Требование к личности практического психолога. Профессионально-этические принципы психолога

План:

1.Особенности профессиональной деятельности психолога и его ПВК

2. Требования к профессиональной подготовке

3. Ценностные основания профессиональной деятельности психолога.

1. Особенности профессиональной деятельности

психолога и его ПВК

Качественное выполнение профессиональной деятельности возможно только в случае профессионализма человека. В современном обществе с конкурентной средой профессионализм начинает представлять большую ценность как в общественном, так и индивидуальном бытии субъекта. С профессионализмом связаны состоятельность человека в избранном деле, самореализация его творческих возможностей, качество жизнедеятельности в целом.

Явление профессионализма интенсивно исследуется в психологии труда (прежде всего в рамках профессиографического подхода), акмеологии и частных прикладных аспектах психологии (педагогической, военной, юридической и т.п.).

Е.А. Климов рассматривает профессионализм как сложную систему, имеющую не только внешнюю функцию («отдачу»), но и необходимые и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности, психические функции. К этим внутренним психическим функциям относятся: построение образа будущего результата деятельности; некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата; эмоциональная преднастройка к работе; общее сознание защищенности в обществе и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще. (33) Под профессионализмом он понимает «определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую различные структурные блоки механизмов регуляции поведения и деятельности»(33)

А.К.Маркова в качестве базового, ядерного образования профессионализма использует понятие компетентности, имеющее в психологии давнюю традицию. Автор разворачивает свое понимание профессионализма через различение нормативного и реального, конкретного проявления профессионализма личности человека (48).

«Нормативные требования профессии к личности» - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Когда речь идет о том, что данному человеку присущ профессионализм, - говорится о том, что человек обладает этим необходимым набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный» профессионализм конкретного человека. Профессионализм в обоих случаях требует выполнения труда на высоком уровне качества.

Компетентность , с точки зрения автора, близко примыкает к реальному профессионализму и представляет собой индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии . Понятие компетентности, в современном его значении, ряд исследователей определяют как сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности предполагается по характеру результата труда человека.

Выделяются следующие виды компетентности:

- специальная - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная - владение совместной (групповой, кооперативной) деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

- личностная - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перерасходов времени и сил.

Данные виды компетенции означают зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальность. А.К. Маркова пишет: «Индивидуальная компетентность обуславливается мотивацией достижения, ресурсом успеха, стремлением к качеству своей работы, способностью к самомотивированию, уверенностью в себе, оптимизмом». (48)

Профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно - деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение (22).

Профессионализм практического психолога в основном изучается в плане установления структуры профессиональных качеств (Е.С.Романова, А.Э.Пяткин); специальных способностей личности (М.А.Аминов, И.В. Бачманов, Н.А.Стафурин, А.Ф.Бондаренко, М.В.Молоканов); профессиональной идентификации (Л.Б.Шнейдер); профессиональной культуры (Н.И. Исаева); проектирование профессиональной позиции (Е.В.Бурмистрова). Имеются исследования, в которых определяются теоретические и методологические основания психологической практики психолога (И.В. Дубровина, Ф.Е.Василюк, Л.А.Петровская, А.Ф.Коньев, В.М.Розин, В.Н. Цапкин).

Определению структуры профессионально важных качеств посвящены многие исследования, в частности, Е.С. Романова к профессионально важным качествам практического психолога автор отнесла такие качества, как:

1) аттенциональные;

2) перцептивные;

3) мнемические;

4) моторные;

5) сенсорные;

6) имажитивные;

7) мыслительные;

8) эмоциональные;

9) волевые;

10) речевые.

К данному исследованию примыкает исследование специальных способностей личности практического психолога, определяющих его профессиональную успешность.(4)

Исследователи выделяют разные специальные способности . В одном случае основной специальной способностью психолога называют талант общения, структурными компонентами которого являются следующие составляющие:

1) умение полно и правильно воспринимать человека;

2) умение понимать внутренние свойства и особенности человека;

3) способность к сопереживанию;

4) умение анализировать свое поведение;

5) умение управлять собой и процессами общения.

В другом варианте к специальным способностям психолога относят:

1) уровень сформированности интерперсональных коммуникативных умений;

2) уровень сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результату психологической деятельности);

3) уровень сформированности проектных умений (27).

