Константин бестужев рюмин. Бестужев-Рюмин Алексей Петрович

Родился в дворянской семье. Образование получил в частном пансионе Камбека, в Благородном пансионе, в гимназии. В 1847 году поступил на словесный факультет Московского университета , позже перевелся на юридический (окончил в 1851), но юриспруденцией с тех пор не занимался, а начал давать уроки. В студенческие годы он испытал влияние Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева. С середины 1850-х годов началась журналистская деятельность К. Н. Бестужева-Рюмина: он был помощником редактора «Московских ведомостей», пробовал издавать свой журнал «Московское обозрение», в 1859-1865 гг. сотрудничал в журнале «Отечественные записки». В 1861-1869 гг. К. Н. Бестужев-Рюмин - редактор отдела русской и славянской истории в «Энциклопедическом словаре» А. А. Краевского , в 1863-1864 гг. - редактор «Записок Императорского Географического общества», в 1865 году был избран членом Археографической комиссии и вступил в члены Русского исторического общества . В 1864 году он был приглашен преподавать русскую историю в царской семье, что свидетельствовало о признании его научных заслуг, а в 1865 - был назначен профессором кафедры русской истории Петербургского университета и одновременно экстраординарным профессором Историко-филологического института. Параллельно К. Н. Бестужев-Рюмин работал над магистерской диссертацией «О составе русских летописей до конца 14 века». Он провел текстологический анализ «Повести временных лет » и показал, что большая ее часть относится к 10 и 11 векам и что летописание на Руси началось гораздо раньше времени создания этой летописи. В 1878 году К. Н. Бестужев-Рюмин стал заведующим первых в России Высших женских курсов и оставался на этом посту до 1882 года (эти курсы позднее получат название «Бестужевские»).

К. Н. Бестужев-Рюмин придавал большое значение историческим источникам как самостоятельному объекту изучения и фактически стал основателем новой исторической дисциплины - . Одним из первых ученый дал полную классификацию источников, в основу которой были положены их внутреннее содержание и форма: летописи, отдельные сказания, жития святых, записки, письма, юридические памятники и государственные акты, памятники устной и письменной словесности, вещественные памятники, сказания иностранцев. Он неоднократно высказал мысль о том, что материалом для историка служат не только исторические факты, описанные в летописях и грамотах, но и сами эти летописи и грамоты, поскольку в них выразились понятия известного времени и что черпая из источников сведения, необходимо изучать и воззрения писавшего. Много внимания он уделял вопросу об определении степени достоверности летописных известий и датировке составления записей, говоря при этом о важности для науки не только подлинных источников, но и ложных, которые могут быть ценны для изучения «внутренней истории».



Историк; род. в 1829 г. в деревне Кудрешках Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Первоначальное образование (до 11 лет) получил дома, причем уже в этом раннем возрасте предметами его занятий были Плутарх, Карамзин, современные поэты, с Пушкиным во главе, и иностранные языки. Найдя в отцовской библиотеке много исторических книг (в особенности - по русской истории), он рано пристрастился к этого рода чтению; в особенности сильное впечатление произвел на него Карамзин, о котором он и впоследствии, с профессорской кафедры, всегда отзывался с благоговением, как о первом нашем историке-художнике. "По Истории Государства Российского, - писал он в 1866 году, - мы знакомились с тем, что совершалось в дальние годы; в живых образах являлись нам и великие подвиги и позорные деяния; яркие образы запечатлевались в памяти и на всю жизнь становились светлыми маяками..."

