Урок рисования к дню космонавтики. Сергей Павлович Королев

Какой сегодня церковный праздник? 21 сентября 2019 года православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Это один из самых важных церковных праздников, который относится к числу двунадесятых, то есть 12-ти самых значимых после Пасхи.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

Расскажем подробнее, какой праздник отмечает православная церковь 21 сентября. Его также называют Вторая Пречистая. Предыстория этого праздника такова.

Рождеству Пресвятой Богородицы предшествовали следующие события. У живших в галилейском городе Назарете пожилых благочестивых супругов, Иоакима и Анны, не было детей.

Однажды Иоаким хотел принести Богу жертву, но первосвященник отказал ему, так как тот «не создал потомства Израилю». Иоаким в печали удалился в пустыню, а его жена осталась дома.

Анна стала молиться Богу, чтобы тот послал им ребенка. В это время ей и ее супругу явился Ангел с вестью о том, что Бог услышал их молитвы, и у них появится дитя, о котором будут говорить во всем мире.

По истечении положенного срока у них родилась дочь Мария, которую супруги решили посвятить Богу. Иоаким получил благословение первосвященника за то, что удостоился благословения Божия, и устроил большой пир, на котором все гости веселились и славили Бога.

Об этом рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова», которое было найдено в 1958 году в Египте. Сочинение получило название по имени написавшего его апостола.

Как отмечается Рождество Пресвятой Богородицы?

Теперь вы знаете, какой церковный праздник отмечают 21 сентября. Однако первые христиане не праздновали Рождество Богородицы.

Его стали отмечать только в конце VI – начале VII веков в Византийской империи, а затем и в Риме. В православных храмах в этот день совершаются праздничные богослужения.

В Рождество Пресвятой Богородицы, как и в другие значимые церковные праздники, нельзя выполнять работы по дому – стирку, уборку, а также шить, вязать, вышивать, работать в саду и огороде.

Верующие не соблюдают пост, им разрешается употреблять любую пищу. На Руси этот праздник связывали с приходом осени и праздником урожая. Крестьяне благодарили Богородицу и просили хорошего урожая в будущем году.

Однако ответ на вопрос: «Что за праздник отмечают 21 сентября?» будет неполным, если мы не расскажем еще об одном праздновании в этот день, посвященном одной из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви – чудотворному образу Пресвятой Богородицы. Праздник отмечают в память об избавлении Успенской Почаевской Лавры от осады турок в 1675 году.

Православные 21 сентября отмечают один из важнейших в году праздников — Рождество Пресвятой Богородицы Марии, матери Иисуса Христа. Она считается заступницей семьи и детей, всех страждущих и потерявших свой жизненный путь — она поможет всем, кто обращается к небу с чистой молитвой и ясными помыслами.

Родителями Марии были верующие христиане Анна и Иоаким. Они жили до глубокой старости, но не имели детей, за что буквально были отлучены от храма — священник отказался давать свое благословение тем, кого не благословил Господь потомством. Супруги были опечалены и буквально со слезами на глазах просили небо подарить им малыша, а Иоаким и вовсе хотел бросить супругу и уйти отшельником в пустыню, чтобы сгинуть с молитвой на устах.

Однажды к Анне явился ангел, посланник Господа, который сказал ей, что предстоящей ночью у нее будет зачат ребенок — девочка является посланницей Господа, ее будет любить и прославлять весь мир, ведь она родит Сына Божьего. Назвать ангел дитя наказал Марией. Супруги сразу уверовали в правдивость видения и стали усердно молиться — через девять месяцев Анна родила дочь.

В храме священник благословил дитя, посланное Богом, да и родителей приняли с особыми почестями, ведь о том, что Мария является девочкой особенной, помеченной Богом, ходили в обществе целые легенды.

Церковный праздник 21 сентября 2018: традиции и запреты на Рождество Пресвятой Богородицы

В народе фактический День рождения Марии принято отмечать очень трепетно, ведь Богородица считается заступницей людей перед самим Господом — она благосклонна даже к тем, кто согрешил, но раскаялся, дарит защиту каждому дому, в котором верят в силу небес, благословляет детей и матерей.

Традиционно в церквях в этот день проходят торжественные службы — верующие как в прошлые века, так и сегодня, стремятся попасть в церковь, чтобы поставить свечу, помолиться и попросить у Марии исполнения всех желаний. Особенно спешат к ней на поклонение те, кто давно мечтает иметь детей, но по какой-либо причине не может получить дар небес.

В народе в этот день отмечают настоящий приход осени — урожай собран, а потому можно устроить настоящий сабантуй на широкую ногу, чтобы в будущем году земля плодоносила еще более щедро. Хозяйки готовили много блюд, на улицах утраивались ярмарки, на которых шел активный торг овощами, фруктами, зерном и другими дарами природы.

Старшие люди в этот день навещали детей, которые живут уже отдельно — молодые должны с почтением отнестись к родителям, ведь те, как никто другой, могут рассказать о тонкостях семейной жизни и поведать о том, как сохранить любовь и уважение друг к другу на много лет.

Девушки в этот день много молились, прося у Богородицы хорошего супруга и полный дом деток, которые и до сих пор считаются Божьим благословением.

Старую одежду или обувь в этот день стоит сжечь — так уберечь свой дом можно от злого глаза.

