Применение и развитие метода психологических профилей европейскими учеными. Методы и методики психодиагностики

3 705

PSYCHOLOGIES №29

Специалисты загадочного «профиля»

Почему маньяк убивает? Это вопрос внутриличностного, психологического толка, и ответить на него могут только профайлеры - профессионалы, элита следствия. Кто они такие?

Молодому агенту ФБР была необходима встреча с этим заключенным: именно он мог рассказать об убийце женщин. Узник был смертельно опасен даже при разговорах через тюремную решетку и определенно не был знаком с убийцей - заключенный Ганнибал Лектер, доктор Лектер, каннибал Лектер, известный тем, что съел печень одной из своих жертв. И запил кьянти… Но он мог знать, почему тот, кого искало ФБР, срезает у убитых кожу, почему в гортань каждой из них кладет куколку ночной бабочки и, в конце концов, почему он убивает.

«Почему он убивает?» - тот самый вопрос, ответ на который ведет к раскрытию преступления. Ответить на него может только следователь-профайлер (profiler). О них и пойдет речь - людях уникальной профессии, поставивших психологическую науку на службу розыску. Профайлеры - те, кто воссоздает психологический облик убийцы по уликам, признакам и знакам, с виду порой не имеющим отношения к делу.

Кто способен на убийство

Распространено мнение, что убийцами чаще всего становятся люди, матери которых с самого раннего детства отвергали их. «Но далеко не все, кто перенес такую психологическую травму, становятся преступниками, - размышляет психолог Сергей Ениколопов***. - 11-13 лет - это возраст, когда формируются представления о морали и нравственности. И если в этот период ребенок подвергался физическому и психологическому насилию со стороны взрослых, то влияние этих действий гораздо сильнее сказывается на развитии его личности, чем раннее отвержение». Кроме того, не следует недооценивать некоторые особенности, которые присущи каждому из нас от рождения. Например, такие, как возбудимость нервной системы. «Только сочетание всех неблагоприятных факторов: особенностей мозговой деятельности, степени возбудимости, нарушения отношений с матерью в раннем возрасте и тяжелого подросткового опыта - приводит к тому, что человек становится преступником», - уверен Сергей Ениколопов. ВИТА МАЛЫГИНА

Первая «серия»

Финал триллера Томаса Харриса «Молчание ягнят» известен. С помощью психологически рискованных контактов с доктором Лектером агент ФБР Клэрис Старлинг разгадала тайны куколок в гортани, личности убийцы и даже собственной личности. Для нас же самое интересное в том, что у героев «Молчания…» есть реальные прообразы. Клэрис Старлинг работала в ФБР в отделе бихевиористики (психологического анализа поведения), который возглавлял Джек Кроуфорд. Его прототип Джон Дуглас (John Duglas) основал реальный отдел бихевиористики. В конце 70-х годов прошлого века он первым в мире начал внедрять психологию в практику розыска по делам об убийствах - необъяснимых, серийных, особо жестоких или каким-либо образом связанных с сексуальными мотивами. Работая в Национальной академии ФБР, он самостоятельно исследовал возможности применения психологии в криминалистике: изучал статистику серийных убийств в США, общался с осужденными... Он пытался понять закономерность: кто и почему совершает чудовищные преступления. Руководство ФБР обратило внимание на эту работу, и Дуглас возглавил программу исследований «Личностно-преступное профилирование». Появился термин «профайлер» (от английского profile - «психологический профиль»). И сама эта профессия.

Благодаря работе профайлеров первый серийный убийца - Дэвид Карпентер - был задержан в США в конце 1979 года. Сегодня метод раскрытия преступлений с помощью создания психологического портрета (профиля) признан большинством ученых-криминалистов мира, а отдел бихевиористики ФБР - это более 300 дел, ежегодно поступающих к десяткам следователей-профайлеров . От 60 до 80% уголовных дел, переданных на консультацию в этот отдел, раскрываются. В 67% случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника*. В Академии ФБР в Куантико (США) и в ее филиалах в Будапеште (Венгрия) и Бангкоке (Таиланд) обучают профессионалов из разных стран - 8-недельную подготовку прошли и некоторые сотрудники МВД России. Главная же цель исследований профайлеров, где бы они ни работали, - выяснить, почему люди становятся серийными убийцами, понять, что ими движет и каковы должны быть методы следствия по делам такого рода.

Искусство разведения «ягнят»

Работа профайлеров стала настоящим клондайком для романистов, сценаристов и режиссеров. В кино за следователями «с психологическим уклоном» все чаще зарезервированы главные роли. Надо признать заслугу «Молчания ягнят»: фильм ввел моду на этот тип героя. Методами профайлеров пользовались Малдер и Скалли в «Секретных материалах», персонажи Брэда Питта и Моргана Фримена в триллере «Семь», герой Кевина Клайна в «Январском человеке». Психотерапевт Брюс Уиллис разгадывал тайну убийств мужчин в «Цвете ночи». Профайлером была Сигурни Уивер в «Имитаторе»; психолог-криминалист - героиня одного из самых популярных сериалов Америки «Профиль убийцы». А Ланс Хендриксен из «Миллениума» до того, как разгадывать тайны мистические, тоже служил профайлером в ФБР. Но особенно приятно, что наш российский пионер психологического профиля Александр Бухановский тоже оказался в центре фильма. Причем американского. В основе «Гражданина Икс» - история следствия по делу Чикатило. И только два героя действуют под невымышленными именами - сам маньяк и профессор Александр Бухановский. Играет его знаменитый Макс фон Зюдов. Это единственное отступление фильма от «правды жизни» - Александр Олимпиевич значительно моложе великого шведа. В.Б.

Портрет на фоне

«Большинство профайлеров не выезжают на место преступления, - рассказывает Олег Бродченко, психолог, полковник милиции, руководитель группы по исследованию проблем психологического обеспечения раскрытия и расследования преступлений ВНИИ МВД России. - Мы изучаем фотографии с места происшествия, отчеты экспертизы, работаем с информацией по другим преступлениям. Для нас важны не только детали, но и способ и порядок действий преступника. Мы анализируем, сопоставляем факты и составляем его психологический портрет». Профайлеры описывают черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, поле, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, называют его привычки, наклонности, описывают стиль поведения в быту, взаимоотношения с жертвой, предсказывают его следующие шаги. «Выводы, которые мы делаем, - это лишь предположения, которые помогают следствию сузить круг поиска, - продолжает Олег Бродченко. - И это, конечно, лишь общая схема работы».

