Основная мысль произведения мцыри. Тема и идея поэмы мцыри лермонтова сочинение


ВВЕДЕНИЕ

Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. После первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от демократии приобретает практически универсальный характер. Именно в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм, который был совершенное неизвестен капитализму в предшествующую эпоху. Фашизм мог появиться только как реакция буржуазии на уже победившую диктатуру пролетариата. Неудивительно, что на своей родине, в Италии, фашистское движение сразу же приняло антибольшевистский характер. Из этого семени в последующем развились, главное отличительное качество фашизма - воинствующий антикоммунизм, сдобренный самой разнузданной социальной и националистической демагогией. При всей пестроте и сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась.
При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. При установлении фашизма к власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим прямого произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового напитала.
Важно понять, что фашизм был, прежде всего, духовным, а не просто политическим или экономическим движением. И поэтому называя свои партии демократическими, либеральными, коммунистическими и т.п. и, обвиняя своих противников в "фашизме", никто даже не дает себе труда задуматься, какие конкретные идеи лежат в основе того или иного понятия.

ПОНЯТИЕ ФАШИЗМА

Фашистская идеология, возникшая в 20 гг. 19 в., стала одним из знаковых явлений 20 столетия. Её эволюция, способы влияния на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке.
Существует несколько различных трактовок к понятию фашизм, такие как:
Фашизм - неадекватная реакция общества на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся социальные, экономические, политические, идеологические структуры. Чем глубже кризис, тем питательнее почва для фашизма, когда кризис не просто затрагивает, но в значительной мере потрясает социальную структуру общества, его моральные устои, нарушает ход экономических процессов, приводит к дискредитации институтов власти, вызывает у населения разочарование и ощущение ухудшения условий существования. Нисходящая мобильность часто сопровождается предубеждением против социальных, политических и этнических меньшинств.
- правоэкстремистское политическое движение и идеология, сформировавшиеся, Германии и Испании в 20-30 годы ХХ века и служившие популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса.
- (итальянский)-результат объединения левых, разочаровавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «национального синдикализма».
- экстремистская идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя
С политической же точки зрения, одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий , сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30 гг. и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса.
Родоначальником фашизма был лидер левого крыла Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона- иерархическое строение общества, Ницше- сверхчеловек, Гоблио- неравенство человеческих рас, Гегеля и на концепции «органистского государства»(оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, « безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей.[ 9, с.121]
С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующая там и тогда, где и когда в идейных и политических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняют задачи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, аппеляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и докторин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечеловеческими ценностями, насаждением культа личности. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.
Таким образом, единого ответа на вопрос об понятии фашизма не существует. Однако на эти вопросы есть ответы, которые носят консенсуалый характер, в качестве которого фашизм (итал. fascismo от fascio « пучок, связка, объединение ») выступает как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии , а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа. В более узком историческом смысле, под фашизмом понимается система насильственного политического господства, характеризующийся полным подчинением общества, его экономической, сильной и духовной жизни государственной власти, организованной в целостные военно-бюрократический аппарат, который возглавляет вождь.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАШИЗМА С ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и зародился. Лидером этого движения стал Б. Муссолини. Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Все говорило о революционной ситуации: быстрый рост профсоюзов, необычайная победа социалистов на выборах в парламент 1919 года (31% голосов), захваты заводов и фабрик рабочими, помещичьих земель крестьянами и батраками.
Вплоть до 1921 фашизм был именно как движение, а не как политическая партия. Четкой программы у его участников еще не было. Они довольно успешно эксплуатировали и те эмоции, которые господствовали тогда в итальянском обществе: разочарование и недовольство. А отсюда жажда перемен, которые обещали фашисты.
В многочисленных выступлениях Муссолини щедро звучали обещания обеспечить «величие нации», резко критиковались державы-победительницы за несправедливое отношение к Италии на Парижской мирной конференции, ожесточенным нападкам подвергалось собственное правительство и демократия в целом за неспособность эффективно отстаивать интересы нации.
Себя же последователи Муссолини провозгласили выразителями интересов всей нации, вне зависимости от социальной принадлежности избирателей.
Фашистские организации не только вели пропаганду своих идей, но и создавали отряды самообороны. Используя политическую нестабильность, характерную для Италии начала 20-х годов(с июня 1921 г. в стране сменилось 3 правительства), фашисты стали откровенно претендовать на власть, утверждая, что только они способны избавить страну от хаоса. С этой целью они в 1921 г.преобразовали свое движение в партию.
Еще до прихода к власти в Италии идеолог Б. Муссолини писал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо ещё». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как ограниченное единство, выражающее свое мнение и волю в вожде, а суверенитет – в государстве. В то же время для фашистов нация является «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней наследии «вечного Рима».Она была главным мотивом, воодушевляющим граждан на жертвенность, трактовалась как память об альтернативном будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком,экономикой и общей историей, была лишь «сырьем», которому истинную форму и целостность, моральное, политическое и экономическое единство придает фашистское государство.
Армия и правительственные органы знали о намерениях фашистов захватить власть, но никаких мер, чтобы остановить фашистов не принимали.
Начальник службы армейской информации доносил 17 октября 1922 г. «Муссолини настолько уверен в победе и в том, что он является хозяином положения, что предвидит даже первые шаги своего правительства. Кажется, он намеревается совершить переворот не позже 10 ноября, но возможно- 4 ноября».
В конце 1922 г. в ходе обсуждения текущего момента на съезде своей партии в Неаполе, констатировав, что страна переживает очередной политический кризис, фашисты предъявили правительству требования относительно предоставления им ряда ключевых административных постов. В случае отказа они начнут массовый поход на Рим. Ситуация накалилась до предела. Правительство подало в отствавку, ибо король отказался подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения.
Вместо этого он пригласил Муссолини в Рим, который уже захватил власть в отдельных городах Италии, и предложил ему возглавить правительство. 30 октября 1922 года участники фашистского марша на Рим вступили в столицу, и в тот же день Муссолини возглавил правительство. С этого момента началась перестройка политической системы Итальянского королевства. В Италии переходный период, по крайней мере внешне, характеризовался сохранением значительных элементов преемственности с прошлым. Продолжал функционировать парламент, ни одна из старых партий не была запрещена, сохранилась старая конституция.
Но правительство Муссолини стало сразу же расширять свои полномочия в ущерб правам парламента.
Были созданы 2 государственных института: «Большой фашистский совет» (БФС) и «Добровольная милиция национальной безопасности»(ДМНБ). БФС контролировал законопроекты, перед внесением их в парламент, деятельность самого праавительства. Созданием ДМНБ Муссолини сиремился добиться преобладания исполнительной власти в лице фашистского правительства над законодательной в лице короля и парламента. Передача ДМНБ в подчинение Муссолини усиливала его личную власть.
После фашистского переворота коммунисты и социалисты организовали отдельные выступления трудящихся, главным образом забастовки. Поводом для массового выступления слоев послужило убийство известного журналиста, депутата парламента, чье имя стала своеобразным символом борьбы с фашизмом- Джакомо Маттеотти. Вся деятельность антифашистских сил не смогла так всколыхнуть Италию, как эта акция самих фашистов. По всей стране прокатилась волна массовых выступлений и с требованиями отставки правительства и наказания убийц Маттеотти.
Муссолини был расстерян, он никак не ожидал такого переворота событий. Впервые после прихода фашистов к власти зашевелилась опозиция в парламенте. Там создавался так называемый Авентийский блок. Одни предлагали максимально стимулировать массовые действия, готовить всеобщую забастовку. Однако другие участники Авентийского блока стремились ограничить развернувшуюся кампанию протеста жесткими легалистскими рамками, свести её к моральному осуждению фашизма. Компартия предлагала руководителям блока объединиться и начать борьбу с фашизмом. Но и на этот раз решительные действия не были приняты, и фашистам быстро овладеть положением.
Пока противники фашистского режима спорили о методах борьбы с ним, Муссолини готовился к ликвидации всех тех элементов демократического строя, которые хотя бы формально сохранились в Италии. Из правительства были выгнаны все министры, не являющиеся членами фашистской партии, что окончательно подтверждало однопартийность правления. Муссолини преобразовал идеологию фашизма в прославление всесильного государства и партии, которая должна организовать союзы и бизнес поддерживаемых правительством корпораций.
Муссолини заявил, что все изменения идут в русле решения глобальной задачи- построения «корпоративного государства», в котором воцарится классовая гармония. В 1927 году была принята Хартия труда, в котором излагались основные принципы корпоративизма. В качестве фундамента нового государства предполагалось создать корпорации, которые бы объединили всех предпринимателей и рабочих, занятых в каждой данной отрасли производства, для сотрудничества во имя общенациональных интерессов. На основании корпоративного государства Муссолини стремился создать свою империю.
Известный итальянский философ Д. Джентиле, поставивший себя на службу фашизму и написавший основные части «Докторины фашизма», говоря о функциях фашистского государства, утверждал: «Для фашизма стремление к империи, т. е. к национальному распространению, является жизненным проявлением. Обратное, т. е. « сидение дома», - признакупадка. Народы, возвышающиеся и возрождающиеся, являются импералистами». Он часто повторял, что видит свою миссию в возрождении и мощи Римской империи.А для решения этих задач необходимо было укрепить военно-промышленный комплекс Италии. Проводились следующие мероприятия:

    В 1936 году был национализирован Национальный банк
    Экономика была переведена в режим автаркии
    Но несмотря на это, Италия по-прежнему по масштабам экономической мощи уступала своим основным конкурентам на международной арене.
Таким образом,террористические функции фашистского государства, все его организационные и экономические мероприятия связывались с захватническими внешнеполитическими планами. По мере роста насилия внутри страны фашистское государство становилось все более агрессивным во внешней политике, активизировало военную подготовку к созданию империи.

ПРЕДПОССЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАШИЗМА

Мировой экономический кризис 1929-1933 обострил все присущие капитализму противоречия. Возросла социальная напряженность в обществе, критического предела достиг уровень классового противостояния чреватый конфликтами, имеющими непредсказуемые последствия. В результате в определенных кругах монополистического капитала, среди высших слоев аграрной аристократии. А также в средних слоях общества и у части рабочего класса созревало разочарование в возможностях буржуазно-парламентарных институтов обспечить выход из кризиса. В большинстве стран формируются политические силы, которые ориентируются на передачу власти консервативно-реакционным режимам. Одной из моделей этих режимов является фашизм. Многие политологи выделяют следующие детерминанты зарождения фашизма:
    Внутренние
Страны, где создание индустриального общества носило взрывной характер, смыкаясь по времени с электрической революцией, естественно, будучи лишены механизмов защиты от опасностей массовизации, в гораздо большей степени ей подвержены. Рано появившаяся капиталистическая промышленность служила основанием этого индивидуализма. Предпринимательская и трудовая этика обеспечивала нормальное функционирование капиталистических отношений в экономике (элементарное доверие бизнесменов друг к другу). В Италии как раз индустриализация носила взрывной характер и по времени практически совпала с электрической революцией. Взрывной характер индустриализации заключался в горячечных темпах промышленного роста в конце XIX - начале XX века, в распространении принципов либерализма на общество по своим представлениям во многом еще традиционное, где эти принципы с трудом приживались, в форсированной урбанизации. Все это вело к созданию благоприятной почвы для бурного развития массовой ментальности.
В частности, в Италии можно проследить даже после Первой мировой
войны множество рецидивов аграрного общества.
Во-первых, индустриализация, начавшаяся сравнительно поздно, затронула в основном Север. Юг Италии и по сию пору остается вполне аграрным. Да и на Севере сельское хозяйство, причем помещичье, продолжало играть существенную роль в экономике. Во-вторых, под большим сомнением остается появление в конце XIX века единой итальянской нации в силу объединения Италии под национальным лозунгом. На государственном языке (литературном итальянском) говорил лишь небольшой процент населения, большинство говорило на диалектах. Поэтому Юг и Север до сих пор остаются совершенно разными мирами внутри одной страны (южане считают неаполитанский диалект отдельным языком). В-третьих, аристократы-латифундисты, которые занимали важнейшее место в экономике, которые были традиционными патронами окрестных крестьян,
которым до недавнего времени принадлежала в итальянских государствах
политическая монополия и которые во многом сохраняли старые связи и старое влияние, продолжали оставаться в Италии одной из ведущих общественных сил.
В Италии титул был даже после Первой мировой войны реальным экономическим и политическим капиталом. Таким образом, в Италии сохранялись многие элементы традиционного общества, включенные в индустриальное. А в любой кризисной ситуации влияние традиционной идеологии отнюдь не способствует поиску рационального демократического выхода.

