Академик о ю шмидт. Космогоническая гипотеза Шмидта

Шмидт Отто Юльевич , учёный России и СССР - математик, астроном, геофизик, географ, путешественник, государственный и общественный деятель, академик АН СССР (1935; член-корреспондент 1933) и АН УССР (1934), Герой Советского Союза (27.6.1937). Член КПСС с 1918 года. В 1913 году окончил Киевский университет; с 1916 года приват-доцент там же. После Октябрьской революции 1917 года член коллегий ряда наркоматов (Наркомпрода в 1918-20 годах, Наркомфина в 1921-22 и др.) и один из организаторов высшего образования, науки (работал в Наркомпросе, Государственном учёном совете при СНК СССР, Коммунистической академии) и издательского дела (заведующий Госиздатом в 1921-24 годах, главный редактор Большой советской энциклопедии в 1924-41). В 1923-56 годах профессор МГУ. В 1930-32 годах директор Арктического института. В 1932-39 начальник Главсевморпути. В 1939-42 вице-президент АН СССР. В 1937 по инициативе Шмидта Отто Юльевича был организован Институт теоретической геофизики АН СССР (Шмидт Отто Юльевич был директором до 1949). Основные работы в области математики относятся к алгебре; монография «Абстрактная теория групп» (1916, 2-е изд. 1933) оказала значительное влияние на развитие этой теории. Шмидт Отто Юльевич - основатель московской алгебраической школы, руководителем которой он был в течение многих лет. В середине 40-х годах Шмидт Отто Юльевич выдвинул новую космогоническую гипотезу об образовании Земли и планет Солнечной системы (см. Шмидта гипотеза), разработку которой продолжал совместно с группой советских учёных до конца жизни. Шмидт Отто Юльевич - один из крупных исследователей Советской Арктики. В 1929 и 1930 возглавлял экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов», организовавшие на Земле Франца-Иосифа первую научно-исследовательскую станцию, обследовавшие северо-восточную часть Карского моря, западные берега Северной Земли и открывшие ряд островов. В 1932 году экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков» под руководством Шмидта Отто Юльевича впервые прошла за одну навигацию из Архангельска в Тихий океан. В 1933-34 годах Шмидт О. Ю. возглавлял плавание на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути. В 1937 году руководил воздушной экспедицией по организации дрейфующей станции «Северный полюс-1», а в 1938 году - операцией по снятию персонала станции со льдины.

Член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден 3 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Именем Шмидта Отто Юльевича названы: остров в Карском море, мыс на побережье Чукотского моря, район в Чукотском автономном округе Магаданской области, Институт физики Земли АН СССР и др.

Избр. труды. Математика, М., 1959; Избр. труды. Географические работы, М., 1960; Избр. труды. Геофизика и космогония, М., 1960.

Курош А. Г., Отто Юльевнч Шмидт. (К 60-летию со дня рождения), «Успехи математических наук», 1951, т. 6, в. 5 (45); Отто Юльевич Шмидт. Жизнь и деятельность, М., 1959; Подвигина Е. П., Виноградов Л. К., Академик и герой, М., 1960; Хильми Г. Ф., Штрихи к портрету О. Ю. Шмидта, «Природа», 1973, № 4; Митрофанов Н. Н., Твердый сплав, в кн.: Этюды о лекторах, М., 1974; Дуэль И. И., Линия жизни, М., 1977.

Отто Юльевич Шмидт - выдающийся исследователь Арктики, известный советский математик и астроном, которому удалось достичь мирового признания в научной области. Посвятив десять лет изучению Арктики, он внес большой вклад в развитие географии Советского севера.

От Памира до Арктики

Известный исследователь и ученый появился на свет 30 сентября 1891 года. С раннего возраста он проявлял исключительные способности в учебе, и блестяще учился в гимназии, а после и в Киевском университете на отделении физики и математики, в котором защитил звание профессора.

В 1928 году советский ученый получил предложение возглавить первую международную экспедицию на Памир. Совершая многочисленные опасные восхождения, Отто Юльевич провел масштабную работу по исследованию ледников этой неприступной горной страны.

Рис. 1. Отто Юльевич Шмидт.

