Почему нельзя материться? Вред сквернословия. Вирус сквернословия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Удомельская начальная общеобразовательная школа «Садко»

Классный час на тему « Что такое сквернословие?»

Учитель начальных классов

МБОУ УНОШ «Садко»

2012г.

г.Удомля

Оборудование:

компьютер, проектор, экран.

Цель:

1.Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в обществе.

2.Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека

3.Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш классный час посвящён одной из самых важных и в то же время трудных тем. Сегодня мы будем говорить о сквернословии

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Что же такое сквернословие - порок или болезнь? Позор или национальная гордость? «Велик и могуч русский язык» - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?

Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

По информации Фонда "Общественное Мнение" сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения ее никогда не употребляют. При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

  1. История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, на конец, ломается сама жизнь.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах .

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зерцало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

  1. Но как же влияет мат на человека?

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского, к которому постепенно присоединилась большая группа его коллег, увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены.

В диссертации на эту тему с математической точностью доказывалось, что не только человек обладает какой-то энергетикой, но и каждое его слово несет собственный энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость, либо приближая старость. Оказывается, разные слова по-разному заряжены, причем зарядов может быть только два: положительный и отрицательный. Любая матерщина идет со знаком «минус».

Уже в начале 90-х эта группа ученых выпустила в свет книгу со множеством примеров, связанных с многолетними наблюдениями за конкретными людьми, Все эти люди были одного возраста, но только одна их часть составляла принципиальных сквернословов со стажем, а вторая - противников крепких выражений. Исследования показали, что у матершинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут ко всевозможным болезням. Во второй же группе результаты были противоположными. Одним словом, мат способствует быстрому старению.

В институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор новой науки «волновая генетика») и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный занимаются этой проблемой.

Они выяснили, что мат обладает качеством блокирования созидательных процессов в организме человека, постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Не рискуя экспериментировать на людях, подвергая их ругани, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом.

Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и убитые семена ожили.

Уже давно проводятся эксперименты с водой. Оказывается, что в воде важен не столько ее химический состав, сколько структура.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Ученые начали проверять, как влияют слова на воду. Проводили разные эксперименты: над одной матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру. И у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась.

Также проводились эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой молились, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми молились, прорастали лучше, чем те, над которыми и не ругались, и не молились. Уже существуют специальные институты, в которых как раз на семена пытаются воздействовать добрыми словами, чтобы повысить урожайность.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Лист бумаги с напечатанными на нем словами обертывали вокруг бутылки с водой. Получился кристалл совершенной формы. Это указывает на то, что любовь и признательность являются основой жизни.

Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

А ведь человек состоит на 80-90% из воды.

Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

Нецензурная лексика все больше и больше захлестывает современное общество: мат несется на нас из автобусов и такси, из радиоприемников и с телеэкранов, с театральных и эстрадных подмостков, со страниц различных печатных изданий, с высоких трибун.

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода.

4 стадии развития болезни :

I стадия - человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

II стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

III стадия - человек использует эти слова, не замечая этого.

IV стадия - уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.

  1. Нужно ли бороться со сквернословием и как?

Мат - это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию?

  1. Как борется с матом закон.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

  1. Заключительная часть.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора - по какому пути идти.

Л.Н.Толстой писал: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом.

«Горе всякому хулителю - поносителю» (из Корана)

«Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют» (из Библии).

Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера

Слова.

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

и предать, и купить,

Слово можно

в разящий свинец перелить.

«Всякое слово гнилое

да не исходит из уст ваших...»

В заключение проводится анкетирование (или обсуждение):

1. Что нового вы узнали сегодня?

2. Полезен ли был сегодняшний разговор?

3. Какие выводы вы сделали?

Информационные источники

http://trezvoeslovo.ru/rubrik.php?id_site=&id_page=83&id_article=322

Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София, 2008.

Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745

http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Час общения

«Поговорим о вреде сквернословия»

Мастер производственного обучения Варков А.А.

Цели:

воспитательные:

развивающие:

    развитие умственных способностей, внимания;

    формирование умения работать с различными источниками, анализировать и систематизировать материал, формулировать самостоятельные выводы, ярко представлять слушателям своё сообщение;

    формирование умения воспринимать информацию на слух.

Оборудование:

методическая разработка классного часа; образец оформления проекта, рекомендации по конспектированию текстов; проекты и презентации, подготовленные студентами, презентация преподавателя, плакаты.

Техническое обеспечение: компьютер, экран, цифровой проектор

Методика мероприятия .

Методы: метод проектов, метод мозгового штурма, иллюстративный (демонстрация наглядности, показ фрагментов фильма, презентаций); исследовательский, репродуктивный (обобщение материала).

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная, интегрированная (связь с дисциплинами: русский язык, информатика).

Технологии : сотрудничества, информационная

Эпиграф

Это так, а не иначе

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I . Слово педагога

1. Объявление темы.

Тему я сформулировал так: «Поговорим о вреде сквернословия».

Объявление цели

Чтение эпиграфа

2. Создание проблемной ситуации

К сожалению, поэт прав. Поэтому сегодня мы поговорим о сквернословии…

Многое изменилось в стране, в обществе. Отменили цензуру, принят закон о печати и других средствах массовой информации. Люди стали свободнее выражать свои мысли, смелее принимать участие в обсуждении общественно значимых вопросов, речь стала раскованнее. Но вместе с тем свободу слова многие восприняли как вседозволенность.

Как же следует все это понимать? Значит, когда человек матерится, он выражает уважительное отношение к собеседнику? Это должно радовать его, быть приятным? А если воспринимается как неуважение, оскорбление? Как плевок в физиономию? А если матерщина повергает в уныние, порождает мысль «как были хамами, так ими и остаемся»?

Итак, сквернословие должно радовать или восприниматься как оскорбление?

Для многих ответ очевиден: мат нужно воспринимать как оскорбление. Но, к сожалению, так считают не все.