Если женщина на праздник Рождества Богородицы не подает просящим, то она может стать бесплодной. И наоборот, если женщина была щедра не жалела еды и мелких денег, то Господь дарует ей благополучие в доме и много детей.

Нельзя не сказать о том, что Богородицу не стоит просить о материальных благах. К Богоматери обращаются лишь с самыми сокровенными мыслями и желаниями — просят здоровья для себя и близких, благословения для детей и всех родных, пополнения в семье и подобное.

В этот день нельзя физически работать, а также ссориться, ругаться, конфликтовать, давать волю злым и алчным мыслям — провести день стоит в мире и любви, во вдохновении и с чистыми помыслами.

Церковный праздник 21 сентября 2018: народные приметы на Рождество Богородицы

Как и в любой другой церковный праздник, наши предки верили, что в важные даты природа может подсказать будущее. На Рождество Богородицы также существует много народных примет:

Если погода в этот день хорошая — осень будет теплой;

Если с утра капает дождик, то идти он будет все следующие 40 дней, а после принесет раннюю зиму;

Если утреннее солнце быстро высушит росу, стоит ожидать зиму малоснежную, а если роса будет сохнуть до обеда, то впереди очень снежная зима;

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона / http://hram-kupina.ru

Рождество Пресвятой Богородицы: что нельзя делать

По традиции в этот день категорически воспрещается:

  • любая работа по дому, даже еду готовят накануне – подробнее читайте в нашем материале – исключение делается лишь для неотложных дел: уход за детьми и домашними животными и т.п.;
  • ссориться, кричать и желать зла – особенно близким людям;
  • сметать крошки с праздничного стола на пол – их отдают домашним животным.

Рождество Пресвятой Богородицы: пост

Есть такие приметы на Рождество Пресвятой Богородицы, связанные с погодой:

  • если погода в этот день выдастся хорошей, то и осень будет пригожей;
  • если пойдет дождь – то лить будет еще 40 дней, а осени жди сырой и дождливой, плюс зима будет холодной.
  • если утром туман – то жди дождливой погоды, но если туман быстро развеется, то погода будет переменчивой;
  • если утром солнце быстро высушит росу – много снега зимой не жди.

Тема Полёт в космос

Цель : изображение космического транспорта - ракеты

Задачи :

Образовательные :

  • учить изображать различные виды космических ракет или транспорта
  • закреплять умение выделять главные элементы рисунка цветом, размером, расположением на листе бумаги;
  • учить подбирать цветовую гамму рисунка (холодную, теплую, контрастную), составлять нужные цвета и оттенки на палитре.

Развивающие :

  • развивать умение создавать сюжет, реализовывать замысел в рисунке;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать речь детей через обогащение и активизацию словаря

Воспитательные :

  • способствовать воспитанию личностных качеств учащихся
  • воспитать интерес к миру и наблюдательность, умение ценить красоту.

Оборудование к уроку: компьютер, колонки, диск с презентацией, музыкальной композицией, раздаточный материал в виде индивидуальных карточек (по количеству учащихся в классе).

  1. Организационный момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Лист альбомный, карандаш и ластик.

2.Актуализация знаний

Ребята, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.

Знаете ли вы признаки осени? Вот это мы и проверим.

Игра «Бывает – не бывает (бывает весной - хлопаем в ладоши, нет - сидим тихо

 Солнце начинает греть(Хлопок)

 Солнце находится низко над землёй и греет слабо.

 Появляется зелёная травка. (Хлопок)

 Цветут подснежники. (Хлопок)

 Опадают листья с деревьев.

 Птицы начинают вить гнёзда. (Хлопок)

 Дни становятся длиннее, ночью становится светлее и на небе видны звёзды. (Хлопок)

Давайте повторим, какие признаки весны перечислены в игре.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового материала. А тему нашего урока вы назовёте прослушав отрывок музыкального произведения.

(космическая музыка)

Скажите, какие ассоциации вызвала у Вас эта музыка?

Как и Вам, мне эта музыка напомнила о космическом пространстве, о полётах в далёкий космос.

– Кто догадался, о чём мы будем сегодня на уроке говорить?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока
– А сейчас прочитайте тему урока на доске «полёт в космос» Слайд 1

Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
– Молодцы, ребята, справились вы с этим заданием.

3. Изучение нового материала

Сегодня мы всем классом отправляемся в космическое путешествие. Приготовьтесь, мы стартуем! 3, 2, 1

Ребята, вы когда-нибудь видели ночное небо, выйдя на улицу в теплый летний или морозный зимний день? (Да).

Как выглядит небо в это время? (оно темное и на нем встречаются яркие и не очень яркие звездочки).

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивает к себе внимание людей. Но ближе и понятнее он стал только после полета человека в космическое пространство.

Человек всегда мечтал о полетах в космос. А что же влекло его в эти неизведанные дали? Что же там особенного? (варианты ответов детей выслушиваются все).

Ребята, какой праздник связанный с космосом к нам сейчас приближается

Кто из вас знает, почему в нашей стране, да и во всем мире празднуют этот великий день? (т.к. в этот день был осуществлен первый полет человека в космос).

В каком же году или сколько лет назад это произошло? (это произошло в 1961 г., т.е. 55 лет назад). Верно!

И еще в том же году Борис Бобылев написал замечательное стихотворение об этом героическом поступке, послушайте:

Затаи дыхание планета,

Огляди пространства звездных карт,

Вслушайся, как в зареве рассвета,

Прозвучит команда: “Ключ на старт!”

