Саша черный о нем. Александр Михайлович Гликберг (Саша Черный)

В богатейшей галерее русских писателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним из самых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумя столетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русской литературы ХVIII века, Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХ столетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино два конца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина, Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всего литературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногими исключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период его творчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни и Крылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел из демократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло среди тревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошее образование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрасте восьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчиком открывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примириться с этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами. Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его к литературе.

Благодаря смелости и настойчивости Крылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 году тринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где и устраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовым жалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже были обращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в то время драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическую оперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора, естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем сам Крылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисовать в ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительные картины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалось заинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ее за шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, но литературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первой удачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишет одну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться к тогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этих ранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает бросить службу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова в первый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показывает исключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, не получивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явлениях современной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве, особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновали умы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова и в том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературных родах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самые разнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружеские послания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки, театральные рецензии и т, д. Но всему, что ни пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведения по форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношение к феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей века Просвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательным гуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничеством человеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческого достоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачи литературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчестве явить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле: без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, по существу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собой наши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного из самых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы – сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементы будущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее, «гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самых истоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира, создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает все творчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резко проступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромное сатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов» (1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетом в развитии сатирического направления русской литературы ХVIII века. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Но время для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являются наименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешние перемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренный Крылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки, усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большого мастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» – Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российский самодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение, начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурный гнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность. Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературное рождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевел две-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву, пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришел в совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция

Творчество И.А. Крылов а

Творчество Ивана Андреевича Крылова занимает особое место в развитии русской литературы и шире - культуры конца XVIII - начала XIX в. Оказавшись на стыке двух столетий, как бы соединяющий их собою, писатель связывает и две литературные эпохи.

Литературная позиция Крылова в 1800--1810-е гг. - период споров "о старом и новом слоге" между шишковистами и карамзинистами - остается своеобразной загадкой. Кажется, сам писатель сознательно оставляет возможность различно толковать свои художественные антипатии и пристрастия. Еще в опубликованной на страницах журнала "Зритель" (1792) "восточной повести" "Каиб" он с одинаковой силой высмеивает стилевые штампы и торжественной оды классицизма, и сентиментальной идиллии - эта тенденция в творчестве Крылова-баснописца сохраняется. Потому так сложен процесс выбора поэтом литературных единомышленников. С 1811 г. он становится членом "Беседы любителей русского слова", однако, по свидетельству современников, "тайно подсмеивался над нею". Сам баснописец высоко оценил творчество Жуковского, поддерживал появление в печати поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", - однако, присутствуя на одном из чтений "Бориса Годунова", высказался о трагедии неодобрительно, как казалось современникам, из-за "классических" симпатий. Поэт словно не был до конца "чужим" или "своим" той или другой полемизирующей группировке - очевидно, из-за несоответствия языковой и стилевой манеры его басен ни воззрениям на литературный язык Шишкова и его последователей, ни пристрастиям карамзинистов. В своем мнении о Шишкове ("Он хорошо знает, как писать не должно, но не знает, как должно писать") Крылов, по существу, определил направление собственных художественных поисков, равно далеких от архаики "старого" и "литературности" "нового" слога. В его баснях разговорный, народный язык, интонационная гибкость устной речи имеют реалистическую природу, основаны на стремлении сделать художественное слово как можно более близким его предмету. творчество крылов литература

В развитии Крылова-писателя выделяют два хронологически точно разделенных этапа: 1780--1790-е гг., когда он выступает как драматург и журналист, и собственно XIX в. начиная с 1805 г. - времени создания первых басен, переведенных из Лафонтена, - "Дуб и Трость", "Разборчивая невеста", "Старик и трое молодых". Они были высоко оценены И.И. Дмитриевым, который сам обращался к этим сюжетам. Слова Дмитриева "это истинный ваш род, вы нашли его", как и рекомендация басен для печати (в журнале "Московский зритель" за январь и февраль 1806 г.), ознаменовали начало нового периода в творчестве Крылова.

За три десятилетия (до 1834 г., года последних басен "Кукушка и Петух" и "Два извозчика") поэтом были написаны 204 басни, из них 67 - переводные или заимствованные, в основном из Эзопа и Лафонтена; в большинстве же произведений разрабатывались оригинальные сюжеты. Своеобразие басен Крылова сказалось, прежде всего, в том, сколь непосредственно откликались они на проблемы русской жизни. Аллегорические ситуации помогали поэту представить свое видение многих общественных, нравственных, литературных явлений - и потому произведения Крылова-баснописца тяготеют к своеобразной тематической циклизации. Среди них выделяются социально-политические басни (и особо - басни о событиях 1812 г.), нравственно-философские, нравоучительные.

Социально-политические басни.

Социально-политические басни занимают видное место в творчестве Крылова. Баснописец высказывает свою точку зрения на очень важные проблемы времени, и первая среди них - раскалывающее общество противостояние "сильных" и "бессильных" ("Волк и Ягненок", "Мор зверей", "Лев на ловле", "Мирская сходка", "Овцы и собаки", "Пестрые овцы", "Рыбья пляска"). Сам выбор персонажей в них не случаен, фигуры олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение которых аллегорически рисует картину общественного устройства.

В наиболее ранней басне цикла - "Волк и Ягненок" (1808) - целенаправленно вынесена в начало "мораль": истинность того положения, что "у сильного всегда бессильный виноват", к несчастью, несомненна и подтверждается - "историей", "молвой" и самой "басней". Надетая Волком маска вершителя закона лишь глубже оттеняет беззаконие и произвол сильного. Оправдываться бесполезно, на всякое самое убедительное оправдание сильный отвечает по-своему:

"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"

И не менее однозначно подводящее печальный итог последнее: "Сказал, и в темный лес Ягненка поволок".

