Особенности высшего образования в америке. Американская система образования в деталях

Общеизвестен тот факт, что система образования в США является одной из самых лучших в мире. Именно поэтому молодежь из разных стран нашей планеты стремится попасть на учебу в американские университеты, которые занимают ведущие места в рейтинге лучших вузов мира.

Пытаясь решить проблемы, существующие в системе образования России, многие специалисты стараются применить позитивный опыт других стран. Но прежде чем внедрить какое-либо новшество в наши детские сады, школы и вузы, с ним стоит внимательно ознакомиться и проанализировать все его плюсы и минусы.

Итак, рассмотрим особенности системы образования США и сравним ее с той, которая существует в нашей стране.

Обучение в Америке

Современная система образования США сложилась под непосредственным влиянием многих экономических, социальных и исторических факторов. Именно поэтому для нее характерны некоторые особенности, которые не совпадают с западноевропейскими стандартами. Так, в США нет единой государственной системы образования. К тому же каждый из штатов Америки имеет право самостоятельно определять ее структуру.

Вся территория США разбита на 15,5 тыс. школьных округов. Как правило, это небольшие образования, которые посещает до 50 тысяч учащихся. Но некоторые из таких школьных округов просто огромны. Примером тому может служить Нью-Йорк. В расположенном на его территории школьном округе обучаются около миллиона детей. Каждое из таких образований выполняет работы по взиманию налогов, направляемых на нужды учебных заведений, по разработке и принятию программ, набору педагогов и т. д.

В современной американской системе обучения присутствуют принципы самофинансирования, самоуправления и самоопределения. При этом осуществляется ее эффективное взаимодействие с федеральными и местными властями.

На сегодняшний день в систему образования США входят:

Дошкольные учреждения;
- общеобразовательные «всеохватывающие» 12-летние школы, дающие полное среднее образование;
- профессиональные и высшие учебные заведения.

Как правило, американские дети начинают свое обучение с дошкольного класса, а затем продолжают его в школе в течение двенадцати лет.

Начальное образование

Начальное обучение в США ребенок получает уже в возрасте пяти лет, находясь в старшей группе детского сада. Это время, когда начинается плавный переход от игры к чтению и письму.

Начальная система образования в США ориентируется на переживании малышом собственного социального опыта. В английском языке это именуется таким многозначным словом, как experience. Под этим подразумевается получение ребенком навыка самостоятельности, воспитания в нем уважительного отношения к сверстникам, а также адекватного понимания окружающего его мира, что достигается без многознания и излишнего теоретизирования.

Система образования в США предусматривает, что на данном этапе с группой, состоящей из двадцати детей, работает педагог с помощником. Большую роль в воспитательной работе играют и волонтеры. Они помогают организовать досуги, экскурсии и занятия.

Кто такие волонтеры? Это, как правило, мужчины и женщины зрелого возраста, которые безвозмездно трудятся ради общественного блага. В школах и детских садах они помогают учителям и воспитателям, занимаясь с детьми и отдавая им тепло своей души.

Но не только этим система образования в США отличается от российской. Еще находясь в детском саду, каждый ребенок может посещать библиотеку и работать на компьютере. А те дети, которые имеют определенные проблемы с общением, выделяются в отдельные небольшие группы. В каждой из них с тремя воспитанниками работает только один педагог. Это позволяет уделить больше внимания каждому ребенку и развить в маленькой личности индивидуальные творческие способности.

Чем еще система дошкольного образования в США отличается от российской? Удивительно, но в детских садах Америки вы не найдете кроваток. Дети, решившие отдохнуть, просто расстилают полотенце на ковре и спят, пока воспитатель читает им сказку. Такие принципы существуют в общественных детских садах, которые посещают более пятидесяти процентов пятилетних американцев. Но в США существуют и частные дошкольные учреждения. Они удовлетворяют более широкий спектр родительских требований.

Комплектование классов

Система среднего образования в США включает в свой состав школы, которые, в отличие от российских, располагают каждое из своих звеньев (начальное, среднее и старшее) в отдельных зданиях. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, межвозрастные группы не пересекаются между собой, что исключает вероятность возникновения конфликтов. Но при этом дети из одной семьи, обучающиеся в разных звеньях, не имеют возможности ходить в одно учебное учреждение.

Система школьного образования в США, представленная начальным уровнем, включает в себя обучение с 1-го по 5-й класс. В этом звене все занятия проводятся одним педагогом. Формируются классы целенаправленно. В каждый из них детей направляют по результатам предварительного тестирования. При этом выделяют три основные группы. В первую из них попадают самые способные ученики. Занятия с ними проводятся на самом серьезном уровне. Это группа одаренных детей, к которым предъявляют самые серьезные требования. Каждый год в таком классе меняется педагог и состав учеников.

Переформирование групп проводится с целью воспитания у ребенка индивидуализма, а также ровных и доброжелательных отношений с разными людьми. В этом случае американским школьникам просто нет времени на установку личных привязанностей с учителями и одноклассниками. Конечно, отношения в таком коллективе складываются довольно прохладные, но это позволяет детям не центрироваться на каком-либо одном человеке. Ежегодная смена преподавателей и одноклассников позволяет американскому ребенку сохранять спокойствие в ситуациях неопределенности, а также снизить общую тревожность за свое будущее.

Начальная система образования России и США отличается и тем, что в наших школах учитель проводит занятия с одними и теми же учениками с первого по четвертый класс. Кроме того, в Америке меньше времени отводится на арифметику. Набор же остальных предметов практически ничем не отличается от того, который существует в российских школах. Длина учебной недели составляет пять дней.

Средняя школа

В этом звене дети обучаются с шестого по восьмой класс. Причем для средней школы в США нет единых учебников и программ. Разработкой своих собственных рекомендаций занимается каждый из округов, а программы по предмету разрешено составлять самим преподавателям. Стоит заметить, что школьные учителя в Америке – это люди, закончившие соответствующие факультеты в колледжах и университетах. Другими словами, их уровень квалификации по соответствующему предмету не вызывает никаких сомнений. Но и после получения диплома работать с детьми они могут только лишь имея подтверждение педагогической квалификации.

Основные школьные предметы

В Америке существует определенный перечень уроков, которые должны входить в школьную программу. Действует система образования США на английском языке. Именно поэтому его изучение относят к обязательным предметам. Кроме того, в школьную программу входит математика и естествознание, физкультура с гигиеной, труд, изобразительное искусство и домоводство. Все уроки длятся от 40 до 50 минут.

Перемены же в США короткие. Детям дают от 3 до 5 минут только для того, чтобы достать из шкафчика тетради и учебники для следующего урока. Именно поэтому, в отличие от российских школ, в США невозможно найти детей, которые не знают, чем себя занять между звонками.

В Америке учащиеся занимаются не более чем на шести уроках в день. В средней школе, так же, как и в начальной, учебная неделя состоит из пяти дней.

Если провести сравнение системы образования России и США, то в Америке дети с огромным удовольствием занимаются спортом и поют. В этой стране школы гордятся подобными коллективами. У наших детей также есть возможность для развития своих спортивных и музыкальных способностей. Однако все это включается в систему дополнительного образования. А самые талантливые дети посещают специализированные спортивные и музыкальные школы. В США одаренные школьники имеют возможность развиваться, не покидая стен своего учебного заведения. В этой стране считается, что интеллектуальное, духовное и физическое развитие ребенок должен получать одновременно. Именно поэтому здесь не существует делений на культурно-спортивные мероприятия и непосредственно учебные занятия. Это большой плюс американской школы, так как происходит гармоничное развитие детей без «перекосов» то ли в область излишнего развития мускулатуры, то ли в сферу художественного отрыва от существующей реальности.

Старшая школа

На данной ступени образования детей обучают с девятого по двенадцатый класс. В этом звене разрабатываются такие учебные программы, в которых предусматривается непрерывное обучение английскому языку. Среди других предметов находятся социальные науки, изучению которых отводится не менее трех лет. Математику и предметы естествознания детям преподают на протяжении двух лет.

Среди особенностей американской школы старшего звена можно выделить существование трех направлений – академического, профессионального и многопрофильного. Ученик имеет право на свой выбор только после проведения независимого компьютерного тестирования.

Тот из учеников, кто выбрал академический профиль, может получить хорошую научную подготовку. Она понадобится для получения дальнейшего образования. Профессиональный профиль позволит получить навыки, нужные для непосредственной практической деятельности. При этом детям дается меньший объем общеобразовательных знаний.

Обоснованный выбор того или иного профиля старшего школьного звена школьникам помогают сделать консультанты. При этом каждый ребенок получает то образование, на которое он способен.

Российские же старшеклассники, как правило, представляют себя в будущем только в качестве студентов престижных вузов. К получению ребенком высшего образования стремятся практически и все родители. Что касается американской системы обучения, то она, в отличие от нашей, ориентирует учеников на то, что, несмотря на любые способности, они всегда найдут свое место в жизни. Это позволяет детям не бояться своего будущего и быть более раскованными.

