Обучение в Харроу. Что омрачало детство и юность Байрона

Джордж Байрон, фото и биографию которого вы найдете в этой статье, заслуженно считается великим Годы его жизни - 1788-1824. С эпохой романтизма неразрывно связано творчество Джорджа Байрона. Отметим, что романтизм возник в конце 18 - начале 19 века в Западной Европе. Это направление в искусстве появилось в результате Французской революции и просветительства, связанного с нею.

Романтизм Байрона

Люди, которые старались мыслить прогрессивно, были недовольны итогами революции. Кроме того, политическая реакция усилилась. Романтики в результате этого разделились на два противоборствующих лагеря. Одни призывали общество возвратиться к патриархальному быту, к традициям Средневековья, отказаться от решения назревших проблем. Другие же ратовали за продолжение дела Французской революции. Они стремились внести в жизнь идеалы свободы, равенства и братства. Джордж Байрон примкнул именно к ним. Проводимую английским правительством колониальную политику он резко обличал. Байрон выступал против принятия антинародных законов и подавления свобод. Этим он вызвал большое недовольство власти.

Жизнь на чужбине

В 1816 году против поэта началась враждебная кампания. Ему пришлось навсегда покинуть родную Англию. Изгнанник на чужбине активно участвовал в борьбе греческих повстанцев и итальянских карбонариев за независимость. Известно, что А.С. Пушкин считал гением этого поэта-бунтаря. Англичанин пользовался большой популярностью у декабристов. Белинский, выдающийся русский критик, также не обошел его вниманием. О Байроне он отзывался как о поэте, который внес большой вклад в мировую литературу. Хотите познакомиться с ним поближе? Предлагаем прочитать подробную биографию Байрона.

Происхождение Байрона

Он родился в Лондоне 22 января 1788 г. Происхождение его было высоким как со стороны отца, так и со стороны матери. И Джон Байрон, и Кэтрин Гордон были выходцами из высшей аристократии. Тем не менее детство будущего поэта прошло в условиях крайней бедности.

Дело в том, что Джон Байрон, гвардейский офицер (на фото выше), вел очень расточительную жизнь. Отец будущего поэта промотал за короткий срок два больших состояния, которые достались ему от первой супруги и от второй, матери мальчика. У Джона от первого брака была дочь Августа. Ее воспитывала бабушка, и только в 1804 году началась ее дружба со сводным братом.

Раннее детство

Родители вскоре после рождения Джорджа разошлись. Отец отправился во Францию и умер там. В шотландском городе Эбердине прошло раннее детство будущего поэта. Здесь же он обучался в Грамматической школе. По окончании третьего класса из Англии пришло сообщение о том, что двоюродный дед Джорджа умер. Так Байрону по наследству перешел титул лорда, а также Ньюстедское аббатство - родовое поместье, находящееся в Ноттингемском графстве.

И замок, и поместье были в запущенном состоянии. Средств на их восстановление не хватало. Поэтому мать Джорджа Байрона решила сдать в аренду Ньюстедское аббатство. Сама она вместе с сыном поселилась в Саутвелле, расположенном неподалеку.

Что омрачало детство и юность Байрона?

Детство и юность Байрона омрачало не только отсутствие средств. Дело в том, что Джордж был хромым от рождения. Доктора придумывали различные приспособления для того, чтобы справиться с хромотой, однако она не проходила. Известно, что мать Байрона имела неуравновешенный характер. Она попрекала сына в пылу ссор этим физическим недостатком, что причиняло молодому человеку глубокие страдания.

Обучение в Харроу

Джордж в 1801 году поступил в закрытую школу в Харроу. Она была предназначена для детей знатного происхождения. Здесь готовили будущих дипломатов и политиков. Роберт Пиль, ставший затем министром внутренних дел, а впоследствии и премьер-министром Англии, учился в одном классе с таким великим поэтом, как Джордж Гордон Байрон. Биография нашего героя продолжается событиями в личной жизни.