Найденный конфликт, обретающий в баснях Крылова большую заостренность, чем у его предшественников, будет развиваться и в других баснях. Пусть ничтожны грехи Вола рядом с преступлениями крупных хищников - Льва, Медведя, Волка, Тигра ("Мор зверей"), однако именно он будет принесен в жертву. Бессильный не смеет выбирать себе судьбу - об этом басни "Мирская сходка", "Овцы и собаки".

Наиболее остры прямо метившие в верховную власть басни "Рыбья пляска" и "Пестрые овцы", в которой решение Льва истребить пестрых овец "законным" путем, принятое по совету Лисы: "...прикажи овец волкам пасти. // Не знаю, как-то мне сдается, // Что род их сам переведется" - напоминало современникам Крылова о разгроме профессуры Петербургского университета в 1822 г., осуществленном Министерством просвещения и Комитетом министров по желанию Александра I.

Несовершенство судебной системы и в целом государственного управления ярко показано Крыловым в баснях "Лисица и Сурок", "Крестьяне и Река", "Волк и Мышонок", "Щука", "Крестьянин и Лисица", "Крестьянин и Овца".

Причиной общественных бед, по Крылову, может оказаться неумение правителей прямо взглянуть на нужды народа: в басне "Воспитание Льва" (1811).

Многие басни Крылова рисуют нравственное несовершенство стоящих у власти вельмож: "Оракул", "Осел", "Гуси", "Две собаки", "Сокол и Червяк", "Вельможа" и др. Мотив этот также перекликается с традициями жанра сатиры XVIII в. - и крыловский Осел, который по воле Зевеса стал... скотиной превеликой.

Особое место в творчестве поэта занимают басни о войне 1812 года. В них отражены практически все наиболее значимые эпизоды борьбы с наполеоновским нашествием; потому так важен реальный комментарий к произведениям.

"Ворона и Курица" (1812) посвящена событиям сентября 1812 г. и может прочитываться и как сатира на Наполеона - обманувшийся французский император "попался, как ворона в суп", и как выпад против части дворянства, ослепленной галломанией и потому не осознавшей вовремя масштабов опасности. О том, сколь глубока была в то время духовная драма воспитанных на французской культуре, однако не утративших патриотизма людей, можно судить по письмам К.Н. Батюшкова: "При имени Москвы, при одном упоминании нашей доброй, гостеприимной, белокаменной Москвы сердце мое трепещет <...> Варвары! Вандалы! И этот народ извергов осмеливался говорить о свободе, о философии, о человеколюбии; и мы до того были ослеплены, что подражали им, как обезьяны! Хорошо и они нам заплатили!". Трагическое разочарование должно стать уроком русскому человеку - именно поэтому события 1812 г. вызвали к жизни ряд басен Крылова, направленных против галломании, против ослепления ложным блеском просвещения. Стремление бездумно перенимать чужое ведет не просто к утрате собственной ценности, национального достоинства ("Червонец", "Бочка") - оно может стоить свободы и жизни (не случайно едва ли не перекликается с письмом Батюшкова басня "Обезьяны").

Басня "Волк на псарне" (1812) отразила тяжелое положение французской армии и попытку Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым. Мудрость действий Кутузова в сравнении с молодыми нетерпеливыми, а иногда и неспособными полководцами Крылов показал в баснях "Обоз", "Щука и Кот"; раздоры армейского начальства отразились в басне "Раздел". Откликом на вступление русских войск в Париж стала басня "Чиж и Еж" (1814); однако своеобразно подводила итог циклу написанная в том же году басня "Пожар и Алмаз".

Нравственно-философские, нравоучительные басни.

Они достаточно сложно отграничиваются от других: ведь практически каждая басня, написанная в связи с политическими или литературными событиями, несет в себе и моральный урок. Когда забывается конкретный повод к созданию басни, она может прочитываться как чистое нравоучение: политическая сатира на безуспешность мирных проектов состоявшегося в 1815 г. Венского конгресса в бас не "Собачья дружба" становится поучением любым ложным "друзьям"; выпад против Александра I, неоправданно ускорявшего работы по составлению каталога Публичной библиотеки, в басне "Трудолюбивый Медведь" превращается в остроумный укол невежественной торопливости вообще. Нравоучение - основа басенного жанра - всегда сохраняло свое значение для Крылова.

Крылов высмеивает многие общечеловеческие пороки: жадность

("Скупой и Курица", "Скупой"), хвастовство ("Муха и дорожные"), зависть, неумение довольствоваться тем, что дано судьбой ("Разборчивая невеста", "Лягушка и Вол", "Ворона"), невежество ("Мартышка и очки", "Свинья под дубом"), неразборчивость в друзьях ("Крестьянин и Змея"), легкомыслие ("Ягненок", "Плотичка") и т. п. Нередко уроки баснописца звучат достаточно жестко: он словно обращается не только к самим носителям порока (они неисправимы!), но и к простакам, доверяющим серьезное дело глупцу ("Осел", "Пустынник и Медведь"), падким на лесть ("Ворона и Лисица"); не потому ли так изящно хитра Лиса, что само строение стиха передает ее воззрение на мир - мир, в котором сильна лесть, а не тупая самоуверенность Вороны.