В разных странах мира обучение может отличаться весьма существенно. Так, разнится и система образования Великобритании и США. На уровне старшей школы в Англии у детей нет каких-либо обязательных предметов, по которым им предстоит сдача экзаменов. Здесь все связано с теми требованиями, которые выдвигают университеты, в которые будут поступать нынешние старшеклассники. То есть выбор своей будущей профессии английские дети делают заранее, чтобы обратить особое внимание на тот или иной предмет.

А вот в Японии старшее звено не дает детям возможность выбора. Здесь существует большое число обязательных предметов, которые должны знать все без исключения.

Школьные рейтинги

Оценка знаний в американской школе предусматривает существование пятибалльной шкале, имеющей буквенные обозначения. В ней А означает отлично, В – хорошо, С – удовлетворительно, D – плохо, а F – неудовлетворительно. Часто к оценкам американских детей преподаватели добавляют плюс или минус.

Внутриклассный контроль состоит из тестов и зачетов. Он проводится на усмотрение учителя. Есть в американской школе и внутришкольный контроль. Его осуществляет администрация школы. Все это очень похоже на российскую систему.

Профессиональное образование

Этот тип обучения проводится в средних школах. Также его осуществляют региональные профессиональные центры и центры профессиональных навыков. Здесь учащимся предлагается освоение разнообразных специальностей до достижения ими уровня квалифицированного рабочего.

Система профессионального образования США имеет весьма внушительные масштабы. Как правило, ученики проходят не менее двух-трех курсов обучения. В некоторых школах по такой программе занимается практически две трети детей.

Система профессионального образования готовит не только рабочих, но и персонал, которых будет занят в сфере услуг, конторских служащих и т. д.

Для того чтобы учащиеся овладели подобными навыками, в средних школах Америки формируются специализированные потоки и отделения. Во многих учебных заведениях работают мастерские, а изучение предметов по профессиональной специализации организуется непосредственно на уроках.

Высшее образование

Удивительно, но в Америке такого понятия, как вуз, просто не существует. Система высшего образования в США считается послешкольной. При этом она включает в себя разнообразные учреждения, работа которых базируется на:

Гибкости учебных программ, а также их мобильной адаптации к различным социальным потребностям;
- многообразии форм обучения;
- высокой демократичности учебных процессов;
- свободе выбора самим студентом программы и формы обучения.

Система высшего образования в США включает в себя государственные и частные вузы, которые играют весомую роль в обучении студентов. Это многочисленные колледжи и университеты, представляющие собой заключительный этап образовательного процесса.

Абитуриентам США предоставляется возможность подачи документов одновременно в несколько вузов. Это значительно увеличивает шанс на поступление.

Колледжи предлагают своим студентам четырехлетний курс обучения. При его завершении и сдаче соответствующего экзамена выдается степень бакалавра. В колледжах можно получить и степень магистра. Для этого необходимо проучиться еще один-два года и защитить аналитический доклад научного направления.

Высшим этапом вузовского образования являются докторские программы. Они ориентированы на самостоятельную научную работу тех учащихся, которые имеют степень магистра.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система образования в США принципиально отличается от той, которая существует в России. Она адаптирована к потребностям, существующим в обществе. К тому же американскую систему отличает гибкость и способность к изменениям для осуществления дальнейшего развития научно-технического прогресса. Конечно, она отучает детей от способности создавать решения, предлагая готовые варианты ответов к тестам. Но, с другой стороны, такая система готовит отличных специалистов своего дела, пусть даже и очень узкого. При этом экономика страны получает именно те кадры, которые ей нужны.


Система образования в США породила большое количество споров вокруг себя. Какие бы мнения по этому поводу ни бытовали, сегодня является одной из развитых и ведущих держав в плане науки и высоких технологий. Образование в США представляет довольно сложную систему. В этой статье будет произведён подробный разбор начиная от заведений дошкольного образования и заканчивая вузами.

Официально в США нет государственных детских садов и дошкольных учебных заведений как таковых. До 5–8 лет ребёнок может сидеть с родственниками, няней, посещать частные детские сады. Министерство образования США считает, что ребёнка должны обучить всем азам родители, няни или другие родственники. Чаще всего многие дети, когда переходят в начальную школу в нулевой или первый класс (зависит от штата проживания), уже умеют внятно говорить и объяснять, чего хотят, считать, различать цвета/фигуры, а некоторые уже умеют писать слова и составлять примитивные предложения на родном языке.

Если у родителей ребёнка в возрасте до 5 лет нет свободного времени, чтобы с ним сидеть, то имеется несколько вариантов:


Насчёт частных детских садов и того, что те собой представляют, хотелось бы рассказать поподробнее. Если заведения дошкольного образования ведёт свою деятельность легально, то оно должно иметь:

  1. Воспитателей в количестве 3 и более человек с педагогическим образованием или с опытом работы с детьми.
  2. Игровую комнату, где дети будут играть, разыгрывать различные сценки, учиться азам письменности и чтения.
  3. Спальную комнату. В этой комнате должны располагаться кровати, по одной на каждого воспитанника. Если в числе воспитанников есть дети до 3 лет, то должны иметься специальные кровати с ограждением.
  4. Небольшой дворик с детской площадкой, где дети будут играть на свежем воздухе. Дворик должен быть огорожен высоким забором.

Начальные школы

В каждом штате ребёнок может пойти в школу по желанию родителей в возрасте от 5 до 8 лет – официально начальные школы относятся к первой ступени общего образования этой стран.

Образование в США должны получить все , поэтому в начальные и средние школы ребёнок должен обязательно ходить, за исключением момента, если ему это не позволяет здоровье или религия. В начальных школах чаще всего один учитель преподаёт все необходимые предметы за исключением физической культуры, музыки и изобразительного искусства (занятия по всем трём предметам проходят раз или два в неделю).

Основная цель государственной начальной американской школы – это преподавание скучного материала через развлечение и воспитание в детях понятия индивидуализма. Учителя с учениками начальных школ очень часто посещают различные музеи, ходят на экскурсии, делают собственные художественные или технические проекты. Также помимо развлечений в начальных школах преподают такие предметы, как математика, чтение, письмо, на которых детей подготавливают к обучению в средней школе.

В школу ребёнка привозят родители, или ребёнок добирается на школьном автобусе (проезд бесплатный). Занятия начинаются во всех школах по-разному, чаще всего с 9–11 часов утра. Длительность учебного дня в начальных школах небольшая, около 3–5 часов в день, в зависимости от загруженности в этот день. Длина одного урока в разных школах составляет разный промежуток времени – от 25 до 35 минут. Длина перемен – 5–10 минут, за исключением обеденного перерыва, который длится около 30 минут. За детьми в школу приезжают или приходят родители, одних детей персонал не отпускает. Как только за ребёнком кто-то пришёл, ребёнка спрашивают, узнал ли он этого человека и является ли этот он ему родственником. Только после того, как ребёнок признает пришедшего за ним человека, ученика отпускают домой .

Финансирование начальных школ происходит полностью за счёт министерства образования США. Родители, которые водят своих детей в государственные школы, не платят ни цента. Следует упомянуть, что ребёнок прикрепляется к той школе, которая находится как можно ближе к его дому, то есть если вы живёте в неблагополучном районе, в благополучную школу можно попасть, только сменив район проживания.

С частными школами тоже всё просто, – вы платите им большие деньги, взамен ваш ребёнок получает необходимое (по вашему мнению) образование.

Средние школы

В средних школах ребёнок обучается с 11–12 до 14–15 лет. В данную школу включено всего три класса – шестой, седьмой и восьмой. Фактически система образования в США похожа на российскую. Также в средней школе каждый учитель преподаёт свой предмет. Однако здесь ученикам школы даётся определённый выбор и свобода в изучении некоторых предметов, обязательными для изучения являются такие предметы, как английский язык, алгебра, естественные науки (science), история, физкультура. В качестве дополнительных предметов можно выбрать изучение испанского, французского, итальянского языков (в некоторых школах японского, китайского), информатику, литературу, рисование, драматургию.

Также в государственных школах в детях чаще всего пытаются развить такие качества, как самостоятельность и умение работать с предоставленной информацией. Большой упор в школах делается на поликультурное воспитание и развитие толерантности. Платить вам за обучение в государственной школе не нужно, даже на подарки учителям деньги выделяет министерство образования США.

Что же касается частных школ, то там также родитель может полностью выбрать программу, по которой ребёнок будет заниматься. Практически сразу же после перехода в среднюю школу учеников делят на два типа – более способные и менее способные. Первым задают больший объём домашней работы, у них больше уроков и знаний они получают больше. Учащиеся, не наделённые выдающимися способностями, получают всё в меньшем объёме. Некоторые американцы считают, что это даже к лучшему. Частными учебными заведения предоставляется, как правило, более качественные услуги. Однако стоимость обучения может варьироваться от 15 до 30 тысяч долларов за год обучения.