Первая любовь

В возрасте 15 лет, в 1803 году, Байрон влюбился в Мэри Чаворт. Это произошло во время каникул. Девушка была старше Джорджа на 2 года. Вместе они проводили много времени. Однако этой дружбе не суждено было закончиться свадьбой. Любовь к Мэри долгие годы терзала романтическую душу такого поэта, как Байрон Джордж Гордон. Краткая биография переходит к описанию студенческих лет Джорджа.

Студенческие годы

Юноша в 1805 году стал студентом Кембриджского университета. Период обучения в нем был временем проказ, наслаждения и веселья. Кроме того, Джордж увлекался спортом. Он занимался боксом, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Впоследствии стал одним из лучших в Англии пловцов Джордж Байрон. Интересные факты о нем, не правда ли? В это же время он увлекся чтением. Вскоре многие начали замечать, что у Байрона Он был способен запоминать текст целыми страницами.

Первые сборники стихотворений

"Британские барды", Джордж Байрон

Краткая биография знакомит читателей и с трудностями, с которыми пришлось столкнуться поэту на протяжении его жизненного пути. В частности, в журнале "Эдинбургское обозрение" в 1808 году появилась анонимная рецензия. В ней неизвестный беспощадно высмеял произведения Байрона. Он написал, что тот не владеет языком художественной литературы и посоветовал ему учить поэзию, а не публиковать корявые стихи. Джордж Байрон в ответ на это издал в 1809 году поэму "Британские барды". Успех произведения был огромным. Поэма выдержала четыре издания.

Двухлетнее путешествие, которое совершил Джордж Байрон

Краткая биография его отмечена двухлетним путешествием, в которое Байрон отправился в конце 1809 г. Он закончил в это время свою поэму под названием "По стопам Горация", а также создал стихотворные путевые заметки. Путешествие сильно повлияло на развитие творчества и поэтического дара Байрона. Путь его начался с Португалии, после чего Джордж посетил остров Мальту, Испанию, Албанию, Грецию, Константинополь. Летом 1811 года Байрон возвратился в Англию. Здесь он узнал о том, что его мать тяжело больна. Однако Джорджу не удалось застать ее в живых.

"Паломничество Чайльд-Гарольда"

Джордж уединился в Ньюстеде и принялся за работу над своей новой поэмой, которую он назвал "Паломничество Чайльд-Гарольда". Однако когда произведение было закончено, редактор Меррей выдвинул требование исключить из поэмы строфы, имеющие политический характер. Джордж Байрон, биография которого свидетельствует о его любви к свободе, отказался переделывать произведение.

В образе Чайльд-Гарольда Байрон воплотил черты нового героя, который находится в непримиримом конфликте с моралью и обществом. Актуальность данного образа обеспечила успех поэмы. Она была переведена практически на все языки мира. Вскоре имя Чайльд-Гарольда стало нарицательным. Под ним подразумевается разочарованный во всем человек, который протестует против действительности, враждебной ему.

Деятельность в Палате лордов

Он решил отстаивать свою позицию не только в стихах. Джордж Байрон вскоре занял место в которое досталось поэту по наследству. В Англии в это время очень популярно стало луддитское движение, заключавшееся в протесте ткачей против появившихся ткацких машин. Дело в том, что автоматизация труда многих из них оставила без работы. А у тех, кому удалось получить ее, сильно снизилась заработная плата. Люди видели корень зла в и принялись разрушать их.

Правительство решило издать закон, согласно которому те, кто разрушал машины, должны были быть приговорены к смертной казни. Байрон произнес речь в парламенте, протестуя против столь бесчеловечного законопроекта. Джордж заявил, что государство призвано защищать интересы граждан, а не нескольких монополистов. Однако несмотря на его протесты, закон был принят в феврале 1812 г.