Навыки альпинизма, которые очень пригодились во время Памирской экспедиции, Шмидт приобрел во время своего пребывания в Австрии в 1924 году. Находясь в санатории на лечении хронического туберкулеза, молодой ученый окончил школу альпинизма, которая на тот момент была единственной в мире.

Но все же главным делом жизни выдающегося ученого стало освоение Арктики, которому он посвятил десять лет.

Экспедиции в Арктику

Начиная с 1929 года не только Советский Союз, но и весь мир следил за беспрецедентными по тем временам экспедициями трех советских ледоколов: «Челюскин», «Сибиряков» и «Седов».

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Первый поход был совершен в 1929 году на ледоколе «Седов», который доставил ученых к земле Франца-Иосифа. Под началом Отто Юльевича была создана геофизическая станция для тщательного изучения географических объектов архипелага.
  • Следующая экспедиция свершилась годом позже. Шмидту и его коллегам-ученым удалось открыть, исследовать и картографировать ранее никому не известные острова.

Рис. 2. Полярная экспедиция Шмидта.

  • Настоящим же триумфом стала полярная экспедиция 1932 года, когда впервые в истории на ледоколе «Сибиряков» За одну навигацию удалось выйти из Архангельска к Тихому океану. Это открытие заложило крепкий фундамент для дальнейшего освоения Арктики и развития судоходства в полярных областях.

В 1933 году Шмидт возглавил очередную экспедицию на ледоколе «Челюскин». По плану члены экипажа должны были выполнить весь объем научного проекта и на острове Врангеля сменить зимовщиков. Но неожиданно для всех «Челюскин» оказался зажат льдами Чукотского моря и был раздавлен. В экстремальных условиях полярникам удалось спастись, и никто из них не пострадал.

Рис. 3. Ледокол Челюскин.

Бесценный опыт, полученный во время полярных экспедиций, помог Шмидту организовать в 1937 году первую в Советском Союзе дрейфующую станцию «Северный полюс-1».

Известный советский полярный исследователь, Герой Советского Союза академик Отто Юльевич Шмидт был выдающимся математиком, астрономом, геофизиком, путешественником, исследователем полярных стран. А в 1929 г. он отправляется на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа, где организует геофизическую обсерваторию. На следующий год ледокол «Георгий Седов» плывет дальше в неисследованные северные районы Карского моря. Здесь в августе 1930 г. открыли остров Визе, существование которого было теоретически предсказано советским ученым, исследователем Арктики В. Ю. Визе. Восточнее экспедиция открыла острова Воронина, Длинный, Домашний, а также западные берега Северной Земли.

В 1930 г. Шмидта назначают директором Арктического института. В последующие годы развертывается большая исследовательская работа в Арктике, строятся полярные станции.

Шмидт принимает решение пройти Северный морской путь за одну навигацию. Ледокол «Сибиряков» вышел из Архангельска 28 июля 1932 г. Решили идти не через пролив Вилькицкого, а высокими широтами в обход Северной Земли, как никто никогда не плавал. В Чукотском море встретились тяжелые льды. «Сибиряков» потерял лопасти у винта, затем лопнул гребной вал. На корабле сшили из брезентов и поставили паруса. Ледокол вошел в Берингов пролив, впервые в истории пройдя за одну навигацию путь от устья Северной Двины до Берингова пролива.

В 1932 г. Шмидта назначили начальником только что организованного Главного управления Северного морского пути. Кроме полярных станций был создан ледокольный флот и авиация.

В 1933 г. Шмидт возглавил экспедицию на ледокольном пароходе «Челюскин». В конце пути около Берингова пролива корабль был раздавлен льдами и затонул. Все высадились на дрейфующий лед. Стойкости, организованности и мужеству советских людей поражался весь мир. Спасли участников экспедиции летчики полярной авиации.

Под руководством Шмидта была организована первая дрейфующая полярная станция «Северный полюс-1». 6 июня 1937 г. ее экипаж начал дрейф в арктических льдах. Советская полюсная экспедиция положила начало новому этапу в исследовании и освоении Арктики.

раздел «Географ-краевед»

раздел «Астроном»

Отто Юльевич Шмидт - советский ученый-математик, геофизик, географ, астроном, академик (с 1935 г.). Родился в Могилеве, в 1913 г. окончил Киевский университет. В 1923- 1956 гг. был профессором математики в Московском университете и одновременно вел руководящую научную и научно-организационную работу в различных областях.

