"язык есть исповедь народа, его душа и быт родной". Эссе на тему: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной» (на русском и английском языках)

Подготовил: ученик 11 класса КГУ «Кировская средняя школа», Нуринского района, Карагандинской области Сагинтаев Сагингазы

Руководитель: Арнгольд А.В.


Самая большая ценность народа - язык, на котором он говорит и думает. Вся сознательная жизнь, вся история народа проходит через язык.

Прислушаешься к человеку, к тому, как он говорит, - многое поймёшь об этом человеке. Д.С. Лихачёв писал: «Язык человека - это его мировоззрение и его поведение».

Академик РАМН Лихачёв Д.С.


Тема исследования актуальна , потому что в последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у одних специалистов в области языка. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, речь становится не только средством коммуникации, но и мощным энергетическим зарядом, оказывающим скрытое воздействие на психику человека и весь окружающий мир.





  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка, провести пропаганду соблюдения речевых норм.
  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка,
  • выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка,
  • провести пропаганду соблюдения речевых норм.






Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).



Многие заимствования совершенно обрусели и не имеют эквивалентов, являясь единственными наименованиями соответствующих реалий (вспомним пушкинское: Но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет ...).


В разные периоды развития русского литературного языка оценка проникновения в него иноязычных элементов была неоднозначной. Кроме того, с активизацией процесса лексических заимствований обычно усиливается и противодействие ему. Так, Петр I требовал от своих современников писать "как можно вразумительнее", не злоупотребляя нерусскими словами.

Пётр I


М. В. Ломоносов в своей "теории трех штилей", выделяя в составе русской лексики слова различных групп, не оставил места для заимствований из неславянских языков. А создавая русскую научную терминологию, Ломоносов последовательно стремился находить в языке эквиваленты для замены иноязычных терминов, подчас искусственно перенося подобные образования в язык науки.

М.В. Ломоносов


Против засорения русского языка модными в то время французскими словечками выступали и А. П. Сумароков, и Н. И. Новиков.

А.П. Сумароков

Н.И. Новиков


Однако в XIX в. акценты сместились. Представители карамзинской школы, молодые поэты во главе с Пушкиным вынуждены были бороться уже за использование лексических заимствований на русской почве, поскольку они отражали передовые идеи французского просветительства. Не случайно царская цензура вытравляла из языка такие заимствованные слова, как революция, прогресс.

Н.М. Карамзин

А.С. Пушкин



В наше время вопрос о целесообразности использования заимствований связывается с закреплением лексических средств за определенными функциональными стилями речи.

Наблюдается настоящий наплыв англицизмов и часто неправильное их употребление.



Языковые нормы – явление историческое . Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.


Языковая норма - это совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. Но в то же время она не статична, а изменчива во времени.

Не все члены общества восприняли эти реформы положительно. Многие люди высказались за сохранение традиционных языковых норм, являющихся частью национальной культуры.





Кулагина Светлана

Размышления ученицы на тему "Язык есть исоведь народа, его душа и быт родной"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Our native language is the basis of our life.

The language. What is it?

Each country has its own language. Everyone is diverse and vivid in its own way. It looks like a mirror which reflects the human’s soul, thoughts, feelings and intentions. Everything you do, think, the way you live, is reflected in your language.

Our people is strong, brave, independent, moreover quiet, homey and inviting. It is like our native language. It is a part of us. This rule works for all languages (Russian, English, French, German and ect.). Each your word or even syllable reflects your attitude to your business, country or yourself.

Our Russian language is so witty, rich and of course, powerful! We mustn’t use it in the wrong way. Imagine, if everybody starts using the rude and even obscene words, slang instead of pleasant, elegant words… What will it be? We can lose the language and the image our wonderful people who I am so proud. We must do our best to avoid it!

If you learn a foreign language, you understand the culture of the country. For example, the English word "Hello!" can help you to realize that English people are very hospitable and funny people. Think about your speech. Do use not only feelings but thoughts. The word can revive and it can kill one as well. The wealth of our great and mighty Russian language should be used wisely!

And Russia will florish. Then all Russian people will discover limitless possibilities. The word will be our salvation and our weapon. But it depends on each of us. If someone improperly disposes of the riches of the Russian tongue, always help him. But start with yourself. Then the Russian language will sound proudly!