У многих профайлеров есть свой индивидуальный подход к делу. Мики Писториус (Micki Pistorius), одна из немногих женщин-профайлеров в мире, работает в полиции ЮАР. Она не представляет себе эффективного расследования без действий непосредственно на месте преступления. Писториус, доктор психологии, закончила Академию ФБР, но по первой профессии она журналист. Возможно, в ее индивидуальном методе сказывается репортерское желание присутствовать в эпицентре события. Ей необходимо «влезть в шкуру» убийцы. Именно так она раскрыла «дело Феникса», который убивал женщин в полях сахарного тростника. «Я приехала на место преступления и решила пройти через поле, - рассказывает Мики. - Оно просто кишело змеями, насекомыми… Мне было не по себе, но я шла вперед, потому что хотела почувствовать то же, что чувствовал убийца, вдохнуть запахи, которые он вдыхал, услышать те же звуки. Это очень важно - пройти весь путь преступника, чтобы понять, о чем он думал в тот момент и что планировал сделать. Без этого не уловишь ход его мыслей, его состояние».

«МНЕ БЫЛО ВАЖНО ПРОЙТИ ВЕСЬ ЕГО ПУТЬ, ЧТОБЫ УЛОВИТЬ ХОД ЕГО МЫСЛЕЙ, ЕГО СОСТОЯНИЕ»

А тогда на месте убийства он выкурил 15 сигарет: чувствовал себя в безопасности, хорошо ориентировался на местности. Туфли жертвы были аккуратно поставлены в стороне. Возможно, убийца - перфекционист, для него важно оставлять место преступления в идеальном порядке. Если так, то он такой и в жизни: дома у него порядок, и он следит за своим внешним видом. Убийца прокладывал себе путь через поле, срезая тростник. Характер среза от ножа - типичный для некоторых местных племен - навел Мики на след убийцы из среды народности зулу. Она точно описала его профиль, и преступник был найден. Метод следователя Писториус во многом основан на интуиции. В отличие от большинства ее коллег - они, как правило, опираются на логику и анализ данных по аналогичным делам.

Об этом

  • Джн Дуглас, Марк Олшейкер «Охотники за умами: ФБР против серийных убийц», Крон-пресс, 1999.
  • Олег Бродченко, Ольга Логунова «Психолого-криминалистическое обеспечение раскрытия серийных сексуальных преступлений», ВНИИ МВД, 2004.
  • Виктор Образцов, Сапфо Богомолова «Криминальная психология», Юнити-Дана, Закон и право, 2002.

Он разглядел маньяка в «профиль»

За несколько лет до ареста ростовского маньяка психиатр Александр Бухановский* создал его психологический портрет. В основных своих характеристиках он выглядел так: «Возраст - за 40. Рост 170 плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силой не отличается. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно; образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на основе изменений личности, достигших степени болезненности. Остановиться может лишь ненадолго, почувствовав обострение опасности».

В Сакраменто (США) было совершено жестокое убийство. Осмотрев место преступления, сопоставив это убийство с другими, похожими, изучив результаты медицинской экспертизы, следователь Роберт Ресслер (Robert Ressler)** пришел к таким выводам: «Преступник - белый мужчина, примерно 25-27 лет, худой, плохо питается. Холостяк, друзей у него нет. В его квартире полный беспорядок. Если он живет не один, то наверняка с родителями, но это маловероятно. Возможно, в прошлом проходил лечение у психиатра. Не исключено, употребляет наркотики. Безработный. Возможно, получает пенсию по инвалидности. Не служил в армии. Очень рано бросил учебу. Страдает параноидальным психозом, это совершенно точно». Так выглядел психологический портрет Ричарда Шаза, который вошел в историю криминалистики под названием «вампир Сакраменто». Шаза арестовали через несколько недель - профиль оказался точным. И основан он был на чисто логических рассуждениях.

Мужчина Убийца, наносящий увечья сексуального характера, всегда мужчина.Белый Такие преступления, как показывает статистика, совершаются человеком той же расы, что и его жертва. Возраст - 25-27 лет По характеру преступления убийца принадлежит к типу людей, страдающих психозом. Это заболевание обычно начинает развиваться в подростковом возрасте. Должно пройти приблизительно 10 лет, чтобы болезнь достигла критической точки. Худой Большинство страдающих психозом плохо питаются.Холостой Больные этого типа не заботятся о личной гигиене и внешнем виде. Женщины не соглашаются жить рядом с таким человеком.Не служил в армии По состоянию здоровья.Рано бросил учебу Тоже из-за болезни.Безработный По той же причине он не может найти постоянного места работы, и ему приходится жить на пенсию по инвалидности. Водить машину он, следовательно, тоже не в состоянии. Поэтому можно сделать вывод, что убийца живет в том же квартале, что и жертва.

Логикой руководствовался и наш соотечественник из Ростова-на-Дону, психиатр Александр Бухановский*, создавая один из самых знаменитых психологических портретов - профиль Андрея Чикатило. Если бы милиция прислушалась к психологу вовремя, не было бы ложных арестов и безвинно казненных по этому делу… И именно Александр Бухановский сумел «разговорить» Чикатило во время следствия.

Признание... заслуг

Знание тонкостей психологии позволяет профайлерам не только помогать в поиске убийц, но и добиваться от них - уже арестованных - признаний. Американский следователь Роберт Кеппел (Robert Keppel) рассказывает о тактике ведения одного допроса: «В Канаде исчезла 11-летняя девочка. Было известно, что какой-то мужчина пригласил ее сесть к себе в машину. Задержали подозреваемого. Нужно было пойти на хитрость, чтобы получить его признание. Я попросил полицейских связаться со мной, когда будет найден труп. Мне необходимо было узнать, что он сделал с девочкой. Оказалось, она была задушена, изнасилована, ее лицо было жестоко избито. Затем преступник лишь присыпал голову жертвы землей; тело осталось на поверхности. Я предположил, что убийца был сильно разозлен, но у него не хватило смелости обратить свою ярость на того, кто вызвал его гнев, и он выбрал беззащитного ребенка. Во время допроса выяснилось, что в день убийства его выгнала подруга. Она была субтильной женщиной маленького роста. Может быть, ее отказ и толкнул его на убийство? Я зацепился за это предположение и попытался внушить ему, что понимаю: его гнев был оправдан, больше того, девочка сама могла быть виновата в том, что с ней случилось. Эти слова и спровоцировали его - заставили вновь пережить приступ гнева, на что я и надеялся. И он признался...»