В стране после этого начался террор против ткачей, которых стали осуждать на казнь, ссылать в ссылку, заключать в тюрьму. Байрон не остался в стороне от этих событий и опубликовал свою гневную оду, в которой обличались авторы закона. Что написал Джордж Байрон еще в эти годы? Целая серия романтических поэм вышла из-под его пера. Расскажем вкратце и о них.

"Восточные поэмы"

Джордж Байрон с 1813 года создал серию романтических поэм. В 1813 году появились "Гяур" и "Абидосская невеста", в 1814 г. - "Лара" и "Корсар", в 1816 г. - "Осада Коринфа". В литературе их принято называть "Восточными поэмами".

Неудачная женитьба

Английский поэт Джордж Байрон в январе 1815 г. женился на Аннабелле Мильбенк. Эта девушка происходила из аристократической Супруга Байрона выступала против его общественной деятельности, явно противоречившей курсу правительства. В семье в результате этого возникали размолвки.

У пары в декабре 1815 г. родилась дочь, которую назвали Адой Августой. А уже в январе 1816 г. жена ушла от Байрона без объяснения причины. Родители ее сразу же выступили инициаторами бракоразводного процесса. Байрон в это время создал несколько произведений, посвященных Наполеону, в которых выразил мнение о том, что, ведя войну против Бонапарта, Англия принесла своему народу много горя.

Байрон покидает Англию

Развод, а также "неправильные" политические взгляды привели к тому, что на поэта началась травля. Газеты до такой степени раздули скандал, что Байрон не мог даже просто выйти на улицу. Он покинул родину 26 апреля 1816 года и больше уже не вернулся в Англию. Последним стихотворением, написанным в родных краях, стали "Стансы к Августе", посвященные Байрона, которая была для него опорой все это время и поддерживала в Джордже творческий дух.

Швейцарский период

Сначала Байрон намеревался пожить во Франции, а потом в Италии. Однако французские власти запретили ему останавливаться в городах, разрешив только проехать по стране. Поэтому Джордж отправился в Швейцарию. Он поселился у Женевского озера на вилле Диодати. В Швейцарии он познакомился и подружился с Шелли. Период проживания в этой стране - с мая по октябрь 1816 г. В это время были созданы поэмы "Тьма", "Сон", "Шильонский узник". Кроме того, Байрон приступил к написанию еще одной поэмы, "Манфред", а также создал третью песнь "Чайльд-Гарольда". После этого он отправился в Венецию.

Знакомство с Гвиччиоли, участие в движении карбонариев

Здесь произошло знакомство с графиней Гвиччиоли, в которую Байрон влюбился. Женщина была замужем, однако она ответила поэту взаимностью. Тем не менее графиня вскоре уехала в Равенну вместе с мужем.

Поэт решил перебраться вслед за своей возлюбленной в Равенну. Это произошло в 1819 году. Здесь он активно участвовал в движении карбонариев, которые в 1821 году начали подготовку к восстанию. Однако оно не началось, поскольку некоторые члены организации оказались предателями.

Переезд в Пизу

В 1821 году Джордж Гордон перебрался в Пизу. Здесь он жил с графиней Гвиччиоли, к тому времени уже разведенной. Шелли также жил в этом городе, однако осенью 1822 года он утонул. Байрон с 1821 по 1823 г. создал следующие произведения: "Марино Фальеро", "Сарданапал", "Двое Фоскари", "Небо и земля", "Каин", "Вернер". Кроме того, он начал свою драму под названием "Преображенный урод", которая осталась незавершенной.

Байрон создавал знаменитого "Дон Жуана" в период с 1818 по 1823 год. Это великое творение, впрочем, тоже осталось незавершенным. Джордж прервал свою работу для того, чтобы участвовать в борьбе за независимость греческого народа.

