Блок добывания знаний и умений (2). Проверьте знание конкретного материала

Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА


Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля­ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти­повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

(творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по­казатели плотности населения в мегалополисах со сред­ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис­тике урбанизации в США.

Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

за­дание (для удовольст­вия).

Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас­четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми­ровом промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве по отдельным видам продукции. Проанализи­руйте их.

Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур­сы США способствуют развитию многоотраслевой про­мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля­скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня­ется? Примените типовой план характеристики отрас­ли промышленности страны (региона).

Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран СШАввозят железную руду. Чем это вызвано?

Используйте экономическую карту США и карту ма­шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от­расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Сформулируйте и запишите выводы.

Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад­министративно-территориального деления США в ат­ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав­ный «кукурузный» штат.

Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

(творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно­го из этих городов. В качестве «гида» проведите не­большую «экскурсию» по городу.

Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

(творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

кое!) выбору).

Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

(творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат­кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

(итоговое). типологические черты населе­ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви­де следующей таблицы:

Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи­более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас­ширить этот перечень по собственному усмотрению.

3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан­ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Объясните почему:

1. Северо-Восток США получил наименование «мас­терская нации».

2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.

3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наи­большее число туристов.

6. В США и Канаде в последние десятилетия повысил­ся интерес к освоению районов Севера.

Какие проблемы возникают:

1. Всвязи с ускоренной индустриализацией Юга и За­пада США?

2. В связи с тем что экономика США начинает все бо­лее зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

Согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизи­рованная зона в США?

2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?

3. В США и Канаде господствует фермерский тип сель­ского хозяйства?

4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?

5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?

6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?

7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?

Можете ли вы:

1. Найти на карте города США, упоминаемые в ос­новном тексте темы 9, и по памяти расположить их с вос­тока на запад?

2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочно­го», «хлопкового» штатов США?

3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Даль­ний Запад, Калифорнию?

4. Сказать, какой из приведенных ниже показателейхарактеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

5. Перечислить виды минерального сырья, по которымКанада является мировым производителем и экспортером?

Используйте текст учебника и карты для ответа на во­просы:

1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направле­нии?

3. Какие природные, социально-экономические и исто­рические причины способствовали развитию Северо-Вос­тока США?

Представьте себе:

1.Что вы посетили один из больших городов СШАили Канады. Опишите его.

2. Что вы захотели познакомиться с промышленнос­тью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы по­бывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприя­тии по производству электронных изделий, 3) автомобиль­ном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?

3. Что у вас появилась возможность поработать на:1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) ле­сопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

Заполните пропуски в следующих фразах:

1.Экономической столицей США считается..., но сним все более конкурирует... .

2. Большая часть территории Среднего Запада выхо­дит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

3. К числу важных сельскохозяйственных культур ЮгаСША относится... .

4. В канадской провинции... большинство жителей го­ворит по-французски.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 9

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту и народы Северной Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче­ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима­та, вод, почв и растительности Северной Америки. (Гео­графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Северной Америки в конце XIX-первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материалы части I данного учебника. 5. Понятия и термины: заповедник, фермер.

Что нужно знать

Ведущие идеи темы 9:

1. Врезультате распада мировой социалистической си­стемы и Советского Союза роль США в мировой поли­тике и экономике возросла. 2. Новые отношения между Россией, другими странами с переходной экономикой и США стали важным фактором международной стабиль­ности, изменили к лучшему всю мировую политическую ситуацию.

Главные научные знания темы 9:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения США. 2. Общая характеристика хо­зяйства США. 3. Основные черты географии промышлен­ности, сельского хозяйства, транспорта, природопользова­ния США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. 4. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов. 5. Краткая экономико-геогра­фическая характеристика Канады. 6. Ключевые слова те­мы: 1) североамериканский тип города, 2) «вторая эконо­мика», 3) валовой национальный продукт, 4) постадийная специализация, 5) североамериканский тип транспортной сети, 6) промышленный пояс, 7) сельскохозяйственный по­яс, 8) очаговый тип освоения территории.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. 2. Давать характеристику отрасли промыш­ленности страны. 3. Давать краткую экономико-географи­ческую характеристику страны. 4. Составлять письменное экономико-географическое описание.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

1. План характеристики отрасли промышленности стра­ны (региона):

1. Значение отрасли и размеры ее продукции. 2. При­родные предпосылки для развития отрасли. 3. Структураотрасли. 4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые про­мышленные районы. 5. Зависимость отрасли от экспортаи импорта. 6. Общий вывод; перспективы развития отрас­ли.

