14 фокусов языка примеры. Роберт Дилтс - Фокусы языка

О фокусах языка

Основой «фокусов языка» и подхода к языку, принятого в НЛП, можно считать положение о том, что «карта не территория ». Этот принцип был впервые сформулирован основателем общей семантики Альфредом Коржибски . Коржибски утверждал, что прогресс нашего общества в немалой степени предопределен наличием у человека гибкой нервной системы , способной создавать и использовать символические репрезентации, или карты. Язык следует считать разновидностью карты или модели мира, которая позволяет суммировать или обобщать наш опыт и передавать его другим, тем самым спасая их от необходимости совершать те же ошибки или заново придумывать то, что уже изобретено. По мнению Коржибски, именно эта способность к языковым обобщениям объясняет прогресс человека по сравнению с животными, однако ошибки в понимании и употреблении подобных механизмов являются причиной множества проблем. Человека необходимо учить правильно пользоваться языком, и за счет этого можно предотвратить ненужные конфликты и недоразумения, порождаемые путаницей между картой и территорией. Коржибски считал, что важно учить людей тому, как осознавать и расширять свои языковые возможности, чтобы достигать большего успеха в общении и по достоинству оценивать уникальность повседневных переживаний.

Убеждения

В общем, фокусы языка используются для изменения ограничивающих убеждений человека относительно какого-либо вопроса или аспекта реальности путём предоставления альтернативных путей для интерпретации этого аспекта. Существует два классических базовых паттерна в фокусах языка:

Комплексная эквивалентность

X означает Y: «Материться значит быть плохим человеком».

Причинно-следственная связь

X приводит к Y: «Ты опоздал, [поэтому] ты меня не любишь».

Паттерны фокусов языка

  1. Намерение : переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
  2. Переопределение : замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
  3. Последствия : внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
  4. «Разделение» (англ. chunk down ): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
  5. «Обобщение» (англ. chunk up ): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
  6. Аналогия : поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение, применение метафоры.
  7. Изменение размера фрейма : переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
  8. Другой результат : переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
  9. Модель мира : переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
  10. Стратегия реальности : переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
  11. Противоположный пример : поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
  12. Иерархия критериев : переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
  13. Применение к себе : оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.
  14. Метафрейм : оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста - создание убеждения относительно убеждения.

Примеры

Ты опоздал, что значит, ты меня не любишь.

  1. Намерение : Я рад, что ты неравнодушна к нашим отношениям.
  2. Переопределение : Я не опоздал, такси вовремя не приехало.
  3. Последствия : Если бы я не опоздал, кто знает, может, мы бы не поняли, сколько значат для нас наши отношения.
  4. «Разделение» : Неужели небольшая задержка определяет всю нашу любовь?
  5. «Обобщение» : Неужели любое-любое опоздание сразу перечёркивает то, как сильно я тебя люблю?
  6. Аналогия : Это как если бы я сказал тебе, что ты меня не любишь, так как не всегда мне готовишь.
  7. Изменение размера фрейма : Завтра утром ты вряд ли будешь так думать об этом.
  8. Другой результат : Я так спешил, что меня могла бы сбить машина.
  9. Модель мира : Возможно, дело не столько в моём опоздании, сколько в том, что ты хотела бы улучшить наши отношения.
  10. Стратегия реальности : Как ты пришла к этому выводу? Тебя тоже в этом когда-то обвиняли?
  11. Противоположный пример : А если бы я опоздал из-за того, что остановился купить тебе цветы?
  12. Иерархия критериев : Несмотря на все сложности, я пришёл, ведь наши отношения для меня так же важны.
  13. Применение к себе : Из твоих уст это прозвучало, как если бы ты меня разлюбила.
  14. Метафрейм : Ты веришь в это потому, что боишься за наши прекрасные отношения. Я тебя понимаю.

Примечания

Библиография

  • Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. - СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-272-00155-9.
  • Hall, L. Michael & Bobby G. Bodenhamer, Joseph O’Connor. Mind-lines: Lines For Changing Minds. - Neuro-Semantic Publications; 5th edition, 2002. ISBN 1-890001-15-5.

См. также

  • Роберт Дилтс

Ссылки

  • Sleight of Mouth: Using Language to Make Changes (англ.)
  • Michael Hall, «When Bandler Played the Paranoid Blame Game» (англ.)
  • Andrew Austin, «Sleight Of Mouth Patterns and Communication Patterns in Psychiatric Settings» (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фокусы языка" в других словарях:

    Каприз, фантазия, прихоть, привереды, вычуры, дурь, штуки, блажь, выкрутасы, штука, причуда Словарь русских синонимов. фокусы см. каприз Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Одна из статей на тему Нейролингвистическое программирование (НЛП) Основные статьи НЛП · Принципы · НЛП психотерапия · История Новый код · НЛП и наука · Библиография · Словарь Принципы и методы Моделирование · Метамодель · Милтон модель Позиции… … Википедия

    Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

    Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

    Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

    В НЛП обращение мета модели, использующее специальные обобщённые и многозначные обороты речи для присоединения к опыту другого человека и получения доступа к неосознаваемым ресурсам. Цель: наведение Транса. Отличительная черта: обобщённые и… … Википедия

Предисловие

Это книга, написать которую я готовился много лет. Она рассказывает о магии языка, основанной на принципах и определениях нейро-лингвистического программирования (НЛП). Впервые мне довелось столкнуться с НЛП около двадцати пяти лет назад, на занятиях по лингвистике в Калифорнийском университете (Санта-Крус). Эти занятия вел один из создателей НЛП Джон Гриндер. К тому времени они с Ричардом Бэндлером только что закончили первый том своей основополагающей работы «Структура магии». В этой книге им удалось смоделировать языковые паттерны и интуитивные способности трех наиболее успешных психотерапевтов в мире (Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона). Этот набор паттернов (известный как «метамодель») позволил мне – третьекурснику-политологу, не имевшему никакого практического опыта в области психотерапии, – задавать такие вопросы, которые мог бы задать опытный психотерапевт.