В работе А.К.Марковой представлен подход, основанный на выделении специальных способностей как профессионально важных качеств (ПВК) практического психолога, что обеспечивает приближение к реальному синтезу профессиональной позиции психолога как теоретика и практика (48).

Таблица 1. Взаимосвязь особенностей деятельности и ПВК психолога

Особенности деятельности

Требования к ПВК

Деятельность - всегда взаимодействие, общение (коммуникация).

Мотивация и готовность к взаимодействию; - Культурная продуктивность; - Социальная компетентность; - Навыки вербализации; - Коммуникативные навыки (понимания).

Деятельность - работа с особым типом информации (психологической).

Социальная любознательность; - Аттенциональные способности; - Навыки социальной перцепции; - Психологическая проницательность.

Деятельность - работа с абстрактными моделями и их интерпретация.

Высокий общий интеллект; - Аналитико - синтетическая лабильность; - Навыки рационализации когнитивных конструкций.

Динамичность и иррациональность объекта деятельности.

Гибкость и подвижность мыслительных процессов; - Креативность; - Практическое мышление; - Социальный интеллект.

Эмоциональная «загруженность» процесса деятельности.

Фрустрационная толерантность; - Навыки саморегуляции; - Навыки эмпатии; - Эмоциональная продуктивность.

Личностная включенность в процесс деятельности.

Навыки рефлексии; - Ответственность; - Навыки самоконтроля; - Адекватная своим возможностям самооценка; - навыки работы со своими ограничениями.

Прагматичность и оперативность процесса деятельности.

Навыки фасилитации; - Способность (не склонность) к риску; - Смелость и уверенность в себе; - Настойчивость; - Работоспособность.

В работе А.К.Марковой представлены результаты исследования личностных особенностей психологов с помощью 16PF-теста Р.Кеттелла, в котором выявлено, что данную профессиональную группу отличают

высокие интеллектуальные способности,

эмоциональная устойчивость,

независимость,

настойчивость,

уверенность в себе,

не приверженность стандартам,

не склонность к морализаторству,

общительность,

высокое противодействие усталости при работе с людьми,

предприимчивость,

высокий уровень сензитивности.

Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных делах, не доверяют авторитетам, все стараются проанализировать и понять сами, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и неясностям. Данное исследование показало, что такие качества психолога, как эмоциональная устойчивость, независимость, настойчивость, уверенность в себе, общительность, постоянное стремление к самоанализу и самопониманию являются присущими лидеру.

Профессиональная деятельность психолога предполагает возможность влияния на других – в силу особого знания, образования. Профессиональное образование и личность самого психолога дают ему особую власть над другими. Одни люди от психолога ждут помощи, совета, другие - боятся психолога, того, что он сможет понять его «слабые точки, проблемные звенья». Психолог может лучше других понять человека, причины его проблем. Это все дает основание заявлять о лидерской позиции психолога. Он – обладает экспертным знанием, он эксперт человека.

В профессиональной деятельности психолога, предполагающей работу с конкретными людьми и социальными группами, а в связи с этим и влияние на них, реализуемое в форме психологической помощи и сопровождения в решении жизненных, профессиональных и прочих проблем, гуманистические ценности образуют духовно-нравственный фундамент, на котором происходит выстраивание мировоззрения психолога. Отсутствие нравственно-ценностного основания психологического образования может приводить к опасности «сползания» психолога к манипулятивной и разрушительной практике работы с людьми, использованию психологического знания против других.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога предполагает высокий профессионализм, являющийся следствием получения профессионального образования, который проявляется в сформированности профессионального сознания и самосознания, профессиональной идентичности, профессиональной позиции, выраженности ПВК, и т.д., что в целом обеспечивает успешное решение профессиональных задач.

Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность

Практических психологов, работающих в системе образования, сейчас уже много, а со временем станет еще больше. Они осуществляют свою деятельность в самых разных учреждениях образования: в детских домах и детских садах, в общеобразовательных школах и в интернатах, в лицеях и в специальных школах, в гимназиях и колледжах, в профессиональных училищах и частных школах; в центрах: реабилитации, коррекции, развития, медико-психолого-педагогической помощи и пр.

