Что такое белок? Что мы узнали.

Наглядный справочник по биологии поможет учащимся систематизировать, конкретизировать и углубить приобретенные знания и умения, а также научиться работать самостоятельно.
Издание содержит учебный материал в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков по разделам школьного курса биологии 10-11 классов и составлено в соответствии с действующей программой для средних общеобразовательных учебных заведений.
Наглядный справочник предназначен для учащихся, абитуриентов и учителей биологии.

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА: ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ.
Вода
Молекула воды (Н2O) полярна. Ее разные полюсы имеют частично положительные и отрицательные заряды. В целом молекула воды электронейтральна.
Соседние молекулы воды могут притягиваться друг к другу за счет сил электростатического взаимодействия между отрицательным зарядом на атоме кислорода одной молекулы и положительным зарядом на атоме водорода другой. Такой тип связи называется водородным. Водородная связь обуславливает относительно высокие температуры кипения, плавления и испарения.

Значение воды
1. Вода - универсальный растворитель. По отношению к воде вещества делятся на гидрофильные (хорошо растворимые в воде) и гидрофобные (нерастворимые в воде).
2. Вода определяет некоторые физические свойства клеток - их объем, внутреннее давление (тургор).
3. Вода - среда для физиологических и биологических процессов. Расщепление многих веществ происходит за счет катализируемого ферментами взаимодействия их с водой. Такие реакции называются реакциями гидролиза.
4. Вода - терморегулятор. Ей свойственна высокая теплоемкость.
5. Вода - основная среда перемещения веществ в организме и клетке

Минеральные соли
Минеральные соединения - соли натрия, калия, кальция - относятся к неорганическим веществам
клетки. В организме соли находятся либо в ионном состоянии, либо в виде твердых соединений.

СОДЕРЖАНИЕ
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ I. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
Тема 1. Неорганические вещества 6
Элементарный состав живых организмов 6
Неорганические вещества: вода и минеральные соли 8
Тема 2. Органические вещества 9
Углеводы 9
Липиды 12
Белки 13
Нуклеиновые кислоты 16
РАЗДЕЛ II. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
Тема 1. Клетка 19
Цитология - наука о строении и функциях клетки 19
Клеточные мембраны 24
Ядро 26
Тема 2. Цитоплазма, ее компоненты 28
Тема 3. Клетка как целостная система 32
Жизненный цикл клетки 32
Обмен веществ и энергии 37
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
Тема 1. Неклеточные формы жизни 45
Вирусы 45
Тема 2. Ткани многоклеточных организмов 47
Ткани растений 47
Ткани животного организма 49
Тема 3. Организм как уровень организации живой природы 52
11 КЛАСС
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (продолжение)
Тема 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов 56
Классификация форм размножения 56
Бесполое размножение 56
Половое размножение 57
Тема 5. Индивидуальное развитие организмов 61
Онтогенез 61
Тема 6. Наследственность и изменчивость организмов 65
Тема 7. Закономерности изменчивости 73
Модификационная изменчивость 73
Мутационная изменчивость 75
Тема 8. Селекция и биотехнология 77
Генетические основы селекции организмов 77
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Тема 1. Экологические условия существования организмов 81
Методы экологических исследований 81
Экологические факторы 81
Основные среды обитания организмов 84
Тема 2. Естественные сообщества организмов. Экосистемы 85
Виды 85
Популяции 85
Экологические системы 87
Тема 3. Человек и биосфера 91
Биосфера и ее границы 91
Роль живых организмов в преобразовании биосферы 92
Круговорот веществ в биосфере 93
РАЗДЕЛ V. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Тема 1. Основы эволюционного учения 96
Становление эволюционных взглядов 96
Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина 97
Синтетическая теория эволюции 99
Микроэволюция 99
Приспособленность 102
Макроэволюция 103
Доказательства эволюции 104
Закономерности эволюции 106
Тема 2. Историческое развитие органического мира 106.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, 10-11 класс, Наглядный справочник, Красильникова Т.В., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Биология. 10-11 классы. Наглядный справочник. Красильникова Т.В.

Киев, Харьков: Веста, 2006. - 112 с.