Масштаб возможностей метамодели и самого процесса моделирования произвел на меня огромное впечатление. Я почувствовал, что моделирование можно широко применять во всех сферах человеческой деятельности, будь то политика, искусство, менеджмент, наука или педагогика (Modeling With NLP, Dilts, 1998). Использование этих приемов, на мой взгляд, могло привести к существенным переменам не только в психотерапии, но и во многих других областях, в которых задействован процесс коммуникации. Поскольку в то время я занимался политической философией, мой первый практический опыт моделирования заключался в попытке применить лингвистические фильтры, использовавшиеся Гриндером и Бэндлером при анализе работы психотерапевтов, в целях выделения определенных паттернов в «Диалогах» Платона.

Исследование оказалось одновременно увлекательным и информативным. Несмотря на это я чувствовал, что дар убеждения Сократа невозможно объяснить с помощью одной лишь метамодели. То же касалось и других явлений, описанных НЛП, таких как предикаты репрезентативной системы (описательные слова, указывающие на конкретную сенсорную модальность: «видеть», «смотреть», «слушать», «звучать», «чувствовать», «касаться» и т. п.). Эти языковые особенности позволяли проникнуть в суть сократовского дара, но не могли охватить полностью все его измерения.

Я продолжал изучать труды и высказывания тех, кому удалось повлиять на ход истории, – Иисуса из Назарета, Карла Маркса, Авраама Линкольна, Альберта Эйнштейна, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга и др. Со временем я пришел к выводу, что все они использовали один базовый набор паттернов, с помощью которых оказывали влияние на суждения окружающих. Более того, паттерны, закодированные в их словах, продолжали влиять на историю и определять ее даже спустя годы после смерти этих людей. Паттерны «Фокусов языка» – это попытка расшифровать часть важнейших лингвистических механизмов, которые помогали этим людям убеждать других и оказывать влияние на общественное мнение и системы убеждений.

В 1980 г. в ходе общения с одним из основателей НЛП Ричардом Бэндлером я научился распознавать эти паттерны и выделять их формальную структуру. Во время семинара Бэндлер, мастерски владеющий языком, представил нам нелепую, но паранойяльно твердую систему убеждений и предложил попытаться заставить его изменить эти убеждения (см. главу 9). Несмотря на все усилия, членам группы не удалось достичь никакого результата: система Бэндлера оказалась неприступной, поскольку была построена на том, что я позднее определил как «мысли-вирусы».

Я слушал всевозможные вербальные «фреймы», спонтанно создаваемые Бэндлером, и вдруг обнаружил, что некоторые из этих структур мне знакомы. Несмотря на то что Бэндлер для большей убедительности применял эти паттерны в «негативном» аспекте, я осознал, что именно такие структуры использовали Линкольн, Ганди, Иисус и др., чтобы способствовать позитивным и радикальным социальным изменениям.

По существу, данные паттерны складываются из вербальных категорий и особенностей, с помощью которых наш язык позволяет формировать, изменять или преобразовывать базовые убеждения человека. Паттерны «Фокусов языка» можно охарактеризовать как новые «вербальные фреймы», оказывающие влияние на убеждения и ментальные карты, на основе которых строятся эти убеждения. За два десятилетия, прошедшие со времени их открытия, эти паттерны заслужили право называться одним из наиболее продуктивных методов эффективного убеждения, созданных НЛП, и, вероятно, являются наилучшим средством изменения убеждений в процессе общения.

Впрочем, эти паттерны достаточно сложны для изучения, поскольку включают в себя слова, а слова по сути своей абстрактны. В НЛП принято считать, что слова являются поверхностными структурами, представляющими или выражающими глубинные структуры. Для того чтобы правильно понять и творчески применить какой-либо языковой паттерн, необходимо постичь его «глубинную структуру». В противном случае мы сможем лишь имитировать известные нам примеры. Таким образом, обучаясь «Фокусам языка» и используя их на практике, необходимо различать подлинную магию и банальные уловки. Магия изменения берет начало в том, что стоит за словами.

И по сей день обучение данным паттернам сводится к ознакомлению учеников с определениями и вербальными примерами различных лингвистических структур. Ученики вынуждены интуитивным путем постигать глубинные структуры, необходимые для самостоятельного создания паттернов. Несмотря на то что дети учатся родному языку точно так же, этот метод накладывает ряд ограничений.

Некоторым людям (в особенности если английский язык не является для них родным) паттерны «Фокусов языка» при всей своей эффективности могут показаться слишком сложными или непонятными. Даже практикующие специалисты по НЛП с многолетним опытом не всегда ясно представляют себе, как эти паттерны согласуются с другими понятиями НЛП.

Данные паттерны часто используются в полемике как метод ведения дискуссии или построения доказательства. Это принесло им репутацию потенциально могущественного средства.

Некоторые из этих трудностей просто отражают историческое развитие самих паттернов. Я идентифицировал и формализовал эти паттерны прежде, чем получил возможность полноценно исследовать глубинные структуры убеждений и изменения убеждений, а также их связь с другими уровнями обучения и изменения. С тех пор мне удалось разработать целый ряд техник изменения убеждений, таких как реимп-ринтинг, паттерн превращения ошибки в обратную связь, прием инсталляции убеждения, «метазеркало» и интеграция конфликтных убеждений (Changing Belief Systems with NLP, Dilts, 1990 и Beliefs: Pathways to Health and Well-being, Dilts, Hallbom & Smith, 1990). И лишь в последние годы я достаточно отчетливо стал представлять себе то, как формируются и закрепляются убеждения на когнитивном и нервном уровнях, чтобы исчерпывающе и вместе с тем сжато описать глубинные структуры, лежащие в основе «Фокусов языка».

Цель первого тома книги – представить читателю некоторые из моих находок и открытий, чтобы на их основе можно было использовать паттерны «Фокусов языка». Моей задачей было раскрыть те принципы и глубинные структуры, на которых основаны эти паттерны. В дополнение к определениям и примерам я хочу предложить вам простые структуры, которые позволят использовать на практике каждый из этих паттернов и проиллюстрируют, как они согласуются с другими допущениями, принципами, техниками и понятиями НЛП.