В 1840 году Бестужев-Рюмин поступил в Нижегородскую гимназию, где в числе его товарищей был известный впоследствии профессор Московского университета С. В. Ешевский, а в числе учителей - известный писатель П. И. Мельников, которому ученики его были очень многим обязаны. Мельников, редактировавший одно время "Нижегородские губернские ведомости", привлекал наиболее даровитых учеников к литературным занятиям; под его влиянием и Б.-Р. выступил в 1847 г. на литературное поприще - статьей о "Выбранных местах из переписки" Гоголя. Окончив в том же году курс гимназии, Б.-Р. поступил на юридический факультет Московского университета. Здесь он слушал лекции Соловьева, Погодина, Редкина, Кавелина, Буслаева, Морошкина, Грановского и Кудрявцева, и здесь же окончательно определилась его будущая специальность. По окончании университетского курса Б.-Р. остался в Москве, некоторое время был учителем в кадетских корпусах, в 1856-59 гг. - помощником редактора "Моск. ведомостей", а в 1859 - одним из редакторов журнала "Моск. обозрение", в котором, между прочим, напечатал статью "Современное состояние русской истории как науки". В конце этого года он переехал в Петербург и сделался постоянным сотрудником "Отеч. записок", где явилось немало его статей (между прочим - об истории Соловьева, о сочинениях Кавелина, "Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе" - первое по времени обстоятельное и беспристрастное критическое изложение славянофильства). В это же время вместе с Тибленом он перевел знаменитую книгу Бокля "История цивилизации в Англии" и был одним из редакторов "Энциклопедического словаря" Краевского. В 1863-64 гг. был редактором "Записок" Географического общества и членом Археографической комиссии; в 1864 составил для народного чтения книжки: "О крещении Руси", "О Владимире Мономахе и его потомках", "О злых временах татарщины", "О том, как росло Московское государство". С 1865 занял кафедру русской история в СПб. университете, от которого в 1868 г. получил звание почетного доктора за исследование "О составе русских летописей до конца XIV века". В 1872 году вышел первый том его "Русской истории" (до конца XV столетия, с обширным пропедевтическим введением), тотчас же переведенный на немецкий язык (Митава, 1873); первый выпуск 2-го тома "Истории" (до смерти Ивана Грозного) появился только в 1885 году, и затем этот капитальный труд уже не продолжался. С 1865 по 1882 г. Б.-Р. участвовал в разных журналах и в "Русском энциклопедическом словаре" проф. Березина. В 1882 г. он собрал и издал некоторые из своих статей особой книгой, под заглавием "Биографии и характеристики". С 1878 года по 1882 Бестужев-Р. был председателем Славянского благотворительного общества и в то же время стоял во главе основанных им (1878) в Петербурге Высших женских курсов. В 1882 г. после тяжкой болезни он уехал в Италию, где прожил до 1884 г., а осенью этого года оставил университет. Затем, оставаясь членом Археографической комиссии, он был года полтора редактором "Известий Славянского благотворительного общества", а в послание годы помещал и помещает исторические статьи и рецензии в "Журн. Мин. нар. просвещения" и "Русском вестнике". С 1890 г. - член Академии наук. Капитальным трудом К. Н. Бестужева-Рюмина и солидным вкладом в науку является его "Русская история". В ней он является строгим, серьезным ученым, неуклонно верным принципу исторической объективности. Он представитель и поборник всестороннего изучения истории внешней и особенно внутренней и враг философских теорий, всегда более или менее тенденциозных; в своем изложении он прежде всего дает полный критический обзор источников русской истории, начиная с памятников быта (археологических) и оканчивая памятниками литературы и бытописания; затем переходит к указанию и изложению всех научных трудов и исследований, отмечая их с большой библиографической точностью, так что начинающему заниматься русской историей сразу дается здесь и сырой материал, и различные формы и способы его обработки. Собирая и сопоставляя все труды по русской истории, автор занимает по отношению к ним совершенно спокойное и беспристрастное положение и по возможности воздерживается от решительных приговоров. При изложении событий он везде отделяет историю "былевую" (т. е. внешние факты) от истории "бытовой", или культурной, и дает последней несравненно больший объем, с особенным вниманием останавливаясь на формах жизни семейной, общественной, государственной, религиозной и литературной. При этом везде указываются важнейшие источники и пособия, сопоставляются мнения ученых по каждому отдельному вопросу, и общий вывод является результатом обширного и всестороннего предварительного изучения.

{Брокгауз}

Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич (дополнение к статье)

Историк; умер в 1897 г.

{Брокгауз}

Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич

(1829-1897) - историк. В 1851 окончил юридический факультет Московского ун-та, в 60-х гг. начал читать лекции в ун-те. В 1878-82 заведовал Женскими курсами в Петербурге; в 1890 избран академиком. Испытав при установке своих научных воззрений сильное влияние сперва Карамзина, а затем своих учителей по ун-ту - Грановского, Соловьева и др., Б.-Р. не выработал сколько-нибудь оригинальной оценки русского исторического процесса и является в этом отношении идеалистом-эклектиком. Крупные труды его - докторская диссертация "О составе русских летописей" (1868), представляющая собою тонкий и осторожный анализ "начальной летописи", и неоконченная "Русская история", дающая интересные оценки документов и исследований, с тою же характерной для Б.-Р. осторожностью в собственных суждениях, граничащей с расплывчатостью.