Участие в борьбе за независимость греческого народа

Байрон осенью 1822 г. переехал в Геную, после чего отбыл в Миссолонги (в декабре 1823 г.). Однако в Греции, так же как и среди итальянских карбонариев, наблюдалось отсутствие единства среди повстанцев. Байрон потратил много сил, пытаясь сплотить бунтарей. Джордж провел большую организационную работу, пытаясь создать единую повстанческую армию. Очень напряженной была в то время жизнь поэта. К тому же он простудился. Байрон написал в день своего 36-летия стихотворение, получившее название "Сегодня мне исполнилось 36 лет".

Смерть Байрона

Он очень переживал из-за болезни Ады, своей дочери. Вскоре, однако, Байрон получил письмо с сообщением о том, что она выздоровела. Джордж на радостях сел на коня и отправился на прогулку. Однако начался сильный ливень, который стал фатальным для простуженного поэта. Жизнь Джорджа Байрона оборвалась 19 апреля 1824 года.

Байрон оказал большое влияние на мировую литературу 19 века. Появилось даже целое направление, известное как "байронизм", которое отразилось в творчестве Лермонтова и Пушкина. Что касается западной Европы, влияние этого поэта ощутили Генрих Гейне, Виктор Гюго, Адам Мицкевич. Кроме того, поэмы Байрона легли в основу музыкальных произведений Роберта Шумана, и Петра Чайковского. И по сей день в литературе ощущается влияние такого поэта, как Джордж Байрон. Биография и творчество его интересуют многих исследователей.

Имя: Джордж Байрон (George Byron)

Возраст: 36 лет

Деятельность: поэт

Семейное положение: был в разводе

Джордж Байрон: биография

Джордж Байрон - английский поэт, именем которого названо целое направление в мировой литературе. Стихотворные произведения, полные отчаяния из-за жестокости и циничности мира, разбитых романтических идеалов и несбывшихся мечтаний о прекрасном, впечатлили не одно пылкое сердце.


Страдания и болезненный романтизм Байрона не были притворными: этот человек действительно очень остро воспринимал реальный мир и переживал из-за несовершенства жизни и людей. Однако не все знают, что помимо терзаний духовных биография Джорджа Байрона наполнена также терзаниями житейскими и телесными.

Детство и юность

Джордж Гордон Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 года. Семья будущего поэта, несмотря на знатность, была довольно бедной. Мать мальчика стала второй супругой лорда Байрона-старшего. Едва маленькому Джорджу минуло три года, как его отец умер, оставив жену с ребенком на руках и практически без средств к существованию.


Женщина вместе с ребенком вернулась в фамильное поместье Ньюстед Эбби, что под Ноттингемом, которое позднее унаследовал Байрон. Жизнь в замке оказалась вовсе не королевской: старое здание разваливалось, постоянно напоминая о нищенском состоянии счетов. Мать Джорджа со временем ожесточилась из-за постоянных трудностей и постоянно придиралась к сыну, считая того не идеальным.

Кроме того, Байрон страдал из-за врожденной хромоты, которая нередко становилась предметом насмешек сверстников. Мальчик настолько переживал, что однажды всерьез попросил семейного доктора ампутировать больную конечность. Смеялись над будущим поэтом и из-за веса - известно, что к 17 годам Джордж весил 102 килограмма. При этом рост молодого человека был только 1,72 метра.


Подобные обстоятельства повлияли на характер юного Байрона, превратившегося в замкнутого и стеснительного подростка, который чувствовал себя в своей тарелке только в одиночестве, наедине с книгами и собственными мечтами. Это ощущение - собственной ненужности, непохожести на других - Байрон пронесет красной нитью через все произведения.

Начальное образование маленький Джордж получил дома, занимаясь с приходящим учителем. В дальнейшем Байрон учился в далвичской частной школе. В 1801-м Джордж примкнул к рядам учеников закрытой школы для аристократов в городке Харроу, а спустя четыре года поступил в Тринити-колледж при университете Кембриджа. Известно, что учеба давалась юному Байрону с трудом, однако интерес к книгам возник с ранних лет.