Для комплексного изучения Земли как планеты Шмидт основал новый институт - Институт теоретической геофизики Академии наук СССР и стал первым его директором (1937- 1949; ныне это Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта). С 1932 по 1939 г. он возглавлял Главное управление Северного морского пути. Участвовал в организации дрейфующей научной станции «Северный полюс-1» (1937), за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В области астрономии Шмидт во главе коллектива ученых разработал космогоническую теорию «холодного» образования Земли и других планет Солнечной системы из газопылевого облака, окружавшего Солнце. По этой теории, мелкие частицы прото-планетного облака сначала слипались в тела небольших размеров, а затем уже в планеты. Особой заслугой Шмидта как теоретика было то, что он доказал принципиальную возможность захвата Солнцем случайно встреченного им протопланетного облака. Гипотеза Шмидта позволила дать объяснение распределению момента количества движения между Солнцем и планетами, впервые согласовывала между собой многие астрономические, геофизические и геологические факты: например, объясняла наблюдаемую закономерность в распределении планет Солнечной системы и хорошо согласовывалась с оценками возраста Земли по возрасту горных пород. Гипотеза Шмидта является важным вкладом в небесную механику и звездную динамику.

В честь О. Ю. Шмидта названы остров в Северном Ледовитом океане, равнина в Антарктиде и мыс на Чукотке. За лучшие работы по геофизике Академия наук СССР присуждает премии им. О. Ю. Шмидта.

раздел «Математик»

О. Ю. Шмидт - замечательный советский ученый, общественный и государственный деятель, Герой Советского Союза (1937), академик (1935), вице-президент Академии наук СССР (1939 1942).

Овеянное легендой имя О.Ю. Шмидта в памяти миллионов людей навсегда связано с освоением Арктики, Северного морского пути, с челюскинской эпопеей, с высадкой на лед научно-исследовательской станции «Северный полюс-1». Однако при всей многогранности научных интересов О.Ю. Шмидт всю жизнь оставался прежде всего математиком-по образованию, по складу мышления, по глубине и продолжительности своих привязанностей.

В 1909 г. молодой Шмидт поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Там он с увлечением изучает теорию групп-одну из самых абстрактных областей математики. Уже в студенческие годы он печатает на эту тему две научные статьи и через несколько лет начинает работу над монографией «Абстрактная теория групп», опубликованной в 1916 г. Эта книга выдержала еще два издания и на несколько десятилетий стала настольным пособием алгебраистов.

После получения диплома Шмидт был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию, и молодой ученый, казалось, целиком посвятил себя науке. Но революционные события разбудили в нем, по его словам, «человека воли, действия». По личному указанию В. И. Ленина О. Ю. Шмидт работал над подготовкой и реализацией ряда проектов, был членом комиссий народных комиссариатов. Он стал организатором высшего образования в стране. С 1924 по 1941 г. Отто Юльевич был главным редактором Большой советской энциклопедии.

Летом 1927 г. О.Ю. Шмидту представилась возможность совершить поездку в Геттинген-математическую столицу того времени и встретиться там с крупнейшими математиками, среди них и с Д. Гильбертом. Шмидт ознакомился с достижениями в изучаемой им области за целое десятилетие и сумел доказать замечательную теорему «о бесконечных группах с конечной цепью», ставшую классической.

Коренная перестройка основ алгебры, начавшаяся в конце 20-х гг., предъявила новые требования к преподаванию в университетах. По инициативе О.Ю. Шмидта в МГУ была организована кафедра высшей алгебры, а затем научно-исследовательский семинар по теории групп. Семинар и кафедра превратились в один из основных алгебраических центров в СССР.

30-е гг. были заполнены работой по освоению Арктики. О.Ю. Шмидт становится директором Арктического института, затем-начальником Глав-севморпути. В 1932 г. экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые за одну навигацию прошла из Архангельска в Тихий океан. На следующий год Шмидт возглавил ставшее историческим плавание на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути.

В середине 40-х гг. О.Ю. Шмитд выдвинул новую гипотезу об образовании Земли и планет Солнечной системы, над которой он работал вместе с группой ученых до конца жизни.