Лит.: Шмуpло, Б. Р., Очерк жизни и деятельности К. Н. Бестужева-Рюмина, 1899.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич" в других словарях:

    Бестужев Рюмин, Константин Николаевич (1829 1897), историк. Родился в сельце Кудрешках, Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Он вырос под сильным влиянием Евангелия, Илиады, Орлеанской Девы Жуковского, Евгения Онегина, Плутарха и… … Биографический словарь

    - (1829 1897) российский историк, академик Петербургской АН (1890). В 1878 82 возглавлял петербургские Высшие женские курсы (названные его именем). Труды по русской истории, историографии … Большой Энциклопедический словарь

    Русский историк. Родился в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1851). С 1865 профессор кафедры русской истории… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев Рюмин. Константин Николаевич Бестужев Рюмин … Википедия

    - (1829 1897), историк, академик Петербургской АН (1890). В 1878 1882 возглавлял петербургские Высшие женские курсы (названы его именем). Книги «Русская история» (т. 1 2, 1872 1885), «Лекции по историографии...» (1882). * * * БЕСТУЖЕВ РЮМИН… … Энциклопедический словарь

    К. Н. Бестужев Рюмин … Энциклопедия Кольера

    - (1820 1897) историк, профессор С. Петербургского университета, с 1787 г. председатель Славянского благотворительного общества, хороший знакомый Ф. М. Достоевского. Один из инициаторов организации Высших женских курсов и член Общества для… … Словарь литературных типов

    Историк; ум. в 1897 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Константин Николаевич Бестужев Рюмин Константин Николаевич Бестужев Рюмин (1829 1897) русский историк. К. Н. Бестужев Рюмин родился 14 мая 1829 года в деревне Кудрешки Горбатовского уезда Нижегородской губернии в старинной дворянской семье.… … Википедия

Книги

  • О составе русских летописей до конца XIV века , Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

1.2.5 Россия. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. Николай Иванович Кареев

К основоположникам российского источниковедения часто относят К. Н. Бестужева-Рюмина (1829–1897). К. Н. Бестужев-Рюмин – профессор Санкт-Петербургского университета (1865–1884), академик Петербургской академии наук (1890), преподавал русскую историю будущему императору Александру III. Известен также как публицист и журналист. Его диссертационное исследование «О составе русских летописей до конца XIV в.» (1868) имело источниковедческий характер. Обобщающий труд Бестужева-Рюмина «Русская история» (т. 1–2. СПб., 1872–1885) фактически представляет собой обзор источников и историографии российской истории. Во введении к нему автор систематизировал исторические источники, выделив следующие группы: летописи, жития святых, мемуары и письма, записки иностранцев, «памятники юридические и акты государственные», «памятники словесности», «памятники вещественные». Специальных методологических работ К. Н. Бестужев-Рюмин не оставил, если не считать обзора книги Э. Фримана, в котором он выражает свое полное согласие с изложенным в ней «учением о первоисточниках».

Характеристика исторических и источниковедческих воззрений К. Н. Бестужева-Рюмина, данная Н. Л. Рубинштейном (1897–1963) в фундаментальном труде «Русская историография» (1941), абсолютно созвучна приведенной выше характеристике позитивизма Р. Дж. Коллингвуда, сформулированной примерно в те же годы:

С позитивизмом его [К. Н. Бестужева-Рюмина] связывает и основное требование «объективного» научного знания в его крайней формалистической интерпретации <…>. Объективность знания заключается далее в формальной выверенности конкретного фактического материала. В его представлении задача историка – собирать и проверять основной фактический материал. Его основной большой труд – «Русская история» – является простым сводом выверенных фактических сведений по русской истории <…>. Этот формально-объективистский взгляд на задачи исторического исследования выливается у Бестужева-Рюмина в своеобразное источниковедческое направление всего исторического изучения [здесь и далее выделено мной. – М. Р. ]. Осмысление самой истории как исторического процесса подменяется прежде всего вопросами техники исследования, задачами собирания и изучения исторических источников и материалов. Позднейшие воспоминания С. Ф. Платонова, а также письма А. Е. Преснякова свидетельствуют об отрицательном отношении Бестужева-Рюмина к постановке больших исторических вопросов, о его стремлении в самой педагогической работе направлять историческое исследование в сторону источниковедческой тематики <…>. Неслучайно <…> при этом историографическое значение самого Бестужева-Рюмина связано прежде всего с его источниковедческой работой <…>. Источниковедческое рассмотрение вопроса получило определяющее значение для всего построения «Русской истории» Бестужева-Рюмина. Основная задача историка в его понимании и основное значение всей его работы состояло в сведении воедино всего источниковедческого материала и в подытоживании всей исторической литературы по каждому отдельному вопросу. В его «Русской истории» единственная часть, сохранившая до известной степени свое значение, – это ее «Введение», посвященное источникам русской истории.

