Бугров николай где похоронен. Купцы бугровы

Миллионер, крупный торговец хлебом, владелец паровых мельниц, десятка пароходов, флотилии барж, огромных лесов

- Н. А. Бугров играл в Нижнем и губернии роль удельного князя (М.Горький)

Бугров Николай Александрович (1837-1911гг.) - нижегородский купец, промышленник, миллионер, владел паровыми мельницами, подарил Нижнему Новгороду здание Городской думы, благотворитель, старообрядец. Бугровы - самая именитая фамилия из дореволюционных купцов-предпринимателей Нижнего Новгорода. Они памятны не столько своим богатством, сколько щедрой, до сих пор никем непревзойденной благотворительностью.

Самый крупный промышленник-финансист Нижегородской губернии конца XIX - начала XX века, меценат и благотворитель родился в Нижнем Новгороде, и стал продолжателем крупного "дела" (бизнеса), начатого его дедом, Петром Егоровичем, и отцом, Александром Петровичем. О деловой смышлености и хватке П.Е. Бугрова писал в свое время В.И. Даль, Н.А. Бугрову посвящен один из биографических очерков М. Горького . Получил домашнее воспитание старообрядца. Крупнейший домовладелец старого Нижнего, он вкладывал огромные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно уходила на благотворительное содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Завершил строительство в Н. Новгороде "Вдовьего дома", начатое его отцом, выстроил в Н. Новгороде здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1). Как видно, Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода.

В 1888 году Николай Александрович построил фамильный особняк, в котором ныне распологается детская художественная школа №1. Крупный торговец хлебом, с 1896 года получивший право поставлять хлеб для всей русской армии, владелец множества паровых мельниц, десятка пароходов, целой флотилии грузовых барж. "Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Входил в Нижегородское Мининское братство.

В родном селе Поповке Бугров возвёл большое здание, богадельню для старообрядцев. Он открыто поддерживал тайные скиты в лесах Керженца и на Иргизе и вообще являлся не только деятельным защитником старообрядчества, но и крепким столпом, на который опиралось "древлее благочестие" Поволжья, Приуралья и даже некоторой части Сибири.

Малиновский скит

1. Возникновение и проблемы становления

Когда заходит речь о раскольничьих скитах , то в силу сложившихся стереотипов и отсутствия достаточной информации, они представляются многим как жилище отшельников. Однако такое понимание не только упрощенно, но и не верно.
Многие старообрядческие монастыри со временем стали настоящими центрами самобытной культуры. Именно к таким относится Малиновский скит , расположенный на живописном берегу реки Линды, надолго ставший прибежищем для старообрядцев беглопоповского согласия .
"Малиновский скит" - откуда и когда получило такое название жилище первых поселенцев, никому не ведомо. Известно, что по приказу Питирима с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский, надо полагать, в том числе были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей. Однако со смягчением правительственной политики по отношению к старообрядчеству и выходом Указа от 16 октября 1762 г., разрешавшего возвращение ранее эмигрировавших раскольников на родину, отмечается очередной рост скитов. Они начинают быстрыми темпами восстанавливаться в Семеновских лесах, там же строят новые, и через 26 лет их количество достигает уже 54, среди этих скитов назван и Малиновский скит. Благодаря указу керженские скиты вновь стали расти, получая значительную денежную поддержку от Московского старообрядческого купечества. Эта поддержка дала подъем новой волне развития старообрядчества. Так - то приходя в запустение, то возобновляясь, скит просуществовал до конца XIX века.

Бугров в своем ходатайстве к министру внутренних дел представил Малиновский скит не монастырем или скитом с монастырской организацией, а просто богадельней, на которую и получил распоряжение министра в 1900 г.

Свое стремление поддержать скит Н.А. Бугров объяснял тем, что принадлежит к старообрядцам, приемлющим священство, и, происходя по рождению из крестьян деревни Поповой Семеновского уезда, искренне желал бы сделать некоторое облегчение для престарелых жителей местности и округи, также придерживающихся тех же обрядов, которых придерживался и сам.

2. Малиновский скит как комплекс сооружений

Об устройстве скита можно судитьиз доклада нижегородскому епископу в котором сообщается: "обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений" . Из этого можно сделать вывод, что крепкие затворы и высокая ограда не были прихотью, они оберегали от грабителей, не раз посягавших на культурные ценности скита.
Николай Александрович занимался не только строительством здания скита, но и содержанием его штатных служителей: священников, сторожей, кухарок, истопников и т.д. На его деньги кормили многочисленных проживающих в скиту престарелых старообрядцев, разных богомольцев и просто бедных людей приходивших на моленья в Малиновский скит.

