Чем увлекался в детстве василь быков. Василь быков - биография, информация, личная жизнь

, Прозаик , Общественный деятель

Быков Василь Владимирович (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную темуСмерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Благословенная страна Болгария с ее замечательным по своей доброте народом впервые явилась в мою судьбу в предпоследний год Великой войны, и в ту драматическую пору для солдатского сердца не было милее уголка в Европе. В памятный сентябрь сорок четвертого мы навеки разломали хлеб самой искренней дружбы и увидели, какую бездну добра вмещает в себе благородное сердце болгарина. Конечно, нетрудно догадаться, откуда эта щедрость на дружбу - она в драматизме исторического прошлого народа, и в этом смысле мы не можем не заметить поразительную общность исторических судеб болгар и белорусов. Все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю болгарского народа, близки и понятны белорусам, тоже полной чашей испившим на своем веку и многовековой гнет, и национальное истребление, и нравственное и духовное закрепощение. Надо ли говорить, как это объединяет и сплачивает.
(Цитата из произведения "Болгария - Белоруссия", 1981)

Быков Василь Владимирович

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Многие факторы человеческой сущности вместе с войной ушли в прошлое. Так, например, проблема героизма во время войны является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не ходим в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу? Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.
(Цитата из диалога В.Быкова - Л.Лазарева «Великая академия - жизнь», 1975)

Быков Василь Владимирович

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды(1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии.

Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987).

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.

В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф».

Василь Владимирович Быков - фото

Василь Владимирович Быков - цитаты

Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру и справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью.

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили…

Василь Владимирович Быков (1924-2003) - советский писатель и общественный деятель, он появился на свет 19 июня 1924 года в деревне Бычки. Литератор участвовал в войне, и это отразилось на многих его произведениях. Действие повестей происходит в трудное время, в них автор демонстрирует обычных людей и выбор, который всем им приходится делать. За свои идеи писатель нередко подвергался травле и гонениям со стороны правительства, но он оставался при своем мнении. Спустя годы его сочинения продолжают читать, а многие режиссеры занялись их экранизацией. Всего было снято около 20 фильмов по мотивам повестей и рассказов Быкова. В их числе картины «Восхождение», «Пойти и не вернуться», «Круглянский мост», «В тумане» и «Фруза». Почти все произведения Василия Владимировича были написаны на белорусском, но позже их перевели на 50 языков по всему миру.

Семья и увлечения в детстве

Вася родился в обычной крестьянской семье. Родители воспитывали еще троих детей - Николая, Валентину и Антонину. Последняя из них умерла, когда ей было всего 15 лет. Владимир Федорович, отец семейства, часто ездил на заработки. Он был в Латвии, служил в Гродно, а после начала войны оказался в плену у немцев. Он охотно делился с детьми историями того времени, а младший сын внимательно слушал их и задавал вопросы. Мать мальчика, Анна Григорьевна, была очень добродушной и мягкой, в отличие от ее супруга. Она старалась обеспечить своей семье вкусный ужин и удобную одежду, хоть они и жили в нищете. Именно Анна научила детей любви к природе и книгам. Вася с удовольствием проводил время на свежем воздухе, слушал пение птиц и ловил раков.

Еще в детстве Быков заинтересовался рисованием, поэтому после восьмого класса решил поступать в художественное училище Витебска. Там он провел всего год, поскольку правительство отменило стипендии для студентов этого заведения. До мая 1940 юноша обучался в школе ФЗО. В июне следующего года он окончил 10 класс экстерном.

Военное время

В июне 1941 Василий находился в Украине, участвовал в оборонительных работах. После мобилизации юноша жил в Саратовской области, обучался в местном пехотном училище. Окончив заведение, он получил звание младшего лейтенанта.

Во время отступления в Белгороде писатель чуть не погиб. Он отстал от своих товарищей, в итоге был арестован. Василия чуть было не расстреляли за подозрение в шпионаже, но он смог убедить всех в своей невиновности и преданности СССР. Позднее он участвовал во многих боях: отстаивал Кривой Рог, Александрию и Знаменку.

Также юноша воевал на территории Австрии, Болгарии и Югославии. В Кировограде его ранили в ногу и живот, в результате солдата ошибочно посчитали погибшим. Эти события позже вдохновят его на создание повести «Мертвым не больно».

После ранения Быков провел три месяца в госпитале. Но он быстро поправился и снова ринулся в бой. Благодаря своей настойчивости Василий дослужился до старшего лейтенанта, а потом стал командиром взвода. Он принял участие в Ясско-Кишиневской операции, помог освободить Венгрию и Румынию от захватчиков.