Наглядный справочник по биологии поможет учащимся систематизировать, конкретизировать и углубить приобретенные знания и умения, а также научиться работать самостоятельно.

Структура и содержание пособия соответствуют действующей программе по биологии для средних общеобразовательных учебных заведений. Учебный материал сгруппирован по программным темам и подан в наглядной форме: в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, рисунков, сопровождающихся необходимыми комментариями.

Издание содержит учебный материал в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков по разделам школьного курса биологии 10-11 классов и составлено в соответствии с действующей программой для средних общеобразовательных учебных заведений.

Наглядный справочник предназначен для учащихся, абитуриентов и учителей биологии.

Формат: pdf

Размер: 4 4,3 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ I. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
Тема 1. Неорганические вещества 6
Элементарный состав живых организмов 6
Неорганические вещества: вода и минеральные соли 8
Тема 2. Органические вещества 9
Углеводы 9
Липиды 12
Белки 13
Нуклеиновые кислоты 16
РАЗДЕЛ II. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
Тема 1. Клетка 19
Цитология - наука о строении и функциях клетки 19
Клеточные мембраны 24
Ядро 26
Тема 2. Цитоплазма, ее компоненты 28
Тема 3. Клетка как целостная система 32
Жизненный цикл клетки 32
Обмен веществ и энергии 37
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
Тема 1. Неклеточные формы жизни 45
Вирусы 45
Тема 2. Ткани многоклеточных организмов 47
Ткани растений 47
Ткани животного организма 49
Тема 3. Организм как уровень организации живой природы 52


11 КЛАСС
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (продолжение)
Тема 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов 56
Классификация форм размножения 56
Бесполое размножение 56
Половое размножение 57
Тема 5. Индивидуальное развитие организмов 61
Онтогенез 61
Тема 6. Наследственность и изменчивость организмов 65
Тема 7. Закономерности изменчивости 73
Модификационная изменчивость 73
Мутационная изменчивость 75
Тема 8. Селекция и биотехнология 77
Генетические основы селекции организмов 77
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Тема 1. Экологические условия существования организмов 81
Методы экологических исследований 81
Экологические факторы 81
Основные среды обитания организмов 84
Тема 2. Естественные сообщества организмов. Экосистемы 85
Виды 85
Популяции 85
Экологические системы 87
Тема 3. Человек и биосфера 91
Биосфера и ее границы 91
Роль живых организмов в преобразовании биосферы 92
Круговорот веществ в биосфере 93
РАЗДЕЛ V. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Тема 1. Основы эволюционного учения 96
Становление эволюционных взглядов 96
Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина 97
Синтетическая теория эволюции 99
Микроэволюция 99
Приспособленность 102
Макроэволюция 103
Доказательства эволюции 104
Закономерности эволюции 106
Тема 2. Историческое развитие органического мира 106

Перечень таблиц в кабинете биологии

Таблицы по ботанике №1

2. Сосна обыкновенная

4. Образовательные ткани

5. Лишайники

6. Органы цветкового растения

7. Бурые и красные водоросли

8. Зоны корня. Микориза.

9. Зеленые мхи. Кукушкин лен.

10. Семена

11. Строение и развитие папоротников

12. Клетка зеленого листа

Таблицы по ботанике №2

1. Признаки двудольных и однодольных

2. Побег. Почки.

3. Клеточное строение листа

4. Видоизмененные побеги

5. Семейство Крестоцветные

6. Ткани. Стебель тыквы.

7. Семейство Мотыльковые

8. Разнообразие листьев

9. Семейство Розоцветные

10. Клеточное строение стебля липы

11. Семейство Пасленовые

12. Сухие плоды

13. Семейство Сложноцветные

14. Сочные плоды. Соплодия

15. Семейство лилейные.

16. Корневые системы

17. Семейство Злаки.

18. Цветок. Соцветия.

Таблицы по ботанике

1. Клетка и растительная ткань

2. Органические вещества в клетке растений

3. Типы корней и корневых систем

4. Видоизменения корня: корнеплоды и корневые клубни

5. Клеточное строение листа

6. Строение устьиц

7. Простые листья

8. Сложные листья

9. Листорасположение

10. Строение почки. Побег.