2. Внешние
После объединения, Италия всеми силами стремилась войти в число великих
держав, и вела для этого активнейшую внешнюю, в том числе – колониальную политику. Эта активность не позволила Италии остаться нейтральной в европейских конфликтах, предшествовавших Первой мировой войне. Вынужденная определиться, Италия первоначально примкнула к Тройственному союзу, надеясь на колониальный передел мира. Однако уже в самом начале войны итальянское правительство не поддержало своих союзников и, не рискнув ввязываться в европейскую войну, объявила нейтралитет. Но уже в 1915 году, после того, как стал очевидным провал немецкого плана войны, прельстившись на обещания Антанты Италия объявила войну Австро-Венгрии. Кончилась эта авантюра печально: переброшенные на юг две германские дивизии прорвал фронт у реки Капоретто, чем обратили итальянскую армию в паническое трехсоткилометровое бегство, которое закончилось естественным путем (немцы прекратили наступление).
После этой катастрофы, которой закончились активные боевые действия на итальянском фронте, Антанта перестала воспринимать Италию как реальную силу. Поэтому на Парижской мирной конференции, хотя итальянский премьер-министр Орландо и входил в "большую четверку" (вместе с Клемансо, Ллойд-Джорджем и Вильсоном), Антанта и не думала выполнять своих обещаний (кроме передачи Италии оставшихся бесхозными после распада Австро-Венгрии ЮжногоТироля - Трентино и Истрии с Триестом).
Такой итог мирной конференции был воспринят в Италии как
"дипломатическое Капоретто". Национальные чувства, особенно острые в
недавно объединившейся стране, вновь были оскорблены. Это "оскорбление"
наложилось на тяжелейший послевоенный экономический и социальный кризис, особенно острый в слаборазвитой Италии.

3.Экономический кризис
Послевоенный кризис выразился в полном букете экономических и социальных проблем. Война нанесла сильнейший удар по финансовой системе. Внешний долг страны к концу войны составил 19 миллиардов лир. Военные расходы в 1918 году поглощали до 80 % бюджета (46 миллиардов лир). Золотой и валютный запас был практически исчерпан из-за закупок стратегических материалов и вооружения в ходе войны. Это привело к неконтролируемой инфляции. После прекращения военных заказов и в
силу невозможности далее поддерживать производство из-за пустоты в казне, начинаются лавинообразные серии банкротств предприятий
В полтора - два раза падает добыча всех полезных ископаемых, сокращаются посевные площади, что приводит во все еще аграрной по преимуществу стране к массовому обнищанию крестьянства. Такому экономическому кризису сопутствовал стремительный рост безработицы, усиленный массовой демобилизацией солдат. Все это стало плодотворнейшей почвой для процесса активизации массовой ментальности. Активизация эта проявилась как в спонтанных массовых действиях (погромы продовольственных магазинов - в повышении цен оказались"виноваты" торговцы или правительство,- самовольные захваты земель в деревне и т.д.), так и в деятельности организаций, манипулирующих массой, прежде всего радикального крыла социалистов, ориентированного на Коминтерн
(центром их была редакция Туринской газеты с характерным названием "Ordine Nuovo" - "Новый порядок"). Воспользовавшись ростом в условиях кризиса стачечного движения (в 1919 году случилась 1871 забастовка с более чем полутора миллионами участников) эти социалисты придали ряду стачек
политический характер.
Активизация массы неизбежно вела к перерастанию экономического кризиса в политический.

4.Политический кризис
Король, правительство и парламент не могли урегулировать ситуацию.
Старые либеральные партии не умели действовать в условиях массовизации,
авторитет их был подорван военными, дипломатическими (даже это оказалось небезразлично массе) и экономическими неудачами.
Спектр политических сил Италии выглядел в это время следующим образом. На левом фланге находилась социалистическая партия в которой осталось умеренное крыло (в 1921 году социалисты-радикалы окончательно вошли в Коминтерн, оформившись как коммунистическая партия). Правее находились: Народная партия, ориентированная в основном на крестьянство, либералы, и, наконец, Националистическая партия, выступавшая с шовинистическими лозунгами. Лозунги националистов соперничали в популярности с коммунистическими, большая часть крестьян, рабочих, интеллигенции в силу ущемленного после войны и Версаля национального самолюбия, откликались на призывы "вернуть" Италии "исконно итальянские" Далмацию, Албанию и Северную Африку. Наиболее радикальное крыло требовало отобрать у Франции (!) Ниццу, Савойю и Корсику. Более всего националистов волновала судьба Адриатического
порта Фиуме (Риека). Известный итальянский писатель Габриэле д`Аннунцио даже оставил свои литературные студии ради того, чтобы с отрядом набранных им "легионеров", не мудрствуя захватить Фиуме и установить там республику во главе с самим собой в качестве диктатора по древнеримскому образцу.
Самое смешное, что ему это удалось, и республика д`Аннунцио просуществовала целых 16 месяцев (с сентября 1919 по январь 1921 года, когда итальянские войска под давлением Антанты, были вынуждены выгнать его оттуда). Этот эпизод, с одной стороны, хорошо показывает, в какой степени правительство контролировало положение дел в стране, а с другой указывает на очень показательный симптом: массовая ментальность оказывается весьма заразительной и охватывает своим влиянием не только малообразованную часть населения, но и рафинированную интеллигенцию [www.5ka.ru/33/33668/1.html].
Проанализировав ряд источников можно выделить 2 группы.
К первой группе относятся мнения таких авторов, как О. А. Яновский, О. В. Бригадина, П. А.Шупляк, В. А. Мельник, С. Гапали, С. Тихвинский, В. Ментнер, которые выделяли основными причинами зарождения фашизма:
1. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: безработица, инфляция.
2. Усиление революционных настроений среди населения после Первой мировой войны и победы революции в России.

    Жажда мщения, со стороны солдат, которые считали себя обманутыми, что способствовало развитию военного конфликта.
К о второй – А. И. Соловьев, Е. В. Беляева, Т. В. Мишаткина, которые считают, что основные предпосылки развития фашизма определяются в следующем:
    Отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстримизмом
    Отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды, против крайних форм политического участия.
    Затянувшийся политический и экономический кризис.
    Поддержка крупного промышленного и финансового капитала.
    Существование фашистских движений, имеющие вооруженные отряды, навязывающих обществу политический террор.