Творческий путь

Вернувшись из армии, литератор поселился в культурной столице Белоруссии - городе Гродно. Василий получил работу в редакции газеты «Гродненская правда». Также он временами подрабатывал в художественных мастерских. Именно тогда он начал понемногу издавать свои сочинения на тему войны. В 1947 был опубликован рассказ «Допекло», а в 1949 - произведение «В первом бою». В том же году он снова пошел в армию, где служил до 1955, получил звание майора. За эти годы писатель успел опубликовать рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Он считал их появление началом своей творческой карьеры.

После окончательной демобилизации Быков вернулся на работу в редакцию, параллельно с этим продолжая сочинять. В 1959 он стал членом Союза писателей СССР. В этом же году был опубликован «Журавлиный крик», а в 1961 вышла повесть «Третья ракета». Она принесла автору невероятный успех. Через два года Ричард Викторов занялся экранизацией этого произведения. Главные роли достались Надежде Семенцовой, Георгию Жженову и Станиславу Любшину.

Следующие повести были не менее популярными среди читателей. За несколько лет Василий опубликовал свои лучшие сочинения: «Альпийская баллада», «Проклятая высота», «Западня» и другие. Практически все из них увидели свет благодаря журналу «Новый мир». Впоследствии власти подвергли жесткой критике рассказы Быкова из-за его резкости и бескомпромиссности.

В 1974 писатель был награжден Государственной премией СССР на сочинения «Обелиск» и «Дожить до рассвета». По мотивам первой из них позже был снят одноименный фильм. Режиссером вновь стал Ричард Викторов. Он пригласил сняться в картине Евгению Карельских, Эдуарда Марцевича, Валерия Носика и Игоря Охлупина.

В 90-е годы Быков продолжил писать военные рассказы. Тогда была издана повесть «Облава», а также сборники «Пахаджане» и «Стена». В 1998 увидела свет повесть «Волчья яма», которую удостоили всероссийской премии «Триумф». В этом драматическом произведении рассказывалось о жизни в Чернобыле.

До конца своей жизни Василий вспоминал страшные события военного периода. Писатель так и не смог забыть всю увиденную кровь, голод и многочисленные смерти, которые его окружали с 1941 по 1945 год. В 2002 он выпустил книгу воспоминаний «Долгая дорога к дому», в которой необычайно ярко описывались все пережитые им ситуации.

Общественная деятельность

С 1972 Быков работал в секретариате Союза писателей. Он был одним из подписавшихся под Письмом советских литераторов в редакцию газеты «Правда» (31 августа 1973). Позднее писатель отрицал свое участие в создании этого документа, где упоминались Солженицын и Сахаров.

В 1978 Василий сменил род деятельности. Он переехал в Минск, где был избран депутатом Верховного Совета БССР. На этой должности литератор оставался до 1989 года. Тогда же он участвовал в Съезде депутатов СССР, вошел в Межрегиональную группу. Годом ранее Быков стал учредителем народного фронта. С 1990 по 1993 он был президентом Объединения белорусов, а также управлял местным ПЕН-центром. В октябре 1993 Быков подписался под «письмом сорока двух».

Из-за политических разногласий в 1997 литератор был вынужден уехать из родной страны. Сначала он жил в Финляндии, затем в Германии и Чехии. Василий всегда критиковал режим Лукашенко, он был убежден, что для Белоруссии союз с Западом будет предпочтительнее сотрудничества с Россией.

Лишь в 2003 писатель ненадолго вернулся на родину. Но ему не удалось долго прожить там, поскольку 22 июня 2003 Василий Владимирович скончался. Он умер в реанимации госпиталя под Минском после многолетней борьбы с раком. В 2004 в родной деревне писателя был открыт музей имени Быкова.

За свою жизнь литератор был женат дважды. Его первой супругой стала учительница Надежда Кулагина. Она родила возлюбленному двоих сыновей, но после 30 лет брака Быковы решили развестись. Вскоре после этого Василий снова женился, на этот раз на своей коллеге Ирине Суворовой. Она работала в редакции той же газеты, набирала на печатной машинке произведения писателя и была его первой читательницей. С 1979 до самой смерти Быкова они проводили все время вместе.

изложена в єтой статье.

Василь Быков краткая биография

Василь Владимирович Быков белорусский писатель, общественный деятель

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища и в школе ФЗО. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта.

Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета», написанная в 1962 году.

