Санкции против уиган. Почему ссср успешно противостоял санкциям запада? Закон об оборонной взаимопомощи и контроле


Экономические санкции как явление, зародившееся в XX в., представляют собой распространённый инструмент, применяемый в геополитике странами или блоками стран с целью повлиять на оппонентов, проводящих самостоятельный политический курс. Исходя из принципа взаимоувязанности национальных рынков и господства международного разделении труда, санкции позволяют в определённых случаях внести дисбалансы в экономическое развитие тех или иных стран, заставляя их правительства идти на политические уступки. Кроме того, санкции дают возможность странам добиться реализации своих целей без затратного примирения вооружённых сил.

Экономические санкции, введённые странами Запада в 2014–2015 гг. против России, не являются для нашей истории чем-то новым и неизведанным. Ранее Европа и Америка неоднократно пытались повлиять на политику СССР через применения различного рода экономических и политических ограничений. Фактически, капиталистические страны вели против Советского Союза перманентную экономическую войну.

Впрочем, стоит отметить, что в силу большей устойчивости и самодостаточности экономики СССР в виду её меньшей зависимости от внешней конъюнктуры, риски, связанные с санкциями, для нашей страны были невысоки.

Экономическую агрессию в отношении Советской России страны Запада стали проявлять сразу после событий 1917 г. К наиболее масштабным примерам применения санкций против СССР можно отнести следующее.

1) Сразу после Октябрьской революции странами Антанты в ответ на отказ советской власти от выплат по долгам Российской Империи и национализаций предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, были введены торговая и морская блокада. Блокада была снята в 1920 г. в связи с изменившейся в пользу РСФСР ситуации на фронтах Гражданской войны.

Последствия: Объём внешней торговли РСФСР сильно упал почти до нуля. В 1919 г. оборот составил 14,4 млн. руб. Для сравнения, в 1913 г. этот показатель равнялся 12,6 млрд. руб.

2) «Золотая блокада» относится уже к послевоенному времени. Она была введена Европой и США в ответ на решение РСФСР о монополизации внешней торговли. С 1925 г. эти страны перестали принимать у СССР золото в качестве оплаты импортного оборудования и технологий, требуя у советской власти расплачиваться нефтью, зерном и лесом. В 1930 г. в качестве «валюты» внешнеторговые партнёры стали принимать только зерно. Вплоть до 1934 г. Советский Союз не мог расплачиваться золотом. Исключения составляли лишь золотые монеты, произведённые в Российской Империи.

Приблизительно в те же годы Запад объявил Советскому Союзу кредитную блокаду. Такая форма воздействия заключалась в отказе от кредитования советской экономики или предоставлении кредита на невыгодных условиях. Поводом для их введения стал всё тот же отказ советской власти от наследования долгов и обязательств царского правительства. Кредитная блокада применялась неоднократно, в том числе и после Второй мировой войны. Однако уже в 1960-е годы кредитные связи СССР и стран соцлагеря с капиталистическим миром стали стремительно развиваться.

Санкции против «советского демпинга» были введены 1930-е годы Правительство США обвинило СССР в умышленном занижении цены на некоторые товары, а также в использовании труда заключённых в производстве. Специальные пошлины и ограничения были введены в отношении таких товаров, ввозимых из СССР, как спички, асбест, марганец, пиломатериалы. К санкциям присоединились Франция и Великобритания.

Последствия: В 1930 г. объёмы внешнеторгового борота достигли максимума в 9,1 млрд. руб., после чего начался спад, как по импорту, так и по экспорту. Причиной тому стала эффективная реализация программы социалистической индустриализации. И реального импортозамещения. В предвоенные годы доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей СССР как по средствам производства, так и по потребительским товарам, упала до уровня около 2%.

3) В послевоенные годы США ограничили экспорт оборудования и вооружений в страны соцлагеря, приняв акт об экспортном контроле. Несмотря на давление США, европейские страны не присоединились к санкциям. Ограничения был фактически сняты в 1970-е годы.

В 1949 году США, Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Австралия, Япония и др., объединились в Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который на протяжении десятилетий составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны соцлагеря. Организация была упразднена лишь в 1994 г.

Последствия: Влияние данных ограничений на экономику СССР были весьма ограниченными. Советский Союз сумел обходить ряд ограничений и запретов на торговлю со странами Запада. Кроме того, общая зависимость от экспорта и импорта страны в послевоенные годы оставалась низкой, а значительно расширившийся лагерь дружественных стран давал возможность компенсировать некоторые важные поставки, недоступные из-за санкций.