1. Богадельня.

Среди построек Малиновского скита следует отметить два дома каменный и деревянный. Первый двухэтажный дом из красного кирпича - это богадельня или молитвенный дом. Здание разделялось на два отделения: одно, обширнейшее, представляло собой открытую для всех публичную часовню без престола, в которой обычно совершались повседневные богослужения самими призреваемыми, другое, секретное, располагавшееся наверху, имело престол. Второе здание было перевезено в Малиновку с Керженца из деревни Ежово. Дом отличается монументальностью, имеет строгие классические пропорции. Ранее он был связан теплым переходом еще с одним домом, стоящим рядом. Дом представляет интерес, как с архитектурной, так и с этнографической точки зрения как хороший образец деревянного крестьянского зодчества XIX в.

2. Церковь

История создания . По указанию Николая Александровича Бугрова в 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа "корабль" с архитектурной шатровой колокольней. Однако заказчик, на деньги которого осуществлялось проектирование и строительство, вносит свои изменения: вместо одного купола - пять, а здание украшает цветными изразцами . Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г. Освятили храм в честь Владимирской божьей матери . Это первоначальное ее название не было случайностью: старообрядцы, хранители древних традиций, особо чтут князя Владимира Святого, именно при нем произошло крещение языческой Руси.
Нижегородские газеты так писали об освещении Малиновской церкви: совершено торжественное освещение каменного храма при Малиновском монастыре построенным известным благотворителем Бугровым Н.А. Освящение было весьма торжественным при многочисленном старообрядческом духовенстве. Храм поражает убранством древнейших икон и роскошной живописью со стороны оригиналов. На торжественном освящении находились З.А. Бугрова, Ф.А. Асонов и много приезжих старообрядцев. Несмотря на горячее рабочее время, было много крестьян. Ее открытие имело огромное значение для всего старообрядческого мира т.к. Малиновский скит теперь начинает играть роль центра беглопоповского согласия в Нижегородском крае .

Архитектура церкви . Сложная по своей объемно - пространственной композиции краснокирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционно планировочную схему типа "корабль". На продольную ось здания "нанизаны" объемы крытой паперти, трехъярусной шатровой колокольни с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу, просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды. Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию краснокирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями. Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи. Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части. В интерьерах церкви сохранилась фрагменты росписей в древнерусском стиле, значительное место среди которых занимают сюжеты на темы двунадесятых праздников и растительные орнаменты.

Судьба церкви после кончины Н.А. Бугрова

Владимирская церковь, выстроенная на деньги Н.А. Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита. К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты - строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма.
Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован, а постройки проданы отдельным частным лицам и учреждениям. Однако, церковь оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад. Но еще долго не прекращался биться пульс церковной жизни, в разграбленном храме, тайком, при закрытых дверях и ставнях, собирались люди для молитвы.
В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена старообрядческой общине и переосвещена в честь иконы Казанской божьей матери . С этого же года начались богослужения, которые были официально прекращены еще в 1933 году. На реставрацию храма выделили деньги нижегородский губернатор, и мэр г. Бор В. Иванов.

Комплекс Малиновского скита, помимо разработки проекта реставрации церкви, требует проведения дальнейшего исследование связей скита с близлежайшими населенными пунктами (с. Филипповское, где находилась старообрядческая богадельня, Попово - родина Бугровых и др.), с возможным определением границ уникальной исторической территории, связанной с историей старообрядчества.

В целом же комплекс Малиновского скита едва ли не единственный пример старообрядческой обители, сохранившейся на территории Нижегородской области, во всяком случае, равного ему не было в конце XIX- нач. XX веков.

Описание по материалам курсовой работы студентки исторического факультета ННГУ Васильевой Ольги, а также сайтов http://www.museum.nnov.ru и http://www.uic.unn.ru/~dofa/pers/bugrov.htm

«Деньгу грешно держать в сундуке, надо пускать ее, чтобы народ ею кормился. Она в один день семерых обойдет и выручит, а в сундуке она - тлен».