Старшая школа

После восьмого класса учеников переводят в старшую школу, в которую включены девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатые классы. В такой школе обучаются лица в возрасте от 14 до 19 лет. Ученикам предоставлена одновременно большая свобода и большая нагрузка, так как, чтобы получить диплом об успешном окончании школы, необходимо выполнить следующие критерии:

  1. Из четырёх лет в старшей школе ученик обязан изучать биологию, физику, химию целых три года, таким образом, остаётся один свободный год, в который учащийся может вообще не посещать эти предметы, отдав предпочтение другим.
  2. Математику вы должны также изучать минимум 3 года из 4.
  3. Большой уклон во всех религиозных и общественных школах США делается на культурное и поликультурное воспитание человека, поэтому литературу придётся изучать все 4 года.
  4. История и общество. К этим предметам относятся везде по-разному, в одной школе придётся учить их 2 года, а в другой — 4.
  5. Физическая культура. Это предмету в США тоже уделяется довольно большое внимание, поэтому ученик должен посещать уроки физкультуры минимум один год из четырёх.

Помимо вышеперечисленных предметов, учащийся может на своё усмотрение посещать все остальные предметы как дополнительные занятия.

Если рассматривать частные школы, то в каждой школе своя определённая система и специализация. Например, частная старшая школа, которая специализируется в преподавании математики, будет более углублённо изучать математику, нежели литературу.

Структура высшего образования

С того момента как человек окончил старшую школу, перед ним стоит выбор – пойти учиться дальше или начать работать. Высшее образование в США не бесплатное, а поступить на бюджетные места крайне сложно, поэтому около половины населения Штатов не имеют высшего образования, что не мешает им работать и зарабатывать неплохие деньги. Однако сотрудников с дипломом об окончании вуза на высокооплачиваемую работу берут с большей охотой (особенно если человек учился в Гарварде или в другом знаменитом заведении), нежели тех, кто получил только полное среднее образование.

Цена за год обучения в вузах может варьироваться от 8 до 60 тысяч долларов. Однако всегда есть возможность поступить бесплатно, давайте рассмотрим, как можно получить бесплатное высшее образование:

  1. Право получать имеют выходцы из бедных семей, чей ежегодный доход менее 10 тысяч долларов, но таких семей в Штатах довольно мало.
  2. Американская система образования предусматривает поступление на бюджетное место по нескольким стипендиям. Однако получить эту стипендию очень сложно, так как надо доказать, что именно ты умнее и лучше других в своём деле.
  3. Получить поддержку спонсора. Можно рассматривать как вариант полной или частичной оплаты спонсором вашего обучения, но получить подобную помощь можно только в том случае, если спонсор увидит в вас какие-либо перспективы.

Структура школьного образования

Школьное образование в США по закону должен получить каждый, неважно, в какой из школ или на дому, главное, чтобы был выдан диплом об окончании. Большинство граждан страны отправляют своих детей учиться в публичные (бесплатные) школы – это около 75% детей всей страны. Особо религиозные семьи отдают своих детей на обучение в школах при церквях, где основной упор делается на духовное развитие человека. В школах при церквях учатся 6–8% школьников страны. Частные школы дорогие, однако, в них обучается около 15% всех учеников в стране, упор делается на умственном и профессиональном развитии ребёнка. Обучение на дому тоже пользуется небольшой популярностью, порядка 2–3% детей получают образование дома.

Год в школах распределяется по-разному в зависимости от штата и школьного округа . Везде дети учатся около 9 месяцев (170–190 дней), но начало учебного года приходится на разное время, например, в Канзасе дети пойдут в школу в начале сентября (1–15-е число), а в Нью-Йорке – в 20-х числах августа. Следовательно, учебный год начинается в пределах 20 августа–15 сентября. Средний школьный день длится 4–7 часов (8:30–15:30), все перемены, кроме обеденного перерыва в 30 минут, длятся 2–5 минут, уроки по 35–45 минут. Всего среднее образование подразумевает 12 классов, последние 4 класса (9–12) нужны для получения средне-специального образования и завершения старшей школы.

Что касается распорядка других школ при церквях и частных школ, то там действует свой определённый распорядок, однако, министерство образования имеет право вносить в распорядок этих школ свои определённые поправки. По всей стране в школах учатся 5 дней в неделю, в субботу и воскресенье в школах функционируют различные кружки, но если опять говорить про частные школы, то можно найти и те, где дети учатся все 7 дней в неделю.

Основные принципы и особенности каждой школы США – это то, что с каждым человеком здесь стараются по мере возможности работать отдельно. Поэтому в американских фильмах можно часто видеть одноместные парты для учеников. Также во многих фильмах можно заметить, что в школах отсутствует школьная форма – это правда, в государственных школах не носят форму, только в частных или школах при церквях.

Учебные заведения в США можно разделить на государственные и частные.

Финансирование государственных осуществляется за счет средств штата; как правило, число учеников там несколько больше, нежели в частных, но и стоимость обучения обычно ниже. В каждом штате есть как минимум один государственный университет или колледж.

Частные учебные заведения существуют за счет платы за обучение, различных грантов и пожертвований; кроме того, влиятельные и состоятельные выпускники также часто стараются поддерживать свою «альма матер».

Образование в США начинается со школы .

Американские дети идут в школу, как правило, в пять лет . Первый год обучения (preschool) считается «детским садом» (kindergarten); он не обязателен, но значительная часть американских детей его посещает. На этом этапе происходит по большей части подготовка детей к школе: опыт общения со сверстниками готовит малышей к обучению. Чтобы наглядно представить себе подобный детский сад, достаточно посмотреть картину «Детсадовский полицейский» с Арнольдом Шварценеггером.

На второй год дети переходят в первый класс . В течении пяти ближайших лет они будут считаться учениками начальной школы (elementary school), а с шестого класса – средней (secondary); эти сроки могут варьироваться в зависимости от штата.

В средней школе помимо обязательных предметов вроде английского языка, математики или физкультуры ученики могут выбирать факультативные предметы в соответствии со своими интересами.

Так будет продолжаться до окончания двенадцатого класса (последние годы обучения, начиная с девятого класса, принято называть high school). Во время обучения в выпускных классах большинство, как правило, специализируется на тех предметах, которые пригодятся им для дальнейшего обучения.

Спорт является важной составляющей обучения в школе. В американских фильмах часто можно увидеть, как ученик, которому с трудом дается обучение по основным предметам, «набирает очки» за счет успехов в спорте; как правило, и успешные спортсмены в кино показаны как любимцы девушек (несмотря на то, что по сюжету многих романтических комедий первая красавица школы часто выбирает главного героя «ботанического» типа). А помните, как герой Тома Хэнкса в фильме «Форрест Гамп» сумел получить образование благодаря умению быстро бегать?:)

Свидетельством окончания средней школы является диплом (High School Diploma) .

Бросившие школу (что допускается законом при достижении учеником определенного возраста), но прошедшие ряд тестов и подтвердившие свой уровень знаний, получают сертификат GED (General Education Development); количество обладателей таких сертификатов ежегодно составляет около полумиллиона человек.

Школьная форма встречается достаточно редко; как правило, ученики сами выбирают, что им носить в школе.

После окончания школы продолжить обучение можно в колледже, институте или университете; при небольшом упрощении эти понятия можно считать синонимами – университеты отличаются большим количеством студентов и несколько более расширенной программой степеней по сравнению с колледжами, которые, как правило, ограничиваются предоставлением степени бакалавра.

Высшее образование в США включает в себя три степени – бакалавр (bachelor`s degree), магистр (master`s degree) и доктор (doctor`s degree).

Для получения степени бакалавра срок обучения составляет, как правило, четыре года. Обучение на диплом бакалавра в США называется undergraduate; наиболее распространенными в США бакалаврскими степенями являются научная (bachelor of science degree) и гуманитарная (bachelor of arts degree).

В случае обучения по двухлетней программе (например, в так называемых community college) студент получает associate (ассоциированную степень); обладатель данной степени может продолжить обучение на получение степени бакалавра, и в этом случае его два года обучения будут зачтены (студент переводится на третий год обучения). Подобный способ интересен также тем, что стоимость обучения в community college относительно невелика.

Диплом магистра (graduate) – следующая степень после бакалавра; срок обучения составляет обычно от одного до трех лет. Так же как и бакалавриате, существуют научная и гуманитарная степени магистра, а также Ph.D. degree –доктор философии. Йельский университет/Yale University

Докторскую степень (postgraduate education) предстоит получить тем, кто хочет стать врачом, преподавателем колледжа или университета или, например, адвокатом, либо заниматься в дальнейшем различными исследованиями. Получение докторской степени подразумевает в итоге написание и защиту диссертации. Срок обучения зависит от выбранной специальности, но составляет, как правило, не менее пяти лет после получения диплома бакалавра.

Учебный год , как правило, начинается в конце августа – начале сентября и длится до мая-июня; летние каникулы более продолжительны, также есть небольшие перерывы для отдыха зимой (Рождественские) и весной.

В США огромное количество учебных заведений различного уровня, названных в честь различных политических деятелей, видных исторических личностей, или просто людей, пожертвовавших средства на создание или работу этого заведения.