Специальная разработка источниковедческой проблематики с позитивистских позиций связана с теоретическими трудами Н. И. Кареева (1850–1931). Н. И. Кареев – профессор Варшавского (1879–1884) и Санкт-Петербургского (1885–1899) университетов, член-корреспондент Петербургской академии наук (1910). Интерес к философии и методологии истории был свойственен Н. И. Карееву на протяжении всей его научной жизни. Диссертацию «Основные вопросы философии истории» он защитил в 1883 г.

В 1913 г. Н. И. Кареев публикует свой основной труд по методологии истории «Историка (Теория исторического знания)», в котором уделяет некоторое внимание работе с историческими источниками, а в 1915 г. – работу «Историология (Теория исторического процесса)».

Как и многие его предшественники, Н. И. Кареев определяет исторические источники описательно, акцентируя внимание на трех моментах: исторические источники – это материальные остатки человеческой деятельности, историк имеет дело по преимуществу с письменными («словесными») источниками и изучает их не ради них самих (как археолог или филолог), а для познания фактов истории:

Материальными остатками от прежней человеческой жизни являются разные предметы повседневного быта людей на разных ступенях развития, начиная от первобытных времен и кончая более или менее недалеким прошлым. Все, что сохранилось от таких вещей, как жилища, одежда, домашняя утварь, орудия всякого рода, оружие, храмы и алтари, изображения богов, могилы и надгробные памятники, игрушки и музыкальные инструменты, статуи и картины, монеты и всякие иные знаки вроде пограничных камней, так называемых тессер и т. п., все это и многое другое такого же характера, доступное непосредственному наблюдению и изучению, составляет, вообще говоря, предмета особой научной дисциплины, археологии. Для историка, конечно, важны все подобные материальные остатки, не как самые вещи, подлежащие исследованию, определению, описанию, классифицированию и т. п., а как своего рода немые свидетели прошедших времен, говорящие нам, как протекала человеческая жизнь в таких-то местах и в такие-то времена. Для археолога все эти остатки суть факты, им изучаемые, для историка они – лишь свидетельства о других фактах, именно о формах прежнего, ныне не существующего быта.

Не эти, однако, материальные остатки, свидетельствующие о прошедших фактах, недоступных для непосредственного наблюдения, составляют главный материал, над которым оперируют историки. Сколько бы ни вкладывал человек своей мысли в дело рук своих, все-таки настоящим органом, при помощи которого он проявляет вовне свою мысль, внутреннее содержание своей психики, может быть только его слово <…>. Следы прежней жизни, дошедшее до нас в форме преданий и записей, отличные от материальных остатков, и составляют главный и основной источник исторического знания, источник очень богатый, донельзя разнообразный и особенно ясно говорящий о прошлом <…>.

Вещественные и словесные памятники, изучаемые археологами и филологами, являются, таким образом, для историков не самостоятельными предметами изучения, не фактами самими по себе, а лишь источниками нашего знания о других фактах, поскольку заключают в себе те или другие свидетельства о существовании таковых. <…> главною опорою исторического знания являются всякого рода свидетельства, заключающиеся в вещественных или словесных памятниках, т. е. в остатках и следах, которые в том или другом виде дошли до нас от прошлого.

Н. И. Кареев, как и Фриман, обращает внимание на необходимость различения исторических источников от произведений историков, исторические источники он, опираясь на опыт европейской историографии, делит на остатки (которые создавались «для удовлетворения житейских нужд») и предания (которые создавались для фиксации памяти), подчеркивая сложность строгого разделения этих двух групп. Н. И. Кареев придает этому делению существенный методологический смысл. Затем он характеризует некоторые наиболее существенные виды исторических источников, выделяя памятники «бытописания»: анналы и летописи, хроники, сказания, мемуары, записки путешественников, жития и биографии и др. Уделяет внимание Н. И. Кареев и критике исторических источников, видя ее задачу в установлении достоверных фактов. К внешней критике исторических источников историк относит определение подлинности, критику текста (выявление изменений, вставок и проч.); к внутренней критике – установление достоверности.