И в эти годы Шмидт не оставляет научной деятельности. При всей своей занятости ученый продолжает работать над теорией групп. Вопросы, которые он разрабатывал, оставили заметные вехи на пути развития этой теории. Последняя работа основоположника советской тео-ретико-групповой школы выполнена в 1947 г., но математическая деятельность ученого продолжалась до последних дней его жизни.

О встречах с О.Ю. Шмидтом сохранились воспоминания советских академиков П. С. Александрова, Б. Н. Делоне, А. Н. Колмогорова. Академик П.С. Александров писал: «Обилие - вот, пожалуй, то слово, которое приходит, когда думаешь о личности О.Ю. Шмидта. Обилие ума и обилие сердца, полное развитие человеческой личности в ее интеллектуальном, эстетическом, волевом, эмоциональном и социальном аспектах».

(1891-1956 гг.) — известный полярный исследователь.

Он был выдающимся астрономом, математиком, геофизиком, исследователем полярных широт.

В 1930 году Шмидт отправляется на ледоколе «Георгий Седов» к Земле , где организует геофизическую обсерваторию. На следующий год ледокол «Георгий Седов» плывет дальше в неисследованные северные районы . Здесь в августе 1930 года был открыт остров Визе, названный по имени ученого, исследователя , который теоретически предсказал его местонахождение там. Эта экспедиция открыла еще много островов.

С 1930 года О.Ю.Шмидта назначают директором Арктического института. В последующие годы разворачивается большая исследовательская работа, строятся полярные станции.

В 1932 году Шмидт принимает решение пройти путем - кратчайшим расстоянием между и у берегов - за одну навигацию. 28 июля ледокол «Сибиряков» вышел из Архангельска. Шмидт решил идти высокими широтами в обход , как никто никогда не плавал. В экспедиции встретились тяжелые льды. «Сибиряков» потерял лопасти винта, затем лопнул гребной вал. На корабле сшили из брезента и поставили паруса. Ледокол вошел в пролив, впервые в истории пройдя за одну навигацию этот путь.

В 1933 году Шмидт возглавил экспедицию на ледоколе «Челюскин», чтобы еще раз пройти без зимовки Северный морской путь и окончательно убедить тех, кто не верил в реальность освоения трассы. Авторитетная комиссия, в которую входили ведущие кораблестроители, посчитала судно непригодным для дальнего плавания, тем не менее ледокол «Челюскин» вышел в арктический поход имея на борту свыше ста человек. Пароход добрался до пролива, но здесь его сковали льды и унесли далеко на север, в центр . После тяжелой зимовки судно было раздавлено льдами. Это случилось 13 февраля 1934 года.

Произошло неизбежное: левый борт «Челюскина» разорвало льдами. Вот как описал впоследствии эту картину радист парохода: «В серых сумерках произошло страшное - погибал наш корабль, наш дом… Скрежет, грохот, летящие обломки, клубы пара и дыма…» При катастрофе погиб один человек, не успевший спрыгнуть на льдину. Все остальные оказались в относительной безопасности в ледовом «лагере Шмидта». В зарубежном мире мало кто сомневался в трагическом исходе - неминуемой гибели 104 челюскинцев. Но их мужество и выдержка, большой организаторский талант О.Ю.Шмидта и его помощников помогли людям обрести спокойствие и надежду.

На льдине не было ни единого проявления паники, круглосуточно продолжались научные исследования по самой широкой программе. Люди, жившие в палатках на скудном пайке, не теряли присутствия духа. Спасение пришло к ним с неба. Гражданские и военные пилоты ринулись на помощь к людям. 13 апреля, ровно через два месяца после гибели парохода, последний челюскинец был доставлен на берег.

Под руководством О.Ю.Шмидта была организована первая дрейфующая полярная станция « -1». 6 июня 1937 года ее экипаж начал дрейф в арктических льдах. Эта экспедиция положила начало новому этапу в .