Большое место среди нравственно-философских басен Крылова занимают произведения, в центре которых - осмысление дружбы, одной из высших ценностей для человека. Поэт размышляет о дружбе, товариществе, верности и предательстве на всем протяжении творческого пути, начиная с 1806 г., когда написаны "Два голубя". Здесь Крылов вслед за Лафонтеном и Дмитриевым представил в обличии басни "вечный сюжет" - "странствователя и домоседа" (ср. сходный мотив у Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и др.). Идиллическая тональность соответствует духовно-философскому смыслу басни: только дружба как олицетворение не просто родной земли - духовной Родины, Дома в высшем значении спасает в несчастьях. Много страдавший, но решившийся вернуться "странник", по Крылову, "счастлив еще: его там дружба ожидает! // К отраде он своей, // Услуги, лекаря и помощь видит в ней, // С ней скоро все беды и горе забывает" - и прославлением единственно нерушимых ценностей звучит здесь авторский вывод:

Что б ни сулило вам воображенье ваше;

Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,

Где ваша милая и где живет ваш друг.

Ложная дружба, примеры того, как из-за корысти разрушаются самые естественные человеческие чувства, исследуются Крыловым в баснях "Собачья дружба", "Крестьянин в беде", "Собака, Человек, Кошка и Сокол", "Лев, Серна и Лиса", "Два мальчика". Среди нравственных уроков поэта - утверждение необходимости хранить душевную чистоту ("Гребень"), безусловное осуждение предательства ("Червяк").

Целый ряд нравственно-философских басен Крылова посвящен утверждению такой добродетели человека, как умеренность, умение довольствоваться малым, не поддаваться искушениям гордыни или беспочвенным мечтаниям. Этот мотив также связан с традициями русской поэзии XVIII в., "горацианскими" нотами в ней, прежде всего с творчеством Г.Р. Державина. Уже в первой басне Крылова "Дуб и Трость" (1805) самоуверенный, стоящий "наравне с Кавказом" Дуб противопоставлен Тростинке, которая видит ход вещей в более верном свете.

Побеждает умение довольствоваться малым: это следствие своеобразной "философии здравого смысла" открывает в творчестве Крылова важную нравственную истину - во всех испытаниях необходимо сохранить верность себе, остаться самим собою. Таковы басни "Откупщик и Сапожник", "Фортуна и Нищий", "Бедный богач", осуждающие безрассудное стремление к богатству в обмен на свободу и способность радоваться жизни; басни "Скворец", "Котел и Горшок" - о том, как пагубно, теряя свое лицо, подражать тем, кто выше и сильнее. Настоящий мудрец, оставаясь самим собой, чуждается дерзости и ропота на провидение ("Колос") - ведь песчинке не дано знать Божия промысла.

Своеобразие жанра басни в творчестве Крылова.

Основной новаторской особенностью басен Крылова стало изменившееся соотношение между их сюжетной частью и моралью. В большинстве произведений автор сохраняет традиционное двухчастное строение ("рассказ", в большинстве случаев с включенным в него диалогом действующих лиц - "мораль", идущие друг за другом в той или иной последовательности). Новаторство формально выраженной (казалось бы, традиционной) морали в баснях Крылова связано с тем, что она часто превращается у поэта из поучающей сентенции в живой диалог автора со своими персонажами и непременно - с читателями. Она обретает собственную художественную ценность, как яркое, стилистически маркированное повествование, в котором развивается собственная линия - сочетание различных эмоциональных и стилистических "тонов".

Но более всего меняется в баснях Крылова их сюжетная часть. Опираясь на художественный опыт Лафонтена и следовавших за ним русских баснописцев XVIII в. - А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Хемницера и др., поэт отдает предпочтение "картине", и в результате аллегорический смысл более развернутого художественного образа становится незаданным, получает возможность более глубокого толкования. Именно развитие сюжетной части произведения помогло крыловским басням выйти из сферы дидактической литературы, преодолеть рационализм поэтики классицизма и вобрать в себя реалистические художественные принципы.

Отличает сюжетную часть в баснях Крылова прежде всего ее формальное разнообразие; не случайно Белинский говорил, что "это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира - словом, все, что хотите, только не просто басня".

Сюжетное повествование в баснях Крылова характеризуется и избыточностью деталей. Оно насыщено подробностями, которые на первый взгляд не добавляют ничего к аллегорическому смыслу текста, - однако создают особый колорит, благодаря которому басня оказывается прямо обращена к проблемам русской жизни, наполнена конкретными национально-историческими приметами.

Персонажи, действующие в баснях Крылова, традиционны и типизированы; обобщенное видение характера в них основывается на фольклорных источниках, а также связано со стремлением баснописца сделать своих героев носителями определенного действия. Так, в баснях "Собака, Человек, Кошка и Сокол" или "Лебедь, Щука и Рак" выбор героев не случаен и противоречия в действиях определяются самой их сущностью:

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

а Щука тянет в воду.

Взаимодействие в образе-персонаже его обобщенной сюжетной роли и индивидуальной характеристики также стали отличительной чертой басен Крылова как реалистических произведений.

Стремление к непосредственному видению жизни сказалось у поэта и в том, насколько полно разрабатывает он в баснях систему изобразительно-выразительных средств. Метафоры, эпитеты, сравнения, антитезы оформляют неожиданные повороты сюжета, становятся выражением авторской иронии, создают неповторимый национально-русский "фон" крыловских басен, характеризуют персонажей.

Язык Крылова афористичен, многие строки из его басен стали крылатыми выражениями, вошли в народную речь: "А ларчик просто открывался", "Спой, светик, не стыдись", "Рыльце у тебя в пуху", "Услужливый дурак опаснее врага", "Да только воз и ныне там", "Слона-то я и не приметил", "А Васька слушает да ест" и мн. др. Оригинальные, запоминающиеся словесные обороты и были той "материей" текста, на которой основывалась главная отличительная особенность крыловских басен - ощущение живой, заинтересованной, искренней и веселой народной речи, такое важное при чтении.

