Состояние полного физического социального благополучия. Здоровый образ жизни – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков

Здоровье, благополучие, счастье

В течение многих веков «здоровье» означало отсутствие болезней. В 1946 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла принципиально новое определение. Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Близко к этому определение, приведенное в английском медицинском словаре (Butterworths medical dictionary, 1976): «Здоровье – это нормальное физическое состояние, т. е. состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней». Многие исследователи включают в характеристики здоровья способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды – физической и социальной. Количество определений здоровья очень велико, но во всех отсутствуют важнейшие составляющие счастья и здоровья человека – сексуальное здоровье, благополучие, способность к адаптации (приспособлению) и нравственность.

Взяв за основу определение ВОЗ, считаем необходимым и оправданным добавить три фактора. Итак, здоровье – это состояние полного физического, душевного, сексуального, нравственного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов.

В этом определении есть слово «благополучие». Что же это? Термин происходит от старославянского «благая полука» – хорошая, добрая судьба. Благополучие – это спокойное, счастливое состояние. А счастье – это чувство и состояние высшего удовлетворения. Благополучие и счастье невозможны без здоровья. Очень важно отношение мужчины к жизни, оптимизм, установка на здоровье и благополучие.

Ранее (см. разд. «Головной мозг» главы 1) мы писали, что в гипоталамусе вырабатываются энкефалины и эндорфины – гормоны радости, которые участвуют в положительных эмоциональных реакциях (радость, удовольствие), регуляции поведения; они являются естественными противоболевыми факторами, значительно более мощными, чем морфин (морфин – синтетический препарат, оказывающий обезболивающее действие подобно опию). Опытный врач знает, что мужчины-оптимисты, чья жизнь подчинена принципу «Все хорошо!», живут дольше, быстрее выздоравливают, пребывают в хорошем эмоциональном, физическом и психическом состоянии. Оптимисты гораздо легче переносят операции, болезни, боль, чем пессимисты, быстрее выздоравливают и возвращаются к нормальной жизни. На это обратил внимание во время Второй мировой войны английский хирург Г. К. Бехер. Современные исследования подтверждают эти данные.

За долгие годы общения с пациентами я выработал ряд критериев, которые позволяют оценить наличие или отсутствие у мужчины установки на здоровье и благополучие. При первой встрече задаю банальный вопрос: «Как жизнь?» Примерно четверть отвечают: «Отлично!» У них такая установка имеется. Около 20 % дают ответ: «Пока живой…» и при этом горестно вздыхают. Около 20 % начинают жаловаться. В потоке жалоб отсутствуют какие-либо положительные эмоции. Примерно 10 % отвечают: «Плохо!» или «Бывает и хуже!» Эти последние три группы мужчин лишены установки на благополучие. Меня очень интересуют остальные – таких пациентов около 25 %. Их ответ обнадеживает: «Неплохо, но хотелось бы лучше». Такие мужчины при желании с помощью опытного врача могут принять установку на благополучие. Установка на здоровье и благополучие подразумевает, в первую очередь, ответственность за себя, за свою семью, за свой дом, умение и желание противостоять трудностям, бороться, любить.

Благополучие – это радость и удовольствие от каждого прожитого дня. Но этому надо учиться, над этим надо трудиться. Здоровье и благополучие дают человеку умственные и физические силы для любви, работы, отдыха, позволяют преодолевать трудности. Одна из важнейших особенностей человека разумного, отличающая его от всех животных, – свобода выбора. Выберите здоровье и благополучие. А значит: любите, мыслите, творите, создавайте вокруг себя атмосферу доброжелательности, любите людей – они ответят тем же. Не курите, не употребляйте наркотики (даже легкие!), питайтесь правильно, будьте активны: физически, психически и сексуально.

Обратите внимание! Здоровье каждого человека во многом зависит от самого человека. Даже самые квалифицированные врачи, обеспеченные современной аппаратурой и лекарствами, не могут дать человеку здоровье, благополучие и счастье. По данным ВОЗ состояние здоровья на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % – от наследственности и лишь на 10 % – от уровня развития медицины и состояния медицинской помощи.

По мере развития биологии и медицины врачи все больше знают о болезнях и умеют лечить многие из них. Но, к сожалению, врачи очень мало знают о здоровье. Как остроумно заметила во второй половине XIX веке американская журналистка Прентис Мэлфорд: «Врачи в лучшем случае знают кое-что о болезнях, но в здоровье они совершенно не разбираются». Более того, очень многие врачи свои знания не используют на практике. В течение многих лет я проводил анонимное анкетирование 464 студентов медицинских факультетов и 111 врачей. Среди множества были вопросы о вреде курения и гиподинамии. Все ответили правильно. Но… курили 68 % студентов и 73 % врачей.

Для того чтобы вести здоровый образ жизни, мужчина должен знать, что это. Знание порождает мотивацию. С другой стороны, знание еще не гарантирует выполнение. Почти все знают, что такое здоровый образ жизни, но, увы, ведут его немногие. Особенно – мужчины.

Повторим: мужчина – слабый пол. Мужчины как дети. Мы часто (и неоправданно) себя жалеем, ленимся, «расслабляемся» (каждый по-своему). Поэтому следите за собой, проверяйте себя, ставьте перед собой определенные (но реальные!) цели. Вознаграждайте себя, придумывайте для себя награду – нечто, доставляющее удовольствие и радость. Например, за неделю регулярных занятий спортом подарите себе хороший спектакль, концерт вдвоем с любимой женщиной; за несколько месяцев здоровой жизни – интересную поездку; за отказ от бесцельного просмотра телевизора купите себе пару дисков любимой музыки и т. д.

Обратите внимание! В качестве награды не съедайте полторта или свиную отбивную.