Я также планирую написать второй том под названием «Язык лидерства и социальных изменений». В нем будут рассматриваться случаи практического применения этих паттернов такими людьми, как Сократ, Иисус, Маркс, Линкольн, Ганди и др., которые стремились создать, изменить и преобразовать ключевые убеждения, лежащие в основе современного мира.

«Фокусы языка» – увлекательнейший предмет. Их сила и ценность заключаются в том, что с их помощью можно научиться говорить нужные слова в нужное время – без помощи формальных техник или специальных контекстов (традиционно связываемых с терапией или дискуссиями). Я надеюсь, что вы получите удовольствие от путешествия в мир магии языка и вербальных способов изменения убеждений.

Эта книга с признательностью и уважением посвящается Ричарду Бэндлеру, Джону Гриндеру, Милтону Эриксону и Грегори Бейтсону, которые научили меня магии языка и языку «магии ».

Роберт Дилтс,

Санта-Крус, Калифорния

»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например: вороватость – домовитость, лгун – дипломатичный, наглость – настойчивость, доносчик – социально активный, раздражительность – эмоциональность.

Клиент: - Жена должна быть послушной.
Оператор: - Вам нравятся безвольные женщины?

Клиент: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
Оператор: - Хорошо, когда ты способна вести себя как настоящая женщина.

В первом варианте был сделан негативный рефрейминг: послушная => безвольная. Во втором – позитивный: поступать совершенно непоследовательно => способность вести себя как настоящая женщина.

3. Последствия

Рассматривается последствия использования данного убеждения.
Понятно, что пользование убеждением приводит к последствиям. Или может привести.

Клиент: - Я совершенно не способен бросить курить.
Оператор: - Это хороший способ оправдать свою раннюю смерть.

Иногда последствия описываются в гротескном виде.


Оператор: - Я уже представляю себе, как она повязывает тебе салфеточку на шею и кормит с ложечки манной кашкой: «За маму, за папу, за хороший секс». Она может подтирать тебе попку и мыть твою пипиську по вечерам. Это так эротично. Правда, это максимум сексуального опыта, который ты получишь в этой ситуации.

4. Разделение

Дробим элементы убеждения на части.


Оператор: - Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?

5. Объединение

Обобщение части убеждения.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Ты что, никогда ничего не мог изменить?

Играя с размерами рамок, можно довести утверждение до абсурда:

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - А так же никогда не уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.

6. Аналогия

Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.
Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п. Короче, любая метафора или ассоциация .


Оператор: - Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.

7. Изменение размера фрейма

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл или стало абсурдным.
Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - На пенсии вы будет с удовольствием рассказывать внукам о сегодняшних деньках.

Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?

Можно уменьшить временную рамку.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - То есть сегодня ты домой не вернёшься?

Или увеличить количество людей.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Сколько народу думало так же. Но действительность оказалась намного интересней.

8. Другой результат

Смещение фокуса внимания на другой результат
Клиенту сообщается, что кроме намерения убеждения есть и ещё другой результат. О котором тоже стоит подумать.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Так же можно подумать о том, как вам стать действительно самостоятельным.

Другой вариант – смещение фокуса внимания на другие результаты действия.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - А вы не думали о том, что когда она заботится о вас, она не заботится о себе?

9. Модель мира

Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на авторитетов.
Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других людей. Обычно в предложении будет присутствовать: "а вот я считаю", "древние верили", "учёные установили", "немцы считают, что", "мой сосед утверждает", "народная мудрость говорит". По видимому, эффективность фокуса языка в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.

Клиент: - Самое важное в жизни – это не зависеть ни от кого!
Оператор: - А многие люди считают, что самое важное – это любовь.

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.

10. Стратегия реальности

У человека есть определённые стратегии проверки «реальности» - чтобы разделять «фантазии» от «действительности».
Для убеждений это будет связано, в первую очередь, с обоснованностью вывода - то есть с историей создания. Плюс, с внутренними стратегиями проверки «реальности». Так что мы получаем два паттерна в одном: в первом случае мы обращаемся к событиям, приведшим к появлению данного убеждения, во втором случае – к его внутреннему представлению.


Оператор: - Это ты вычитала в журнале «Лиза» или подружки подсказали?

Клиент: - Замуж можно выходить только один раз и по любви.
Оператор: - Как именно ты узнаёшь, что это действительно так?

11. Противоположный пример

Ищем исключение из правил.
Оператор может как сам предложить исключение из правил:

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?

Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.

Клиент: - Мужчины всегда лгут!
Оператор: - Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.

12. Иерархия критериев

Предлагаем более важную цель.

К: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
О: - Что для тебя важнее: делать по правилам или достигать нужного результата?

13. Применение к себе

Критянин говорит, что все критяне лжецы.
Апория Евбулида «Лжец».
Правило, применяемое по отношению к другим людям, должно работать и по отношению к автору убеждения. А так же и к самому убеждению.
Если человек сообщает о правиле для других людей, то очень хочется применить это правило и к нему тоже.

Клиент: - Люди постоянно обманывают.
Оператор: - Зачем вы сейчас пытаетесь обмануть меня?

Клиент: - Муж должен быть откровенным со мной.
Оператор: - Тогда вам просто необходимо рассказать ему о вашем любовнике.

В первом случае сделано обобщение относительно людей, которое просто «возвращается» Клиенту. Во втором случае сообщается о требовании «быть откровенным» к конкретному человеку, и это требование тут же применяется к Клиенту.

14. Метафрейм

Создаём убеждения относительно убеждения.

Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Именно такие убеждения порождают слюнтяев и нытиков.

Клиент: - Люди всегда обманывают.
Оператор: - Пока вы в это верите, вряд ли вы сможете устанавливать доверительные отношения.

Схема

Как работают паттерны фокусов языка

Провокативные формат

Есть довольно интересный формат раскручивания убеждений – провокативный. В нём фокусы языка подаются в рамке «я поддерживаю твою позицию». И, точно так же, задача провокативных фокусов языка - смотивировать на изменение убеждения. То есть мы придумываем «прямой» фокус языка, а потом подаём его в формально «поддерживающей упаковке». Для этого мы используем невербальные «кавычки». Кавычки позволяют перевернуть смысл слова: «он такой «умный» будет восприниматься как «он такое глупый». В разговоре для создания кавычек чаще всего используется сарказм и ирония.