ЧЕРТЫ ФАШИЗМА
Само слово фашизм итальянского происхождения. Первые выступления фашистов произошли еще в 1919 году. Их организация, созданная Бенито Муссолини, называлась «Фашо ди Комбатименто», что означало «Союз Борьбы». Членов этой организации стали называть фашистами, а само движение фашизмом. Дуче было проведено ряд изменений в государстве:

    Однопартийность.
    Создание корпораций, что положило конец свободе профсоюзного движения и появлению «палаты фашистских организаций и корпораций», вместо парламента.
    Отменена свобода собраний и объединений, свобода печати и были уволены политически неблагонадежные служащие.
    Появление новых законов: были запрещены профсоюзы и политические партии, за исключением фашистских; восстановлена смертная казнь и т.д.
На основании всего этого политологи выделяют следующие черты итальянского фашизма:
    Прежде всего определилась тенденция «вождизма» , единой диктатуры.
Во главе фашистского государства стоит вождь, а в стране господствует его культ личности. Вождь (дуче) все делает единолично. В управлении государством все должно быть предельно просто, не надо усложнять жизнь народа всякого рода выборами, принципами разделения властей. В фашистском государстве обыватель верит в то, что только вождь может обеспечить справедливый устойчивый миропорядок, уберечь общество от нежелательных перемен и сохранить стабильный, традиционный образ жизни. Для большинства граждан фашистского государства характерна глубокая и искренняя вера в справедливость своего режима, а идея справедливости воплощается в образе дуче - отца народа. Ради торжества этой справедливости можно переступить через все моральные принципы, общечеловеческие гуманистические ценности и слепо следовать за вождем к справедливому фашистскому будущему.
Уже закон 1925 года « О полномочиях главы правительства» делал премьер-министра не ответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались или смещались по воле последнего.
и т.д.................

В большинстве случаев у людей фашизм ассоциируется с Адольфом Гитлером и его Национал-социалистической партией Германии. Однако зарождением этой авторитарной националистической политики мир обязан Италии. Ослепленный желанием возродить страну из пепла и повторить успех великой Римской империи, итальянский диктатор Бенито Муссолини сделал все возможное, чтобы фашизм воцарил в Италии.

Зарождение итальянского фашизма

Фашизм представляет собой тоталитарный националистический тип правления страной, при котором власть не способна удерживаться демократическими методами. В переводе с латинского он означает фасцию – символ власти римских царей. Зародившись в солнечной Италии в 1922 году, он невероятно быстрыми темпами покорил себе Европу, Южную Америку и даже Японию.

Суть фашизма заключается в установлении тоталитарной единоличной власти, при которой малейшее стремление народа к свободе пресекается самым жестоким образом. Происходит уничтожение всех, даже самых элементарных демократических свобод внутри страны, разгром прогрессивных и инакомыслящих организаций, установление открытого террористического режима, а также подготовка и проведение захватнических войн с целью установления фашистского режима и завоевания мирового господства.

Развитие фашизма в Италии стало возможным благодаря следующим предпосылкам:

  • Сложное социально-экономическое положение в стране после Первой Мировой войны.
  • «Утерянная победа». Участие в войне не принесло Италии долгожданной прибыли, но самое главное – власти не смогли настоять на присоединении к стране обещанных территорий.
  • Острый политический кризис, несостоятельность и откровенная слабость парламента и правящей либеральной партии.

Рис. 1. Италия после Первой мировой войны.

В послевоенное время Италия стояла на пороге сильнейшего экономического кризиса. Итог Первой мировой войны был страшен: почти 700 тысяч убитых, более миллиона раненых и калек, опустошенные провинции, непомерный внешний долг, инфляция, разгул спекуляции. В ходе войны Италия лишилась около 1/3 своих богатств, народ был подавлен и жестоко уязвлен происшедшими переменами.

Кратко об итальянском фашизме

Сложной ситуацией в стране воспользовался Бенито Муссолини, который хотел превратить ее в великую империю. Видя нарастающее недовольство пролетариата, крестьян и военных, он смог удовлетворить их стремление к переменам.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Слабость итальянского государства в проведении внешней и внутренней политики позволила Муссолини в 1919 году стать организатором и идейным вдохновителем первой фашистской организации под названием «Союз борьбы».

Подавляющее большинство в ней было представлено бывшими фронтовиками, которые желали видеть Италию мощной военной державой.

Рис. 2. Бенито Муссолини.

Муссолини старался привлечь как можно больше молодежи в фашистские организации, поскольку именно в ней видел мощную силу, способную укрепить его власть.

Все фашисты, состоявшие в партии, носили особую военизированную форму – черные рубашки, отчего их прозвали «чернорубашечниками». Жест приветствия – взмах прямой руки, протянутой вперед – был заимствован у древнеримских легионеров.

Рис. 3. Члены итальянской фашистской партии.

После того, как фашистское движение получило поддержку крупной буржуазии, Муссолини понял, что пришло время для решительных действий. В 1922 году он совершил открытый государственный переворот, свергнув короля и став единоличным правителем полностью фашистской на тот момент Италии.

В течение последующих нескольких лет Муссолини со своими приспешниками занимался уничтожением всех партий и организаций, которые выступали против фашизма. Опыт итальянского диктатора пришелся по душе многим представителям власти, и фашизм с удивительной скоростью распространился в Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Румынии, Испании, Хорватии, Аргентине, Бразилии, Португалии и Японии.4 . Всего получено оценок: 315.

Подробное решение параграф § 10–11 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

1. Почему Италия стала первой из стран Европы, где фашистской партии удалось прийти к власти?

Большинство населения страны было разочаровано условиями послевоенного мира. В 1919-1920 гг. произошли сильные волнения и беспорядки. Как и многие безработные, демобилизованные солдаты (2 млн человек) не находили средств для жизни. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне поднимались на восстания против крупных землевладельцев и захватывали землю. Социальное недовольство способствовало распространению национализма.

Законодательная власть в годы войны была ослаблена, парламент собирался редко и фактически передоверил правительству принятие законодательных решений.

Слабостью власти воспользовалась созданная в марте 1919 г. фашистская партия. 30 тысяч фашистских молодчиков совершили «поход на Рим» из Неаполя, намереваясь захватить контроль над муниципалитетом, как это уже имело место в ряде других северных городов. Премьер-министр предложил королю подписать указ о чрезвычайном положении, но король Виктор Эммануил отказался и 29 октября 1922 г. поручил Бенито Муссолини, лидеру парламентской фракции фашистской партии, насчитывавшей всего 35 депутатов, сформировать правительство.

2. Какими методами фашистская партия в Италии утвердила свою власть в стране?

На выборах 1924 г. партия Муссолини получила большинство голосов. Используя аппарат государственной власти и военизированные отряды, фашисты начали прямой террор против своих политических противников.