Не ставьте перед собой нереальные задачи. Если у вас избыточная масса тела, не пытайтесь быстро похудеть на 10 кг, это вредно (см. разд. «Избыточная масса тела. Кто виноват? Что делать?» далее в этой главе). Ближайшая цель – сбросить 1–2 кг. Если вы давно не занимались спортом, начинайте постепенно, не стремитесь к рекордам. Нелегко добиться хороших результатов. Не стремитесь двигаться только вперед. Мудрая китайская пословица гласит: «Даже дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Иногда полезно и отступить на шаг: после двух шагов вперед можно сделать шаг назад. Но – и это очень важно! – будьте оптимистом, не отступайте! Даже незначительное улучшение самочувствия – надежный признак того, что вы на правильном пути.

Достижение цели требует знаний, времени и настойчивости. Чтобы изменить свой образ жизни, надо знать, что нам грозит. К сожалению, большинство мужчин не знает или не хочет знать.

Для выяснения осведомленности населения о факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний я провел опрос более 1200 человек, разделив их на три группы: студенты-медики 1-2-го курсов, студенты немедицинских факультетов и пациенты Центра мужского здоровья (табл. 2.1). Результаты говорят о том, что люди плохо осведомлены о подстерегающих их опасностях, а чаще всего не знают и не думают об этом.

Единственный путь, ведущий к здоровью и счастью каждого человека, нации, человечества, – изменение отношения человека к своему телу и здоровью. Следовательно, нужно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать усилия. Иными словами, человек сам должен сделать выбор: здоровье или болезнь, он должен иметь четкую мотивацию на здоровье, ибо только здоровый человек может добиться высшей ступени в иерархии потребностей – самореализации.

Таблица 2.1. Осведомленность о факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний

Из книги Женское счастье. От мечты к реальности за один год автора Елена Михайловна Малышева

Фэн-шуй: любовь и благополучие Избавляемся от одиночестваВ фэн-шуй существует немало приемов, помогающих избавиться от одиночества. Для начала следует порвать все связи с прошлым, зачастую вызывающие у нас горькие воспоминания и отнимающие жизненную энергию.Если вы

Из книги Здоровье и счастье ребенка автора Николай Михайлович Амосов

Фэн-шуй: любовь и благополучие (продолжение) Дом, идеальный для любвиКак в любви, так и для создания семьи очень важна благоприятная окружающая обстановка. Обязательно уделите внимание месту, где живете или планируете жить со своим возлюбленным. В этом деле важно все –

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Эмрика Падус

Фэн-шуй: материальное благополучие Денежное дерево (толстянка серебристая)Если вас беспокоит материальная сторона вашей жизни, попробуйте завести растение, которому фэн-шуй традиционно приписывает умение притягивать деньги. Даже внешний вид «денежного дерева», или

Из книги Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья автора Николай Михайлович Амосов

Амосов Н.М Здоровье и счастье ребенка Есть ли что-нибудь более важное, чем дети? Думаю, что все, кто имеет дело с маленькими, скажут «Нет!».Нет другой такой проблемы. Материальный базис необходим, но, во всяком случае, богатство не облегчает задачу воспитателей. Многие

Из книги Счастье есть! Худейте на здоровье! автора Дарья Тарикова

Глава 1 Не только физическое благополучие: новый взгляд на состояние здоровья Доктор медицины Наоми Ремен питает большие надежды в связи с будущими направлениями в медицине – и эти направления не имеют ничего общего с искусственными сердцами и технологическими

Из книги Многоликий вирус автора Виктор Абрамович Зуев

ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ РЕБЕНКА Есть ли что-нибудь более важное, чем дети? Думаю, что все, кто имеет дело с маленькими, скажут «Нет!».Нет другой такой проблемы. Материальный базис необходим, но во всяком случае богатство не облегчает задачу воспитателей. Многие граждане ставят

Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

Дарья Тарикова Счастье есть! Худейте на здоровье!

Из книги Советы сибирского знахаря автора Ксения Разумовская

История одиннадцатая: Призрачное благополучие, или Лимфоцитарный хориоменингит А эту историю я расскажу вам для того, чтобы показать, как порой ловко маскируются медленные вирусные инфекции и как далеко не сразу ученым удается распознать их там, где, казалось бы, и

Из книги Совершенный мозг автора Дипак Чопра

Глава 8 Избавиться от негативных мыслей Они крадут ваше счастье, здоровье и память Избыточный вес и отсутствие ощущения счастья - это не только вопрос питания или эмоциональных расстройств, это своего рода «расстройство мышления». Приходящие человеку в голову

Из книги Победа разума над медициной. Революционная методика оздоровления без лекарств автора Лисса Рэнкин

Глава 5 Заговоры на благополучие в доме Кому из нас не хотелось бы, чтобы в доме всегда царили покой, уют и порядок? Но, к сожалению, счастье в семье далеко не всегда зависит от объективных причин. Порой самые несущественные, мелкие неприятности приводят к серьезным

Из книги Здоровый мужчина в вашем доме автора Елена Юрьевна Зигалова

Решения для супермозга. Благополучие Счастья достичь нелегко и еще труднее объяснить, что такое счастье. Но если вы хотите испытать состояние благополучия, которое определяется как общее состояние счастья и здоровья, то ваш мозг должен посылать вам позитивные сообщения,

Из книги Долой лишние килограммы! Быстро и навсегда! Метод Чопры, которым пользуются голливудские звезды автора Дипак Чопра

Часть первая Поверьте в свое благополучие

Из книги Я и мое сердце. Оригинальная методика реабилитации после инфаркта автора Анатолий Иванович Бабушкин

Эмоциональное здоровье и благополучие Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – психические переживания, душевные волнения (радость, счастье, страх, гнев и др.), возникающие в результате воздействия тех или иных стимулов внешней или внутренней среды. Эмоции бывают

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Душевное благополучие и телесная чистота Нет нужды доказывать, что этот принцип является главным, ведущим, а остальные лишь дополняют его.Мы точно знаем, что душа определяет существование человека на физическом уровне. В противном случае невозможно объяснить некоторые

Давайте влезем в шкуру компрачикоса и прикинем, как мы сможем использовать будущий закон от Минздавсоцразвития в своих гнусных целях. Вообще, в этом законопроекте много всего интересного, типа введения принудительного лечения насморка для взрослых людей. Но я сейчас буду писать только о том, что может заинтересовать любящего денежки детозащитника.