Литература

Первая книга Байрона, названная «Стихи на случай», вышла в 1806 году. Спустя год поэт напечатал еще один сборник стихотворений - «Часы досуга». В отличие от повседневной жизни творчество позволяло Байрону чувствовать уверенность в собственных силах. Однако общественность довольно критически отнеслась к новоявленному поэту, высмеяв предисловие, написанное Байроном для второй книги. Поэт не растерялся и посвятил критикам едкую сатиру «Английские барды и шотландские обозреватели», которая стала едва ли не популярнее самих лирических произведений.


В 1809 году поэт был вынужден покинуть родную Великобританию. Дело в том, что, еще будучи студентом, Байрон пристрастился к карточным играм и алкоголю. Нетрудно догадаться, что подобные увлечения постоянно проделывали существенные прорехи в скудном бюджете Джорджа Байрона. Окончилось все тем, что поэт решил просто сбежать от заимодавцев и кредиторов, терявших терпение.

Вместе с приятелем Джоном Хобхаусом Байрон отправился в путешествие. Друзья повидали Грецию, Испанию, Португалию и другие страны. Главным результатом поездки стала поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда». Это романтическое повествование о путнике, который прошел через разочарование в окружающем мире и пережил полное крушение юношеских представлений о мире. Безусловно, главный герой поэмы - отражение автора, его чувств и печалей.


Первые две части «Чайльд-Гарольда» вышли в 1812 году и моментально подарили поэту популярность и интерес интеллигентной общественности. Следующие два года Байрон работал над так называемыми восточными поэмами - «Лара», «Гяур», «Абидосская невеста». Эти произведения также снискали любовь читателей и активно перепечатывались.

В 1816 году Джордж Байрон покинул Англию окончательно. К этому времени поэт успел не только выпустить третью часть «Чайльд-Гарольда» и еще десяток стихотворений, но и развестись с женой, заработать нелестную репутацию и вызвать зависть всех, кто считал себя поэтом, но не дотягивался до славы Байрона.


Мать Джорджа Байрона к тому моменту уже ушла из жизни. Поэтому поэт смог спокойно продать родовое имение Ньюстед, что позволило ему на время забыть о материальных трудностях. Байрон поселился в тихой швейцарской деревеньке, из которой изредка выбирался на экскурсии по стране.

Спустя некоторое время поэт снова переехал, на этот раз в Венецию. Этот город настолько покорил Байрона, что тот написал несколько стихотворений, посвященных Венеции. Здесь же он окончил четвертую песнь «Чайльд-Гарольда», а в 1818-м приступил к написанию поэмы под названием « », которую позднее критики и литературоведы однозначно назовут лучшей в творчестве лорда Байрона. В это произведение вошли 16 песен.


Параллельно с «Доном Жуаном» Байрон продолжал работу над «Чайльд-Гарольдом», а также написал поэму «Мазепа» и множество стихотворений. В целом этот период, совпавший в биографии Байрона с отношениями с любимой женщиной, стал самым плодотворным в творческом плане.

К сожалению, «Дон Жуан», задуманный как некий альманах из 50 песен, остался неоконченным. Читатели так и не узнали, к чему привели путешествия и приключения сладострастного Жуана, потому как жизненное путешествие самого лорда Байрона подошло к концу.

Личная жизнь

Личная жизнь поэта и при жизни, и после кончины была окружена домыслами, преувеличениями и слухами. Однако даже те моменты, которые доподлинно известны, позволяют судить о лорде Байроне как о достаточно смелом экспериментаторе в плане дел сердечных, а также как о человеке, презирающем ханжескую мораль.


Известно, что первой избранницей поэта стала его сводная сестра Августа (дочь отца от первого брака). Спустя год, в 1814-м, Байрон сделал предложение новой возлюбленной Анне Изабелле Милбенк. Девушка не согласилась вступить в брак с поэтом, однако с удовольствием продолжила общаться с Джорджем в письмах. Через год Байрон решился повторно просить руки и сердца прекрасной Анны. На этот раз девушка приняла это предложение, став первой женой поэта.