2. План характеристики отдельной страны:

1. Основные черты ЭГП. 2. Хозяйственная оценка при­родных условий и ресурсов. 3. Основные черты воспро­изводства, структуры и размещения населения. 4. Общаяхарактеристика хозяйства. 5. Основные черты размещения промышленности. 6. Основные черты размещения сельско­го хозяйства. 7. Основные черты географии транспорта. 8. Главные экономические районы. 9. Роль и география внешних экономических связей. 10. Общий вывод; пер­спективы развития.
Тема 10. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА




БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. По «визитной карточке» на форзаце учебника определите формы правления и административно-террито­риального устройства стран Латинской Америки; со­ставьте таблицу в тетради. Сравните эти страны со странами зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.

Задание 2. Используя карту минеральных ресурсов мира и экономическую карту Латинской Америки в атласе и таб­лицы 3, 4 и 5 в «Приложениях», дайте характеристи­ку состава полезных ископаемых в отдельных ее суб­регионах. Объясните черты сходства и различия.

Дополни- Определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых

тельное за- Латинской Америки и нанесите их на контурную карту. Какие предпосылки дание (ус- они создаютдля развития промышленности, для освоения новых ре­сурсных ложненное). районов?

Задание 3. Используйте рисунки 7-9 учебника, таблицы 6, 7 и 8 «Приложений» и карты земельных, агроклиматических и водных ресурсов в атласе для конкретизации характеристики возобновимых природных ресурсов региона.

Задание 4. Используя рисунки 12-14 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, конкретизируйте положения учебника, относящиеся к воспроизводству населения.

Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля­ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти­повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

(творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по­казатели плотности населения в мегалополисах со сред­ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис­тике урбанизации в США.

Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

за­дание (для удовольст­вия).

Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас­четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми­ровом промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве по отдельным видам продукции. Проанализи­руйте их.

Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур­сы США способствуют развитию многоотраслевой про­мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля­скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня­ется? Примените типовой план характеристики отрас­ли промышленности страны (региона).



Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран СШАввозят железную руду. Чем это вызвано?

Используйте экономическую карту США и карту ма­шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от­расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Сформулируйте и запишите выводы.

Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад­министративно-территориального деления США в ат­ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав­ный «кукурузный» штат.

Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

(творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно­го из этих городов. В качестве «гида» проведите не­большую «экскурсию» по городу.

Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

(творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

кое!) выбору).

Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

(творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат­кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

(итоговое). типологические черты населе­ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви­де следующей таблицы:

Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи­более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас­ширить этот перечень по собственному усмотрению.

3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан­ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

  • Практическая работа № 3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.
  • План описания политико-географического положения страны:
  • Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
  • Практическая работа № 5. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
  • Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.
  • Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
  • Практическая работа № 6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.
  • Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
  • Практическая работа № 8. Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.
  • Типы стран по национальному составу.
  • Виды стран по религиозному составу населения.
  • Практическая работа № 9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.
  • Практическая работа № 10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.
  • Практическая работа № 11. Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».
  • Практическая работа № 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономической развитой и развивающейся страны.
  • Практическая работа № 13. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира.
  • Практическая работа № 14. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
  • Практическая работа № 15. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.
  • Практическая работа № 16.
  • Практическая работа № 17. Составление проекта международного туристического маршрута.
  • Практическая работа № 18. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.
  • Практическая работа № 20.
  • Влияние природных факторов
  • На развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения
  • В макрорегионах сша.
  • Практическая работа № 21.
  • Построение картосхемы
  • Главных промышленных и сельскохозяйственных районов
  • Канады.
  • Практическая работа № 22. Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке.
  • План описания программы освоения новой территории:
  • Практическая работа № 23. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы
  • Практическая работа № 24. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.
  • Практическая работа № 25. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.
  • План экономико-географической характеристики страны.
  • Практическая работа № 26. Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы.
  • Экономико-географическое обоснование развития и размещения машиностроения, лёгкой и стекольной промышленности Чехии
  • Практическая работа № 27. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.
  • Практическая работа № 28. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
  • Практическая работа № 29. Составление картосхемы международных экономических связей Японии
  • Практическая работа № 30. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.
  • Практическая работа № 31. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.
  • Практическая работа № 32. Составление прогноза экономического развития стран Африки.
  • Практическая работа № 33. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Практическая работа № 34. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
  • Практическая работа № 35.
  • Практическая работа № 9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.