В 1926 г. были распущены все политические партии, ограничены или ликвидированы гражданские и политические свободы. Права и свободы истолковывались как полная преданность режиму и дуче (вождю). Государственный аппарат был слит с фашистской партией. В 1926 г. был учрежден Специальный трибунал для защиты государства, создан Трудовой суд для рассмотрения конфликтов между рабочими и предпринимателями, расширен корпус полиции. На островах Липари появились концентрационные лагеря.

3. Каковы особенности итальянского фашизма?

Фашистская партия пронизывала все правительственные структуры и большинство итальянских организаций. Хотя фашистская партия стала государственным органом, но в организационном плане она имела своих чиновников, аппарат, свою милицию и свою казну. Члены партии подчинялись жесткой дисциплине.

Индивидуум может пользоваться только такой свободой, которая предоставляется государством.

4. Подумайте, можно ли рассматривать корпоративную систему в Италии в качестве нового типа государства и общества. Каковы его основные отличия от общества либеральной демократии?

Отличия от либеральной демократии: монополизация экономики государством.

5. Чем вы можете объяснить, что целями захватнической политики Италии стали прежде всего Эфиопия и Албания?

Эфиопия имела военное стратегическое значение для господства в Африке. А захват Албании давал Италии контроль над входом в Адриатическое море. Албания также могла предоставить Италии плацдарм на Балканах.

ГЕРМАНИЯ В 1930-е гг.: НАЦИЗМ И ТОТАЛИТАРНАЯ ДИКТАТУРА

1. Какой из факторов, по вашему мнению, имел решающее значение для прихода фашистов к власти в Германии: а) глубина экономического кризиса; б) взаимная борьба в лагере левых сил; в) дискриминационный статус Германии после Первой мировой войны; г) неустойчивость политического режима Веймарской республики?

В) дискриминационный статус Германии после Первой мировой войны.

2. Почему германские фашисты называли себя «наци», а идеологию партии - «национал-социализм»? Раскройте содержание этой формулы.

Проповедуя национальный социализм, НСДАП претендовала на выражение общенациональных интересов, но представляла их как исключительно интересы избранной арийской расы. Культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, антикоммунизм, экспансия и насаждение образа врага были неотъемлемой частью идеологии нацизма.

3. Сравните пути прихода к власти фашистских партий в Германии и Италии. Подумайте, в чем выразились сходные и отличительные черты становления диктатур в этих странах, в чем их родство.

Общее: пришли к власти в период кризиса в стране. В Германии пришли к власти через выборы, в Италии – в результате переворота. Гинденбург сам предложил Гитлеру сформировать правительство. Но уже на пути установления диктатуры смело использовали провокации: поджог рейхстага в 1933 г., в котором обвинили коммунистов. Удалив коммунистов из правительства, были внесены изменения в конституцию, по которым правительство могло издавать любые законы без одобрения рейхстага. Затем были распушены политические партии, профсоюзы, ликвидировано местное самоуправление.

В обоих государствах проводились расправы с противниками режима, появляются концентрационные лагеря, законы менялись в соответствии с идеологией.

4. Какие признаки государственного устройства Германии 1930-х гг. могут характеризовать германское общество как тоталитарное? В каких конкретных законах эти признаки получили наибольшее выражение?

Изменения в конституцию в марте 1933 г. Закон о единстве партии и государства (декабрь 1933 г.) вводил принцип вождизма (фюрерства) на всех уровнях власти, прекращал существование всяких выборных институтов, требовал публичного прославления фюрера и Третьего рейха, искоренения еврейского и марксистского влияния. Для противников режима, коммунистов, социал-демократов и «неполноценных» народов создавались концентрационные лагеря. Вводились цензура и слежка, поощрялось доносительство.

В августе 1934 г., после смерти президента Гинденбурга, централизация власти завершилась - Гитлер стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером, обладающим неограниченной диктаторской властью.

5. Сравните методы и формы государственного регулирования в Германии, США и Франции.

Государственное регулирование приобрело в Германии всеобщий характер. Преобразования в экономической политике в первые два года были в основном направлены на ослабление безработицы, организацию общественных работ, разного рода вспомоществование.

Тоталитарное государственное регулирование носило принципиально иной характер, чем в США в годы кризиса. Стратегическая цель германской экономической политики состояла в обеспечении спокойного тыла, «воспитании» общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне. Милитаризация и подготовка к войне стали в Германии главной особенностью выхода из экономического кризиса.

Верховным органом руководства экономикой стал Генеральный совет немецкого хозяйства (июль 1933 г.), в котором были представлены крупнейшие промышленные компании и банки. В Германии была осуществлена беспрецедентная для капиталистического общества степень государственного регулирования и централизации экономики для милитаризации и подготовки к войне.

Наряду с частной собственностью существовала и государственная собственность, созданная в результате «ариизации» (т. е. конфискации собственности лиц еврейского происхождения и противников режима). Так возник гигантский концерн «Герман Геринг».

В сентябре 1933 г. все крестьянские организации и кооперативы были объединены в единую организацию «Продовольственное сословие». Это позволяло контролировать мелкое и среднее производство. В сельском хозяйстве снизу доверху стояли фюреры разного ранга. Без разрешения местного фюрера крестьянин не мог продать курицу, ибо сбыт был централизован, торговые цены регулировались. Закон о наследственных дворах запрещал раздел земли в целях «сохранения крестьянства как источника крови немецкого народа». Земельные собственники-крестьяне составляли главную социальную опору режима.

Закон об организации национального труда (январь 1934 г.) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции. Взамен распущенных профсоюзов был создан Германский трудовой фронт (май 1933 г.). В нем важную роль играла нацистская организация «Сила в радости», которая занималась главным образом вопросами досуга и отдыха рабочих - культивированием массового спорта, организацией дешевых любительских спектаклей, экскурсий, проведения отпуска.

В 1936 г. начал осуществляться 4-летний план экономического развития, целью которого Гитлер объявил завершение экономического самообеспечения (автаркия) и подготовки страны к войне.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

В США вмешательство государство в экономику было направлено на развитие добросовестной конкуренции, социальной защиты безработных, урегулирование отношений между работниками и работодателями, поддержка фермерства, реорганизация банковской системы.

6. Чем объясняется особая агрессивность германского фашизма и ставка на развязывание войны?

Агрессивность связана с идеологией. Согласно германскому фашизму есть высшая раса – арийцы, господствующая. Остальные народы несовершенны и должны либо служить арийцам, либо быть уничтоженными. Еврейское население подлежало полному истреблению. Их Гитлер обвинил во всех проблемах Германии. Также необходимо было расширение жизненного пространства арийцев, которое возможно было при помощи войны.