Создатели «Монстра»

В СССР и России метод профайлинга никогда не отрицался. Еще в застойные годы психологи составляли для спецслужб психологические профили прибывающих в страну иностранных лидеров... Сегодня психологи, помогающие следствию в самых сложных делах, работают во Всероссийском НИИ МВД. Несколько лет назад они разработали автоматизированную информационно-поисковую систему «Монстр» для создания психологического портрета преступника в делах о серийных убийствах. Поиск шел на основе комплекса признаков, описывающих событие и его основные криминалистические характеристики. Но на внедрение этой системы денег так и не нашлось. Нет в России и единой базы данных, где хранилась бы вся информация о серийных убийцах. Главное управление уголовного розыска МВД России несколько лет назад подготовило предложение в Генпрокуратуру РФ об отдельном порядке учета дел о серийных убийствах и создании отдельного банка данных хотя бы по новым делам. Решение по вопросу пока не принято…

«ОНИ ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО НАЙТИ ПРЕСТУПНИКА, НО И ДОБИТЬСЯ ОТ НЕГО ПРИЗНАНИЯ»

Другие страны были мобильнее и дальновиднее. В 1983 году руководство ФБР организовало при Академии ФБР Национальный центр изучения насильственных преступлений. Тогда же была создана единая национальная компьютерная база данных - ViCAP (Violent Crime Apprehension Programme) - база арестов за насильственные серийные преступления. В 1986 году в Великобритании была собрана компьютерная база данных по преступлениям, связанным с убийствами по сексуальным мотивам, и случаям похищения детей. Было установлено, что люди, совершившие подобные преступления, имеют общие черты, у них сходное семейное положение, возраст и другие особенности... Продолжение следует?

Об этом

На сайте www.trutv.com/library/crime, зарегистрированном телекомпанией Courtroom Television Network LLC (телеканал Court TV), создан уникальный раздел «Преступное сознание» (Criminal Mind). Он объединяет редкие факты, точную информацию, описывает опыт работы профайлеров во многих странах мира в разделах «Криминалистическая психология», «Профайлинг», «Судебные процессы и расследования». Вся информация на английском языке.

Текст: Мария Кожевникова, Виктория Белопольская


ЛЕКЦИЯ № 6. Отечественные работы в области психологической диагностики

1. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева

Особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени. Обычно в психологии период развития экспериментальных методов определяется работами Вильгельм Вундта и его школы. Между тем изучение истории русской психологии показывает, что и в ней развивались экспериментальные работы, причем шли преимущественно в материалистическом направлении. Этим отечественные исследования по экспериментальной психологии отличались от работ школы Вильгельм Вундта. Как уже говорилось, в этой школе собственно психические явления предлагалось изучать при помощи самонаблюдения, а объективный экспериментальный метод применять только к физиологическим и низшим психическим процессам.

В противоположность вундтовской психологии многие экспериментальные исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей . У истоков этого направления находились два величайших корифея науки – И. М. Сеченов (1829–1905) и И. П. Павлов (1849–1936) .

В трудах Сеченова начиная с 1863 г. последовательно формируется материалистическое понимание психической деятельности. Изучая материальный субстрат психических процессов – мозг, Сеченов предложил рефлекторную теорию психической деятельности. Продолжателем его дела был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по функциональной физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений.

Взгляды Сеченова и Павлова оказали решающее воздействие на мировоззрение видного представителя естественнонаучного направления в психологии В. М. Бехтерева . Вся рефлексология В. М. Бехтерева была реализацией рефлекторной теории Сеченова. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, нервными процессами, называл психические процессы невропсихикой. По его мнению, изучение психики не может быть ограничено одной ее субъективной стороной. Бехтерев утверждал, что «нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями» (Бехтерев В. М. Объективная психология и ее предмет // Вестник психологии. 1904. № 9-10. С. 730). Он утверждал, что объективная психология должна пользоваться только объективным методом и характеризовать психический процесс только с его объективной стороны.

Сочетая в себе талант психолога, физиолога, психиатра и невролога-клинициста, Бехтерев был вместе с тем и выдающимся организатором психологической науки, одним из руководителей ее прогрессивного крыла. Возглавив Психоневрологический институт в Петербурге, он собрал в нем коллектив исследователей, выполнивших ряд работ экспериментального характера.

Вместе с тем при всей прогрессивности борьбы Бехтерева за объективные методы исследования против субъективистской психологии он не мог преодолеть отношения к психическим процессам как к эпифеноменам (побочным, сопутствующим явлениям, не оказывающим влияния на основной процесс) актов поведения и, протестуя против метафизических понятий («память», «чувства», «внимание»), неправомерно игнорировал те реальные процессы, которые находят отражение в них.

2. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский . Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге .

Центральной в экспериментальных исследованиях, проводившихся в психологических лабораториях, была проблема зависимости психики от мозга и внешнего мира. Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний.

В этих исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т. д. Кроме того, во всех экспериментальных лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов.

Итак, во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент . Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Вероятно, одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Г. И. Россолимо, крупнейший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По существу этот метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, был одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной одаренности. Эта система обследования, названная методикой индивидуального психологического профиля, сводилась к определению одиннадцати психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на 10 достаточно произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который как некое устойчивое качество противопоставлялся «вторичному уму», непрерывно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий. Психические процессы, измеряемые методикой Россолимо, в целом составляли также три группы, как внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Он предложил графическую форму представления измерений психических процессов – вычерчивание психологического профиля, который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Отличительная особенность метода психологического профиля – его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля оказалась надежным критерием для диагностики умственной отсталости.

Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализировавшимися на проблемах умственной отсталости. Подобные профили с того времени прочно вошли в психологическую диагностику.

Интересно мнение П. П. Блонского , высказанное по поводу методики определения психологического профиля: высоко оценивая эту методику, он признает работу Г. И. Россолимо наиболее удачной среди всех отечественных работ, так как в ней отобраны очень показательные для умственного развития тесты. Положительным в исследованиях Россолимо было, считает П. П. Блонский, также и то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон. Лишь впоследствии синтетический способ исследования личности, к которому стремился Россолимо, начал укрепляться в психологической диагностике на Западе и в США.

Еще один русский психолог, придерживавшийся сходных взглядов на изучение личности, А. Ф. Лазурский , примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Строго придерживаясь опыта и эксперимента как основных методов исследования, он в то же время стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила Лазурского искать другие методы. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому, по мнению Лазурского, удается исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делается, а психические функции и личность в целом.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Причем это было не воскрешение галлевской френологии (локализация способностей в виде внешне выраженного развития отдельных обособленных участков больших полушарий), а объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Итак, научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на естественный эксперимент и изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были не закончены им, помешала преждевременная кончина исследователя (1917).