Ряд популярных учебных заведений США вроде Йеля и Гарварда входят в так называемую Лигу Плюща (Ivy League); это название подчеркивает их давнюю историю (существуют так давно, что плющ вырос на их стенах).

Количество школ в США: 138180

71,5% - государственные

Обучение бесплатное. На одного учителя - 16 учеников.

24,15% - частные (80% из них религиозные)

Стоимость обучения - от 6000 до 60000 долларов в год (в среднем 17500 долларов). На одного учителя - 11 учеников.

4,35% - чартерные

Финансируются государством, но могут привлекать частных инвесторов. Обучение бесплатное. Чтобы стать учеником, надо выиграть в лотерее, которая для всех проводится бесплатно раз в год, или сдать экзамены. На одного учителя - 13 учеников.

12000 долларов в год в среднем тратит правительство США на каждого «бесплатного» учащегося школы (в Нью-Йорке ~ 20 000 долларов, в Юте ~ 7000).

3% американских детей получают домашнее образование. 66,3% родителей таких детей имеют степени бакалавров и выше. 38,4% этих детей учатся на дому по религиозным соображениям. 8,9% имеют инвалидность.

Зарплаты в США

44880 долларов в год - средняя зарплата по стране

57000 долларов в год в среднем по стране получают учителя, однако зарплата разнится в зависимости от штата и уровня престижности школы

39000 долларов в год - средняя зарплата учителей в Южной Дакоте (самая низкая по стране)

90000 долларов в год - средняя зарплата учителей в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Калифорнии (самая высокая по стране)

На сегодня США получили самое большое количество Нобелевских премий в мире - 362

Организация высшего образования США значительно отличается от российской. В системе высшего образования в США выделяются три этапа: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Преодоление первой ступени означает получение полноценного высшего образования. Выпускник с дипломом бакалавра в США может претендовать на работу по полученной специальности. Следующая степень – магистр наук ориентирована скорее на углубление или смену специализации, а доктор философии (PhD) – на преподавание и научные исследования.

Подобная система начала внедряться в России в 2000-ых – после того, как страна присоединилась к «Болонскому процессу», цель которого – унифицировать образовательные стандарты европейских стран. Сегодня российский диплом бакалавра формально означает наличие высшего образования, однако в обществе по-прежнему действуют стереотипы, оставшиеся от советской системы.

Это хорошо заметно по стандартным полям в резюме или анкетах, заполняемых при трудоустройстве. Далеко не во всех крупных и серьезных компаниях на позицию, требующую высшего образования, возьмут соискателя, окончившего только бакалавриат. В США же степень бакалавра – это полноценное высшее образование.

Бакалавриат в США

Об учебном плане студента американского вуза

Учеба в американских колледжах требует от студентов намного больше самостоятельности. Фактически, обучение в американских вузах осуществляется по индивидуальным планам. Для получения степени бакалавра необходимо набрать не менее определенного количества часов лекционных и семинарских занятий - так называемых "кредитов". О том, сколько кредитов нужно набрать бакалавру, смотрите здесь.

Оценки и успеваемость в вузах США

Оценка успеваемости производится по результатам семестровых экзаменов, защиты проектов и т.д. Система оценок – пятибалльная, буквенная (A, B, C, D, E ), но итоговый показатель успеваемости - GPA (Grade Point Average) имеет числовое значение.

Об американских вузах

Государственные и частные вузы США

Еще одна характерная для американской системы высшего образования деталь – деление вузов на государственные и частные. Эти две категории довольно существенно отличаются. Государственные университеты, как правило, крупные организации, количество студентов там существенно больше, а стоимость обучения - ниже. В то же время большинство четырехлетних колледжей – частные, и их масштабы намного скромнее.

Государственные вузы в США находятся в ведении не федеральных властей, а властей штата. Это влияет на стоимость обучения даже для граждан США – она разная для резидентов и нерезидентов штата. Любопытно, что уровень вуза не связан напрямую с типом финансирования – среди высокорейтинговых университетов встречаются как государственные (Калифорнийский университет в Беркли, Мичиганский университет), так и частные (Принстон, Гарвард, Калтех, Стэнфорд).

Иностранные студенты в вузах США

Американские вузы охотно принимают иностранных студентов, в стране постоянно обучается около миллиона человек, приехавших из-за рубежа. Стремление многих людей со всего мира получить образование в США понятно – диплом американского вуза практически гарантирует высокооплачиваемую работу на родине. Кроме того, существует перспектива по окончании колледжа остаться работать в США , если удастся найти компанию, готовую оформить выпускнику рабочую визу.

О поступлении на бакалавра в Америке

Стоимость образования в вузах Америки

Но качество и престижность американского высшего образования имеют и оборотную сторону: учиться в США достаточно дорого, хотя цена может сильно разниться в зависимости от вуза.

Год в престижном частном вузе или государственном университете из первой сотни мировых рейтингов обойдется в 35000 - 45000 долларов; обучение в менее рейтинговом государственном университете может стоить и менее 20000 долларов. Это плата только за обучение, без учета стоимости проживания и прочих расходов, которые составят примерно столько же. О стоимости учебы в США читайте в этом разделе.

Как удешевить обучение в американском вузе

Существует способ удешевить обучение в американском вузе – начать учебу не на бакалавриате, а в так называемом коммьюнити-колледже в США . Эти двухгодичные профессиональные учебные заведения не входят в систему высшего образования, но по окончании такого учебного заведения можно сразу поступать на третий курс университета – при условии набора необходимого количества часов по соответствующим предметам и хорошей успеваемости. Стоимость обучения там намного ниже, порядка 7-10 тыс. долларов в год - также, как и требования к поступающим.

Магистратура в США

Следующей ступенью после бакалавриата является магистратура, по окончании которой учащийся получает, соответственно, степень магистра (master). Это возможно уже только в университете.

Получение степени магистра может занимать до двух лет. Система обучения сходна бакалавриатом, но сложность и интенсивность учебы значительно выше. Возрастает и степень индивидуальности и самостоятельности обучения. Для завершения магистратуры студент защищает дипломную работу.

О типах программ магистратуры

Различают два основных типа магистерских программ: подготовка магистров в профессиональных областях и «академических» магистров, которые нацелены на продолжение образования в аспирантуре и последующую научную деятельность. Во втором случае большое значение приобретает участие в научных исследованиях.

О поступлении на магистра в Америке

О стоимости магистратуры в вузах США

Обучение в магистратуре в США платное. Стоимость сильно варьируется в зависимости от вуза, но в целом находится на том же уровне или несколько дешевле, чем цена бакалавриата, а шансы найти финансирование значительно выше.

Аспирантура в США

Третья и последняя стадия американского постдипломного образования – аспирантура в США (докторантура). Этот выбор делают те, кто намерен заниматься наукой или преподаванием. Обучение продолжается от 4 до 6 лет, по окончании присваивается степень доктора философии – PhD (название историческое, к философии как таковой отношения не имеющее) или доктора наук – ScD . Эта степень примерно соответствует российскому кандидату наук.

Публикации о проблемах образования в нашей стране вызвали оживленный отклик читателей. Наряду с комментариями и вопросами в редакцию поступили просьбы подробно рассказать о том, как устроена западная школа, с которой, похоже, наши чиновники срисовывают план переделки российского образования. Хорошо бы - об американской школе. К мысли о том, что американское школьное образование ужасно, нас приучили американские же фильмы. Однако везде и всегда есть хорошее и плохое. И если уж рассказывать, то о положительном опыте. Давний автор нашего журнала Валериан Матвеевич Хуторецкий, который уже много лет живет в Америке, подготовил для «Химии и жизни» обстоятельную статью о том, как устроена и как работает хорошая государственная школа в США. В этом году ее закончили внучки-близнецы Валериана Матвеевича, поэтому информация, что называется, из первых рук. Надеемся, что статья будет интересна и полезна не только учителям, но и тем, кому небезразлична судьба школьного образования, то есть всем нашим читателям.

Не надо иллюзий - в Америке тьма школ, где в классе заново учат читать и вычислять дроби, а девочки беременеют уже в средней школе. Но это относится главным образом к школам крупных городов. Многие из тех, кто работают в больших городах (city), стараются жить в соседних маленьких городках (town), где качество жизни выше. Речь пойдет не об американской школе вообще, а только о добротной государственной школе в хорошем пригородном районе. Здесь живет средний класс, к которому относятся лицензированные ремонтники, владельцы мелкого бизнеса, менеджеры разного ранга, риелторы и т. п., а не только, как принято считать в России, врачи, адвокаты и «программисты» всех видов. Недвижимость (дом и участок) в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья, что служит преградой для появления нежелательных соседей. Лично мне так и не удалось понять, что же первично - повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие - в богатых. Выбирая место, где жить, разумные люди, имеющие или собирающиеся иметь детей, смотрят на рейтинг местной школы. А рейтинги тут есть для всего на свете.

