Социально гуманистический подход исследовании. Гуманистический подход: основные черты

КУРСОВАЯ РАБОТА

Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе

Введение

Глава I. Гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе

1.1 Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К. Роджерса

1.2 Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностной теории А.Г. Маслоу

1.3 Значение экзистенциальной психологии в социальной работе

Глава II. Эмпирические основания использования гуманистического подхода в социальной работе

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Она дает огромное множество приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, существуют методы социального научения, которые ориентируются на бихевиористские теории, применение также находят такие теории как психоаналитическая, когнитивистская и многие другие. Но в данной работе внимание направлено на гуманистический подход в социальной работе. Естественно, что психологические основы социальной работы образуеттеория личности. Социальная работа тесно связана не только с типизацией личностей, но и соответственно этому теоретическими основами тех или иных подходов.

Цель работы состоит в анализе гуманистического подхода в психологии с точки зрения его применения в социальной работе.

Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи :

1) провести анализ различных гуманистических теорий с точки зрения их применения в социальной работе;

2) провести исследование на определение типа направленности личности среди студентов, обучающихся по специальности «социальная работа»;

3) описать и объяснить полученные результаты.

В качестве гипотезы всей работы было выдвинуто предположение, что применение гуманистического подхода в социальной работе является важным и оправданным, особенно при работе с людьми, оказавшимися в так называемых «пограничных ситуациях».

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы с людьми, находящимися в «пограничных» ситуациях. Имеется и немалый отечественный опыт (как дореволюционного, так и советского периодов). И практика показывает, что часто социальные работники сталкиваются с проблемами, которые не могут решить в рамках иного подхода, кроме как гуманистического. Потому что клиенты социальных работников как раз находятся в пограничных ситуациях, где происходит актуализация экзистенциальных потребностей человека. Таким образом, в современном обществе темы смерти, смысла, ответственности и др. играют ведущую роль именно в контексте социальной работы.

Первоочередная задача социального работника заключается в том, чтобы понять людей, чьи мысли и чувства - под влиянием личных и социальных переживаний - повернулись, в основном, к проблеме бессмысленности жизни. Это бывает не только в случаях социальной патологии (параноидальной одержимости идеей самоубийства), но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих на долю в принципе здоровых людей: в ситуациях конфликтного выбора, отчаяния, конфронтации со смертью.

Экзистенциальная и гуманистическая психология оправданно исходят из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, "повернуться" от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием.

В рамках же социальной работы гуманистический подход к клиентам оправдан тем, что человек находящийся в пограничной ситуации стоит наиболее близко к моменту переоценки своей жизненной ситуации и осознании себя как субъекта деятельности. И социальный работник, работающий в рамках гуманистической парадигмы должен показать клиенту, что не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для человека. И словами Р. Баха можно продолжить, что «Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы».

Глава I. Гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе

«Вспомни, откуда ты пришел и куда ты идешь, и прежде всего, подумай о том, почему ты создал беспорядок, в который сам попал».

Р.Бах

Гуманистическая психология имеет множество направлений и модификаций, представляемых различными авторами, но, на мой взгляд, в них все же существуют некоторые инвариантные составляющие, связанные единым методологическим ядром.

Для начала следует выделить основные направления гуманистической психологии, которые будут рассмотрены ниже.

Во-первых, к этому направлению необходимо отнести концепцию Карла Роджерса .

Во-вторых, гуманистическую психологию просто не возможно представить без Абрахама Маслоу .

В-третьих – внимания заслуживает экзистенциональная психология, одним из самых ярких представителей которой является Ирвин Ялом .

Это, конечно, всего лишь некоторые представители гуманистического подхода в психологии, но я думаю, что их вклад наиболее важен для формирования максимально полной картины восприятия данной психологической парадигмы.

С точки зрения гуманистической психологии, принципиальным содержанием развития личности является самоатуализация, или, другими словами, полная реализация изначального потенциала. «Становиться и быть собой» - вот психологическая основа благополучия человека. «Такое благополучие означает быть полностью рожденным, то есть стать тем, чем человек является потенциально» . Проблема «создания хорошего человека» - это проблема «самоэволюции человека». И ее неотъемлемой частью является познание человеком себя. Маслоу писал, что «нам необходим такой человек, который был бы ответственен за себя и свое развитие, досконально знал самого себя, умел осознавать себя и свои поступки, стремился к полной актуализации своего потенциала». Но, увы, звучит это довольно иронично, особенно в контексте социальной работы. А важным в данном случае является характеристика субъектной позиции человека. Осуществление человеком собственной жизни как цепочки выборов предполагает опору и на внутренние ориентиры, и на внешние условия и обстоятельства. Именно это важно для социального работника – показать клиенту возможность выбора. Выбора, который обусловлен, прежде всего, осознанностью клиентом своей ситуации и себя самого в данный момент жизни и времени. Сюда очень кстати подходит высказывание Баха, что «Каждый человек, появляющийся в твоей жизни, все события, которые с тобой происходят, - все это случается с тобой потому, что это ты притянул их сюда. И то, что ты сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам». Данная мысль может показаться довольно спорной, но не это главное, главное, что наиболее фундаментальным выражением болезни общества является феномен отчуждения, состоящий в том, что человек не ощущает себя субъектом собственных действий и из уникального и неповторимого творца собственной жизни превращается в «лишенную индивидуальных качеств вещь, зависимую от внешних для нее сил». Также, в своей работе Э. Фромм писал, что фактически большая часть из того, что составляет человеческое сознание, является фикцией и заблуждением; дело не столько в неспособности человека увидеть истину, сколько во влиянии на него общества.

