Характеристика индивидуальной позиции свойство мышления и поведения. Психологическое мышление

Вопросы

Лекция 1.8. Мышление, речь и воображение

1. Понятие мышления. Особенности мышления. Теории мышления.

2. Виды и формы мышления.

3. Основные мыслительные операции. Мышление как процесс решения задач.

4. Понятие речи. Функции и виды речи. Речь и мышление.

5. Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения.

6. Развитие мышления, речи и воображения школьников.

Ощущение и восприятие дают человеку знание единичного, т. е. знания об отдельных предметах и явлениях реального мира. Однако такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, он должен быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление – психический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности .

Благодаря познавательной деятельности человек не только способен адекватно приспосабливаться к внешней среде, но и активно изменять ее в соответствии со своими потребностями.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков :

1. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям (стол, стул, диван, кровать, тумба – мебель или осень, зима, весна, лето – времена года).

2. Вторым не менее важным признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации (нельзя дотрагиваться мокрыми руками до электрических приборов, так как может ударить током, в связи с тем, что вода хороший электрический проводник).

3. Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Следовательно, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.


4. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью . Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего, в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму , даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Люди всегда думают словами, т. е. они не могут мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.

Следует отметить, что речь является орудием мышления . Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Вместе с тем следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена – не одно и то же. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя . Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что человек не всегда находит нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Таким образом, благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

Физиологическая основа мышления . Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологическую основу мышления составляет сложная аналитико-синтетическая деятельность коры полушарий головного мозга . В соответствии с теорией И. П. Павлова, для процесса мышления большое значение имеют сложные временные связи, образуемые между мозговыми концами анализаторов. Мыслительная деятельность обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики (коды). В нейронных кодах запечатлена определенная частота импульсной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач.

Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Так, известно, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности и существуют зоны коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Кроме того, установлено, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса. Однако сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует . Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах , в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени в зависимости от уровня своего развития связаны с мышлением.

Проблемы мышления рассматривались в различных психологических теориях. Например, в рамках ассоциативной психологии мышление понималось как результат установления связи между следами прошлого опыта и новой информацией. Бихевиоризм обосновывал позицию, согласно которой мышление связано с образованием сложных связей между стимулами и реакциями. В отечественной психологии наиболее часто исследование мышления проводилось в рамках деятельностного подхода . В соответствии с ним внутренняя мыслительная деятельность человека не только является производной от внешней, практической деятельности, но и имеет такую, же структуру. В ней можно выделить в качестве отдельных единиц анализа мыслительные действия и операции. На основе положений данного подхода были разработаны более частные теории (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др.). В настоящее время активно предпринимаются попытки комплексных, междисциплинарных исследований мышления, ведущих к возникновению новых теорий. В качестве примера можно назвать т.н. информационно-кибернетическую теорию мышления, в которой предпринята попытка изучить закономерности мыслительной деятельности человека на основе знаний кибернетики, информатики, других наук. Результатом этого научного поиска стала постановка проблемы «искусственного интеллекта» .

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности, как:

  • · продуктивность ума;
  • · самостоятельность;
  • · широта;
  • · глубина;
  • · гибкость;
  • · быстрота мысли;
  • · творчество;
  • · критичность;
  • · инициативность;
  • · сообразительность и т.д.
  • 1. При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.
  • 2. Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
  • 3. Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
  • 4. Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
  • 5. Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
  • 6. Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
  • 7. Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
  • 8. Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
  • 9. Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
  • 10. Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
  • 11. Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности. Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Страница 11 из 42

Специфика и особенности мышления.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

Лишь в мышле­нии возможно познание становящегося, изменяющегося, разви­вающегося мира;

Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практиче­скую деятельность.

Для психологического анализа мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие специфические каче­ства человеческого мышления, -связь мышления с действием и речью. “Мышление теснейшим образом связано с действием. Че­ловек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается дейст­вием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое со­вершается в действии и в действии выявляется” (С.Л.Рубинштейн).