При исследовании законопроекта я руководствовался разбором от kassidi (ссылка). Полный текст законопроекта лежит вон там (ссылка). Под законопроектом красуется подпись законно избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Итак, начнём строить хищные планы.

Статья 2 законопроекта. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

Статья 77 Семейного Кодекса РФ. «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Комбинируем эти нормы. «Если ребёнок не находится в состоянии полного физического, душевного и социального благополучия, орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей».

Уже неплохо, да? Детей, которые находятся в состоянии «полного физического, душевного и социального благополучия» не бывает в принципе. Следовательно, можно будет смело забирать в детский дом любого абсолютно ребёнка. Если, разумеется, родители не сумеют при помощи пухлой пачки денег убедить сотрудницу службы опеки оставить ребёнка с ними.

Обратите внимание - компрачикосам не надо будет ни вымогать деньги, ни подделывать документы. Законопроект даёт им полное право отбирать детей. Прямо таки идеальная ситуация для стрижки денег с населения. А ведь всего-то понадобилось составителям законопроекта - залезть в ВикиПедию и взять определение здоровья оттуда (пруфлинк).

План, кстати, компрачикосы будут выполнять на бедных семьях. Во-первых, бедная семья - это семья социально неблагополучная. Ребёнок, находящийся в такой семье, согласно определению юристов из Минсоцздравразвития, нездоров. А во-вторых, ну какую взятку смогут предложить компрачикосу бедные семьи? Двадцать тысяч рублей? Смешно. С нормальных семей за разрешение оставить детей можно будет срубить тысяч двести как нечего делать…

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение профилактических медицинских осмотров (диспансеризации), диспансерное наблюдение, оказание медицинской помощи в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при поступлении в образовательное учреждение, а также оказание медицинской помощи в образовательном учреждении в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при занятиях физической культурой и спортом в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Чем эта статья полезна для компрачикоса? Тем, что родители теперь обязаны беспрекословно подчиняться всем, кто имеет какое-то отношение к медицине. Хочет женщина из поликлиники, чтобы вы купили ребёнку какие-нибудь витамины за полторы тысячи рублей? Выполняйте. Предлагает уставшая дама в белом халате забрать вашего ребёнка в инфекционную больницу, где он гарантированно заразится чем-нибудь от других детей? Заварите ваш рот и молча отдавайте ребёнка.

Иначе вы нарушите его право на оказание медицинской помощи, предусмотренное статьёй 50 обсуждаемого законопроекта. А нарушение прав ребёнка - дело серьёзное, это прямой повод для вмешательства служб опеки и даже милиции… Я уже представляю себе диалог с врачихой:

«- Знаете, я подозреваю, что у вашего ребёнка что-то инфекционное. Давайте-ка отправим его полежать в инфекционное отделение городской больницы…
- Но ведь мы же сказали, что ребёнок просто выпил несвежего сока!
- А вдруг это всё же инфекция? Отправим на инфекционное, полежит там пару недель… Вы понимаете, у меня инструкция, я не могу её нарушить…
- Вот эта тысяча рублей, возможно, будет достаточной компенсацией за нарушение инструкции?
- Добавьте ещё пятьсот и лечите ребёнка дома».

Проще говоря, законопроект Минсоцздравразвития лишает ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи. Заодно, кстати, компрачикосы наносят богатырский удар по антипрививочникам. Теперь антипрививочникам, которые за последние годы попортили немало крови нечистым на руку чиновникам от медицины, придётся или быть как все, или уезжать из страны.

Ещё одна возможность срубить лёгких денег на детях. Цитирую статью 47:

«Статья 47. Права семьи.

4. Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право совместного нахождения с ребенком в возрасте до трех лет включительно в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше трех лет - при наличии медицинских показаний».

Сейчас, для справки, родитель имеет право находиться в больнице вместе с ребёнком любого возраста… Давайте отрепетируем ещё один диалог:

«- Доктор, я хотела бы находиться вместе с ребёнком.
- Зачем? У нас только дети до трёх лет с родителями лежат. Которые постарше уже одни. Я понимаю, конечно, всякое бывает. Вот, в 2009-м году, в Челябинске дети лежали в палате без взрослых. Так одного четвероклассника сначала его сверстники избивали, а потом и вовсе изнасиловали (пруфлинк). Но вы не волнуйтесь, у нас больница хорошая, такого не бывает.
- Доктор! Неужели ничего нельзя сделать?
- Ну, если бы у вас были медицинские показания… Но у вас таких показаний нет…
- А трёх тысяч рублей хватит, чтобы медицинские показания появились?»

Статья 50. Права несовершеннолетних.

3. Дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до четырех лет включительно могут содержаться в государственных и муниципальных медицинских организациях в порядке и на условиях, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Что такое ребёнок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации? Смотрим ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, статью 1:

«дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи»

Ну, вы поняли. У вас ребёнок-инвалид? Привозите его к нам, будет теперь жить в интернате. У вас ребёнок-хулиган и на его поведение жалуются в школе? Теперь он будет жить в детском доме. У вас малоимущая семья? В детдоме вашему ребёнку будет лучше. Вы говорите, что нормально зарабатываете, просто работаете на рынке без оформления? Не надо пудрить мне мозги. С точки зрения государства вы безработный, равно как и ваша жена. Собирайте ребёнка, машина ждёт уже.

Ладно, пожалуй, хватит. Уже понятно, что компрачикосам следует всячески поддеживать этот закон, благо он даёт чиновникам практически неограниченные возможности для безопасного изьятия денег у родителей.

Теперь о том, что с этим законом делать.

Во-первых, тем, кто хочет изучить всё подробнее. Материалы для этой статьи я взял из разбора межрегиональной общественной организации «За права семьи», скачать их разбор, 22 листа в Ворде, можно в посте kassidi (ссылка).