1.1 Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К. Роджерса

В рамках гуманистического подхода существенно выделить концепцию К. Роджерса . Основная суть его психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода – человек, его предназначение жить и действовать. По убеждению Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека – конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. И только на основе свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.

Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе – Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Все поведение человека обусловлено и регулируется неким объединяющим мотивом, который Роджерс называл тенденцией актуализации . Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

Роджерс считает, что каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Может показаться, что данные идеи Роджерса весьма утопичны и мало отражаются в жизненных реалиях, и это будет вполне оправданно. Но с точки зрения применения теории клиент-центрированной психотерапии Роджерса в практике социальной работы, важным может оказаться вопрос о том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Ведь если убеждения социального работника относительно личности другого человека, в частности клиента, сводятся к представлению о нем как об объекте, который необходимо подвергнуть диагностике и анализу, об объекте, которым можно манипулировать и распоряжаться по своему усмотрению, то деятельность социального работника перестанет быть эффективной, по крайней мере, в рамках гуманистического подхода.

Социум все больше привлекают внимание творческие личности, способные выдерживать конкуренцию и обладающие мобильностью, интеллигентностью и способностью к самоактуализации и непрерывному творческому саморазвитию.

Интерес к различным проявлениям человеческого бытия и становлению личности особенно проявляется в гуманистическом направлении психологии и педагогики. Благодаря ему человек рассматривается с точки зрения его уникальности, целостности и стремления к непрерывному личностному совершенствованию. В основании упомянутого направления стоит видение человеческого во всех индивидах и обязательное уважение автономии личности.

Общие понятия гуманизма

"Гуманизм" в переводе с латинского обозначает "человечность". И как направлениев философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек - ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

В общем виде гуманизм - это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

До появления понятияк личности" сформировалось понятие "гуманность", в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм - это общественный идеал, а человек - наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

Главные основы гуманистического подхода к человеку

В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные.

Цель гуманизма - полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход,определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное - дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личностьв гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек - это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

Теоретический гуманистический подход в психологии личностиРоджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека - это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью - это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

  • самоактуализацию;
  • стремление к самовыражению;
  • стремление к самосовершенствованию.

Главенствующая среди них - это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация - это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

  • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
  • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
  • у человека есть мотив самоактуализации;
  • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

Ключевые термины концепции:

  • конгруэнтность;
  • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
  • эмпатическое слушание и понимание.

Основные цели подхода:

  • обеспечивание полноты функционирования личности;
  • создание условий для самоактуализации;
  • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
  • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
  • развитие способности к внутреннему оцениванию;
  • открытость новому.

Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

О принципах гуманистического подхода

Основные принципы гуманистического подхода можно изложить кратко:

  • при всем ограничении бытия человек обладает свободой и независимостью для ее реализации;
  • важный источник информации - экзистенциальность и субъективный опыт индивидуума;
  • природа человека всегда стремится к непрерывному развитию;
  • человек един и целостен;
  • личность уникальна, ей необходима самореализация;
  • человек устремлен в будущее и является активным творческим существом.

Из принципов складывается ответственность за поступки. Человек - не бессознательное орудие и не раб сформировавшихся привычек. Изначально его природа позитивна и добра. Маслоу и Роджерс считали, что росту личности часто мешают защитные механизмы и страхи. Ведь нередко самооценка расходится с той, которую дают человеку окружающие. Поэтому перед ним стоит дилемма - выбор между принятием оценки со стороны и желанием остаться при своей.

Экзистенциальность и гуманизм

Психологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:

  • человек рассматривается с позиции реального существования;
  • он должен стремиться к самоактуализации и самореализации;
  • человек ответственен за свой выбор, существование и реализацию собственных потенциалов;
  • личность свободна и имеет множество вариантов выбора. Проблема же состоит в стремлении избежать его;
  • тревога - это следствие нереализованности своих возможностей;
  • часто человек не осознает что он раб шаблонов и привычек, не является аутентичной личностью и живет фальшью. Для изменения такого состояния необходимо осознание своего истинного положения;
  • человек страдает от одиночества, хотя он одинок изначально, так как приходит в мир и уходит из него один.

Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:

  • воспитание ответственности, умения ставить задачи и решать их;
  • обучение быть активным и преодолевать трудности;
  • поиск деятельности, где можно свободно выражать себя;
  • преодоление страдания, переживания «пиковых» моментов;
  • обучение концентрации выбора;
  • поиск подлинных смыслов.

Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий - ориентир для личности. Такая концепция отвергает качества заложены в биологии человека.

Гуманизм в воспитании и образовании

Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании,ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений "воспитатель/воспитанник" опиралась на уважение и справедливость.

Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель - стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. - развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:

  • ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
  • педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
  • он относится к ученикам безусловно;
  • педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
  • воспитатель - помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
  • он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.

Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, - приоритетное направление в педагогике.

Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви...

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации - безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств - это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку - развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация - это продолжение семьи. Гуманистический рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила - это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.

Гуманистический подход, разработанный на основе персонологических концепций А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла был реализован, прежде всего, в конкретных практических методах К. Роджерса, активно занимавшегося консультационно-психотерапевтической деятельностью, а также в логотерапии В. Франкла.
К. Роджерс явился основателем личностно-центрированного (клиент-центрированного) консультирования. Главная цель консультирования - снятие психологических проблем клиентов, устранение барьеров, мешающих человеку жить полнокровной свободной жизнью, быть удовлетворенным своей судьбой, жить в соответствии со своей внутренней человеческой природой, быть полноценной личностью. Данная цель конкретизируется в ряде конкретных задач, которые ставят в процессе консультирования. К. Роджерс считал, что «эффективность консультирования определяется, прежде всего, качеством межличностного общения консультанта с клиентом». Поэтому при личностно-центрированном консультировании особое значение имеет сам процесс общения консультанта и клиента, их мысли и чувства, а не использование каких-то методик и приемов консультантом.
Для изменения негативного восприятия Я-концепции клиентов, их коррекции и реабилитации, восстановления конгруэнтности необходимы следующие шесть условий: 1) между консультантом и клиентом должен быть психологический контакт; 2) клиент должен находиться в состоянии неконгруэнтности и быть уязвимым или встревоженным; 3) консультант должен быть «конгруэнтен или интегрирован в данные отношения»; 4) консультант»"безусловно позитивно относится к клиенту»; 5) консультант должен «эмпатически систему взглядов клиента и стремиться об этом клиенту»; 6) консультант должен уметь адекватно донести до клиента свое эмпатическое понимание его и безусловное позитивное отношение. Важнейшее из данных условий - конгруэнтность консультанта, его умение быть открытым, прозрачным, искренним в беседе с клиентом, относиться к нему не как к объекту, а как к равноправному участнику консультирования, не прятаться за маской специалиста, уметь разделять чувства и мысли клиента.
В процессе консультирования консультант и клиент могут входить в изменяемые состояния сознания, когда возникает интуитивное ощущение сопричастности друг к другу.
Характеризуя это состояние, К. Роджерс пишет: «Кажется, что мой внутренний дух вытянулся и коснулся внутреннего духа другого человека. Наши отношения выходят за свои пределы и становятся частью чего-то большего. Имеют место глубинный рост, исцеление и приток энергии».
Безусловно, позитивное отношение предполагает теплое, заботливое отношение и уважение консультанта к клиенту без «если», то есть если он станет умнее, активнее и т.д. Однако есть пределы данного отношения (например, когда клиент физически угрожает консультанту). Консультант не должен одобрять негативные поступки клиента. Безусловно, позитивное отношение консультанта - это стратегия поведения консультанта, предполагающая, что рост и развитие клиента (коррекция и реабилитация) прямым образом зависит от позитивного отношения клиента к консультанту.
Эмпатия, по К. Роджерсу, эмпатическое отношение к клиенту - это «ощущение внутреннего мира клиента, как будто это ваш собственный внутренний мир», но при сохранении качества «как будто». Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Эмпатическое отношение создает необходимый эмоциональный климат, в котором клиенты могут помочь консультантам понять им их мир, эмоции, чувства. Консультанты могут сообщать клиентам о своем представлении об их мире, выслушивать их оценки и замечания, адекватно и позитивно реагировать на них. Здесь работают вербальные и невербальные средства (выражение лица и пр.).
Вот пример интервью взятого К. Роджерсом у одной своей клиентки в 1983 году, у которой, по ее словам, возникло много проблем из-за того, что она отпустила свою двадцатилетнюю дочь учиться в колледж.
Роджерс: ... Вы чувствуете, будто она ускользает от Вас, и Вы... и это причиняет боль...и
Клиентка: Да. Я как будто сижу здесь в одиночестве. Знаете, я словно чувствую, что она ушла, а я так и осталась тут.
Роджерс: Хм-хм. Вы переживаете именно это: она покидает дом, а Вы здесь - в полном одиночестве.
Клиентка: Да. Да. Да. Я чувствую себя действительно одинокой (плачет).
Стремление к установлению доверительных отношений в беседе консультанта и клиента на основе отмеченных условий вызывает соответствующую позитивную реакцию последнего, настраивает обоих на волну сопричастности, взаимодоверия, открытости и искренности. Постепенно клиенты начинают раскрывать себя, делиться сокровенным, достигать конгруэнтности и измененного состояния сознания и на этой основе преодолевать свою отчужденность, повышать самоуважение, решать свои психологические проблемы, становиться полноценно функционирующей личностью в своей реальной жизни.
В заключении отметим, что К. Роджерс считал, что личностно-центрированное консультирование может использоваться не только при индивидуальной работе, но и в групповых встречах, в аудиторном обучении, при разрешении конфликтов, в сфере менеджмента.
Различные подходы психоконсультирования и психотерапии наряду с определенными конкретными принципами включают использование разнообразных коррекционно- реабилитационных приемов и средств.
Одним из них является музыкотерапия на основе онтопсихологического подхода. Музыка - это мощное средство воздействия на психику и действует на самочувствие человека по-разному. Поэтому мелодии входят во все психологические тренинги. В онтопсихологической музыкотерапии А. Менегетти музыка рассматривается как основа семантики внутреннего «Я» человека. Это направление ориентированно на здоровых людей, направленно на поддержку их здоровья, творческого потенциала и т.д. Воздействие музыки на психику связанно с тем, что ее структура наиболее близка естественному восприятию человека, соответствует ритмике души, переживаний, эмоций и чувств и это не зависит от пола, образования, менталитета, национальности, рода занятий. Музыка вызывает глубокие музыкальные реакции ненавязчиво. Это важнейшее средство интеграции и коммуникации. Музыка невербальным способом отражает определенные жизненные реалии и усиливает их эмоциональное восприятие, влияет на характер человека.
В музыкотерапии развивалось два основных направления: 1) американское - музыка используется как вспомогательное средство воздействия на психическое, как поиск простых и сложных музыкальных форм, оказывающих возбуждающее и успокаивающее воздействие; 2) шведское - под влиянием психоанализа здесь отводится музыке одна из центральных ролей; считается, что она может проникать в глубинные слои (бессознательное). В настоящее время
музыка используется в разных функциях: регулирующей, реактивной, коммуникативной, познавательной, воспитательной, рекреативной и др.
В психологическом консультировании музыку используют для образования и коррекции межличностных отношений, для активизации самосознания личности средствами самовыражения. Музыка активно используется при работе психолога с отдельными клиентами и с группой. Варианты использования: а) простое прослушивание музыки, заранее отобранной для конкретных случаев; б) прослушивание музыки с последующим обсуждением в группе (дополняет социально- психологический эффект); в) исполнение музыки испытуемыми на инструментах; г) пение; д) сочинение музыки; е) исполнение танцев под музыку; ж) метод музыкальной графики - рисование под музыку, что активизирует самостоятельность, улучшает внимание, память, оказывает успокаивающее и расковывающее действие.