Подробнее о провокативном методе в моей книжке «Провокативный подход» .

Провокативные формат часто оказывается более эффективным за счёт того, что мы на одном уровне поддерживаем позицию клиента, а на другом – демонстрируем неэффективность (ложность, неэкологичность) его нынешнего убеждения. То есть разделяем информацию для сознательного и бессознательного. Что уже вызывает необходимый для изменения транс .

При этом провокативные фокусы языка удобнее применять для работы с общими утверждениями, вроде «никто не может», «вообще сложно», «я не способен», «я не достоин».

Либо предполагать, что у фразы именно общий смысл. Например «Я не способен принять решение» можно воспринимать и как «Я не способен принять конкретное решение» и как «Я не способен принимать решения вообще». И если в прямом подходе сначала бы выяснялось, какой именно смысл человек вкладывает во фразу, при провокативном удобнее выбрать именно общий вариант. Понятно, что в большинстве случаев мотивация прекратить «не принимать решения вообще» скорее всего будет намного сильнее, чем мотивация перестать откладывать принятие отдельного решения.

Например, подобранный «противоположный пример» подаётся как «поддерживающий».

Клиентка: - Я не могу сама принимать решения.
Оператор: - Ну, для женщины это нормально. За неё должен решать мужчина: отец, муж, сын, внук. Они же всегда готовы это сделать за тебя. «Дорогой, что мне надеть сегодня?» «Надень ту кофточку, что моя мама подарила на Новый год. Что-то ты её совсем не носишь.»

Неприемлемые последствия преподносятся как замечательные.

Фрэнк Фарелли: - Твой муж может с нетерпением ждать длинного-длинного брака. Ну, если ты выживешь. Но если у тебя всего три года осталось. Когда у тебя будет церебральная аневризма или дисфункция сердечная - это другие слова для паралича. Ты можешь сказать, что для него уже не слишком рано искать тебе замену.
Клиентка: - Я думаю, что он умрёт раньше.
Фрэнк Фарелли: - Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов - только кремация. Знаешь, это было бы здорово - чтобы двух курильщиков кремировали. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. «Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет». Да, это очень очаровательно.

В «стратегии реальности» мы можем предположить, что убеждение подсказал «наиболее сведущий в этом и авторитетный человек».

Клиентка: - Я не могу найти себе подходящего мужчину.
Оператор: - Наверняка, это тебе мама сказала. Мамы - они всегда готовы поддержать. Сказать то, что никто другой тебе точно не скажет, открыть глаза: «Он тебя не достоин». И так про каждого твоего мужчину. При этом только искренняя поддержка. Мамы всегда хотят для дочерей самого-самого лучшего.

  • истинность;
  • полезность;

Соответственно, если мы покажем, что оно эти критерии нарушает или есть убеждения, которые лучше под эти правила подходят – то у человека появится сильная мотивация это убеждение изменить.

Истинность

Истинность предполагает, что убеждение правильно описывает реальность - не противоречит другим убеждениям, подтверждается «фактами». В карте этого человека.

Правда, тут есть одна хитрая штука - убеждения обладают сволочным свойством работать как фильтры восприятия. То есть человек начинает замечать и интерпретировать события в соответствии со своими убеждениями. А если не получается – начинает сам организовывать события так, чтобы они убеждениям соответствовали. Например, если мужчина верит, что «все женщины стервы» - то он будет себе подбирать именно стерв (чтобы это для него не обозначало). А если они ведут себя недостаточно стервозно – провоцировать их на более стервозное поведение. А если не ведутся – он найдёт способ оценить их поведение как «стервозное».

Наиболее простым, но при этом зачастую одним из наиболее эффективных способов, можно считать поиск исключений из общего правила , описываемого убеждением («Контекст применения»). Например, можно даже не стараться самому, а предложить Клиенту самому найти эти исключение :
- Знаете ли Вы людей, которые всё-таки честно заработали много денег?
Можно не прямо просить Клиента найти исключение, а спровоцировать его на это.
- Я никому не нужна.
- Зачем тебе меняться – прими себя такой, какая ты есть на самом деле.
Естественно, вариант исключения может предложить и Оператор . Он может прямо обратить внимание на несоответствие убеждения реальности:
- Меня никто не любит.
- Ну почему же – психологи любят таких клиентов.
Сослаться на авторитетное мнение:
- Блондинки – ду-у-уры.
- А по проведённым исследованиям в блондинки оказались даже умнее курящих шатенок, которые вроде как считаются самыми умными.
Так же он может сообщить о своём опыте, опыте знакомых, научно подтверждённых данных или о том, что "известно, что…". Понятно, что предлагаемый вариант должен попадать в карту Клиента. При чём исключение может касаться только одного из возможных прочтений его убеждения или представлений. Например, для предложенных ниже вариантов раскручивания убеждения "много денег честно заработать невозможно" строятся на неопределённости местоимения "много", а так же неопределённость по людям, месту, времени и т.д.
- Много денег честно заработать невозможно.
- А как же известные артисты или художники – вы считаете что они эти деньги своровали?
Естественно, можно не разукрупнять, а наоборот, укрупнять контекст:
- Много денег честно заработать невозможно.
- Ни в одной стране за все времена ни один человек не заработал денег честно?
Контекст можно сделать откровенно гротескным:
- Я не могу заставить мужчину быть откровенным со мной.
- О, это очень просто! Для этого достаточно его привязать к батарее и первая же иголка, загнанная под его ногти, сделает его максимально откровенным. Так же неплохо работает утюг, поставленный на какое-нибудь нежное место. Поверь, практически сразу после включения утюга в сеть, мужчина расскажет тебе всё, что ты хотела бы от него услышать. И даже больше.
В этом примере использовано множественность смысла глагола "мочь". Клиент, вероятнее всего, имеет в виду моральную возможность или наличие эффективных поведенческих паттернов , Оператор – физическую возможность. К тому же здесь обыгрываются различные смыслы глагола «заставить».
Можно начать сомневаться в авторе или источнике этого убеждения: «Учёные установили? Какие, британские?» Так же можно оспорить факты , на основе которых сделан вывод: «Ты считаешь, что два примера достаточно?» Или показать, что на основе этих фактов можно сделать другое вывод : «А я бы предположил, что ты просто ещё не встретил подходящую тебе женщину».