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями (см. рис. 2):

Рис. 2. Особенности протекания процесса мышления

1. Мышление всегда имеет опосредствованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся о памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предмет­ами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание” внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная позна­вательная деятельность субъекта, необходимая для его полноцен­ной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышле­ния в психологии говорят о мышлении в узком смысле как про­цессе решения задач.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, человек не обращается к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а использует готовые знания, полученные другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими можно найти решение интересующей задачи.

Однако хотя понятийное и образное мышление являются разновидностями теоретического мышления, они находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а законов до теориям".

Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Некоторые ученые на основании трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) - выделяют интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление , наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

В психологии различают еще реалистичное мышление , направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление , связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление , характерный его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.

дискурсивное мышление – это мышление, основанное на логике рассуждения, а не восприятия;

интуитивное мышление – это мышление, основанное на непосредственном чувственном восприятии

В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций.

Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью. "Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми" (Айзенк).

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Развитие мышления

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов.

Границы и содержание этих этапов у разных авторов могут варьировать. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее

Так, в большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни, причем проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи.

Следующий этап развития ребенка связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой.

На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем-трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.

На основании изложенной информации можно выявить несколько наиболее существенных особенностей мышления ребенка дошкольного возраста. Так, существенной особенностью мышления ребенка является то, что его первые обобщения связаны с действием. Другая характерная особенность детского мышления – его наглядность. Наглядность детского мышления проявляется в его конкретности. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми.

При достижении ребенком школьного возраста отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Это явление связано не только с возрастными изменениями, но в первую очередь с теми интеллектуальными задачами, которые необходимо решать ребенку, обучаясь в школе. Круг понятий, приобретаемых ребенком в процессе обучения в школе, все более расширяется и включает все больше новых знаний из различных областей. При этом осуществляется переход от конкретных понятий ко все более абстрактным, а содержание понятий обогащается: ребенок познает многообразие свойств и признаков предметов, явлений, а также их связи между собой; он узнает, какие признаки являются существенными, а какие – нет. От более простых, поверхностных связей предметов и явлений школьник переходит ко все более сложным, глубоким, разносторонним.

В процессе формирования понятий происходит развитие мыслительных операций. Школа учит ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию. Под воздействием школьного обучения развиваются необходимые качества мыслительной деятельности. Знания, приобретенные в школе, способствуют развитию широты и глубины мысли учащихся.

С окончанием школы у человека сохраняется возможность развития мышления. Однако динамика этого развития и ее направленность зависят уже только от него самого.

В настоящее время современная наука уделяет достаточно много внимания вопросу развития мышления. В практическом аспекте развития мышления принято выделять три основные направления исследований: филогенетическое, онтогенетическое и экспериментальное.

Филогенетическое направление предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в процессе исторического развития человечества. Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека. В свою очередь,экспериментальное направление связано с проблемами экспериментального исследования мышления и возможности развития интеллекта в особых, искусственно созданных условиях.

Широкую известность приобрела теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Поэтому не случайно теория развития мышления ребенка, предложенная Ж. Пиаже, получила название операциональной. Операция, по мнению Ж. Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования (интериоризации) внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основными свойствами которой является обратимость (для каждой операции существуют симметричная и противоположная операции). В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии.

1. Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от одного до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Причем под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков.

2. Стадия дооперационального мышления. Относится к возрасту от двух до семи лет. Этот возраст, как известно, характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В это время у ребенка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.

3. Стадия конкретных операций с предметами. Эта стадия начинается в возрасте семи-восьми лет и длится до 11–12 лет. В этот период, по мнению Ж. Пиаже, умственные операции становятся обратимыми. Дети, достигшие этого уровня, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях.

4. Стадия формальных операций. Она охватывает период от 11–12 до 14–15 лет. При этом следует отметить, что развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. На данной стадии развития у ребенка формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

В последние годы появился целый ряд новых концепций развития мышления. Одной из таких теорий является информационная теория интеллектуально-когнитивного развития, предложенная Кларом иУоллесом. Авторы данной теории предполагают, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем. К их числу относятся: система обработки воспринимаемой информации и переключения внимания с одного ее вида на другой; система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленными действиями; система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.