3. Словарная работа

Что же такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью и т.д.

Это явление имеет следующие наименования:

сквернословие, нецензурная лексика, ненормативная лексика, нецензурная брань, мат, матерщина.

II . Выступления студентов

Социологи проводят исследования об употреблении нецензурной лексики в наши дни. В роли сегодня социолога выступит ____________________

Выступление 1. «Молодёжь о сквернословии (из опыта социологического исследования

Чтобы выявить, насколько прочно укрепилась нецензурная лексика в молодёжной среде, было проведено исследование.

Задачи исследования:

1) изучить, насколько прочно укоренились бранные слова в лексике молодёжи;

2) определить, в связи с чем происходит довольно частое употребление нецензурных выражений;

Проведено анкетирование и в нашей группе .

(В презентации представлено процентное соотношение ответов)

    Используете ли вы нецензурную лексику?

    Да – 20 чел.

    Нет – 6 чел.

    Ругаются ли матом Ваши друзья, в семье?

    Да – 23 чел.

    Нет – 3 чел.

    Считаете ли вы что материться плохо?

    Да – 26 чел.

    Нет – 3 чел.

    Бывает ли сквернословие к месту? Варианты ответов:

    Не бывает

    Практически во всех случаях

    Можно употреблять при незнакомых людях

    Можно ли обойтись без сквернословия? Варианты ответов:

    Можно обойтись более безобидными словами

    Можно обойтись, мат вызывает негативные эмоции

    Нельзя обойтись, т.к. это помогает сбросить пыл, успокоиться

К последнему утверждению мы ещё обратимся сегодня

В ходе проведения социологического исследования выяснилось, что:

1) бранные слова довольно прочно укрепились в лексике молодежи;

2) нецензурные выражения в основном употребляются из-за неграмотности и отрицательного примера;

3) некоторые ответы внушают оптимизм: не все студенты склонны оправдывать сквернословие.

III . «Мозговой штурм».

Студенты делятся на микрогруппы по 6 человек. В группах обсуждается вопрос «Почему мат занимает такое большое место в нашей жизни?»

Для генерации идей используется мозговой штурм. Предлагаю вариацию мозгового штурма метод «6 – 3 – 6» (письменный мозговой штурм).

Первый этап.

    каждый участник в течение 3 – 5 минут формулирует по одной идее на трёх листах;

    после истечения 5 минут, эти листы передаются по часовой стрелке следующему участнику, который ставит «+», если согласен с идеей «˗», если не согласен.

    итоге группа получает 18 листов с идей по рассматриваемой проблеме.

Второй этап .

    каждый студент берёт по 3 листа и подчёркивает идею, возле которой стоит больше всего «+»;

    эти идеи выписывают на отдельный лист;

    из 18 идей в ходе коллективного обсуждения оставляют по 3 идеи;

Третий этап

Капитаны команд выбранную идею

Выступление капитанов

Студенты группы подготовили интересные презентации по проблеме сквернословия.

Слайды

Слово педагога:

Некоторые молодые люди оправдывают использование мата фразой: «В нашей стране всегда матерились!». Так ли это?

Выступление 2. «История возникновения сквернословия»

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков

М. Матусовский

Слайд 3

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Слайд 4

Мистические корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки. Когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть, придают себе более скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Таким образом, так называемый «мат» является языком общения с демоническими силами. Не случайно в философии это явление именуется инфернальной лексикой. (Инфернальной - означает адской, из преисподней). Но силы зла - силы исключительно зла. Добра от них ждать не приходится. Единственная цель демонов - погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком - грешником. И если человек сам свидетельствует о своей скверности, он сам вершит себе приговор и отдаёт себя в руки дьявола..."

Слайд 4

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Слайд 5

Все знали, что

    Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться

    На берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Слайд 6

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке «сквернословие» постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В России применение нецензурной лексики неизменно было признаком низших классов и элементов преступного мира.

Слайд 7

Значение слова «мат»

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик”, громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период.

Слайд 8

В Библии сказано:

От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься

Слайд 9

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Слайд 10

Поэтому своё сквернословие не стоит оправдывать тем, что в России всегда ругались матом

[Переход к следующему выступлению]

Ответ на вопрос при помощи сигнальных карточек

Как вы думаете, нецензурная брань влияет на здоровье?

Да – карточка

Нет – карточка

Выступление 3. «Сквернословие и его влияние на здоровье»

Слайд 1-2

Вдумайтесь в факты! Слайд 3. За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери, носители генофонда нации. Ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин. Молодежь, родившаяся в 80-е годы, не способна окончить среднюю школу. Стремительно растет количество алкоголиков, безумцев, самоубийц. Народонаселение сокращается с каждым годом. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность – СКВЕРНОСЛОВИЕ!!! Около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют. Давным-давно В.Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут».

Слайд 4. Слово человека – энергия.

    Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает.

    Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Слайд 5. Народ сочинил много пословиц о силе слова. Назову две: «Слово не обух, а от него люди гибнут». Жестокое слово гнев родит.

ДНК реагирует на нашу речь! Воздействие брани равносильно облучению в 10-40 тысяч рентген – рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы

Слайд 6. [демонстрация фрагмента фильма] Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.

Слайд 7. Под действием слов хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Постепенно приводит к тому, что создается программа самоликвидации.

Слайд 8. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в в 10-40 тысяч рентген – рвутся цепочки, распадаются хромосомы.

Слайд 9 . Эксперименты с ДНК проводились на растениях. Те растения, которые «слышали» мат, почти все погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом. Наследственные программы повреждались, когда исследователи говорили нечто ужасное, - например, злословили растению, из которого получили препарат ДНК. И тогда провели противоположный эксперимент. Через свой препарат ученые "благословили" семена пшеницы, убитые радиоактивным облучением мощностью в 10 тысяч рентген. Результат превзошел все ожидания: перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и остались мертвыми.