11. Видоизменение побега

12. Строение стебля липы

13. Типы стеблей

14. Строение стебля злака

15. Строение стебля травянистого растения

16. Строение семян фасоли

17. Зерновка кукурузы

18. Зерновка пшеницы

Таблицы по ботанике

1. Семена двудольных растений

2. Семена однодольных растений

3. Прорастание семян

4. Разнообразие цветков

5. Сухие и сочные плоды

6. Оплодотворение цветкового растения

7. Вегетативное размножение

Таблицы по ботанике

1. Гриб головня

2. Грибы: мукор, спорынья

3. Гриб фитофтора

5. Грибы. Слизневики

6. Сине-зеленые водоросли

7. Желтозеленые водоросли

8. Лишайники

9. Моховые

10. Хвощовые

11. Плауновые

12. Папоротниковые

13. Сосновые

Таблицы по зоологии №1

1. Подцарство одноклеточные животные или простейшие

2. Тип Кишечнополостные.

3. Тип Плоские черви. Свободноживущие черви.

5. Тип Круглые черви.

6. Тип кольчатые черви.

7. Тип Моллюски.

8. Тип Моллюски. Класс Двустворчатые.

9. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

10. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

11. Тип Членистоногие. Класс насекомые.

12. Полезные насекомые.

13. Класс Насекомые. Неполный метаморфоз.

14. Класс Насекомые. Неполные метаморфоз.

Таблицы по зоологии №2

1. Тип Хордовые. Подтип бесчерепные. Ланцетник.

2. Надкласс Рыбы. Скелет окуня.

3. Надкласс Рыбы. Внутреннее строение окуня.

4. Многообразие рыб.

5. Класс Земноводные. Скелет лягушки и тритона.

6. Класс Земноводные. Внутреннее строение лягушки.

7. Многообразие земноводных

8. Класс Пресмыкающиеся. Скелеты пресмыкающихся.

9. Класс Пресмыкающиеся. Внутреннее строение ящерицы

10. Многообразие Пресмыкающихся

11. Класс Птицы. Скелет и мышцы крыла голубя.

12. Класс Птицы. Внутреннее строение голубя.

13. Многообразие и экологические группы птиц.

15. Многообразие Млекопитающих

Таблицы по анатомии

2. Расположение внутренних органов

3. Нервная клетка и рефлекторная дуга.

4. Схема строения нервной системы

5. Спинной мозг

6. Головной мозг

7. Образование и внешнее торможение условного рефлекса

8. Измерение условного рефлекса

9. Скелет человека.

10. Строение костей

12. Вывихи и переломы.

13. Скелетные мышцы

15. Сердце

16. Кровеносная система

17. Круги кровообращения

18. Фазы работы сердца

19. Тренировка сердца

20. Органы дыхания

21. Гортань

22. Жизненная емкость легких

23. Изменение состава воздуха в классе

24. Дыхание и сокращение сердца

25. Органы пищеварения

27. Изучение работы пищеварительных желез

28. Витамины

29. Калорийность и состав продуктов

31. Органы выделения

32. Железы внутренней секреции

33. Зрительный анализатор. Глаз.

34. Орган слуха.

35. Обонятельный и вкусовой анализатор

36. Пути распространения заразных болезней

Таблицы по анатомии №1

1. Уровни организации тела человека

2. Строение клетки

3. Типы клеток и тканей

6. Скелетные мышцы

7. Опорно-двигательный аппарат

8. Система органов кровообращения

9. Строение сердца

10. Цикл сердечных сокращений

11. Форменные элементы крови

12. Лимфатическая система

13. Строение органов дыхания

14. Система органов пищеварения

16. Покровы

17. Система органов выделения

18. Оплодотворение и эмбриональное развитие

19. Внутриутробное развитие

20. Развитие ребенка

Таблицы по анатомии №2

1. Эндокринные железы

2. Иммунная система

3. Нервная система

4. Нервная клетка

5. Головной мозг

6. Спинной мозг. Рефлекторная дуга

8. Слух и равновесие

9. Обоняние

Таблицы по общей биологии

1. Строение клетки

2. Строение и уровни организации белка

4. Энергообеспечение клетки

5. Фотосинтез

6. Энергетический обмен углеводов

7. Синтез РНК, редупликация ДНК

8. Биосинтез белка

9. Генетический код

10. Схема митоза

11. Сравнение митоза и мейоза

12. Двойное оплодотворение растений

13. Онтогенез. Эмбриональное развитие.