Выношу оттуда адреса, по которым можно слать тёплые слова чиновникам, имеющим возможность повлиять на превращение законопроекта в полноценный закон:

Адреса для обращений граждан :

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
(электронная приемная: http://letters.kremlin.ru)

В Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
(электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/reception/form)

В Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья

(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по охране здоровья»)

В Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по вопросам семьи, женщин и детей»)

В Общественную палату РФ
125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
(электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send)

Что именно писать чиновникам? Конечно, было бы здорово, чтобы всех юристов Минсоцздравразвития выгнали на мороз калёным сапогом и лишили их права заниматься юридической деятельностью в течение ближайших пятнадцати лет… Однако будем таки реалистами.

Предлагаю написать по этим адресам, что законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - негодный законопроект, так как открывает огромные возможности для коррупции. И что из этого законопроекта должны быть исключены:

1. Иезуитское определение здоровья, позволяющее отбирать детей из любых семей, а особенно - из бедных семей.
2. Норма, согласно которой дети старше трёх лет лишаются права на поддержку родителей в больнице.
3. Статья, по которой детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации» можно забирать в детский дом без их согласия и согласия их родителей.
4. Статья, лишающая родителей ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи.

Для тех, кто не любит писать своими словами, готовые шаблоны писем против законопроекта есть, опять-таки, в посте у kassidi (ссылка).

Совсем же ленивым я предлагаю заглянуть в блог президента Медведева blog_medvedev и обратить внимание нашего гаранта на ту гнусь, под которой он неосмотрительно поставил свою подпись.

Теперь немного о других новостях с фронта ЮЮ.

1. Когда неделю назад мы обсуждали историю Побежника (), некоторые наивные души отписались в том ключе, будто карательная психиатрия - это, якобы, дела давно минувших лет.

Вот карательная психиатрия в Комсомольске-на-Амуре, февраль 2010:
http://www.newsru.com/russia/04feb2010/psyamur.html

Вот карательная психиатрия в городе Тула, май 2009:
http://www.rg.ru/2009/05/21/siroty.html

Ну и ролик из начала поста, что как, рассказывает про карательную психиатрию в Подмосковье.

2. Недавно при пожаре нашли в кабинете у директора школы гей-порнографию. Директор школы был моментально за это уволен. Цитирую Бэтмана ():

«Тайные увлечения - это тайные увлечения, хотя для педагога это вещь несовместимая. Во-первых, это не должно находиться в школе. Во-вторых, человек, который этим занимается, не может работать с детьми».

Лично я вижу тут однозначную дискриминацию сексуальных меньшинств. С нетерпением жду, когда толерасты напомнят Астахову о его обязательствах перед Западом ().

На всякий случай. Я считаю, что если человек тихо смотрит у себя в кабинете порнографию - он имеет на это полное право. А вот ханжество и фарисейство, которыми насквозь пропитаны борцы за нравственность типа Астахова, наносят детской психике реальный вред.

Для справки, прочесть, что говорят об уволенном директоре его ученики, можно вот здесь (ссылка).

3. Г-н Фурсенко считает, что у нас слишком много учителей: как минимум, на двести тысяч человек больше, чем нужно ().

Надо отметить, что г-н Фурсенко сильно лукавит, когда заявляет, будто на каждого учителя приходится десять учеников. Дело в том, что подавляющее большинство школ работает у нас по убогой и неэффективной классно-урочной системе, из-за чего реальный размер классов - вовсе не десять, а, скорее, тридцать человек.

Но это, в общем, мелочи. Гораздо важнее другое. Г-н Фурсенко предлагает направлять уволенных учителей… в службу опеки! Цитирую ():

«Есть и другая сторона, - сказал Андрей Фурсенко. - Когда у учителя нет полной нагрузки, у него и квалификация теряется». Как считает министр, учителя могут быть востребованы в таких сферах, как попечительство, опека и патронат. «Это тоже педагогическая работа, - отметил министр, - И для кого-то такая работа была бы альтернативой работы в школе».

А теперь представьте - несколько сотен тысяч бедолаг, которые оказались недостаточно компетентны даже для работы в школе… Лично меня такая перспектива не вдохновляет.

4. Неделю назад в одном из интернатов под Одессой недосчитались ста детей ().

5. Ювенальная заказуха в Комсомольской Правде (ссылка).

Если вкратце: сначала пишут про полную импотенцию чиновников, потом заканчивают выводом - а давайте назначим в каждую семью куратора. Дескать, пусть ходит каждые три месяца, проверяет - хорошо ли ребёнку, не пора ли его забирать в детский дом не надо ли ему как-то помочь.

Надо отметить, что «Комсомольская Правда» вообще часто пишет последнее время про родителей-садистов (пример).

6. Пользуясь случаем, поздравляю Павла Астахова с днём рождения его младшего сына: Арсению исполнился год. Закрытое семейное торжество проводилось в Монте-Карло, в присутствии ряда знаменитостей (ссылка).

В общем, теперь я понимаю, почему Астахов с высоты своего положения не видит разницы между просто бедной семьёй в коммуналке и живущими на помойке алкоголиками.

7. «Наши органы опеки и попечительства способны сделать из „домашнего“ нормального социально адаптированного ребенка за несколько лет педагогически запущенного, на которого потом навесят ярлык психически больного и умственного отсталого… ().

8. Любопытный и успешный опыт безшкольного обучения (ссылка):

«Один раз в неделю ребенок приходит на занятие в ЦСО, где проходят обычные уроки, как в школе - дают новый материал, смотрят, как ребенок усвоил материал, с которым работал дома. Но разница в том, что в классах - не более 5-7 человек, преподаватели - люди неслучайные, а которые любят свой предмет и любят детей, подача материала максимально адаптирована под способности детей…

…Маленькое, но приятное дополнение: согласно действующему законодательству, родители, переводящие ребенка на семейное образование, получают от школы „учительскую зарплату“ - на сегодняшний день по Москве эта выплата составляет 8 000 рублей».

Типы теорий социального благополучия. Экономическое благополучие. Социальное

Благополучие. Психологическое благополучие.