Еще по теме Гуманистический подход.:

  1. Экзистенциально-гуманистический подход к девиантному поведению.
  2. 10. Понятие о личности. Основные подходы к изучению личности (психоаналитический, поведенческий, гуманистический, деятельностный). Структура личности.

Гуманистический подход

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Гуманистический подход
Рубрика (тематическая категория) Психология

В первой половине нашего века в психологии преобладали бихевиористский и психоаналитический подходы. В 1962 году группа психологов основала Ассоциацию гуманистической психологии. Гуманистическую психологию они предложили в качестве ʼʼтретьей силыʼʼ, сформировав положения, альтернативные двум другим подходам. Определяя свою задачу, ассоциация приняла за основу 4 принципа˸

1. Переживания человека представляют основной интерес. Люди - не просто объекты исследования. Их следует описывать и объяснять по их собственным субъективным взглядам на мир, по их восприятию себя и самооценке. Основной вопрос, с которым должен встретиться каждый˸ ʼʼКто я есть?ʼʼ. Чтобы узнать, как индивид пытается ответить на него, психолог должен стать ᴇᴦο партнером в поиске смысла существования.

2. Приоритетными направлениями исследования являются человеческий выбор, творчество и самоактуализация. Гуманистические психологи отвергают психоаналитический подход, полагая, что психология, основанная на исковерканных личностях, должна быть только исковерканной психологией. Они также отвергают бихевиоризм как психологию, отвергающую сознание и основанную преимущественно на изучении низших организмов. Люди не просто мотивируются органическими потребностями, такими как секс и агрессия, или физиологическими нуждами, такими как голод и жажда. У них есть потребность в развитии своего потенциала и способностей. Критериями психического здоровья должны быть рост и самоактуализация, а не просто эго-контроль или приспособление к окружению.

3. Осмысленность должна предшествовать объективности в выборе задач исследования. Гуманистические психологи считают, что психологические исследования чересчур часто направляются имеющимися в распоряжении методами, а не важностью исследуемой проблемы. Они говорят, что надо изучать важные человеческие и социальные проблемы, даже если для этого иногда приходится воспользоваться менее строгими методами. И хотя психологи должны стараться быть объективными при сборе и интерпретации наблюдений, выбор ими темы исследований может и должен направляться ценностными критериями. В этом смысле исследование не свободно от ценности; психологи не должны делать вид, что ценности - это что-то, чего у них нет или за что они должны извиняться.

4. Высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей базе добры. Цель психологии - понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека ʼʼиспытуемымʼʼ значит унизить ᴇᴦο достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.

  • - Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению

    Экзистенционально-гуманистический подход - рассматривает личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. Наибольший интерес в этом отношении представляет концепция австрийского психиатра и психолога В. Франкла. В его понимании специфические... .


  • - Гуманистический подход

    Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Его называ­ют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему воз­можность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким обра­зом, стержень... .


  • - Гуманистический подход

    В главе 10 мы рассмотрели развитие личности с точки зрения гуманистической психологии. Напомним, что в теории личности по Роджерсу центральным понятием является «реальное Я», т. е. те представления, которые человек имеет о самом себе, своих восприятиях, ценностях,... .