Какие здесь школы

Школы в Америке бывают частные (private; если интернат, то boarding) и государственные или общественные (public). В частных школах и детских садах в 2009-2010 учебном году занимались 10% общего числа школьников и дошкольников США, или 5,5 миллионов человек. Некоторые дети по каким-то причинам не посещают школу вообще (home schooling), например по религиозным соображениям или чтобы окончить школу быстрее. Частные школы дают хорошее образование, но стоимость обучения в них начинается с 10 тысяч долларов в год. Верхний предел оплаты неизвестен, но 35 тысяч - реальная цифра. Общественные - бесплатны.

Обучение в школе разделено на три ступени: начальная (с первого по пятый классы, при ней же есть обязательный нулевой класс, детский сад), средняя (6-8 классы) и высшая, причем высшую школу в Америке (9-12 классы) не надо путать с высшей школой в России, где так называют вузы. Если переводить точно, то high или secondary school - это «высокая» школа, а higher, tertiary или post-secondary (колледж) - «более высокая», и ни одна из них не высшая (highest). Давайте называть ее старшей, что ли. Каждая из школ всех трех уровней - это полностью самостоятельное учреждение, обычно в отдельном здании и со своим учительским коллективом. Если в городке имеется, кроме одной-двух средних и нескольких начальных, еще и старшая школа, то в нем есть и отдел образования (Board of Education), который определяет, чему, как и по каким учебникам учить в этом округе. В другом городке программа будет несколько другой.

В по-настоящему хорошей школе многие десятки разнообразных курсов, причем многие из них преподают на университетском уровне. Выбор иностранных языков примерно такой: испанский, французский, латынь, китайский, немецкий, итальянский. Отсев в хорошей школе по сути нулевой, тогда как в Нью-Йорке государственную старшую школу оканчивают только 76% белых и 56% черных учеников. В штате Нью-Джерси в среднем отсев в государственных школах 1,7%.

Существуют и специальные школы для детей с отклонениями - в ту и другую сторону. В них учатся или особо одаренные (прием по конкурсу!), или требующие особого внимания дети - слепые, глухие, сильно отстающие в развитии. Дети-инвалиды и дети с легкими отклонениями в поведении и развитии посещают нормальные школы; близнецов разводят по разным классам. Есть специализированные школы, например физматшкола Stuyvesant, которую сокращенно именуют Стай, в Манхэттене (аналог московских школ № 2, 57, 179).

Самая дорогая покупка к школе - компьютер, который служит по меньшей мере четыре-шесть лет и стоит около 800 долларов. За год канцтоваров расходуется от силы на 100 долларов. Ланч стоит 2-4 доллара, но можно приносить еду из дома. Чтобы получать бесплатный ланч, достаточно подать соответствующее заявление. Поскольку «хорошая школа в хорошем районе» - понятие неопределенное, то скажем так: Департамент образования США отметил наградой «Голубая лента» 74 из 490 старших школ в штате Нью-Джерси. Таким образом, можем считать, что доля «хороших» школ примерно 15%.

Учителя и бюджеты

Учителя входят в профсоюз, их зарплата растет со стажем и не зависит от личных достижений. Для работы учителем нужен сертификат от штата, без этого вообще-то вести урок можно только в присутствии «настоящего» учителя. Большинство штатов признают сертификат, выданный другим штатом. Согласно опросу Национальной ассоциации учителей науки, в 2007 году примерно в половине старших и одной трети средних школ была нехватка учителей естественнонаучных дисциплин (здесь эти предметы называют «Наука»). В трудных ситуациях берут предметного специалиста (химика, физика и т.п.), и он год вечерами ходит на курсы для сертификации, ведя при этом занятия в школе. При учебе в четырехгодичном колледже можно взять соответствующий набор дисциплин и получить диплом и учительский сертификат. Примерно около трети курсов должны быть связаны со школьной работой, остальные - общее образование и научная специализация (математика, химия и др.).

Есть и специальные педагогические колледжи, где готовят именно учителей, чаще для начальной и средней школы. С ними не все и не всегда гладко, многие из них никем не аккредитованы. Как находят работу выпускники не аккредитованных колледжей, я не знаю. Может быть, именно из них выходят учителя для «плохих» школ крупных городов и удаленных поселков? Все учителя школы раз в год уходят на двухдневную конференцию по повышению квалификации, занятия на это время прекращаются. Еще где-то день в год учитель проходит дополнительную переподготовку, но тогда его кто-то замещает на уроках. В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук), 73% - степень магистра. Нагрузка учителя - пять уроков в день, 25 - в неделю.

По идее, школы должны содержаться муниципалитетами, и в хорошем месте 87% средств действительно поступает из местного бюджета, и только 11% - из бюджета штата и 2% - из федерального. В плохой школе (обычно в бедном районе) картина иная: из местного бюджета поступает только 13%, из бюджета штата - 74% и из федерального - 12%. Средняя зарплата учителя (половина получает больше, другая половина - меньше) в хорошей школе 81 тысяча в год, в бедном районе - 59. Бюджет хорошей старшей школы с четырьмя сотнями выпускников, о которой дальше пойдет речь, в год составляет почти 40 миллионов долларов.

Когда из-за кризиса правительство штата Нью-Джерси срезало дотации хорошим школам, то жители некоторых округов с такими школами проголосовали за добровольное увеличение налогов, позволяющее сохранить высокий уровень преподавания. Надо заметить, что не у всех этих жителей есть дети, но хорошая школа повышает цену недвижимости в ее округе. Я хочу сказать, что они не обязательно альтруисты, они голосуют еще и за сохранение ценности принадлежащей им недвижимости, даже если за это надо доплачивать в форме несколько более высокого налога. Правительства и штата, и государства гораздо больше заинтересованы в том, чтобы не допустить превращения плохих школ в ужасающие, чем в поддержании уровня хороших школ.

Учебники, расписание и предметы по выбору

Американская начальная школа отличается от российской не только наличием кондиционеров, которые есть практически во всех учреждениях США, и перетасовыванием классов каждый год. Здесь нет строгой дисциплины в начальной школе: детям не мешают ходить по классу, они могут учиться, сидя в кружок на полу, кто-то может читать сам по себе. Их выводят на по- ляну около школы, а потом предлагают написать что-нибудь об увиденном: о кусочке коры в траве, червяке или жуке и т. п. Однако к пятому классу все уже сидят за одноместными партами и уроки имеют почти привычный нам вид.

В средней школе вообще нет классов как постоянных коллективов: школьники переходят в разные коллективы для разных предметов, часть которых они уже выбирают сами. Базовые предметы, в том числе входящие в «Науку» - биология, химия, физика и науки о Земле (геология, породы и минералы, земная кора и т.п.), - остаются обязательными. Чтобы иметь право выбрать более сложную программу по предмету, нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе выбор предметов повышенного уровня сложности расширяется и дается свобода выбора некоторых необязательных предметов: на кулинарию, например, очень много желающих, в том числе мальчиков.

В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) «Науки» и три - математики. В 9-м классе наука - это «Основы химии и физики», в 10-м - биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе - все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности (см. ниже), или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика и т.п. Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить - дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса. Каждый зачтенный курс, длившийся весь год, дает пять кредитов. Некоторые предметы проходят за один семестр (2,5 кредита). Еще 15 кредитов (три годовых курса) нужно набрать из множества дополнительных курсов, но можно и просто брать еще по курсу в год из обязательных. Сумма к окончанию школы должна быть не менее 120 кредитов. Аналогично устроено университетское образование: общая сумма кредитов и список обязательных дисциплин, остальное - по выбору.

Все учащиеся называются студентами - почему бы и нет? Но вот когда первый раз слышишь о студентах детского сада, то веселишься, конечно. Каждый год и старшей школы, и колледжа имеет свое порядковое название: freshman - первый год, sophomore - второй, junior - третий, senior - четвертый.

Школьные учебники изданы на плотной бумаге, богато и полезно иллюстрированы, правда, из-за этого они очень тяжелые. Их сдают по окончании учебного года, поскольку они еще и дорогие (больше $100, если хотите собственный экземпляр), потом они переходят другому ученику. Чтобы решить проблему тяжелых рюкзаков, уже во многих штатах ввели лэптопы, объединяющие все учебники, дневник и домашние задания. У каждого школьника есть запирающийся шкафчик в коридоре, который в конце года освобождают.

Занятия в школе начинаются после первого вторника в сентябре, Дня труда, и заканчиваются 24 июня. Учебный год разделен на четыре четверти, которые не связаны с каникулами (четыре дня отдыха на День благодарения в ноябре, рождественские каникулы с 24 декабря по 3 января, предпоследняя неделя февраля и неделя в начале апреля). Занятия идут пять дней в неделю. В старшей школе день состоит из восьми уроков длительностью 43 минуты. За четыре минуты между уроками надо успеть перебраться в нужную предметную комнату (слово «кабинет» здесь означает шкаф), а школа длинная, ведь в ней всего два, редко три этажа. Так что движение в коридорах после звонка весьма и весьма оживленное. После четвертого урока 20 минут отводится на ланч.