Меткий, народный язык басен, богатство и яркость образной системы, живописность и и выразительность картин, мастерство сюжетосложения, изящное остроумие авторского слова - те краски художественной палитры Крылова, которые с максимальной полнотой и жизненностью воплотили мудрые уроки поэта. Для современного читателя значение Крылова - это и роль его в истории русской литературы рубежа XVIII--XIX столетий, и создание реалистической басни, и вклад в оформление нового литературного языка, воплотившего столь мудрые нравственные уроки.

Литература

1. Крылов И.А. (Любое издание)

2. Белинский В.Г. Басни И.А. Крылова. (Любое издание)

3. Степанов Н.Л. Мастерство Крылова - баснописца. - М.,1986.

4. Степанов Н.Л. Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. - Л.,1975.

5. Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. М.,1988.

6. Коровин В. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. - М.,1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    "Риторика" М.В. Ломоносова как основной источник пародий И.А. Крылова. Основные художественные средства создания пародийного (комического) эффекта в "речах". Поэтика "похвальных речей" Крылова в восточной повести "Каиб" и шутотрагедии "Трумф или Подщипа".

    дипломная работа , добавлен 08.10.2017

    Всенародная слава И.А. Крылова – баснописца. Языковые особенности слов разных частей речи в баснях И.А. Крылова. Роль антропонимов в басенном творчестве И.А. Крылова. Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения, способы передачи чужой речи.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2012

    Краткая биография И.А. Крылова. Детские и юношеские годы будущего писателя. Басня как жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме. Деятельность Крылова-баснописца. Отражение в баснях философских, социальных и нравственных взглядов.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    История басни как жанра сатирической публицистики. Произведения Эзопа и Лафонтена. Моральная аллегория в мировой басенной традиции. Усиление сатирического элемента в произведениях И.А. Крылова. Деятельность поэта Крылова в критике и журналистике.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2011

    Изучение биографии и творческого пути поэта Крылова. Описание периода его работы журналистом, издателем журнала, театральным драматургом. Анализ художественного мира басен, яркой картины отображения действительности и афористической остроты концовки.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Влияние Эзопа и Лафонтена на творчество Крылова. Оригинальность сюжетов и связь басен с общественными явлениями. Близость языка к народной речи, умение создать яркий образ при скупости средств. Толкование некоторых фраз, ставших пословицами и поговорками.

    реферат , добавлен 17.01.2010

    Басня как жанр эпоса литературы. Какой моральный вывод можно сделать из басен Крылова "Волк и ягненок", "Квартет", "Волк на псарне", "Свинья под дубом", "Слон и Моська", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Щука и Рак", "Мартышка и очки" и "Демьянова уха".

    презентация , добавлен 25.02.2017

    Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Идиостиль как система приемов, которые ориентированы на различные способы передачи художественных смыслов при помощи языковых средств. Использование лексики семейного родства - характерная особенность индивидуального авторского стиля И.А. Крылова.

Прожив чуть более полувека, этот писатель, поэт, журналист успел оставить яркий след в русской литературе. Детям Саша Черный знаком как «родитель» самого популярного в мире фокстерьера по кличке Микки, автор множества стихов и рассказов. А взрослые ценят его не только за произведения, возвращающие в детство, но и за едкую сатиру, которой проникнуты большинство творений писателя.

Детство и юность

В конце XIX века в Одессе на улице Ришельевской жила обычная еврейская семья: провизор Мендель Гликберг, его жена Марьям, болезненная и страдающая истерией, и пятеро детей. Мальчик, рожденный в этой семье 1 (13) октября 1880 года, получил имя Александр. Детство Саши было безрадостным. Отец, агент фармацевтической компании, постоянно был в разъездах. Мать ввиду состояния здоровья детьми практически не занималась, зато жаловалась на них мужу. А тот был скор на наказания, так что его приездов домой дети не любили и боялись.

В 1887 году в России приняли норму, по которой евреи не могли составлять более 10 процентов учеников гимназии. Провизор Гликберг нашел выход – крестил семью. Так в возрасте девяти лет Александр поступил в гимназию. Учебе, которая давалась мальчику достаточно легко, мешала тяжелая атмосфера в семье, и в 15 лет Саша сбежал из дома.

Родная тетя, сестра отца, перевезла племянника в Санкт-Петербург, в гимназию, на полный пансион. В петербургской гимназии Александру пришлось сложнее – он не смог справиться с программой по алгебре и вылетел из учебного заведения.


Саша Черный в юности

Родители не горели желанием оказывать финансовую поддержку блудному сыну. Парню пришлось попрошайничать, но нищее существование продлилось недолго. Судьба в лице начинающего журналиста Александра Яблоновского улыбнулась будущему поэту. Тот опубликовал статью о бедном юноше в газете «Сын отечества», и трагическую повесть прочел Константин Роше, житомирский чиновник, поэт, благотворитель.

Роше забрал Александра Гликберга в Житомир, определил в гимназию, в которой, впрочем, парень тоже не доучился из-за ссоры с директором. Мало того, после отчисления будущий поэт получил «волчий билет» – навсегда лишился права поступления.


Саша Черный в армии

На тот момент Александру уже исполнилось 20 лет. Парень заменил гимназию армией, где два года служил вольноопределяющимся. Еще год он работал на таможне в Новоселицах, на границе с Австро-Венгрией. В 1904 году газета «Волынский вестник» напечатала «Дневник резонера» – первое произведение писателя. А вскоре Александр Гликберг вошел в штат редакции газеты как фельетонист. Увы, через пару месяцев газета прекратила свое существование, и будущий Саша Черный переехал в Петербург

Литература

Русская литература богата на «говорящие» псевдонимы вроде , Демьяна Бедного, Эмиля Кроткого. Псевдоним Саша Черный имеет другое происхождение. У Александра Гликберга были разные псевдонимы – Сам по себе, Гейне из Житомира и т.д. А имя, под которым читатели теперь знают поэта и писателя, родом из детства: так маленького брюнета Сашу называла родня, чтобы отличать от другого Саши Гликберга – блондина.