14. Взаимодействие частей развивающегося зародыша

15. Моногибридное скрещивание

16. Дигибридное скрещивание

17. Хромосомный механизм определения пола

18. Мутационная изменчивость

19. Полиплоиды у растений

20. Центры происхождения культурных растений

21. Методы работы Мичурина

22. Приспособленность и ее относительность

23. Критерии вида

24. Популяции

26. Зарастание водоема

27. Биогеоценоз дубравы

28. Биосфера

29. Борьба за существование и ее формы

30. Конвергенция

31. Идиоадаптация у животных

32. Араморфоз и идиоадаптация у растений

33. Предшественники человека.

Таблицы по общей биологии №1

1. Уровни организации жизни

2. Схема строения клетки. Многообразие клетки.

3. Фотосинтез

4. Энергетический обмен

5. Строение молекулы белка

6. Схема биосинтеза белка

7. Молекула ДНК и ее репликация

8. Митоз – деление клетки

9. Типы бесполого размножения

10. Мейоз – образование половых клеток

11. Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных

12. Типы постэмбрионального развития животных

13. Законы наследования (1)

14. Законы наследования (2)

15. Формы наследственной изменчивости

16. Формы модификационной изменчивости

Таблицы по общей биологии №2

1. Центры происхождения культурных растений

2. Центры происхождения домашних животных

3. Защитная окраска и форма тела у животных

4. Формы естественного отбора

5. Критерии вида

6. Пути биологического прогресса

8. Палеонтологические доказательства эволюции

9. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции

10. Зародышевое сходство позвоночных животных

11. Этапы эволюции человека

12. Схема строения биоценоза

13. Связи в лесном биоценозе

14. Трофические связи и уровни в степном биоценозе

Оборудование по ботанике

1. Коллекция «Лишайники» (см)

2. Коллекция «Мхи» (см)

3. Коллекция семян и плодов

4. Коллекция семян кормовых растений

5. Плоды с/х растений

6. Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников

7. Коллекция образцов коры и древесины

9. Гербарии «Основные группы растений» часть1(грибы, водоросли, мхи, лишайники)

10. Гербарии «Основные группы растений» часть 2 (хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)

11. Гербарий «Сельскохозяйственные растения»

12. Гербарий «Деревья и кустарники»

13. Гербарий «Лекарственные растения»

14. Лен и продукты его переработки

15. Хлопок и продукты его переработки

16. Цикл развития водоросли

17. Цикл развития мха

18. Цикл развития папоротника

19. Цикл развития сосны

20. Коллекция минеральных удобрений

22. Прибор для демонстрации водных свойств почвы

23. Прибор для демонстрации всасывания воды корнями растений

24. Прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений

25. Термоскоп по ботанике

26. Коллекция горных пород и минералов

27. Цветок капусты

28. Цветок картофеля

29. Цветок тюльпана

30. Микропрепараты по ботанике

31. Комплекты таблиц по биологии

Оборудование по зоологии

1. Модель «Строение яйца птицы»

2. Влажные препараты:

1) Внутреннее строение крысы

2) Глаз крупного млекопитающего

3) Нервная система птицы

5) Развитие костистой рыбы

6) Внутреннее строение лягушки

7) Развитие лягушки

9) Ланцетник

10) Развитие комнатной мухи

11) Органы дыхания речного рака

12) Скорпион

13) Морской еж

14) Морская звезда

15) Внутреннее строение беззубки

16) Нереида

17) Пескожил

18) Печеночный сосальщик

19) Печеночная двуустка

20) Медуза

3. Модель:

1) Скелет голубя

2) Скелет крысы

3) Скелет кролика

4) Скелет летучей мыши

5) Расчлененный скелет речного рака

4. Черепаха

6. Морская звезда

7. Морской еж

8. Раздаточный материал «Скелет млекопитающего»

9. Раздаточный материал «Скелет лягушки»