ИСПАНИЯ: РЕВОЛЮЦИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, ФРАНКИЗМ

1. Что предопределило раскол общества в Испании после революции в начале 1930-х гг.?

Уже известно, что в период экономического кризиса набирали популярность коммунистические и националистические партии. Принятие конституции и республиканского строя в Испании не способствовало консолидации общества, потому что положение в стране только ухудшилось.

2. Охарактеризуйте два общественно-политических лагеря в Испании. Подумайте, была ли идеологически обусловлена неизбежность их столкновения.

Левый лагерь был представлен разнородными партиями, организациями и группами, среди которых были сторонники двух различных вариантов социалистических идей.

Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), коммунистическая партия Испании (КПИ), социалистическая партия Каталонии и др., а также ряд профсоюзов считали необходимым установление государственного социализма с обобществлением собственности, централизованным государственным управлением и распределением.

Другую позицию левых, альтернативную авторитарному режиму, отстаивал профсоюз - Национальная конфедерация труда (НКТ), объединявшая сотни тысяч рабочих анархо-синдикалистов. Они выступали за самоуправленческий социализм, за передачу предприятий низовым трудовым коллективам. В лагере левых частично оказались и либералы.

Правый лагерь тоже был весьма разнородным. В нем были представлены коалиция правых и консерваторов (СЭДА) и фашистские организации, объединившиеся в 1934 г. в Испанскую фалангу.

Программе и идеологии фалангистов, как и всех других фашистских организаций в Европе, были свойственны национализм, антимарксизм и антидемократизм, культ насилия и вождизм.

Была идеологически обусловлена неизбежность их столкновения, потому представления партий об устройстве общества и государства сильно отличались.

3. Каковы особенности Народного фронта в Испании? Почему республиканский режим эволюционировал в авторитарный? Было ли это вызвано условиями гражданской войны или другими привнесенными факторами?

Ядро Народного фронта – левые партии социалистов, коммунистов, республиканцев.

Гражданская война способствовала эволюции республиканского режима в авторитарный. Набирала силу коммунистическая партия, которая опиралась на помощь СССР. При участии работников сталинского ГПУ и НКВД была создана система слежки, контроля и пыток. Идея Народного фронта, поддержанная VII конгрессом Коминтерна, на практике оказалась борьбой компартии за оттеснение политических соперников.

4. Какое влияние на ход гражданской войны оказали внешние факторы?

Мятежников поддерживали Германия, Народный фронт – СССР. При участии работников сталинского ГПУ и НКВД была создана система слежки, контроля и пыток. Идея Народного фронта, поддержанная VII конгрессом Коминтерна, на практике оказалась борьбой компартии за оттеснение политических соперников.

Началась борьба между политическими силами внутри Испании, которая привела к установлению в стране военно-авторитарной диктатуры.

5. В чем особенности испанского фашизма? Проследите, в чем сходство и различие испанского фашизма и тоталитарных режимов в Германии и Италии.

Режим был навязан стране военной силой при помощи извне со стороны фашистских государств - Германии и Италии. Поэтому, выиграв гражданскую войну, Франко мог сохранить режим прежде всего террором, неприкрытым насилием над обществом. О национальном примирении не было и речи. В свою очередь в Германии и Италии фашизм получил широкую поддержку среди населения.

Франко в своей политике опирался на католическую церковь. Также и в Италии Муссолини, заключив договор с Ватиканом, получил его поддержку.

Государственная структура была подобна итальянской корпоративной системе.

Общее: жесткая цензура, преследование врагов, наличие карательного аппарата.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена важной в творчестве поэта теме свободы . Заглавие поэмы в переводе с грузинского имеет два значения: «неслужащий монах» и «чужеземец». Лермонтов много странствовал по Кавказу, и восхищение умопомрачительной природой, гордыми нравами горцев легло в базу поэмы. Начальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме был французский афоризм: «On n’a qu’une seul patrie» («Родина бывает только одна»), отражающий рвение головного героя возвратиться домой из плена. Лермонтов поменял французский эпиграф отрывком из Библии: «Вкушая, вкусих не достаточно меда, и се аз умираю», что значит «Я отведал... чуть-чуть меду; и вот, я должен умереть» (1 книжка Царств, 14:43). 2-ой эпиграф отражал смысл поэмы более обширно: не только лишь как рвение героя возвратиться домой, да и как желание свободы, за какую приходится платить жизнью.

Сюжет произведения несложен: пленника малеханького горца оставили в монастыре, где он вырос, собирался стать монахом, как вдруг сбежал и был найден на 3-ий день умирающим. Любопытно, что зерном сюжета послужил разговор Лермонтова с монахом, тоже попавшим ребенком в монастырь не по собственной воле, однако с возрастом смирившимся с судьбой. Композиция поэмы помогает нам осознать авторский план. Произведение состоит из 26 глав: 1-ые две представляют собой вступление, а другие - исповедь умирающего Мцыри, в который он ведает о 3-х днях свободы. Несложно додуматься, что конкретно эти свободные дни и были истинной жизнью героя, ради их он готов умереть.

Во вступлении говорится, что монахи были удивлены неожиданным исчезновением Мцыри, который как бы привык к плену и собирался «во цвете лет изречь монашеский обет». Но в исповеди Мцыри сходу заявляет старику-монаху, что он никогда не имел возможность смириться с жизнью в неволе:

Я знал одной только думы власть,
Одну - однако огненную страсть...

Это была мечта о свободе и возвращении в родной аул. Рисуя бегство Мцыри, Лермонтов употребляет прием параллелизма: состояние души героя созвучно с состоянием природы. Мцыри покидает монастырь в бурю. Монахи, испуганные грозой, «ниц лежали на земле», а Мцыри смело ринулся в гущу стихии:

Я удрал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!

Все три дня скитаний героя проходят в его тесноватом слиянии с природой. В уста Мцыри Лермонтов вносит вдохновенный гимн красотам Кавказа. Герой поэмы умопомрачительно чутко принимает мир вокруг нас. Убежав от людей, он начинает чувствовать себя частью природы:

Я сам, как зверек, был чужд людей
И полз и скрывался, как змей.

Мир видится Мцыри одухотворенным: скальные уступы, ведущие в пропасть, - это лестница злого духа; роса в «Божьем саду» - «небесные слезы»; небо так чисто, что «ангела полет прилежный
взгляд смотреть бы мог». Мцыри уходил не от людей, а от собственных невольных тюремщиков - монахов. Герой стремиться попасть на родину, к соотечественникам. Тяжело вообразить, какое волнение ощутил одинокий парень, лицезрев молоденькую грузинку, вышедшую за водой. Обычная песня, которую напевала женщина, навечно запала ему в душу. Мцыри не отважился войти в саклю за женщиной, его толкало вперед желание попасть на родину.