    Ход работы:

      Используя текст учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, карты атласа (стр. 15), справочную и другую дополнительную литературу, определите общий уровень урбанизации в одном из регионов мира в зависимости от номера варианта);

      Назовите страны с максимальными и минимальными показателями уровня урбанизации в регионе;

      Назовите крупнейшие города региона, численность их населения и страны, в которых они расположены;

      Назовите причины, определяющие уровень и темпы урбанизации в регионе в целом, странах – лидерах и странах – аутсайдерах;

      Назовите главные проблемы региона, связанные с процессом урбанизации;

      Сформулируйте обоснованный прогноз уровня и темпов урбанизации региона в ближайшие 25 – 30 лет.

    Вариант 1. Особенности урбанизации стран Зарубежной Европы.

    Вариант 2. Особенности урбанизации стран Зарубежной Азии.

    Вариант 3. Особенности урбанизации стран Африки.

    Вариант 4. Особенности урбанизации стран Северной Америки.

    Вариант 5. Особенности урбанизации стран Латинской Америки.

    Вариант 6. Особенности урбанизации Австралии и Океании.

    Практическая работа № 10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

    Ход работы:

      Используя текст учебника учебника ”География” Ю.Н. Гладкий, рассказ учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения;

      Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – иммиграции населения и подпишите их названия;

      Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы их определяющие;

      Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков;

      Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.

    Практическая работа № 11. Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».

    Ход работы:

      На контурной карте мира, используя атлас (стр. 2 - 3), учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства;

      Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП;

      Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства;

      Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП;

      Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.

    Практическая работа № 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономической развитой и развивающейся страны.

    Ход работы:

      Используя текст учебника ”География” Ю.Н. Гладкий и карты атласа в зависимости от номера варианта в тетради нарисуйте контур заданной Вам страны;

      Условными знаками покажите размещение основных природных ресурсов;

      Различными цветами заштрихуйте ареалы основных типов экономических регионов страны: высокоразвитые, старые промышленные (депрессивные), аграрные, нового освоения – для развитых стран и столичный, горнодобывающий, экспортного (плантационного) и потребительского сельского хозяйства – для развивающихся стран;

      Укажите отрасли специализации в каждом выделенном регионе;

      Условными знаками обозначьте крупнейшие морские порты страны и основные транспортные магистрали;

      Сделайте вывод о уровне экономического развития страны и особенностях территориальной структуры её экономики.

    Вариант 1. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Великобритании .

    Вариант 2. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Японии .

    Вариант 3. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Алжира .

    Вариант 4. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Канады .

    Вариант 5. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Бразилии .

    Вариант 6. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Австралии .

  • изучить особенности ФГП и ЭГП, населения и хозяйства Канады;
  • охарактеризовать расселение в Канаде.
  • показать, какие отрасли определяют место Канады в международной специализации;
  • способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран;
  • воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
  • Оборудование: настенные карты Канады или США (физическая, экономическая), презентации-слайды, атлас.)

    I. Организационный момент.

    Объявление темы и целей урока.

    II. Объявление оценок за контрольную работу и работа над ошибками.

    Проверка письменного домашнего задания ("путешествие" по Миссисипи от истока до устья).