^ К. Н. Корнилов, выступая 2 ноября 1936 года на совещании по поводу постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпро-са», сказал: «...Педология выросла из психологии. Психологи были первыми педологами... Я думаю, если у психотехников не произошло такой катастрофы, то только потому, что они не нашли столь щедрого шефа, каким явился Наркомнрос для педологии. Примитивные аспиранты завалили педологию. Это одна из причин ее поражения. ...Я думаю, что вся беда педологов заключается в том, что они скверно готовили свои кадры. Выпускать на всякого рода краткосрочных курсах для аспирантуры бесконечное количество безграмотных людей - это значило ввергнуть себя в ту катастрофу, которая разразилась над педологией...»

Где бы ни работал практический психолог, всегда подчеркивается, что он имеет дело с людьми самого разного возраста и различного общественного статуса, но каждый из которых индивидуален, уникален, обладает только ему присущими чертами и качествами личности.

Но психолог - тоже человек. И чем ярче его индивидуальность, тем выше его профессиональное мастерство. Ведь практический психолог в какой-то степени задает «зону ближайшего развития» окружающих его людей. Диапазон этой «зоны» может быть весьма различным.

Отсюда - сложность понимания и оценивания деятельности практического психолога. Недостаточно сведущие в психологии люди оценивают эту деятельность по внешним не столь существенным показателям: по количеству обследованных детей, рекомендаций, проведенных консультаций, посещений различных мероприятий, выступлений и т. д. Это все очень важно и необходимо. Но нередко при этом ускользает из поля внимания, анализа и оценки главное - как и какие происходят в результате общения и деятельности психолога изменения в других людях (детях, школьниках, взрослых), в системе межличностного взаимодействия детей и взрослых, в школьной ситуации обучения и воспитания учащихся в целом и многое другое.

Знакомство с опытом работы практических психологов поражает большим разнообразием в понимании ими смысла своей профессиональной деятельности, в формах и методах ее осуществления. С чем это связано?

Во-первых, с профессиональной подготовкой практического психолога. Известно, что в настоящее время эта подготовка не унифицирована, ее содержание и уровень отличаются в зависимости от того, где происходит обучение и кто учит психологов. Специфика и сложность этой подготовки состоят в том, что специалисты должны не только иметь глубокие знания психологии и смежных с ней научных дисциплин, но и грамотно ориентироваться в реальной жизни детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях или обучающихся в различного типа школах.

Во-вторых, с уровнем и направленностью общего развития психолога, с его личностными особенностями, с его включенностью в современную общественную жизнь, многообразную культуру, эпоху, с его способностью ориентироваться в ней.

В-третьих, с типом учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог. Детский сад, средняя общеобразовательная школа, гимназия, специальная школа, лицей, детский дом, частная пкола, интернат, различного вида центры - имеют свою специфику в соответствии с ней предъявляют особые требования к деятельности практического психолога.

В-четвертых (а по существу, во-первых и в-главных), с особенностями личной жизни психолога: насколько благополучна его собственная жизнь - присутствует ли в ней любовь, взаимопонимание с близкими людьми, приемлемая материальная обеспеченность, необходимая бытовая обустроенность и пр. С психолога многое спрашивается, он за многое ответствен, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает ему достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового обеспечения профессионала в области практической психологии образования.

И тем не менее, несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия психолога имеет существенные общие профессиональные и этические ценности, наличие которых в деятельности психолога и определяет уровень профессионализма при анализе многообразного опыта реальной практической работы конкретного психолога в конкретном месте и в контексте конкретных жизненных обстоятельств.

^ Кто же такой практический психолог образования как профессионал и как личность?

§ 1. Профессиональная позиция

Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам и пониманию нравственной сути своей профессиональной деятельности.

А суть эта очень проста - не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя.

Психологическая служба образования защищает и обеспечивает право каждого родившегося ребенка на полноценное психическое и духовное развитие. Но она защищает ребенка не от конкретного кого-то, а от Нарушений условий, способствующих нормальной жизни и благоприятному развитию. Поиск виновного или «козла отпущения» - непродуктивен, неэтичен, психологически не оправдан. Успех взаимодействия и сотрудничества во многом зависит от позиции психолога: не допу с, кать назидательность в общении, поучающего тона.