2016 is declared "Year of Cinema" in Russia. If you want to correct anything a film night will be the key event. Russian films will be shown free of charge by a lot of cinemas during the year. Of course, cinema is connected with our language. Actors communicate with each other. They get «Oscar» and «Globes» for their speech. It is so great! Everyone can enjoy the magical . No doubt the cinema is a great thing.

Watch films, read books to be intelligent and educated person.


Предварительный просмотр:

Эссе по теме:

«Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной»

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил…(В.Брюсов)

Язык. У каждой страны он свой. Каждый по-своему разнообразен, утончен, элегантен. Он словно зеркало, отражает душу человека, его мысли, чувства и намерения. Всё, что ты делаешь, о чем думаешь, и то, как ты живешь, отражается в твоем языке.

Наш народ – он сильный, храбрый, независимый, но при этом спокойный, домашний, привлекательный. Так же и язык. Это правило неизменно действует для всех языков, будь то русский, английский или французский. В любом твоем слове или даже слоге отражается твоё отношение к тому или иному делу, человеку, к своей стране, да и к самому себе.

Наш русский язык такой меткий, богатый, могучий, что использовать его не по назначению – непростительно! Ведь если мы все начнем использовать в своей речи вместо изящных и приятных уху слов какие – либо некрасивые и даже неприличные жаргонные слова, то и облик всего нашего замечательного народа, которым я так горжусь, измениться полностью, причем, не в лучшую сторону. В глазах людей из других стран мы будем казаться ужасными и некультурными людьми, незнающими ни красоты, ни прелести всего этого прекрасного мира. Это будет так печально. Ведь даже сейчас, некоторые иностранцы так считают, потому что они встречали на своем пути необразованных русских людей. Мы должны это исправить!

Если вы изучаете иностранный язык, вы начинаете понимать культуру этой страны. Даже по одному английскому слову «Hello!» можно понять, что англичане очень гостеприимные и веселые люди. Но ведь даже самое красивое слово можно сказать так, что человеку не захочется с тобой общаться. Поэтому важно уделять каждому слову, которое ты произносишь, особое внимание. Всегда вкладывай в слово не только чувства, но и мысли. Слово может воскресить, а может и убить. С умом распоряжайся всем богатством полученного тобой великого и могучего русского языка!

И Россия расцветёт. Весь русский народ откроет для себя все самые безграничные возможности. Слово станет нашим спасение, и нашим оружием. Но это зависит от каждого из нас. Если кто-то неправильно распоряжается богатствами русского языка, всегда помогай ему, но только в том случае, если сам уже исправился. Хочешь что-то изменить - начни с себя. Тогда Русский язык будет звучать гордо!

2016 год объявлен «Годом кино»! Главным событием станет «Ночь кино», а многие кинотеатры будут показывать в течение года русские фильмы бесплатно. Это великолепно! Каждый сможет насладиться волшебной атмосферой кино. Я думаю, кинематограф - яркий пример того, как можно использовать свой родной язык.

Кино, безусловно, связано с речью, актёры общаются между собой. За это «общение на камеру» они получают «Оскары» и «Глобусы». Речь актеров является примером для всех людей, кто хочет правильно и красиво общаться. Смотри фильмы, читай книги, и ты будешь умным и приятным человеком.

Новицкая Даниэлла

Таллиннская Мустамяэская реальная гимназия, 11 класс, Эстония

Эссе на тему «Язык есть исповедь народа: В нем слышится его природа, Его душа и быт родной...»

Диплом I степени

Что есть родной язык для народа? Трудно ответить на этот вопрос точнее, осмысленнее, чем удалость это сделать известному русскому критику, историку и поэту П.А. Вяземскому. Как исповедь - рассказ о самом сокровенном - язык рассказывает все о народе, его создавшем. Бесспорно, язык каждого народа по-своему уникален и прекрасен. Но как же красив и выразителен русский язык! Именно в нем, как в драгоценной шкатулке, спрятаны основы мировосприятия и миропонимания русского человека, его чаяния, радости и печали. Как часто звучат удивительно красивые слова «здравствуйте», «спасибо». А знаем ли мы их глубинный смысл? Признаюсь, я лишь совсем недавно открыла его для себя: здравствуйте - будьте здоровы; благодарю вас - уважая вас, готов к ответному доброму делу (благо дарю!); спасибо - спаси бог за доброе дело. И если речь одного человека - выражение его души, то язык народа - способ выражения национального самосознания.