Первое стихотворение, подписанное Сашей Черным, вышло в 1905 году и «взорвало» читающую публику. Под названием «Чепуха» скрывалась хлесткая сатира на самую верхушку тогдашней власти: депутатов Госдумы, министров и даже царя. Журнал «Зритель» после такого тут же закрыли. А Саша Черный взлетел на волне популярности, его стихи печатались в сатирических журналах «Молот», «Альманах», «Маски».

В 1906 году вышел первый сборник стихов Саши Черного, но из-за произведений политической направленности тираж арестовали. Автор избежал ареста, уехав в Германию, где вольнослушателем посещал лекции в Гейдельбергском университете.


В Санкт-Петербург Саша Черный вернулся в 1908 году. Три года систематически печатал произведения молодого автора в журнале «Сатирикон», под эгидой которого творили лучшие юмористы того времени. За эти годы талант яркого поэта Серебряного века расцвел, книги Саши Черного активно издавались, стихи печатались в «Современнике», «Солнце России», «Одесских новостях» и прочих, от критиков слышалась только похвала. Но, добившись успеха, Саша остался все тем же замкнутым еврейским мальчиком.

В 1912 году, уехав на Капри, Саша Черный подружился с Максимом Горьким, попробовал писать прозу. Началась Первая мировая война, и Александра направили санитаром в госпиталь Санкт-Петербурга, но затем перекинули в полевой лазарет. Во время войны Саша-поэт творить не мог, ему даже пришлось лечить тяжелую депрессию. Зато активно работал Саша-прозаик, писавший и издававший книги для детей.


Саша Черный с легкостью открывает перед детьми целый мир. В этом особенность его творчества – трогательная любовь к малышам и в то же время умение встать на одну ступень с ребенком и вести с тем на удивление взрослую беседу. Дети для него – и читатели, и герои произведений, например, рассказов «Кавказский пленник» или «Домик в саду».

Еще одна особенность – сочетание во взрослых стихах беспощадной сатиры, потрясающей искренности, душевной боли и вечных ноток пессимизма. И при том у стихов самая разная направленность. Например, «Галчата» легки и воздушны, «Апельсин» дышит лиризмом, пусть и с налетом иронии. А «Гиена» кажется миниатюрой для детей, но вывод, который делает автор, явно взывает ко взрослому разуму.


В 1918 году Саша Черный, не принявший большевистскую власть, предпочел жизнь в эмиграции. В биографии эмигранта – Литва, Германия, Италия, Франция. Писатель печатался в газетах и журналах, вел литературные вечера, выступал со стихами. Тогда появились «Несерьезные рассказы», «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка». Уже после смерти автора предстали перед читателем «Белка-мореплавательница» и «Солдатские сказки».

Перу Саши Черного принадлежат более 40 книг и сборников, около 100 цитат, ставших афоризмами, множество стихов, а также переводы Кнута Гамсуна, Рихарда Демеля и других. На стихи Саши Черного композитор создал ряд музыкальных произведений.

Личная жизнь

Саша Черный женился однажды и навсегда. Избранницей стала Мария Васильева – его начальница в те времена, когда поэт работал в Службе сборов Варшавской железной дороги. Женщина была старше на несколько лет, но ни это, ни разница в образовании и положении не помешали Саше и Марине завести дружбу, переросшую затем в брак.


В 1905 году Александр, женившись, обрел надежный тыл. Мария Ивановна окружила мужа заботой, избавила от бытовых проблем. В мире и согласии они прожили всю жизнь, детей у пары не было.

В конце 1920-х годов Саша Черный построил домик на юге Франции, в русской колонии Ла-Фавьер. Там, в Провансе, он и жил до смерти.

Смерть

Скончался поэт и писатель 5 августа 1932 года. Александр помогал тушить пожар у соседей, переволновался, устал. Вернувшись домой, он лег на кровать и больше не встал – его жизнь прервал сердечный приступ.


Похоронили Сашу Черного на кладбище Ле-Лаванду, но где именно, сейчас никто не скажет – в 1961 году умерла Мария Ивановна, и за могилу стало некому платить. Даже фото места последнего упокоения Александра Гликберга не сохранилось. В 1978-м на кладбище установили доску в память о поэте.

В начале 1960-х стараниями произведения Саши Черного вошли в Большую и Малую серии Библиотеки поэта.

Библиография

  • 1906 – «Разные мотивы»
  • 1910 – «Сатиры»
  • 1914 – «Живая азбука»
  • 1914 – «Ной»
  • 1915 – «Тук-тук»
  • 1918 – цикл «Война»
  • 1921 – «Детский остров»
  • 1922 – «Возвращение Робинзона»
  • 1923 – «Жажда»
  • 1924 – «Сон профессора Патрашкина»
  • 1927 – «Дневника фокса Микки»
  • 1928 – «Кошачья санатория»
  • 1928 – «Несерьезные рассказы»
  • 1929 – «Серебряная елка: Сказки для детей»
  • 1929 – «Чудесное лето»
  • 1930 – «Румяная книжка»
  • 1933 – «Белка-мореплавательница» (посмертно)
  • 1933 – «Солдатские сказки» (посмертно)

Цитаты

«Как молью, изъеден я сплином...

Посыпьте меня нафталином».

«Вы любите чердаки? Я - очень. Люди складывают на чердаках самые интересные вещи, а по комнатам расставляют скучные столы и дурацкие комоды».