В конце учебного года каждый ученик составляет список предметов, включая их уровень сложности, которые он хочет взять на будущий год. Поскольку один из восьми уроков - физкультура, то это семь предметов. Так что он набирает себе программу из семи курсов и согласует ее с советником (см. главу «Советники»). Канцелярия утрясает расписания всех студентов и присылает каждому готовое расписание на следующий год. Поменять учителя нельзя, кто достался, тот и будет.

Это расписание включает в себя номер комнаты, куда ты будешь весь год приходить. Например, первый урок каждый день и весь год будет физика (комната 129), второй - всегда история (комната 215), третий - геометрия (комната 117) и т. д. Исключение - физкультура, которая четыре дня в неделю. Обычно за счет нее раз в неделю проводят сдвоенные лабораторные работы. Таким образом, на каждый предмет отводится пять уроков в неделю.

Раз нет классов, то и классных руководителей, в нашем понимании, тоже нет. Каждый студент прикреплен к Home Room, то есть классной комнате. Туда после второго урока на пять минут (поэтому вторая перемена на пять минут длиннее) заходит один и тот же учитель, проводит перекличку и следит, чтобы все ученики прослушали текущие объявления по радио, если надо, раздает им учебные материалы или какие-нибудь формы, которые нужно заполнить и потом сдать в канцелярию или медсестре (справка от врача для участия в соревнованиях, разрешение от родителей на экскурсию и т. п.). Если учителю нечего добавить к радиотрансляции, то он распускает учащихся на перемену.

Типичный урок и домашнее задание

Типичный урок - оживленная лекция. Учитель вовлекает студентов в обсуждение предложенной заранее или излагаемой на уроке темы. Желающие поднимают руку и говорят, учитель подзуживает, обостряет вопросы. Участие в обсуждении - это не опрос, устных проверок знаний здесь не бывает. Некоторые учителя его вообще не оценивают, другие, особенно в языковых и исторических дисциплинах, учитывают по своему усмотрению. Такая форма «добровольного опроса» нацелена на закрепление узнанного и выработку собственного мнения, а не на поддержание в страхе: вызовут - не вызовут. Урок зачастую иллюстрируют показом слайдов через проектор с учительского ноутбука, опытов и фрагментов фильмов на иностранных языках.

Домашние задания все выполняют в письменном виде и сдают в классе или по Интернету - каждый день. Вы можете болеть, прихватить пару дней к празднику (записка от родителей) - пожалуйста, только вот домашние задания надо сдать, и не откладывая, за все дни отсутствия. Изредка вместо, а то и вместе с домашними заданиями случаются более крупные задания - «проекты». Обычно они гуманитарные. Например - сочинить коротенькую пьеску на французском языке и исполнить ее в классе (и повторить на родительском собрании). Или организовать дискуссию «Вы за совместное обучение мальчиков и девочек или против?»: одна группа студентов собирает аргументы «за», другая - «против», остальной класс судит. Часто задают создать презентации (Power Point), например по теме «Таблица Менделеева». Каждый представляет порученный ему элемент: положение в периодической таблице, свойства, применение.

Совместная работа, team work, рассматривается здесь как важный навык, приобретаемый в школе, поэтому и проекты, и классные работы зачастую выполняют два-четыре человека. В компьютерной науке (основы информатики и вычислительной техники) командная работа - правило, а не исключение. Задача проекта там ставится в самом общем виде: написать любое приложение для iPhone или придумать игру. Ребята сами собираются по два-четыре человека и работают вместе, иногда весь год. Если что-то не получается, идут с расспросами к другим группам, или учитель подсказывает, с кем надо посоветоваться.

Суммарная оценка за проект у разных учителей варьирует, но в целом она держится на уровне крупной контрольной работы. Вклад каждого в проект обычно не выделяют, всем поровну. Кроме домашних заданий есть контрольные работы (короткие, quiz, на 5-20 минут; более подробные, test, на 40 минут) и экзамены.

Оценки и сложности

Экзамены появляются к концу средней школы, а в старшей их проводят уже каждые полгода. Шпаргалки и списывание на экзаменах и контрольных (но не списывание домашних заданий, особенно в конце 12-го класса!) практически неизвестны. Внутришкольные экзамены, которые составляют сами учителя, могут быть вполне законно подкорректированы, если выясняется, что большинство неважно справилось с той или иной задачей или экзаменом в целом. Тогда проводят шкалирование (scaling): тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных решений, скажем 95%, засчитывают 100%, а остальным добавляют по 5%.

Количество задач или вопросов измеряется десятками; отводимое на экзамен время - 90 минут. Не все, но обычно большинство заданий представляют собой задачи на выбор правильного решения из предложенных ответов. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводят, а сами экзамены идут четыре дня подряд, а то и по два в день.

Все оценки выставляют в буквенной системе: A, B, C, D и F, с добавлением минусов и плюсов. За правильно решенные 93% и более ставят А, 90-92% - А с минусом, и т. д. Только 60% правильных ответов (D-) еще будет зачтено, но меньше - это уже F (failed).

Оценки в школе ставят, но их не сообщают в классе, только родителям и ученику. (Хотя во многих других городах страны сохраняется система ранжирования учеников.) Сейчас родителям просто дают пароль к сайту с текущими отметками их ребенка.

Хотя чужие отметки неизвестны окружающим, ближе к выпуску положение каждого в учебной иерархии не только известно, но и сопровождает заявление ученика о приеме в вуз. Оно обезличено и представляет собой процентную десятку по успеваемости, в которую попал ученик по своему среднему баллу: первая десятка, вторая десятка. Попадание в первую десятку добавляет к аттестату грамоту «С высшим отличием» (High Honors), во второй и третий - «С отличием» (Honors). В каждом выпуске есть лучший ученик года (valedictorian), иногда два, им предоставляется честь произнести речь перед выпускниками на торжественной церемонии. Другую категорию наград составляют призы многочисленных научных (Intel, Merck, Google и др.) и художественно-гуманитарных конкурсов и олимпиад.

Подача документов в вузы завершается 31 декабря, а к 1 апреля все вузы присылают свои решения, и принятым лишь надо, чтобы их не выгнали из школы до получения аттестата. Поэтому во втором семестре последнего, 12-го класса учат- ся только энтузиасты или те, кто заканчивают АР курсы (см. ниже). Конкурс в университеты в первую очередь учитывает средний балл за 10-11-й и первый семестр 12-го класса - так называемый GPA (Grade Point Average), куда входят оценки по всем предметам, кроме физкультуры и здоровья, но включая художественные предметы. Поэтому желающих его повысить бывает много, и главный способ для этого - нет, не просто хорошо учиться. Для этого нужно еще повышать уровень сложности предметов, которые ты проходишь.

Каждый предмет в старшей школе имеет четыре уровня сложности. Названия этих уровней отличаются не только в разных штатах, но даже в округах. Довольно типичный набор: Сollege Level или Advanced Placement (AP, Эй Пи); Accelerated или Honors; CPA или standard; и CPB или essential. Два последних означают «Подготовка к колледжу» (College Preparation) А и В. «А» означает обычный, типичный уровень, «В» - чуть пониже. В аттестате эти уровни имеют разный вес. Если максимум в СРА и CPB оценивают в 4 балла, то максимум в Accelerated (Honors) дает 4,33, а в АР - уже 4,67 балла. Отбор на уровень Accelerated проводят по предыдущим оценкам; на АР, кроме этого, надо сдать вступительный экзамен.

Помимо оценки для выбора многих предметов повышенного уровня есть обязательные условия (prerequisites): чтобы взять продвинутую алгебру 2, надо сдать алгебру 1, а чтобы поступить на АР физику или АР статистику, надо закончить алгебру 2, так что выбор надо планировать далеко вперед. Чтобы остаться на Accelerated уровне на следующий год, достаточно среднего балла В с минусом, но чтобы с него перейти на уровень АР, надо иметь годовое А, изредка могут взять с А с минусом. АР - это высший уровень, соответствует первому курсу университета. Первые три АР курса (европейская история, биология, искусство) разрешается взять в 10-м классе, дальше - больше, а некоторые курсы доступны только в последнем классе.

Самые престижные университеты не рассматривают всерьез аттестаты со средней отметкой ниже 4,25, а это недостижимо без honors и AP курсов. Зато большинство университетов и колледжей в США засчитывают школьный АР курс как пройденный в университете курс. Многие школьники используют эту воз- можность, чтобы получить диплом бакалавра не за четыре года, а быстрее, что при стремительно растущей плате за обучение (последнее время около 10% в год), может сэкономить десятки тысяч долларов. Кроме того, много взятых АР курсов - это плюс при рассмотрении заявления о приеме в вузы, а конкурс в самые престижные колледжи превышает десять человек на место.

Говорят, что была в школе девочка, которая смогла взять 16 АР курсов. Подруга моей внучки осилила 14, но не с максимальными оценками, что снизило ее главный показатель - GPA. Увы, ее не взяли ни в один из выбранных ею престижных университетов. Советница (см. ниже) устроила ее в университет рангом пониже, куда она поначалу и не подавала документы, правда, на полное обеспечение (full ride): она ничего не платит ни за обучение, ни за проживание.