В 1944 году О.Ю.Шмидт разрабатывает . Ее возникновение было связано с тем, что появились новые данные, которые было трудно объяснить с помощью гипотезы Канта-Лапласа. Необходима была новая гипотеза, которая и объясняла бы эти данные. Ее разработали В.Г.Фесенко и О.Ю.Шмидт. По этой теории, Земля и другие небесные тела Солнечной системы образовались из холодного космического

(1891 - 1956)

О. Ю. Шмидт принадлежал к числу наиболее выдающихся деятелей науки и культуры нашего времени. Это был ученый-энциклопедист, имя которого одинаково хорошо известно и математикам, и геофизикам, и астрономам, и географам.

Деятельность О. Ю. Шмид та как географа и путешественника связана главным образом с его работами по изучению полярных стран. Сочетая в себе качества выдающегося ученого и крупного государственного деятеля, О. Ю. Шмидт по справедливости оказался во главе тех замечательных, составивших целую эпоху дел, которые в 1928 - 1940 годах осуществили советские моряки, ученые и летчики, исследуя и осваивая полярные пространства нашего государства.

О. Ю. Шмидт родился в г. Могилеве. Окончив с золотой медалью Киевскую классическую гимназию, он поступает в 1909 г. на физико-математический факультет Киевского университета. По окончании университета Шмидт был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В течение 1915 - 1916 гг. он сдает магистерские экзамены, получает звание приват-доцента и в 1917 г. начинает чтение лекций в Киевском университете.

После победы Октябрьской революции Шмидт отдает все свои силы делу строительства нового, социалистического государства. В 1918 г. он вступил в Коммунистическую партию. В том же году О. Ю. Шмидт избирается членом коллегии Наркомпрода и последующие 10 лет ведет огромную напряженную государственную работу. В течение этого периода Шмидт являлся членом коллегии Наркомпроса (1920 - 1921 и с 1924 - 1930), заместителем председателя Государственного Ученого совета (1920 - 1928), заведующим Главпрофобром (1920 - 1921), членом коллегии Наркомфина (1921 - 1922), заведующим Госиздатом (1921-1924), членом президиума Госплана (1929 - 1931), заместителем начальника Центрального статистического управления (1928 - 1929), членом президиума Коммунистической академии и заведующим секцией естественных наук академии (1925 - 1930) и др.

В 1921 - 1924 гг., когда О. Ю. Шмидт руководил работой Госиздата, было возобновлено издание в нашей стране научных журналов. В 1924 г. по его инициативе и при самом непосредственном его участии была организована Большая Советская Энциклопедия. В течение семнадцати лет он являлся бессменным ее руководителем и главным редактором.

Свою деятельность в энциклопедии, которая сама по себе могла бы служить украшением целой жизни, О. Ю. Шмидт совмещал с большой работой во многих государственных органах, успешной работой в науке и преподавательской деятельностью. Он являлся профессором Московского лесотехнического института (1920 - 1923), профессором 2-го Московского университета (1924 - 1928), профессором и заведующим кафедрой алгебры 1-го Московского университета (1929 - 1948), профессором Московского университета (1949 - 1951), заведующим геофизическим отделением физического факультета Московского университета (1951 - 1956).

В 1928 г. Шмидт принимает участие в первой советско-германской Памирской экспедиции в качестве руководителя альпинистской группы. В результате работ экспедиции был обследован и нанесен на карту самый большой в Советском Союзе ледник Федченко, открыты верховья рек Ванч и Язгулём, совершены два восхождения (оба с участием О. Ю. Шмидта) на высоту 6000 м.

В 1929 г. начинается новый этап в жизни и деятельности О. Ю. Шмидта. Вернувшись с Памира, он направляется в Арктику в качестве руководителя большой советской экспедиции на ледокольном пароходе «Г. Седов». Основной задачей экспедиции являлось закрепление за Советским Союзом архипелага Земли Франца-Иосифа путем организации здесь постоянно действующей геофизической обсерватории.

21 июля 1929 г. «Г. Седов» вышел из Архангельска и спустя восемь дней - 29 июля подошел к южному берегу острова Гукера. В соответствии с декретом правительства от 15 апреля 1926 г., согласно которому Земля Франца-Иосифа объявлялась входящей во владения Советского Союза, на острове Гукера был водружен советский флаг. Местом для строительства обсерватории была выбрана бухта Тихая. Через месяц полярная геофизическая обсерватория в бухте Тихой, являвшаяся тогда самой северной в мире, вступила в строй. Во время строительных работ «Г. Седов» совершил плавание в северную часть архипелага, прошел через Британский канал и, следуя мимо острова Рудольфа далее на север, достиг широты 82° 14". Это была первая весьма успешная по своим результатам попытка советских исследователей проникнуть на ледоколе в собственно океаническую область Арктического бассейна.