На века запишут в календарь,

Как начало восхожденья к цели,

О которой лишь мечтали встарь.

В этот день такое совершилось,

Бурею в сознание ворвалось,

Изумило и ошеломило:

Очень небывалое сбылось!

Ребята, а как звали человека, который совершил этот полет? (Ю.А. Гагарин). Слайд 2

Полёт был совершён на корабле «Восток» и продолжался 108 минут

После этого полёта Ю.А.Гагарин получил Золотую звезду «Героя Советского Союза». Слайд 3

И по этому поводу Б. Бобылев написал:

Этот парень, этот русский парень.

Улыбнулся, как лишь он умел,

И узнали люди, что Гагарин,

Совершил подвиг, песни пел.

Об это подвиге была написана статья в газету «Комсомольская правда» Слайд 4

Ребята, как вы думаете, почему поступок Юрия Алексеевича Гагарина можно назвать героическим? (мнения детей, т.к. это было опасно, ведь никто не знал, что его ожидает.

Да, действительно, это было опасно, но зато он увидел то, что до него из людей никто не видел.

Позднее он напишет такие строчки- обращение.

Облетев Землю на корабле, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её. Слайд 5

Теперь день 12 апреля является Днём Космонавтики. И все россияне помнят и чтят тех, кто осуществил полёт человека с планеты Земля в космос. Это наши учёные – конструкторы Слайд 6

Вывод: когда был совершён первый полёт в космос? Кто совершил первый полёт в космос? Как назывался корабль? Сколько времени длился полёт?

После полёта в космос Ю.А. Гагарина в космосе побывали и другие космонавты

Терешкова Валентина Владимировна. Первая женщина, которая 16 – 19 июня 1963 года на корабле «Восток – 6» поднялась в космос. Продолжительность полёта – 70 часов Слайд 7

Алексей Леонов – первый человек, который вышел в открытый космос. В специальном скафандре, 12 минут. Это было 18 марта 1965 года на корабле «Восход – 2». Слайд 8

С.В.Савицкая – космонавт – исследователь. На корабле «Союз Т» в августе 1982 года совершила космический полёт. А во время второго своего полёта 25 июля 1984 года совершила выход в открытый космос с орбитальной станции «Салют 7». Сейчас С.В.Савицкая – Депутат Госдумы. Слайд 9

Вывод: О каких космонавтах мы с вами говорили?

Возможно, в будущем люди смогут жить в космосе. Они станут обитателями огромных космических станций. Посетят другие планеты, найдут других разумных существ … И их мечта о полётах в другие миры сбудется Слайд 10

Физминутка «В космосе с ГУГУШЕЙ»

4. Подготовка к работе

Сегодня мы с вами попробуем приблизить этот момент, вы станете конструкторами и попробуете придумать и изобразить ракету будущего, на которой можно будет полететь в космос.

Давайте вспомним этапы работы

Размечаем лист

Какие геометрические фигуры вы будете использовать при изображении ракеты (перечисляют)

Намечаем рисунок простым карандашом

Придаём рисунку цвет

Вывешиваем работу на выставку

5. Гимнастика для глаз (музыкальная)

6 Самостоятельная работа (прослушивание музыки и рисование)

7. Рефлексия

Какой праздник приближается? - О каких космонавтах узнали?

Понравился вам урок? Что понравилось? Что было трудным?

8. Оценивание (кто закончил работу получает оценку). Выставка работ

9 Домашнее задание (закончить работу, тем, кто не успел)

Спасибо за урок


Окружающий мир для дошкольников является средством познания и источником художественных образов, которые они с удовольствием воплощают на бумаге в процессе рисования. В старшей и подготовительной группе воспитанники детского сада знакомятся с неизведанным миром Вселенной. Он привлекает детское внимание, заставляет размышлять и фантазировать. Как результат ребята создают замечательные композиции на тему «Космос».

Особенности рисования по данной теме в старшем дошкольном возрасте

Чтобы осознать огромный неизведанный мир космоса, нужно максимально задействовать воображение. Дошкольники же с легкостью справляются с этой задачей - могут представить себя на борту космического корабля, пролетающего мимо неизвестных планет, или спасающими пришельца из черной дыры.

Космос - одна из тем, очень хорошо развивающих детскую фантазию. Акцент в таких рисунках ставится на три основных направления. Прежде всего, это создание космического пейзажа с множеством звезд, красивыми, не похожими друг на друга планетами, кометами, астероидами и пр. В некоторых работах дошкольников может четко выделяться передний план - детально прорисовывается ландшафт планеты или другого космического тела (например, Луны - спутника Земли).

Другое направление рисунков на данную тему - это изображение техники, предназначенной для освоения космоса: ракеты, спутники, космические корабли. Старшие дошкольники создают вполне реалистичные образы, уделяя внимание деталям. Наряду с такими аппаратами ребята очень любят рисовать средства передвижения вымышленных пришельцев, так называемые летающие тарелки.

И еще одна часть работы по созданию космических композиций - это изображение космонавтов в своем профессиональном снаряжении и фантастических антропоморфных существ - пришельцев. Последние могут выглядеть в детском представлении совершенно по-разному, быть милыми или же нарочито безобразными, иметь свой характер - добрый или агрессивный.