В 1960-е публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 1970-е – «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Эти произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

С 1972 по 1978 год Василь Быков занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973).

В 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, а в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

Некоторые произведения писателя, такие как повести «Третья ракета» (1962), «Дожить до рассвета», были экранизированы.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

В декабре 2002 года Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию. Несколько последних лет Быков проживал в ФРГ, а до этого в Финляндии.

Затем Быков перенес в Чехии операцию по удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель находился на реабилитации после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось…

Леонид Быков – это выдающийся советский актер, народный артист Украинской ССР, любимый миллионами зрителей разных поколений. Многие из картин с его участием стали настоящими шедеврами, вдобавок к актерской деятельности Леонид Быков сам режиссировал фильмы и писал к ним сценарии. Самыми известными картинами с его участием являются военные драмы «В бой идут одни старики» и «Аты-баты шли солдаты».

Леонид Быков навсегда запомнится нам как актер большого обаяния, умевший одновременно работать в комедийном и драматическом жанрах.

Детство и семья Леонида Быкова

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в небольшом украинском селе Знаменское, которое сегодня является частью Донецкой области. Но большая часть его жизни прошла в другом месте – промышленном городке Краматорске, который располагался неподалеку от Знаменского.

Здесь отец Быкова устроился на металлургический завод, а сам Леонид стал посещать общеобразовательную школу №6, где проучился вплоть до выпускного класса. Что касается актерского таланта, то он стал появляться у бойкого украинского парня еще в раннем возрасте. Еще в младшей школе Леня вместе с другими сверстниками разыгрывал импровизированные спектакли для родных и соседей. Причем написанием сценариев для выступлений он уже тогда занимался сам.

Некоторое время спустя талантливый паренек стал появляться в постановках местного ДК. Чаще всего там он играл летчиков и военных. Эти роли даже заставили Леонида Быкова всерьез задуматься о профессии летчика – с мечтами о штурвале самолета он после окончания школы дважды пробовал поступить в летные училища (первый раз – в Барнауле, где его семья в годы Второй мировой находилась в эвакуации, а второй раз – Ленинграде). Однако в Ленинграде обучение оказалось недолгим – в связи с окончанием войны училище попросту расформировали. Хотя летчиком Быкову побыть еще удастся – но уже на киноэкранах.

Леонид Быков «Аты баты, шли солдаты» 1976

В итоге после двух неудачных попыток Леонид Быков решил пойти в театральное. В 1946-м он отправился в Киев, однако вступительные экзамены в Университет театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого завалил. К счастью, на помощь Лёне пришла его сестра, посоветовавшая ему попробовать свои силы в Харькове, где Быкова ждала удача.

Актерская карьера Леонида Быкова

Впервые профессионально выступать на сцене Леонид начал еще в студенческие годы. В конце сороковых годов он начал играть небольшие роли в Харьковском театре им. Тараса Шевченко, а в 1951-м, уже после окончания вуза, стал постоянным актером местной труппы.

За годы работы в этом месте Леонид Быков сыграл во множестве различных спектаклей, среди которых наиболее известными стали постановки «Как закалялась сталь», «Человек ищет счастье», «С любовью не шутят». В 1952 году талантливый украинский юноша впервые появился на киноэкране, исполнив небольшую роль Сашко в фильме «Судьба Марины». Герой у Леонида Быкова получился довольно колоритным, и очень скоро начинающий актер стал получать интересные предложения о съемках.

Песня из к/ф «Зайчик» с Леонидом Быковым (1964)

В его фильмографии вскоре появились такие картины, как «Укротительница тигров», «Чужая родня», «Дорогой мой человек» Иосифа Хейфица, «Добровольцы». Всего за несколько лет Леонид стал настоящей звездой послевоенного советского кинематографа. Зрителю особенно полюбился его образ разбитного, но душевного парня в военном фильме «Максим Перепелица» (1955). Играя с такими звездами советского кино, как Михаил Ульянов , Нонна Мордюкова , Алексей Баталов, Быков быстро набирался опыта и одинаково органично смотрелся в ролях разного масштаба.

В 1960-м Леонид переехал в Ленинград и стал актером «Ленфильма». На этой киностудии он сыграл одни из лучших своих ролей – геолога Алешку в «Алешкиной любви» и пулеметчика Гаркушу в «На семи ветрах» с Вячеславом Тихоновым. Мало кто из актеров мог сравниться на экране с Леонидом Быковым в его искренности, трогательности и одновременно силой характера.