В следующем, 1930 г. Отто Юльевич вновь возглавляет арктическую экспедицию на том же ледокольном пароходе «Г. Седов». На этот раз районом работ экспедиции была почти совершенно тогда еще не исследованная северная половина Карского моря. Посетив Землю Франца-Иосифа, где была произведена смена зимовщиков обсерватории в бухте Тихой, «Г. Седов» на правился к Новой Земле, вошел в начале августа в Русскую Гавань, принял здесь добавочный запас угля и затем, обогнув мыс Желания, взял курс на северо-восток, где, по предположению В. Ю. Визе, должна была существовать еще неизвестная земля.

13 августа эта земля, теоретически открытая шесть лет на зад за письменным столом, была открыта фактически. Ее назвали островом Визе. Следуя от этого острова на восток, экспедиция открыла острова Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний; открыла западные берега Северной Земли и высадила на острове Домашнем Североземельскую экспедицию в составе Г. А. Ушакова, Н. Г. Урванцева, В. В. Ходова и С. П. Журавлева.

На заключительном этапе работ экспедиция открыла еще один остров, который был назван в честь начальника экспедиции островом Шмидта.

По возвращении из экспедиции, осенью того же 1930 г., Шмидт был назначен директором Всесоюзного арктического института. Это назначение не было случайным. Исследовательские работы на севере с каждым годом все более и более расширялись.

В 1932 - 1933 гг. проводился, как известно, 2-й Международный полярный год. Масштаб научно-исследовательских работ, произведенных в 1932 г. в Советской Арктике, сразу же выдвинул Советский Союз на первое место среди других государств.

В этом году Всесоюзный арктический институт открыл самую северную в мире полярную станцию на острове Рудольфа, станции на мысе Желания, мысе Челюскина, острове Котельном, мысе Северном и др.

Советские морские экспедиции 2-го Международного полярного года охватили своими исследованиями почти все моря Советской Арктики. В том же году Североземельская экспедиция Арктического института закончила большую работу по изучению совершен но еще неисследованного архипелага Северной Земли.

Научно-исследовательские работы, организованные в Арктике в 1932 г., рассматривались Советским Союзом, в противоположность другим государствам - участникам 2-го Международного полярного года, не как временное мероприятие, проводимое раз в 50 лет, а как этап дальнейшего, еще более широкого и систематического изучения Арктики. Среди мероприятий 2-го Международного полярного го да наиболее видное место принадлежало экспедиции на «Сибирякове», которая ставила


перед собой задачу пройти весь Северный морской путь в одну навигацию.

План этой экспедиции был выдвинут и разработан Всесоюзным арктическим институтом. Вспоминая о подготовке к этой экспедиции, выдающийся полярный исследователь В. Ю. Визе писал, что еще в 1930 г., плавая на «Г. Седове» совместно с О. Ю. Шмидтом, «...мы неоднократно беседовали по вопросу о северо-восточном проходе... Здесь на борту «Седова» мы впервые конкретно поставили вопрос о необходимости коренного пересмотра проблемы практического использования Северного морского пути».

Благодаря энергичной деятельности О. Ю. Шмидта план Арктического института был одобрен правительством, и 28 июля 1932 г. «Сибиряков» вышел из Архангельска в свой знаменитый поход. Руководство экспедицией было поручено О. Ю. Шмидту. Научную часть возглавил В. Ю. Визе; капитаном «Сибирякова» шел в этом рейсе В. И. Воронин.

На пути от острова Диксон к Северной Земле экспедиция открыла остров Сидорова. Далее на восток «Сибиряков» пошел не через пролив Вилькищкого или Шокальского, как намечалось по плану, а в обход Северной Земли. Ни до «Сибирякова», ни последнего ни один корабль не ходил этим путем. Море Лаптевых и Восточно-Сибирское были пройдены без особых затруднений. Наиболее тяжелые льды экспедиция встретила на последнем участке своего пути - у Чукотского побережья. Но и они были успешно преодолены, и 1 октября 1932 г. «Сибиряков» вышел на чистую воду Берингова пролива. Северный морской путь впервые в истории был пройден в течение одной навигации.

