Что такое зрелость человека. Физическое созревание и зрелость

Взрослость, завершение роста, состояние полного функционирования; конец процесса созревания. Этот термин широко используется обычно с прилагательными, определяющими вид зрелости; например, половая зрелость, интеллектуальная зрелость, эмоциональная зрелость и т.д. Обратите внимание, что, в то время как некоторые из этих сочетаний довольно легко определить, – такие как половое созревание, например, – большую часть из них определить трудно. Обычно они представляют собой оценочные суждения о людях, отражающие, насколько они соответствуют социально и культурно принятым нормам. То, что рассматривается эмоционально незрелым в одном обществе, может вполне быть аспектом эмоциональной зрелости в другом.

Зрелость

это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя" [Перлз (18), с. 31]. Зрелость связана со способностью преодолевать фрустрацию (см.) и мобилизовать собственные ресурсы для удовлетворения своих реальных потребностей. Литература:

ЗРЕЛОСТЬ

взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1) развитое чувство ответственности;

2) потребность в заботе о других людях;

3) способности: а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей; Ь) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.

ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ)

наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.

Зрелость (взрослость)

наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью самостоятельно обеспечивать материальное благополучие для себя и своих близких. Взрослый человек обладает правом избирать и быть избранным в законодательные и др. выборные органы и более или менее осознанно использует это право. Развитие человека в период 3. непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит к личностному застою, стагнации, а при определенных обстоятельствах - к антисоциальному поведению, вплоть до правонарушений. Хронологические рамки периода 3. достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Имеются попытки разделения 3. на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). В психологии изучение 3. представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. По сравнению с другими возрастными периодами, наблюдается дефицит психологических исследований 3. Попытка представителей акмеологии видеть только в 3. период подъема духовных и творческих сил человека не является в должной степени обоснованной (хотя это и не исключает признания того, что в значительном числе случаев расцвет личности человека приходится именно на период 3.). Г. В. Бурменская

Зрелость

В Гтерапии состояние оптимального здоровья называется зрелостью личности. В Гтерапии речь, естественно, идет об эмоциональной зрелости. Ситуация, в которой индивидуум не может опереться на других и в то же время на себя, – тупик (эмпасс). Зрелость у здоровой личности достигается через риск, чтобы, тщательно снимая «шкуру за шкурой свои блоки, как при чистке луковицы, достичь зрелости». Достижение зрелости у невротика возможно через освобождение от невротических механизмов нарушения контактов с внешней средой.

Зрелость (взрослость)

Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся достижением наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей человеческой личности. Хронологические рамки З. достаточно условны и охватывают период от зрелости до пожилого возраста. В различных странах чаще всего в основу выделения верхней границы З. положен возраст выхода на пенсию, поэтому в России к нему относят от 21 до 55 лет у женщин (1-й период до 35 лет) и от 22 до 60 лет у мужчин (1-й период до 40 лет).

Взросление человека – это главный этап в развитии личности. Однако все понимают, что стать взрослым – это просто, нужно лишь дождаться определенного возраста. Гораздо важнее обрести зрелость.

Возраст зрелости не имеет стандарта, не является одинаково определенным у всех, у каждого человека он индивидуален. Стоит разобраться, в чем проявляется зрелость личности и как определить степень зрелости индивида. Психология не имеет точных, однозначных ответов на эти вопросы, однако некоторые моменты в этом сложном понятии на сегодняшний день удалось выявить.

Говоря о человеке, что он зрелый, состоявшийся, в первую очередь говорят о его психологическом росте. Но как определить, что индивид «созрел»? Ведь это состояние нельзя потрогать, нельзя попробовать. Как понять, что индивид, с которым вы общаетесь, обладает этими качествами?

Конечно же, многих больше всего интересует вопрос о себе. Ведь как ни крути, но психологическая зрелость – это то, к чему стремится каждый индивид, это некий эталон, идеал.

В психологии зрелость понимают двояко:

  • Определенный этап в жизни, возраст.
  • Уровень развития личности.

Необходимо учитывать многие критерии, чтобы определить, насколько зрелым является индивид. Ведь недаром есть поговорка: «Седая голова, но нет ума» – это тот случай, когда возраст индивида не совпадает с психологическим возрастом.

Основы развития

Так как до сих пор не существует общепризнанного способа определить возраст зрелости, психологи используют различные способы. Личностная зрелость – понятие очень сложное и для каждого – индивидуальное. Для её определения учитывают много значимых аспектов – это и эмоциональная зрелость, и социальная зрелость, и даже взрослость человека.