Любой трудный случай в поведении или развитии ребенка - не повод для упреков педагога (воспитателя, учителя, родителя), а сигнал к совместной работе.

Однако любой успех воспитателя или учителя (да и родителя) - повод поддержать его, похвалить, укрепить веру в свои способности решать трудные проблемы детей.

Например, пришла к психологу учительница Нонна Викторовна и говорит: «У меня проблема с Колей П. Не хочет учить уроки, уж чего только не делала». Психолог неоднократно беседовала с учительницей и другими взрослыми, провела необходимое с ее точки зрения обследование ребенка, пришла к определенному заключению, на основании которых сформулировала примерные рекомендации. Через некоторое время радостная учительница говорит, что у Коли явно видны успехи.

Какое поведение психолога будет наиболее профессионально оправданным? Она может сказать: «Ну, а я что говорила? Все правильно». А может: «Нонна Викторовна! Какая же вы молодец! Вы справились с такой сложной проблемой, Коля стал совсем другим человеком». Нонна Викторовна, конечно, понимает, что заслуга в успехе принадлежит прежде всего психологу, но ей приятно, что и она разобралась в ситуации, приобрела опыт в решении личностных проблем своих учеников, нашла в лице психолога союзника в своей работе, с которым теперь можно разговаривать и обсуждать все свои вопросы на равных.

Есть такая сказка о лягушке-путешественнице. Помните, собирались гуси-лебеди осенью лететь в теплые страны. Лягушке тоже захотелось туда попасть и стала она просить птиц взять ее с собой. Те и рады бы, но как это сделать? И лягушка придумала. «Пусть две птицы в клюве веточку держат, а я ее прикушу посередине, так и полетим». Решили - сделали - полетели. Пролетают птицы над разными странами, а народ везде смотрит и удивляется: «Глядите, гуси-лебеди лягушку несут! И кто же это придумал? Кто такой умный до этого додумался?!» Лягушка летит и ее буквально распирает от самоуважения - ведь это она все придумала. И очень обидно ей было, что люди там, внизу, не знают, и не выдержала, закричала: «Это я придумала!» Прутик выпал у нее изо рта и полетела она в болото, так и не попав в теплые края.

Мы, психологи, чем-то похожи на эту лягушку, когда вслух или про себя начинаем говорить: это я придумала, как работать с ребенком, это я научила учителя (воспитателя, родителя), что нужно делать.

В таком случае мы теряем прутик доверия, уважения и надежды на ддержку тех людей, с которыми работаем, и плюхаемся в болото обственного чванства, так и не достигнув профессионального мастер- ва и человеческой признательности. Отсюда у нас же самих - куча обид, комплексов, разочарований. М. М. Пришвин не случайно отмечал, что величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди.

§ 2. Ум психолога

Работа в системе психологической службы предъявляет очень высокие требования к уму человека.

Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Так, ^ Ф. М. Достоевский противопоставляет личность и безличность прежде всего по способности или неспособности самостоятельно мыслить.

Практическому психологу недостаточно только природной силы ума - ему необходим большой запас знаний, а также высота и разносторонняя культура мысли.

Различают ум теоретический и ум практический. Особенности того и другого ума блестяще раскрыл ^ Б. М. Теплое в своей работе «Ум полководца», которую хотелось бы порекомендовать практическому психологу в качестве настольной книги.

Б. М. Теплое пишет: «Отличие между этими двумя типами мышления нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в том, что тут действуют "два разных интеллекта". Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека» (1985, т. 1, с. 224).

^ Б. М. Теплое показал, что теоретическое и практическое мышление по-разному связаны с практикой. И дело не в том, что одно из них связано с практикой, а другое нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба. Работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей и принципов развития, организации и пр. Не случайно Б. М. Теплое замечал, что полководец обязательно является «крупным практическим психологом, что невозможно без очень широкого общего развития» (1985, т. 1, с. 296). Ведь практический ум характеризует огромная работоспособность, соединенная с беспредельной любознательностью, живым интересом к самым разнообразным областям жизни. По меткому выражению А. П. Чехова, чем выщ е человек по умственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие ему доставляет жизнь.

Какое же сложное и оригинальное мышление формируется у практического психолога, который сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению нового знания о ребенке, а практика - в том, что он применяет эти знания к решению повседневных детских и школьных проблем.