Воспитатель на занятии по рисованию космоса не дает старшим дошкольникам готовых шаблонов. Так, для создания космического пейзажа ребятам будет достаточно иметь перед глазами плакат с изображением Солнечной системы, чтобы иметь представление, как выглядят различные планеты.

Плакат для дошкольников

Рисование ракеты обычно не представляет для детей сложности - педагог лишь уточняет с ребятами ее составные элементы. Кроме того, рисованию обычно предшествует аппликация на данную тему.

Что касается создания образа космонавта, то изображение человека всегда сложная задача. Однако в данном случае работа упрощается наличием объемного скафандра, поэтому детальная передача черт лица или пропорций частей тела уже не будет столько актуальной.

Рисование инопланетян - исключительно творческий процесс, когда дети самостоятельно ищут способы создания фантастического образа. Однако воспитатель может предоставить дошкольникам картинку с различными видами этих существ (например, на основе мультфильма).

Плакат для дошкольников

В старшей и подготовительной группе важное значение имеет заключительная часть занятия - анализ готовых работ. Например, если ребята рисовали инопланетянина, то педагог организовывает обсуждение по поводу выразительности созданных образов. Дети рассказывают, какие цвета они использовали в работе, что лучше всего получилось изобразить. Кроме того, каждый ребенок может придумать имя своему пришельцу и рассказать о его характере, а также о планете, с которой он прилетел.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

Рисование на космическую тему предполагает использование определенной основы. Если это будет рисунок красками, то лист бумаги, как правило, тонируется в темный цвет - черный, коричневый, темно-синий, темно-фиолетовый. Хотя отдельные рисунки замечательно смотрятся и на голубой основе. Также эффектно смотрится градиентный фон с красивыми цветовыми переходами.

Основа для рисования космического пейзажа

Форма основы может быть не только стандартной (формата А4). Интересное решение - предложить ребятам большие круги бумаги серого цвета (Луна), на которых они изобразят лунный ландшафт либо вымышленных обитателей этого космического объекта.

Основа рисунка - круг, вмещающийся в формат А4

Что касается краски, то гуашь в данном случае будет предпочтительнее акварели, так как позволяет создать яркие и насыщенные образы.

Космические композиции также создаются старшими дошкольниками цветными карандашами или восковыми мелками. Фон при этом закрашивается в процессе работы, и, в отличие от рисунка красками, он не бывает слишком темным.

Всегда необычно смотрится сочетание материалов. Например, на акварельном рисункЗае контур белой ракеты прорисовывается ярким фломастером.

За счет использования фломастера акварельный образ становится более ярким и контрастным

Поскольку при рисовании на тему «Космос» часто задействуются нетрадиционные техники, то воспитатель предоставляет детям соответствующие принадлежности - поролоновые губки, зубные щетки, ватные палочки, зубочистки для процарапывания рисунка, клей. Можно использовать даже такой неожиданный материал, как мыльные пузыри или пену для бритья.

На изобразительном занятии по данной тематике ребятам также можно предложить трафареты с изображением, например, кометы, инопланетянина, космического корабля. При этом можно затонировать основу красивыми цветовыми переходами, а изображения трафаретных объектов сделать однотонными и контрастными.

Материалы для рисования

Техники и приемы изображения, используемые при рисовании на космическую тему

Создавая композиции на космическую тему, старшие дошкольники отрабатывают все освоенные ранее приемы рисования красками и карандашами. Совершенствуется техника работы с кистью (кончиком и всем ворсом). Дети регулируют силу нажима на карандаш, упражняются в закрашивании силуэта ритмичными однонаправленными движениями. Педагог следит, правильно ли воспитанники держат инструмент, делает замечания по мере необходимости (это актуально даже в подготовительной группе).

В старшей, а тем более в подготовительной группе ребята уже хорошо умеют смешивать краски, добиваясь интересных оттенков. Этот навык пригодится им при рисовании космических пейзажей.

Такая необычная и таинственная тема, как «Космос», открывает большой простор для раскрытия творческой фантазии дошкольников. В этом плане большие возможности предоставляют нетрадиционные техники изображения. Так, например, бескрайние просторы космоса, изображенные акварелью, можно эффектно дополнить с помощью набрызга зубной щеткой - таким способом мы изобразим многочисленные далекие звезды, мелкие астероиды и космическую пыль.

Рисунок с использованием нетрадиционной техники набрызга

Для создания образа загадочной Вселенной идеально подходит техника граттаж - процарапывание силуэтов на темном фоне. Предварительно основа закрашивается разноцветными восковыми мелками и покрывается густым слоем черной гуаши (дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно накануне занятия.

Техника граттаж

Самое интересное - это непосредственно процесс процарапывания рисунка. В результате такой работы получается оригинальное изображение.

Рисунок в технике граттаж

Причудливые образы инопланетян хорошо получаются с помощью кляксографии - выдувание краски через коктейльную трубочку с последующим дополнением деталями.

Кляксография

Нарисовать лунный ландшафт с характерными кратерами поможет обыкновенный клей ПВА в пузырьке с узким горлышком. На поверхности Луны изображаются рельефные окружности, которые после высыхания покрываются серой краской.

Рисование при помощи клея ПВА

Интересное рельефное изображение также получается с помощью обыкновенной соли. Силуэт космического объекта вначале обозначается клеем, а затем посыпается крупной солью. Когда изображение подсохнет, оно покрывается краской.