3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в). «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова. Работы М. Ю. Сыркина. Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»

С развитием дифференциально-психологических исследований психология в целом обогатилась рядом новых методов и подходов. Стали вполне осуществимы ее связи с практикой. Все это послужило основой для возникновения психологической диагностики. Собственно психодиагностические работы в России за малым исключением начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 1920-1930-е гг. в области педагогики, медицины, педологии. Подавляющее большинство методик были копированием западных психологических тестов. Незначительные отличия проявлялись в формах проведения тестовых испытаний, обработке и интерпретации экспериментального материала.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет «Измерительная шкала ума» Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине – Симона, переведенную и адаптированную П. П. Соколовым для испытания умственной одаренности русских школьников. По сути дела, шкала Болтунова представляет собой самостоятельную разработку нового набора тестов. Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине – Симона, шкала Болтунова имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция и форма ее использования, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальное отличие шкалы Болтунова от шкалы Бине – Симона состоит в возможности проводить групповые испытания. И тем не менее данная работа типична для традиционного психологического тестирования. В ней сильно сказывается утилитарный механистический подход к использованию диагностических методик.

Этот подход характеризовался стремлением внедрить в обработку тестов методы вариационной статистики и вместе с тем тщательно отработать приемы формализации в обработке результатов. Изучению же содержательной стороны диагностируемых психологических процессов не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания. В этом отношении психодиагностические исследования в России были определенным отступлением от традиций русской психологии, всегда стремившейся к теоретической и методологической проработке своей экспериментатики.

Работы по тестированию детей, по сути дела заменили поиск теоретических установок и перспектив совершенствования техники эксперимента и математического анализа. Вместо изучения содержательной стороны психологического тестирования тестологи лишь тщательно отрабатывали приемы формализации и обработки результатов.

Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина , специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине). Связь между особенностями речевого развития и результатами тестирования к тому времени была доказана экспериментально (уже самые первые работы тестологов фиксировали эту зависимость). Однако с течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между слоями и классами общества для тестологии становился все более острым и значимым.

В этом отношении чрезвычайно важны работы Сыркина, поскольку в отечественных исследованиях по психологическому тестированию он первый доказал, сколь противоречивой является тестовая диагностика индивидуальных различий, допускающая прямо противоположную интерпретацию результатов исследования. Самостоятельные экспериментальные работы Сыркина показывают, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых имеется линейная форма связи, в некоторых случаях достаточно тесная, к тому же обладающая высокой временной стабильностью.

В 1920-е гг. в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна , С. Г. Геллерштейна , Н. Д. Левитова , А. А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, транспорте, в системе профессионального обучения.

Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.

Как особая отрасль отечественной психологии психотехника организационно оформляется к 1927–1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически не обоснованных тестов. Результатом этого стало свертывание работ по психотехнике к середине 1930-х гг.

Отрицательное отношение к психотехнике усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии, с которой у нее было много общего.

Педология была задумана как комплексная наука, занимающаяся целостным, синтетическим изучением детей. Но научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики не был осуществлен в рамках педологии.

Претендуя на роль единственной «марксистской науки о детях», педология механистически понимала влияние двух факторов (среды и наследственности), определяющих процесс развития психики, сводила качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике, увлекалась применением тестов, рассматривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей.

В этой связи в начале 1930-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии, завершившаяся постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Развернувшаяся в этот период резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики.

Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. По сути дела этим были прекращены все психодиагностические исследования. Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 1960-х гг. вновь начинают появляться работы по психологической диагностике.

Подводя итог рассмотрению отечественных работ в области психодиагностики, следует отметить, что, несмотря на большое количество вторичных исследований, копирующих западные, в истории имелись и интересные самостоятельные работы, пытающиеся решить научно-методологические проблемы диагностики.

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ.


Котова Е. С.
Психологический профиль как способ поиска преступника.

Вестник СПбГУ, 2007.


Психологический профиль как способ поиска преступника

В 80-х годах в связи с расследованием дела серийного убийцы Теодора Роберта Банди при Национальной академии Федерального бюро расследований США (Куантико, штат Вирджиния) был создан отдел бихевиористики (FBI Behavioral Sciences Unit, BSU), который в своей работе использует метод составления психологического портрета преступника («метода психопрофиля»), т.е. на основе анализа преступной деятельности делается предположение о психологических особенностях преступника, определив предварительно его личностные характеристики. Хотя, казалось бы, что со времен Ч. Ломброзо наука отказалась от попыток описать типичного преступника.

Одним из основоположников метода составления психопрофиля неизвестного преступника был специальный агент ФБР Джон Дуглас, который сначала вел курсы для агентов ФБР по применению криминальной психологии, а с 1979 года стал руководить программой исследований «Личностно-преступное профилирование». Именно благодаря успешной работе Д. Дугласа и ряду других специальных агентов ФБР (Р. Расслера, Р. Хэйзелвуда) метод психопрофилирования стал официально использоваться в ФБР и в 1984 году были созданы Центр психологии поведения (отдел бихевиористики) и единая национальная база данных - VICAP.

В дальнейшем многие страны последовали их примеру, в частности, метод составления психологического профиля был взят на вооружение Великобританией, Францией, Германией, а специальный отдел по изучению преступного поведения существует, например, в полиции Скотленд Ярда Великобритании.

Методика построения психологического портрета основана на принципах психоанализа и бихевиористики и заключается в том, что на основании представленных данных (о способе совершения преступления, следовой картине, информации о личности жертвы и т.п.) профессиональный психолог (профилер) составляет вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление, в котором указывается предполагаемый возраст, пол, раса, семейное положение, служебный статус, уровень развития и сексуальной зрелости, вероятность совершения преступления в будущем, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой и другая информация.

Изначально методика составления психопрофиля создавалась как одно из средств борьбы с серийными убийствами, но в последующем стала использоваться для борьбы и с другими преступлениями.

Психологический портрет неизвестного преступника разрабатывается не по каждому преступлению, обычно - при совершении громких, особо жестоких и массовых преступлений, например, многоэпизодных убийств, терроризма, преступлений, совершенных ввиду национальной и религиозной розни.

С помощью метода составления психопрофиля было раскрыто не одно уголовное дело, в частности, метод использовался для поимки серийных убийц Т. Банди, Д. Карпентера, Дж. Даффи, Дж. Дамера, Г. Шипмана, а так же «Вашингтонского снайпера».

Результаты использования указанной методики более чем впечатляющие, только ее разработчик Д. Дуглас, используя приемы построения психологического портрета преступника, успешно участвовал в раскрытии более тысячи преступлений.