У психолога вырабатывается способность немедленно припомнить то, что в данную минуту необходимо, его наличный запас знаний находится в постоянной готовности к использованию в самых различных вариантах и комбинациях. Это очень важно, так как основная интеллектуальная деятельность практического психолога заключается в глубинном анализе всех полученных данных, фактов, сведений, в синтезе всего известного о ребенке или взрослом. Именно на этой основе психолог производит сложнейшую интеллектуальную операцию - интерпретацию. Й. Шванцара специально обращает внимание на то, что интерпретация всех имеющихся сведений является прежде всего функцией синтетических способностей психолога и никогда не может вытекать из всего процесса в виде некоего механического продукта постоянной диагностической схемы (1978).

Эту же мысль подчеркивал ^ Л.С. Выготский: «...в диагностике развития задача... заключается не только в установлении известных симптомов и их перечисления или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» (1983, т. 5, с. 302-303).

^ Л. С. Выготский специально обращал внимание на то, что установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу, что исследователь ни в коем случае не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов (1984, т. 4). В точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении - начало научного знания, а не в накоплении только лабораторных данных (К. Роджерс, 1959).

От уровня развития и глубины ума человека зависит его умение предвидеть последствия своих действий, поступков, слов и отношений. Важным качеством ума является способность предвидения.

Развитие именно этого качества позволяет человеку продуктивно выполнять функцию управления деятельностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. Б. М. Теплое писал: «"Управлять - значит предвидеть" - говорит старинное изречение. Предвидеть - значит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки оазглядеть основной смысл совершающихся событий, уловить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение - это высшая ступень превращения сложного в простое, умения выделить существенное... Предвидение - результат глубокого проникновения в обстановку и постижения главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий».

Будущие психологи должны развивать у себя способность к предвидению. Иначе, несмотря на высшее образование, они будут похожи на тех дикарей, о которых пел В. Высоцкий:

А дикари теперь заламывают руки,

Ломают копья, ломают луки,

Сожгли и бросили дубинки из бамбука, -

Переживают, что съели Кука.

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность, богатство речи и упорство - этими качествами обладают умные люди. Именно ум дает возможность осознать границы своей профессиональной компетенции, побуждает стремление познать самого себя и других людей, дает возможность понимать и уважать уникальную сущность каждого (любого) человека.

§ 3. Личностные особенности практического психолога

Практический психолог образования - удивительный человек, профессионально его отличают:

♦ широта интересов и независимость взглядов;

♦ готовность к контактам и умение их поддерживать;

♦ умение эмоционально притягивать к себе людей;

♦ стремление к познанию себя и других.

^ Джоун Эриксон писала, что чем больше человек познает самого себя, Те м терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, говорила она, но надо понимать их мотивы Такая позиция приводит к прощению того, чего мы не одобряем:

♦ способность сохранять эмоциональное самообладание при общении;

♦ осознание границ своей профессиональной компетенции;

♦ повышенное чувство ответственности за свои действия, слова;

♦ способность предвидеть, какого рода последствия повлечет за собой отдельный поступок или поведение в целом.

Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, положения, культуры, профессий предполагают постоянную работу психолога по саморазвитию этих и других профессионально-личностных качеств.

Иными словами, психолог - это умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области.

Таким образом, высокий профессиональный уровень психолога включает безусловное знание психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами, развитой ум и незаурядность личности.

Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного пространства, устанавливать с ними профессиональное взаимодействие.

Требования к личности практического психолога

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

* концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

* открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

* эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

* аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

* энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

* уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

* уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

* богатое воображение, интуиция;

* высокий уровень интеллекта.

Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?

Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.

2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».

3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное -- постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство.

Применительно к будущей работе психолога, -- это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».

4. Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая очаровашка» и с каким преподавателем им «вообще интереснее».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Практический психолог как профессионал и как личность

Практических психологов, работающих в системе образования, сейчас уже много, а со временем станет еще больше. Они осуществляют свою деятельность в самых разных учреждениях образования: в детских домах и детских садах, в общеобразовательных школах и в интернатах, в лицеях и в специальных школах, в гимназиях и колледжах, в профессиональных училищах и частных школах; в центрах: реабилитации, коррекции, развития, медико-психолого-педагогической помощи и пр.

Несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия психолога имеет существенные общие профессиональные и этические ценности, наличие которых в деятельности психолога и определяет уровень профессионализма при анализе многообразного опыта реальной практической работы конкретного психолога в конкретном месте и в контексте конкретных жизненных обстоятельств.

Кто же такой практический психолог образования как профессионал и как личность?

1. Профессиональная позиция

Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам и пониманию нравственной сути своей профессиональной деятельности.

А суть эта очень проста - не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя.

Психологическая служба образования защищает и обеспечивает право каждого родившегося ребенка на полноценное психическое и духовное развитие. Но она защищает ребенка не от конкретного кого-то, а от нарушений условий, способствующих нормальной жизни и благоприятному развитию. Поиск виновного или «козла отпущения» - непродуктивен, неэтичен, психологически не оправдан. Успех взаимодействия и сотрудничества во многом зависит от позиции психолога: не допускать назидательность в общении, поучающего тона.

Любой трудный случай в поведении или развитии ребенка - не повод для упреков педагога (воспитателя, учителя, родителя), а сигнал к совместной работе. Однако любой успех воспитателя или учителя (да и родителя) - повод поддержать его, похвалить, укрепить веру в свои способности решать трудные проблемы детей.

Есть такая сказка о лягушке-путешественнице. Помните, собирались гуси-лебеди осенью лететь в теплые страны. Лягушке тоже захотелось туда попасть и стала она просить птиц взять ее с собой. Те и рады бы, но как это сделать? И лягушка придумала. «Пусть две птицы в клюве веточку держат, а я ее прикушу посередине, так и полетим». Решили -- сделали -- полетели. Пролетают птицы над разными странами, а народ везде смотрит и удивляется: «Глядите, гуси-лебеди лягушку несут! И кто же это придумал? Кто такой умный до этого додумался?!» Лягушка летит и ее буквально распирает от самоуважения -- ведь это она все придумала. И очень обидно ей было, что люди там, внизу, не знают, и не выдержала, закричала: «Это я придумала!» Прутик выпал у нее изо рта и полетела она в болото, так и не попав в теплые края.

Психологи, чем-то похожи на эту лягушку, когда вслух или про себя начинаем говорить: это я придумала, как работать с ребенком, это я научила учителя (воспитателя, родителя), что нужно делать.В таком случае мы теряем прутик доверия, уважения и надежды на ддержку тех людей, с которыми работаем, и плюхаемся в болото обственного чванства, так и не достигнув профессионального масстерства и человеческой признательности. Отсюда у нас же самих - куча обид, комплексов, разочарований. М. М. Пришвин не случайно отмечал, что величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди.

2. Ум психолога

Работа в системе психологической службы предъявляет очень высокие требования к уму человека. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф. М. Достоевский противопоставляет личность и безличность прежде всего по способности или неспособности самостоятельно мыслить.

Практическому психологу недостаточно только природной силы ума - ему необходим большой запас знаний, а также высота и разносторонняя культура мысли.

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность, богатство речи и упорство - этими качествами обладают умные люди. Именно ум дает возможность осознать границы своей профессиональной компетенции, побуждает стремление познать самого себя и других людей, дает возможность понимать и уважать уникальную сущность каждого (любого) человека.

3. Личностные особенности практического психолога

Практический психолог образования - удивительный человек, профессионально его отличают:

¦ широта интересов и независимость взглядов;

¦ готовность к контактам и умение их поддерживать;

¦ умение эмоционально притягивать к себе людей;

¦ стремление к познанию себя и других.

Джоун Эриксон писала, что чем больше человек познает самого себя, тем терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, говорила она, но надо понимать их мотивы. Такая позиция приводит к прощению того, чего мы не одобряем:

¦ способность сохранять эмоциональное самообладание при общении;

¦ осознание границ своей профессиональной компетенции;

¦ повышенное чувство ответственности за свои действия, слова;

¦ способность предвидеть, какого рода последствия повлечет за собой отдельный поступок или поведение в целом.

Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, положения, культуры, профессий предполагают постоянную работу психолога по саморазвитию этих и других профессионально-личностных качеств.