Рисование солью с последующим закрашиванием

Рассмотрим и такой необычный прием, как рисование пеной для бритья. Пена смешивается с краской - в результате получается красивый мраморный эффект. Таким способом можно изобразить нашу родную планету Земля.

Рисование пеной для бритья

В детском саду также часто практикуется рисование восковыми мелками с последующим покрытием листа бумаги акварелью или гуашью. В данном случае используется свойство восковых мелков отталкивать воду. Вначале дошкольники рисуют космические объекты, ракеты, космонавтов и пр., а затем покрывают весь лист черной краской, используя кисть. С участков, покрытых воском, краска скатывается. В результате получается красивое контрастное изображение.

Рисунок акварелью и восковыми мелками

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

При рисовании на такую творческую тему, как «Космос», конечно же, нужно поощрять дошкольников использовать дополнительные виды деятельности. Таким образом, можно реализовывать индивидуальный подход на занятии. Например, яркую картину, изображающую далекую чужую планету с ее причудливыми обитателями, украсит аппликация в виде бумажных силуэтов диковинных деревьев.

Рисование с элементами аппликации

Композицию сделают более оригинальной и пластилиновые детали.

Сочетание рисования и пластилинографии

Варианты композиций для рисование на тему «Космос» в старшей и подготовительной группе

Занятие по рисованию на космическую тему с дошкольниками старшего звена логичнее всего проводить в начале апреля - накануне празднования Дня космонавтики. Перед такой продуктивной деятельностью желательно провести занятие по познанию окружающего мира на тему «Космос», чтобы потом ребята отразили свои познания и впечатления на рисунке.

В качестве конкретных тем для изобразительно деятельности можно предложить следующие:

  • «Космический пейзаж». Здесь основное внимание уделяется самому космическому пространству, летающим в нем кометам, метеоритам, космической пыли и пр.)
  • «Планеты Солнечной Системы». Ребята детально изображают Солнце и вращающиеся вокруг него планеты, отражая характерные внешние черты определенных космических объектов (красный цвет Марса, кольца Сатурна, зелено-голубая Земля, оранжевая Венера, очень маленький Меркурий, огромный Юпитер и пр.).
  • «Полет на Луну» (как вариант – «Полет на Марс»). Дошкольники изображают лунную поверхность, космический корабль на ней. Также можно включить в композицию образ космонавта. Другой вариант - Луна изображена издалека, а космический корабль подлетает к ней.
  • «Космонавты в космосе». Дети рисуют космонавтов в скафандре, парящих в невесомости в открытом космическом пространстве.
  • «Пришельцы в космосе» (как вариант – «Марсиане»). Это фантазийная работа, в которой дошкольники создают вымышленный образ инопланетянина, наделяя его самыми немыслимыми внешними чертами.
  • «Ракета в космосе», «Летящий спутник». Здесь акцент ставится на детальном изображении технических объектов, созданных человеком для освоения космоса.

Рисование на космическую тему при желании можно организовать и как коллективную работу. Для этого можно взять такую тему, как «Солнечная система» - каждый ребенок в подгруппе изображает определенную планету.

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: сюрпризный момент, познавательная беседа, чтение сказки, стихотворения, рассматривание иллюстраций и прочее

Занятие по рисованию космоса должно проходить в творческой атмосфере, чтобы дошкольники соприкоснулись с таинственным и волшебным миром бескрайней Вселенной. Прежде всего, это поможет сделать продуманная игровая мотивация.

Например, воспитатель сообщает ребятам, что получила послание из космоса, в котором кто-то просит о помощи. Оказывается, это Незнайка, который улетел на Луну и не может вернуться обратно. Ему страшно одному в незнакомом месте. Незнайке обязательно нужно помочь - отправить на Луну спасательный отряд космонавтов. Но долететь туда можно только на ракете или космическом корабле, которые нужно нарисовать.

Письмо дошкольникам также могут прислать космонавты. К нему также прилагается посылка с подарком - шлемом. Космонавты, зная, что ребята хорошо рисуют, просят их прислать им картинки с изображением космического пейзажа.

Интересна мотивация с использованием игрушечного персонажа. В гости к детям приходит пришелец из космоса. Он говорит, что ему понравилась большая и красивая планета Земля. На ней живет много людей, а вот ему грустно и одиноко, потому что он на своей планете живет совсем один. Инопланетянин просит ребят порадовать его - нарисовать друзей.

Мягкая игрушка, которую можно использовать на занятии

Чтобы дети прониклись космической темой, воспитатель может предложить им превратиться в космонавтов. Для этого дошкольники надевают заранее приготовленные бумажные шлемы и под соответствующую музыку представляют себе полет. Ребята открывают глаза и видят плакат с изображением Солнечной системы.

Фотография с открытого занятия в детском саду

Рисование на тему космоса можно начать и со сказки. Замечательное современное произведение - сказка Ирис Ревю «Про находчивую девочку и щедрое Солнце». Там повествуется, что когда-то очень давно наша планета освещалась только днем, когда солнечные лучи освещали все живое. А вот ночью было так темно и страшно, что нельзя и описать. И вот одна маленькая девочка обратилась к Солнышку с просьбой, чтобы кто-нибудь светил и ночью, потому что она очень боится темноты. Солнце задумалось и решило совершить чудо - его лучики подарили свет Луне, чтобы она в свою очередь посылала его на Землю. Кроме того, Луне вызвались помогать и звезды. Теперь ночи не были столько темными, а маленькая девочка больше не боялась спать.