Спустя некоторое время супруга подарила Байрону первенца - дочь Аду. К сожалению, к тому моменту отношения пары уже трещали по швам. А через несколько месяцев Анна Милбенк забрала ребенка и вернулась в родительский дом. Свое решение женщина объяснила неверностью мужа и его странными привычками, а также постоянной бедностью и пьянством Байрона.

Под странными привычками Анна подразумевала гомосексуальные связи мужа, которые в тогдашней Англии карались смертью. Сразу после ухода жены лорд Байрон и покинул страну, отправившись в путешествие.

Примечательно, что дочь Байрона Аду называют первым программистом в мире. Удивительно, что подобное занятие привлекло женщину того времени, но факт остается фактом, Ада Лавлейс (взявшая фамилию мужа) составила первую программу для вычислительной машины, созданной .

В 1817 году у Байрона случился короткий роман с девушкой по имени Клэр Клэрмонт, сводной сестрой писательницы . Клэр подарила поэту вторую дочь. Девочка, названная Аллегрой, умерла в пятилетнем возрасте.

1819 год подарил Байрону новые отношения, ставшие для поэта действительно счастливыми. Избранницей Джорджа стала Тереза Гвиччиоли. На момент знакомства с Байроном женщина была замужем, однако вскоре развелась с супругом и стала открыто жить с поэтом, не боясь мнения общественности. Время, проведенное с Терезой, было плодотворным для Байрона в плане творчества. Вплоть до отъезда в Грецию поэт будет жить с возлюбленной.

Смерть

В 1824 году Джордж Байрон отправился в Грецию, чтобы поддержать восстание, организованное против правления турков. Поэт жил в бараках и землянках вместе с повстанцами. Подобные условия не замедлили сказаться на здоровье Байрона. Поэт подхватил страшную лихорадку и спустя несколько дней, 19 апреля 1924-го, умер.


Медики провели вскрытие тела поэта. Известно, что некоторые органы было решено забальзамировать и оставить в местной церкви, что и было сделано. Однако вскоре эти урны были украдены. Тело лорда Байрона отправили на родину поэта и захоронили неподалеку от имения Ньюстед, ранее принадлежавшего его семье.

В мире существует 4 памятника поэту: два из них расположены в Италии, один в Греции и один - в датском музее. Пожалуй, каждый поклонник стихов Байрона стремится сделать фото рядом с каменным воплощением любимого поэта.

Библиография

  • 1806 - «Стихи на случай»
  • 1813 - «Гяур»
  • 1813 - «Абидосская невеста»
  • 1814 - «Корсар»
  • 1814 - «Лара»
  • 1818 - «Паломничество Чайльд-Гарольда»
  • 1819-1824 - «Дон Жуан»
  • 1819 - «Мазепа»
  • 1821 - «Каин»
  • 1821 - «Небо и земля»
  • 1822 - «Вернер, или Наследство»
  • 1823 - «Бронзовый век»
  • 1823 - «Остров, или Христиан и его товарищи»