Леонид Быков – режиссер и сценарист

Продолжая играть, Быков стал осуществлять свои новые планы. В Ленинграде он начал снимать небольшие юмористические сюжеты для тележурнала «Фитиль», а в 1961 году представил зрителям свою первую короткометражку – «Как веревочка ни вьется». Затем последовала уже полнометражная комедия «Зайчик» (1964), в которой Быков исполнил и главную роль – простого гримера с забавной фамилией Зайчик, решившего ярко и полноценно прожить якобы последний месяц своей жизни. Образ у актера получился очень трогательный, а сам фильм – жизнеутверждающим.

Затем, к сожалению, в карьере и Быкова-актера, и Быкова-режиссера наступил спад – сниматься в проходных картинах он не хотел, а его и идеи и сценарии не приходились по вкусу (и, конечно, идеологическим соображениям) цензорам. В 1968 году он вернулся из Ленинграда на Украину, но там тоже некоторое время найти что-то стоящее было сложно. Наконец, в 1971 году Леонид Быков снял свою вторую комедию под названием «Где вы рыцари?», где сыграл уже не главную, но все равно запоминающуюся роль.

Еще до этого на протяжении нескольких лет Быкову с соавторами по сценарию – Оноприенко и Секацким – приходилось обивать пороги киностудий, чтобы воплотить на экранах историю, вдохновленную реальными подвигами советских летчиков во время войны. Но какое-то время сценарий с очень тонко прописанными персонажами пылился на полках из-за своей «негероичности».

Конечно, это был текст к вышедшему наконец фильму «В бой идут одни старики» (1973), мгновенно ставшему классикой и разошедшемся на цитаты. Героизма здесь – настоящего – хватало вполне. А еще – житейской мудрости, лиричности, юмора и, конечно, щемящей грусти – куда уж без нее на войне?

В фильме Быкова советские летчики не только героически выполняют свою сложнейшую работу на войне, ставшей обыденностью, но и старшие командиры думают о младшем поколении, парни влюбляются в летчиц и поют песни и все стараются сохранить в себе человеческое в нечеловеческих ситуациях. В 2009 году бессмертная картина была показана российским зрителям в цвете.

Последней режиссерской работой Быкова стал фильм «Аты-баты шли солдаты» (1977) о буднях танкистов в ходе войны. Главные роли исполнили сам Леонид Быков и Владимир Конкин.

Последние годы Леонида Быкова, трагическая смерть

11 апреля 1979 года на трассе «Минск-Киев» Леонид предпринял попытку обгона ехавшего впереди трактора из-за чего столкнулся с встречным грузовиком. Как позднее выяснили эксперты, авария произошла по вине самого Быкова, не сумевшего рассчитать все риски и уйти от столкновения.

Леонид Быков ушел очень рано – ему было всего 50 лет. Народного артиста с почестями похоронили на Байковом кладбище в Киеве.

Личная жизнь Леонида Быкова

Всю свою жизнь Быков прожил со своей женой Тамарой Кравченко. В браке у актера родилось двое детей – дочь Марьяна и сын Александр.

Мужчин, родившихся в первой половине двадцатых годов прошлого столетия, называли "убитым поколением". Они вынесли на себе все бедствия Великой Отечественной войны, и до Победы дожили лишь немногие их них. Писатель Василий (Василь) Владимирович Быков сполна пережил все бедствия военного времени, он принадлежал ему, и книги писателя – это не просто достоверный рассказ о тех днях, это еще и отображение законов правды и совести, совершенствования человеческой души среди нечеловеческих испытаний.

Василь Быков (Васіль Быкаў) - уроженец белорусской деревни Бычки (Витебская область). Он появился на свет 19 июня 1924 года в крестьянской семье и с раннего детства очень хорошо рисовал. В 1939 году, окончив неполную среднюю школу в деревне Кубличи, Василь поступил в Витебское художественное училище. Однако овладевать профессией скульптора ему пришлось недолго – в 1940 году студенческие стипендии отменили, и чтобы прокормиться, молодой человек пошел учиться в школу ФЗО. В мае 1941 года, после окончания учебного года, Василь эскстерном сдал экзамены за курс средней школы и отправился навестить своих украинских родных. Война застала его на земле Украины.Юноша был мобилизован на оборонные работы и отступал вместе с военными частями до Белгорода, где и отстал от основной колонны инженерного батальона. Его задержал комендантский патруль, и по подозрению в шпионаже Василя несколько дней продержали под арестом. По словам Быкова, перед отходом из Белгорода были расстреляны