Построение психологического портрета неизвестного преступника наиболее оптимально производить не хаотично, а согласно жестко разработанным этапам (стадиям). Согласно американским канонам психопрофилирования выделяют семь стадий построения психологического портрета неизвестного преступника:

1. Оценка самого преступления;

2. Подробная оценка специфических особенностей места (мест) происшествия;

3. Подробный анализ жертвы (жертв);

4. Рассмотрение подробных отчетов полиции;

5. Изучение протокола судебно-медицинского вскрытия;

6. Разработка профиля с критическими характеристиками подозреваемого лица (лиц);

7. Предложения по следственной стратегии на основании построенного профиля личности.

Между тем, в указанной схеме присутствует ряд методологических недостатков. Например, стадия оценки самого преступления (стадия 1) детализируется в стадиях 2, 3, 4, 5, тем самым, дублируя ее, а стадия разработки профиля (стадия 6), наоборот, нуждается в определенной детализации; стадия предложения по следственной стратегии включает в себя такие разнородные мероприятия как разработка элементов стратегии захвата и выработка предложений по специфике проведения допроса подозреваемого или обвиняемого.

Наиболее оптимальным представляется деление процесса построения психологического портрета неизвестного преступника на следующие стадии:

А) Первичный сбор информации о специфических особенностях преступления

Включает в себя осмотр места происшествия, анализ жертвы, предварительных отчетов следственных органов и изучение заключения судебно-медицинской экспертизы.

Б) Классификация неизвестного преступника

Осуществляется по целому ряду критериев, например, выделяют организованных и дезорганизованных преступников; преступников, ориентированных на процесс совершения преступления и ориентированный на преступный результат и т.д.

В) Создание вероятностной модели личности преступника

Вероятностная модель - это непосредственное описание преступника по определенным критериям (пол, возраст, интеллект, социальная адаптированность, криминальное прошлое и т.д.) на основании совокупности всей имеющейся по делу информации. Полнота и максимальная точность описания непосредственно зависит от того, насколько грамотно были проведены предыдущие стадии.

Для процесса создания вероятностной модели пока не существует достаточно разработанной теоретической базы, поэтому он ориентирован прежде всего на имеющийся эмпирический материал. В каждом случае все признаки рассматриваются в совокупности, и поэтому не могут являться исчерпывающими и верными в 100 % случаев.

Г) Выработка предложений по стратегии захвата лица, совершившего преступление

Не все методики составления психопрофиля одинаковы. Фактически существует по крайне мере две техники составления психологического профиля, разработанные следователями и криминалистами в США.

1. Индуктивный криминалистический профиль

Профиль - это совокупность поведенческих признаков, формирующих характерный способ действий или эмоциональных реакций, указывающих на определенные состояния индивида.

Существует 3 источника получения информации для составления индуктивного криминалистического профиля: официальное и неофициальное изучение известных преступников, практический опыт и информация из средств массовой информации.

Индуктивный криминалистический профиль очень прост в использовании, не требует каких-либо специальных судебно-медицинских знаний, специального образования и опыта, кроме того, обобщенные профили составляются достаточно быстро. Безусловно, существуют и явные недостатки указанного метода: представляемая информация касается лишь ограниченной части населения, не относится непосредственно к какому-либо уголовному делу и не может служить для составления психологического портрета отдельного человека, кроме того, содержит неточности, которые могут повлечь за собой обвинение невиновного.

При составлении индуктивного криминалистического профиля учитываются следующие особенности: преступники, совершившие преступления ранее, существуют в той же культурной среде, что и нынешние преступники, так как они находятся под воздействием той же окружающей среды и имеют схожую мотивацию; небольшие группы известных преступников, совершающие такие же преступления, как и неизвестные преступники, имеют схожие характеристики, которые могут быть применены по отношению к неизвестным преступникам при синтезе информации; поведение человека можно предсказать на основе первичного статистического анализа имеющихся характеристик; поведение и мотивы не изменяются со временем, то есть являются статическими, предсказуемыми явлениями.

2. Дедуктивный криминалистический профиль

Модель составления дедуктивного криминалистического профиля - это процесс интерпретации доказательств с учетом вещественных доказательств, фотографий места преступления, результатов судебно-медицинской экспертизы трупа, а так же тщательного изучения жертв конкретного преступника и анализа места преступления с целью восстановления специфической модели поведения преступника на месте преступления, из которой возможно вывести его психологические и демографические черты, мотивы и эмоциональное состояние. Информация о других аналогичных преступниках и преступлениях не учитывается.

Преимущества дедуктивного метода очевидны. Его применение позволяет установить modus operandi (способ действия) и почерк преступника, которые представляют чрезвычайную важность для раскрытия преступления.

В качестве недостатков дедуктивного метода можно выделить затраты большого количества времени, необходимость применения знаний во многих областях науки, привлечения специалистов, наличия специальной подготовки и навыков в области криминалистики, судебной медицины, воссоздания места преступления,. Кроме того, дедуктивный криминалистический профиль не может указать на конкретно существующее лицо и доказать, что именно оно виновно в совершении преступления до тех пор, пока не будет установлен уникальный почерк преступника.

Базовыми принципами построения дедуктивного криминалистического профиля являются следующие: каждое преступление должно быть расследовано в отдельности с выделением мотивации и поведенческих особенностей лица, совершившего его; ни один из преступников не действует без мотивации; преступники имеют собственную мотивацию, которая отличает их от других; поведение каждого человека индивидуально и формируется во времени под влиянием биологических и социальных факторов; преступный способ действия может эволюционировать во времени с совершением новых преступлений; один преступник может руководствоваться несколькими мотивами в момент совершения как нескольких, так и одного преступления.

Многие авторы считаю, что методику построения психологического портрета на сегодняшний день нельзя назвать полноценно научной ввиду фактического отсутствия в ней систематики. Действительно, наиболее общие характеристики лица, совершившего преступление, устанавливаются исходя из имеющихся научно обоснованных статистических закономерностей, однако, последующая детализация психологического портрета преступника в основном ориентируется на опыт, знания и здравый смысл лица, составляющего психологический портрет. Но методике построения психопрофиля неизвестного преступника нельзя отказывать в праве на существование лишь на основании использования некоторых теоретических положений, которые хотя в целом не соответствуют доктрине права, тем не менее широко используются.

Построение психологического портрета - это скорее искусство, чем наука.