4) В 1974 г. в США была принята Поправка Джексона-Вэника. Эта дискриминационная мера означала отмену режима наибольшего благоприятствования в торговле, ограничение государственных кредитов и кредитных гарантий. Поправка была направлена против стран, которые, по мнению США, ограничивали свободу эмиграции своих граждан. С 1989 г. на действие поправки в отношении СССР был наложен мораторий. Полностью мера была отменена лишь в 2012 г.

В первой половине 1980-х годов американские власти издали приказ об использовании экономических мер воздействия на экономику СССР в ответ на введения советских войск в Афганистан. Кроме того, правительство Рейгана попыталось воспрепятствовать строительству газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, оказывая давление на участвовавшие в проекте европейские банки и компании. Европа в лице Франции и ФРГ продолжила сотрудничество с Советским Союзом, и проект был успешно завершён в 1982 г.

Последствия: В связи с четырёхкратным ростом цен на нефть в середине 1970-х СССР стал наращивать экспорт энергоресурсов. В результате возросла зависимость страны от экспорта и, как следствие, от мировой конъюнктуры сырьевых рынков. В этих условиях внешние санкции стали более чувствительными для советской экономики. В частности, страны Запада ограничили поставки СССР труб большого диаметра, которые не производились в стране, но были необходимы для строительства газо- и нефтепроводов.

В дальнейшем резкое снижение мировых цен на нефть привело к стремительно сокращению валютной выручки СССР, что стало причиной появления дисбалансов в бюджете страны.

Реакция Запада на введение советской властью ГМВТ (государственная монополия внешней торговли) была болезненной. Одной из причин того, что Запад в течение нескольких лет не принимал решения о дипломатическом признании нового государства, было именно наличие государственной монополии внешней торговли. На международных конференциях в Генуе и Гааге Запад оказывал бешеное давление на советскую делегацию, добиваясь отмены в РСФСР ГМВТ. Не получилось. Об этом нам, студентам, рассказывал еще профессор Н.Н. Любимов, который участвовал в генуэзской конференции в качестве советника.

Еще до установления дипломатических отношений с СССР некоторые западные страны начали торговать с нашей страной, но при этом не признавали ГМВТ. Англия, первая из капиталистических стран вступившая в торговые отношения с Советской Россией, в лице Ллойд Джорджа заявляла, что она согласна торговать лишь с «русским народом» и с «русскими кооперативными организациями». В частности, Англия, а также другие страны Запада отказывались признавать наши торгпредства, рассматривая их институтами ненавистной им ГМВТ.

На СССР оказывалось всяческое давление с целью заставить Москву демонтировать ГМВТ. Среди этих мер давления можно назвать следующие:

  1. Торговая и морская блокада.
  2. «Золотая блокада».
  3. Кредитная блокада.
  4. Ограничения или запреты на ввоз товаров из СССР по причине «советского демпинга».
  5. Такие же ограничения и запреты на основании того, что СССР при изготовлении товаров использует «бесплатный труд заключенных» (другой вариант: «принудительный труд»).
  6. Повышенные пошлины на ввоз товаров из СССР, лицензирование советского импорта и т. п.
  7. Отказ от предложений СССР о заключении соглашений о взаимном предоставлении во внешней торговле режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Торговая и морская блокада была установлена странами Запада (Антанты) сразу же после прихода к власти большевиков, их заявления об отказе от долгов царского и Временного правительства, принятия декрета о национализации внешней торговли. Указанная блокада предусматривала полное прекращение экспортно-импортной торговли с нашей страной. Кроме того, чинились препятствия для перевозки товаров в нашу страну и из нашей страны по Балтийскому морю. Лишь в январе 1920 года Антанта отменила торговую блокаду против Советской России.

«Золотая блокада» заключалась в том, что Запад отказывался принимать от Советского Союза в порядке оплаты импорта золото. И это несмотря на то, что после Первой мировой войны к 1925 году существовавший до 1914 года золотой стандарт был уже восстановлен (хотя и в усеченном виде). То есть золото рассматривалось как универсальные, мировые деньги. СССР мог покрывать свои импортные закупки только поставками природных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, особенно зерна.

Кредитная блокада – отказ предоставлять Советскому Союзу кредиты, в том числе кредиты торговые (что считалось нормой в международной торговле). Либо же кредиты предоставлялись на невыгодных (по процентным ставкам, срокам) условиях и под избыточное обеспечение.

Застрельщиком кампаний против «советского демпинга» и «принудительного труда» выступили США. Начало этих кампаний было положено серией статей «Нью-Йорк Ивнинг Пост» об угрозе «красной торговли»; вслед за этим правительство матерого врага Советского Союза Гувера издало ряд административных и таможенных актов, открыто направленных против советских товаров, а именно:

  1. Распоряжение Министерства финансов США от 23 мая 1930 года, в котором содержится ссылка на антидемпинговый закон 1921 года, признаётся, что «продажная цена советских спичек ниже настоящей добросовестной стоимости их», и вводится специальное обложение советских спичек запретительной антидемпинговой пошлиной в дополнение к обычной пошлине.