  • - Гуманистический подход

    Как помнит читатель, этот подход основан на гуманистической философии, главное положение которой заключается в том, что всякое знание неотделимо от природы человека и его основных потребностей; иными словами, знание не может существовать вне человеческой природы.... .

  • В первой половине нашего века в психологии преобладали бихевиористский и психоаналитический подходы. В 1962 году группа психологов основала Ассоциацию гуманистической психологии. Гуманистическую психологию они предложили в качестве «третьей силы», сформировав положения, альтернативные двум другим подходам. Определяя свою задачу, ассоциация приняла за основу 4 принципа:

    1. Переживания человека представляют основной интерес. Люди - не просто объекты исследования. Их следует описывать и объяснять по их собственным субъективным взглядам на мир, по их восприятию себя и самооценке. Основной вопрос, с которым должен встретиться каждый: «Кто я есть?». Чтобы узнать, как индивид пытается ответить на него, психолог должен стать его партнером в поиске смысла существования.

    2. Приоритетными направлениями исследования являются человеческий выбор, творчество и самоактуализация. Гуманистические психологи отвергают психоаналитический подход, полагая, что психология, основанная на исковерканных личностях, может быть только исковерканной психологией. Они также отвергают бихевиоризм как психологию, отвергающую сознание и основанную преимущественно на изучении низших организмов. Люди не просто мотивируются органическими потребностями, такими как секс и агрессия, или физиологическими нуждами, такими как голод и жажда. У них есть потребность в развитии своего потенциала и способностей. Критериями психического здоровья должны быть рост и самоактуализация, а не просто эго-контроль или приспособление к окружению.

    3. Осмысленность должна предшествовать объективности в выборе задач исследования. Гуманистические психологи считают, что психологические исследования слишком часто направляются имеющимися в распоряжении методами, а не важностью исследуемой проблемы. Они говорят, что надо изучать важные человеческие и социальные проблемы, даже если для этого иногда приходится воспользоваться менее строгими методами. И хотя психологи должны стараться быть объективными при сборе и интерпретации наблюдений, выбор ими темы исследований может и должен направляться ценностными критериями. В этом смысле исследование не свободно от ценности; психологи не должны делать вид, что ценности - это что-то, чего у них нет или за что они должны извиняться.

    4. Высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель психологии - понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.

    Психологи, разделяющие ценности этой ассоциации, относятся к разным теоретическим платформам. Например, Гордон Оллпорт был также гуманистическим психологом, и мы уже отмечали, что некоторые психоаналитики, такие как Карл Юнг, Альфред Адлер и Эрик Эриксон, придерживались гуманистических взглядов на мотивацию, отличающихся от взглядов Фрейда. Но именно взгляды Карла Роджерса и Абрахама Маслоу заняли центральное место в гуманистическом движении.

    Карл Роджерс. Подобно Фрейду, Карл Роджерс (1902-1987) развил свою теорию на основе работы с пациентами клиники (Rogers, 1951, 1959, 1963, 1970). Роджерса поражала наблюдаемая им внутренняя тенденция индивида двигаться к росту, созреванию и позитивному изменению. Он пришел к убеждению, что основная сила, мотивирующая человеческий организм, - это тенденция к актуализации всех способностей организма. Растущий организм стремится реализовать свой потенциал в пределах своей наследственности. Человек может не всегда четко видеть, какие действия ведут к росту а какие - к регрессии. Но когда путь ясен, индивид предпочитает расти, а не регрессировать. Роджерс не отрицал, что есть и другие потребности, в том числе и биологические, но считал их вспомогательными по отношению к мотиву совершенствования.

    Вера Роджерса в первичность актуализации образует основу его недирективной, ориентированной на клиента терапии. Этот психотерапевтический метод предполагает, что у каждого индивида есть мотив и возможность к изменению и что сам индивид более всех компетентен решать, в каком направлении эти изменения должны происходить. При этом психотерапевт выполняет роль зондирующей системы, а пациент исследует и анализирует свои проблемы. Этот подход отличается от психоаналитической терапии, во время которой психотерапевт анализирует историю пациента, чтобы выявить проблему и разработать курс лечебного воздействия (обсуждение разных подходов в психотерапии см. в гл. 16).

    «Я». Центральным в теории личности Роджерса является понятие «Я». «Я» или «понятие о Я» (у Роджерса эти термины взаимозаменяемы) стали краеугольным камнем его теории. К «Я» относятся все идеи, восприятия и ценности, характеризующие «Я»; в него входит осознание того, «что я есть» и «что я могу». Это воспринятое «Я», в свою очередь, влияет на восприятие человеком как всего мира, так и своего поведения. Например, женщина, видящая себя сильной и компетентной, воспринимает мир и воздействует на него совсем иначе, чем женщина, считающая себя слабой и бесполезной. «Понятие о Я» не обязательно отражает реальность: человек может быть весьма преуспевающим и уважаемым и тем не менее считать себя неудачником.