Пробираясь через чащу, герой сбился с пути и ощутил отчаяние. Однако даже в таком состоянии Мцыри не вожделеет человеческой помощи, он чувствует себя «степным зверем» и, встретившись ночкой в лесу с барсом, воспринимает бой.

Битву Мцыри с барсом есть возможность считать кульминацией поэмы. Парень принимает встречу с одичавшим зверьком как собственное испытание на мужественность, он желает доказать, «что быть бы имел возможность в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри одерживает победу над лютым противником, однако реального триумфа нет: судьба не желает указать герою дорогу домой. Когда израненный и измученный Мцыри выходит из леса, он с страхом выяснит знакомый звук монастырского колокола :

И слушал я, в отсутствие слёз, в отсутствие сил,
Казалось, гул тот выходил
Из сердца - как будто кто-либо
Железом ударял мне в грудь.
И смутно сообразил я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.

Тогда, когда он выяснит свою ошибку и монастырь вновь появляется перед ним неодолимой преградой, впервой приходит к герою идея о погибели. Самой броской реальностью этого момента в сознании Мцыри отпечатлелся «дальний колокола звон». Герой выяснит в нем убийцу собственных детских снов о дальной родине. С образом колокольного гула заходит в поэму тема погибели.

В художественной системе Лермонтова звуки имеют особенный, в том числе метафорический и психический смысл. И для Мцыри звук церковного колокола служит самым убедительным и наизловещим свидетельством постигшей его неудачи. Колокольный гул, «благовест», который когда-то выручил гетевского Фауста от самоубийства, возбуждал у неких поэтов тех пор чувство умиления и сладкие мемуары (см., к примеру, стихотворение Козлова «Жнецы» и его же перевод из Т. Мура «Вечерний звон»). Но тут колокольный гул сравнивается с ударами железа, бьющего в грудь, вызывает идея об угнетении, рабстве и лишает героя надежды.

Символика колокольного гула в поэзии Лермонтова очень неоднозначна, однако в большинстве случаев звук монастырского колокола у выступает у поэта как предвестник неудачи, связан с утратой надежды вырваться на свободу. В «Боярине Орше» и неких других поэмах Лермонтова гул колоколов также предсказывает осуждение и смерть героя, этому соответствуют эпитеты: «протяжный, дрожащий вой» («Вадим»), «унылый гул колоколов» («Боярин Орша»). В стихотворении «Метель шумит» это «звук могилы над землей». Перед казнью негоцианта Калашникова «заунывный гудит, вопит колокол, / Разглашает везде известие недобрую». В стихотворении «Песня» («Колокол стонет...») также раскрывается тема тюрьмы-монастыря и неволи. В поэме Мцыри, как представляется, появляется очередное значение - поминальный гул. По мемуарам Пл. Зубова, в Тифлисе существовал особенный обычай колокольного гула: «Как скоро кто-либо из обитателей находится при конце жизни, то на колокольне наиблежайшей церкви начинают протяжный колокольный звон». В строчках поэмы, не вошедших в окончательную ее редакцию, есть такие слова:

Вот опять мерный в тиши
Раздался звук: и в сей раз
Я сообразил смысл его тотчас:
То был предвестник похорон,
Огромного колокола гул.

Под звуки колокола обессиленный Мцыри падает, его томит предсмертный абсурд, когда монахи отыскивают его и приносят в монастырь. Естественно, парень был измучен трехдневными скитаниями, однако главной предпосылкой его погибели является безнадежность: побывав на воле, он не может вернуться в монастырь. Не добравшись до родного аула живым, он желает добиться его в последнюю минутку на уровне мыслей и просит перенести его в сад, откуда виден Кавказ.

Судьба Мцыри трагична, однако повествование о нем нельзя именовать тоскливым и темным. Напротив, вся поэма - это гимн свободе, восхищение красотой мира и могучим человечьим духом. «Мцыри» - романтическое произведение: основным героем его является бунтарь-одиночка, который чувствует в душе конфликт меж эталоном и реальностью, действия происходят на фоне экзотичной природы.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к свободной, свободной жизни Миша Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей тех пор, к числу которых относился и сам создатель поэмы. Узнаваемый российский критик В.Г. Белинский так писал об этом: «...Что за могучий дух, что за великанская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его своей личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его своим духом, поражает его своей мощью...»

Источники и дополнительные материалы:

  • sochland.ru - идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;
  • festival.1september.ru - художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: подготовка к домашнему сочинению;
  • feb-web.ru - примечания к поэме «Мцыри» (Собр. соч. Т. 2. !980);
  • alleng.ru - ответы на экзаменационные вопросы по литературе;
  • philology.ruslibrary.ru - Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова;
  • lermontov.niv.ru - Ходанен Л.А. Поэмы М.Ю. Лермонтова (Поэтика и фольклорно-классические традиции: Учеб. пособие). Глава 2;
  • dic.academic.ru - «Музыка и Лермонтов» (статья в Лермонтовской энциклопедии).
  • Более того, он, как писатель-представитель романтизма, развивал ее особенно вдохновенно. Тема свободы звучит во многих его поэмах – «Беглец», «Монах», «Демон» – во всех этих произведениях таки или иначе исследуется стремление человека к воле. Тема «Мцыри » тоже не становится исключением.

    Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди молодого монаха. Воспитанный в монастыре, вдали от родины, он не забыл ни своей страны, ни своей семьи. Поэтому незадолго до пострига он совершает побег, надеясь добраться домой. Побег, казалось бы, завершается неудачно: едва живого беглеца приносят в монастырь, где он вскоре и умирает. Однако за внешней неудачей Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.

    «Я знал одной лишь думы власть,

    Одну, но пламенную страсть»

    Так говорит Мцыри о своей мечте.
    Вся его жизнь была подчинена желанию вырваться на свободу, и он ее осуществил. Отдать всего себя за свой идеал – именно к этому стремится герой Лермонтов. Нетрудно догадаться, что такова позиция и самого автора. Он соединяет в поэме две идеи: идею свободы и патриотическую идею. Любовь к Родине и стремление к свободе – для Мцыри эти два понятия неразрывны.