  2. Специальное таможенное ограничение в отношении ввоза советского асбеста и марганца.

  3. Распоряжение таможенного комиссара, утвержденное 20 февраля 1931 года Министерством финансов США, о запрещении ввоза советских пиломатериалов и балансов из четырех зон европейской части СССР: Кольского полуострова (включая Мурманское побережье), Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области как из областей, где якобы используется труд заключенных.
В качестве примера дискриминационного лицензирования советского импорта и использования повышенных импортных пошлин можно привести Францию. 3 октября 1930 года там был издан декрет, вводивший систему лицензий на импорт основных советских товаров. Этот декрет ставил советские товары в худшие условия по сравнению с товарами других стран. В 1933 году во Франции были предприняты новые попытки дискриминации советских товаров. Они были отнесены к числу товаров, вывозимых из стран с падающей валютой, и были обложены особым налогом (фактически пошлиной) в размере 25% от стоимости товара.

* * *

Надо сказать, что советское правительство часто находило необходимые ответные средства. Так, оно приняло 20 октября 1930 года постановление о введении в действие специального режима для всех стран, которые устанавливают в отношении внешней торговли СССР различные ограничения. Это постановление сыграло большую роль в нашей борьбе против дискриминации советской внешней торговли. В частности, ответные меры СССР быстро образумили французское правительство, и уже к 16 июля 1931 года оно было вынуждено отменить злополучный декрет от 20 октября 1930 года. Позднее французы вынуждены были отменить и дополнительную 25-процентную пошлину на советские импортные товары.

А вот истории, касающиеся наших отношений с Великобританией. Они были очень непростыми. В августе 1924 года был подписан торговый договор с Великобританией, устанавливавший принцип взаимного наибольшего благоприятствования и правовое положение Торгпредства СССР в Великобритании, что означало признание английским правительством монополии внешней торговли. Однако консервативная партия, пришедшая к власти после лейбористов, отказалась внести в парламент на ратификацию подписанный лейбористским правительством торговый договор. Поэтому торговые отношения с Англией продолжали в связи с этим регулироваться временным торговым соглашением, заключенным 16 марта 1921 года.

В 1927 году в Лондоне был осуществлен разбойный набег на нашу организацию, которая называлась АРКОС , что привело к разрыву дипломатических отношений между двумя странами. После этого Лондон стал чинить всяческие ограничения для ввоза советских товаров. Но разрыв с СССР в большей степени ударил по экономическим интересам самой Англии, особенно после начала кризиса в конце 1929 года. В апреле 1930 года Англия была вынуждена заключить с нами временное англо-советское торговое соглашение.

Другая история относится к 1933 году. Она началась с того, что в марте-апреле 1933 года в Москве проходил процесс по делу английских инженеров, обвиненных во вредительской деятельности. В ответ на этот процесс 17 апреля 1933 года английское правительство объявило эмбарго (запрет ввоза) на основные товары нашего экспорта в Англию. Этим эмбарго охватывалось до 80% наших товаров. В ответ на эту акцию советское правительство приняло соответствующие контрмеры, в результате которых наши заказы и закупки в Англии, а также фрахтование английских судов советскими организациями резко упали, что ощутительно сказалось на всей экономике Англии (она и без того никак не могла выкарабкаться из кризиса). Поэтому через два с половиной месяца после введения эмбарго английское правительство вынуждено было его отменить и вновь приступить к переговорам о заключении нового торгового договора с СССР.

В целом Западу нехотя приходилось признавать де-факто государственную монополию внешней торговли СССР. Впрочем, не только де-факто, но и де-юре. В торговом договоре с Италией от 7 февраля 1924 года впервые была признана монополия внешней торговли и установлены в полном объеме права Торгпредства как части полномочного представительства СССР в Италии. Всего за годы восстановительного периода нашей страной было заключено свыше 40 различного рода договоров и соглашений более чем с 20 странами. Если в 1920 году советская страна полулегально вывозила свои товары только в 7 и ввозила немногочисленные товары из 16 стран, то уже в 1921-1922 гг. она вывозила товары в 17 стран и ввозила из 31 страны. В 1924-1925 гг. советские товары вывозились в 33 страны, а необходимые нам ввозились из 38 стран.