«Надо записать все свои огорчения, а то потом забуду».

«Все в штанах, скроённых одинаково,

При усах, в пальто, но в котелках.

Я похож на улице на всякого

И совсем теряюсь на углах».

«Жить на вершине голой,

Писать простые сонеты...

И брать от людей из дола

Хлеб, вино и котлеты».

«Весенний ветер за дверьми…

В кого б влюбиться, черт возьми!»

Семье провизора, агента торговой фирмы. Чтобы дать ребёнку возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома, стал нищим-попрошайкой. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.

Могила поэта была утеряна после боевых действий, которые затронули департамент Вар в ходе второй мировой войны.

Хроника жизни Саши Черного

  • Составитель: А. С. Иванов.
  • Источник: "Саша Черный. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5". Москва, издательство "Эллис Лак", 1996.

Принял крещение. Поступил в гимназию.

Бежал из дома в Петербург, где продолжил учебу во 2-й прогимназии.

Исключен из гимназии за неуспеваемость. Родители отказываются от сына.

8/20 сентября. В петербургской газете «Сын Отечества» напечатана статья начинающего журналиста А. А. Яблоновского о бедственном положении, в котором оказался мальчик, брошенный семьей. Взят на воспитание К. К. Роше - председателем Губернского присутствия по крестьянским делам в Житомире. 2/14 октября принят в 5-й класс 2-й житомирской гимназии.

Во время летних каникул принимает участие в благотворительной экспедиции по оказанию помощи голодающим Белебеевского уезда Уфимской губернии.

Из-за конфликта с директором гимназии исключен из 6-го класса - «без права поступления».

1/14 сентября. Принят на срочную военную службу на правах вольноопределяющихся в 18-й пехотный Вологодский полк (Житомир).

25 октября/7 ноября уволен в запас. Начало трудовой деятельности: на таможне в местечке Новоселицы Бессарабской губернии.

3/16 июня. Дебютирует в качестве фельетониста житомирской газеты "Волынский вестник». После закрытия газеты (19 июля) переезжает в Петербург. Принят письмоводителем на Службу Сборов Варшавской железной дороги.

Вступает в гражданский брак с М. И. Васильевой. Свадебное путешествие в Италию. В сатирическом журнале «Зритель» 27 ноября под стихотворением «Чепуха» впервые появляется подпись «Саша Черный».

Печатается в сатирических журналах и альманахах. Издает сборник стихов «Разные мотивы». В апреле-мае уезжает в Германию, где во время летнего и зимнего семестра посещает в качестве вольнослушателя лекции в Гейдельбергском университете.

Возвращается в Петербург.

Возобновляет сотрудничество в журнале «Зритель». Становится сотрудником журнала «Стрекоза», преобразованного в апреле в «Сатирикон». Лето проводит в курортном местечке Гунгербург (Шмецке) в Эстонии.

Во время летнего отпуска отправляется на лечение в Башкирию (деревня Чебени). Кумысные вирши

В марте увидела свет книга стихов «Сатиры». В апреле уезжает на отдых в деревню Заозерье Псковской губернии. Летом совершает турне по Германии и Италии. Заявляет о себе как прозаик («Люди летом», журнал «Современный мир», № 9).

Новый год встречает в финском пансионе под Выборгом. В апреле прекращает сотрудничество в «Сатириконе». Отправляется в Киев, затем в Крым. Летом отдыхает в деревне Кривцово Орловской губернии, посещает уездный город Волхов. Сотрудничает в газетах «Киевская мысль» и «Одесские новости». В ноябре выходит книга стихов «Сатиры и лирика».

В альманахе «Земля» напечатана проза поэта «Первое знакомство». Работает над переводами Г. Гейне. В августе отдыхает в Италии, на острове Капри, где знакомится и сближается с А. М. Горьким и художником В. Д. Фалилеевым.

В январе посещает деревню Кривцово Орловской губернии. Выходит в свет подготовленный им детский альманах «Голубая книжка» и сборник его собственных стихов для детей «Тук-тук!». Лето проводит на Украине, близ города Ромны.

Выпускает детскую книжку «Живая азбука». В альманахе «Шиповник» напечатана поэма «Ной». Весну и лето проводит на Балтийском побережье (Усть-Нарва). 26 июля/8 августа. В связи с объявлением войны с Германией призван в армию; зачислен в 13-й полевой запасной госпиталь. В составе Варшавского сводного полевого госпиталя №2 отправлен на фронт.

В марте по запросу генерал-лейтенанта К. П. Губера переведен в Санитар ный отдел штаба 5-й Армии. Принимает участие в боевых действиях в районг польских городов Ломжа и Замброво.

Переведен смотрителем госпиталя в Гатчину, а затем помощником смотрителя в 18-й полевой запасной госпиталь в Пскове. Возвращается к литературному творчеству. В конце года появляются его стихи в петроградском журнале «Для детей».

Переведен в Управление военных сообщений в Пскове. После февральской революции избран начальником отдела управления комиссара Северною фронта. В конце весны посещает революционный Петроград.

В конце лета, перед вступлением Красной армии в Псков, вместе с другими беженцами покидает город. Живет на хуторе под Двинском. В последних числах декабря перебирается в Вильно.

Живет в Вильно, летом - на хуторе, где написаны многие страницы будущих книг стихов.

В марте, приняв решение об эмиграции, нелегально перебирается в Ковно - столицу Литвы, где получает визу в Германию. Обосновался в пригороде Берлина - Шарлоттенбурге. В конце года выпускает книгу стихов «Детский остров».