Слайд 10 . Наконец, ученые "благословили" через аппарат здоровые зерна пшеницы. В результате они, в отличие от контрольной группы, стали, бурно расти. Казалось бы, от растений до людей - дистанция огромного размера. Но другие исследования показали, что генетические аппараты всех живых существ работают по универсальным законам. И одинаковые информационные воздействия вызывают очень похожие эффекты у растений, животных и людей.

Ученые уверены, что посланные через аппарат злословия и "благословия" вызвали бы в ДНК человека изменения, подобные тем, что произошли в растениях. Но в принципе ученые не открыли ничего нового. Ведь их аппарат воспроизводит и усиливает способность людей воздействовать словами на программы наследственности. Эта способность человека известна с древних времен. Молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия повреждают. По молитвам многих святых исцелялись безнадежно больные.

Волновые генетики утверждают: генетическому аппарату человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает или читает. Ибо любая информация может впечататься в так называемый волновой ген. Другими словами, с кем человек поведется, от того он в итоге и наберется наследственных программ. При этом аппарат ДНК не способен разобрать, от кого вы получаете информацию, будь то живой собеседник или экран телевизора. Любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, способная очень существенно изменить всю вашу жизнь.

Молекулы ДНК способны обмениваться этой информацией с помощью акустических и электромагнитных волн. Но самое поразительное, что многие чудеса ученые вызывали словами. Ученые создали аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания, способные влиять на молекулы наследственности - ДНК. И оказалось, что некоторые слова вызывают мутагенный эффект чудовищной силы. Корежатся и рвутся хромосомы, меняются местами гены. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы, которые тиражируются организмом, передающим потомству программы самоликвидации. По оценкам специалистов, эти странные слова вызывали мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью 40 тысяч рентген! Страшно даже подумать, что стало бы с человеком после такой словесной обработки, если 50 рентген считается для него смертельной дозой. К счастью, эти эксперименты проводили на растениях, в частности, на семенах растения арабидопсис. Они почти все погибли. А выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровых организмов. Такие монстры получают множество болезней, которые передаются по наследству в более тяжелой форме. Потомство полностью вырождается через несколько поколений.

Слайд11. Волновая генетика обнаруживает, что слова, используемые человеком, влияют на его генофонд. Добрые и красивые слова его выправляют и совершенствуют, бранные и нецензурные, разрушают. Учёные обнаружили связь между сквернословием и болезнью Дауна и ДЦП.

Слайд 12. Хочу напомнить известные слова поэта Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти».

Сквернословие не является человеческим языком!

Слайд 13. Сквернословие приводит к стрессам – к нервным расстройствам, а последние – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, раку, инфаркту и инсульту.

Слайд 14. Самым важным и научно подтверждённым является то, что впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Слайд 15. Часто человек вначале мимоходом, не подозревая по незнанию «сеет» вокруг себя зло, не, только оскверняя свои уста, но и льет грязь в уши окружающих даже сам этого не осознавая.

Слайд 16. Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система, или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека.

Слайд 17. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии.

Слайд 18 . Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.

Слайд 19 . Что такое духовность? Какие качества нужно развивать? (вопрос учащимся). До необъятных размеров нужно развивать в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

Слайд 20. Согласно заключению экспертов ВОЗ на здоровье населения влияет

Уровень развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи,

На 20% наследственным фактором,

На 20% состоянием окружающей среды,

На 50% образом жизни.

Слайд 21

Изменение отношения человека к самому себе – очень важный путь, ведущий к здоровью.

Слайд 22. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

    Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

    Второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты

Слайд 23. Отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Слайд 24 .

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

Преподаватель

Думаю, стоит задуматься над приведёнными фактами.

Выступление 4. «Влияние сквернословия на моральный облик человека»

Влияет ли сквернословие на мораль, нравственность человека, его психику, его речь?

Д.С.Лихачев писал: «Важнейший способ узнать человекам – это умственное развитие, моральный облик, характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Учеными установлено: речь формирует характер человека. То есть человек таков, как и что он говорит! Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Нужно помнить: за словами непременно следуют и поступки. Если послушать разговоры молодежи, в которых столько циничного, уничтожающего человеческое достоинство, то можно представить, каков их характер и каким стало наше общество!

Зададимся вопросом «Сквернословие – порок или болезнь?»

Сквернословие

    Это неуважение друг к другу, отсутствие терпимости.

    Это одна из причин разъединения людей.

    Это признак духовного, нравственного разложения нации.

    Это болезнь нации.

    Это «убийство» нации.

Сквернословие – это болезнь души.

Сквернословие произошло от слова «скверна».

Хорошо бы всем запомнить

    Словом можно убить, словом можно спасти.

    Сквернословие не является человеческим языком!

    Сквернословие убивает красоту речи!

При употреблении бранных слов происходит не только упрощение речи, но и упрощение мысли, человеческой психики.

Вы хотите быть глупыми ?

Запомним слова Сенеки: «Речь – это показатель ума». У сквернослова очень быстро разрушается интеллект. Особенно опасно это для ребенка. В медицине известен термин «синдром Туретта». Человек теряет дар речи, но сохраняет способность сквернословить. Журналист «Московского комсомольца» делает интересное психологическое наблюдение: потеряв память, люди в последнюю очередь забывают нецензурные слова».

И ещё: речью можно ранить гораздо сильнее, чем кулаком!

А вы знаете, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Бранные слова – проявление слабости и неуверенности .

Не трудно заметить, что склонность к матерщине чаще всего сопровождается и другими пороками: алкоголизмом, различными формами бытовой агрессии. Человек, употребляющий нецензурную брань – ненадежный человек, ведь он идет на поводу у своих эмоций. Причина сквернословия коренится в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости.

В последнее время к сквернословию пристрастились. Оно охватило все социальные слои общества. Со всех ступеней этой социальной лестницы – снизу доверху – сыпется « непотребное, что мерзит плотски и духовно».