Социальное окружение, общество формирует определенные идеалы и представления, на которые так или иначе ориентируется каждый. Человек считается зрелым тогда, когда он достигает этих определенных социальных идеалов. В некоторых социальных группах личность считается зрелой после окончания учебы. Некоторые полагают, что люди созрели, если завели семью.

У каждой народности, социальной группы имеются свои критерии для определения зрелости как очередного этапа в жизни. А вот психологическая зрелость личности помогает человеку достигать соответствия определенным устоям общества. Она показывает, насколько индивид адаптирован к окружающим, насколько уверенным и самостоятельным он чувствует себя в социальной среде.

То есть, другими словами, это качество, которое показывает степень интеграции личности. Если человек смог полностью интегрироваться, то это означает, что он достиг зрелости. Для того чтобы индивид мог с уверенностью заявить, что он зрелая личность, ему необходимо пройти несколько этапов развития.

  • Хронология. Достижение определенного возраста, который считается зрелым в социуме.
  • Физиология. Важна также и физиологическая зрелость человека.
  • Социум. Основной показатель того, насколько личность адаптировалась к окружающим.
  • Интеллект. Наиважнейший этап – пройдя его, личность может принимать разумные решения и развиваться.
  • Эмоции. Только зрелый человек может похвалиться тем, что контролирует свое эмоциональное состояние.

Все эти понятия должны быть тождественны, чтобы личность обрела полноценную зрелость. Находясь на различных ступенях развития, личностная зрелость проявляется по-разному. В некоторых случаях индивид может быть зависимым.

Например, парень достиг совершеннолетия и покинул отчий дом. Однако он не смог еще найти свое призвание, не прошел все этапы развития, его личность уже сформировалась, но еще не созрела. В этом случае молодой человек будет зависимым от своих родителей или от тех, кто будет оказывать ему поддержку. Люди по-разному воспринимают взрослость личности, зачастую совершая ошибки.

Признаки

Но незрелую личность тоже можно определить по признакам, которые присущи только ей:

  • Неспособность принимать собственные ошибки.
  • Взрывной характер.
  • Тяга к соперничеству.
  • Неприятие проигрыша.
  • Эмоциональная нестабильность.
  • Капризы.
  • Неприятие критики.
  • Неумение прощать.
  • Боязнь перед изменениями.
  • Зависимость.
  • Необоснованная требовательность.
  • И довольно часто встречается неадекватность.

Это лишь основные из многих качеств, которые характеризуют незрелую личность. Если внимательно на них посмотреть, то можно сказать, что это черты, присущие ребенку: капризный, требующий внимания и не принимающий воспитания. Такое поведение может существенно осложнить жизнь в социальной среде.

Социальная зрелость наступит тогда, когда человек сможет преодолеть все черты характера, которые свойственны детскому мышлению. Незрелость может проявляться и в абсолютно зрелой личности – точнее, некоторые её признаки.

Это не означает деградации развития, напротив, иногда обстоятельства принуждают проявить нетерпимость или же соперничество. А некоторые индивиды обладают азартным характером, что тоже может показать признаки незрелости.

Психология зрелости выявила некоторые моменты развития, которые могут охарактеризовать зрелую личность или же помогут понять, насколько правилен выбранный путь к зрелости. Здесь очень много второстепенных факторов, но мы обратим внимание на основные критерии.

1. Любовь. Только зрелая личность может развить чувство безопасности при повышенной ранимости. Это сложное сочетание чувств содержит риск, который может разбить сердце. Однако только эти чувства в гармонии помогают человеку любить и быть любимым.

2. Реальность. Возможность отличать выдуманное от реального, видеть вещи в их истинном виде, не наделяя собственными качествами. Только зрелая личность сможет признать свои проблемы и разобраться в них – незрелая постарается избежать этого.

3. Отзывчивость. Это качество требует делиться не из расчетливых целей, а для блага остальных. Давать и принимать бывает очень сложно.

4. Положительное восприятие окружающего мира. Принимать все повороты судьбы такими, какие они есть, и уметь их проходить. При этом не просто преодолевать сложности, а становиться сильнее, извлекать жизненные уроки. Видеть причину изменений в себе, а не винить обстоятельства.

5. Конструктивность. Зрелый индивид не будет воспринимать критику враждебно. Он будет искать проблемы, которые можно решить и исправить сложившуюся ситуацию. Для него избавление от недругов означает, что их нужно сделать друзьями. И он достигнет этого путем преодоления неприязни.

6. Расслабление. Полноценная личность не будет никогда испытывать напряженность. Она может в любой момент расслабиться, ведь она сильна и достигнет своего, несмотря на преграды.