После прочтения этой красивой сказки воспитанникам старшей или подготовительной группы можно предложить нарисовать космический пейзаж, где яркая Луна и звезды будут освещать земной шар в темноте Вселенной.

Также можно порекомендовать «Сказку об одинокой звезде». Главная ее героиня - маленькая звездочка (хотя на самом деле она была больше нашего Солнца). Ей было очень одиноко, потому что другие звезды расположены далеко, а планеты не интересовались ее жизнью. Они лишь спорили друг с другом о том, чья траектория более правильная. И вот как-то ночью мимо звездочки пролетела комета. Героиня никогда не видела их раньше. Они разговорились. Комета рассказал, что она небесная путешественница - летает, где захочется. Она сделана изо льда, но есть еще другие кометы - из камней и металлов. Звездочка попросила комету не улетать пока, а погостить у нее и рассказать о чудесах, которые та видела во Вселенной. Комета согласилась, стала вращаться вокруг звезды вместе с планетами и ежедневно рассказывала удивительные истории. Из ее рассказов звездочка узнала, что есть очень много разновидностей звезд: молодые и старые, раскаленные и почти остывшие, маленькие и гигантские. А самое интересное - многие звезды, которые видны на небе, на самом деле давным-давно погасли, а свет от них еще идет и долгое время будет идти. Звездочка призналась комете, что ее сокровенное желание - поговорить с другими звездами. И новая подруга сообщила ей, что звезды общаются друг с другом своим мерцанием (вспыхнут то ярче, то почти погаснут) – это их язык.

Вскоре комета улетела. А звездочка все вглядывалась в небо, желая разгадать таинственный язык. И вдруг одной ночью, когда она любовалась на ярко-красную звезду, та стала мигать - три коротенькие вспышки, затем одна яркая. Затем то же самое сделала другая звезда. И тут маленькая звездочка поняла, что это было приветствие, и так же помигала далеким звездам. Теперь оставалось только ждать ответа, пусть он даже придет через тысячу лет.

Картинка, которой можно проиллюстрировать сказку

Сюжет этой замечательной сказки станет хорошей мотивацией для рисования космических объектов - звезд, планет и комет.

Педагог также может рассказать воспитанникам от первого лица такую сказочную историю:

«Однажды я была на звездном космическом балу. В центре, на высоком троне, без движения сидела царица бала - Полярная звезда. На ней было великолепное голубое платье, а голову украшала корона. Вокруг вальсе кружились разноцветные звезды, в разных масках плясала созвездия. Хрустальный звон колокольчиков сообщил о прибытии на бал госпожи Кометы. Ее хвост переливался всеми цветами радуги, наряд был неотразим. Комету называют космической вестницей. Быстрая, где только она не бывает!? Заглядывает в самые отдаленные уголки Вселенной. Первой узнает о рождении новых звезд и планет. Вот и сейчас она рассказала о том, где скоро выпадут метеориты и метеорные дожди. А еще она передала Полярной звезде признание в любви от моряков, летчиков и космонавтов с планеты Земля. Уж очень они любят ее за то, что она всегда указывает верное направление».

Интересна следующая сказка, в которой планеты Солнечно системы наделяются антропоморфными чертами.

«Живет во Вселенной дружная семейка - Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей - планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку - Венерой, а самую добрую - Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер, Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья - спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космос без дружбы!»

https://infourok.ru/fizika.html

Плакат, которым можно проиллюстрировать сказку

После прочтения этой необычной коротенькой сказки можно предложить ребятам изобразить планеты в неожиданном ракурсе - с человеческим лицом, при этом постараться каждую из них наделить своим характером.

На космическую тему также существует множество интересных стихотворений, по сюжету которых также можно выстраивать занятие по рисованию. Приведем некоторые примеры.

«В космосе так здорово!» О. Ахметова

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!

«Десять лунатиков» (песня-игра, слова Усачёв А.А.)

Десять лунатиков жили на Луне.
Десять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне
И ДЕВЯТЬ лунатиков осталось на Луне.
Девять лунатиков жили на Луне.
Девять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне.
И ВОСЕМЬ лунатиков осталось на Луне.
Восемь лунатиков жили на Луне.
Восемь лунатиков ворочались во сне…

Считай лунатиков до тех пор, пока:

И вдруг один лунатик упал с Луны во сне!
И больше лунатиков не стало на Луне!

А если ты не хочешь спать,
Начинай считать опять!

Н. Цветкова

Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз
Солнце - дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвется с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?

В. Татаринов «Космонавт».

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду,

Самую лучистую выберу звезду.

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песню о земле родной.

Еще больше заинтересовать детей темой космоса помогут физкульминутки и динамические паузы на данную тему:

Физкультминутка «Космонавт»

Физкультминутка «Костюм космонавта»

Физкультминутка «Идем на космодром»

Пальчиковая гимнастика «Космос»

  • В космос мы с тобой летали,
  • Инопланетян встречали,
  • И для пальчиков зарядку
  • Вместе с ними выполняли.
  • Познакомились сначала,
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Подружились, обнялись,
  • А потом пошли смотреть,
  • В телескоп на звёздный путь!

Подвижная игра «Космонавты»:

  • Дети, взявшись за руки, ходят по кругу:
    Ждут нас быстрые ракеты
    Для прогулок по планетам
    На какую захотим,-
    На такую полетим!
    Но в игре один секрет:
    Опоздавшим - места нет!