Восточные поэмы Байрона (1813 - 1816) Результатом путешествия Байрона я вились его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название "восточных". К этому циклу относятся следующие поэмы: "Гяур" (1813), "Абидосская невеста" (1813), "Корсар" (1814), "Лара" (1814), "Осада Коринфа" (1816) и "Паризина" (1816). Определение это в полной мере, если иметь в виду колорит, относится только к первым трем; в "Ларе" же, как указывал сам поэт, имя испанское, а страна и время события конкретно не обозначены, в "Осаде Коринфа" Байрон переносит нас в Грецию, а в "Паризине" - в Италию. В стремлении объединить эти поэмы в один цикл есть известная логика, подсказанная общими признаками, характерными для всех названных поэм. В них Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться "байронической". Героем "восточных поэм" Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это - типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Восхваление индивидуалистического бунтарства было выражением духовной драмы Байрона, причину которой следует искать в гибели освободительных идеалов революции и установлении мрачной торийской реакции. Этот байроновский индивидуализм был впоследствии весьма отрицательно оценён передовыми современниками английского поэта. Однако ко времени появления "восточных поэм" это их противоречие не столь резко бросалось в глаза. Гораздо более важным тогда было другое: страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая замечательная черта "восточных поэм" - воплощённый в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг. Современников глубоко волновали разбросанные повсюду в "восточных поэмах" мысли о гибели сокровищ человеческих сил и талантов в условиях буржуазной цивилизации; так, один из героев "восточных поэм" грустит о своих "нерастраченных исполинских силах", а другой герой, Конрад, был рождён с сердцем, способным на "великое добро", но это добро ему не дано было сотворить. Селим мучительно тяготится бездействием; Лара в юности мечтал "о добре" и т.д. Торжество реакции породило настроения трусливости и ренегатства (человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников, отступник, изменник). Реакционные романтики воспевали "покорность провидению", бесстыдно прославляли кровопролитную войну, угрожали "карой небесной" тем, кто ропщет на свою судьбу; в их творчестве всё сильнее звучали мотивы безволия, апатии, мистики. Настроение подавленности заражало многих лучших людей эпохи. Безвольным, безликим героям реакционных романтиков Байрон противопоставил могучие страсти, исполинские характеры своих героев, которые стремятся подчинить себе обстоятельства, а если это им не удаётся, то они гордо погибают в неравной борьбе, но не идут ни на какой компромисс с совестью, не делают ни малейшей уступки ненавистному миру палачей и тиранов. Их одинокий протест бесперспективен, и это с самого начала накладывает трагический оттенок на весь их облик. Но, с другой стороны, их беспрестанное стремление к действию, к борьбе придаёт им неотразимое очарование, увлекает и волнует.

Композиция и стиль "восточных поэм" весьма характерны для искусства романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Оно развёртывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Однако тщетно было бы искать в них изображения ландшафтов какой-либо определённой страны. Каждая из "восточных поэм" является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей. Поэмы 1813 - 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Зато здесь нет больших народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее. Раньше всех "восточных поэм" увидел свет "Гяур". Гяуром мусульмане называли иноверцев. Сюжет этой поэмы сводится к следующему: Гяур на смертном одре исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ - это бред умирающего, какие-то обрывки фраз, последняя мучительная вспышка сознания. Лишь с большим трудом можно уловить нить его мыслей. Гяур страстно любил Лейлу, она отвечала ему взаимностью. Радость и свет наполняли всё существо гяура. Но ревнивый и коварный муж Лейлы Гессан выследил её и злодейски убил. Гяур страшно отомстил тирану и палачу Лейлы. Гессан погиб мучительной смертью от его руки.

Драматическая поэма «Манфред», впервые опубликованная отдельным изданием в 1817 году, - произведение, наиболее полно передающее трагическое мироощущение Байрона . Изначально автор предназначал ее только для чтения, считая, что для постановки на сцене она не пригодна. Понять его можно. Большая часть действующих лиц «Манфреда» – духи. На события произведение не богато. Сам Байрон называл поэму «необузданной, метафизичной и необъяснимой».

История создания

Байрон начал писать поэму в 1816 году, когда находился в Швейцарии. Незадолго до этого он пережил развод с женой и простился с родной Англией. Не в последнюю очередь на «Манфреда» повлияло путешествие Байрона по Швейцарии – главным образом посещение Бернских Альп. Именно в этих горах разворачивается действие поэмы. Полностью завершил работу над произведением Байрон в 1817 году, будучи в Италии.