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом

и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Социальное

благополучие проявляется в широкой динамичной системе социальных связей, с наличием

позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. Также оценивается

успешным функционированием в социуме. У людей с высоким уровнем социального

благополучия есть близкие, которые помогают им добиваться своего, наслаждаться жизнью и

оставаться здоровыми. Они окружены людьми, которые их уважают, поощряют их развитие и

рост и принимают их такими, как есть. Люди с высоким уровнем социального благополучия

сознательно уделяют время общению со своим окружением.

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности

внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также

поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. В качестве

базовых составляющих психологического благополучия человека выделяются:

позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни),

автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность

(контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью),

наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство

непрекращающегося развития и самореализации.

Экономическое благополучие – основывается на удовлетворении трудом и доходом, удовлетворение

потреблением и гражданское удовлетворение (системой, экономической политикой).

Историко-культурном контексте.

Благополучие-это спокойное течение жизни, не нарушенное несчастьями и неудачами. Социальное

благополучие- проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе

социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в

зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич., социального и эконом.

функционирования в социуме (Raphael et al., 199 6). В зап. психологии понятие благополучие определяется в

самом широком смысле - wellbeing, как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь

культурных, социальных, психол., физич., эконом. и духовных факторов. В используемой ВОЗ дефиниции

здоровья («состояние полного физич., душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физич. дефектов») понятие «благополучие» включает элементы, к-рые обеспечивают индивиду

способность жить полноценной для него жизнью. Русский язык содержит много слов, корень к-рых «благо».

В зап. практике также наряду с термином «благо» используются термины «благополучатель»,

«благодаритель» и др. Человек не только испытывает или не испытывает состояние благополучия, но

способен к его рефлексии. В общее состояние С. б. каждая из его составляющих (субъективное физич.,психич., духовное, социальное благополучие) вносит свой вклад. Восприятие личностью своего положения

в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в к-рых она живет, а также в соответствии со своими

целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни Оценивание

собственной жизни может происходить в разных системах измерения: (а) в социально признанной для

данной культуры на данном временном истор. отрезке, (б) в субъективной системе измерений, опирающейся

на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном благополучии. Эти

оценки в разных системах измерения могут не совпадать. При разработке понятия «благополучие» авторы

делают акцент как на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, так и на аспектах

позитивного функционирования личности. Благодаря процессу О. личность может влиять на уровень своего

социального благополучия, к-рый нежестко связан с субъективным переживанием его.

Индивидуальное благополучие, коллективное благополучие. Субъективное и

Объективное в трактовке социального благополучия.

Индивидуальное социальное благополучие - отражает субъективные переживания индивида своей

удовлетворенностью или неудовлетворенностью положения в обществе.

Коллективное с.б - это совокупность объективных (исчисляемых) критерием удовлетворенности членами

общества своим положением в нем (определенной социальной группы).

Субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности,

жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных

представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности. В

субъективном благополучии (и его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента:

когнитивный (рефлексивный) - представление об отдельных аспектах своего бытия, и эмоциональный -

доминирующий эмоциональный тон отношение к этим аспектам.Субъективное благополучия (или

неблагополучия) человека состоит из частичных оценок различных аспектов ее жизни, что является

предметом изучения различных научных дисциплин. Благополучия является интересным предметом

изучения и актуальной проблемой для психологии и психогигиены.

Человеческая жизнедеятельность и общественная жизнь как неотъемлемое условие

Социального благополучия. Творчество как условие социального благополучия.

Смысл человеческого существования как вопрос о высшем благе. Экзистенциальные

Концепции бытия человека.

Вопрос о высшем благе ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и

человеческого существования, в зависимости от которого определялась соотносительная

ценность всех других благ.

Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. В

целом ряде работ 20 - 30-х годов К. Ясперс предложил свой вариант онтологии.

Впоследствии, опираясь на разработки немецких мыслителей, Ж.-П. Сартр создал

обновленное понимание бытия (особенно в книге "Бытие и ничто"). Еще раньше новые,

неклассические варианты онтологии, повлиявшие на экзистенциалистов, разрабатывал Э.

Гуссерль. Избирается обратный путь - .от человеческого существования, т. е. от

экзистенции, к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой

подход представляется философам XX в. предпочтительным с точки зрения не только

реалистической (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и

гуманистической: в центр ставится человек, его активность, его уникальность,

возможности свободы, открываемые самим бытием.

Учение Аристотеля о двух видах справедливости. Историко-философские учения о

Благополучия.

Благо - понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития

человека, ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и

духовные блага, а среди последних – абсолютное благо, или Бог, и субъективные блага,

т.е. добро, красота, радость и т. д. Понятие блага трактовалось очень широко, в

зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним

понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и

необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется

понятием ценности. В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати,

исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах

общечеловеческих ценностей. Ценность, то есть жизненная и практическая установка,

рождает, в свою очередь, конкретный образ блага. Приверженец честности уважает чужое

достояние. Любовь к ближнему делает благом подарок другому. Тот, кто считает веру

благом, почитает эту установку жизненного поведения. Тот, кто испытывает верность

другого, пользуется верой как благом.

Религиозные или производные от них представления о человеке продолжают оказывать

влияние и на сегодняшний мир людей. Несколько религий получили мировое

распространение. Различия мировых религий свидетельствуют об устойчивой

неоднозначности трактовки "я" в мире людей. Религии помимо того, что удовлетворяют

творческую и поведенческую потребность человека в представлениях о себе и мире,

привносят внечеловеческий, надчеловеческий подход к отношениям между людьми,

стремление людей к замене стихийного внутривидового противоборства на общепринятые

нормы взаимоотношений.9. Народные сказки, поговорки, пословицы как источник формирования представлений о

благополучии.