Активно включается в культурно-общественную жизнь «русского Берлина». Возглавляет литературный отдел журнала «Жар-Птица». Занимается составлением и выпуском книг «Детской библиотеки «Слово» (Жуковский, Тургенев и др.).

Переиздает в новой редакции свои книги стихов «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Выступает как редактор и составитель альманахов «Грани» (№1), «Цветень» и антологии для детей «Радуга».

В издании автора выходит третья книга стихов «Жажда». Много работает для детей: сказка в стихах «Сон профессора Патрашкина», переводы немецких сказочников Р. Демеля, Ф. Остини, В. Руланда, Л. Гильдебранта. Часть подготовленных и проанонсированных книг не вышла («Библейские сказки», «Вспомни!», «Возвращение Робинзона»). В мае переезжает в Рим. Живет в доме, снимаемом семьей Леонида Андреева. Здесь начат цикл «Из Римской тетради», написана повесть «Кошачья санатория».

В марте перебирается в Париж. Становится постоянным сотрудником журнала «Иллюстрированная Россия». Лето проводит в усадьбе под Парижем (Гресси). Как поэт, публицист и критик публикуется в «Русской газете» .

Создает в «Иллюстрированной России» отдел сатиры и юмора «Бумеранг». Лето проводит в Бретани, на берегу океана.

Принимает участие в благотворительных акциях в пользу русских инвалидов и детей эмигрантов. В августе-сентябре отдыхает в Ла Фавьере, на Лазурном берегу Средиземного моря в колонии русских эмигрантов. Сближается с Иваном Билибиным.

В издании автора выходит книга для детей «Дневник фокса Микки». Ко дню русской культуры подготовил альманах для детей «Молодая Россия». По приглашению русской колонии дважды посещает Брюссель. Лето проводит в Ла Фавьере. С октября становится постоянным сотрудником газеты «Последние новости».

Выходят книги прозы «Кошачья санатория» и «Несерьезные рассказы». Подготавливает ко дню русской культуры альманах для юношества «Русская земля». Совместно с А. А. Яблоновским совершает турне по городам Франции (Лион, Гренобль, Канны, Ницца) с выступлениями перед соотечественниками. Завязывает контакты с редакцией газеты «Заря» (Харбин).

В Белграде увидела свет книга для детей «Серебряная елка», переиздан «Дневник фокса Микки». Летом отдыхает в русском санатории под Ниццей. Приобретает участок земли в Ла Фавьере. Выходит отдельной книгой повесть «Чудесное лето».

В Белграде издана книга рассказов для детей «Румяная книжка». Лето проводит в Ла Фавьере - в собственном доме, построенном на его участке.

Участвует в издании возрожденного в Париже журнала «Сатирикон». Лето проводит в Ла Фавьере. По возвращении в Париж начинает печатать по главам поэму «Кому в эмиграции жить хорошо».

Занимается подготовкой книги стихов для детей «Ручей» и рассказов «Белка-мореплавательница».

В начале лета уезжает в Ла Фавьер, где 5 августа скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен на местном кладбище.

В 1933 г. посмертно изданы книги «Солдатские сказки» и «Белка-мореплавательница».

Поэт о себе

Когда поэт, описывая даму,
Начнёт: «Я шла по улице. В бока впился корсет»,
Здесь «я» не понимай, конечно, прямо -
Что, мол, под дамою скрывается поэт.
Я истину тебе по-дружески открою:
Поэт - мужчина. Даже с бородою.

Издания поэта

Экранизации произведений

  • Святочные рассказы, новелла «Рождественское»
  • Про девочку, которая нашла своего мишку
  • Солдатская песня

Примечания

Ссылки

  • Саша Черный стихи в Антологии русской поэзии
  • http://www.zhurnal.lib.ru/k/kudrjac_e_w/4urrny.shtml Светлый образ Саши Черного

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Саша Черный" в других словарях:

    Поэт сатирик, р. 1 окт. 1880 в Одессе, с. провиз. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Имя при рождении: Александр Михайлович Гликберг Псевдонимы … Википедия

    Александр Михайлович Гликберг (1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя 5 июля 1932, Ле Лаванду, Прованс, Франция), более известный как Саша Чёрный русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор… … Википедия


По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995.

Центральный еврейский ресурс

Региональный сайт детских библиотек

Одессика. Энциклопедия об Одессе

Дмитрий Быков. Черный и Белый
Саша Черный и Николай Гумилев во время Первой мировой войны: «Эти два воина – поистине белая и черная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко (института рыцарства, по мнению Пастернака из письма 1918 года, Россия не знала). Это долг, так сказать, независимый от родины, совершенно особый: воевать и, если потребуется, умирать за родину надо не потому, что она хороша, и вообще не ради нее, а ради себя и своих принципов».

Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном
Читателей не должно вводить в заблуждение название статьи, в которой ее автор ни словом не обмолвился о личных встречах с поэтом. Так что едва ли это произведение можно отнести к мемуарной литературе. В действительности перед нами рассказ о жизни и творчестве Саши Черного, в котором приводится немало высказываний современников о поэте.

Мирон Бельский. По следам потаенной биографии Саши Черного
Автор рассказывает о статье Анатолия Иванова, который занимался исследованием неизвестных страниц биографии Саши Черного. Будучи вдохновленным увлекательным рассказом, Мирон Бельский отправился на поиски новой информации о семье поэта…

Александр Ратыня. Наследство, переданное через века (что связывало Константина Роше с Афанасием Фетом и Сашей Черным)
«Случайно прочитав в одной из крупнейших газет того времени «Сын Отечества» статью о «горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей» (а на самом деле – бежавшего от родителей), Роше принимает «изгнанника» в свой житомирский дом. И вместо безвременно ушедшего приемного сына Сергия в жизнь Константина Роше, по попущению Божьему, приходит другой воспитанник – носитель духа нового, революционного века, в котором Роше тщетно стремился найти своего преемника. Это был… Александр Гликберг, тот самый, что вскоре станет известен в литературе под псевдонимом «Саша Черный».