Практика построения психологического портрета, насчитывающая сотни удачных случаев, включает в себя большое количество утверждений, творчески используя которые, специалист составляет вероятностный профиль неизвестного субъекта очень близкий к реальному. Так, например, семейный статус преступника отражается в следах преступления (лицо, имеющее семью, обладает определенными эмпатийными характеристиками такими как сочувствие, жалость, поэтому такое лицо после совершения жестокого преступления зачастую чувствует свою виновность и жестокость содеянного, вследствие чего производит попытки избежать «взгляда» жертвы путем, например, выкалывания глаз либо накрывания головы), а образовательный уровень неизвестного преступника можно определить по количеству на трупе нефункциональных ран.

Между тем, при построении психологического портрета неизвестного преступника важно оценивать всю имеющуюся информацию в ее совокупности, так как одни и те же следы преступления могут свидетельствовать о различных чертах личности. Так, задрапированное лицо в одних случаях, как отмечалось выше, может свидетельствовать о раскаянии преступника, а в других, например, при придании трупу непристойной позы либо при ритуальном распределении предметов рядом с телом - унижение, деперсонализацию жертвы.

Также следует обратить внимание на важную роль профессионализма и таланта лица, занимающегося составлением психологических портретов.

Психопрофиль может разработать не каждый психолог, а лишь тот, который прошел специальную подготовку, имеет хороший теоретический и практический уровень. В российской юридической литературе бытует мнение о том, что специальные знания эксперта-психолога должны быть профессиональными психологическими и не пересекаться с юридическими. Однако практика составления психопрофиля показывает, что профессиональные психологи и психиатры при описании неизвестного преступника излишне академичны; составленный ими психологический портрет носит диагностический характер, а не характер определенного «руководства к действию» для следователя. Представляется, что профилер должен обладать базовым юридическим образованием, а так же специальными познаниями в криминалистике и криминальной психологии.

Сегодня в России составлением психологических профилей неизвестных преступников занимаются лишь некоторые сексологи, психологи и психиатры, среди которых особо следует выделить ростовского психиатра А.О. Бухановского и возглавляемый им лечебно-реабилитационный научный центр «Феникс», которые, пожалуй, являются единственными в России знатоками техники составления психопрофиля. Заметим, что А. О. Бухановский стал мировой знаменитостью в психиатрии после того, как с его помощью был составлен психологический портрет серийного убийцы Андрея Чикатило, по которому его удалось задержать.

В России не существует специального отдела, подобно описанному отделу бихевиористики ФБР США. На сегодняшний день узкая специализация является единственной возможностью избежать существующих методологических недостатков методики построения психопрофиля.

Полагаю, что в целях эффективного расследования уголовных дел необходимо поставить вопрос о создании в России Специального Отдела или Рабочей Группы специалистов, занимающихся исключительно составлением психологических портретов неизвестных преступников.

Ахмедшин Р. Л. К вопросу о доказательственном статусе заключения об установлении психологического портрета неизвестного преступника/ Проблемы познания в уголовном судопроизводстве: Материалы научно-практической конференции, 22-24 сентября 1999 г. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 98 с. стр. 91-97

Дуглас Д., Олшейкер М. Погружение во мрак. М., Б.и., 1998. стр. 23.

Ахмедшин Р. Л., Кубрак Н. В. Содержание стадий методики построения психологического портрета неизвестного преступника/ Проблемы познания в уголовном судопроизводстве: Материалы научно-практической конференции, 22-24 сентября 1999 г. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 98 с. стр. 98-105. См. также Баронин А. С. Психологический профиль убийц. Пособие по криминальной психологии и криминалистике. Киев, Б.и., 2001. - 176 с. стр. 19-21.

Кубрак Н. В. Некоторые аспекты создания вероятностной модели неизвестного преступника/ Проблемы познания в уголовном судопроизводстве: Материалы научно-практической конференции, 22-24 сентября 1999 г. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 98 с. стр. 105-109.

Баронин А. С. Указ. соч. стр. 11-18.

Кубрак Н. В. Указ. соч. стр. 107, 109.

Рост количества насильственных преступлений, расследование которых часто заводит следствие в тупик из-за отсутствия необходимой информации о лицах, совершивших данные деяния, позволил внедрить в практику расследования преступлений новые психологические методы, которые активно стали применяться и в России.

Одним из таких методов является разработка психологического портрета неизвестного преступника. Термин «психологический портрет преступника» предполагает отражение психологических признаков. Но практика показывает, что в психологический портрет входит и информация, относящаяся к другим признакам, например, половозрастным, социально-демографическим. На сегодня одним из наиболее полных является определение А. И. Анфиногенова: «Психологический портрет преступника – это психолого-криминалистический метод и результат познания криминального события, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств и следах преступной деятельности, где лицо описывается в терминах его устойчивого психологического и гражданского состояния» .

Перспективность метода составления психологического портрета преступника определяется задачами, стоящими перед правоохранительными органами, которые он способен помочь решить. На разных этапах следствия по уголовным делам существуют свои задачи: сужение круга подозреваемых лиц по делу, прогнозирование поведения преступника при задержании, построение эффективной тактики допроса лиц, проходящих по делу, и др. Метод портретирования способен прийти на помощь правоохранительным органам на каждом этапе производства по уголовным делам.

Разработка нового метода раскрытия преступлений с помощью составления психологического портрета, начавшись в США, в 70-х годах стала активно внедряться в практическую деятельность. В Национальной академии ФБР США были открыты курсы по криминальной психологии (FBI Applied Criminal Psychology) для агентов ФБР. Одним из преподавателей на этих курсах был «отец» профайлинга агент Джон Дуглас (Jon Douglas), на счету которого множество расследованных дел, связанных с совершением тяжких преступлений. В 1979 году руководство ФБР назначило его главой программы исследований «Личностно-преступное профилирование» . В то время впервые появился термин «профайлер» (от английского profile - «психологический профиль»). Метод получил название «психологический профиль» или «психопрофилирование», «профайлинг», а человека, занимающегося составлением таких профилей, стали называть «профилер». Какое-то время данные разработки были засекречены. Даже сегодня многие иностранные работы не переведены на русский язык. Пока еще мало информации по этой проблеме. Однако с учетом того, что за последние несколько лет стали активно выходить новые работы, посвященные методике составления психологического портрета неизвестного преступника, можно с уверенностью сказать, что эта тема − одна из наиболее актуальных, а значит, количество информации и разработок будет пополняться.

Особенностью данного метода является то, что составление портрета является поисково-реконструктивным, он основан на поведенческом анализе следов криминального события, результатом которого является вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление.

Цель реконструкции психологических особенностей личности неизвестного преступника – обеспечение выявления и поиска преступника, личность которого неизвестна, а также прогнозирование его возможной деятельности.