10. Раздаточный материал «Скелет птицы»

11. Раздаточный материал «Скелет рыбы»

Оборудование по анатомии

1. Скелет человека

2. Торс человека

3. Раздаточный материл «Внутреннее строение костей»

4. Объемная таблица «Печень»

5. Объемная таблица «Почка»

6. Объемная таблица «Сагиттальный разрез головы»

7. Объемная таблица «Разрез кожи»

8. Объемная таблица «Ухо человека»

9. Объемная таблица «Глаз человека»

10. Разборная модель «Гортань»

11. Разборная модель «Сердце»

12. Разборная модель «Глаз»

13. Разборная модель «Ухо»

14. Разборная модель «Головной мозг»

16. Набор микропрепаратов по анатомии

17. Комплект таблиц по анатомии

Оборудование по общей биологии

1. Модель ДНК

2. Динамическое пособие «Деление клетки»

3. Динамическое пособие «Биосинтез белка»

4. Динамическое пособие «Охрана видов»

5. Динамическое пособие «Перекрест хромосом»

6. Динамическое пособие «Строение клетки»

7. Динамическое пособие «Законы Менделя»

8. Гербарий по курсу общей биологии

9. Микропрепараты по общей биологии

10. Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных

11. Гомология скелета задних конечностей наземных позвоночных

12. Гомология строения черепа позвоночных

13. Понятие аналогии и гомологии на примере членистоногих

14. Рудиментарные органы позвоночных

15. Приспособления к условиям существования

16. Защитная окраска животных

17. Защитные приспособления у насекомых

19. Конвергенция

20. Альбом «Руководящие окаменелости геологических отложений»

21. Коллекция развитие организмов

22. Бюст «Шимпанзе»

23. Бюст «Австралопитек»

24. Бюст «Питекантроп»

25. Бюст «Кроманьонец»

26. Бюст «Представитель негроидной расы»

27. Бюст «Представитель монголоидной расы»

28. Бюст «Представитель европеоидной расы»

29. Комплект таблиц по общей биологии №1

30. Комплект таблиц по общей биологии №2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2

1.1 Свойства живых систем……………………………………………………………………..2

1.2 Уровни организации жизни…………………………………………………………………2

2. Учение о клетке………………………………………………………………3

2.1 Клетка…………………………………………………………………………………………3

2.2 Белки…………………………………………………………………………………………..4

2.3 Углеводы……………………………………………………………………………………...5

2.4 Жиры………………………………………………………………………………………….6

2.5 Нуклеиновые кислоты……………………………………………………………………….8

3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ……...11

3.1 Размножение организмов ……………………………………………………………………11

3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов……………………………………….12

4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ…………………………………………13

4.1 Основы генетики ……………………………………………………………………………13

5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ …………………………………………………..14

5.2 Эволюция человека…………………………………………………………………………..16

6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ…………………………………………………17

6.1 Гипотезы происхождения жизни ………………………………………….………………..17

6.2 Развитие жизни на Земле ……………………………………………………………………17

7. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ………………………………………………………….19

7.1 Экологические факторы ……………………………………………………………………19

7.2 Структура экосистемы……………………………………………………………………….20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….21

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Свойства живых систем

1.2 Уровни организации жизни

Уровни организации жизни

1.

БИОСФЕРНЫЙ

Совокупность всех биогеоценозов составляют: биосферу и обуславливают все процессы, протекающие в ней.

2.

Биоценотический

Биогеоценозы – исторически сложившиеся устойчивые сообщества популяций различных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.

3.

Популяционнно-видовой

Совокупность организмов одного вида, населяющих определенную территорию, составляет популяцию. Она является элементарной единицей эволюционного процесса; в ней начинаются процессы видообразования.

4.

Организменный

Живая система, состоящая из взаимосвязанных органов.

5.

Органный

Орган(греч. Organon – инструмент) – обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма.

6.

Тканевый

Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань.

7.

Клеточный

Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей, характерной для всех живых организмов.

В истории жизни на нашей планете был такой период (первая половина протерозойской эры ~ 2000 млн. лет назад), когда все организмы находились на этом уровне организации.

8.