Психологическое мышление - это совершенно особый вид мыслительной деятельности, его анализа и синтеза, направленный на формирование и совершенствование психологических знаний и умений, применение их в практической деятельности при общении с индивидом.

Психологическое мышление является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога, врача, юриста и любого специалиста, имеющего отношение к проблемам человеческого общения.

Все аспекты педагогического и клинического мышления полностью соответствуют аналитико-синтетическим особенностям так называемого психологического мышления. Поэтому авторы решили остановить свое внимание на тех профессионально-психологических знаниях и умениях, на которые и должна быть направлена мыслительная деятельность психолога.

Рассмотрим основные требования к знаниям и умениям в профессиональной деятельности будущего психолога согласно анализу государственного образовательного стандарта и других нормативных документов.

Специалист-психолог должен:

· иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

· владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в устной и письменной речи правильно (логично) оформлять его результаты;

· уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

· быть способен в условиях изменяющейся социальной практики и переоценки накопленного опыта к анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

· понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, связанных с конкретной областью своей деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

· понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

· владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

· знать основные функции психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

· знать историю становления и развития психологической науки;

· понимать специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;

· иметь представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики, социогенезе сознания;

· знать критерии нормы и патологии психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

· понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

· иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;

· понимать природу деятельности человека и ее внутреннее строение; происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

· знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;

· иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

· знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;

· понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие его разновидностей; знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;

· понимать мозговые механизмы высших психических функций человека, сенсорные и гностические нарушения работы зрительных, слуховых и двигательных систем, нарушения основных психических процессов и поведения в целом;

· иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья;

· знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования различных коллективов, организации и функционирования средств массовой коммуникации, службы семьи;

· знать закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии;

· иметь представление о психологическом профессиоведении, методах изучения субъекта трудовой деятельности, методах профессиональной ориентации, консультации и профотбора, стимулирования труда и оптимизации функциональных состояний, повышения работоспособности и преодоления производственных конфликтов; о психологических аспектах профилактики травматизма и аварийности; основах формирования и оптимизации функционирования субъекта труда;

· знать основные направления решения проблемы связи обучения и развития, структуру и функции учебной деятельности, стратегические принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного и нравственного развития личности в обучении;

· знать основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, уметь пользоваться методами диагностики обученности и воспитанности;

· владеть методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;

· иметь представления и определенные навыки, умения в области классической логики, основных разделов не классических логик, познавательных приемов правдоподобных рассуждений, практического анализа логики различного рода рассуждений, аргументационного процесса, приемов и способов ведения дискуссий и полемики;

· знать содержание основных этических учений от античности до современности, сущность, функции и структуру нравственности, основные условия формирования и развития личности, ее свободы и ответственности, понимать роль нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; обнаружить знание основных этических категорий, исторических форм морали и современных проблем нравственного сознания;

· иметь целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусств; понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, значение эстетических категорий в философском осмыслении действительности;

· свободно ориентироваться в методологических проблемах психологии, в исторических типах научного познания, в стилях и образах психологического познания;

· понимать роль генотипа в поведении человека, иметь представление о детерминантах генетической изменчивости, владеть методами психогенетики;

· знать основы теории вероятностей, дисперсионного и факторного анализа, анализа семантических структур, владеть математическими методами измерения личностных свойств и тестирования способностей человека;

· иметь представление о роли и месте психологии в системе обучения и воспитания, о методике преподавания психологии;

· иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности соответственно профилю специализации в общей, социальной, возрастной, педагогической, клинической, организационной психологии, психофизиологии и др.

Таким образом, эффективность профессиональной деятельности психолога зависит прежде всего от такого количества знаний и умений, которые он приобрел в процессе обучения и умения применять их на практике. Иными словами, эффективность деятельности психолога зависит от уровня его интеллектуального развития, т.е. от интегрального функционирования высших мозговых функций, от степени его профессионального мышления.