Основная суть «портретирования» в том, что психологический портрет можно составить на основе психологического анализа поведения, деятельности лица, совершившего криминальное деяние, особенностей места преступления, способа совершения преступления. Необходимо отметить, что портрет будет иметь лишь вероятностное описание человека, совершившего преступление, в котором будут указаны предполагаемые возраст, раса, пол, семейное положение, служебный статус, сексуальная зрелость, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем.

Основной функцией составленного психологического портрета является выявление лица, совершившего противоправные действия, с целью его поиска и последующей поимки.

Задача построения «психопрофиля» − на основе психологического анализа преступного события сделать предположения о психологических особенностях преступника и определить его личностные характеристики.

В качестве материала для составления психологического портрета неустановленного преступника может быть использована вся достоверная информация, которая имеет отношение к конкретному расследуемому делу.

Существует несколько различных подходов к методике составления портрета: модель ФБР (США), модель географическая Д. К. Россмо (Канада), модель Д. Кантера (Великобритания).

Модель ФБР основана на компьютерной базе данных и использует типологию преступников. Данная модель требует большого объема информации по расследуемому делу. В этом случае составленный профиль может отражать большой ряд предположений, касающихся характеристики правонарушителя. Для создания профиля подключают уже опытных обученных специалистов.

Географическое профилирование – это система стратегического управления информацией, основанной на анализе и оценке всей совокупности и отдельных деталей места преступления, оценке потерпевшего и других доказательств, направленная на поддержку серийных насильственных уголовных расследований . Данная модель не является непосредственным способом построения психологического портрета, но имеет прямое отношение к созданию профиля неизвестного преступника. Географический профиль помогает уточнить психологический портрет, фокус его применения и увеличить его полезность, так как в нем анализируются различные факторы преступности и элементы окружающей среды.

Статистическая модель Д. Кантера для создания психологического портрета использует эмпирические данные, собранные за долгие годы. Статистический подход к анализу уголовного профилирования берет свое начало от создания базы данных CATCHEM. В этой базе были собраны данные об убийствах детей на сексуальной почве и похищений в Великобритании с 1960 года. Такая база данных весьма полезна для расследования уголовных дел, так как позволяет найти сходства раскрытых дел с расследуемыми.

Метод составления психологического портрета получил свое признание в России не так давно. МВД России с 90-х годов начинал заниматься внедрением психологических портретов в практику с целью поиска преступников. Была подготовлена новая программа по научной разработке метода составления психологического портрета для практического применения, которая в 1992 году официально принята . В НИИ МВД РФ был сформирован отдел психофизиологических проблем раскрытия преступлений и анализа преступного поведения, который занялся серийными преступлениями.

На сегодняшний день в России создана своя модель разработки психологического портрета, разработчиками которой являются Р. Л. Ахмедшин и Н. В. Кубрак . Данный метод возник благодаря двум исследователям, которые, анализируя зарубежные подходы, а в особенности модель ФБР (США), объединив и типологию преступника, используя базы данных, и географические аспекты, и изучение полного спектра информации по делу, а также учет индивидуальных особенностей преступника, создали новую модель психологического портрета. Действительно, при рассмотрении этапов, которые описываются в этой модели, можно отметить большое количество различных аспектов, позволяющих составить наиболее полный психологический портрет предполагаемого преступника, а значит добиться большей эффективности при расследовании уголовных дел.

Особую актуальность, в связи с вышесказанным, приобретает необходимость проведения сравнительного анализа моделей составления психологического портрета, что и явилось целью исследования .

Объект исследования – различные варианты методов составления психологического портрета.

Предмет – выделение наиболее эффективной модели составления портрета неизвестного преступника.

Гипотеза. Модель составления психологического профиля, принятая в России, содержит наиболее разнообразное количество различных аспектов, имеющих значение для раскрытия преступления, что обусловливает ее большую эффективность.

Исследование. В исследовании приняли участие 40 студентов 4-го и 5-го курсов. Они были разделены на две группы по 20 человек, по специальности, по которой обучались: психологи и юридические психологи. В каждой из групп выделялись случайным образом еще две подгруппы по 10 человек.

Для исследования были выбраны две модели составления психологического портрета предполагаемого преступника – модель ФБР (США) и модель, принятая в нашей стране, как наиболее информативные по результатам теоретического анализа. На основе каждого из этих двух методов составления психологического портрета неизвестного преступника студентам было предложено составить психологические портреты по конкретному уголовному делу, используя ту или иную модель составления портрета. В каждой группе (студенты психологи и студенты юридические психологи) из 20 студентов 10 составляли портрет по методу ФБР и 10 студентов − по методу, созданному в России.

В качестве уголовного дела была предложена реальная криминальная ситуация – убийство молодой девушки, которое произошло в Бронксе в октябре 1979 года . Этот случай был описан Джоном Дугласом в его книге «Охотники за умами: ФБР против серийных убийств». Это дело использовали в качестве показательного случая на занятиях в Квонтико, так как оно наглядно демонстрирует технику составления психологического портрета и методику его использования полицией для активизации расследования дел, о которых мало информации и, как следствие, расследование стоит на месте.

Суть задания заключалась в том, что на основании представленных данных (уголовного дела, этапов составления портрета по какой-либо модели, примера психологического портрета и структуры портрета) нужно составить примерное описание преступника. В описании указать пол, предполагаемый возраст, расу, семейное положение, социально-экономическое положение, психическое состояние, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем и др.

Каждому студенту было дано уголовное дело, этапы составления психологического портрета (в соответствии с определенной моделью), пример портрета и рекомендации по составлению и структуре самого портрета.

Составленные портреты сравнивались между собой. Первоначальное сравнение велось по количеству рассматриваемых аспектов в портретах каждой модели. Затем каждый портрет сравнивался с реальным психологическим портретом этого преступника, чтобы выявить верные предположения относительно характеристик предполагаемого преступника (сравнивались характеристики, присущие реальному лицу, совершившему это преступление). Затем портреты, составленные по двум разным моделям, сравнивались между собой по выявленным ранее характеристикам.

Сравнивались следующие основные характеристики, по которым были обнаружены сходства в ходе сопоставления составленных портретов с реальным психологическим портретом:

  1. Место жительства.
  2. Семейное положение.
  3. Социально-экономическое положение (место работы ).
  4. Психическое состояние.
  5. Возможность рецидива.

Чтобы выявить, какой из методов, выбранных для исследования и сравнения, обладает наибольшей эффективностью, то есть имеет наиболее разнообразное количество рассматриваемых аспектов, имеющих значение для раскрытия преступления, был проведен сравнительный анализ выделенных ранее характеристик, в которых имелись совпадения с реальным психологическим портретом преступника.