Частные экзамены

Средний балл (GPA) - это важно для поступления в вузы, это свидетельство качества усвоения школьного материала, индикатор стабильного интереса к учебе. После него второй по важности показатель - результаты экзаменов, проводимых частными организациями. Их цель - определить, насколько ученик готов продолжить учебу в колледже, то есть оценить его способности и рабочие навыки, а не сумму накопленных знаний. Для них школа в свободный день предоставляет место и учительский присмотр.

Эти экзамены платные и сдают их только те, кто собираются поступать в колледж, но в хорошей школе это практически все. По сути таких экзаменов два: SAT (Sholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing), хотя в более распространен- ном SAT есть дополнительные разновидности. Сдавать можно любой из них или оба и в любом классе. Проводит SAT та же организация, College Board, которая проверяет и оценивает АР экзамены.

Обычный SAT (есть еще предметные SAT или SAT II, которые оценивают именно знания по химии, физике, экономике, языку и т. п.) состоит из трех частей, каждая из которых имеет вес максимум 800 очков: это критическое чтение (critical reading), куда входит проверка способности учащегося анализировать тексты, в частности, сравнить два текста разных авторов на сходную тему; письмо (writing) - умение выбирать правильные средства для передачи мыслей, в частности за 25 минут надо написать сочинение, желательно на пять параграфов с введением и заключением; и основы математики. Кроме заданий на выбор из четырех возможных вариантов, в SAT есть и задания, требующие ответа в свободной форме, причем сложность заданий различна. Он длится 3 часа 45 минут, и время редко бывает лишним.

Конечно, тестирование на сообразительность по такой системе напоминает упражнение в решении задач на скорость и тем самым позволяет оценить только способность решать проблемы, не требующие глубокого размышления, но ведь такие задачи, собственно, и предстоит решать в колледже. Кстати, способность концентрироваться на четыре часа - тоже умение, важное в колледже. Такой экзамен годится для того, чтобы ранжировать учеников для поступления в приличные, но не самые престижные университеты. Он проводится много раз в год, его можно пересдавать, правда, с 2011 года это стоит уже 50 долларов (в прошлом году было 25). В соответствии с будущей специальностью, требования университета к SAT различны в зависимости от специальности, которую выбрал абитуриент: если вы будущий артист, то математическим разделом могут вообще не интересоваться.

Итак, выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата с GPA и результаты SAT и/или ACT. Третий обязательный компонент для успеха при поступлении - это рекомендации, и самая важная из них - школьная характеристика. Советники (Guidance Counselor), которые пишут эту характеристику, играют заметную роль в школьной жизни. Они дают учащимся советы по поведению в школе, выбору предметов на год, изменениям в личном расписании, но, конечно, главная их работа - поступление в вузы. Их задача - знать студентов, а их по 50-60 на советника только в выпускном классе, поэтому они раздают студентам опросные листы, общаются с учителями по поводу своих подопечных и просто призывают их самих заходить почаще. С вопросом «Почему у моего Васи двойка по геометрии?» можно прийти прямо к учителю математики, но все остальное - к советнику, классных руководителей в школе нет.

При поступлении учитывается общественная деятельность - знакомо звучит, не правда ли? Практикуется система рекомендаций из тех мест, где абитуриент работал, по найму или добровольцем. Отдельные учителя, а также внешкольные преподаватели и тренеры художественных, балетных, спортивных, религиозных школ, студий и клубов могут дать свою рекомендацию - по просьбе студента, конечно. Все рекомендации направляются прямо в приемную комиссию (Admission Office) вуза, рекомендуемый их не видит.

Практически все вузы при поступлении требуют несколько рекомендаций и два-три кратких сочинения на свободную или заданную тему: от стандартной «Почему наш университет?» до экзотики типа «А как ты мог бы использовать умение писать задом наперед?». Эти сочинения - не вступительные экзамены (хотя кое-где и они практикуются), это дополнительный, помимо рекомендаций, материал для изучения личности поступающего.

При отборе студентов ценятся достижения в любом виде деятельности, особенно конкурсные. Будущий химик, имеющий диплом лауреата фортепианного конкурса, имеет преимущество при поступлении. Почему? Потому, что этот диплом показывает, что человек может чего-то добиться, победить, а химии научим. Спортивные достижения приветствуются, но в различных вузах в разной мере. В одних перспективных спортсменов ищут, приглашают и полностью или частично освобождают от платы за обучение и проживание. В других это плюс, но при прочих равных. Широко практикуется система собеседований (интервью), которые зачастую проводят прежние выпускники этого вуза, живущие или работающие неподалеку от абитуриента. Бывает и другая схема: представитель приемной комиссии приезжает в места, где много абитуриентов, и проводит интервью с ними в какой-нибудь из близлежащих школ.

По окончании 11-го (не последнего!) класса ученик обычно имеет согласованный с советником список потенциальных вузов для поступления. В нем три примерные градации: на пределе возможного, свой уровень и запас, куда вроде бы должны точно взять. Обычно список состоит из 10-15 названий. Хорошо бы больше, ведь многие выпускники 2011 года получили в ответ на них одно-два предложения, некоторые - ничего, но все имеет свою цену: в 2011 году подача каждого заявления стоила 75 долларов, плюс рассылка SAT в каждый колледж сверх первых пяти - еще пятнадцать (результаты примут только от проводившей экзамен организации).

Колледжи выбирают не только по Интернету или очень информативному печатному справочнику «Fiske Guide to Colleges», включающему только 300 лучших из них, менее 10% от общего числа. В каникулы и выходные множество родителей с детьми путешествуют по стране, посещая дни открытых дверей в пред- полагаемых местах будущей учебы, чтобы самим увидеть, где дитятко будет жить, что есть, чему и как его будут учить.

Математики, химики, гуманитарии

Беда американской школы - математика. Запуганные ее жупелом педагоги ввели в средней школе «связанную с жизнью» математику (connected math), которая «доходчиво», то есть по готовым формулам, учит вычислять площадь амбара или периметр забора. Хотя в средней школе самое бы время оттачивать способности к абстрактному мышлению. В результате у детей развивается не понимание, а страх перед той самой дисциплиной, которая призвана создавать упрощенный, идеализированный образ сложных явлений в естественных науках. Если дома понимают, что происходит, и помогают ребенку, то можно уйти на год вперед: получить «отлично» в седьмом классе и в восьмом взять вместо Connected math нехитрую, но хотя бы разумную алгебру 1. Строгая математика появляется только в геометрии за 10-й класс или АР курсах математического анализа (Calculus).

Компьютерные классы в школе оснащены вполне прилично, но без роскоши. Их два в математическом департаменте (для геометрии и информатикии) и два в художественном, где проходят уроки архитектуры и компьютерной графики и дизайна. На уроках информатики изучают языки программирования Visual Basic и Java и реляционные базы данных.

Естественнонаучные предметы преподают на вполне достойном уровне. Обязательная химия в средней школе - это Периодический закон, строение атома, валентность и связи, молярные отношения, выражение концентраций. Биохимию проходят в курсе биологии, в нее входят метаболические циклы, строение углеводов, белка и ДНК. Годичный АР курс химии в старшей школе включает в себя газовые законы, строение кристаллов и растворов, кислотность и основность, окислительно-восстановительные реакции, строение молекул (s- и p-связи, гибридизацию, основы теории орбиталей, хиральность, изомерию), равновесия, уравнение Аррениуса и кинетику, начала органической и аналитической химии. Освоение такого курса в школе - серьезный труд, впрочем, то же относится и к курсам биологии и физики.

В лабораторных работах используют как нехитрые инструменты типа электронных весов, горелок, пипеток, бюреток, так и старый надежный спектрофотометр Spectronic 20, разработанный еще в конце 50-х и многократно модифицированный. Если кто помнит советский СФ-4, то Spec еще компактнее и проще. Результаты усредняют: «один опыт - не опыт».

Однако большинство выпускников школы выбирают на будущее гуманитарные специальности: политику, бизнес, искусство, психологию, языки, поэтому гуманитарная составляющая американского обучения проходит на очень высоком уровне. Мировая литература, кино и общество, Ближний Восток, русская история, макроэкономика, правительство США, шесть уровней китайского, четыре испанского - это просто примеры навскидку из предлагаемых гуманитарных курсов. С самого раннего возраста ученики усваивают конструкцию не только предложения, но и всего сочинения. Школьное сочинение (essay) в средней школе по любому предмету состоит не просто из введения, обсуждения и заключения. Расположение, назначение и объем каждой фразы в нем определены и закреплены многократным практическим повторением. В старшей школе для уроков творческого письма (есть такой предмет по выбору) дети ежедневно пишут по одной странице произвольных текстов или по рассказу раз в неделю.

Хотя в старшей школе обязательны только два года иностранного языка, колледжи обычно требуют не менее трех лет, и те, кто собираются поступать, вынуждены этому следовать.