Фактически Н. И. Кареев проанализировал и обобщил накопленный в европейской историографии опыт в области теории и метода изучения исторических источников.

В целом для XIX в. было характерно расширение источниковой основы исторических исследований, введение в научный оборот большого количества исторических источников, детальное изучение отдельных памятников в рамках филологической и исторической критики, под которой понимался весь комплекс источниковедческих процедур – от техники атрибуции исторических источников до методов установления достоверности фактов, обзора и систематизации известного корпуса исторических источников.

Английский историк А. Тойнби (1889–1975) описывает свойственный XIX в. дух индустриализма:

Со времен Моммзена и Ранке историки стали тратить б?льшую часть своих усилий на сбор сырого материала – надписей, документов и т. п. – и публикацию их в виде антологий или частных заметок для периодических изданий. При обработке собранных материалов ученые нередко прибегали к разделению труда, в результате появлялись обширные исследования, которые выходили сериями томов <…>. Такие серии – памятники человеческому трудолюбию, «фактографичности» и организационной мощи нашего общества. Они займут свое место наряду с изумительными туннелями, мостами и плотинами, лайнерами, крейсерами и небоскребами, а их создателей будут вспоминать в ряду известных инженеров Запада.

Таким образом, в течение XIX в. в рамках классической модели науки источниковедение оформилось в качестве неотъемлемой составляющей исторического метода, его задача – помогать историку в вовлечении в историческое исследование добротного исторического материала.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Исторические портреты автора

Из книги Дворцовые тайны [с иллюстрациями] автора

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Граф А.П. Бестужев-Рюмин Но общественное мнение в России и тогда, как всегда, было плохой опорой всякого политического положения. Екатерина искала более надежного союзника. Чрезвычайно пронырливый и подозрительный, непоколебимый в своих мнениях, упорный, деспотичный и

Из книги Запретные страсти великих князей автора Пазин Михаил Сергеевич

Коко Великий князь Константин Николаевич «В Петербурге у меня казенная жена, а здесь – законная», – говорил великий князь Константин Николаевич знакомым, представляя им свою любовницу Анну Кузнецову.Великий князь Константин Николаевич был вторым сыном императора

Из книги Императрица Елизавета Петровна. Ее недруги и фавориты автора Соротокина Нина Матвеевна

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин Лесток был повержен, но интриги против канцлера Бестужева (1693–1766) продолжались. Шла борьба за власть, за влияние на императрицу, и первейшими противниками Бестужева были братья Шуваловы и примкнувший к ним вице-канцлер Воронцов. Шуваловы

Из книги Дворцовые тайны автора Анисимов Евгений Викторович

Секрет «бестужевских капель»: Бестужев-Рюмин Все неприятности с утраУтром 25 февраля 1758 года к канцлеру, графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину приехал курьер и передал устный указ императрицы Елизаветы Петровны - срочно явиться во дворец. Канцлер отвечал, что он

Из книги Толпа героев XVIII века автора Анисимов Евгений Викторович

Алексей Бестужев-Рюмин: секрет бестужевских капель Утром 25 февраля 1758 года к канцлеру, графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину приехал курьер и передал устный указ императрицы Елизаветы Петровны – срочно явиться во дворец. Канцлер отвечал, что он болен… Все знали, чем

Из книги К.Н. Бестужев-Рюмин автора Ключевский Василий Осипович

К.Н. Бестужев-Рюмин 2 января текущего (1897) года мы лишились К. Н. Бестужева-Рюмина, 21 год состоявшего членом нашего Общества. Имя покойного принадлежит русской историографии, в летописях которой историческая критика отведет его ученым трудам подобающее почетное место.

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

1. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1827-1892) Константин Николаевич был вторым сыном Николая I, получил блестящее образование. По воле отца с детства предназначался к военно-морской службе. С 1851 г. - генерал-адмирал. Первое морское плавание совершил в 1835 г. на военном судне

Из книги Русские воздушные богатыри И. И. Сикорского [фото] автора Финне Константин Николаевич

Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского Константин Николаевич Финне Предисловие переводчика Книга «Русские воздушные богатыри И.И.Сикорского» посвящена памяти тех, кто служил, и тех, кто погиб, исполняя свой долг в качестве членов Эскадры воздушных

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Восстание декабристов, 1825 год Иван Якушкин, Николай Бестужев, Владимир Штейнгель, Иван Телешов В 1825 году скончался император Александр I, «царственный мистик», как его стали называть в последние годы жизни. Поскольку обе дочери императора умерли во младенчестве,

