обследова­ния психолог имеет право сообщать или передавать тре­тьим лицам лишь при согласии на это самих клиентов

14. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, админис­трации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку,

15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распростране­ния, психологи обязаны предупреждать людей о воз­можных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетент­ным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологи­ческую помощь.

16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.

17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

18. Если обследование ребенка или психологическое вме­шательство осуществляется по требованиям другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.

20. Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какой-либо вред его здоровью, состоянию или социаль­ному положению. Выполнение принципа регламентиру­ют правила отношения психолога с испытуемым, заказ­чиком и выбора адекватных методов исследования и об­щения.

21. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здо­ровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкрет­ным согласованным задачам психологического исследо­вания.

22. Правило предупреждения неадекватных действий заказ­чика относительно испытуемого. Психолог таким обра­зом формулирует свои рекомендации, организует хра­нение, использование и презентацию результатов ис­следования, чтобы исключить их. применение вне тех

задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, чтобы не ухудшить положение испытуемо­го. Психолог информирует испытуемого о характере пе­редаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

23. Принцип компетентности психолога требует от психо­лога браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и для решения ко­торых владеет практическими методами работы и наде­лен соответствующими правами и полномочиями. Выполнение принципа обеспечивается правилами, рег­ламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым и результатами исследования.

24. Правило сотрудничества психолога и заказчика обязы­вает психолога уведомить заказчика о реальных возмож­ностях психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов о пределах своей компетентности и границе своих возможностей. Психолог должен сооб­щить заказчику о принципах и правилах психологичес­кой деятельности и получить согласие заказчика руко­водствоваться ими при использовании методов и средств психологического характера.

25. Правило профессионального общения психолога и ис­пытуемого предполагает владение методами психодиаг­ностической беседы, наблюдения и воздействия на та­ком уровне, который позволял бы максимально эффек­тивно решать поставленную задачу и поддерживать \ испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворе­ния от общения с психологом, Выполнять психологичес­кую работу с больным клиентом психолог может толь­ко по согласованию с лечащим врачом или при наличии у него специализации по медицинской психологии.

26. Правило обоснованности результатов исследования обя­зывает психолога формулировать результаты исследова­ния в терминах и понятиях, принятых в психологичес­кой науке, подтверждать свои выводы предъявлением первичных материалов исследования и данными математико-статистической обработки.

27. Принцип беспристрастности психолога не допускает пред­взятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического ха­рактера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил он своим ви­дом, юридическим или социальным статусом, какое бы ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламенти­рующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

28. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в про­цессе его работы с испытуемым на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или слу­чайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реали­зуется в том случае, если процесс обмена психологичес­кой информацией регламентируется соответствующими правилами.

29 Правило кодирования сведений психологического харак­тера обязывает психолога на всех материалах психологи­ческого характера использовать не имена и фамилии ис­пытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняет­ся в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте.

30. Правило контролируемого хранения сведений психоло­гического характера предусматривает предварительное со­гласование с заказчиком списка лиц, получающих дос­туп к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.

31. Правило корректного использования сведений психоло­гического характера позволяет психологу достичь согла­шения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Не­обходимо создать условия для выполнения этого согла­шения. Сведения психологического характера об испы­туемом ни в коем случае не должны подлежать открыто­му обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

32. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы пси­холог, заказчик и испытуемый были извещены об эти­ческих принципах и правилах психологической деятель­ности, ее целях, средствах и предполагаемых результа­тах и принимали в ней добровольное участие. Практическая психология как профессиональная деятель­ность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессио­нального долга. Профессиональный долг требует от психо­лога действия, практическая этика определяет глубину воз­действия на другого человека, а профессия диктует приня­тие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимы­ми профессиональными средствами (Абрамова Г.С, 1997).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на пережива­нии чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих ви­дов социальной активности, где обобщенные идеи о ценно­сти человека предельно конкретизируются и персонифици­руются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими про­фессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную со­циальную задачу.