Молекулярный

Наследственная информация у всех заложена в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), способной к саморепродукции. Реализация наследственной информации осуществляется при участии молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК).

2. Учение о клетке

2.1 Клетка

Клетка - элементарная живая система и основная структурно- функциональная единица всех живых организмов.

Клеточные

Неклеточные

(вирусы)


Прокариоты

(бактерии, цианобактерии)

Не имеют ядра, одна кольцевая

хромосома, располагается в цитоплазме. Из органелл имеются только рибосомы.

Эукариоты

(растения, животные, грибы)

Имеют ядро с хромосомами

и много органелл.


1. Имеются пластиды,

хромопласты, лейкопласты, хлоропласты.

2. Автотрофный тип питания.

3. Синтез АТФ происходит в хлоропластах и митохондриях.

4. Имеется целлюлозная клеточная стенка, крупные вакуоли, клеточный центр только у низших растений.

1. Наружная цитоплазматическая мембрана.

2. Цитоплазматический матрикс.

3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты).

4.Эндоплазматическая сеть.

5.Ядро, ядрышко.

6.Лизосомы.

7.Клеточный центр.

8.Митохондрии.

9.Вакуоли.

10.Рибосомы.

11.Цитоскелет.

1. Пластиды отсутствуют.

2. Гетеротрофный тип питания.

3. Синтез АТФ происходит в митохондриях.

4. Целлюлозная клеточная стенка отсутствует, вакуоли мелкие, клеточный центр есть у всех клеток.


2.2 Белки

Растворимость различная

7. Регуляторная

2.3 Углеводы

СОСТАВ

C x (H 2 O) y

Энергетическая

Запасающая

Структурная

Резервная


Изомерия

Глюкоза

Фруктоза

Глюкоза


2.4 Жиры

Жидкие масла

(кроме кокосового).

непредельные кислоты.

C 17 H 33 COOH - олеиновая

C 17 H 31 COOH - линолевая

C 17 H 29 COOH - линоленовая

Твердые

(кроме рыбьего).

предельные кислоты

C 17 H 35 COOH стеариновая


ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ

Гидролиз (H 2 O )

Гидролиз (щелочной)

Гидрирование (при наличии непредельных кислот)

2.5 Нуклеиновые кислоты (биополимеры)

ДНК

РНК


Остаток фосфорной кислоты H 3 PO 4


+


УГЛЕВОД


ДНК

Дезоксирибоза

РНК

Рибоза


+


Азотистое основание


ДНК

А – аденин

Т – тимин

Г – гуанин

Ц - цитозин

РНК

А – аденин

У – урацил

Г – гуанин

Ц - цитозин


Строение нуклеотидов

(отличия )

Последовательность

мононуклеотидов


За счёт

водородных связей и комплементарности:

А-Т; Т-А; Г- Ц; Ц-Г

Различные

формы

цепи


Хромосомы ядра,

хлоропласты,

митохондрии

Ядрышки, рибосомы,

митохондрии, пластиды, цитоплазма


Хранение

и передача

генетической

информации в цитоплазму и по наследству

Копирование информации (транскрипция), перенос информации (трансляция), участие в синтезе белка


3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

3.1 Размножение организмов

3.2Онтогенез – индивидуальное развитие организмов

Оплодотворение

Рождение или выход из яйцевых оболочек

Смерть


Постэмбриональное развитие

Эмбриональное

развитие


Периоды

Этапы


Пострепродуктивный

Репродуктивный

Дорепродуктивный

Зигота – диплоидный одноклеточный зародыш


Типы развития


Непрямое с метаморфозом

Прямое без метаморфоза

Дробление

Формирование многоклеточного однослойного зародыша – бластулы


Классы:

пресмыкающиеся,

птицы,

млекопитающие

Классы:

насекомые, ракообразные, рыбы, земноводные

Типы : черви, моллюски


Гаструляция

Формирование двухслойного зародыша – гаструлы

    Эктодерма – покровы тела (наружных эпителий, кожные железы, эмаль зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника.

    Энтодерма – эпителий кишечника, пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы.

    Мезодерма – все кишечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, ткани половых органов.