    Согласно Роджерсу, индивид оценивает каждое свое переживание с точки зрения его «понятия о Я». Люди хотят вести себя так, чтобы соответствовать своему представлению о себе; ощущения и чувства, не согласующиеся с образом себя, представляют угрозу, и их доступ к сознанию может быть закрыт. По сути это та же фрейдовская концепция подавления, но у Роджерса такое подавление не является ни неизбежным, ни постоянным (Фрейд сказал бы, что подавление неизбежно и что некоторые аспекты переживаний индивида остаются в бессознательном навсегда).

    Чем больше областей опыта человек отрицает из-за их несоответствия его «понятию о Я», тем глубже разрыв между «Я» и реальностью и тем больше возможность плохой приспособленности. Индивиду, чье «понятие о Я» не соответствует его личным чувствам и переживаниям, приходится обороняться от правды, поскольку правда ведет к тревожности. Если это несоответствие становится слишком большим, защита может разрушаться, приводя к сильному беспокойству и другим эмоциональным нарушениям. У хорошо приспособленного человека, наоборот, «понятие о Я» согласуется с мыслями, опытом и поведением; «Я» не ригидно, оно гибкое и может меняться по мере освоения им новых идей и опыта.

    В теории Роджерса есть еще одно «Я» - идеальное. У всех нас есть представление о том, какими мы хотели бы быть. Чем ближе идеальное «Я» к реальному, тем более полноценным и счастливым становится человек. Большое расхождение между идеальным и реальным «Я» делает человека несчастным и неудовлетворенным. Таким образом, могут развиться два типа несоответствия: одно - между «Я» и переживаемой реальностью, другое - между «Я» и идеальным «Я». Роджерс выдвинул несколько предположений о развитии этих несоответствий. В частности, он полагал, что люди начинают функционировать более полно, если у них воспитывают безусловно позитивное отношение. Это значит, что они чувствуют, что их ценят родители и другие люди, несмотря на то что их чувства, отношения и поведение менее чем идеальны. Если родители предлагают только условно позитивное отношение, оценивая ребенка только когда он ведет себя, думает или чувствует правильно, «понятие о Я» у ребенка нарушается. Например, чувство конкуренции и враждебности к младшему брату или сестре естественно, но родители не разрешают их бить и обычно наказывают за такие действия. Этот опыт ребенок должен как-то интегрировать в свое «понятие о Я». Он может решить, что поступает плохо, и почувствовать стыд. Он может решить, что родители его не любят, и поэтому чувствовать себя отвергнутыми. Или он может отрицать свои чувства и решить, что он не хочет бить малыша. В каждом из этих отношений содержится искажение правды. Третью альтернативу ребенку легче всего принять, но, поступая так, он отрицает свои реальные чувства, которые затем становятся бессознательными. Чем больше человек вынужден отрицать свои собственные чувства и принимать ценности других, тем неудобнее он себя чувствует. В качестве наилучшего выхода для родителей Роджерс предложил признать чувства ребенка как они есть, но объяснить, почему битье неприемлемо.

    Измерения соответствия между реальным и идеальным «Я». В главе 12 мы описали метод оценки, называемый Q-классификацией, при которой оценивающему, или сортировщику, дают набор карточек, каждая из которых содержит утверждения о личности (например, «неунывающий»), и просят охарактеризовать личность индивида путем сортировки карточек по кучкам. Карточки с утверждениями, менее характерными для данного индивида, оценщик складывает в кучку слева, а с более характерными - справа. Другие утверждения распределяются по кучкам между ними; тем самым каждому Q-компоненту присваивается показатель соответственно кучке, в которую он помещен. Q-классификации молено сравнить между собой путем вычисления корреляции между показателями, оценивая тем самым, насколько эти две Q-классификации близки друг к другу.

    Карл Роджерс первым стал применять Q-классификацию в качестве инструмента для изучения «понятия о Я». Q-набор, составленный Роджерсом, включает, например, такие утверждения: «Я удовлетворен собой», «У меня теплые эмоциональные отношения с другими», «Я не доверяю своим эмоциям». В процедуре Роджерса индивид сначала выполняет сортировку для себя, который есть на самом деле, - для реального «Я», затем для такого, каким он хотел бы быть, - идеального «Я». Корреляция между этими двумя сортировками показывает расхождение между реальным и идеальным «Я». Низкая или отрицательная корреляция соответствует большому расхождению «реальный-идеальный», означая чувство низкого самоуважения и невысокое личное достоинство.

    Повторяя эту процедуру несколько раз в ходе терапии, Роджерс мог оценить эффективность терапии. В одном исследовании корреляция между реальной и идеальной классификацией индивидов, обращающихся за помощью, составляла в среднем 2,01 до терапии и 0,34 после нее. Корреляция у соответствующей контрольной группы, не проходившей терапию, не изменилась (Butler & Haigh, 1954). Другими словами, у этих индивидов терапия значительно сократила воспринимаемое расхождение между их реальным и идеальным «Я». Заметьте, что это могло произойти двумя путями: индивид мог изменить свое представление о реальном «Я», так что оно стало ближе к идеальному, или изменить представление об идеальном «Я», так чтобы оно стало более реалистичным. Терапия может вызывать оба эти типа изменений.