Представления о счастье – ключевая черта мировоззрения человека, входящая в смысла

жизненную систему его ценностей. Мечты о счастье всегда были свойственны человеку. В

современном же обществе особенно ярко выражен как тяготение к счастью-удаче и

счастью-наслаждению.Человек современности блуждает в поисках счастья и блага в

пространствах социума и культуры не менее, нежели человек прошлых эпох. Один из

ключевых концептов культуры "счастье" занимает важное положение в картине мира,

которая видится сквозь призму русской сказки затрагивают ряд актуальных вопросов:

каково счастье подлинное и как не спутать его с обманчивым, ложным? Что за путь к

такому счастью ведёт и как отыскать его, и как с него не сбиться? Как счастье с

житейским благополучием связано? Соотносится ли с добродетелями? С благом? С не–

счастьем, которого так много в судьбе сказочных героев? Примечательно, что сказочные

притеснители "несчастных" героев (сирот, падчериц и т.п.) предстают перед слушателем

вполне житейски благополучными; у них есть все то, что, казалось бы, нужно для счастья

: и родительская защита, и свой дом, и хозяйство, и достаток, у них все в жизни в порядке.

Однако повествователь наделяет подобных героев особыми чертами. Так, если любимым

сказочным героям будет свойственно трудолюбие, то антигероям – праздность;

искусность героя будет противопоставлена неумелости антигероя, милосердие –

жестокости, терпение – гневливости, послушание – властолюбию, скромность –

самолюбованию, кротость – негодованию, безропотность – мстительности.

Противопоставление по принципу "герой - антигерой", "добродетель - порок",

разворачиваемое в динамике развития сказочного сюжета, приводит тех и других

персонажей к разному для каждого финалу. Счастье одних и несчастье других меняются

местами в развязке сюжета, знаменуя победу или поражение разных путей

жизни.Антигерои, в лучшем случае, теряют, что имели: цари - царство, богатые -

богатство, а иногда отнимается и человеческий облик или сама жизнь. Счастье же

открывается "несчастным", невольно вызывая воспоминание о евангельском обетовании

блаженства "плачущим и кротким". Ценностная специфика счастья выражается сказкой в

его итоговом, результирующем характере: образ разбитого корыта, образу свадебного

пира, как выражение оппозиции "ложное понимание счастья - подлинное понимание."

Счастье в сказке может проявить себя через житейский идеал достатка и налаживания

хозяйства, но это становится возможным, как правило, благодаря чудесной помощи герою

в ответ на доброту сердца и его готовность отдать последнее. Сказочное счастье может

являть себя в судьбе героя в образе доброго супруга или супруги, сумевших угадать свою

суженую половинку в неприметном, скромном облике, Сказочное счастье может

обнаруживать себя и в получении героем или героиней простого происхождения нового,

царского статуса, что также сопряжено с супружеством. В разных культура счастье

трактуется по разному и передается через народное творчество.

Экономических систем.

1.Традиционная: Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие

товары и услуги как и для кого производить.Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие

нововведений.

2.Командная: Экономические решения принимают в основном представители

государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у

производителей заинтересованности в повышении эффективности производстваДостоинство: Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях

экономической деятельности

Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в

завтрашнем дне»

Недостатки: Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-

технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления-Низкий

уровень удовлетворения потребностей Возникновение «черного рынка», хронический

дефицит предметов потребления

3.Рыночная: Свободное решение основных экономических вопросов на основе

рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности

Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими

личными экономическими интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние

государства

Достоинство: Способствует эффективному распределению ресурсов, так как

направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше

всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности

предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая

адап-тированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно-технического

прогресса

Недостатки: Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение

потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции

и безра-ботице, социальным противоречиям

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования

Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий

Расточительное отношение к природным ресурсам

4.Смешаная Одновременное сочетание частного и государственного секторов

экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и

социализации жизни

Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ

Достоинство: Обеспечение экономического роста и экономической стабильности

Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями

Обеспечение политической стабильности Стимулирование технологических и

организационных инноваций Поддержка сферы образования, культуры, науки

Недостатки: Отсутствие стандартных схем

Необходимость разработки национальных моделей с учетом национальной специфики

В благополучие как феномене социальной реальности можно выделить три смысловых аспекта: духовно-нравственный, политико-правовой и финансово-экономический. Основными структурными элементами духовно-нравственного аспекта являются смысл жизни и достоинство личности. В политико-правовом аспекте центральной ценностью, влияющей на эффективность использования общественных и личных ресурсов для достижения благополучия, оказывается справедливость. В финансово-экономическом аспекте ключевыми факторами благополучия выступают деньги и институт частной собственности.

Самобытность понятия "благополучие" и невозможность выразить его смысл через другие близкие к нему по значению слова (благосостояние, счастье). При всякой новой попытке это сделать, сущность феномена благополучие ускользает, а все эти термины фиксируют лишь различные аспекты проблемы. Термин "благосостояние" выражает материальный достаток людей. Понятие "счастье" наряду с тем, что указывает удовлетворенность человека своей жизнью, подразумевает причастность человека к чему-либо. Традиционно под чем-либо мыслятся духовные и материальные блага. Поэтому счастье в отличие от благосостояния связывается не только с материальным, но и духовным измерением человеческого бытия. Но понятия счастья и благополучия между собой взаимодействуют по принципу взаимодополнительности. Они схватывают различные аспекты одной ситуации. В понятии "счастье" причастность к благу потенциальна, а в понятии "благополучие" причастность к благу актуальна. Это видно из этимологии этих слов.

- 11. Показатели социального благополучия в либеральной рыночной экономике. Теория А. Смита и Д. Рикардо.. Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию,

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается.

В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов» . Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара.

«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей.

Капитал по Рикардо:

Часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимая, чтобы привести в движение труд

Из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одного занятия в другое».

Рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество - неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов.

Рентообразующие факторы - плодородность земли (неодинаковый природный потенциал) и разная удаленность участков от рынков, где полученная с них товарная продукция может быть реализована. Источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд.

Труд имеет естественную и рыночную стоимость: «естественная цена труда» - возможность рабочего содержать за свой труд себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства. Зависит от нравов и обычаев, так как в некоторых странах не требуется, скажем, теплой одежды; «рыночная цена труда» - плата, складывающаяся с учетом реального соотношения спроса и предложения.

Рикардо прогнозировал, что при росте заработной платы рабочие начнут заводить большее количество детей, и в итоге заработная плата будет падать из-за того, что количество рабочих будет увеличиваться быстрее, чем спрос на их труд.