Идут по улице девушки. Прекрасные, юные лица, красивые одежды. Но вот они раскрыли рты – и грязь, пакость полилась рекой. Они ничем не возмущены и не ссорятся между собою, просто это их обычный способ общения.

К сожалению, это обычный способ общения почти всей современной молодежи, и даже дети заражены сквернословием. За них особенно больно, и как их винить, если с детства они окружены матерщиной? Как от нее уберечься? В таких детях заметна какая-то особая черствость, равнодушие и пренебрежительность к окружающим.

Трудно представить их в будущем, создающими теплый семейный очаг, спокойный и уютный.

Скажите, а почему вы используете в своей речи мат?

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моде. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения. Границу добра и зла человек переступает чаще всего через слово – через неподобающее слово, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова. А за словами непременно следуют и поступки.

Сквернословие – это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т.д. Если сквернословишь, то превращаешь свой мир в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души.

Согласимся со словами академика Дмитрия Лихачёва: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения , но и нашей личности , нашей души, ума …». Склонность к матерщине всегда сопровождается и другими пороками: алкоголизмом, агрессией. Причина сквернословия коренится в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости.

Что же нас ожидает в будущем?

Неблагополучное состояние языковой среды;

Загрязнение языка и культуры;

Духовная деградация нации, всего народа;

Исчезновение народа, как культурно – исторического и социального феномена;

Ребята, а может быть, лучше будем говорить на человеческом языке?

Ведь не случайно детский писатель Корней Чуковский писал: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей »..

Как быть?

Наверное, каждому из нас нужно помнить

Я - исключение.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

Настоящий контроль – это контроль изнутри.

И ещё:

За тобой – будущее России.

Тебе решать судьбу свою!

V . Слово преподавателя

В презентации представлены фотографии и изображения ругающихся людей. Вы обратили внимание, как они не привлекательны?

Хочу продолжить мысль, высказанную выступающими. Безнравственность, неразборчивость в языке могут обернуться дурными поступками, а то и преступлениями. Специалисты, вспоминая о событиях, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, отмечают: «Когда реактор идёт в разгон, а дежурный кроет матом оператора, давай, подымай ещё давление – ну он и взорвался. Если у реактора, куда должен быть отобран один из тысячи, допустима матерная брань, то допустима в той же мере и авария».

Скверные слова запрещены в религии. Считается, если ты ругаешься, ангел от тебя отвернётся.

Многие учёные, лингвисты, психологи, биологи, исследуют влияние слова на человека.

(Приводится таблица по книге Миртова А.В. «Исправление речи учащихся». – М.;Л.;1929).

Слово обладает эмоциональным содержанием. К больному человеку обращаются с вопросом: «Как ваше здоровье?». И никто не спросит: «Как ваша болезнь?». И это не случайно. Оно может быть положительным или отрицательным.

Какие ассоциации возникают при произнесении этих слов? Обратимся к таблице:

болезнь здоровье

отчаяние мысли о

волнение смерти

разложен страдания

больница брошенная

с её ароматами работа,

одиночество нужда

солнце, уверенность

весна и пр. в будущем

молодость бодрость

радость удача,

жизни работа,

достаток

Если слово болезнь так влияет на человека, то как же влияет нецензурная брань?

[Слайды «Добрые слова», «Скверные слова»]

Слово педагога:

Нам показалась интересной разработанная учёными «Шкала тонов» - шкала эмоционального, энергетического состояния – потенциала здоровья. Ноль – это смерть. Тон 40, когда человек мыслью может управлять другими. Тон 30 «постулаты», т. е. планы. То что энергетически запостулировал – то сбудется. Неоднократно проверено. «Скука 2.5» - это состояние энергетики, когда вы лежите в постели и вам надо идти на работу. Вы лежите и знаете, что вас накажут, а вы лежите! Это состояние можно (как при измерении температуры) принять за точку отсчета. То, что ниже скуки, это не совсем адекватный человек. Это болезни. До человека не «достучаться», с какими либо предложениями ему помочь. Это зона болезней. Его надо «поднять» выше скуки, тогда он вас «услышит».

Шкала тонов:

40,0 % Безмятежность бытия: исполнение (бытия) намерения (управляет другими)

30,0 % Постулаты. Человек планирует (постулирует) и его планы сбываются чудесным образом.

8,0 % Радость, восторг! (творчество)

3,5 % Веселье, бодрость

3,3 % Сильный интерес

2,5 % Скука

2,4 % Монотонность рутина, однообразие

2,0 % Антагониз м

1,9 % Враждебность

1,8 % Боль, раздражени е

1,5 % Гнев злость (болезни печени, артрит)

1,4 % Ненависть

1,3 % Негодование, возмущение

1,2 % Отсутствие сочувствия, отсутствие симпатии

1,15 % Затаенная обида, скрытый протест, не высказанное возмущение (рак)

1,1 % Скрытая враждебность, нигилизм, месть

1,02 % Тревога, беспокойство (язва желудка )

1,0 % Страх

0,98 % Отчаяние

0,03 % Бесполезность

0,01 % Умирание

«Мат» и сквернословие проявляется, когда человек находится между «страхом» и «антагонизмом». «Дежурное» состояние нормального (вменяемого) человека это тон – «интерес». Такой человек никогда не будет сквернословить. Могут мне возразить: «Вот он прекрасный человек, иногда ругается «матом». Все верно! Просто он иногда на короткое время опускается ниже скуки, превращаясь в «животное». Когда человеком управляют эмоции (гнев, страх, секс, негодование) это не человек. Это он находится в состоянии «животных инстинктов». Человек это тот, кто управляет своими эмоциями. Состояние невменяемого – ниже «скуки». Часто возражают. Да как можно руководить? Пока не матом не «покроешь», никто и с места не двинется! Наверно, многие замечали, от одного человека трудно «отлипнуть». Не хочется расставаться. С другим, находясь рядом, даже не общаясь, хочется быстрее «унести» ноги. Это диссонанс по энергетике. Так вот. Люди, находясь ниже тона «скуки», вас не «слышат». И надо войти в их «резонанс», «опустить» до «страха» или сквернословить. Таких работников вы набрали!?