Сюжет

Поэма отличается довольно четким сюжетом, в центре которого находится волшебник Манфред, живущий отшельником в собственном замке в Бернских Альпах. Сначала обремененный знаниями, добившийся бессмертия и тоскующий по навсегда утерянной возлюбленной Астарте он ищет забвения, но не получает его. Затем пытается покончить с собой, также безуспешно. Следующая его цель – встретиться с мертвой возлюбленной. Воскресить ее он просит фею Альп. Та говорит, что у нее нет власти над мертвыми, после чего предлагает Манфреду поклясться ей в повиновении – тогда, возможно, получится помочь. Волшебник отказывается. Далее Манфред просит помощи у бога зла Аримана и получает ее. Богиня возмездия Немезида на короткий срок возвращает Астарту из мира мертвых. Призрак возлюбленной Манфреда предсказывает ему скорую смерть. Умирает волшебник в собственном замке, перед этим отказавшись покаяться в грехах аббату, который пытался спасти его душу.

Композиция

Поэма «Манфред» состоит из трех актов, каждый из которых делится на несколько частей. Важнейший композиционный прием, используемый Байроном, - монтаж. В данном случае он необходим в первую очередь для того, чтобы максимально полно раскрыть внутренний мир главного героя. В «Манфреде» отдельные части становятся целым, при этом возникает новое смысловое единство.

Стихотворный размер

«Манфред» написан в основном пятистопным белым стихом. Этот стихотворный размер характерен для английской классической драмы, начиная с Кристофера Марло и Уильяма Шекспира. Его Байрон впоследствии будет выбирать постоянно при написании трагедий и «мистерий». Периодически белый стих сменяется рифмованными фрагментами с различными размерами и видами рифмовок. Например, речь идет о заклинании, которое произносится в финале первого акта.

Литературное направление и жанр

Как и большинство других сочинений Байрона «Манфред» принадлежит к романтизму. Произведение проникнуто воспеванием свободы и индивидуализма (главный герой – одиночка, не желающий не перед кем преклонять колени), пафосом борьбы против общества (Манфред разочаровался в людях и покинул их). Жанр «Манфреда» - драматическая поэма. От драмы здесь – четкая и завершенная композиция; повторяемость одних и тех же образов, помогающих лучше раскрыть характер главного героя; воспроизведение конфликта, раскрываемого через действия персонажей и так далее. Кстати, конфликт Байрон взял типичный для романтизма – между человеком и миром. Лирическое начало проявляется во фрагментарности фабулы, раздумьях поэта, занимающих важнейшее место,

Основные темы

Важнейшая тема поэмы – тема знания как бремени. Манфред сумел проникнуть в тайны мира, достичь бессмертия. Он способен вызывать духов и управлять ими. Несмотря на это, обретенные знания тяготят его, даже с их помощью ему не под силу изменить существующий миропорядок. Во втором действии Манфред встречает охотника – человека доброго, умеющего радоваться простым вещам. В данном случае охотник олицетворяет определенную ступень познания. И здесь возникает противоречие, которое в рамках произведения Байрон разрешить не может. Как только охотник начнет углубляться в загадки природы, получит больше знаний, он тоже начнет ими тяготиться. Тем не менее свойство человека – развивать собственный разум, без этого никак.

Немаловажную роль в произведении играет тема свободы. На протяжении всей поэмы Манфред отказывается подчиняться кому-либо – фее Альп, духам, богу зла и так далее. Сама мысль о том, чтобы стать чьим-то рабом, претит ему.

Образ лирического героя

Манфред, главный герой поэмы, - мятежник и одиночка, человек, при помощи знаний сумевший достичь бессмертия. Вот только счастья это ему не принесло. Он погубил единственную женщину, которую любил, и не в силах вернуть ее. Знания обременяют его. Манфред призывает «духов тьмы и света» и просит у них забвения. Но они не могут помочь ему. Манфред – типичный романтический герой. Исключительная личность, изображенная в исключительных обстоятельствах. Его внутренний мир соткан из противоречий. В финале он отвергает как суд людской, так и суд божий, отказываясь становиться рабом и соглашаясь покориться только смерти. Манфред умирает, считая, что сам себя погубил, поэтому и карать тоже должен сам.