Французский язык, начатый в 6-м классе (в начальной школе вполне без толку проходили испанский), дети знают достаточно хорошо, чтобы спокойно читать в оригинале «Маленького принца» и расспросить о дороге в Париже. С предметами по эстетическому воспитанию (живопись, рисование, кино, танцы, музыка, драма и пр.) здесь все в порядке, но подробнее о них говорить не будем. Подрабатывая летом в кинотеатре, моя внучка теперь не столько отрывает корешки билетов или продает попкорн, сколько расписывает стекла входной панели сценами из новых фильмов - хорошо учили рисованию и живописи, стало быть.

Не только уроки

По окончании учебного года в начальной, да кое-где и в средней школе устраивают Клубничный фестиваль (Strawberry Festival) - праздник на школьном дворе со множеством аттракционов, лотереями, состязаниями (какой визг стоит при перетягивании каната!), призами, мороженым, хот-догами. В это время действительно поспевает клубника, но в наши дни это уже к празднику отношения не имеет. В общем развлечении участвуют полицейские: измеряют своими радарами скорость бросания бейсбольного мяча. Одного из учителей приносят в жертву: сажают над прозрачным ящиком с мишенью, заполненным водой, и, если кто-то попадает в мишень, люк открывается и… жертва веселится со всеми вместе - жарко же.

В средней и особенно в старшей школе, где нет постоянных учебных коллективов, социальная жизнь разводит детей по группам, «кликам». В школе есть родительский комитет, почти на все мероприятия, кроме дискотек, родителей приглашают. Развлечения не заслоняют учебу, но создают благоприятный фон. В школьных печатных журналах публикуют литературные произведения и рисунки студентов, обычно из домашних заданий повышенных курсов. Школьная библиотека выписывает 140 журналов, включая некоторые научные. В холлах и коридорах сменяют друг друга выставки работ школьников, популярны концерты школьных оркестров, спортивные соревнования с другими городками, но центральное событие года - постановка мюзикла, на который собирается вся школа; даже баскетбольный матч учителей против учеников не вызывает такого наплыва зрителей.

Как известно, даты в США начинаются с месяца, поэтому 23 октября отмечают День моля (не забыли - 6,02х10 23 , число Авогадро). В этот день на химии устраивают пиротехнические безобразия, и пожарную сигнализацию в школе приходится отключать. Число пи равно 3,14 с копейками, так что 14 марта - Pi Day (пай дэй), рекомендованный конгрессом США для празднования по всей стране. Поскольку слово «пирог» (pie) звучит точно так же, то в этот день на математику приносят пироги, естественно, в форме круга, желательно самодельные. Там их тщательно разрезают, и дальше уже никакой математики. Всякий студент, изучающий в старшей школе физику, должен построить из деревянных зубочисток с помощью клея ПВА мост (для игрушечной машины) длиной 25 см и весом не более 60 граммов. Затем в обстановке всеобщего ажиотажа по строгим правилам ломают мосты, прошедшие ранее квалификационный минимум прочности. За самый прочный мост, а хорошие выдерживают и 50, а то и 70 кг, дают награду, которую упоминают в заявлении на прием в колледж.

Невозможно не восхищаться типичными стадионами пригородных школ с полноразмерными футбольными и бейсбольными полями, теннисными кортами, беговыми дорожками, освещением и трибунами на сотни зрителей. Столь же невозможно перечислить все клубы (кружки): дискуссионный, кино, шахматный, философский, ботанический, этнические и т. д., и т. п. Чтобы создать новый клуб, достаточно найти учителя, готового присутствовать на его собраниях (это входит в обязанности учителей), и, если надо, собрать или заработать деньги на его функционирование. Около школ не редкость объявления вроде «Моем машины за 5 долларов для сбора средств на фехтовальную команду».

До 12 лет детей запрещено оставлять одних - могут запросто лишить родительских прав, но с 13 лет ребенок имеет право работать, и многие начинают подрабатывать репетиторами или присматривая за маленькими детьми. Надо заметить, что работа старших школьников скорее правило, чем исключение. Это и возможность познакомиться с разными сторонами бытия (как вам - месяц обихаживать тропинки в национальном парке на Аляске, потом недельная экскурсия по этому штату?), и способ заработать карманные деньги. Просто так их и миллионеры не дают: непедагогично.

В религиозной и даже ханжеской Америке как религия, так и пропаганда атеизма в государственной школе не допускаются. Вообще вмешательство округа в учебный процесс - редкость. Но вот пример: захолустный школьный округ в Пенсильвании проголосовал за введение в школе, кроме эволюционной теории, еще и креационизма (точнее, так называемой теории разумного замысла - intelligent design). Бурный протест образованных учителей и родителей привел ко второму «обезьяньему процессу» - судебному разбирательству, точку в котором пришлось ставить уже Верховному суду США в 2005 году.

Зато в школе учат терпимому отношению к разного рода «инаковости», от расы до сексуальной ориентации. Азиатские дети в хорошей школе составляют на глаз процентов 10-15, афроамериканские - около двух. Расовые трения в хорошей школе обычно не бывают серьезными. Во всяком случае, среди друзей моих внучек представлены все расы.

Мотивация школьников

Моя шустрая внучка еще в шестом классе спросила китайскую подружку, круглую отличницу: «Чего надрываться ради А (пятерки), в чем разница, если будет А с минусом?» - «Разница будет в колледже, в который ты сможешь поступить», - был немедленный ответ.

Есть внутренняя мотивация, когда человек жить не может без знания и понимания, будучи даже в совершенно неподходящих для учебы условиях, как у Сократа, Ломоносова, нашего уже покойного современника, математика (и не только, он много для биологии сделал) И.М.Гельфанда. Сходное, пусть не столь масштабное, явление - ученики спецшкол в России и Америке.

Мотивация внешняя - это прежде всего установка в семье и стремление поступить в более престижный колледж. В развитии такой мотивации большую роль играют также учителя и сверстники, друзья: «С кем поведешься…». Вот внешнюю мотивацию и создает среда, в которую попадают ученики хороших школ. У молодой американской семьи среднего достатка есть выбор: купить (в рассрочку, конечно) роскошный дом в округе с посредственной школой или скромный домик в районе хорошей школы. Те, кто выбирают второй вариант, попадают в круг сосе дей-единомышленников: людей, ценящих образование своих детей выше личных удобств. В этой среде будут лучшие учителя, получающие в хорошей школе более высокую зарплату и работающие в нормальной человеческой атмосфере, будут сверстники, прошедшие отбор на мотивацию, если не внутреннюю, то хотя бы под давлением своих семей. Не вижу здесь большой разницы с российскими хорошими школами, лицеями, гимназиями и т. п.

Не желающих учиться хватает везде, дело в степени нежелания. Количественных данных у меня нет. Скажу так: в хорошей школе отнюдь не все рвутся к знаниям, но не бывает такого, что- бы кто-то пытался сорвать урок. Когда половина хочет учиться, а другая не знает, чего она хочет, то учеба идет вполне успешно. Если же в классе половина активно не желает ничего делать, то единицам, которые хотят учиться, приходится туго. Трудно ожидать от ребенка высокой мотивации к учебе, если он ест один раз в день - на бесплатном ланче в школе, поскольку его родители все тратят на наркотики или пропивают. Есть города, где дети, получающие бесплатный ланч, составляют абсолютное большинство, пусть он и не единственная их еда за день.

Заключение с послесловием

Я рассказываю лишь о своем опыте и не пытаюсь убедить вас, что американская школа - лучшая в мире. Я начал рассказ с того, что есть совершенно ужасающие школы и их, вероятно, не меньше, чем хороших. Но подчеркиваю, что рядом со школой моих внучек, вперемешку есть и плохие школы, и школы такого же уровня, как у них. Я бывал в них, говорил с родителями, читал о них отзывы, смотрел их рейтинги. Наша - не исключительная.

Американская система школьного образования не идеальна, но в своей лучшей форме она отвечает запросам современного постиндустриального американского общества. По существу, выбор вариантов обучения в ней свободен только в одну сторону - где труднее. Что полегче, то обязательно. Хотя еще один выбор, пожалуй, тоже есть: не хочешь учиться - не учись (после 16-летия). Не все учащиеся могут использовать предоставляемые им возможности полностью, нужен природный минимум способностей и постоянное внимание, да-да, «семьи и школы». Лучшие американские школы хороши, но системы, которая обеспечивала бы всем равные возможности для развития, здесь нет. Да и где она есть или хотя бы была?

Вчерне закончив эти байки, я сел читать «Химию и жизнь» за июнь 2011 года и обнаружил статью «Чему учить на уроках химии?». Мне кажется, что мои заметки вполне согласуются с некоторыми высказанными в ней мыслями. Гуманитарный крен в американском школьном образовании уже привел к тому, что специалистов по компьютерным и даже некоторым естественным наукам и технологиям приходится импортировать. Это легко осуществимо для США из-за более высокой зарплаты и лучшей организации работы. У России и в перспективе нет такой возможности, оставшихся бы удержать, поэтому система школьного образования для нее нужна самодостаточная, гораздо более научно-ориентированная, чем в США. Ведь из технаря переквалифицироваться в гуманитария можно, а в обратном направлении не получается.

Хуторецкий М.В.
«Химия и Жизнь» №10, 2011