О подвиге сибиряковцев заговорил весь мир. И это понятно. Установление возможности сквозного плавания по Северному морскому пути было для нашей страны событием огромного значения. Эксплуатация этого пути создавала исключительно благоприятные условия для экономического освоения природных богатств севера Сибири и открывала возможность морского сообщения между Европейской частью Союза и Дальним Востоком по наикратчайшему пути, целиком пролегающему в отечественных водах.

После доклада О. Ю. Шмидта правительству об итогах экспедиции на «Сибирякове» Совет Народных Комиссаров СССР вынес в конце 1932 г. постановление о создании Главного управления Северного морского пути. Перед этим управлением ставилась задача «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Начальником Главсевморпути был назначен О. Ю. Шмидт.

Чтобы показать, сколь энергично, с каким размахом и с каким глубоким пониманием дела осуществлял О. Ю. Шмидт руководство совершенно новой и столь сложной организацией, какой являлось тогда Главсевморпути, приведем несколько фактов.

С 1933 по 1937 г., т. е. за пять лет, ассигнования Главсевмор пути возросли с 40 миллионов до 1,5 миллиардов. Только за три года - с 1933 по 1935 г. - количество полярных гидрометеостанций и радиостанций возросло с 16 до 51. При Главсевморпути был создан свой ледокольный флот, своя полярная авиация.

Осуществляя огромную работу по общему руководству всеми звеньями Главсевморпути, О. Ю. Шмидт всегда принимал самое активное и непосредственное участие в решении ряда, как правило, наиболее сложных конкретных задач.

В 1933 г. О. Ю. Шмидт вновь отправляется в Арктику в качестве начальника экспедиции на пароходе «Челюскин». Основная задача этой экспедиции заключалась в том, чтобы проверить возможность плавания по Северной морской трассе, на корабле не ледокольного класса.

В конце своего пути, когда до Берингова пролива оставалось пройти не более 40 - 50 миль, «Челюскин» попал в вынужденный дрейф, затем был раздавлен льдами и затонул. Экипаж корабля и личный состав экспедиции высадились на дрейфующий лед.

С формальной точки зрения поход «Челюскина» закончился неудачно. Но стойкость и организованность, которые были проявлены в знаменитом, вошедшем в историю, лагере Шмидта, показали всему миру, на что способны люди социалистического государства, объединенные благородным стремлением поста вить непокорную стихию на службу своему народу.

Гибель «Челюскина» не только не остановила работ по освоению Северного морского пути, но, наоборот, способствовала дальнейшему более правильному и целеустремленному их раз витию. Особое внимание было уделено расширению научно-исследовательских работ. Известно, что в течение первых 15 лет существования Советской власти научные работы в Арктике проводились главным образом в плане общегеографического ее изучения в целях познания основных особенностей водных пространств, климата, геологического строения и животного мира.

Большое внимание в эти годы было уделено уточнению географической карты Арктики и особенно уточнению береговой черты тех районов, вблизи которых пролегала морская трасса. Что же касается Центральной Арктики, то вплоть до 30-х годов текущего столетия наши сведения о природе этой области были крайне ограничены. Они базировались почти исключительно на результатах наблюдений, выполненных Ф. Нансеном во время его знаменитого дрейфа на «Фраме». Все последующие экспедиции и ряд полетов к Северному полюсу на самолетах и дирижаблях, организованные зарубежными странами, ничего существенно нового не внесли. Однако наблюдения Нансена далеко не освещали всех тех вопросов, решения которых настоятельно требовала практика арктического мореплавания.

Такие проблемы, как циркуляция атмосферы в Центральной Арктике, особенности движения водных масс, характер дрейфа льдов и многие другие оставались неясными. Перед арктической наукой встал вопрос об организации работ по изучению Центральной Арктики. Вопрос этот обсуждался учеными Арктического института начиная с 1929 года. В 1936 г. начальник Главсевморпути О. Ю. Шмидт представил в правительство проект изучения Центральной Арктики путем организации научной станции на дрейфующих льдах. Высадку станции предполагалось осуществить с помощью самолетов в районе Северного полюса.