Почти 50 процентов дохода со своего бизнеса купец и промышленник, мукомольный король Поволжья Николай Бугров отдавал на благотворительность. Мануфактур- и коммерц-советник, на протяжении почти 20 лет - бессменный гласный Думы Нижнего Новгорода Николай Бугров водил знакомство с первыми лицами государства Победоносцевым и Витте, был близким приятелем другого российского промышленника и мецената Саввы Морозова. несколько раз удостаивался приема императора. Известны факты, что, когда в столице министр иностранных дел принимал первых лиц губернии, то сперва приглашали Николая Александровича, и только затем - губернатора.

Дед Николая-Петр Бугров был оснавателем великой купеческой династии. Все началось в XVIII веке в отдаленной деревеньке Нижегородской губернии. О какой счастливой доле мог мечтать бедный крестьянский мальчик, отец которого умер, когда ему не исполнилось и пяти лет, и поэтому пришлось с малолетства самому зарабатывать на хлеб?

Петр Бугров не стеснялся того, что начинал свою жизнь пастухом, бурлаком, грузчиком. Не стеснялся, потому как уже в 16 лет знал, чего хочет добиться в жизни - благосостояния. Экономя абсолютно на всем, за несколько лет он скопил денег на покупку небольшого судна, получил государственный подряд на перевозку соли и вскоре заработал свой первый капитал. Затем были мукомольное производство, хлеботорговля и даже крупные строительные подряды.

В народе о нем шла добрая слава. «Мне лично известны были до 15 человек, выкупленных им из солдатства; каждый из них стоил ему не менее 800 рублей»,- писал автор Толкового словаря живого великорусского языка, чиновник Владимир Даль. С 1849 по 1859 год он управлял царским удельным имением в Нижегородской губернии, откуда и вышли крестьяне Бугровы. Говорят, Петр Егорович разрешал бедным крестьянам бесплатно пользоваться его землей. Удивительно, но за три поколения представители семьи Бугровых сумели сохранить прочные связи со средой, из которой вышли. И это несмотря на дружеские отношения с губернаторами, на тот факт, что к нему являлись на поклон именитые дворяне, желавшие взять денег в долг. Не имевший образования Бугров-дед передал своим потомкам абсолютно точное философское обоснование социальной значимости капитала, понятое им на своем, мужицком, уровне: «Деньгу грешно держать в сундуке, надо пускать ее, чтобы народ ею кормился. Она в один день семерых обойдет и выручит, а в сундуке она - тлен».

Все, что нажил за жизнь самородок-предприниматель Петр Бугров, не только унаследовал, но и приумножил его сын Александр, став одним из ведущих промышленников всего Поволжья. Кстати, идея нижегородского ночлежного дома для бедноты, создание которого связывают с именем Николая Бугрова, в действительности принадлежит Александру - его отцу. Именно Александр Бугров начал строительство, а Николай лишь завершил отцовское дело.

Николай Бугров принял управление крупным Товариществом паровых механических мельниц и поднялся еще выше отца - до уровня предпринимателя уже всероссийского масштаба. Не случайно в прессе его именовали «хлебным королем».

Промышленник-миллионщик Николай Бугров был и новатором, и меценатом, и удачливым бизнесменом. Он одним из первых в России внедрил вальцовый способ помола, который на 15–20% увеличил количество муки, производимой из того же объема зерна, что и при обычном помоле. Удивительно, но, несмотря на то, что Бугров владел практически всем мукомольным бизнесом Поволжья, руководство его компании состояло всего лишь из трех человек: его самого, приказчика и бухгалтера. Бугров владел грузовым флотом, перевозившим его продукцию по всей Волге, обладал правом на поставки хлеба царской армии, он был крупнейшим домовладельцем Нижнего Новгорода, построил много зданий. При этом бизнес Бугрова был, как сказали бы сейчас, социально ответственным: он был организатором первого в России старообрядческого санатория для своих работников, школ
для их детей и т. п. И самое непостижимое - 45 процентов своей прибыли Бугров тратил на благотворительность.

Общие пожертвования Николая Бугрова на благотворительность составили около 10 млн. рублей. И это только официально зафиксированная сумма. Какой же она была в действительности - неизвестно, так как многие пожертвования Бугров делал тайно.

Итак, чем именно оставил у современников и потомков добрую память по себе богатейший нижегородский купец.