Юридическое мышление

Юридическое мышление - своеобразный вид мыслительной деятельности юриста, направленный, с одной стороны, на доказательство вины, а с другой - на доказательство невиновности человека и изыскания объективности принятия единственно правильного решения.

Подобную дифференциацию можно объяснить различными психологическими особенностями личности адвоката, следователя, прокурора и судьи. Однако общее, что объединяет эти личности под понятием «юрист», - это изыскание истины.

При изыскании истины в реконструктивной деятельности юриста должны реализовываться все качества его интеллекта: воображение, память, мышление, интуиция и др., иными словами, должна быть задействована вся интегральная деятельность мозга.

Вопросами юридической психологии в общем и юридическим мышлением в частности занимались многие психологи, однако, по мнению авторов, наиболее значительные успехи в этой области достигнуты профессором-правоведом Ю.В. Чуфаровским. В связи с этим, авторы сочли необходимым привести описание мыслительной деятельности юриста, а также дать психологическую характеристику личности следователя, судьи, прокурора и адвоката (см.: Ю.В. Чуфаровский. Юридическая психология. М., 1997).

В реконструктивной деятельности реализуются такие интеллектуальные качества следователя, как воображение, память, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция.

В создании мысленных проб и последующей разработки следственных версий, особенно на первоначальных этапах расследования, большое значение имеют интуиция и воображение следователя. Воображение на основе синтеза полученной информации и профессионального опыта создает версии прошлого события, которые сопоставляются со всеми собранными по делу доказательствами. Интуитивный процесс выражается в комплексном подходе при анализе информативных ориентиров поиска. Интуиция, как часть творческого мышления, не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в систему доказательств, обнаружить ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность.

Основное назначение интуиции в процессе расследования состоит в том, что она способствует созданию гипотезы. Она играет важную вспомогательную роль в процессе доказывания, но не может учитываться при принятии процессуальных решений.

Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и понимать все до мелочи, Следует отметить, однако, что видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это требует конкретного и абстрактного в следственном мышлении, которое позволяет воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. Мышление, как и воображение, участвует на всем протяжении расследования, ибо «мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления»*. Следователю постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование уголовного дела.

* Лукин Г.Д., Платонов К.К. Психология. М., 1964. С. 142.

Дискурсивное мышление само по себе, без включения других компонентов, является вполне достаточным средством исследования и доказывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и предпосылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого; 2) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограничена небольшим числом и строго определенными формами. Тогда действительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.

Дискурсивное мышление хорошо работает в достаточно очерченной сфере, пробегая отдельные этапы между заранее намеченными пунктами и известными положениями, при ясном различении того, что дано и что требуется доказать, то есть на заключительных этапах расследования. При этом движение мысли происходит от известных фактов к искомому, доказываемому положению, которое уже намечено заранее, оформилось гипотетически. Но рождение гипотезы (версии) и подбор соответствующих фактических данных происходят на основе более широкого и содержательного процесса, чем тот, который мы имеем в логическом мышлении. Как установлено психологией, здесь вступает в свои права творческое мышление.

Всякое мышление включает в себя два необходимых компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалистику и не уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из которых решает конкретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и образует мыслительную деятельность.

Участие образных компонентов в мышлении следователя укрупняет информационные элементы, которыми оперирует он в процессе мышления, способствует стимулированию мыслительного процесса, влечет за собой увеличение количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по мере появления образных компонентов в процессе мышления.

Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкретного образа через формирование образа все более высокого уровня обобщения к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все черты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компоненты, существенные в практической деятельности. Чем дальше продвигается образ от восприятия к схеме, тем он абстрактнее, то есть упрощается, утрачивает некоторые из своих элементов.