Иными словами, психолог - это умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области. психический психологический психолог диагностический

Таким образом, высокий профессиональный уровень психолога включает безусловное знание психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами, развитой ум и незаурядность личности.

Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного пространства, устанавливать с ними профессиональное взаимодействие.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Практическое мышление как познавательный процесс. Понятие практического мышления, его структура и функции. Требования к деятельности психолога. Специфика функционирования практического мышления психологов. Особенности профессионально-творческого мышления.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2015

    Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Особенности работы системы психологической службы на современном предприятии, профессиональные функции и должностные обязанности психолога. Порядок составления психологической характеристики личности, проведение групповой и индивидуальной работы.

    отчет по практике , добавлен 08.01.2013

    Понятие "профессионализм практического психолога". Правовые и профессионально-этические нормы деятельности психологов. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда. Этические принципы деятельности психолога.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования. Распределение обязанностей между работниками психологической консультации. Анализ направлений и методик в психокоррекционной и психотерапевтической практике.

    реферат , добавлен 05.12.2012

    Особенности профессии психолога. Организация психологической службы на предприятии. Типизация и формы профессиональной деятельности. Положение о структурном подразделении психологической службы. Традиционные направления работы психолога-практика.

    реферат , добавлен 17.03.2010

    Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Rачествj профессиональной подготовки практического психолога.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2004

    Консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая и реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития личности детей. Требования к личности психолога.

Знакомство с опытом работы практических психологов поражает большим разнообразием в понимании ими смысла своей профессиональной деятельности, в формах и методах ее осуществления. С чем это связано?

Во-первых, с профессиональной подготовкой практического психолога. Известно, что в настоящее время эта подготовка не унифицирована, ее содержание и уровень отличаются в зависимости от того, где происходит обучение и кто учит психологов. Специфика и сложность этой подготовки состоят в том, что специалисты должны не только иметь глубокие знания психологии и смежных с ней научных дисциплин, но и грамотно ориентироваться в реальной жизни детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях или обучающихся в различного типа школах.

Во-вторых, с уровнем и направленностью общего развития психолога, с его личностными особенностями, с его включенностью в современную общественную жизнь, многообразную культуру, эпоху, с его способностью ориентироваться в ней. Теоретическое и практическое мышление. Возможность припомнить то, что именно сейчас \необходимо, креативность, способность предвидеть, при этом простота и ясность мысли, умение превращать сложное в простое,

В-третьих, с типом учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог. Детский сад, средняя общеобразовательная

политический психолог как профессионал и как личность _________________167

ткола, гимназия, специальная школа, лицей, детский дом, частная пкола, интернат, различного вида центры - имеют свою специфику в соответствии с ней предъявляют особые требования к деятельности практического психолога.

В-четвертых (а по существу, во-первых и в-главных), с особенностями личной жизни психолога: насколько благополучна его собственная жизнь - присутствует ли в ней любовь, взаимопонимание с близкими людьми, приемлемая материальная обеспеченность, необходимая бытовая обустроенность и пр. С психолога многое спрашивается, он за многое ответствен, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает ему достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового обеспечения профессионала в области практической психологии образования.

И тем не менее, несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия психолога имеет существенные общие профессиональные и этические ценности, наличие которых в деятельности психолога и определяет уровень профессионализма при анализе многообразного опыта реальной практической работы конкретного психолога в конкретном месте и в контексте конкретных жизненных обстоятельств.

Профессиональная позиция

Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам и пониманию нравственной сути своей профессиональной деятельности.

А суть эта очень проста - не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя.

Психологическая служба образования защищает и обеспечивает право каждого родившегося ребенка на полноценное психическое и духовное развитие. Но она защищает ребенка не от конкретного кого-то, а от Нарушений условий, способствующих нормальной жизни и благоприятному развитию. Поиск виновного или «козла отпущения» - непродуктивен, неэтичен, психологически не оправдан. Успех взаимодействия

и сотрудничества во многом зависит от позиции психолога: не допу с, кать назидательность в общении, поучающего тона.

Любой трудный случай в поведении или развитии ребенка - не повод для упреков педагога (воспитателя, учителя, родителя), а сигнал к совместной работе.

Однако любой успех воспитателя или учителя (да и родителя) - повод поддержать его, похвалить, укрепить веру в свои способности решать трудные проблемы детей.