Это всё различные варианты «Причины»

Так же можно показать противоречивость убеждения , применив правило к нему самому.
- Все люди лгут.
- Вы нелогичны, так как получается, что вы сейчас солгали.
Ещё один вариант – применить убеждение к самому человеку или близким ему людям.
- Все бабы шлюхи.
- Да как ты смеешь называть свою мать шлюхой!

А это варианты «Применения к себе».

Полезность

Ещё один важный критерий работающего убеждения – полезность. То есть мы предполагаем, что убеждение «не просто так», а выполняет некую полезную функцию, для чего-то служит. И, следовательно, должно быть эффективным для реализации этой функции.
- Я неспособен быть счастливым.
- Если вы действительно хотите быть счастливым, то вам стоит думать о счастье по-другому.
- У меня не получается создать долгосрочные отношения ни с одной женщиной.
- Ну если ты действительно хочешь долгосрочных отношений, наверно стоит как раз думать, что ты на это способен – так получится с большей вероятностью.

На полезность как раз ориентированы фокусы языка, работающие с целью – «Намерение», «Иерархия критериев» и «Другой результат». То есть мы либо показываем не полезность данного убеждения, либо предлагаем более полезное (эффективное, работоспособное).

Можно намекнуть, что использование данного убеждения имеет под собой «аморальное» основание – делается намёк, что человек на самом деле преследует совершенно другие, при этом весьма «нехорошие», цели.
- Семья – это рабство.
- Чтобы так думать, нужно иметь очень извращённое представление о людях.
- Состоявшемуся мужчине должно быть больше сорока лет.
- Ты об этом думаешь при беседе с любым мужчиной, или только если оцениваешь, подходит он тебе в содержатели или нет?
- Замуж можно только один раз и по любви.
- Признайтесь – вы просто боитесь серьёзных отношений и придумываете способ их избежать.
- Без денег невозможно быть счастливым
- Видимо для вас победа - это проигрыш вашего оппонента.
Можно предложить более важную цель (ценность , критерий) Здесь предполагается, что стремление к более важной цели или ценности будет более эффективно (полезно, важно и т.д.).
- Семья – это рабство.
- Может вам лучше подумать о том, как построить близкие отношения, которые давали бы вам свободу?

Экологичность

Это довольно просто – приемлемость последствий использования убеждения . Соответственно, если убеждение неэкологично, или можно предложить более экологичное убеждение.
- Семья – это рабство.
- Пока вы так думаете, никаких других отношений вы построить и не сможете.
- Меня никто не любит.
- Это хорошее убеждения для избегания отношений.
- Трудно найти хорошую работу.
- Думая так, ты действительно никогда не сможешь найти достойную работу.
Но можно фокусироваться и на хороших последствиях или на отсутствии плохих . Это хорошо подходит к убеждениям с «должен», «обязан», «вынужден» и «не могу»:

Практически, это паттерн метамодели «причина-следствие».

Я должен много работать?
- Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше?
Ещё мы можем показать Клиенту, что данное утверждение конфликтует с другими ценностями , убеждениями или моральными принципами .
- У меня не хватает времени на семью.
- Ну тут что-либо одно – либо карьера, либо семья.

Способы воздействия

С тем, что нужно получить в результате раскручивания убеждения, вроде как разобрались. А что именно делать? Есть основные способы обработки информации : укрупнение, разукрупнение, аналогия и оценка из метапозиции.

Укрупнение

Укрупнение, как понятно из названия, предполагает увеличение. При этом укрупнять можно двумя способами: перейти к более общей категории или расширить диапазон. Переход от «мальчика» к «людям» – это как раз переход от меньшей категории к большей (объединение, индукция) : трамвай – транспорт, стул – мебель, собаки - животные. А вот если мы что-то делаем больше, шире, выше, большего количества, массивнее и протяжённее – это увеличение диапазона (расширение) : два человека – много человек, один метр провода – километр провода, пять килограмм – тонна.
Если мы меняем убеждение, то нам нужно либо увеличить контекст – по времени, людям, размеру, - или увеличить какую-то часть убеждения.
- Только тяжелый труд может привести к успеху.
- То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились?
- Жена должна слушаться мужа.
- Тебя возбуждают безвольные женщины?
Или перейти к ценности более высокого уровня:
- Любовь делает людей зависимыми.
- Может лучше подумать о том, как не остаться в одиночестве?
Можно перейти на более высокий нейро-логический уровень - например от уровня способности на уровень личностного своеобразия, от уровня личностного своеобразия – на уровень миссии и т.д.
- Я не умею говорить красиво.
- То есть вы - человек, который не умеет разговаривать?
- Я – неудачник.
- Твоя цель в жизни – потерпеть неудачу где только можно?

Разукрупнение

При разукрупнении мы поступаем наоборот – сужаем, укорачиваем, уточняем и уменьшаем количество, - при работе с диапазоном (сужение ). И переходим к включённой категории при работе с категориями (разделение, дедукция )
- Успех – это удача.
- Да, если ты можешь сделать хоть что-то – это большая удача!
Логический уровень можно не только повышать, но и понижать:
- Успех – это удача.
- Да. Если способен сделать хоть что-то – это большая удача!

Аналогия

Аналогия – сдвиг "по горизонтали", искажение. Например, можно переместить всё в другое время или место, применить убеждение к другим людям (абдукция ).
- Не на что надеяться.
- Если бы так думал Робинзон Крузо, он бы не дождался спасения.
Сюда так же относятся ассоциации и метафоры и т.д.
- В трудные времена нужно себе во всём отказывать.
- Это всё равно что во время шторма предложить матросам расслабиться и не обращать внимание на ситуацию.
Точно так же, можно поискать аналогичную категорию в другой иерархии (традукция ):
- Семья – это рабство!
- Когда люди объединяются ради достижения общей цели, они подчиняются определённым правилам. Но вы же не скажете, что альпинисты в связке, идущие к вершине – это рабы?