Были проделаны некоторые эксперименты: экспериментатор идёт на рынок, женщина продает бананы. Он ее «поднимает» по тону. Говорит, какие золотистые бананы, я таких еще не видел! Она готова отдать их даром. Другой продает курагу. Прекрасная курага. Продавцу говорят, что курага какая-то скользкая, пахнет не очень. Продавец готов пойти на сказавшего это с кулаками. Вот с машины продают картошку. Прекрасный картофель! А продавцу говорят, что картофель какой-то грязный. Он в ответ «А не хотите отсюда!». Потом продавцу говорят, что картофель какой-то кривой. Он в ответ «А возьмите вот здесь!». Этот продавец профессионал! Его не «опустишь» по тону.

Например, если вы идете к начальнику подписать заявление на загранкомандировку вы должны обратить внимание, в каком он тоне находится. Вы определили, что он находится в тоне «гнева». Поругался с женой, вышестоящий начальник «собак спустил». Вам бы убираться «восвояси». Но, так как вы «вооружены» знаниями, вы как бы стараетесь «опуститься» по тону и вызвать резонанс по отношению к начальнику. Вы говорите, что такой сякой дворник замарал вашу обувь (как бы опускаетесь до «гнева»). Начальник вас услышал. Теперь ваша задача поднять его по тону вверх. Вы интересуетесь, как его сын сдал экзамены, как прошла рыбалка, как чувствует себя, и сколько выучил новых слов его любимый попугай Кеша. Начальник вдруг спрашивает, а собственно, зачем ты пришел? Заявление подписать? И подписывает не глядя.

Или вы гуляете с ребенком. Ребенок в прекрасном тоне (интерес) гоняется за птичками. Вдруг он падает, ушибается и «опускается до тона «боль». Начинает плакать. «Глупая» мама начнет его ругать, и причитать «опуская» его еще ниже по тону. Ребенок не скоро «выйдет» из этого состояния или останется там… «Умная» мама как бы опустится к тону «боль». Подойдет к ребенку, возьмет, потрогает больную коленку. Ой, как больно моему маленькому! А потом вдруг скажет «Смотри! Смотри! Вон, какая птичка полетела,… Ребенок поднимется к тону «интереса» и забудет про боль.

Что же человеку делать! Надо просто оглядеться вокруг себя, посмотреть на себя со стороны. Найти интерес в жизни и вокруг себя. Творить добро и больше отдавать, и оно вернется сторицей. Это не мораль и не «пустые» слова нравоучений. Это проверено на практике, это мудрость веков! Чем умный человек отличается от глупого? У умного большая разрешающая способность. Если для глупого все черные кошки одинаковы, то умный найдет много отличий. У одной газа зеленые, у другой подшесток не такой…. Поднимайтесь по шкале тонов. Там настоящий «рай». Вы будете радоваться, и наслаждаться жизнью, она прекрасна!!! И тогда и в голову не прейдет желание сквернословить.

Выступление 5 «Как избавиться от сквернословия?»

Как же избавиться от сквернословия?

Первое – не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть «белой вороной». Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!». Конечно, для этого нужно мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться: «Ах, ты не пьёшь? До сих пор не куришь? Не ругаешься?».

Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды (и год, и два), когда рядом нет друзей. Но есть же семья, учёба, работа. Отсутствие таких друзей можно и нужно выдержать.

Есть одна притча о том, как отучиться сквернословить. Одна женщина пришла к бабке и говорит: «У меня муж страшно злой. Помоги мне избавиться от его матерщины». Бабка была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и говорит: «Когда придёшь домой, и муж начнёт устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи. Как две бутылки закончатся, приходи, я тебе ещё дам». Когда вода закончилась, пришла женщина к бабке, а та её спрашивает: « Ну, как?» Женщина отвечает: «Не поверишь, он уже наполовину перестал ругаться» Тогда бабка говорит: «Вот тебе ещё водичка, глядишь, он совсем перестанет ругаться»

Второе .

Умей противостоять среде. Не думайте, что вас никто никогда не выругает, не обидит. Но нужно давать достойный ответ. Уверенный в себе человек умеет сохранить чувство собственного достоинства и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.

Третье .

Тренируйте себя говорить вежливо и красиво. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний: похвалу, поощрение, высказывание добрых мыслей. Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям. Например, «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть!», «Ты сегодня потрясающе отвечал» и т.д. со временем вы увидите, говорить комплименты становится вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Четвёртое .

Сквернословие – не способ расслабления. Может показаться, что расслабиться – это пить пиво и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка и другие интересные занятия.

Пятое

В прошлом говорили: «Не сквернословь, а то ангел от тебя отвернётся. Не будет защиты». Иными словами: человеку будет посылаться удача, если он будет достоин этого.

Поэтому, если мы действительно хотим добиться успехов в семье, в делах, то нужно работать над собой, в том числе и над своей речью.

Пока будет сохраняться мнение, будто мата избегают лишь слабаки, а сильные, серьёзные люди не должны стесняться употреблять нецензурные слова, мы будем слышать ругань везде и всегда.

Прислушайтесь к советам. И пусть всё в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

III . Тренинги

1. Придумайте ответы в следующих ситуациях. Вы говорите не употребляя ненормативной лексики слов и слышите следующее

1 группа

Что ты мудришь? Ты что, не мужик то ли?

2 группа

Говорить по-русски разучился?

3 группа

Ты нас не уважаешь! Мы с тобой, как свои, а ты что? Презираешь нас.

4 группа

Что сегодня с тобой? Как воды в рот набрал.

Выступление капитанов команд

2. Попробуйте поговорить с людьми в следующих ситуациях.