    Время, в которое жил Лермонтов, было для России нелегким временем. Не так давно закончилась кровопролитная война с Наполеоном, но герои той войны уже уходили в прошлое. На смену им приходила эпоха реакции. Неудавшееся восстание декабристов окончательно перечеркнуло мечты современников Лермонтова о лучшей, вольной жизни. Выражать свои мысли прямо в николаевской России было опасно, и оттого поэт прибегает к иносказанию. Суть «Мцыри» – в выражении гражданской позиции автора, но свои размышления он переносит в другую страну, в Грузию, которая в то время тоже управлялась Россией: «Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ».

    Мцыри – идеальный герой, он прекрасен и душой, и телом, он смел и непримирим. Такими бы хотел видеть Лермонтов своих современников, но, как он сам понимает, на них, как и на Мцыри, оставила свою печать тюрьма. Мцыри сравнивается с тюремным цветком, выросшим в неволе и боящимся солнца. Едва «добрая рука» переносит этот цветок в «прекрасный сад» свободы, как он тут же увядает от солнечных лучей. И так в поэме тема свободы раскрывается с еще одной стороны: со стороны подготовленности каждого человека к получению этой свободы. Декабристы призывали к освобождению простого народа, однако потерпели неудачу. Лермонтов понимает: освобождение должно прийти не со внешней, а с внутренней стороны. Каждый человек должен стать свободным прежде всего в своей душе, – такова идея «Мцыри».
    И у главного героя это получается: не добравшись до родных мест, он все-таки не смирился со своей судьбой. Последний взгляд его, умирающего, обращен на Кавказ. Можно сказать, что после смерти он все же обретет желанную свободу.

    Для раскрытия основной темы свободы поэт обращался и к частным темам, которые помогают посмотреть на нее с разных сторон. Темы поэмы «Мцыри» Лермонтова переплетаются между собой, образуя сложное художественное единство. Это – темы человека и природы, человека и общества, тема одиночества и, разумеется, любви.

    Тема взаимоотношений человека с природой становится одной из основных в поэме. Через пейзажи Кавказа Лермонтов изображает внутренний мир героя. Все, увиденное и описанное Мцыри, характеризует его как сильного и свободного человека, не приспособленного к монастырской жизни. Так, характерны эпизоды с бушующим потоком, к которому спускается герой, преодолевая опасность упасть, с грозой, с ночью в лесу и безжалостным полуденным зноем. Первозданная, дикая природа Кавказа становится для Мцыри своеобразным испытанием – и он с честью его проходит. Кульминацией этого испытания становится победа над барсом. Этот бой описан Лермонтовым очень поэтично, с использованием разнообразных художественных средств. Поэтому картина борьбы Мцыри с хищным зверем выглядит прямо-таки устрашающе. Но ничто не может испугать самого юношу, поскольку это его родной край и естественная среда обитания.

    Однако в то же время сердце Мцыри открыто и для красоты, он отмечает мельчайшие изменения в природе, восхищается привольностью открытых полей. Его восприятие природы глубоко поэтично. Растущие вместе деревья он сравнивает с танцующими людьми, в шуме ручья и листьев ему слышатся голоса, разговаривающие о тайнах бытия. Так Лермонтов опровергает точку зрения монахов, считавших Мцыри просто дикарем. Да, для Мцыри смысл жизни заключается в бунте и свободе. Но это совсем не мешает ему видеть окружающий мир во всей полноте, вот о чем говорит поэт.

    Тема любви, ключевая для многих произведений Лермонтова, здесь дается лишь полунамеком, в эпизоде встречи с грузинкой у ручья. Девушку, бывшую, скорее всего, христианкой, поэт одевает в чадру – родную одежду для сестер Мцыри. Тем самым девушка становится лишь еще одним символом родины для Мцыри, и ничем большим. Такой отказ от развития любовной темы связан, очевидно, с желанием Лермонтова полностью сосредоточиться на основной теме поэмы, свободе. Любовная же коллизия могла запутать сюжет и сделать его в результате менее выразительным.

    Тема человека и общества неразрывно связана в поэме с темой одиночества. Для изображения этой темы Лермонтов выбирает монастырь, сузив все общество до одного монаха. Об остальных обитателях монастыря читатель не знает ничего, однако можно догадаться, что и они относились к Мцыри недружелюбно. Мы видим противостояние двух сил: монаха, воспитывающего Мцыри в духе покорности и смирения, и Мцыри, отвергающего такую жизнь.

    «…прекрасный свет

    Тебе постыл; ты слаб, ты сед,

    И от желаний ты отвык»

    Такими словами описывается в поэме монах. Монастырь стал его домом и его же тюрьмой, но Мцыри с этим смириться не может, он вырывается «от келий душных и молитв» на волю. Такая точка зрения неприемлема для монаха, и между ними зарождается конфликт. Монах выслушал исповедь Мцыри, но понять и принять он ее не может: слишком уже велика между ними пропасть.

    «…понять не мог

    Он этих жалоб и тревог,

    И речью хладною не раз

    Он прерывал его рассказ»

    Мцыри умирает непонятым, но его это не пугает, ведь такова, по сути, судьба всех романтических героев. И здесь тема противостояния обществу переходит в тему одиночества. Нестандартные идеи и устремления редко воспринимаются окружающим миром, оттого сильная личность зачастую оказывается в полном одиночестве. Лермонтов отлично знал, о чем он пишет, поскольку и самого его ждала такая же участь.

    «И скучно и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…»

    Так он напишет через год после завершения «Мцыри».

    В образе монаха Лермонтов изображает все реакционное общество своего времени, столь же негативно реагирующее на любые свободные высказывания. И намек был понят, ведь после издания «Мцыри» в 1840-м году на поэта обрушился шквал критики. «Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», – вот как высказывается по поводу «Мцыри» один из критиков. Обещание «выбить могучий дух» при этом относилось, разумеется, не к Мцыри, а к самому Лермонтову… Но свободолюбивый герой поэта понравился читателям, пробудив в них новые, смелые мечты и желания. Поэма получила огромную известность, имя же критика сегодня никто не вспомнит. Так основная идея поэмы «Мцыри» Лермонтова еще раз подтвердилась самой жизнью: никто не может отнять у человека свободы, если он действительно к ней стремится.

    С момента написания «Мцыри» прошло уже немало лет, но образ его все так же любим многими. Свобода по-прежнему привлекает людей, и это главный показатель того, что произведение «Мцыри» не может ни устареть, ни забыться.


    В данной статье описываются основная тема и смысл поэмы, эта информация будет полезна ученикам 8 класса при подготовке сочинений на тему «Основная тема поэмы «Мцыри»».

    Тема поэмы «Мцыри» Лермонтова – основные идеи для сочинения по теме |