Мета

Выход на новый уровень или выход за пределы. Например, убеждение об убеждении:
- Семья – это рабство.
- Шикарное ограничивающее убеждение!
Или выяснение внутреннего представления:
- Как именно ты внутри себя представляешь это утверждение?
Анализ структуры убеждения:
- Её непоследовательность раздражает меня
- Каким образом её поведение влияет на ваши чувства?

Фокусы языка и SCORE

Посмотрев внимательно, можно заметить, что все фокусы языка можно вполне удачно описать как применение способов действия к точкам SCORE .


Причины

История образования убеждения. Исследуем факты, правила вывода на основе этих фактов, автора вывода (если это сделал не сам Клиент) и источник, из которого была почёрпнута сия мудрость.

Убеждение

Само убеждение, как целиком, так и по частям.

Контекст

Контекст применения убеждения.

Цель

Для какой цели это убеждение используется и что получается в результате использования.

Эффекты

Последствия использования убеждения.

При этом четыре фокуса языка – «объединение», «разделение», «аналогия», «метафрейм», - как раз описывают как делать. Остальные, по-видимому, должны больше фокусироваться на том, к чему эти применить или что нужно получить в результате воздействия.
«Переопределение» - это аналогия, применённая к одному из слов в убеждении.
«Модель мира» - предлагается более «правильное» убеждение, с ссылкой на весомое мнение: «А вот психологи считают, что...». То есть это аналогия, применённая ко всему убеждению.
«Применение к себе» - применяем структуру убеждения к самому себе. То есть это метапозиция по отношению к убеждению.
«Другой результат» - аналогия, применённая к цели.
«Последствия» - любой способ действия, применённый к эффектам.
И так далее.
Получается вот такая схема.

Соответствие паттернам


Структура

В результате мы получаем схему, в которой все паттерны фокусов языка получаются воздействием укрупнения, разукрупнения, аналогии и метапозиции на элементы опыта: причины, убеждение, контекст, цель и эффекты. И хотя формально их получается теперь 20, запомнить намного проще: четыре действия и пять точек «приложения силы». Плюс ещё три цели воздействия, но они связаны с точками SCORE : при воздействии на причины, убеждение и контекст нам нужно показать, что убеждение не истинно или предложить более правильное убеждение, при воздействии на цель показать, что убеждение не эффективно или предложит более эффективное убеждение, а при работе с эффектами постращать плохими последствиями (или наоборот хорошими – для ограничивающих убеждений) или предложить более экологичное убеждение.

В таблице пример конструирования фокусов языка для раскручивания убеждения "Любые отношения заканчиваются враждой" .

Причины

Что именно произошло, что ты поверил в это?

Абсолютно все твои отношения заканчивались враждой?

А если бы твои отношения заканчивались хорошо, во что бы ты верил?

Ты же понимаешь, что твой личный опыт не стоит распространять на всех?

Убеждение

Познакомился с человеком в самолёте, вышли - и теперь враги?

Ты веришь, что всё заканчивается плохо?

Все вещи, которые у тебя когда либо были, ломались и ты в ярости разбивал их на мелкие кусочки?

Твоя привязанность к этому убеждению тоже когда-то закончится враждой.

Контекст

Были ли у тебя какие-то отношения, которые закончились нормально?

Если бы все в это верили, старых друзей бы не существовало.

В детском саду ты тоже в это верил?

Не существует правил без исключений.

Цель

Наверно, для тебя очень важно поддерживать хорошие отношения с людьми.

Думаю, важнее найти женщину, с которой ты бы хотел прожить жизнь…

Лучше думать о том, как поддерживать хорошие отношения, чем о том, как их плохо закончить.

Страх потери говорит о том, что ты действительно хочешь иметь это.

Эффекты

Что случится, если вдруг какие-то отношения закончатся хорошо?

Так ты накопишь огромное количество врагов.

Наверняка ты подбираешь женщин, с которыми готов порвать так, чтобы можно было долго и упорно их ненавидеть.

Вера в то, что любые отношения должны заканчиваться, приводит к абсолютному одиночеству.

Раскрутки (фокусы языка) – это набор речевых стратегий (паттернов) для быстрого изменения убеждений.

ОПИСАНИЕ ПАТТЕРНОВ

1. Намерение

– Вы не можете жениться на своей возлюбленной, по крайней мере, пока жива ваша жена.
– Вы мне предлагаете её убить?
Фраза из кинофильма «Этот самый Мюнхгаузен»

Ищем намерение убеждения.
Буквально: Клиент сообщает об убеждении, а Оператор делаете предположение о его намерении:
Клиент: – Я не могу позволить себе бросить работу.
Оператор: – Я понимаю, что стабильность крайне важна для вас.
Естественно, точно знать намерение мы не можем, но можем предположить. И обратить внимание Клиента на цель его поведения.

2. Переопределение

- Я не был пьян, - оправдывается шофер перед судом. – Я только выпил.
- Это совсем другое дело, - говорит судья. - Вот почему я приговариваю вас не к 7 дням тюрьмы, а только на неделю.

Делаем рефрейминг смысла одного из слов.
Хочу обратить ваше внимание на то, что меняется только одно слово или смысловая конструкция. Практически, это то, что Ричард Бендлер называл «однословным рефреймингом»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например: вороватость – домовитость, лгун – дипломатичный, наглость – настойчивость, доносчик – социально активный, раздражительность – эмоциональность .

Клиент: - Жена должна быть послушной.
Оператор: - Вам нравятся безвольные женщины?
Клиент: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
Оператор: - Хорошо, когда ты способна вести себя как настоящая женщина.

В первом варианте был сделан негативный рефрейминг: послушная => безвольная. Во втором – позитивный: поступать совершенно непоследовательно => способность вести себя как настоящая женщина.