1 группа

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

2 группа

Вам продали несвежий продукт

3 группа

Кто-то почистил зубы вашей зубной щёткой.

4 группа

Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.

Выступление капитанов команд

Через полтора года вы станете молодыми специалистами. Поэтому каждому необходимо задуматься, каких специалистов ждут на производстве.

Мы с вами знакомились с требованиями, которые предъявляют работодатели к молодым специалистам.

Напомню некоторые из них:

Культура поведения

Культура речи

Гуманность (человеколюбие)

Человек, позволяющий себе нецензурно выражаться, этими компетенциями не обладает.

Хочу напомнить: нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по статье 20.1. Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

IV . Обобщение.

Вопросы

    В чём опасность сквернословия?

    Для чего же человеку дан язык?

Язык дан человеку не для того, чтобы ругаться и сквернословить, а разговаривать… договариваться

Недаром великий мудрец Омар Хаям говорил:

Не зли других, и сам не злись,

Мы ж гости в этом мире бренном,

И, если что не так, сдержись,

Будь умнее – улыбнись!

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно

В заключении звучит песня в исполнении Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

Поле брани

Существует несколько слов и выражений , общеизвестных, хотя и не общепринятых, которые занимают особое положение в языке . Издавна считается неприличным и недопустимым вслух называть некоторые предметы и явления, связанные со строением человеческого тела и половой функцией. В рамках европейской культуры закрепилось отношение к сексу как чему-то постыдному, поэтому при освещении этого вопроса пишущая братия по сей день разрывается между сухой научной лексикой и так называемыми непечатными словами . Впрочем, в последние годы эти слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: уже никого не удивляет, когда герои современных литературных произведений и кинофильмов не стесняют себя в выражениях . Российское законодательство предусматривает ответственность за сквернословие в общественных местах и оскорбление словом . Однако даже опытные юристы затрудняются припомнить, чтобы кто-либо был ощутимо наказан за словесную невоздержанность. Сквернословие стало, увы, чрезвычайно распространенным, будничным. Одни считают это нормальным, другие, как говорится, притерпелись.

Взрослые люди как в делах, так и в словах проявляют себя по-разному. У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться . Впрочем, ругательство при этом даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи . Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще, увы, и «чисто женского») разговора считают соленое словцо , с помощью которого стремятся подчеркнуть доверительный и раскованный характер беседы . Люди достаточно воспитанные относятся к брани брезгливо; для них выругаться столь же немыслимо, как, скажем, высморкаться в занавеску.

Однако и те, и другие, и третьи сходятся в едином мнении: нецензурные слова - это «взрослая» лексика и ребенку употреблять их непозволительно ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово , немедленно следует резкая, отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность.

Попытаемся разобраться, насколько справедлив и эффективен этот подход.

В первые годы жизни ребенок - существо поначалу бессловесное - стремительно овладевает родным языком . Все слова для него - новые. Он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас . Уже трехлетний малыш в состоянии внятно выразить достаточно сложную мысль, пользуясь большим набором слов . Конечно, понадобится еще долгое время, чтобы он овладел богатством языка во всем многообразии и сложности. И ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова , как бы пробует их на вкус и пытается включить в свой словарь . Причем ребенок слышит не только те слова , с которыми обращаются к нему родители и которыми они обмениваются между собой, но и те, что на улице бормочет неопрятный красноносый дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания.

Можно, конечно, поставить перед собой задачу оградить ребенка от нежелательного словесного фона. Однако едва ли эта задача выполнима на практике. Конечно, плохо, если малыш находит себе развлечения, крутясь возле пивного ларька и ловя многоэтажные тирады его завсегдатаев. Там ему не место, и это большинство родителей , к счастью, понимает и без дополнительных разъяснений. Однако невозможно посадить ребенка под стеклянный колпак, непроницаемый для бацилл сквернословия . Так или иначе, ребенок столкнется с дурными словами , которые, увы, нынче просто витают в воздухе.

Вне всякого сомнения, надо стремиться ограждать малыша от чужой грубости . Но необходимо трезво отдавать себе отчет, что не все здесь в нашей власти. Никто не станет в здравом уме валяться в луже, но никто и не застрахован от того, что его не обдаст грязью проносящаяся мимо машина. Образно говоря, постараемся просто обходить лужи.

Если же ребенок узнал нежелательное выражение , наивно надеяться, что он его враз забудет. Человеческая память устроена очень хитро. Можно волевым усилием заставить себя что-то запомнить (это, говоря языком психологов, произвольное запоминание). Но невозможно заставить себя забывать. Поставив перед собой такую цель, скорее всего, получишь обратный результат. Пытаясь заставить ребенка выкинуть слово из памяти, мы тем самым лишь сконцентрируем его внимание и глубже забьем ржавый гвоздь в формирующееся сознание.

Добиться того, чтобы ребенок не узнал, а тем более, узнав, забыл неприличное выражение , - задача невыполнимая. Впрочем, признаемся: каждому из нас нецензурные слова знакомы. Суть в том, чтобы их не употреблять , не произносить вслух. Этого, и только, этого можно требовать от ребенка . Как этого добиться?

Когда малыш в первый раз произносит нецензурное слово , оно, как эти ни покажется странным, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно усвоенное слово , почти ничем не отличающееся от прочих. «Почти» касается того, что смысл практически любого слова ребенку ясен, а вот смысл ругательства он еще постичь не в состоянии. Он лишь смутно ощущает, что такими словами в речь вносится сильный эмоциональный акцент.

Родительский гнев возникшей проблемы не решит, а только усугубит ее. В сознании ребенка непечатное слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять причину строгого запрета, малыш может попытаться использовать запретный плод как символ своей независимости. «Если кому-то можно так говорить, значит, можно и мне. Не надо только нарочно сердить родителей !» И запретное словцо начинает мелькать в его речи, становясь от многократного повторения привычным.