    Абрахам Маслоу. Психология Абрахама Маслоу (1908-1970) перекликается с психологией Карла Роджерса по многим направлениям. Маслоу сначала увлекся бихевиоризмом и проводил исследования сексуальности и доминирования у приматов. Он уже отходил от бихевиоризма, когда родился его первый ребенок, после чего он заметил, что любой наблюдающий за ребенком бихевиористом быть не может. На него повлиял психоанализ, но со временем он стал критиковать его теорию мотивации и разработал свою собственную. В частности, он предложил иерархию потребностей, восходящую от основных биологических нужд к более сложным психологическим мотивам, которые обретают важность только после удовлетворения основных нужд (рис. 13.4). Потребности одного уровня должны быть хотя бы частично удовлетворены, прежде чем потребности следующего уровня станут существенно определять действия. Если пищу и безопасность получить трудно, то удовлетворение этих потребностей будет преобладать в действиях человека и более высокие мотивы не будут иметь большого значения. Только когда органические потребности можно удовлетворить легко, у индивида появится время и энергия для эстетических и интеллектуальных интересов. Художественные и научные инициативы не процветают в обществах, где люди вынуждены бороться за пищу, кров и безопасность. Наивысший мотив - самоактуализация - может быть реализован только после удовлетворения всех остальных потребностей.

    7. Потребности самоактуализации: найти самореализацию и реализовать свой потенциал.

    6. Эстетические потребности: симметрия, порядок, красота.

    5. Когнитивные потребности: знать, понимать, исследовать.

    4. Потребности самоуважения: достигать, быть компетентным, получать одобрение и признание.

    3. Потребность в близости и любви: быть привязанным к другим, быть принятым, принадлежать кому-то.

    2. Потребность в безопасности: чувствовать защищенность и безопасность.

    1. Физиологические нужды: голод, жажда, и др.

    Рис. 13.4. Иерархия потребностей по Маслоу. Потребности, находящиеся внизу иерархии, должны быть хотя бы частично удовлетворены, прежде чем потребности, расположенные в иерархии выше, станут существенными источниками мотивации (по: Maslow, 1970).

    Маслоу решил изучать самоактуализаторов - мужчин и женщин, добившихся выдающегося использования своего потенциала. Он начал с изучения жизни выдающихся исторических фигур, таких как Спиноза, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Джейн Аддамс, Альберт Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. [Джефферсон Томас - третий президент Соединенных Штатов, основной автор Декларации независимости; Аддамс Джейн - американский общественный реформатор и пацифистка, лауреат Нобелевской премии мира за 1931 год (совместно с Николасом Мюрреем Батлером); Рузвельт Анна Элеонора - дипломат, гуманист, жена президента США Франклина Д. Рузвельта. - Прим. перев.] Таким образом он смог создать сводный портрет самоактуализатора. Отличительные характеристики таких людей перечислены в табл. 13.1 вместе с некоторыми видами поведения, которые, по мнению Маслоу, могли вести к самоактуализации.

    Таблица 13.1. Самоактуализация

    Характеристики самоактуализаторов

    Продуктивно воспринимают реальность и способны устоять против неуверенности

    Принимают себя и других такими, какие они есть

    Непринужденны в мыслях и поведении

    Сосредоточены на задачах, а не на себе

    Имеют хорошее чувство юмора

    Весьма творческие люди

    Сопротивляются растворению в культуре, но и не ведут себя преднамеренно необычно

    Озабочены благополучием человечества

    Способны глубоко ценить основные ощущения жизни

    Устанавливают глубокие, удовлетворяющие их межличностные отношения с немногими людьми

    Способны объективно смотреть на жизнь

    Виды поведения, ведущие к самоактуализации

    Ощущать жизнь как ребенок, с полным погружением и концентрацией

    Пробовать что-то новое, а не идти по надежному и безопасному пути

    Оценивая собственный опыт, прислушиваться к своим чувствам, а не к традициям, авторитету или мнению большинства

    Быть честным, избегать претенциозности или заигрывания

    Быть готовым к непопулярности, если взгляды не совпадают с мнением большинства

    Брать на себя ответственность

    Усердно работать, если решил взяться за дело

    Стараться распознать свои безопасные ниши и иметь мужество отказаться от них

    (В таблице перечислены личные качества, которые Маслоу считал характерными для самоактуализаторов, и виды поведения, которые он считал важными для самоактуализации (по: Maslow, 1967).)

    Маслоу провел свое исследование на группе студентов колледжа. Отобрав студентов, которые подходили под его определение самоактуализаторов, Маслоу нашел, что эта группа принадлежит к наиболее здоровой части (1%) населения; у этих студентов не было признаков плохой приспособленности и они эффективно пользовались своими талантами и способностями (Maslow, 1970).

    Многие люди переживают преходящие моменты самоактуализации, которые Маслоу называл ощущениями пика. Ощущение пика характеризуется переживанием счастья и реализованности; это временное, спокойное, не обращенное на себя переживание совершенства и достигнутой цели. Ощущения пика могут происходить с разной интенсивностью и в разных контекстах: в творческой деятельности, при любовании природой, при близких отношениях с другими, родительских ощущениях, при эстетическом восприятии или участии в атлетических соревнованиях. Попросив многих студентов колледжей описать какие-либо ощущения, близкие к ощущению пика, Маслоу попытался резюмировать их ответы. Они говорили о целостности, совершенстве, живости, уникальности, легкости, самодостаточности и о ценности красоты, добра и правды.