Проект был одобрен правительством. Вскоре под начальством М. В. Водопьянова состоялся пробный полет двух самолетов в район работ экспедиции. Затем на острове Рудольфа была создана, база экспедиции, и 22 марта 1937 г. небывалая в истории исследования Арктики экспедиция на пяти тяжелых самолетах вылетела из Москвы на Северный полюс. Руководство воздушной экспедицией к Северному полюсу было поручено Отто Юльевичу Шмидту. Его ближайшими помощниками были М. И. Шевелев, М. В. Водопьянов и И. Д. Папанин.

21 мая флагманский самолет экспедиции совершил посадку на дрейфующий лед вблизи полюса. К 5 июня все снаряжение станции было переброшено с острова Рудольфа на полюс, и 6 июня 1937 г. дрейфующая полярная станция «Северный полюс», в состав которой входили И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров и Э. Т. Кренкель, была объявлена открытой. В тот же день самолеты покинули полюс, благополучно перелетели на остров Рудольфа и 25 июня с триумфом прибыли в Москву. Высадив научно-исследовательскую станцию на дрейфующих льдах, советская полюсная экспедиция явилась событием, которое ознаменовало собой новый этап в истории исследования Арктики - этап всестороннего и систематического ее изучения.

Полюсная экспедиция доказала также, что самолет может садиться на паковые льды Центральной Арктики без всякой предварительной их подготовки.

Оценивая это важное обстоятельство с точки зрения перспектив дальнейших исследований, Шмидт писал в 1937 г.: «Возможность самолета, как орудия исследования, значительно выше, чем предполагалось. Наряду с возможными повторными высадками на лед такой станции, как папанинская, на полюсе или в другом месте Центральной Арктики, можно будет широко применять временные посадки на лед для производства научных работ в течение нескольких дней или недель. Такая переносная обсерватория сможет в один сезон поработать в разных местах Арктики. Выгода этого метода состоит в том, что самолет можно послать в ту именно точку, изучение которой особенно нужно для данной конкретной научной задачи».

Именно этот метод, так ясно сформулированный О. Ю. Шмидтом в 1937 г., и явился основным методом при осуществлении тех больших работ по изучению Центральной Арктики, которые проводятся в последние годы советскими и американскими исследователями.

Из сказанного нетрудно видеть, что все важнейшие события в истории исследования и освоения Арктики в советский период связаны с именем О. Ю. Шмидта. Ряд географических объектов (остров в Карском море, мыс в Чукотском море) заслуженно носит его имя.

В последние годы своей жизни О. Ю. Шмидт создал новую теорию происхождения Земли.

Согласно теории О. Ю. Шмидта, планеты солнечной системы возникли в результате захвата солнцем первичного газово-пылевого облака и последующей эволюции этого облака под действием тяготения, теплового излучения и светового давления.

Теория О. Ю. Шмидта впервые объяснила с единой точки зрения все основные черты строения и закономерности движения планет солнечной системы. Она сблизила космогонию с науками о Земле. Выводы, вытекающие из теории О. Ю. Шмидта относительно возраста Земли, первично холодного ее состояния, относительно внутреннего строения Земли и т. д., подтверждаются фактами, расчетами и хорошо согласуются с теоретическими представлениями современной геофизики, геохимии и геологии.

Весь жизненный путь Отто Юльевича - это путь ученого и коммуниста, вся творческая деятельность которого была теснейшим образом связана с решением важнейших общегосударственных задач и в области экономики и в области культуры, с решением кардинальных проблем советской и мировой науки. Имя Отто Юльевича Шмидта широко известно ученым кругам всего мира. Его научная и государственная деятельность высоко оценена научной общественностью страны и Советским правительством. Он являлся депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва, был избран действительным членом Академии наук СССР и Украинской Академии наук, являлся первым вице-президентом АН СССР (1939 - 1942), почетным членом Географического общества СССР, почетным членом Московского математического общества и Московского общества испытателей природы, был удостоен высокого звания Героя Советского Союза и награжден шестью орденами, в том числе тремя орденами Ленина.

Это был замечательный ученый и человек, отдавший служению науке и родине всю свою жизнь, весь свой могучий талант.