Алексей Буторов. Поэты на баррикадах
О революционных стихах Саши Черного, опубликованных в 1905 году.

Русская культура XX века
Выдержки из рецензий современников на книгу Саши Черного «Сатиры», изданную в 1910 году.

Гримасы и мечты, сплетаясь, бились в Рейне
В период с 1906 по 1907 год Саша Черный учился в Гейдельбергском университете. О восприятии поэтом довоенной Германии, образа жизни тогдашних немцев рассказывает эта статья, подготовленная Олегом Чумаковым по материалам газеты Die Welt.

Роман Гуль. Саша Черный (глава из книги «Я унес Россию»)
Воспоминания о знакомстве с поэтом в годы эмиграции.

Андрей Седых. Юбилей без речей
Заметка из эмигрантской газеты 1930 г. к 25-летию литературной деятельности Саши Черного.

О творчестве Саши Черного

А.И. Куприн. О Саше Черном и его книгах
«Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов».
(формат pdf)

Венедикт Ерофеев. Саша Черный и другие
Венедикт Ерофеев в небольшом эссе в присущей ему манере формулирует свое восприятие Саши Черного: «здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности – закадычность. И «близость и полное совпадение взглядов», как пишут в коммюнике».

Анатолий Иванов. Оскорбленная любовь
«Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Черного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам что-то понять в себе, в нашем взбаламученном времени, подойти ответственно к своей нравственной позиции».

Юрий Левинг. Владимир Набоков и Саша Черный
Известный литературовед на конкретных примерах демонстрирует, насколько сильное влияние оказала литературная деятельность Саши Черного на творчество Владимира Набокова.
«Набоковский опыт использования творческих находок старшего друга ограничивался в одних случаях калькированием тематических решений, в других мелкие комедийные положения служили ему ядрами в построении будущих сюжетных линий. Совершались эти заимствования с легкостью и даже, по-видимому, с удовольствием».

В.А. Карпов. Проза Саши Черного в детском чтении
Автор анализирует детскую прозу Саши Черного, касаясь, в частности, причин, по которым позднее творчество писателя, по времени совпавшее с его эмиграцией, посвящено в основном детям.
(формат pdf)

Н.К. Ярошевская. Границы художественного мира сборника «Детский остров» Саши Чёрного
«Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием «Детский остров», вышли в 1921 году. Книга реализует его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове…»

Вербицкая Виктория. «Чистая» сила «Солдатских сказок» Саши Черного о «нечисти»
В своей работе критик, как и многие другие исследователи, высказывает мысль о том, что эмиграция, повлекшая ностальгию, сыграла решающую роль в развитии творчества Черного. Тоска по Родине заставляет писателя обратиться в «Солдатских сказках» к русскому фольклору, дореволюционному быту народа. Автор статьи, в свою очередь, особое внимание уделяет использованию в рассказах Саши Черного типичных персонажей языческой и христианской мифологии.

Линор Горалик. Повесить всех собак!
Чрезвычайно живой анализ сборника рассказов Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Автор рассуждает об образе главного героя цикла, т.е. собаки породы фокстерьер. Основная идея такова: используя в качестве основного персонажа это милое домашнее животное, Черный получает возможность рассматривать самые обыденные вещи, не боясь прослыть «наивным моралистом». Кроме того, в образе пса автор статьи усматривает черты, традиционно приписываемые русской интеллигенции – рефлексию, острое чувство справедливости, конечно же, недовольство окружающей действительностью, естественно, в сочетании с абсолютным бездействием.

Е.А. Кузина. Принцип очуждения в русской прозе конца XIX – начала XX вв.: «Каштанка» А.П.Чехова и «Дневник Фокса Микки» Саши Черного
Автор обращается к термину «остранение», введенному В. Шкловским для обозначения процесса вывода понятий и явлений из области автоматического восприятия в область познаваемого. Шкловский, в свою очередь, опирается на теорию «очуждения», сформулированную Брехтом, согласно которой, для придания значимости обыденным явлениям и деталям, необходимо показать их под другим углом как нечто удивительное и непонятное. И Чехов в «Каштанке», и Черный в «Дневниках фокса Микки», реализуют эту задачу, представляя мир людей, через призму восприятия собаки. Безусловно, художественные подходы двух писателей имеют массу отличий, анализ которых также приводится в статье.

Константин Кедров. Рыцарь смеха
«Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, глупая шутка. Саша Черный эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Шутил и даже не в унисон – в резонанс. Резонанс и стал пиком славы…»

DOMINO. Саша Черный: Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся…
«Саша Черный живет в своих сатирах, в своих детских стихотворениях, в своих солдатских рассказах. Живет, пока его читают, а читать его будут всегда, потому что его поэзия – это смех, это чистый юмор без всякого налета…»

Поэзия

Стихотворения 1905–1906 гг. из книги «Разные мотивы»

«Сатиры» (1910 г.)
В этот сборник вошли стихотворения из циклов «Всем нищим духом», «Быт», «Литературный цех», «Невольная дань», «Послания», «Провинция», «Лирические сатиры».
«Сатиры и Лирика» (1911 г.)
В сборник включены циклы – «Бурьян», «Горький мед», «У немцев», «Хмель» («Иные струны»).
Стихотворения 1908–1914 гг., не вошедшие в книги

«Жажда» (1923 г.)
Циклы стихотворений «Война», «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея».
«Детский остров» (1925 г.)
Вошли циклы «Костер», «Зверушки», «Песенки».