Да, язык, как тонкая невидимая нить, связывает прошлое и настоящее, связывает поколения жившие, живущие и будущие. Каждое слово - «живой свидетель истории», которое несет в себе напоминание о каком-либо периоде времени, но оно же и послание потомкам, в котором сосредоточено самое сокровенное - многовековой духовный опыт народа. И здесь я не могу не вспомнить, какое значение имеет для нас русская литература... Именно она является уникальной ценностью народа, поскольку объединяет в себе святоносную силу слова и духовность. Для меня знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского стало поистине откровением... Как часто, анализируя роман «Преступление и наказание» , мы на уроках употребляли выражения: «жить по совести», «руководствоваться совестью». И только потом ко мне пришло истинное понимание этих слов: это значит «жить со-вестью», данной Богом, то есть по десяти заповедям.

Язык - это не только история народа, но и его чувства, вера, его природа и быт. Ведь непосредственное бытие русского народа - это река и лес, степь и поле. Вслушайтесь, сколько простора и широты в каждом этом слове! Так в языке утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов:

Ах ты, степь широкая,

Степь раздольная,

Широко ты, матушка,

Протянулася.

Русский человек в народной песне с помощью удивительного образного языка олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные переживания, утверждая слияние человека с природой. Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:

Что стоишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?

Богатство русского языка вовсе не в количестве слов, оно в образности, выразительности, совершенствующей силе. Русский язык, как любой другой родной язык, объединяет народ. Трудно переоценить значение родного языка для человека. «…Человек, лишенный с первых лет жизни возможности развивать свои силы языком своей отчизны, среди чужих принимает их язык будто родной: так сирота, воспитываясь в чужой семье, природняется к ней и чувством родственным… Изучением языка родного <…> начинается и поддерживается развитие духовных сил человека», - писал И.И. Срезневский. Родной язык - часть человеческой души. И в силах каждого заглянуть в этот интереснейший мир, мир родного русского языка, изучить его, постигая удивительные секреты, и постараться передать другим. Каждый носитель языка вносит свой вклад в его жизнь и развитие, в значимость и красоту. Из этого и состоит язык - из языков отдельных людей, объединенных им, Языком народа, «…в котором слышится его природа, его душа и быт родной…».


Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЯЗЫК ЕСТЬ ИСПОВЕДЬ НАРОДА…»

Федорюк Лидия Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»,

г. Комсомольск-на-Амуре

В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населяющих Россию, способствует формированию не только нравственных ценностей, но и развитию языковой культуры учащихся.

Духовно-нравственное развитие, языковая культура.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, к родному языку. Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...».

«Язык – душа народа. Язык – это живая плоть… чувства, мысли». Эти слова принадлежат великому поэту-просветителю, реформатору казахского языка Абаю. А русский поэт Пётр Андреевич Вяземский так определил роль языка в духовной жизни народа:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Язык – неотъемлемая часть общей культуры народа. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и духовного уровня каждого. Учащиеся безошибочно подтверждают сказанное о языке пословицами: Язык голову кормит. Без языка и колокол нем. Хромое слово – хромая речь. Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает. Слово пуще стрелы разит.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух…, её поля, горы и долины… Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа», - эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому. Прочитаем высказывание Эразма Роттердамского, гуманиста эпохи Возрождения, богослова, нидерландского писателя: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». А вот слова великого Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединит людей, словом можно и разъединить их… Берегись такого слова, которое разъединяет людей». «Как вы думаете, что объединяет все эти высказывания великих людей? К какому неопровержимому выводу приводит нас мудрость, накопленная столетиями лучшими умами человечества?» - задаю такие вопросы своим ученикам. Все ответы сводятся к одному: во все времена язык считался самым главным духовным сокровищем любого народа.

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка…

Язык – и стар, и вечно нов!

Словами можно смерть предотвратить,

Словами можно мёртвых оживить…

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. Работая над пословицами и поговорками, предлагаю 6 классу следующее задание: нарисовать портрет народа, но не красками, а пословицами, т.е. указать, какие качества ценятся народом, какие – порицаются. Знакомя одноклассников с казахскими пословицами: алмазный клинок на войне товарищ, доброе слово и на войне, и на пиру товарищ; доброта идёт от сердца, подлость – от силы; стола бедность искупит души щедрость – учащиеся отмечают доброту, благородство, душевную щедрость казахского народа. Азербайджанские учат быть гостеприимными, трепетно относиться к детям, обладать душевной чистотой: дом без гостя – мельница без воды; желание ребёнка сильнее приказа падишаха; все беды человека от его языка; друг смотрит в лицо, а враг – в ноги. К уважению к старшим призывают ингушские и киргизские пословицы: дом, в котором есть старики - богатый дом; будешь почитать отца и мать – узнаешь почёт и от своего сына. Говорят о важности терпения и доброты татарские: дно терпения – чистое золото; драгоценный камень на земле не валяется; есть душа – есть и надежда. Каждый народ говорит на своём языке, но мудрость едина – к такому выводу приходим в конце беседы.