Пожалуй, дольше всего сопротивлялись установлению с советским государством дипломатических и нормальных торговых отношений Соединенные Штаты. Правящие круги этой страны заняли резко враждебную позицию по отношению к советскому государству. Однако торговля между СССР и США все-таки развивалась. Она велась через «Амторг» – акционерное общество, учрежденное по законам штата Нью-Йорк. Советское правительство предоставило «Амторгу» право ведения торговых операций в СССР. Впрочем, представители деловых кругов США воспринимали «Амторг» чуть ли не как торговое представительство СССР в Америке. Начиная с 1934 года (на следующий год после установления дипломатических отношений между США и СССР) началось быстрое наращивание товарооборота между двумя странами. По объемам поставок машин и оборудования для советских строек эпохи сталинской индустриализации США оказались на первом месте. Я об этом писал в своей статье «Об источниках индустриализации СССР».

Только благодаря огромным преимуществам монополии внешней торговли, давшей Советскому Союзу возможность гибко маневрировать на внешних рынках своими ресурсами, нам удалось, используя противоречия между отдельными капиталистическими странами и монополиями, преодолеть периодически организующиеся Западом блокады, бойкоты и другие попытки помешать внешнеторговой деятельности СССР.

В.Ю. Катасонов , проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Вероника Крашенинникова, директор Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня»

Администрация Рейгана в 1980-ые годы реализовала секретный план, целью которого было резкое ослабление Советского Союза - в результате СССР исчез с карты мира. Меры, реализуемые сегодня администрацией Обамы в отношении России, повторяют пункты стратегии Рейгана. В чем состоит план Вашингтона сегодня и удастся ли США достичь своей цели в этот раз?

В первые месяцы после вступления Владимира Путина в должность президента в мае 2012 года стало очевидным: на смену «перезагрузке» Вашингтон разработает новую стратегию в отношении России. Сегодня ее положения стали очевидными.

Цель стратегии Вашингтона в отношении России перманентна: резкое ослабление и, по возможности, дальнейшее расчленение нашей страны. Решение «русского вопроса» в последние два года стало для Запада тем более актуальным, что Россия набралась сил и выступила с независимыми от Вашингтона позициями по целому ряду проблем: Сирия, Иран, ограничение возможностей прозападных сетей внутри страны, Крым и Украина. И, что с точки зрения Вашингтона совсем выходит за пределы дозволенного - создание альтернативных международных институтов в рамках БРИКС.

Сегодняшняя стратегия Вашингтона в отношении Москвы просматривается гораздо отчетливее, если знать подробности стратегии администрации президента Рейгана в отношении СССР в 1980-е годы. Более того, нынешние американские мероприятия - дестабилизация Украины, экономические санкции, противодействие строительству газопроводов - повторяют пункты стратегии Рейгана по разрушению СССР, в актуализированном варианте. Итак, как это делал Рейган?

Религиозный фундаменталист и ультраправый республиканец Рональд Рейган вступил на президентский пост в январе 1981 года с одной четкой идеей в голове: Советский Союз должен быть разрушен. Никакого «сосуществования» - это для мягкотелых либералов. Собранная Рейганом команда политических головорезов - директор ЦРУ Уильям Кейси, министр обороны Каспар Уайнбергер, глава Совета по национальной безопасности Уильям Кларк, министр юстиции Эдвард Миз и некоторые другие - разработала и реализовала план «подрыва и ослабления советского могущества». До поступления на службу в Белый дом Р.Робинсон на протяжении пяти лет работал в должности вице-президента международного департамента «Чейз Манхэттен бэнк», и на этом посту вел проекты банка в Советском Союзе, Восточной и Центральной Европе, в частности, по финансированию строительства Оренбургского газопровода. Поэтому в Совете национальной безопасности США он разрабатывал положения плана, касающиеся советского газа.

Задачами стратегии были подрыв основ советской экономики внутри государства, удары по интересам СССР в социалистическом лагере и в третьих странах. План включал экономические меры, подрывные и диверсионные мероприятия в государствах-союзниках СССР, военно-политические меры, идеологическую и психологическую войну.

В основу стратегии была заложена атака на слабые места советской политической и экономической системы.

Р.Робинсон: «Президент (Рейган) был очень воодушевлен, когда услышал перечень этих уязвимых мест. А мы смогли разработать стратегию, которая помогла нам снизить валютные доходы СССР и урезать Советам доступ к финансовым кредитам, являвшимся основным источником поддержания деятельности Советского Союза».

По образному выражению Р.Робинсона, требовалось «перекрыть кислород пациенту, который уже лежал в госпитале в экономическом и финансовом смысле».

Р.Робинсон: «При президенте (Рейгане) мы тщательно целились в источники жизнеобеспечения СССР в твердой валюте, которые Запад давал Москве».