Как повзрослеть

Зрелость социальная, психологическая, эмоциональная – это все личностная зрелость. Не стоит дожидаться, пока проявляющийся признак развития подтолкнет в нужную сторону. Зрелую натуру нужно обязательно развивать самостоятельно.

Для этого существует немало методик психологической терапии. Каждая по-своему действенна, и человек должен индивидуально подбирать нужную для себя. Однако существуют и основные шаги к личностному росту, подходящие для любого индивида.

Научиться понимать самого себя, свои желания и улучшать свои качества. Развивать в себе общительность, выходить с людьми на открытые разговоры. Стать социально значимым человеком. Отбросить все эгоистичные мысли. Научиться хотя бы частично сдерживать проявления эгоизма в поведении.

Решить все мелкие проблемы, простить обиды и помириться с окружающими. Завершить все, на что не хватало времени или желания. Избавиться от ненужных вещей, приучить себя к порядку. Порядок должен быть не только в доме, но и в мыслях. И самое главное – найти в своей жизни то, что будет гораздо важнее вас самих, то, ради чего стоит стараться быть лучше.

Психологическая зрелость личности имеет прочную основу из выборов, которые совершает и завершает индивид в своей жизни. Другими словами, зрелая личность – огромный шаг к благополучному будущему. Автор: Людмила Мухачева

Глава 2. Что такое зрелость человека

Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдается проявление того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Период зрелости отличается от предыдущего, юношеского тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений.

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

1. ЧТО ТАКОЕ РАЗУМ ЧЕЛОВЕКА И ПОЧЕМУ ОН ВОЗНИК Существует общепринятое мнение, что труд создал человека и его разум. В процессе труда человек развил свой разум, но односторонне - он приспособил собственное мышление к своему выживанию в земных условиях. Человек добился

Из книги Психология и Дао [Синхроничность: случайны ли совпадения в нашей жизни] автора Болен Джин Шинода

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ДАО… ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ… Личная перспектива понимания Дао в религиях Востока. Синхроничность, как единственный эквивалент Дао в психологии. Повод из-за которого у нас людей Запада так много проблем с этим понятием - это принцип работы нашего

Из книги Как стать любимой и желанной автора

Глава 3 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять? Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество жизни, человеку в первую очередь нужно обратить внимание на свое мышление.Все важнейшие процессы в жизни людей

Из книги Как стать Завидной невестой? автора Дуплякина Оксана Викторовна

Глава 8 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять? Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество жизни, человеку в первую очередь нужно обратить внимание на свое мышление.Все важнейшие процессы в жизни людей

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Глава 9. Социальная зрелость, моральность, право и лобные доли 1. Oppenhelm H. Zur Pathologie der Grosshirngeschwulste // Archives of Psychiatry. 1889. Vol. 21. P. 560. 2. Schore A. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1999. 3. Anderson S. W. et al. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex // Nat.

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Глава Десятая ЗРЕЛОСТЬ И СМЕРТЬ А. Зрелость Зрелость можно определить четырьмя разными способами.Юридически. Человек считается зрелым, если он умственно здоров и достиг двадцати одного года. В соответствии с еврейским законом мальчик достигает зрелости в

Из книги Хорошая девушка начинает и выигрывает! автора Николаева Елена Ивановна

А. Зрелость Зрелость можно определить четырьмя разными способами.Юридически. Человек считается зрелым, если он умственно здоров и достиг двадцати одного года. В соответствии с еврейским законом мальчик достигает зрелости в тринадцатилетнем возрасте.В соответствии с

Из книги Музыка простыней. Раскрывая секреты сексуальной близости в браке автора Леман Кевин

Глава 1 Что такое успех и что такое счастье? В этой главе мы не собираемся давать единственный рецепт достижения успеха или счастья.Попытки осчастливить людей по единым предписаниям уже многие делали, и они всегда заканчивались несчастливо для всех участников такого

Из книги Психология сексуальности автора Фрейд Зигмунд

ВЫБИРАЯ ЗРЕЛОСТЬ Одна из вещей, которую мы с вами знаем о человеческих привычках, заключается в том, что вся наша жизнь состоит из серии определенных решений. Некоторые теоретики даже предполагают, что умственные заболевания являются результатом принятого решения, - вы

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

Преждевременная зрелость Таким моментом является самопроизвольная сексуальная преждевременная зрелость, которую можно с несомненностью доказать в этиологии, по крайней мере, неврозов, хотя она одна сама по себе так же недостаточна, чтобы вызвать невроз, как и другие