Безработица в рыночной экономике невозможна, так как избыточное население вымирает. В этом суть рикардианского «железного» закона заработной платы.

Позиции Рикардо по теории денег базировались на положениях, характерных для формы золотомонетного стандарта. При этом «ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей». Рикардо был сторонником количественной теории денег.

Модели социальной политики.

4. Модель «социально- ориентированного рыночного хозяйства». Действует определенная система «социальных амортизаторов», которая обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет. Концепция “социального рыночного хозяйства” наиболее полно была реализована в ФРГ.

5. Рыночная социальная модель. Отличается наибольшей социальной жесткостью, разгосударствление социальной сферы, сведением до минимума социальных трансфертов (пособий, пенсий). В России – жесткая социальная модель (все платы есть, но они крайне низкие).

Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей

38. Национальная программа демографического развития России. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг

Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

Общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

Совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

Совершенствование системы образования;

Улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

Прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

Укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

Создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

39. Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

Цели проекта

Укрепление здоровья граждан

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Развитие первичной медицинской помощи

Возрождение профилактического направления в здравоохранении

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

подготовка и переподготовка врачей общей практики

повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи

строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Итоги реализации

Ожидаемая продолжительность жизни в России

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

31. Модели социальной политики .

Модель социальной политики - это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов.

Как правило, модель основана на определенной доктрине, которая отличается по степени вмешательства государства в социальную сферу. В зависимости от содержания выделяют следующие модели социальной политики:

1. Патерналистская социалистическая. Всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан; государственная монополия производства всех благ, включая социальные; централизованное распределение социальных благ.

государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако, в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на “высшую инстанцию” в решении всех социальных проблем.

Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности.

Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.

2. Шведская модель (шведский социализм). Высокий уровень регулирования социальной сферы, но при этом – это рыночная система (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни.

Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.

3.Модель «Государство благосостояния». Типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может.

В основе концепции “государства благосостояния” лежало предположение, что государство - единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Получила распространение в индустриально развитых странах. Концепция “государства благосостояния” получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран

Социальное благополучие в современной теории социальной работы рассматривается в системе её философско-аксиологических основ. Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экономические условия, свободу самореализации и др.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. В известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Социальное благополучие относится к фундаментальным категориям теории социальной работы. В этой категории можно выделить два аспекта: социальное благополучие человека и социальное благополучие общества.

Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX века был разработан показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в перерасчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях). Каждый из показателей в отдельности не отражает генерализованное состояние благополучия, но они в совокупности представляют картину благополучия или неблагополучия общества.

За 20 лет публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Щвейцария, Канада (10 раз), Норвегия (8 раз), Япония (2 раза), Исландия (2 раза). В последнем докладе об уровне ИРЧП, отражающем данные за 2008 г. наивысшие показатели были зафиксированы в Норвегии. Россия находилась на 65 месте в группе стран с «высоким уровнем развития человеческого потенциала. 42 страны, имеющие высокий уровень ИРЧП названы «развитыми».

Одним из низких показателей в России является продолжительность жизни (135 место). На этом же уровне по данному показателю находятся Бангладеш, Мавритания и др.

Один из показателей ИРЧП – это его динамика с начала наблюдения (1990 г.). В России этот показатель ухудшился. В 1990 г. СССР находилась среди стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23 место в общем рейтинге.

Для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты «Образование», «Здоровье», «Жилье», было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы улучшение ситуации в здравоохранении, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, принесли свои результаты. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет увеличилась на 4,7 лет и приблизилась к 63 годам, что, впрочем, не достигает показателей в 1990 г. в СССР.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включается аспекты, связанные с безопасностью – защищённостью от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасностью.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами и т.п. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех её уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью не всегда напрямую связана с зажиточной жизнью.

При этом важно следующую закономерность: если жизненные условия человека улучшились, то в течение некоторого времени он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Когда эти новые улучшенные условия становятся привычными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обыденному среднему уровню. Эту закономерность необходимо учитывать при выявлении мнений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания. Вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая не долее полугода, а затем её новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, достижениям.

В обществе должны существовать поощрения более активного труда, предприимчивости, а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге возможность социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности и модернизируемости социума.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно. В структуре личности человека присутствуют три элемента: физическое «Я», социальное «Я», духовное «Я». Их невозможно отрывать друг от друга в изучении субъективного благополучия. Само единство их становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественное важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей её формирования и воспитания, направленности и др. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности, прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения.

Специалистам социальной работы приходится чаще всего иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов.

В современном социальном государстве существует инфраструктура оказания социальных услуг. Безопасность в сфере оказания социальных услуг определяет реальную эффективность и действенность тех организаций и институтов, которые создаются государством и др. для предоставления услуг. Вопросы безопасности социальных услуг (включая их полноту, продуктивность, отсутствие негативных последствий) играют важную роль в обеспечении социального благополучия и повышения качества жизни людей. Качество услуг социального обслуживания регламентируется государственными стандартами.

Сущность социального государства подвергается переосмыслению: в современных условиях оно рассматривается не просто как спаситель, поддерживающая сила, но и как «активирующий» механизм, в котором приоритет отдается достижению равенства возможностей и использованию социальных и личностных потенциалов.

Сочетание экономических и социальных целей и ценностей развития всегда было в центре внимания современного европейского общества. Экономическое развитие должно идти на пользу социальному выравниванию. В тоже время социальная справедливость и социальное выравнивание могут пойти на пользу экономическому развитию.

Трансформируется понимание концепции и практики социальной политики. Целью её представляется создание активного, справедливого и социально сплоченного общества. По мнению авторов Концепции, социальной сплочённости к важнейшим атрибутам дефиниции «социальная сплоченность» следует отнести наличие финансовых механизмов перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных. Идеал социальной сплоченности может стать ориентиром при осуществлении задач модернизации РФ.

Вопросы и задания к параграфу

1. Что включается в понятие «социальное благополучие»?

2. Существуют ли противоречия между социальным благополучием индивида и социальным благополучием общества?