Меры экономического и финансового порядка ставили целью резко сократить поступления конвертируемой валюты в бюджет СССР. Сокращение доходов бюджета ограничивало возможности внутренней и внешней политики Советского Союза. Пунктами этой части плана были следующие:

1. Предотвратить строительство второй ветки газопровода из Сибири в Западную Европу. (Пуск первой линии трубопровода был задержан усилиями Вашингтона на два с половиной года). Каждая ветка давала 12-15 миллиардов долларов дохода в год. Поставки по второй ветке увеличили бы в два раза продажи газа и, соответственно, советские валютные доходы. США навязали европейским союзникам «потолок» в 30 процентов потребления советского газа; наложили санкции на 5 европейских компаний (лицензиаты американских компаний и американские дочерние предприятия за рубежом, три из них обанкротились), поставлявших оборудование для советской газотранспортной системы; запретили использование технологий бурения вечной мерзлоты; обязали разрабатывать газовое месторождение Тролл в Норвегии, несмотря на более высокую себестоимость норвежского газа для Европы («надбавка за безопасность»); запретили коммерческим банкам кредитование строительства газопроводов в СССР.

2. Снизить цены на нефть. Словами Р.Робинсона:

«Не стоит удивляться тому, что тактика состояла в работе с нашими саудовскими друзьями с целью снизить цену на нефть и увеличить объемы ее выработки. … Саудовцы повели себя сговорчиво в плане повышения добычи. Каждый доллар снижения цены на баррель нефти обходился Москве примерно от пятисот миллионов до одного миллиарда долларов. …. Билл Кейси, директор Центрального разведывательного управления, был ответственным за переговоры с Саудовской Аравией по данному вопросу. Я же занимался той частью уравнения, где фигурировал природный газ».

Саудовская Аравия, в обмен на свою сговорчивость, получила право закупать системы авиационных комплексов радиообнаружения и наведения AWACS, продажа которых саудитам активно осуждалась и в самих США, и в мире.

3. Прекратить предоставление займов Советскому Союзу и принудить его к досрочной выплате процентов по кредитам. Руководство коммерческих банков вызывали в Белый дом и доходчиво втолковали: помимо извлечения прибылей есть интересы национальной безопасности, против которых те идти не имеют права. Заодно сообщали «инсайдерскую» информацию о том, что у Советов скоро будут проблемы с валютой, и кредиторы рискуют не получить свои проценты.

4. Запретить поставки технологий: ничего сложнее, чем IBM 360, которая была анонсирована в апреле 1964 года. Запрет на передачу технологий был реализован через Координационный комитет по экспортному контролю.

Подрывная и диверсионная деятельность в странах-союзниках СССР:

5. Организовать подрывную деятельность в Польше через католическую церковь и профсоюзное движение «Солидарность», оказывать тайную финансовую, разведывательную и политическую поддержку. Цель - «ослабить советскую власть в Польше», создать и поддерживать оппозицию в центре социалистической системы.

П.Швейцер: «Президент Рейган разговаривал с советниками не только о выживании «Солидарности» в целом, но также и об устранении решений Ялтинской конференции, которая после Второй мировой войны разделила Европу. «У Рейгана не было времени на обсуждение Ялтинской конференции, - говорил Ричард Пайпс. - Ему она представлялась несправедливой. Тайная поддержка «Солидарности» была одним из способов привести к изменению существующего положения»».

6. Расширить военную поддержку моджахедов в Афганистане: при Рейгане Вашингтон значительно увеличил объемы поставок вооружений, добавил те виды оружия, которые могли нанести максимальный урон советскому контингенту, в частности, «стингеры», поставлял информацию со спутников, привлек к содействию моджахедам другие страны - от Китая до Швеции. Ставилась задача посредством моджахедов распространить войну на территорию Советского Союза.

Военно-политические меры:

7. Гонка вооружений: не только резкий рост расходов на вооружения, но и технологический прорыв. Цель: вынудить Советский Союз увеличить расходы на оборону, в то время, как доходы в бюджет снижались мерами, описанными выше, и нанести психологический удар. В частности, Стратегическая оборонная инициатива, СОИ, окрещенная «звездными войнами», была объявлена 23 марта 1983 года, хотя техническая ее реализация была невозможна.

8. Размещение баллистических ракет «Першинг» и крылатых ракет в Европе. По словам Р. Робинсона, так «мы сумели уменьшить время полета наших ракет до 6 минут, что стало большой проблемой для Москвы».

Идеологическая и психологическая война:

9. «Империя зла»: перманентная атака идеологического порядка на международных площадках, в эфире «Голоса Америки», по каналам подставных общественных организаций и других многочисленных ресурсов пропагандистской машины США и их союзников.

10. Всесторонняя, многоплановая и детально разработанная психологическая война с целью посеять страх и неуверенность среди советского руководства.
План администрации Рейгана был разработан и реализован в атмосфере строжайшей секретности. По словам Р.Робинсона, в США о нем знали только 12 или 13 человек. Если возникала необходимость, чиновник мог получить минимальный, требуемый ему для работы объем информации, но с полной картиной были знакомы только несколько лиц. Не знал о плане даже вице-президент Джордж Буш: ближайшие соратники Рейгана сочли, что нефтяные интересы его семейного клана могли помешать планируемому снижению цен на нефть.