3. Последствия

Рассматривается последствия использования данного убеждения.
Понятно, что пользование убеждением приводит к последствиям. Или может привести.
Клиент: - Я совершенно не способен бросить курить.
Оператор: - Это хороший способ оправдать свою раннюю смерть.

Иногда последствия описываются в гротескном виде.

Оператор: - Я уже представляю себе, как она повязывает тебе салфеточку на шею и кормит с ложечки манной кашкой: «За маму, за папу, за хороший секс». Она может подтирать тебе попку и мыть твою пипиську по вечерам. Это так эротично. Правда, это максимум сексуального опыта, который ты получишь в этой ситуации.

4. Разделение

Дробим элементы убеждения на части.

Оператор: - Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?

5. Объединение

Обобщение части убеждения.
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Ты что, никогда ничего не мог изменить?
Играя с размерами рамок, можно довести утверждение до абсурда:
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - А так же никогда не уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.

6. Аналогия

Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.
Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п. Короче, любая метафора или ассоциация.

Оператор: - Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.

7. Изменение размера фрейма

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл или стало абсурдным.
Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - На пенсии вы будет с удовольствием рассказывать внукам о сегодняшних деньках.
Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?
Можно уменьшить временную рамку.
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - То есть сегодня ты домой не вернёшься?
Или увеличить количество людей.
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Сколько народу думало так же. Но действительность оказалась намного интересней.

8. Другой результат

Смещение фокуса внимания на другой результат
Клиенту сообщается, что «на самом деле» важен «вот этот вот результат», а не то, что он сообщает или намерение стоящее за его убеждением. Желательно перед этим удостовериться, что «вот этот вот результат» не только важен для Клиента, но и обладает более высоким уровнем значимости.

Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Может лучше подумать о том, как вам стать действительно самостоятельным?

В таком варианте очень сильно напоминает «Иерархию критериев».

Другой вариант – смещение фокуса внимания на другие результаты действия.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - А вы не думали о том, что когда она заботится о вас, она не заботится о себе?

9. Модель мира

Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на авторитетов.
Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других людей. Обычно в предложении будет присутствовать: "а вот я считаю", "древние верили", "учёные установили", "немцы считают, что", "мой сосед утверждает", "народная мудрость говорит". По видимому, эффективность раскрутки в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.

Клиент: - Самое важное в жизни – это не зависеть ни от кого!
Оператор: - А многие люди считают, что самое важное – это любовь.
Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.

10. Стратегия реальности

Обращаемся к истории создания убеждения или его внутреннему представлению.
Убеждения имеют историю создания – они обычно на чём то основываются. И ещё у них есть структура. Практически мы получаем два паттерна в одном: в первом случае мы обращаемся к событиям, приведшим к появлению данного убеждения, во втором случае – к его внутреннему представлению.


Оператор: - Это ты вычитала в журнале «Лиза» или подружки подсказали?
Клиент: - Замуж можно выходить только один раз и по любви.
Оператор: - У тебя там внутри есть место только для одного образа любимого мужчины?

11. Противоположный пример

Ищем исключение из правил.
Оператор может как сам предложить исключение из правил:
Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?

Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.
Клиент: - Мужчины всегда лгут!
Оператор: - Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.

12. Иерархия критериев

Предлагаем более важную цель.
К: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
О: - Что для тебя важнее: делать по правилам или достигать нужного результата?

13. Применение к себе

Критянин говорит, что все критяне лжецы.
Апория Евбулида «Лжец».

Правило, применяемое по отношению к другим людям, должно работать и по отношению к автору убеждения. А так же и к самому убеждению.
Если человек сообщает о правиле для других людей, то очень хочется применить это правило и к нему тоже.

Клиент: - Люди постоянно обманывают.
Оператор: - Зачем вы сейчас пытаетесь обмануть меня?
Клиент: - Муж должен быть откровенным со мной.
Оператор: - Тогда вам просто необходимо рассказать ему о вашем любовнике.

В первом случае сделано обобщение относительно людей, которое просто «возвращается» Клиенту. Во втором случае сообщается о требовании «быть откровенным» к конкретному человеку, и это требование тут же применяется к Клиенту.

14. Метафрейм

Создаём убеждения относительно убеждения.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Именно такие убеждения порождают слюнтяев и нытиков.
Клиент: - Люди всегда обманывают.
Оператор: - Пока вы в это верите, вряд ли вы сможете устанавливать доверительные отношения.

Роберт Дилтс

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП

Предисловие

Это книга, написать которую я готовился много лет. Она рассказывает о магии языка, основанной на принципах и определениях нейро-лингвистического программирования (НЛП). Впервые мне довелось столкнуться с НЛП около двадцати пяти лет назад, на занятиях по лингвистике в Калифорнийском университете (Санта-Крус). Эти занятия вел один из создателей НЛП Джон Гриндер. К тому времени они с Ричардом Бэндлером только что закончили первый том своей основополагающей работы «Структура магии». В этой книге им удалось смоделировать языковые паттерны и интуитивные способности трех наиболее успешных психотерапевтов в мире (Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона). Этот набор паттернов (известный как «метамодель») позволил мне – третьекурснику-политологу, не имевшему никакого практического опыта в области психотерапии, – задавать такие вопросы, которые мог бы задать опытный психотерапевт.

Масштаб возможностей метамодели и самого процесса моделирования произвел на меня огромное впечатление. Я почувствовал, что моделирование можно широко применять во всех сферах человеческой деятельности, будь то политика, искусство, менеджмент, наука или педагогика (Modeling With NLP, Dilts, 1998). Использование этих приемов, на мой взгляд, могло привести к существенным переменам не только в психотерапии, но и во многих других областях, в которых задействован процесс коммуникации. Поскольку в то время я занимался политической философией, мой первый практический опыт моделирования заключался в попытке применить лингвистические фильтры, использовавшиеся Гриндером и Бэндлером при анализе работы психотерапевтов, в целях выделения определенных паттернов в «Диалогах» Платона.