Активные занятия в 5 классе: «Сердечные слова», «Честные слова», «Дружим с добрыми словами», «Подари дело и слово доброе», «Умеем общаться» - дали возможность поговорить о традиции доброго слова. Учащиеся рассуждали о том, как множество добрых слов, завещанных нам предками, способны врачевать и примирять, утешать и согревать, наставлять и спасать. Ребята с большой гордостью называли слова, которые говорят им их родители, отмечая их значимость - они придают человеку уверенность и успокаивают совесть. Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно написал в книге «Учебник жизни» наш современник, московский священник отец Артемий Владимиров.

«Правило первое: думай, что говоришь. Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом лишь говори. И иногда об этом не пожалеешь.

Правило второе: не говори того, чего не думаешь. Не лукавь, не криви душой. Лучше помолчать, чем сказать неправду.

Правило третье: не всё, что думаешь, говори. Это правило советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Нужно ли ему слышать твоё мнение по этому вопросу? Не выдашь ли ты чужую тайну своим неосторожным словом? Словом, не всё, что думаешь, говори».

При изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина в 8 классе учащиеся успешно исследовали духовные источники вдохновения поэта, а также примерами из произведений великого поэта сумели доказать, что Александр Сергеевич владел русским языком как уникальным инструментом. Наследие Гения учит школьников правильной русской речи (как устной, так и письменной), способствует проявлению её яркой выразительности, пополняет словарный запас, делая ученика более уверенным при общении со взрослыми, прививает вкус к хорошей правильной речи, ибо речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

«Берегите наш язык! Наш прекрасный русский язык!.. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»- это завещание блестящего знатока русского языка Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении русского языка приобретает столь масштабный характер. Подрастающее поколение уже с трудом воспринимает творения классиков русской литературы, стирает грань между Акуниным и Чеховым, Донцовой и Пушкиным. Вот почему писатели и поэты, публицисты и учёные-лингвисты в своих работах не только призывают к чистоте речи, но и дают практические советы своим читателям. Учащиеся 10 класса делятся своими размышлениями о том, как С.Я.Маршак в статье «Мысли о словах» говорит, что необходимо беречь язык от засорения, помнить, что слова, которыми мы сейчас пользуемся, будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. Особого восхищения заслуживают знаменитые «Письма молодёжи» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Десятиклассники делятся своими впечатлениями. С глубокой болью говорит о русском языке российский литературовед, отмечая, что люди не следят за чистотой своей речи, засоряют её ненужными словами. А язык, по мнению академика, сплачивает народ, нацию. «…Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Таким образом, наш язык – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души и ума.

«Однажды некая знатная особа посетила обитель и нашла, что обитательницы её живут весьма бедно, отказывая себе даже в необходимом. Об этом знатный посетитель с сожалением высказался в беседе с настоятельницей и предложил большое пожертвование на улучшение материального быта сестёр. Но настоятельница возразила:

В ваших сокровищах сёстры этой обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих сокровищ.

Где же эти сокровища?

Эти сокровища они хранят у себя в сердце.

Посетитель задумался, а потом спросил:

Какое же наиболее ценное сокровище у сестёр вашей обители?

Настоятельница отвечала, также подумав:

Самое дорогое сокровище у всякого человека – дар слова. Это отпечаток божественности; это признак того, что имеющий этот дар – существо не земное, а небесное.

Но я заметил, что монахини очень мало пользуются этим даром.

Да, - продолжала Елизавета, - потому что это сокровище. Скажите, что сталось бы с вашим богатством, если бы вы начали без разбора и необдуманно разбрасывать его направо и налево? Что сталось бы с вашим дорогим платьем, которое вы начали бы неосторожно и небрежно надевать во всякую работу и во всякую погоду? Так и дар слова. Если мы будем им пользоваться неосторожно и неразумно, то он скоро потеряет своё значение и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины, этот бисер раздаются нуждающимся с надлежащей рассудительностью – тогда это сокровище имеет великое значение и никогда не истощается».