Советник по национальной безопасности У.Кларк рассказывал в интервью П.Швейцеру: «Немногие из этих инициатив обсуждались на заседаниях кабинета. Президент принимал решение в присутствии двух или трех советников».

Например, государственный секретарь Джордж Шульц узнал о СОИ всего за несколько часов до обнародования этой программы. То, что Соединенные Штаты оказывали тайную помощь «Солидарности», было известно лишь нескольким членам Совета национальной безопасности. Решение о помощи моджахедам, которая должна была привести к военным действиям на территории Советского Союза, никогда не обсуждалось членами кабинета: президент посоветовался лишь с Кларком и Кейси, и затем принял решение.

Р.Робинсон: «В такой атмосфере мы и действовали - небольшая группа людей, которым выпала честь быть посвященными и участвовать в воплощении стратегии разрушения Советского Союза экономически и финансово».

Одним из важнейших пунктов стратегии Рейгана было заставить европейцев следовать своему плану. По мнению Вашингтона, Западная Европа слишком выгодно торговала с Советским Союзом, вместо того, чтобы «заботиться о своей безопасности». Администрация Рейгана требовала от европейцев отказаться от строительства газопровода, которое создало бы десятки тысяч рабочих мест в Европе в годы самой высокой безработицы, отказаться от гарантированных поставок недорогого советского газа и вместо этого вложить огромные средства в разработку норвежских месторождений, а затем закупать дорогой норвежский газ. И когда пять европейских компаний продолжили поставки оборудования для советской газотранспортной системы, очень быстро, уже весной 1982 года, Белый дом закрыл им доступ на американский рынок: «Пусть выбирают, хотят они работать с Советами или с нами».

Р.Робинсон: «Когда президент выступал с горячим призывом, (канцлер) Шмидт смотрел через окно в сад. Он демонстративно игнорировал Рейгана. Он хотел показать ему свой афронт. По возвращении в Вашингтон президент еще больше утвердился в мысли, что к нему отнеслись пренебрежительно, как к новичку, не понимающему суть экономических отношений Востока и Запада. Это была ошибка (со стороны канцлера Шмидта)».

Возмущенный Рейган 18 июня 1982 года созвал встречу членов Совета национальной безопасности. Этот день впоследствии был назван в Европе «черной пятницей»: на западноевропейских союзников были наложены такие жесткие санкции, что возмутилась даже прорейгановская Маргарет Тэтчер. Все руководители крупнейших государств Западной Европы высказали свой протест и заявили, что не намерены придерживаться навязанного им «нового порядка». Р.Робинсон так оценил введение санкций против европейских компаний:

«Это фактически означало применение законов США к Европе по принципу экстратерриториальности. Это слово - экстерриториальность - приводит их в бешенство и сегодня, не говоря уже о тех временах».

Против санкций высказался также государственный секретарь США Александр Хейг - и это стоило ему поста. На смену Хейгу пришел более покладистый Джордж Шульц, знавший, за что был уволен его предшественник.

Замечу: когда члены администрации Рейгана начали разрабатывать стратегию против СССР в 1982 году, они не рассчитывали, что результатом ее станет крах Советского Союза. Даже те, кто мечтал стереть СССР с лица земли, сомневались в том, что это возможно: Советский Союз выглядел непоколебимой константой политического мироустройства, реальностью на многие поколения вперед. Но сотрудники администрации Рейгана, высококвалифицированные специалисты в своих сферах, агрессивные и бескомпромиссные противники СССР, сделали все, что было в их силах, чтобы подорвать Советский Союз. Они точно просчитали слабые места советской системы и нанесли по ним резкие удары. Авторы стратегии рассчитывали, что эффект санкций и других мер даст результат в течение 5-10 лет. Все оказалось на уровне их самого оптимистического сценария: в декабре 1991 года, за 2 дня до объявления о распаде Советского Союза, М.Горбачев объявил о дефолте на 96 миллиардов долларов…

Р.Робинсон: «Честно говоря, когда мы начали вставлять палки в колеса советской экономики и засыпать песок в ее мотор, управление этим сложнейшим комплексом вышло за пределы человеческих возможностей».

Через тридцать лет после начала разработки рейгановской стратегии по удушению СССР, в 2012 году, администрация Барака Обамы, судя по всему, выработала аналогичный план - теперь уже в отношении России. Посмотрим соответствие по пунктам.