Проверка криминалистической версии психологически трудна при работе следователя. Важную роль в этой проверке играет «механизм самоподтверждения»*, благодаря которому субъект считает правильной лишь информацию, подтверждающую выдвинутую им версию, в то время как противоречащие этой гипотезе сведения принимаются за ложные. Эту особенность отмечают и другие психологи.

* Дункер К. Психология репродуктированного мышления. Психология мышления. М., 1965. С. 86; Розов А.И. Экспериментальные исследования эвристической деятельности // Вопросы психологии. 1968. № 6.

На выбор и оценку версий по делу наряду с «механизмом самоподтверждения» оказывает влияние психологическая инерция, в силу которой следователь отдает предпочтение одной версии. «Психологическая инерция - предрасположенность к какому-то конкретному методу или образу мышления при решении задачи».*

* Дексон Дж. Проектирование систем: изобретательность, анализ и принятие решений // Наука и жизнь. 1969. №3. С. 68.

Обязательным компонентом реконструктивной деятельности является проверка надежности ее результатов. На окончательной стадии таким контролем для следователя является суд, но хороший следователь до суда на различных этапах своей работы проверяет созданную им конструкцию различными способами, убеждаясь в ее надежности.

Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему участке. Эта деятельность включает анализ преступности, профилактические мероприятия, правовую пропаганду и начальную стадию перевоспитания преступника для возвращения его к социальной норме поведения. Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть интерес к профессии, мотивы, побуждающие к следственной деятельности, и эмоциональное к ней отношение. Речь идет о следователе, относящемся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу. Расследование - это итог его раздумий, жизненного и профессионального опыта, интуиции и таланта.

Личность следователя отличается сложностью и многогранностью. Большое значение в формировании личности следователя имеют учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности. Один из главных аспектов статуса личности следователя - овладение им своей социальной ролью во всем ее разнообразии и динамике.

Следователь в своей работе постоянно испытывает эмоциональные перегрузки. На него действует большое количество отрицательных эмоций: страх, жалость, отвращение, гнев, которые он должен в силу выполнения своего служебного долга подавлять, а в иных случаях - скрывать. Для снятия нервного напряжения, возникающего под действием указанных эмоций, необходима положительная разрядка. В ее основе лежит чувство удовлетворения результатами своего труда.

Почти по каждому делу следователь выступает в функции криминолога и социолога, выясняющего причины и условия совершения данного преступления, а также в качестве педагога, оказывающего воспитательное воздействие на лицо, совершившее это преступление.

Деятельность судьи исключительно сложна и многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально и четко регламентирована законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на основе высоких моральных качеств, правосознания в результате постоянного понимания важности своей деятельности для общества.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не должен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц*.

* Кодекс чести судьи РФ // Законность. 1994. №2.

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стимулирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информации, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей должен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях...»*

* Калинин М.И. О социалистической законности. М., 1959. С. 177.

Особенность деятельности судьи заключается в том, что она не может рассматриваться только как служба, она всегда должна быть призванием. Как хорошо подметил Г. Медынский, «главное - в самой психологии судьи, в его философском осмыслении отношения к человеку и обществу... Суд не служба, суд - высокое общественное служение, и слепой судья народу не слуга»*.

* Медынский Г. Трудная книга. 1966. С. 333.

Судебные дела чрезвычайно разнообразны как по объему, так и по характеру. Разноплановость работы судьи предполагает немалую общую и юридическую эрудицию, умение принимать решения в самых разнообразных ситуациях.

Основная задача суда - вынесение справедливого приговора или решения по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством. Судебный процесс оказывает воспитательное воздействие на всех, кто участвует или присутствует на нем, а также на более или менее значительные группы населения, находящиеся за пределами суда.

Суды оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

1. Формируют у граждан правосознание.

2. Уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания.

3. Высокая культура судебного процесса создает вокруг преступника и его пособников атмосферу морального осуждения.

4. Судебный процесс стимулирует общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления*.

* Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991. С. 159.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его праве, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из специфических особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи - не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуникативных качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежливость, сдержанность в манерах поведения, эмоциях, речи.