Сравнивались результаты, полученные при составлении портретов по двум разным моделям в группе студентов психологов и отдельно в группе студентов юридических психологов, а также общие результаты (данные представлены в таблице ).

Таблица 1

Сравнение моделей

Сравниваемые характеристики

Совпадение с реальным портретом

юридические психологи

психологи

Общие результаты в двух группах по моделям

модель (Россия)

модель (США)

модель (Россия)

модель (США)

модель (Россия)

модель (США)

Место жительства

Семейное положение

Социально-экономическое положение

Психическое состояние

Возможность рецидива

Как видно из таблицы, количество совпадений с реальным портретом в разных группах действительно несколько различается, однако не сильно.

Анализ показал, что в группе, где портреты были составлены по модели, разработанной в нашей стране, чаще совпадали характеристики, присущие реальному лицу, совершившему это преступление, а также содержавшиеся в реальном портрете, по которому разыскивали преступника.

Проведенный анализ составленных портретов показал, что модель психологического портрета неизвестного преступника, принятая в нашей стране, затрагивает больше аспектов, нежели модель ФБР. Это прослеживается в малом количестве описанных характеристик предполагаемого преступника в портретах, составленных по модели ФБР, и в большем количестве предполагаемых характеристик, присущих преступнику, описанных в составленных портретах по другой модели.

По результатам сравнения в двух моделях видно, что юридические психологи давали больше верных предположений относительно лица, совершившего преступление, что может быть связано с особенностью и спецификой их обучения и преподаваемых дисциплин.

В группе студентов психологов, по результатам сравнения составленных портретов с реальным, отмечается наименьшее совпадение по признакам «семейное положение» и «социально-экономическое положение». Это может быть связано с тем, что студенты психологи не занимались до этого психологическим анализом преступления и им тяжело предположить некоторые признаки лица, совершившего преступление.

Предположения, относящиеся к характеристике «психическое состояние», в портретах студентов психологов имели наиболее развернутый вид, в отличие от других характеристик. Это может быть связано с хорошей подготовкой по клиническим дисциплинам. Однако описание остальных характеристик было краткое и иногда размытое.

Статистические вычисления проводились при использовании программы SPSS Statistics 17.0 (критерий U –Манна - Уитни (Mann - Whitney U ) ). Данные оказались статистически незначимы по выбранным категориям сравнения портретов. Это может зависеть от объема выборки или других причин. Рассматривая полученные результаты, можно сделать вывод, что методы почти равнозначны, хотя различия все же имеются. Каждый метод опирается на свои этапы и рассматриваемые признаки, но при этом ведет к схожим результатам. Появление новых методов составления психологического портрета, созданных на основе анализа существующих, позволяет методам конкурировать между собой и тем самым развиваться дальше, чтобы совершенствовать и выделять новые этапы в построении психопрофилей.

После проведенного исследования и анализа полученных результатов можно сделать общие выводы .

  1. Модель составления психологического портрета неизвестного преступника, разработанная в нашей стране, затрагивает больше аспектов, нежели модель ФБР. Портреты, составленные по модели, принятой в России, имеют больше описанных признаков и более широкое описание характеристик предполагаемого преступника, нежели портреты, составленные по модели ФБР.
  2. В портретах, составленных по российской модели, отмечается несколько больше совпадений предполагаемых студентами признаков преступника с характеристиками, присущими реальному лицу, а также с теми, которые содержались в розыскном портрете, составленном специалистами. Это отмечалось в обеих группах, которые участвовали в исследовании, однако значимость различий статистически не доказана.
  3. Каждая модель, используемая в исследовании, имеет разный упор на определенные критерии, используемые для составления психологического портрета преступника. Это наблюдалось во всех составленных портретах. В модели ФБР большее место отводится анализу жертвы преступления, в свою очередь, в модели, разработанной в нашей стране, большее внимание уделяется способу совершения преступления и характеристике личности самого преступника в разных аспектах.

Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование указывает, что в целом обе методики составления портрета эффективны. Каждый метод, используемый в исследовании, приводил к похожим результатам и так или иначе составленные портреты совпадали с реальным портретом преступника. Однако каждый метод различался подходом (этапами) к описанию предполагаемого преступника и опирался на разные признаки, используемые для построения профиля.

Каждая из моделей рассматривает с разных сторон преступление, но служат они единой цели – помочь правоохранительным органам в выявлении и поиске преступника, личность которого неизвестна, а также в прогнозировании его возможной деятельности.

Перспективы исследования состоят в том, чтобы, рассмотрев и проанализировав обе модели, выявить сильные стороны каждого метода. После этого можно создать качественно новый метод, который бы сочетал в себе не беспорядочный набор всех возможных признаков личности преступника, а представлял собой четкую последовательность этапов, в каждом из которых учитывались бы признаки, необходимые в производстве по уголовному делу.

Исходя из проведенного исследования, было обнаружено, что сильная сторона метода, разработанного в России, – анализ механизма преступного деяния, а метода, созданного зарубежными исследователями, – анализ жертвы преступления.

Таким образом, можно разработать новую модель, которая учитывала бы особенности этих двух методов составления психологического портрета предполагаемого преступника. Такая модель могла бы быть эффективна в практике расследования преступлений и в свою очередь помогла бы дальнейшему развитию и становлению метода «психологический портрет преступника» в нашей стране.

Изучение метода составления психологического портрета в нашей стране и за ее пределами (Великобритания, США, Голландия и др.), где данный метод стали активно использовать уже давно, позволило сделать вывод, что актуальность внедрения психологии в практическую деятельность все больше возрастает.

В России использование метода началось, но это только первые шаги. Создание своего подхода к разработке психологического портрета и новое выделение стадий (этапов) его составления позволило убедиться, что в России стали активно заниматься разработкой методологии по психологическому профилированию вслед за зарубежными коллегами. Появление новых моделей ведет к конкуренции, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать подходы, сравнивая имеющиеся между собой, выделяя новые этапы и включая различные признаки неустановленного лица, которые не были включены в существующих методах.

Алгоритмы составления несовершенны, но во многом уже эффективны, как показало исследование. На сегодняшний момент процент раскрываемости преступлений при применении метода «психопрофиля», быть может, и не очень большой, но если метод будет развиваться в нужном направлении, результат не заставит себя ждать.

Данная работа и проведенное в ее рамках исследование позволили проанализировать существующие подходы, выделить сильные стороны в разных методах составления психологического портрета неустановленного преступника и наметить дальнейшую работу по созданию качественно нового метода, учитывающего плюсы предшествующих моделей.