Исследование оказалось одновременно увлекательным и информативным. Несмотря на это я чувствовал, что дар убеждения Сократа невозможно объяснить с помощью одной лишь метамодели. То же касалось и других явлений, описанных НЛП, таких как предикаты репрезентативной системы (описательные слова, указывающие на конкретную сенсорную модальность: «видеть», «смотреть», «слушать», «звучать», «чувствовать», «касаться» и т. п.). Эти языковые особенности позволяли проникнуть в суть сократовского дара, но не могли охватить полностью все его измерения.

Я продолжал изучать труды и высказывания тех, кому удалось повлиять на ход истории, – Иисуса из Назарета, Карла Маркса, Авраама Линкольна, Альберта Эйнштейна, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга и др. Со временем я пришел к выводу, что все они использовали один базовый набор паттернов, с помощью которых оказывали влияние на суждения окружающих. Более того, паттерны, закодированные в их словах, продолжали влиять на историю и определять ее даже спустя годы после смерти этих людей. Паттерны «Фокусов языка» – это попытка расшифровать часть важнейших лингвистических механизмов, которые помогали этим людям убеждать других и оказывать влияние на общественное мнение и системы убеждений.

В 1980 г. в ходе общения с одним из основателей НЛП Ричардом Бэндлером я научился распознавать эти паттерны и выделять их формальную структуру. Во время семинара Бэндлер, мастерски владеющий языком, представил нам нелепую, но паранойяльно твердую систему убеждений и предложил попытаться заставить его изменить эти убеждения (см. главу 9). Несмотря на все усилия, членам группы не удалось достичь никакого результата: система Бэндлера оказалась неприступной, поскольку была построена на том, что я позднее определил как «мысли-вирусы».

Я слушал всевозможные вербальные «фреймы», спонтанно создаваемые Бэндлером, и вдруг обнаружил, что некоторые из этих структур мне знакомы. Несмотря на то что Бэндлер для большей убедительности применял эти паттерны в «негативном» аспекте, я осознал, что именно такие структуры использовали Линкольн, Ганди, Иисус и др., чтобы способствовать позитивным и радикальным социальным изменениям.

По существу, данные паттерны складываются из вербальных категорий и особенностей, с помощью которых наш язык позволяет формировать, изменять или преобразовывать базовые убеждения человека. Паттерны «Фокусов языка» можно охарактеризовать как новые «вербальные фреймы», оказывающие влияние на убеждения и ментальные карты, на основе которых строятся эти убеждения. За два десятилетия, прошедшие со времени их открытия, эти паттерны заслужили право называться одним из наиболее продуктивных методов эффективного убеждения, созданных НЛП, и, вероятно, являются наилучшим средством изменения убеждений в процессе общения.

Впрочем, эти паттерны достаточно сложны для изучения, поскольку включают в себя слова, а слова по сути своей абстрактны. В НЛП принято считать, что слова являются поверхностными структурами, представляющими или выражающими глубинные структуры. Для того чтобы правильно понять и творчески применить какой-либо языковой паттерн, необходимо постичь его «глубинную структуру». В противном случае мы сможем лишь имитировать известные нам примеры. Таким образом, обучаясь «Фокусам языка» и используя их на практике, необходимо различать подлинную магию и банальные уловки. Магия изменения берет начало в том, что стоит за словами.

И по сей день обучение данным паттернам сводится к ознакомлению учеников с определениями и вербальными примерами различных лингвистических структур. Ученики вынуждены интуитивным путем постигать глубинные структуры, необходимые для самостоятельного создания паттернов. Несмотря на то что дети учатся родному языку точно так же, этот метод накладывает ряд ограничений.

Некоторым людям (в особенности если английский язык не является для них родным) паттерны «Фокусов языка» при всей своей эффективности могут показаться слишком сложными или непонятными. Даже практикующие специалисты по НЛП с многолетним опытом не всегда ясно представляют себе, как эти паттерны согласуются с другими понятиями НЛП.

Данные паттерны часто используются в полемике как метод ведения дискуссии или построения доказательства. Это принесло им репутацию потенциально могущественного средства.

Некоторые из этих трудностей просто отражают историческое развитие самих паттернов. Я идентифицировал и формализовал эти паттерны прежде, чем получил возможность полноценно исследовать глубинные структуры убеждений и изменения убеждений, а также их связь с другими уровнями обучения и изменения. С тех пор мне удалось разработать целый ряд техник изменения убеждений, таких как реимп-ринтинг, паттерн превращения ошибки в обратную связь, прием инсталляции убеждения, «метазеркало» и интеграция конфликтных убеждений (Changing Belief Systems with NLP, Dilts, 1990 и Beliefs: Pathways to Health and Well-being, Dilts, Hallbom & Smith, 1990). И лишь в последние годы я достаточно отчетливо стал представлять себе то, как формируются и закрепляются убеждения на когнитивном и нервном уровнях, чтобы исчерпывающе и вместе с тем сжато описать глубинные структуры, лежащие в основе «Фокусов языка».

Цель первого тома книги – представить читателю некоторые из моих находок и открытий, чтобы на их основе можно было использовать паттерны «Фокусов языка». Моей задачей было раскрыть те принципы и глубинные структуры, на которых основаны эти паттерны. В дополнение к определениям и примерам я хочу предложить вам простые структуры, которые позволят использовать на практике каждый из этих паттернов и проиллюстрируют, как они согласуются с другими допущениями, принципами, техниками и понятиями НЛП.

Я также планирую написать второй том под названием «Язык лидерства и социальных изменений». В нем будут рассматриваться случаи практического применения этих паттернов такими людьми, как Сократ, Иисус, Маркс, Линкольн, Ганди и др., которые стремились создать, изменить и преобразовать ключевые убеждения, лежащие в основе современного мира.

«Фокусы языка» – увлекательнейший предмет. Их сила и ценность заключаются в том, что с их помощью можно научиться говорить нужные слова в нужное время – без помощи формальных техник или специальных контекстов (традиционно связываемых с терапией или дискуссиями). Я надеюсь, что вы получите удовольствие от путешествия в мир магии языка и вербальных способов изменения убеждений.

Эта книга с признательностью и уважением посвящается Ричарду Бэндлеру, Джону Гриндеру, Милтону Эриксону и Грегори Бейтсону, которые научили меня магии языка и языку «магии ».