Бугровская ночлежка. В 1883 году Николай Александрович достроил ночлежный дом на 900 человек и назвал его в память об отце «Ночлежный приют имени А.П. Бугрова». Строительство трехэтажного каменного здания по проекту архитектора Федора Фалина обошлось в 75 тысяч рублей. Казалось бы, такой подарок городу сам по себе достоин благодарности, однако, чтобы дальнейшее содержание приюта не стало тяжким бременем для городского бюджета, Бугров купил (также в дар городу) другое здание - с торгово-складскими помещениями. Все доходы от аренды, а это 8–10 тысяч рублей в год, шли на нужды ночлежного дома.

Бугровская ночлежка, как ее именовали в народе, подробно описана Максимом Горьким в очерке «Н.А. Бугров». Писатель вспоминал, как в детстве они с матерью не раз находили приют в ночлежном доме, когда после разорения семьи перебивались поденной работой. В Бугровский ночлежный приют принимали людей без различия пола и возраста. Порой здесь ночевало до 1260 человек в сутки. За пять копеек постояльцы получали тарелку щей, фунт хлеба, чай.

Немногие в Нижнем Новгороде знают, что современный нижегородский роддом № 1 – это бывший Мариинский бесплатный родильный дом. Был он построен в 1884 году на пожертвования Бугрова и шести других нижегородских предпринимателей. Тогда же Николай Бугров дал деньги и на строительство больницы на станции Сейма Балахнинского уезда. Здесь находились его мукомольные предприятия, но при этом больница была предназначена не только для лечения работников мукомольных фабрик, но и для других жителей уезда. На содержание больницы Бугров ежегодно выделял по 5 тыс. руб. Кроме того, вместе с купцами Мальцовыми он пожертвовал деньги на создание санатория в Ессентуках «для бедных и неимущих чахоточных больных».

В 1887 году Бугров и купцы Николай и Аристарх Блиновы основали нижегородский Вдовий дом. Здесь предоставлялось жилье неимущим вдовам с малолетними детьми. А чуть раньше, также вместе с Аристархом Блиновым была построена богадельня «для престарелых обоего пола лиц» в городе Саратове. Строительство заведения на 70 кроватей обошлось в 70 тысяч рублей.

С 1893 по 1909 годы Бугров построил в Нижегородской губернии еще три богадельни – в деревнях Филипповке, Малиновке и в селе Городец. Здания отличались добротностью. Двухэтажный кирпичный дом богадельни в Филипповке содержался на проценты с капитала (80 тысяч рублей), внесенного Бугровым в банк. Постройка женской богадельни в Малиновке на 300 мест обошлась благотворителю в 125 тысяч рублей. В Городце было построено два корпуса богадельни: на 22 кровати для мужчин и на 100 кроватей для женщин. Попечителями всех Бугровских богаделен были представители его же рода - Бугровы: его младшая сестра Зиновея, племянники.

Облагодетельствовал купец Бугров и нижегородское образование: финансировал школу для детей старообрядцев в деревне Попово, где в разные годы обучалось от 60 до 100 детей. В 1903 году он вложил 100 тысяч рублей в строительство двух новых двухэтажных кирпичных зданий, что позволило увеличить число учащихся до 300 человек. А также пожертвовал еще 50 тысяч рублей – капитал, на проценты с которого школа и содержалась впоследствии.

В благодарность за свои многочисленные благодеяния Николай Александрович Бугров был избран городской думой почетным гражданином Нижнего Новгорода. Бессменно в течение 32 лет он занимал в думе должность гласного, то есть, депутата, голос которого был решающим в спорных вопросах или при голосовании. В 1904 году на купленном Бугровым участке земли в центре Нижнего Новгорода открылось новое здание для думы и управы. Купец оплатил около 70 процентов стоимости строительства, поэтому здание сразу же получило прозвание «Бугровский благотворительный корпус». По условию, выставленному Бугровым, арендаторы – дума и управа, архивная комиссия, страховое общество, сиротский суд – были обязаны передавать плату за аренду помещений на муниципальные благотворительные нужды, например, на заготовку дров для раздачи бедным горожанам.

Бугров являлся попечителем многих заведений, которым регулярно жертвовал деньги: Нижегородской губернской земской больницы, детского приюта имени графини Ольги Кутайсовой, Кулибинского ремесленного училища. В память о своих предках-староверах он устраивал бесплатные обеды для бедных, по пятницам у крыльца своего дома раздавал нищим по два фунта пшеничного хлеба и по серебряному гривеннику.