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

Здесь был великий князь Константин Николаевич… Уехав на некоторое время из Стамбула по делам службы в Бурсу (ближайшую от Константинополя провинцию), господин С.Н., по возвращении в турецкую столицу узнал о радостном событии: его посетили двое добрых его знакомых,

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич В октябре 1854 г. Император Николай Павлович послал двух своих сыновей в Севастополь с тем, чтобы они разделили с войсками боевые труды и опасности.Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич участвовали в

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

К.Н. Бестужев-Рюмин 2 января текущего (1897) года мы лишились К. Н. Бестужева-Рюмина, 21 год состоявшего членом нашего Общества. Имя покойного принадлежит русской историографии, в летописях которой историческая критика отведет его ученым трудам подобающее почетное место.

Из книги Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей автора Коллектив авторов

Ксения Сак. ОТЕЦ И СЫН: РЕФОРМАТОР И ПОЭТ (вел. кн. Константин Николаевич и вел. кн. Константин Константинович) Время жизни великого князя Константина Николаевича и великого князя Константина Константиновича охватывает колоссальный по своему значению отрезок истории

Сверх того он был назначен экстраординарным профессором . Параллельно Бестужев-Рюмин работал над магистерской диссертацией «О составе русских летописей до конца XIV века» .

Изучение русского летописания

Проведя тщательное изучение летописей, Константин Николаевич убедительно показал, что «Повесть временных лет » является летописным сводом, что свод был составлен в XII веке и его могут быть определены. Бестужев-Рюмин поставил своей целью показать, из каких именно частей состояли летописные своды. Он провел текстологический анализ по определению мест позднейших вставок и показал, что источники древнейших сводов были составлены из ранее созданных отдельных сказаний, погодных записей, списков, редакций и т. п. летописных заметок. Это доказывало, что летописание на Руси началось не с ПВЛ, что свод XII века является уже известной формой обобщения более древнего исторического материала. Большая часть ПВЛ относится к или XI веку . Этот памятник Бестужев-Рюмин назвал архивом, где хранятся следы погибших произведений первоначальной литературы. И поэтому то, что считалось взглядом известного летописца, нужно признать взглядом книжников целой эпохи. Таким образом, Бестужев-Рюмин существенно расширил хронологические представления о начале летописания на Руси. Более того, он обнаружил существование и не вошедших в свод материалов, которые дошли в составе более поздних сводов -XVII веков . Он сумел определить и выделить эти несохранившиеся источники, собрал их и дал в качестве приложения к книге со своими комментариями. Так же Бестужев-Рюмин воссоздал широкую картину географии летописания. Стоит подчеркнуть, что Бестужев-Рюмин указывал на возможность субъективной позиции летописца, на его политическую тенденциозность.

Источниковедение

С 1867/68 учебного года Бестужев-Рюмин стал читать специальные курсы по источникам русской истории и по историографии . Большая смысловая нагрузка лежала на общем методологическом введении, едином для общеисторического и специальных курсов. Оно, фактически, стало само отдельным курсом. Специальные лекции Бестужева-Рюмина нашли отражение в сжатом виде во Введении к 1-му тому его «Русской истории», где автор ставил задачу дать «понятие об истории», указать пути, которыми добиваются научные результаты, ввести в круг имеющихся источников и познакомить с научной обработкой истории.

В лекциях по источникам русской истории Бестужев-Рюмин придавал большое значение источникам как самостоятельному объекту изучения, то есть тому, что впоследствии сложилось в специальную историческую дисциплину - источниковедение. Он неоднократно высказал мысль о том, что материалом для историка служат не только исторические факты, описанные в летописях и грамотах, но и сами эти летописи и грамоты, поскольку в них выразились понятия известного времени, что черпая из источников сведения, необходимо изучать и воззрения писавшего.

Бестужев-Рюмин впервые сказал об отличии исторического источника от исторического исследования. Понятие «источник» Константин Николаевич неразрывно рассматривал с понятием «историческая критика», которое определял как сравнительное изучение текстов, как проверку одного другим.

Много внимания уделял учёный вопросу об определении степени достоверности летописных известий и датировке составления записей. Вместе с тем Бестужев-Рюмин говорил о важности для науки не только подлинных источников, но и ложных, которые могут быть ценны для изучения «внутренней истории».