Из книги Изменения, которые исцеляют автора Клауд Генри

16. Что такое аура человека? Человек является неотъемлемой частицей мироздания, нервной клеткой космического организма. Глубокое осознание и полное принятие этой истины, применение её в каждой ситуации облегчит решение всех задач!Человек имеет своё продолжение в тонких

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Глава 14. Что такое зрелость? Сара все время испытывала чувство беспокойства.- Я никогда не могу расслабиться, - призналась она мне при первой встрече, - несмотря на то что дела у меня идут очень успешно и все вокруг просто прекрасно. Я всегда думаю о том, что вот-вот

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

2.6. Недостаточная зрелость Наряду с параметрами, характеризующими зрелость психического развития, Г. С. Сухобская выделяет типичные проявления недостаточной зрелости. Речь идет о несформированности способностей к обоснованному прогнозированию и планированию

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

Из книги Как мы портим наших детей [Коллекция родительских заблуждений] автора Царенко Наталья

Глава 12 Зрелость – квинтэссенция учения Что вы приобрели, познакомившись со всеми идеями, которые я изложил в этой книге? Найдете ли вы горшок с золотом на конце радуги? Что случится, если вы… Взрастите в себе кротость – дух учения. Посмотрите в глаза

Из книги автора

Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помимо поощрений и наказаний, в наших отношениях с детьми существует еще множество других моментов: детский сад и школа, друзья и домашние зверушки, ложь и стремление к идеалу, семейные

Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. , зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. ).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться - достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически - с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость - категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) .

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
умение брать на себя ответственность;
стремление к власти и организаторские способности;
способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
уверенность в себе и целеустремленность;
склонность к философским обобщениям;
защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой ;
формирование индивидуального жизненного стиля;
стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
стабилизация системы и др. (Е.Е. Сапогова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как . Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой .

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин... Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли - это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень « » человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

Зрелость - самый длительный в процессе онтогенеза период, охватывающий возраст примерно от 25 до 65 лет. Часто понятие отождествляют с совершеннолетием, но это далеко не одно и то же. Тема предлагаемой статьи - психологическая зрелость личности. В ней вы получите ответы на вопросы о том, каковы ее основные признаки и всякий ли человек является взрослым в 30 лет.

Психологическая зрелость: понятие

Нет единого подхода в определении, что это такое. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

  • от подчиненности старшим в семье - к равенству;
  • от зависимости - к самостоятельности;
  • от простейшего набора реакций на внешние воздействия - к разнообразному поведенческому репертуару;
  • от беспечной жизни - к осознанию своей ответственности за события;
  • от примитивных увлечений - к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем. Какие периоды психологической зрелости ученые выделяют?

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, - с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Средняя зрелость

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний.

У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина - различие между желаниями и действительностью.

Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач:

Поздняя зрелость

Психологическая зрелость личности связана с выходом на пенсию, поэтому ее возрастные границы подвижны. Выделяют три важнейших момента, которые позволяют говорить о новом, самостоятельном этапе в развитии индивида:

  • смена деятельности;
  • доживание;
  • сохранение ценностей и основного содержания жизни.

Человеку важно преодолеть чувство ненужной обеспокоенности, опустошенности, чрезмерной сосредоточенности на себе. Это достигается за счет:

  • активной вовлеченности в социальные, семейные и общественные отношения;
  • появления толерантности во взаимоотношениях с другими людьми;
  • эмоциональной устойчивости;
  • принятия реальной, а не желаемой картины мира;
  • способности к самопознанию и формированию сложившейся системы ценностей.

Ученые отмечают: одним из важнейших моментов психологической зрелости в старости является правильное ощущение своего возраста, преодоление противоречий духовных, биологических и психологических возможностей человека.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность. А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, - это показатель взрослости.

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 - лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как "подлинный" и перекликается с понятием "конгруэнтность". Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом "самобытность" и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: "не плачь", "не показывай волнения", "не переживай". Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать - все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Другие важные признаки

Давайте поговорим о психологической зрелости. Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

  • Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.
  • Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства.
  • Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.
  • Наличие эмпатии - умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Наверное, многие встречали упоминание о социально-психологической зрелости. О чем речь?

Личность и общество

Психологическая зрелость - понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний.

Социальный аспект - это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы.

Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу. О свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность.

Уровни психологической зрелости

У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний. Среди основных критериев выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, перечисленными в статье.

Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Вместо заключения

Часто можно слышать понятие "психологическая школьная зрелость". О чем идет речь? Мы выяснили, что раннее взросление начинается в 15-16 лет, когда юноши и девушки учатся в общеобразовательной школе. Они выделяются самодостаточностью, наличием убеждений и мировоззрения, а также формированием тех качеств, которые характеризуют зрелую личность.