То, что благотворительностью купец Бугров занимался не для собственной славы, говорит и такой факт. По завещанию Николая Александровича после его кончины из прибыли «Товарищества паровых механических мельниц» надлежало ежегодно отчислять на благотворительность 50 процентов: 15 - на содержание опекаемых им при жизни заведений, 30 процентов на пособия крестьянам-погорельцам и неимущим семьям, 5 – на пенсии и пособия лицам, служащим и служившим в Товариществе. В то время в России не было государственной системы пенсионного обеспечения и подобный шаг предпринимателя можно расценивать как опережающий свое время.

О кончине Николая Бугрова сообщалось в нескольких ведущих российских газетах: «Русское слово», «Русские ведомости», «Новое время». Его назвали «незабвенным благодетелем, кормителем сирых и вдовиц, утешителем в бедах сущим». Бугров был похоронен рядом с родителями в фамильной усыпальнице на старообрядческом кладбище в Нижнем Новгороде. В советское время кладбище было уничтожено, а на его месте построены жилые дома.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Бугровы - самая именитая фамилия среди дореволюционных куп­цов-старообрядцев Нижнего Новгорода. Они памятны нижегородцам не столько своими богатствами, сколько щедрой благотворительно­стью. Бугровы, как и все предприниматели, не упускали возможно­стей умножить капитал. Но действовали при этом всегда честно и справедливо, твердо соблюдая предпринимательское кредо, сформули­рованное основателем фирмы: Делай так, чтоб тебе было хорошо и никому не худо: История П.Е.Бугрова - основателя династии наглядно доказывает, что разбогатеть честно нелегко, но можно. Этим он пока­зал поучительный пример всем современным деловым людям. Он сам по этому поводу выразился кратко и ясно: "Коли дал Бог человеку ум, так надо работать им: И умело использовал возможности новой службы. Бурлачество всегда считалось социальной трясиной. Немногие, по­бывав на самом дне общества, смогли выйти в люди. Петр Бугров смог. Поэтому уже здесь, на бурлацкой каторге", благодаря своему трудолюбию и трезвости, он мог положить начало первоначальному накоплению" - необходимому условию предпринимательского дела.

В 1825 году Петр Егорович за 5000 рублей приобрел баржу-расшиву, положившую начало бугровской речной флотилии, которую его наследники будут умножать. А сам Петр Бугров стал крупным солеподрядчиком. В соляных и хлебных подрядах Петр Бугров многого добился. Но более всего он прославился подрядами строительными, в процессе которых вырос в лучшего организатора строительного дела Нижнего Новгорода, всегда исполнял строительные работы так доб­ротно, что здания, возведенные им, до сих пор украшают Нижний Новгород. Мы перечислим лишь некоторые крупнейшие благотвори­тельные вложения П.Е.Бугрова.

Укрепление Откоса Волжской набережной - главный вклад П. Буг­рова в реконструкцию Нижнего Новгорода (потрачено более сотни тысяч рублей).

В 1846-1850 годах П. Бугров за 13104 рублей подрядился испра­вить весенние повреждения по Откосу, Кремлевскому бульвару, Зе­ленскому съезду, на Лыковой и Варварской дамбах. Отремонтировал губернские присутственные места в Кремле. Выполнил отделку изу­мительного Александровского сада на Откосе, утратившего былую красоту в советское время.

Он подписал большой контракт на замощение главной площади города, называвшейся тогда Верхнебазарной (ныне пл. Минина и По­жарского). Вслед за этим Бугров замостил плац-парад перед губерна­торским дворцом в Кремле, вымостил площадь перед зданием Дворян­ского собрания (ныне клуб им. Свердлова). Подрядился Петр Егорович выложить булыжником и все главные улицы города: Покровскую, Алексеевскую, Варварскую и Рождественскую.

Для общества важен не столько капитал имущественный, сколь­ко капитал нравственный, то есть моральный облик предпринима­теля. П.Е.Бугров являл убедительный пример предпринимателя нрав­ственно честного, сострадательного, который вел себя порядочно и в быту, и в делах. Недаром В.И. Даль в своей лестной оценке Петра Егоровича уповал на авторитет общественного мнения: "Могу со­слаться на весь Нижний, где, я чаю, не найдется ни одного человека, который бы не помнил дедушку Бугрова добром, не называл бы его честным человеком и благодетелем народа:

В России известен "ночлежный дом", описанный A.M. Горьким в пье­се "На дне: Н.П. Бугров избирался городским головою, был председате­лем Совета Нижегородской ярмарки. Награжден российскими орденами.