3. Как связаны между собой социальное благополучие, социальная безопасность и социальная сплоченность?

4. Какое значение имеет безопасность в социальной сфере? Как взаимосвязаны социальная работа и социальное благополучие?

5. Какое значение имеет принцип социальной сплоченности в российских условиях?

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Что мне делать с ним

Дано мне тело

Таким единственным

И таким моим.

Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д.

Что же такое «здоровье»? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье-это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья», распространённого в быту недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье».

Что же такое здоровье? И дозволено ли, человеку планировать уровень своего здоровья, будучи убежденным, что многих болезней можно избежать? Как сохранить свое здоровье?

Наличие здоровья констатировать просто, однако определить здоровье как понятие трудно.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1947 г., а затем в 1984 г. в конституции ВОЗ было дано определение здоровья, которое почти не меняется. Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия. С 1984 г. вместо "духовного" стали употреблять "душевного".

Но духовный мир человека включает 3 основные группы:

1. Знания.

2. Эмоции (оценочная сторона этих знаний).

Когда подчеркнули в определении "душевность", то упор сделали на эмоции, но это сужение несколько неоправданно. Следует отметить, что существует более 25 определений понятия здоровье. Определение института практической медицины: здоровье – такое состояние организма и такая форма жизнедеятельности, которые обеспечивают приемлемую длительность жизни, необходимое её качество и достаточную социальную дееспособность.

В 1997 году было последнее уточнение определения понятия здоровья (ВОЗ):

Может ли считаться человек, обладающий недюжинной физической силой, мускулами, но лишенный интеллекта или человек, находящийся в постоянном раздражении и выливающий его на окружающих. Здорова ли мать, бросающая ребенка?

Идеальное определение здоровья представляется четырьмя компонентами – физического, духовного, душевного и социального.

Физическое здоровье относится к телу. Это способность сохранять и использовать тело. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физической формой, тренированностью, физической активностью.

Душевное или психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Это способность контролировать свои эмоции и поведения. Духовное здоровье является собственной человеческой компонентой здоровья. Главным условием здорового образа жизни является причастие к творчеству, созидание человеческой цивилизации и, что первично, самого себя. Не хлебом единым жив человек. Каждый должен осознавать, что кроме способности рисовать, писать стихи, петь, думать, он обладает и способностью самосохранения и саморазвития. Эта способность – наше главное отличие от неодушевленных объектов. Так же как способности читать, писать, правильно мыслить, эту способность надо развивать с детства и всю жизнь.



Социальная составляющая – способность сохранять и использовать отношения с другими людьми. Она отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качества.

(Д.И. Писарев). "Разве человек, испорченный в нравственном отношении, - не больной?"

"Любовь – доброта, любовь – милосердие и любовь – неосуждение должны встретиться в одном сердце, чтобы была возможность начать творческий путь в жизни".

(К. Антарова "Две жизни").

Здоровье есть свобода от рабства телесных и духовных привычек.

Определяя здоровье надо иметь в виду 3 основных состояния, которые мы должны воспитывать в человеке:

Я могу – физиологическое состояние здоровья.

Я хочу – психологическое состояние здоровья.

Я должен – социальное состояние здоровья.

Здоровье естественное состояние организма, и человек, согласующий свою жизнь с законами природы, не может быть болен.

Здоровье – это когда нет в душе раздражения, горечи, обид, затаённого на кого-то зла, зависти, ненависти.

“Природа излечивает, а медицине достается слава”. (Монтень)

В каждом физическом теле присутствует известная жизнедеятельность, его жизненная сила, которая постоянно поддерживает огонь жизни. Пока соблюдены правильные условия для сохранения здоровья, никакой организм заболеть не может. При рождении нам определен путь Господом Богом – путь здоровья. Наша беда состоит в том, что мы часто сворачиваем с этого пути, невзирая на толкающий импульс и угрызения совести.

Следовательно, здоровье не просто отсутствие нарушений в организме, отсутствие патологических поражений, поломок, симптомов и синдромов заболеваний, но и нечто большее – условие для свободного выполнения человеком его функций, прежде всего трудовых, морально-нравственных и пр., что делает его социальным существом.

Здоровье человека – это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями, а болезнь – нарушение этой гармонии, этого единства.

Дерябин А.М. "Болезнь – одна из форм нашего эгоизма".

Во второй половине 20 века в нашей стране не было культа здоровья, а был культ болезни. В России выгодно было болеть. Очень низка соматическая психологическая культура. Мы безграмотны в вопросах самоуправления собой. Люди не знают телесных и духовных резервов, очень низка культура сексуальных отношений. Почему человек думает одно, говорит другое, делает третье? Извечная дисгармония нейронов, языка и мышц. Мысль, слово и поступок дополняют друг друга. Человека называют прекрасным, у которого слово не расходится с делом, с мыслями. И в вопросах здоровья это имеет исключительное значение. Многие болезни человека (65-75%) связаны с расхождением слова, мысли и дела. Отсутствие меры и такта жизни. Много чрезмерностей в пище, питье, истощение дум и чувств.

Рецепт вечной молодости и радости, здоровья и жизни человека (этому рецепту 5 тыс. лет):

Ешь много трав и мало мяса, будь травоядным, но не кровожадным.

Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть будет чистым твое лицо, твой желудок, твой кишечник. Нас моет вода и пища.

Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, зависти и зла, гордыни и высокомерия. Иди в храм и очищай душу.

Пусть двое живут единой сутью и получают в любви радость и наслаждение. Жизнь начинается с колыбели, но продолжается на ложе любви.

Знай меру во всем.

Живи по законам природы.

Ложись в постель с радостью за прожитый день, вставай ото сна с улыбкой: ты радуешься и улыбаешься – ты здоров; ты стал хмурым – значит ты заболел.

Да помогут тебе

Силы Неба и Гор,

Силы Неба и Богов наших

Справиться с твоими недугами.

Выполняя это, ты проживешь долго, очень долго.

Проблема питания, проблема чистоты тела и души, проблема интимных отношений мужа и жены – вот 3 кита, на которых стоит здоровье.