    Ответы на вопросы.

    А) Как вы думаете, почему в США в последние десятилетия повысился интерес к освоению районов Севера.

    Б) Узнать макрорайон США по описанию.

    Здесь самые высокие в стране горы, самые глубокие каньоны, самые большие пустыни и самые плодородные долины. Здесь наибольшее смешение англо- американской, испано-американской индейской культур, наиболее разительное сочетание огромных городов почти безжизненных пространств (Запад).

    III. Изучение новой темы.

    ФГП и ЭГП.

    По размерам территории (около 10 млн. км 2) Канада уступает только России. Канада, одна из самых больших стран мира, занимает почти всю северную половину Северной Америки и прилегающие к ней острова, среди которых и Ванкувер на западе от материка, Новая Земля- на востоке, а Канадский Арктический архипелаг- на севере. С запада на восток она достигает 7700 км, а с севера на юг - 4600 км. На юге и на западе граничит с США. Протяженность границ (включая Аляску)- 8893 км. Протяженность морского побережья - 243 791 км.

    ЭГП Канады в значительной мере определяется наличием очень протяженной сухопутной границы с США на юге и широких выходов к Атлантическому и Тихому океанам.

    2. Природные ресурсы Канады очень велики. Среди ее полезных ископаемых особое значение имеют никель, медь, железные руды, цинк, золото, нефть, природный газ, калийные соли. Мировое значение имеют гидроэнергетические и лесные ресурсы. Национальным достоянием являются также почвенно-климатические ресурсы степных провинций.

    На нее приходится почти:

    2\3 мировых запасов цинка и никеля;

    2\5 урана и свинца;

    1\3 железных руд, титана, меди.

    Водными ресурсами страна богата. Река Св. Лаврентия соединяет бассейны Великих озер с Атлантическим океаном. Река Макензи впадает в СЛО.

    3. Население.

    Канада - многонациональная страна. Формирование канадской нации происходит в условиях обострения национально-этнических проблем. Самые сложные противоречия связаны с взаимоотношениями между англо-канадцами и франко-канадцами, а также с положением коренного населения.

    Численность населения Канады к 2004 г. достигла 31 млн чел
    Естественный прирост населения ЕП- 5,6 человека на 1000 жителей (рождаемость - 13,3, смертность - 7,7 чел.). Общий годовой прирост населения достигает 1,5 %, доля естественного прироста в нем - 44 %.
    Официальный язык С 7 июля 1969 по Закону об официальных языках английский и французский языки имеют равноправный статус в парламенте, в федеральном суде и государственных учреждениях.
    Средняя плотность населения составляет 3,5 чел. на 1 км 2 . Основная масса жителей (около 90 %) размещается в узкой приграничной полосе юга Канады, эту часть страны часто называют "канадской ойкуменой". На огромных пространствах северной Канады один человек приходится на 3 км 2 .
    Этнический состав По переписи 2001 в Канаде живут 34 этнических группы. Самая большая этническая группа называет себя "канадцами" (39,4%), поскольку большинство канадцев, особенно те, чьи предки приехали во времена колонизации, рассматривают себя как канадский этнос. Далее следуют те, кто называет себя англичанами (34,4%), французами (25,7%), немцами (3,6%), итальянцами (2,8%), украинцами(1,7%), аборигенами (индейцами и эскимосами 1,5%), китайцами (1,4%), голландцами (1,4%), поляками (0,9%), русскими (0,1%).
    Религии. Канадцы исповедуют большое количество религий. По последней переписи 77,1% канадцев считают себя христианами, их бо?льшую часть составляют католики (43,6% канадцев). Наиболее важная протестантская церковь - Объединённая церковь Канады (кальвинисты ); примерно 17% канадцев не связывают себя ни с какой религией, а остальное население (6,3%) исповедует отличные от христианства религии (чаще всего ислам).
    Урбанизация Канада - высокоурбанизированная страна. Городское население составляет 76,6 % всех жителей. Наиболее крупные города - Торонто, Монреаль, Ванкувер, Оттава, Эдмонтон.