Органогенез

Формирование осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечной трубки


- Нейрула и в последствии

формирование органов


4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

4.1 Основы генетики

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Г.Мендель – основоположник генетики.

Генетическая терминология: гибридизация, гибриды, чистая линия, альтернативные признаки, доминантный признак, рецессивный признак, гомозиготная особь, гетерозиготная особь, аллельные гены, фенотип, генотип.

1.Закон единообразия первого поколения гибридов

2. Закон расщепления признаков

3. Закон независимого наследования признаков


Р АА х аа

желт. зеленые

F 1 Аа

желт.

единообразие

по фенотипу 100% желт.

по генотипу 100% Аа

Р F 1 Аа х Аа

жел. жел.

F 2 АА, Аа, Аа, аа

ж. ж. ж. з.

Расщепление

по фенотипу: 3 ж. : 1 з.

по генотипу: 1 АА: 2Аа: 1аа

Р ААВВ × аавв

ж.гл. з.м.

F 1 АаВв

ж.гл.

Р F 1 АаВв х АаВв

ж. гл. ж. гл.

F2 Расщепление по фенотипу:

9ж.гл. : 3ж.м. : 3з.гл. : 1 з.м.

по генотипу:

1: 2: 1: 2: 4: 2: 1: 2: 1


Неполное доминирование

(гетерозиготные потомки имеют промежуточный генотип)

Р АА х аа РF 1 Аа х Аа расщепление по

крас. бел. розов. розов. фенотипу и генотипу

одинаково:

F 1 Аа F 2 АА, Аа, Аа, аа 1: 2: 1

розовые кр. роз. роз. бел.


5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

5.2 Эволюция человека

Эволюция

это развитие процесса или явления.

Согласно этой теории, современные виды растений и животных произошли естественным образом из более ранних, простейших форм. А эти, в свою очередь, берут начало от еще более простых форм, и так далее в течение миллионов лет до самого начала жизни в ее самой простой форме - просто маленького сгустка желеобразной протоплазмы.


Антропогенез

(греч. anthropos - человек, genesis - происхождение, возникновение) -

происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.


Предки человека. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25-30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид , или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).


Основные этапы эволюции

ЭТАПЫ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ

Дриопитеки - общие предки человекообразных обезьян и людей (25 млн. лет назад).

Древесный образ жизни, стадность

Стадия протантропа. Австрало-питеки -предшественники людей (9 млн.лет назад).

Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности.

Человек умелый.

2-2,5 млн. лет назад.

Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура).

Стадия архантропа (питекантропа ). Человек прямоходящий (питекантроп - о. Ява; синантроп -Китай, атлантроп - Африка, гейдельбергский человек - Европа).

1-1,3 млн. лет назад

Объем мозга 800-1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем.

Стадия палеоантропа (неандертальца ). Человек неандертальский (200-500 тыс. лет назад).

Объем головного мозга 1200-1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений.

Стадия неоантропа (кроманьонца ). Человек разумный (40 тыс. лет назад).

Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных.

6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ

6.1 Гипотезы происхождения жизни

Экотоп

Биоценоз

Экосистема природный комплекс, образованный живыми организмами и абиотической средой, которые связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Беляев Д.К. Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Биология в таблицах , схемах и рисунках: справочное издание / С. С. Акимов, А. Х. Ахмалишева, А. В. Хренов – М.: Лист, 2000.

  3. Биология в таблицах.6-11 классы: справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко – М.:Дрофа, 2000.

  4. Биология / А. А. Каменский, А. И. Ким, Л. Л. Великанов и др. - М.: ЭКСМО, 2003.

    Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии – М.: КМК, 2004.

    Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 11кл.- Саратов, «Лицей»,1997.

    Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 10кл.- Саратов, «Лицей»,1997.

    Иванова Т.В. Общая биология: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова – М.: Просвещение, 2000.

    Короткова Л.С. Дидактический материал по общей биологии: 11 кл.: пособие для учителей общеобразоват. школы. - М.: Просвещение, 1985.

    Левитина Т.П. Общая биология: словарь понятий и терминов / Т.П. Левитин а,М.Г. Левитин . - СПб.: Паритет, 2003.

    Мамонтов, С.Г. Общая биология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений /С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров - М.: Высшая школа, 2006.