Дети разбегаются и стараются занять места (в обручах). В одну ракету могут сесть только два космонавта.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Смирнова А.В. «Космический пейзаж»
(старшая группа)
Образовательные задачи : учить изображать Солнечную систему, получать разные оттенки красок путем смешивания.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру космоса.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации космоса, Солнечной системы.
Раздаточный материал: листы бумаги формата А4, акварельные краски, масляная пастель, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки
Ход занятия:
Воспитатель напоминает дошкольникам, что во время прогулки они рассматривали небо, и просит описать его. Оказывается, небо бывает разным: в солнечный день - ярко-голубым, в пасмурный - серым, на закате солнца - оранжевым. Ночью же небо кажется черным, на его фоне загораются тысячи звезд. Помимо нашей планеты, в космосе огромное число других планет, звезд, пыли, газов, астероидов.
Детям предлагается совершить увлекательное путешествие по Вселенной, представить, что они поднялись так высоко, что Земля кажется маленьким голубым шаром. Небо превратилось в космическое пространство, заполненное разными объектами. Ребята узнают, что наша галактика называется Млечный путь, а Солнечная система состоит из восьми планет.
Чтение стихотворения В.Шипуновой «На далёкой планете…»:
  • На далёкой, удивительной планете
    (Нам за десять лет не долететь)
    Солнце изумрудом ярко светит
    И живет оранжевый медведь.
    По шёлковой сиреневой траве
    Спокойно бродит розовый олень –
    Жемчужные рога на голове –
    Серебряным копытцем топчет тень.

Беседа на тему: что еще может быть на далекой удивительной планете.
Проводится музыкальная разминка «10 лунатиков» (на словл. А. Усачёва).
Вниманию детей представляется плакат с изображением Солнечной системы. Педагог кратно обозначает внешние отличительные признаки планет. Например, Меркурий имеет много кратеров, а Венеру и Землю называют «сестрами» за их одинаковый размер. Марс из космоса кажется красным, Земля - голубой, а Уран - зеленым. Сатурн окружен кольцами, состоящими из камня и льда.
Дошкольникам предлагается зарисовать свое путешествие с помощью акварельных красок и мелков масляной пастели. Космические объекты рисуются мелками, а воздушное пространство закрашивается акварелью.
Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ.

Аляева О.А. «Мы летим в космос»
(старшая группа)

Загадка про Незнайку:

  • В шляпе с круглыми полями
    И в штанишках до колен
    Занят разными делами,
    Лишь учиться ему лень.
    Кто он, быстро угадай-ка,
    Как зовут его? (Незнайка)

Незнайка присылает послание из космоса, в котором просит о помощи - он
Улетел на Луну и не может вернуться. Ребята должны превратиться в космонавтов, чтобы слетать в космос и помочь персонажу. Но для этого им
понадобиться ракета, которую нужно нарисовать.
Рассматривается схема Солнечной системы.
Детям предлагается дидактическая игра «Расколдуй марсианина»: нужно назвать, из каких геометрических фигур составлены портреты инопланетян, и посчитать их.
Педагог сообщает ребятам, что они будут рисовать ракету и космические объекты в технике граттаж. Дошкольники рассматривают три образца работы в данной технике.
Проводится физкультминутка - под медленную музыку ребята имитируют движения космонавтов в невесомости.
Самостоятельная продуктивная деятельность. Анализ работ.

Гарифуллина В.В. «Пришельцы из космоса»
(подготовительная группа)

Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в виртуальное космическое путешествие - представить себя на борту космического корабля. Беседа о планетах Солнечной системы.
Педагог просит ребят пофантазировать о том, как могут выглядеть инопланетяне, будут ли они похожими на нас. Дети высказывают предположения, что пришельцы могут быть огромными, зеленого цвета, иметь третий глаз и пр.

Появляется игрушечный пришелец Чуча. Он прилетел с далекой планеты, но там он живет совсем один. Чуча просит ребят нарисовать ему друзей - разных инопланетян - и придумать им имена (мотивация).
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Познакомились сначала,
    В космос мы с тобой летали,
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Инопланетян встречали,
    Подружились, обнялись,
    И для пальчиков зарядку
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Вместе с ними выполняли.
    А потом пошли смотреть,
    В телескоп на звёздный путь!

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ работ. Дети рассказывают о своем пришельце и планете, с которой он прилетел, называют его имя.
Рисунки ребята дарят Чуче и приглашают его прилететь к ним снова.

Деева Т.
(подготовительная группа)

Занятие начинается с загадок про ракету и космонавта:

    Чудо-птица - алый хвост
    Полетела в стаю звезд.
    Наш народ построил эту
    Межпланетную …
    (Ракету)
    Он не летчик, не пилот,
    Он ведет ни самолёт,
    А огромную ракету,
    Назовите, кто же это.
    (Космонавт)

Проводится подвижная игра «Космонавты».
Краткая беседа о Дне космонавтики. Чтение стихотворения В. Степанова: «Ю. Гагарин»:

  • В космической ракете
    С названием «Восток»
    Он первым на планете
    Подняться к звездам смог.
    Поет об этом песни
    Весенняя капель:
    Навеки будут вместе
    Гагарин и апрель.