Если вы услышали из детских уст неприличное слово или узнали о таком его проступке от заслуживающих доверия людей, не надо впадать в гнев. Ситуация неприятная, что и говорить! Но постарайтесь, чтобы она не приобрела для ребенка сильной эмоциональной окраски. Нельзя оставлять словесный сор без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно негативной , но не бурной. Надо ясно дать понять ребенку , что услышанное вам неприятно. Следует объяснить почему. Объяснение, доступное пониманию дошкольника, примерно таково. Слово , которое случайно (!) произнес ребенок , придумали грубые, невоспитанные люди, и они обычно так говорят, когда хотят кого-то обидеть. Ни один воспитанный человек таких слов не произносит. Ни мама , ни папа так никогда не говорят, ведь правда?

Порядочный человек , слыша такие слова, очень огорчается и обижается. Поэтому так говорить не надо, чтобы тебя не считали грубияном.

Чтобы проверить достоверность ваших слов , ребенок может нарочно повторить злополучное слово. В той мере, которая принята в семье , надо недвусмысленно продемонстрировать ему, что вы действительно недовольны и огорчены. Каждый ребенок дорожит добрым отношением родителей . Гневный окрик, конечно, неприятен, но куда сильнее задевает его явно демонстрируемое родительское огорчение. Если в семье действительно добрые отношения, малыш постарается не ставить себя в положение всеми осуждаемого грубияна. Однако там, где младший член семьи постоянно испытывает неудовлетворенность и огорчение от взаимоотношений со старшими, не приходится удивляться, что он может использовать такое сильное средство, как ругательство , просто для того, чтобы привлечь к себе внимание (когда его явно недостает) или чтобы «дать сдачи» старшим за многочисленные обиды. Здесь сквернословие выступает лишь как средство, и в этом случае приходится решать проблему не словесной невоздержанности, а нормализации отношений.

Овладевая языком, ребенок усваивает разные слова . Рано или поздно он услышит и эти. Важно, чтобы ребенок знал: повторяя бранные слова , он поступает плохо. Редкий ребенок будет намеренно ставить себя в положение провинившегося. Зная, что за грубость его обязательно осудят близкие любящие люди, он по крайней мере не станет упражняться в сквернословии .

Однако по мере взросления проблема становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат - лексика старших, запретная для ребенка , то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то нехитрое! Срабатывает механизм, аналогичный тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный, поверхностный слой.

В такой ситуации жесткий запрет крайне неэффективен, он только утверждает подростка в сознании правильности своего поведения. Приемлемая психологическая рекомендация в данном случае, к сожалению, может быть лишь самой общей. Стремление подростка к независимости приобретает уродливые формы, когда у него создается впечатление, что родители блокируют путь его взросления. Желание во что бы то ни стало доказать свой возросший статус («Я уже не ребенок !») особенно обостряется тогда, когда родители отказывают подростку в признании этого статуса.

Поэтому борьба со сквернословием , равно как и борьба с курением, приобретает характер лечения симптомов, а не болезни. Подобно тому как туберкулез не излечивается таблетками от кашля, искажения в мироощущении подростка нельзя устранить попытками «вычистить» его язык . Если растущий человек с удовольствием ощущает свой рост и встречает со стороны близких одобрение и поддержку, ему нет нужды самоутверждаться с помощью уродливых символов.

Негативное отношение родителей к сквернословию в таком случае не воспринимается как консерватизм занудливых «стариков». Если во взаимоотношениях с взрослеющим сыном или дочерью удалось избежать подросткового бунта, то родителям проще объяснить свое отношение к брани как неприличному словоблудию никчемных людей. Подросток , дорожащий мнением матери и отца , прислушается к такому отношению. С его языка может порой сорваться «соленое» словцо (по крайней мере, чтобы не ударить в грязь лицом в компании сверстников ), но в привычку это не войдет. Если же добрых отношений с родителями в раннем детстве сформировать не удалось, то в подростковом возрасте сквернословие накатывается вместе с валом других проблем. Как себя вести, чтобы подобного не произошло? Об этом, собственно, и написана вся книга, а не только эта глава.

И.Г. Отец Виктор, что–то произошло с нашим народом, со всеми нами. То, что научно называется «ненормативной лексикой», стало обычной средой нашей жизни. Это отмечают решительно все: если тридцать - сорок лет назад услышать грязные слова можно было на улице только от сильно выпивших людей, то сейчас - это «нормальный» способ общения во всех социальных и культурных группах, во всех возрастах, в частной и общественной жизни. Их можно услышать и с экрана телевидения. Иногда можно услышать, как молодая мать обращается к своему малышу, используя эти слова. Они так прочно вошли в нашу речь, что их нередко используют даже в церковной среде.

Более того. Многие люди считают что, что это наше наследство, наш язык - зачем же его лексику делить на хорошие и плохие слова? Подростки и даже маленькие дети уже не стесняются ругаться ни на улицах, ни при старших. Как отучить ребенка от этого яда?

О.В. Нужно, чтобы ребенок понимал, что он говорит, зачем и как. Если он сказал какую–то гадость, можно спросить:

А что ты сейчас сказал? Ты можешь понять, что ты сказал?

Часто они не понимают.

Давай сейчас вместе разберемся!

Если это мат, то можно сказать:

Посмотри, ты разрушаешь то, что нельзя разрушать: почтение и любовь к матери. В матерном слове ты говорил не о своей матери, а о матери другого человека. Ты посягнул на самое дорогое, что есть в жизни. Слово должно помогать жить, слово должно творить жизнь, но не разрушать. Когда ты так говоришь, ты разрушаешь жизнь, ты портишь себя, портишь окружающих людей.

Если это стало такой привычкой, от которой ребенок уже не может оторваться то, тут можно сказать:

Если тебя наказать за это, ты не исправишься. Ты должен сам хорошо подумать, что ты делаешь, какая цель этого. Какой смысл каждого твоего слова? Человек может словом обрадовать, утешить, может дать какое–то знание. Но слово дано не для того, чтобы его направлять к злой цели.