    Общая биология: 11 кл.: метод. пособие / А. В. Кулев. - СПб.: Паритет, 2001.

    Общая биология: 10 кл.: метод. пособие / А. В. Кулев. - СПб.: Паритет, 2001.

    Общая биология: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /под ред. ак. Д. К. Беляева, проф. Г. М. Дымшица -4-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

    Общая биология: учебник для 9-10 классов /под ред. чл.-корр. АН СССР Ю. И. Полянского. – М.: Просвещение, 1984.

  5. Пасечник В.В. Общая биология: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов – М.: Дрофа, 2009.

  6. Пономарева И.Н. Общая биология: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский. – М.: Вентана-Граф, 2002.

    Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности: книга для учителя /В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. – М.: Школа-Пресс, 1996.

Белки – сложные органические соединения, необходимые для нормального функционирования и построения организма. В зависимости от функций выделяют несколько видов белков. Значение белков в организме представлено в общей таблице «Функции белков».

Что такое белок?

Белки – полимеры, состоящие из аминокислот – многочисленных мономеров.
Каждая аминокислота включает:

  • аминную группу (-NH2);
  • карбоксильную группу (-СООН);
  • радикал.

Рис. 1. Строение аминокислот.

Различаются аминокислоты радикалами и количеством аминных групп. Не все аминокислоты образуются внутри организма. Такие биополимеры называются незаменимыми аминокислотами и должны поступать внутрь организма вместе с пищей.

Выделяют четыре типа организации структуры белка в зависимости от сложности:

  • первичная – линейная;
  • вторичная – закручена в спираль;
  • третичная – плотно упакованные вторичные белки (глобулярные);
  • четвертичная – несколько третичных белков, образующих комплекс.

Рис. 2. Структуры белка.

Под действием температуры, облучения, химических веществ структура белка может нарушаться. Разрушение белка называется денатурацией и начинается с четвертичной структуры. Если воздействие было непродолжительным, структура восстанавливается, происходит ренатурация. Разрушение первичной структуры является необратимой денатурацией.

Роль белков

Большинство активных веществ (гормоны, ферменты) являются белками, которые различаются по функциональному назначению. Основные биологические функции белков описаны в таблице.

Функция Описание Примеры белков
Структурная Являются «строительным материалом». Входят в состав клеточных мембран, органелл, хрящей, сухожилий, волос, кровеносных сосудов Кератин, коллаген, эластин
Двигательная Сокращают мышцы, обеспечивают движение жгутиков, хромосом при митозе, органов растений Актин, миозин
Транспортная Переносят молекулы веществ при дыхании и метаболизме, обеспечивают взаимосвязь каждой клетки с внешней средой Гемоглобин, миоглобин, транскортин
Защитная Обеспечивают свёртываемость крови, предохраняют организм от инфекций и чужеродных частиц, поддерживают иммунитет Иммуноглобулины, тромбин, фибриноген
Рецепторная Принимают, задерживают и передают сигналы из внешней среды в клетку Опсин, фитохром, протеинкиназа
Регуляторная Регулируют обмен веществ, контролируют рост, развитие, размножение Глюкагон, тироксин, соматотропин
Ферментативная Участвуют в биохимических реакциях, ускоряя или замедляя процесс Эстеразы, трипсин, пепсин, амилаза
Запасающая Запасают в организме различные жизненно важные вещества – воду, железо, кислород и т.д. Альбумин, глютен, ферритин
Энергетическая При длительном голодании могут использоваться в качестве энергии. Расщепление грамма белка даёт 17,6 кДж энергии Любой белок организма

Белки, в зависимости от выполняемой функции, могут быть встроенными, поверхностными, свободными. Например, глобулярные белки, интегрированные в клеточную мембрану, выполняют транспортную или рецепторную функцию.

Рис. 3. Белки, встроенные в мембрану.

Что мы узнали?

Из урока биологии 10 класса кратко узнали о строении и основных функциях белка. Белок обязательно содержит аминную и карбоксильную группы, количество которых может варьировать. В зависимости от назначения выделяют рецепторные, структурные, регуляторные, ферментативные, двигательные и другие белки.