Экономические и финансовые меры: три раунда экономических санкций уже реализованы; противодействие строительству газопровода «Южный поток» ведется максимально активно; введен запрет на поставку оборудования для глубинной добычи, бурения арктического шельфа и сланцевых месторождений - по аналогии с запретом на поставку технологий бурения вечной мерзлоты; идет максимальное давление на европейские государства, чтобы те, в ущерб своим интересам, следовали американским санкциям; также оказывается давление на другие государства, в частности латиноамериканские, которые способны заместить европейский экспорт в Россию, после того, как тот попал под ответные санкции.

Подрывная деятельность в странах-союзниках: если в 1982 году Вашингтон атаковал СССР через Польшу, то в 2013 году заход сделан через Украину. Линия атаки значительно приблизилась к границам России, сама атака ведется уже не листовками и демонстрациями, а военными методами.

Военные меры: размещаемые сейчас в Европе элементы американской системы противоракетной обороны - производное от рейгановской СОИ.
Идеологическая и психологическая война: на смену ярлыку «империя зла» пришли обвинения нашей страны в фашизме, которые, безусловно, будут становиться лишь громче.

И это лишь то, что мы наблюдаем в публичном пространстве, и только сегодня. Стратегия администрации Барака Обамы обязана быть не менее секретной, чем стратегия Рональда Рейгана, о которой стало известно только годы спустя после того, как она дала свои результаты.

Еще один важный вопрос: кто сегодня разрабатывает и воплощает стратегию против России? Нынешний директор ЦРУ Джон Бреннан был главой резидентуры управления в Саудовской Аравии, поэтому, безусловно, обладает всеми необходимыми контактами и инструментами для работы с саудитами. Его поездка на Украину также идентифицирует его как одного из участников этой группы. Кто еще? Вопрос, пожалуй, слишком серьезный для беглого обзора в конце статьи. Примечательно, что советолог Стивен Коэн в одном из недавних интервью признавал: он сорок с лишним лет наблюдает за американской политикой в отношении СССР/России, но сегодня не может сказать, кто является автором американских решений по Украине…

Очевидно, что сегодня объект атаки, Россия, отличается от предыдущего - СССР. Отличается, надо сказать, не в нашу пользу. При всем активном содействии противнику отдельных членов советского истеблишмента второй половины 1980-х годов (А.Яковлев, Э.Шеварднадзе. М.Горбачев), эти люди предстают как истые патриоты в сравнении с некоторыми представителями политической элиты, околоправительственным и олигархическим истеблишментом.

Важный психологический момент: если в 1980-е годы американские стратеги не были уверены в возможности уничтожить Советский Союз, то сегодня Вашингтон знает, что разрушение крупнейшей державы возможно. И обладает проверенными инструментами для исполнения такой задачи - он активно и безнаказанно занимался этим двадцать с лишним лет. Сегодня, с его точки зрения, подрыв и ослабление, а также дальнейшее расчленение России - вполне реализуемая задача.

Так какие же у нас шансы выжить в этот раз? Совершенно очевидно: противодействие планам Вашингтона сегодня потребует такой концентрации компетенций и политической воли, какой Россия в современной своей истории пока еще не демонстрировала.

Первые шаги, которые необходимо предпринять: точная диагностика слабых точек российской системы, причем, так, как видят их в Вашингтоне; детальная оценка мер и инструментов, которые американские стратеги подготовили для удара по этим слабым точкам; разработка с нашей стороны мер, которые могут нейтрализовать американские планы, а в идеале направить их против самих США; понимание того, кто в самой России является союзниками в обороне, а кто нет.
Это только начало, разработка противодействия вашингтонскому плану разрушения России - одна из самых важных и срочных государственных задач.

5 февраля 1982 года Великобритания приостановила контакты с СССР на высшем уровне и сократила деятельность четырёх русско-английских договоров в области науки, здравоохранения и охраны окружающей среды.
Месяцем ранее - 29 декабря 1981 года - санкции к СССР применили и США. О причинах столь серьёзных разногласий между Советским Союзом и западными странами - в материале RT. Танки в городе Збоншинек, 13 декабря 1981

Польские профсоюзы против

1981 год ознаменовался для Польши политическим и экономическим кризисом. Недовольство коммунистическим правительством угрожало перейти в открытое восстание. Во главе оппозиции стоял профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валенсы. Организация требовала передать всю власть Общественному совету народного хозяйства, состоящему из делегатов, направленных непосредственно трудовыми коллективами. Это представляло серьёзную опасность для просоветского режима в Польше - к осени 1981 года численность «Солидарности» составляла 10 млн человек (население Польши на тот момент - 36 млн). Действовал профсоюз весьма решительно: устраивал массовые забастовки и демонстрации, разрабатывал политические программы. Западный мир напряжённо ждал ответа Советского Союза и согласовывал план действий на случай его реакции.
Но действовать начал не СССР, а глава Польской объединённой рабочей партии, генерал Войцех Ярузельский. В декабре 1981 года он объявляет в стране военное положение, якобы предотвращая тем самым вмешательство Советского Союза. По другой версии, генерал сам звонил в Москву с просьбой о вводе войск в Польшу, но получил отказ. В пользу этого говорят стенографические записи, якобы сделанные во время разговора. Сам Ярузельский подлинность документов впоследствии отрицал.
Военное положение официально было введено в полночь 13 декабря с выступления генерала Ярузельского по телевидению: он обвинил «Солидарность» в разжигании братоубийственной войны. Власть перешла к специально созданному Военному совету национального спасения. Сразу после этого начались массовые аресты членов профсоюза (к концу 1981 года в тюрьмах пребывали более пяти тысяч активистов), закрылись границы, появился комендантский час, исчезла возможность беспрепятственно перемещаться между населёнными пунктами страны.