Судья никогда не должен в ходе судебного следствия своим внешним видом, поведением, отношением к кому-либо из участников показать, что он уже имеет мнение по данному вопросу. Окончательное разрешение рассматриваемого дела происходит лишь в совещательной комнате. Строгое соблюдение этого правила помогает не только правильному вынесению приговора, но и правильному осуществлению познавательной деятельности.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса даст возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи него он сможет, на основании главным образом словесной информации, мысленно воссоздать модель прошедшего события, обстоятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправданность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличают беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью.

Курс подготовки судей должен способствовать развитию судейского мышления. Для того чтобы обучение достигло цели, судьи должны получать психологическую поддержку от других судей, включая судей из зарубежных стран*.

* Судебная реформа в РФ // Российская юстиция 1994. № 1. С. 15.

Необходимость осуществления функций организации судебного процесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора - дисциплинированности, собранности, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структуры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

Наличие психологических знаний дает возможность судье правильно определить отношение к источнику сообщаемых сведений, выяснить возможные причины искажения из имевших место в действительности фактов, все психические особенности данной личности, понять мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время, воздействовать на личность.

Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны прокуратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов на порученных ей участках работы.

В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными качествами и, в частности, высоким уровнем мышлением.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, и называют причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление прокурора, так как основным содержанием его умственной работы является ведение следствий. Следственное мышление требует гармонического сочетания анализа и синтеза. Обостренная чуткость, тонкость различения правды и лжи, истины и заблуждения служат залогом предусмотрительности прокурора, условием предвидения дальнейшего хода событий и поведения участников в конкретном деле.

Отмеченные особенности мышления предполагают наличие у прокурора следующих качеств ума*:

* Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 112- 113; Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 162-163.

· глубины - способности проникнуть за поверхность видимого, в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;

· широты - умения охватить широкий круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;

· мобильности - способности к продуктивности мышления, мобилизации и использованию знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

· быстроты - умения решать задачи в минимальное время, ускоренно оценивая обстановку и принимая неотложные меры;

· самостоятельности - способности к постановке целей и задач, умения находить их решение и пути к их достижению без посторонней помощи;

· целеустремленности - волевой направленности мышления на решение определенной задачи, способности длительное время удерживать ее в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над ее разрешением;

· критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

· гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Профессиональная деятельность его требует большой личной инициативы, целеустремленности, упорства, настойчивости, хороших организаторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокурора связаны с использованием речи в ее основных формах - устной и письменной. Умение донести свои мысли для прокурора так же важно, как умение мыслить, а умение слушать не менее важно, чем умение говорить.

Как государственный обвинитель, выступающий в суде, прокурор обвиняет от имени государства, представляя собой, таким образом, огромное социальное большинство. Это требует от прокурора тщательного анализа доказательств по делу, объективных выводов в результате этого анализа и умения высказывать требования справедливого приговора словами, понятными народу, от имени которого прокурор произносит речь.

Формирование мнения прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела - сложный процесс, где учитываются данные правового характера, предусмотренные законом, а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с момента его возбуждения и до вынесения приговора, поэтому мнению государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он первым высказывает свое мнение. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедительно аргументировано*.

* Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания // Законность. 1993. № 12. С. 11.

Определенное мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности допросов членов преступной группы, занимавших в этой группе различное иерархическое положение.

Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание значимости своего труда умножают силы и способности прокурора, помогают ему правильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняют от узкопрофессионального отношения к своим обязанностям.

Деятельность адвоката в значительной степени обусловливается спецификой его социально-психологической роли. Адвокаты - это люди, профессиональный долг которых оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. Законом на него возложена защита всех прав и интересов подсудимого.