    На востоке Канады бoльшая часть продуктов земледелия выращена на равнинах Великих озёр и в долине реки Святого Лаврентия . Юг Онтарио и Квебека выращивание самых различных продуктов, таких как салат-латук , огурец , кукуруза , яблоки , клубника и табак . Квебек является крупнейшим в Канаде производителем молока , обладая вторым по величине поголовьем КРС в стране. Франкоязычная провинция является также крупнейшим производителем молочных продуктов. Второй производитель молока, Онтарио, обладает, в свою очередь, третьим по величине поголовьем КРС. В Атлантических провинциях главным возделываемым растением является картофель .

    Рыболовство. Около 3/4 улова приходится на акваторию Атлантического океана, важный район лова здесь - знаменитая Ньюфаундлендская банка. Большие Банки богаты рыбными косяками, представляющими собой один из крупнейших мировых запасов. Рыбная промышленность Атлантических провинций ловит, главным образом, раков , лангустов , креветок и карпов . Британская Колумбия - это область, доля лосося в улове которой наибольшая во всей Северной Америке .

    Для Канады большое значение имеет пушное хозяйство. Охота всегда была одним из главных занятий аборигенов. На острове Принца Эдуарда звероводческая ферма. Здесь выращивают норку, лисицу, нутрию, шиншиллу.

    6. Транспорт. Густота транспортной сет в Канаде 2-3 км на 1000 км 2 территории. Основная железнодорожная магистраль страны - Трансконтинентальная дорога. Она проходит по южной кромке Канады от Галифакса на востоке до Ванкувера на западном побережье. По длине железнодорожной сети занимает 4 место, уступает США, России и Китая. Двумя основными железнодорожными компаниями страны являются Canadian National Railway и Canadian Pacific Railway . Крупнейший железнодорожный узел страны - Монреаль, за ним следуют Калгари и Торонто. В Торонто, Ванкувере и Монреале имеются современные системы метрополитена.

    Особенно быстро развивается автомобильный транспорт. Протяженность автодорог почти в 10 раз превышает длину железных дорог. Главные города Канады связаны между собой автострадами . Среди них выделяются "Трансканадская автомагистраль". Осуществляется широкая программа строительства дорог, ведущих на Канадский Север. Главная из них (Аляскинское шоссе) была проложена еще в годы второй мировой войны.

    Велика роль водного транспорта. Главными портовыми центрами Канады являются Ванкувер, Монреаль, Галифакс , Сент-Джон и Торонто. Морской путь Святого Лаврентия позволяет большим судам проходить от Атлантического океана до Великих озёр. Ее в Северной Америке называют Великим морским путем. Канал Уэлленд, построенный Канадой в 1932 г., соединяет озера Эри и Онтарио, проходит параллельно р. Ниагаре..

    Трубопроводным транспортом транспортируется внутри страны за пределами горючие полезные ископаемые (нефть и газ).

    По протяженности воздушных линий Канада занимает II место после США. Главными воздушными воротами страны являются Торонто, Ванкувер и Монреаль. Основной авиакомпанией страны считается Air Canada .

    7. Внешнеэкономические связи.

    Доля экспорта в ВВП страны- 22%, это почт вдвое больше, чем в США.

    Экспорт. Импорт.

    1. сырье 1. машины

    2. полуфабрикаты 2. автомобили комплектующие

    3. автомобили и комплектующие 3. сырая нефть

    4. станки 4. химикаты

    5. самолеты 5. электроэнергия

    6. телекоммуникационное оборудование

    Главными внешнеэкономическими партнерами Канады являются США, Великобритания и ФРГ. Канада- член НАФТА, НАТО, НОРАД, ОЭСР.

    Вспомнить как переводятся эти интеграции.

    IV. Закрепление.

    1. Ответить на вопросы после параграфа. .
    2. Назвать виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортером.
    3. Заполните таблицу "Основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады".

    VI. Подведение итогов урока.

    Выставление оценок за участие на уроке.

    V. Домашнее задание.

    1. Устно - прочитать текст учебника, стр.316-318;
    2. Докончить заполнение таблицы.