все его сокамерники, его же самого пожилой охранник пожалел и дал убежать, выстрелив в воздух. Быков пешком отправился к Харькову, где ему удалось присоединиться к своей оборонной команде. Так, отступая вместе с войсками, Василь дошел до Саратовской области, где обучался в железнодорожном училище. В 1942 году Быкова призвали в армию и направили в Саратовское училище пехоты, которое он закончил в 1943 году в звании младшего лейтенанта. Он участвовал в боях под Кривым Рогом, Знаменкой, Александрией. В бою под Северинкой (Кировоградская область) Василь чудом не был раздавлен немецким танком, получил тяжелейшие ранения и сумел добраться до санчасти, в то время как командир написал рапорт о его гибели, и до сих пор на братской могиле возле Северинки значится имя Быкова. После лечения в госпитале будущий писатель участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях за Румынию, Венгрию, Болгарию и закончил войну в Австрии, получив орден Красного Знамени. После демобилизации в 1947 году Быков работал в редакции газеты "Гродненская правда" и опубликовал несколько рассказов. В 1949 году он опять был призван в армию и окончательно демобилизовался только в 1955 году, дослужившись до майора. Василь Быков вернулся в"Гродненскую правду" и серьезно занялся литературным трудом.

Творчество Быкова, которое рассказывало об увиденном и пережитом им на войне, относили к категории "лейтенантской прозы", представленной именами Бондарева и Нагибина. В 1959 году была опубликована пе

рвая повесть начинающего писателя под названием "Журавлиный крик", а вышедшая в свет в 1961 году "Третья ракета" принесла ему всесоюзную славу. Огромный успех имела повесть "Альпийская баллада"(1963), по которой был снят фильм, получивший несколько наград. В "Альпийской балладе" Быков первым из советских писателей показал плен как трагедию, а не как вину героя, и осмелился описать любовные чувства между советским солдатом и итальянской девушкой. Бескомпромиссность и стремление передать жестокую правду войны характеризовали повесть "Мертвым не больно" (1965), где автор без прикрас описывал войну так, как он ее видел своими глазами. Отход от идеологических штампов обошелся Василию Владимировичу дорого – на писателя была открыта настоящая травля. Кроме гневных статей в газете, жену писателя вызывали на "беседы" в органы безопасности, в их квартире разбили окна, а на собраниях Быкова клеймили и предлагали "убираться на запад". Фронтовик не отступил. Вышедшая в 1970 году повесть "Сотников" с беспощадной откровенностью раскрыла тему предательства и заставила говорить о таланте Василия Владимировича. Он был избран секретарем Гродненского отделения белорусского союза писателей. Событием литературной жизни становилась каждая новая повесть Быкова –удостоенные Государственной премии "Обелиск" (1971) и"Дожить до рассвета" (1974), "Пойти и не вернуться" (1978), на основе которой была создана популярная пьеса. Новым поворотом творчества Быкова стала повесть "Знак беды"

(1982), отмеченная Ленинской премией. Рассказ о немолодых крестьянах, переживающих немецкую оккупацию и делающих выбор в пользу добровольного ухода из жизни, литературоведы называют самым антивоенным произведением Быкова. Тема нравственного выбора и взаимоотношения человека и режима остается ведущей и в повестях "Карьер"(1986), "В тумане"(1987), "Облава " (1990).

Девяностые годы снова привели В. Быкова к противостоянию с властью. Еще в 1988 году он был у истоков создания Белорусского Народного Фронта, затем возглавлял белорусский ПЕН-Центр. После событий осени 1993 года Быков был в числе подписавших знаменитое "письмо 43" в адрес Ельцина с требованием переизбрания Верховного Совета. После победы на президентских выборах в Белоруссии А. Лукашенко писатель не раз выступал с критикой его курса. Проза Быкова этого периода продолжала оставаться документально точной и безжалостной ("Полюби меня, солдатик", "Афганец", "Волчья яма"). В 1997 году Василь Быков по приглашению ПЕН-Центра выехал в Финляндию, затем проживал в Германии и Чехии. Наиболее значительным его произведением этого периода стала автобиографическая книга "Долгая дорога домой" (2002). В этом же году Быкову был поставлен страшный диагноз – рак желудка. Он был прооперирован в пражской клинике, а в 2003 году, за месяц до своей смерти возвратился в Белоруссию. Писатель, который по утверждению критиков, так и не вернулся с войны, умер в памятную дату 22 июня. Он погребен на Восточном кладбище Минска.