Слово - великий дар Божий человеку. Словом творится жизнь. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» .

Если слово отнять у людей, то вся жизнь превратится в пустыню.

Но человек может неправильно пользоваться ценным даром: он часто направляет слово на разрушение, а не на созидание жизни, т. е. смерть и жизнь во власти языка.

Мы видим, как некоторые люди постоянно сквернословят и находят в этом низменное удовольствие.

В беседах с детьми можно услышать такие слова:

Вчера я ругала учительницу матными словами.

Сквернословящий человек всегда неприятен. Возникает вопрос: откуда в человеке такая тяга к нечистому?

Сквернословие - показатель духовной порчи человека. Язык всегда обнажает сердце человека. Есть гниль в дереве, в теле, в душе. Апостол Иаков говорит, что не может из одного источника изливаться одновременно сладкая и горькая вода.

Если сердце человека чистое, исполнено любви и Духа Святого, духа жизни, то оно никогда не будет источать смрад, каким является мат: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» . Духовный человек творит жизнь в себе и вокруг себя. Все, что он творит, глубоко проникает в его душу, умиротворяет и живит ее.

Но когда в человека вселяется дух злобы, дух смерти, то его сердце уже не источник, из которого течет чистая вода. Дух злобы рождает злое слово, мат, человек находится во власти черной магии, цель которой - разрушать жизнь. Когда сквернословие касается области отношения полов, то это означает стремление разрушить нормальное, естественное состояние пола и привести его в противоестественное.

Слово мат связано со словом мать , и из этого видим, что сквернословы покушаются на самое святое.

У восточных народов мать - величайшая святыня. Почитание родителей - святой закон. И там не позволяют унижать имя матери, за плохое слово о ней можно лишиться жизни.

Как бороться с закоренелой привычкой сквернословия?

Разлияние пошлости, зла, нельзя искоренить внешним образом - запретами, штрафами. Запрет недейственен. Разве он изменит сердце сквернословящего школьника или высокопоставленного чиновника?

Нужно, чтобы человек изменил свою жизнь, стал внутренне чистым, т. е. не прилеплялся ко злу, которое, маскируясь под добро, приходит в такой оболочке, что человек обманывается и принимает его за добро.

Человеку необходимо подняться на ступень духовную. Живя анонимно с Богом, не встретившись с Ним, не впустив Его в свою жизнь, человек отдает себя во власть темных сил, которые делают с ним все, что хотят.

Многие люди имеют все, однако при этом печальны и беспокойны: им не хватает Христа.

На первое место в своей жизни человек должен поставить Бога, а не себя, Бога, а не деньги, власть, пищу, напитки, работу. Все, что не Бог - вторично, и не есть смысл и цель жизни.

Поэтому по зрелому размышлению человек выбирает Бога как высшую ценность, как свою жизнь, и тогда он становится способным жить духовно, в меру своего достоинства.

Человек, живущий с Богом и в Боге, всегда следит за движением своей души, сердца, внимателен к словам, которые он произносит, поэтому он органично не может сквернословить, пользоваться словом недостойно, превращая его во зло. Он не может благословлять Бога и проклинать людей, сотворенных по подобию Божию.

Мудрые взвешивают свои слова, поэтому язык праведного - «отборное серебро» .

Мудрый всегда говорит слово жизни, слово, которое творит жизнь, т. е. добрые отношения, радость, улыбку, взаимопонимание.

Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

Но у того, кто отвергает Бога, отнимается и Слово Божие, и слово человеческое.

Будем помнить: словом своим я вхожу в другую личность и что–то оставляю в ней. Что оставляю? Семя добра или зла.

Нечистые разговоры, скверные анекдоты, порождающие нехороший смех, грязнят душу человека, бесчестят слушающего.

Современный человек, к сожалению, утопает в негативных, циничных разговорах, всех критикует, всех высмеивает, жалуется на плохую жизнь.Но важно понять простую истину: хорошая жизнь начинается с исправления самого себя, с нашей доброй совести.

Жизнь каждого человека зависит только от Бога.

Наступает в жизни человека момент, когда он почувствует присутствие Бога, ощутит сердцем Его любовь. Тогда он начнет разговаривать с Ним, т. е. молиться. Он сможет из глубины сердца сказать: «Господи, давай жить вместе!» И тогда Господь даст ему дар чистого слова.


Берегите здоровье друг друга.
У Природы мы - малая часть.
Вы кому-то ответили грубо -
Чью-то жизнь сократили сейчас.
А. Дементьев

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть “лингвистической прерогативой” пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати.



На вопрос “Что такое сквернословие?” отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее человека свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение.

Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, - порок. Но незаметно и сквернословие становится болезнью.

Человек уже не может построить элементарного предложения, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз.

А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня?

Все, наверное, знают, что если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание.

Несколько фактов о сквернословии:

История возникновения матерных слов уходит в глубину тысячелетий. Только вот значение их изменилось, как и употребление. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову даже мысленно произнести такое слово, не то что вслух. Тогда люди знали, какой мощной, поистине космической энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, будучи употреблены без надобности.

И в древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что “черт матюгов боится”, мог для “обереги” использовать нецензурную лексику. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
На Руси до середины XIX века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличным поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Д октор биологии академик медико-технических наук Петр Горяев опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Другой ученый – доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.


Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека,– это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.


А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.

И всегда помните:


Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить,

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить!

А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

Э. Асадов



О скверном и святом


Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать -
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идёт от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Эдуард Асадов


***
...................................

Войны любой ужасней

народа разложенье.

Кому ещё не ясно:

мы гибнем без сраженья!

И головы на плахи

врагам мы подставляем;

язык свой, как неряхи,

мы матом оскорбляем.

Мат разлагает всех:

ходячий смертный грех;

он ходит по Руси,

иконы выноси!

Завёл в болото он,

с ним бесов легион.

Народ мой в мате тонет

и корчится, и стонет.

Неизвестный автор