Деятельность адвоката в большинстве случаев зависит от умелого установления психологических контактов с людьми, от правильного подхода к подзащитному как к личности, от надлежащего взаимодействия его с судом, следователем, прокурором. Большую роль в этом играет организаторская деятельность адвоката: составление плана при подготовке для участия в процессе, осуществление методов и приемов, выработанных практикой и профессиональным опытом. Это дает ему возможность правильно ориентироваться в различных ситуациях, по возможности своевременно устранять недоразумения и неточности, вносить поправки при выявлении новых обстоятельств в составленный им план. Адвокат должен тщательно продумать все те вопросы, которые ему необходимо выяснить как в подготовительной части судебного заседания, так и в ходе судебного следствия. Только изучив, проанализировав и сделав выводы о личности подзащитного, логически продумав свою линию защиты, адвокат может достигнуть положительных результатов в процессе. Правильная и квалифицированная защита является гарантией того, что ни один невиновный не будет предан суду или осужден.

По ходу рассмотрения дела адвокат должен не только отстаивать интересы подзащитного, но и воспитывать, укреплять чувство законности. Успех его деятельности во многом зависит от умения находить и активно использовать среди большого числа доказательств такие, которые бы оправдывали его подзащитного или смягчали вину. Для этого требуется поиск, творческое мышление, четкая ориентация в обстоятельствах дела. Выступая в процессе, адвокат придерживается выработанной им линии защиты и четко обозначенной цели, для достижения которой ему необходимо осуществлять какие-то действия, принимать своевременные решения. Здесь для адвоката очень важны самостоятельность, принципиальность, умение противостоять другим участникам процесса, волевые качества, настойчивость и решительность. Участвуя в решении вопросов правосудия, оценивая поступки и действия людей, вскрывая их психологическое содержание, защитник должен иметь на это нравственное право. Он должен быть принципиален, честен, непримирим к нарушению прав и законных интересов своего подзащитного. Адвокат должен иметь свое собственное мнение, не поддаваться внушаемости, уметь отстаивать свои убеждения и позиции.

Как правило, все материалы уголовного дела адвокат рассматривает под углом зрения своего подзащитного. В лице защитника общество как бы протягивает обвиняемому руку помощи. В умении видеть в совершившем преступление человеке положительные черты, планировать его будущее заключается социальный аспект деятельности адвоката.

В деятельности адвоката, кроме социального аспекта, присутствуют также реконструктивный и коммуникативный аспекты.

Доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность защитника. Здесь реализуются такие качества, как память, аналитическое и синтетическое мышление, воображение. В коммуникативной деятельности адвоката выделяются два аспекта: 1) психологический контакт с подзащитным; 2) психологический контакт с составом суда и остальными участниками процесса. В этом аспекте реализуются качества адвоката как судебного оратора.

В процессе как адвокат, так и прокурор должны представить свои доводы суду в обоснованной и убедительной форме, внимательно разобравшись в личности подсудимого, в психологических причинах и мотивах совершенного им преступления. Как оправдание подсудимого за счет умаления социальной опасности преступления, так и преждевременная сдача позиций без борьбы являются одинаково вредными как для самого подсудимого, так и для общества в целом. Умение соединить в защите интересы подзащитного и общества, умение поднять социальное значение защиты при отстаивании, в сущности, частного интереса - это, несомненно, одно из важных проявлений профессиональной культуры адвоката*.

* Бочков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978. С. 10-11.

В своей деятельности адвокат не должен разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи. Поскольку деятельность адвоката носит публично-правовой характер, ее содержание на всех этапах защиты интересов лиц, обратившихся за юридической помощью, определяется осознанием адвокатом своей правовой и нравственной обязанности содействовать охране правопорядка и укреплению законности.

Положение адвоката как члена общественной организации, честь и достоинство которой он должен всемерно ограждать и укреплять, предъявляет особые, повышенные нравственные требования к его поведению не только во время непосредственного исполнения своих профессиональных обязанностей, но также и вне рамок его специальных знаний (в семейных отношениях, в быту, в общественной жизни и т.п.).

Адвокаты играют значительную роль в правовоспитательной работе среди населения. Разъясняя каждодневно те или иные положения законодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания граждан, способствуют предупреждению правонарушений.

Таким образом, профессионализм юриста зависит от нормальной интегральной деятельности высших мозговых функции, и прежде всего от его юридического мышления.