Обсуждение профессии космонавта, необходимых для нее качеств. Педагог рассказывает об испытаниях, которым подвергаются космонавты на Земле. Дошкольники представляют, что они полетели в космос, рассматривают иллюстрации на космическую тему.
Проводится физкультминутка:

  • Раз, два - стоит ракета,
    (дети проверяют осанку)
    Три, четыре - самолет.
    (руки в сторону)
    Раз, два - хлопок в ладоши,
    (хлопки в ладоши над головой)
    А потом на каждый счет.
    (четыре хлопка перед собой)
    Раз, два, три, четыре
    (руки вверх, потянуться)
    Руки выше, плечи шире
    (руки в стороны, предплечья вверх)
    Раз, два, три, четыре
    И на месте походили.
    (ходьба на месте)
    А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    (руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты»)
    На носочки поднялись,
    (встать на носочки)
    Быстро, быстро руки вниз
    (правую руку вниз, левую руку вниз)
    Раз, два, три, четыре –
    Вот летит ракета ввысь!
    (потянуть голову вверх, плечи вниз)
    В ясном небе солнце светит,
    Космонавт летит в ракете.
    (потягивания - руки вверх)
    А внизу леса, поля-
    Расстилается земля.
    (низкий наклон вперед, руки развести в стороны)

Дошкольникам предлагается нарисовать ракету с помощью трафарета, дорисовав пальчиками окошки. Планеты будут изображаться крышечками от
бутылок (печатание). Белые и желтые звезды рисуются ватными палочками.
Продуктивная деятельность детей. Пока рисунки сохнут, ребята выкладывают на ковре ракету из счетных палочек.
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Космонавт»:

  • Мне бы надо, очень надо
    Космонавтом смелым стать.
    Мне бы надо, очень надо
    К двум Медведицам слетать,
    У Медведиц погостить,
    Их коврижкой угостить.
    Уж такая там природа:
    Ни цветов, ни пчёл, ни мёда,
    А потом махнуть в ракете
    К самой северной планете…

Композиции дошкольников старшего звена с комментариями по выполнению работы

«Космический пейзаж, планеты Солнечной системы»

Воспитанники старшей и подготвоительной групп создают замечательные картины космоса. Всегда эффектны рисунки на темном фоне: планеты и звезды кажутся более яркими и контрастными. В этом плане отметим работы «Неизвестная планета», «Загадочный Сатурн», «Сатурн», «На просторах Вселенной».

Оригинальны композиции, в которых задействованы нетрадиционные способы рисования. Это работа «Неизведанный космос», выполненная в технике граттаж, рисунок «Наши соседи по космосу», где Марс и зеленые фрагменты Земли изображены с помощью соли. А композиция «Тишина и спокойствие в космосе» представляет собой целую комбинацию нестандартных техник - набрызг, рисование мыльными пузырями и губкой. Набрызг также применен в работе «Комета».

Дошкольники любят изображать строение Солнечной системы. Это коллективная работа «Наша Солнечная система», где каждый ребенок в подгруппе рисовал определенную планету. Интересна интерпретация этой темы в фантазийном рисунке «Солнечная система», где Солнце ребенок изобразил меньшего размера, чем Сатурн, а большинство планет окрасил в загадочный фиолетовый цвет.

Фотогалерея: работы дошкольников

Рисунок гуашью Рисунок гуашью с использованием соли Рисунок акварелью и карандашами (коллективная работа) Рисунок гуашью с применением техники набрызга Рисунок восковыми мелками Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок акварелью и фломастерами Рисунок в нетрадиционной технике: набрызг, рисование губкой и мыльными пузырями

«Ракеты и космические корабли»

Старшие дошкольники очень реалистично изображают ракеты и другие виды космической техники. Это яркие работы «Космическиц полет», «Ракета», выполненные гуашью. Аккуратный рисунок на красивом голубом фоне - «Ракета в пути». Композиции «Вперед к неизведанным мирам» и «Ракета стартовала от Земли» интересны своей техникой (граттаж и карандашный рисунок с преобладанием оттенков черного цвета).

Представляют интерес образы космических кораблей. На рисунке «Неизвестная планета» техника осваивает поверхность в то время как космонавт устанавливает флаг России. А в композиции «Белка и Стрелка» из космического корабля выглядывают знаменитые на весь мир собачки.

Образы ракет и космических кораблей неизменно соседствуют с космическим пейзажем, включающим в себя звезды и планеты. Часто на рисунках мыв видим нашу Землю («Белка и Стрелка», «Ракета», «Ракета пролетает планеты»). На исунке «Путешествие в космосе» мы видим Сатурн с улыбающимся человеческим лицом.

Фотогалерея: рисунки детей с изображением космоса

Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок карандашом Рисунок фломастерами Рисунок гуашью Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

«Полет на луну»

В своих рисунках дошкольники детально изображают Луну - неизменную спутницу нашей планеты. В композиции «Полет на Луну» мы видим ракету, которая стартует с Земли, чтобы добраться до загадочного ночного светила. Луна здесь изображена в приглушенно желтом цвете на таинственном синем фоне.

А рисунок «Привет с Луны» имеет патриотическую направленность: ведь, именно русский космонавт установил на лунной поверхности флаг нашей страны.

Работа «Путешествие на Луну», выполненная в пастельных сине-голубых тонах, изображает космонавта, прогуливающегося по поверхности спутника.

Фотогалерея: рисунки по теме

Фотогалерея: рисунки по теме «Полет на луну»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок восковыми мелками