Одним из первых Константин Николаевич дал полную классификацию источников, в основу которой были положены их внутреннее содержание и форма: летописи , отдельные сказания, жития святых , записки, письма, памятники юридические и акты государственные, памятники словесности - устной и письменной, памятники вещественные, сказания иностранцев . Каждая группа имела развернутую характеристику.

В лекциях по источникам и по историографии Бестужев-Рюмин отводил место истории археографии, обращал внимание на принципы публикации источников.

Историография занимала особое место в течение всей научно-исследовательской и профессорско-преподавательской деятельности Бестужева-Рюмина. Он был первым историком России, для которого историография стала доминантой.

Наиболее значительной работой Бестужева-Рюмина 1850-х годов была статья «Современное состояние русской истории, как науки», опубликованная в «Московском обозрении» за 1859 год . Формально она представляла собой рецензию на первые восемь томов «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. Но в действительности её содержание было значительно шире. По существу, в ней впервые давалась краткая история развития русской исторической науки с XVIII века до современного автору времени. Большое историографическое значение имеют статьи Бестужева-Рюмина «Различные направления в изучении русской народности», «Методы исторических занятий», цикл из трех статей «Славянофильское учение и его судьбы в русской литературы», в которых учёный отходит от западничества и называет славянофильское учение одним из самых важных явлений в истории умственного развития России. Учёный разрабатывал все основные виды историографических работ: изучение последовательного развития исторической науки, проблемная историография и персоналии.

Курс русской истории

Главный труд Бестужева-Рюмина - «Русская история». Первый том «Русской истории» (до конца XV столетия) вышел в 1872, первый выпуск 2-го тома «Истории» (до смерти Ивана Грозного) появился в 1885 году . В этой работе учёный выступил противником теоретических умозаключений и сам избегал высказывать категоричные суждения. Автор планировал дать сжатую историю от древнейших времен до начала XIX века включительно. Первый том открывает краткое Предисловие и обстоятельное введение методологического характера. Изложение конкретной истории начинается описанием расселения, религии, быта и условий жизни славян и их соседей. Затем оно делится на три периода (варяжский, удельный, татарский) и должно было быть доведено до середины XV века . Это время автор называл началом нового периода в жизни Русской земли, когда на двух её половинах начинали слагаться два государства - Московское на Востоке и, изданные уже после смерти автора. Периоду начала XVII века Бестужев-Рюмин всегда уделял большое значение, видя в Смутном времени объяснение многого и для предшествующего, и для последующего. Из-за ухудшения здоровья он не смог закончить третий том. Все рассматриваемые в книге вопросы начинались с обзора существовавших в науке мнений, в примечаниях указывались первоисточники и литература. В его работе на первом месте стояла внутренняя история (бытовая). Много внимания Бестужев-Рюмин уделял развитию земских учреждений (общинному самоуправлению) в Московском государстве.

Исходя из положения Соловьева об истории как народном самосознании, Бестужев-Рюмин утверждал, что только более постоянное, более прочное может быть предметом народного самосознания, только его движение, изменение составляют сущность народной жизни, определяют её рост и развитие. Следовательно, вся внешняя история, подвергнутая беспрерывным изменениям, должна отойти на второй план. На первом плане должна быть более стабильная внутренняя история, так как она преимущественно характеризует общество и народ. Бестужев-Рюмин считал, что история есть изображение развития народа - говорил о составе общества, управлении, суде, верованиях, литературе, о материальном состоянии.

Заслуга ученого состоит в том, что он не ограничивался рассмотрением ведущих княжеств, а равномерно прослеживал историю всех удельных княжеств по отдельности, показывая особенности каждого из них.

14 (26) мая 1829 г. в с. Кудрешки Горбатовского уезда Нижегородской губернии в старинной дворянской семье родился Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, академик Петербургской Академии наук , русский историк и публицист, основатель Высших женских курсов в Петербурге .

Образование Константин Николаевич получил в частном пансионе Л. Ф. Камбека, а затем воспитывался в Благородном пансионе при Нижегородской гимназии. В 1851 г. он окончил юридический факультет Московского университета , но юриспруденцией никогда серьёзно не занимался. В студенческие годы будущий исследователь испытал сильное влияние русских историков Т. Н. Грановского , К. Д. Кавелина, С. М. Соловьёва .

С середины 1850-х гг. К. Н. Бестужев-Рюмин стал помощником редактора газеты «Московские ведомости», пробовал издавать свой журнал «Московское обозрение», а с 1859 г. начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки».