    Гуманистический портрет человека

    Следуя своему принципу, психологи гуманистической ориентации четко определились в отношении ценностей и философских предпосылок, лежащих в основе их подхода к личности человека. Четыре принципа, выдвинутых Ассоциацией гуманистической психологии, которые мы вкратце привели ранее, рисуют яркий контраст между гуманистическим портретом личности человека и портретами, созданными в психоаналитическом и бихевиористском подходах.

    Большинство психологов гуманистической ориентации не спорят с тем, что биологические переменные и факторы окружения могут влиять на поведение, но они подчеркивают собственную роль индивида в определении и создании своей судьбы и тем самым сглаживают детерминизм, характерный для других подходов. Люди в основном добры, стремятся к росту и самоактуализации. Они также могут меняться и активны. Гуманистическая психология задает особенно высокие критерии психического здоровья. Одного самоконтроля или адаптации окружению мало. Только об индивиде, развитие которого направлено на самоактуализацию, можно говорить, что он психически здоров. Иначе говоря, психическое здоровье - это процесс, а не конечное состояние.

    У философских позиций есть и политический смысл. Ранее мы указывали, что философские положения бихевиоризма хорошо совместимы с американской идеологией. Его положение о том, что все люди созданы равными и их можно бесконечно изменять с помощью окружения, служит психологической основой для либеральных политических программ, стремящихся улучшить окружение тех, кто поставлен в невыгодные условия. Гуманистическая психология, напротив, оказывает поддержку значительно более радикальной политике. Все, что задерживает реализацию потенциала, все, что мешает любому человеческому существу стать всем, чем он или она хотят быть, - должно быть изменено. Если в 50-х годах женщины были счастливы и хорошо приспособлены к своим традиционным половым ролям, то это удовлетворяло критерию психического здоровья, установленному бихевиоризмом. Но с гуманистических позиций поручение всем женщинам одной и той же роли нежелательно - неважно, насколько эта роль подходит некоторым из них, - поскольку многим женщинам это мешает достичь своего потенциала. Неслучайно риторика либеральных движений - за освобождение женщин и за свободу сексуальных меньшинств - эхом вторит языку гуманистической психологии.

    Оценка гуманистического подхода

    Сосредоточившись на уникальном восприятии событий и их интерпретации индивидом, феноменологический подход возвращает категорию личного опыта в исследования личности. Теории Роджерса и Маслоу более других рассмотренных нами теорий сосредоточены на целостном, здоровом человеке и предлагают позитивный, оптимистический взгляд на личность человека. Кроме того, психологи феноменологической ориентации подчеркивают, что они изучают важные проблемы, даже если у них не всегда есть строгие методы их исследования. Здесь есть свой резон: исследование тривиальных проблем просто потому, что для этого есть удобный метод, мало что дает для развития психологической науки. Кроме того, психологи феноменологической ориентации с годами становились все изобретательнее в разработке новых методов оценки «понятия о Я» и проведении исследований, в которых индивид рассматривается как равный партнер. Тем не менее можно поставить и ставится под сомнение качество аргументов в поддержку гуманистических утверждений. Например, в какой степени характеристики самоактуализаторов являются следствием психологического процесса, называемого самоактуализацией, а в какой степени они просто отражают систему ценностей, разделяемую Роджерсом и Маслоу? Где, спрашивают они, доказательство существования иерархии потребностей, описанной Маслоу?

    Гуманистические психологи уязвимы также для критики, являющейся зеркальным отражением той, которую они сами предъявляют в адрес Фрейда. Они критиковали Фрейда за попытку построить законченную теорию личности на основе наблюдений за невротиками. Но, замечают критики, Роджерс, Маслоу и Келли построили свои теории на наблюдениях за относительно здоровыми людьми (в основном студентами колледжей, в случае Роджерса и Келли). Соответственно, их теории лучше всего подходят для нормально функционирующих людей, имеющих роскошь позаботиться о потребностях, стоящих на вершине иерархии Маслоу. Возможность применения этих теорий к индивидам с серьезными расстройствами и к людям, поставленным в социально, культурно или экономически невыгодные условия, представляется менее очевидной.

    И наконец, некоторые критиковали даже сами ценности, отстаиваемые теоретиками гуманистического направления. Многие наблюдатели полагают, что в Америке уж слишком одержимо интересуются индивидом и слишком мало - благосостоянием большого общества. Психология, поднимающая самореализацию и актуализацию индивида на вершину иерархии ценностей, слишком совместима с американской идеологией; некоторые критики даже полагают, что она дает психологическую «санкцию на эгоизм» (Wallach & Wallach, 1983). Хотя Маслоу упоминает интерес к благосостоянию человечества в качестве одной из характеристик самоактуализаторов (см. табл. 13.1) и некоторые самоактуализаторы, например Элеонора Рузвельт, явно обладают такой характеристикой, бросается в глаза ее отсутствие в иерархии потребностей.