Дело отца продолжил Николай Бугров - известный хлебопромыш­ленник и корабельщик. Он жертвовал на благотворительность полови­ну своей прибыли. Им построены десятки школ, больниц, приютов, церквей на территории Нижегородской области.

(по материалам электронных СМИ) В целом, характер внутрифирменных отношений в России конца XIX в., как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Предприятия, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уваже­нием в обществе, их презрительно называли «проходными дворами». Развитие отечественной деловой культуры в XX веке

Этика современного российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стра­не до реформ 1990-х годов.

Первая культура связана с административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов XX века. Моральные нормы, привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения предприни­мателей, составивших класс российских бизнесменов.

Это, прежде всего, представители государственных структур (пар­тийной, комсомольской номенклатуры, а также хозяйственники, зани­мавшие лидирующее положение в промышленности). Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократиче­ских отношений, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

Вместе с тем в бизнес пришли и другие предприниматели. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами яв­ляются интерес и внимание к дореволюционным традициям россий­ского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит, в основном, в сфере мелкого бизнеса.

По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В на­стоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происхо­дит своеобразный поиск новых жизнеспособных форм. Соответствен­но, этика нового класса бизнесменов в России представляет собой яв­ление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, раз­личные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разную эко­номическую основу. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы XX в. пришли граждане зарубежных стран, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.

Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплете­ние восстанавливаемых национальных российских черт с общемиро­выми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систе­му мировых этических норм делового поведения.

Вместе с тем, существуют серьезные сложности в формировании деловой российской этики.

1. В России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества - неприкосновенность ча­стной собственности. Частная собственность в России не священна.

2. Российский бизнес действует в условиях неприятия значитель­ной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. У нас пока еще не пол­ностью сформирована культура успеха.

3. Сложилось своеобразное отношение к закону и роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимо­стью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, не­совершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и при­теснения со стороны государства.

4. Система партнерства бизнеса и государства в современной Рос­сии существует, главным образом, в виде сращивания крупных струк­тур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии.

Тем не менее нравственные основы российского предприниматель­ства становятся чрезвычайно актуальными для нашего общества. Спе­циалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребитель­ский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В та­ких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже. Этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием безнравствен­ных средств.

Все это обусловило пристальное внимание российских организа­ций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес-этике, обнаруживая неразрывный сплав экономической и нравственной со­ставляющей. В нашей стране создан Национальный институт изучения репутации, занимающийся проблемами технологии и методов ее управления. Многие результаты исследований этого института име­ют для нас большое практическое значение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выделите наиболее важные этапы развития этической традиции ведения бизнеса в России.

2. Перечислите наиболее известных русских купцов-меценатов.

3. Какие проблемы характеризуют современный уровень деловой российской этики?

4. Перечислите компоненты деловой репутации организации.

5. Назовите нравственные основы российского предприниматель­ства

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Этика предприннмательства

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования.. владимирский государственный университет имени александра григорьевича и.. влгу..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

видный деятель старообрядчества, приемлющего священство, переходящее от господствующей церкви (беглопоповское согласие), один из крупнейших российских предпринимателей, купец I гильдии, мануфактур-советник и благотворитель. Родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, в старообрядческой семье. Он стал продолжателем дела, начатого его дедом, Петром Егоровичем, и отцом, Александром Петровичем. Н.А. Бугрову посвящен один из биографических очерков М. Горького.

Был крупным торговцем хлебом, с 1896 года получил право поставлять хлеб для всей русской армии, владельцем множества паровых мельниц, десятка пароходов, целой флотилии грузовых барж.

"Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Бугров производил крупные банковские операции, являлся членом правления нижегородских и московских банков.

Бугрова уважали. Почаевничать с ним на Нижегородской бирже считалось большой честью. Авторитет Бугрова был настолько высок, что когда он с Нижегородским губернатором бывал у министра внутренних дел, сначала приглашали Николая Александровича, а потом уже губернатора. Когда же у одного из губернаторов кончился срок полномочий, Бугров в качестве подарка преподнес ему на серебряном подносе кучу разорванных губернаторских векселей, что означало: он прощает губернатору все долги.

Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода. Считается, что за свою жизнь он роздал около 10 млн. руб. милостыни. При участии шурина Блинова, он построил Вдовий дом, где поселил вдов, не имеющих средств к жизни, с детьми. В здании - водяное отопление, в кухнях - духовые печи. К услугам жильцов - бесплатные больница и школа, к праздникам - подарки. Была даже оборудована специальная комната с люлькой, куда горе-матери незаметно могли положить ребенка. Всех принимал Бугров, зная, что "Господь хранит пришельца, сира (сироту) и вдову приемлет".
Терпеть не мог Бугров тунеядцев и пьяниц, но считал, что оступившемуся надо помочь. Поэтому он вместе с отцом построил на Рождественской улице ночлежный приют, Устав которого опроверг распространенную тогда поговорку "русский человек состоит из души, тела и паспорта".

На фото: обитатели ночлежного дома Бугрова

Бугров приказал паспортов не спрашивать. Ночевать здесь мог всякий, соблюдавший правила: «не пить спиртное, не курить, не горланить песни». Нашел на время пристанище в этой ночлежке и А.М. Пешков, который приходил благодарить за это Бугрова, уже став Максимом Горьким. Кстати, именно Николай Александрович дал Горькому денег на открытие чайной "Столбы" с библиотекой для бедных.

Бугровым вместе с отцом Александром Петровичем, купцами Блиновыми и Курбатовым, был построен и подарен городу водопровод, которым жители могли пользоваться бесплатно. Кроме того, Бугров помогал многим приютам, содержал в городе и деревнях староверческие моленные.

С 1879 г. постоянно избирался гласным Нижегородской городской думы. С 1907 г. - бессменный председатель всероссийского Братства во имя святителя Николы.
Своими средствами поддерживал возобновленные после гонений Комаровский и Малиновский скиты, построил в последнем храм во имя явления Казанской иконы, выстроил Успенский храм в Городце, возобновил чтимую могилу керженского старца Софрония.

Эта поддержка была столь ощутимой, что в просторечии беглопоповцев часто именовали бугровцами, бугровским согласием. Помогал деньгами не только беглопоповским общинам, но и Чернухинскому скиту неокружников. На его средства проходили Всероссийские съезды беглопоповцев в Нижнем Новгороде. Материально поддерживал безрезультатные в то время усилия своих братий по приисканию архиерея, но в то же время часто принимал в своем доме епископов и иереев белокриницкой иерархии, к которым относился с неизменным уважением. В его представлении объединение белокриницких старообрядцев и беглопоповцев должно было произойти на равноправных условиях после того, как беглопоповцы примут к себе архиерея.
Президиум съезда старообрядцев, в центре - Н.А.Бугров

Не забывал до самой смерти и старообрядческие деревни. В Попово до сих пор сохранились великолепные кирпичные здания школы и жилого дома для учеников. Стоит построенная им церковь, под горой - баня для учащихся, когда-то отделанная керамической плиткой.

После 1905 г. Николай Александрович добился, чтобы старообрядческая школа с учителями-старообрядцами, с преподаванием церковнославянского языка и крюкового пения получила равные права со школами господствующего вероисповедания. Эта школа существовала на проценты со вложенного Бугровым капитала. Со всей округи свозили в эту школу своих детей старообрядцы.

Согласно завещанию, все построенные Бугровым учреждения должны были функционировать и после его смерти, субсидируясь деньгами, находящимися на специально предназначенных для этой цели счетах в банках. Такой же специальный счет оставил Николай Александрович и для престарелых рабочих, а также для тех, кто пострадал на службе. Бугров вообще относился к своим рабочим хорошо. У них были, например, восьмичасовой рабочий день и бесплатное питание.

16 апреля 1911 года после продолжительной болезни Николай Александрович скончался. "Живите в мире, никого не обижайте", - его последние слова.

После смерти Н.А.Бугрова все его состояние перешло к четырем племянницам -дочерям его старшей сестры Енафы Александровны. Одной из этих племянниц была самарская старообрядка Анфиса Безпалова, активная деятельница самарской беглопоповской общины. После смерти в 1916 г. другой сестры Бугрова, незамужней Зиновии Александровны, сама фамилия Бугровых прекратилась.

При подготовке статьи использованы данные Словаря С.Г.Вургафта и И.А.Ушакова "Старообрядчество: лица, события, предметы и символы", а также материалы нижегородской прессы.