В 1864 г. К. Н. Бестужев-Рюмин стал членом Археографической комиссии и вступил в члены Русского Исторического общества. Тогда же он начал преподавать русскую историю будущему императору Александру III и членам императорской семьи, а также составил для народного чтения книжки «О крещении Руси», «О Владимире Мономахе и его потомках», «О злых временах татарщины», «О том, как росло Московское государство». В 1865 г. учёный был избран доцентом по кафедре русской истории Санкт-Петербургского университета и спустя три года получил степень почётного доктора за диссертацию «О составе русских летописей до конца XIV в.». С 1867 по 1871 гг. Бестужев-Рюмин преподавал русскую историю также в Историко-филологическом институте. Стройная концепция, живые, яркие образы, прочувствованные характеристики придавали большую увлекательность его университетским лекциям; в основу преподавания легло строгое изучение источников, осторожное взвешивание противоположных теорий.

Проведя тщательное изучение русских летописей, учёный доказал, что «Повесть временных лет» является летописным сводом, составленным в XII в. Он провёл текстологический анализ по определению мест позднейших вставок в летописи и показал, что источники древнейших сводов были составлены из ранее созданных отдельных сказаний, погодных записей, списков, редакций и других летописных заметок. Таким образом, Бестужев-Рюмин существенно расширил хронологические представления о начале летописания на Руси и воссоздал широкую картину его распространения.

Будучи убеждённым сторонником женского образования, Бестужев-Рюмин с 1871 г. стал читать лекции по русской истории на Владимирских (Алларчинских) женских курсах. А в сентябре 1878 г. стал официальным учредителем и первым директором Высших женских курсов, которые получили название «Бестужевских».

Главным вкладом К. Н. Бестужева-Рюмина в науку стала критическая разработка проблем источниковедения и историографии. Его основной обобщающий двухтомный труд «Русская история» представлял собой свод источников и их позднейших интерпретаций. У него было много учеников, но принцип «научной объективности», которым он руководствовался, стал причиной отсутствия у исследователя так называемой школы. Он никем систематически не руководил и чувствовал, что к такому руководству был не способен.

В 1884 г. из-за болезни К. Н. Бестужев-Рюмин вынужден был отказаться от преподавательской и общественной деятельности. Тем не менее, в 1890 г. он был избран действительным членом Императорской Академии Наук по Отделению русского языка и словесности.

2 (14) января 1897 г. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин скончался от воспаления лёгких.

Лит.: Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики. СПб., 1882; Бестужев-Рюмин К. Н. Князь Володимирский Всеволод Мономах и потомки его, Мономаховичи, или о временах княжеских смут и усобиц. СПб., 1865; Бестужев-Рюмин К. Н. О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском. СПб., 1864; Бестужев-Рюмин К. Н. О составе русских летописей до конца XIV века. СПб., 1868; Бестужев-Рюмин К. Н. О том, как росло Московское княжество и сделалось русским царством. СПб., 1866; Бестужев-Рюмин К. Н. Письма К. Н. Бестужева-Рюмина о Смутном времени. СПб., 1898; Бестужев-Рюмин К. Н. Русская история. Т. 1. СПб., 1872; Т. 2. Вып. 1. СПб., 1885; Бестужев-Рюмин К. Н. Рец. на соч. С. М. Соловьёва «История России с древнейших времён. Т. XXV » (М., 1875). СПб., 1877; Бестужев-Рюмин К. Н. Рец. на соч. Ф. И. Леонтовича «Очерки истории литовско-русского права. Образование территории Литовского государства» (СПб., 1894). СПб., 1896; Бестужев-Рюмин К. Н. Рец. на соч. Н. М. Павлова «Русская история от древнейших времён. Первые пять веков родной старины (862-1362 гг.). Т. 1» (М., 1896). СПб., 1896; Бестужев-Рюмин К. Н. Рец. на соч. П. В. Голубовского «История Смоленской земли до начала XV века» (Киев, 1895). СПб., 1898; Киреева Р. А. К. Н. Бестужев-Рюмин и историческая наука второй половины XIX в. М., 1990; Малинов А. В. К. Н. Бестужев-Рюмин. Очерк теоретико-исторических и философских взглядов. СПб., 2005; Платонов С. Ф. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин // Русский исторический журнал. Кн. 8. Пг., 1922; Шмурло Е. Ф. Очерк жизни и научной деятельности К. Н. Бестужева-Рюмина. 1829-97. Юрьев, 1899.