Реакция Запада

Эта мера стала полной неожиданностью для западных держав: осенью 1981 года европейские лидеры отметили потепление в отношениях между правительством в лице умеренного, как считалось в то время, Войцеха Ярузельского и оппозиции в лице Леха Валенсы. Да и рассматривали на Западе только тот вариант, при котором СССР вводит свои войска для борьбы с «Солидарностью», но никак не усмирение оппозиции руками самих поляков.


Войцех Ярузельский и Лех Валенса

Весь 1981 год протестная активность в Польше поддерживалась деньгами извне. Кроме того, на Западе пристально следили за советскими войсками, оставшимися на территории страны после весенних учений, готовясь ввести санкции (об этом ещё весной заявила Маргарет Тэтчер, предупреждая СССР о последствиях вмешательства). Советский Союз войска не ввёл, что тем не менее не помешало западным странам обвинить его в объявленном в Польше военном положении. Первыми начали действовать США. 29 декабря 1981 года президент Рональд Рейган ввёл ряд экономических санкций против Советского Союза, главной из которых стал запрет продажи американским компаниям нефтегазового и электронного оборудования в СССР. Кроме «заботы» о Польше у администрации американского президента был вполне очевидный политический интерес: прервать строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. Планировалось, что по этому трубопроводу газ из Западной Сибири будет поступать в страны Центральной и Западной Европы, что, по мнению США, вело к энергетической зависимости их европейских партнёров от СССР и к появлению угрозы национальной безопасности Америки.


Рональд Рейган 1981 год, Вашингтон
5 февраля 1982 года Великобритания также выразила своё недовольство военным положением в Польше, приостановив действие четырёх договоров с СССР: соглашений о сотрудничестве в области медицинских наук и здравоохранения, мирного использования атомной энергии, охраны окружающей среды и научных сельскохозяйственных исследований. Эти санкции не были столь радикальными, как меры, принятые Соединёнными Штатами, что объясняется экономической заинтересованностью Великобритании в сотрудничестве с СССР. Этот вывод подтверждается тем, что произошло с американскими санкциями в дальнейшем.
Летом 1982 года США ужесточили запрет, заявив, что теперь не только американские фирмы, но и их иностранные филиалы, а также компании других стран, имеющие американские лицензии, не могут продавать СССР оборудование. Это возмутило европейских лидеров (включая британское правительство), которые объявили американские санкции незаконными. Переговоры длились до осени, но запреты Рейгану всё же пришлось снять, и газопровод Уренгой - Помары - Ужгород был завершён (хотя и в меньшем масштабе) в 1984 году, и, к слову, для этого СССР прибег к частичному импортозамещению.

Отступление СССР

На первый взгляд, санкции Великобритании и США против СССР носили странный характер, ведь, по сути, Союз наказывали за то, чего не произошло. Но со стратегической точки зрения всё было логично: Западу не была нужна сверхдержава в лице СССР, и было необходимо подорвать могущество геополитического противника.
Хотя введение военного положения в Польше было выгодно Москве, она в данном случае выступала в роли наблюдателя. В то время советские войска воевали в Афганистане. Участвовать в двух конфликтах, да ещё и в условиях экономической изоляции, в планы руководства Советского Союза не входило. Де-факто подавление польской оппозиции в начале 1980-х стало делом чести для официальной Варшавы, которая всё меньше могла рассчитывать на помощь «старшего брата». А смерть Брежнева в ноябре 1982-го и желание польской верхушки стабилизировать ситуацию в стране привели к тому, что военное положение в Польше было отменено 22 июля 1983 года.
И хотя у власти всё ещё оставался Ярузельский, приход Горбачёва и его «новое мышление» в отношениях с США и их сателлитами привели уже к настоящей потере влияния СССР на страну соцлагеря. Коммунистический режим окончательно рухнул в Польше в 1989 году, а в 1990-м просоветского генерала Ярузельского на президентском посту в результате выборов сменил его идеологический противник Лех Валенса.