Что будет если много мечтать. Почему иногда вредно мечтать? Есть ли у мечты отрицательные черты


У каждого из нас есть мечты. У кого-то большие, у кого-то маленькие, но независимо от этого, все они очень важные. И порою, мы не задумываемся, почему их исполнение происходит уже тогда, когда эта самая мечта перестаёт быть таковой. А ведь всё гениальное просто: чем больше мы желаем (привязываемся к желаемому), тем меньше получаем.

Правда возникает вопрос: а как же визуализация, закон притяжения и прочие техники? Ответ на него можно получить из собственного жизненного опыта. Наверняка, каждый хоть раз в жизни замечал, что как только он останавливался в гонке за желаемым, как только забывал про это – старая мечта тут же исполнялась, словно смеясь над горе - мечтателем. Так давайте разберемся, почему так происходит. Почему, когда мы перестаем мечтать, у нас все достигается.

Почему мечты исполняются с опозданием?

Во-первых: как бы банально это не звучало, но ничего нельзя добиться, просто сидя на диване и медитируя. Нужно действовать! Три часа визуализации не заменят одного звонка работодателю. Методы воздействия на божественный разум результативны только если человек идет вперед, слушает свою интуицию и не боится делать шаги к реализации мечты.

Во-вторых: чем сильнее Вы привязывайтесь к мечте, тем сильнее разочаровываетесь впоследствии. Человек только дописал книгу, а уже представил, как на утро проснётся богатым и знаменитым, но в первом же издательстве рукопись не взяли. Что делать? Дорабатывать своё произведение и рассылать его всем возможным издателям. Но ведь хотелось всего и сразу! Мечта не сбылась, и человек забросил работу, переключаясь на что-то другое. Разочарование «убило» все его возможности на самореализацию в литературе.

В-третьих мечтать вредно так как, чем больше Вы желаете, тем больше суетитесь и делаете неверных шагов. Это напоминает сборы перед отпуском, когда Вы две недели вяло перекладывали вещи с места на место, прекрасно зная где что лежит, а потом за три часа до отлёта лихорадочно начинаете бегать по квартире в поиске пропавшего парного носка.

Каждой мечте нужно время на реализацию! Не торопитесь зря, не хватайтесь за тридцать дел сразу, будьте последовательны и логичны. Уделяйте визуализации 20 минут в день, а в остальное время действуйте. Помните о том, что от ваших шагов зависит ваше будущее. Проявляете инициативу и идите вперед!

Мечтать не вредно, гласит народная мудрость. Несмотря на ироничность этой поговорки, в ней очень точно выражено общее наше отношение к одному из самых светлых и дорогих каждому сердцу понятий – к мечте.

Пускай реальность будет самой что ни на есть беспросветной, пускай жизнь сложилась совсем не так, как хотелось, пускай весь мир идет на тебя войной, и уже потеряно все, что только можно было потерять – все это можно пережить, если у человека остается мечта. Она способна вытащить из самой унылой безнадеги, она поднимает нас над буднями и открывает новые горизонты, пронизанные светом надежды на лучшее. Это ее веками воспевали поэты всех народов, к ней стремились в своих благородных порывах самые чистые и бескорыстные сердца.

И вдруг, придя в Церковь, человек сталкивается с крайне негативным отношением к этому понятию, вплоть до прямого отождествления мечты с нечистой силой: «мечтания бесовские». Для многих это обстоятельство становится серьезной преградой на пути воцерковления и может даже совсем отвратить человека от дальнейшего изучения христианской веры.

Как и в большинстве случаев подобного рода, проблема здесь возникает из-за различного понимания и употребления одного и того же слова в просторечье и в церковном обиходе. Дело в том, что у слова «мечта» в русском языке существует множество смысловых оттенков, которые, в конечном счете, и определяют значение этого слова в каждом случае.

Например, когда к мечтательности склонен ребенок, это обычно воспринимается как положительное качество. Но вот словосочетание «великовозрастный мечтатель» – явно сомнительный комплимент. Одно и то же слово применительно к различным возрастным категориям приобретает прямо противоположный смысл. И в разговоре о причинах негативного отношения к понятию «мечта» в христианстве сначала нужно внимательно посмотреть: какие же вообще смыслы этого слова существуют в русском языке.

Прежде всего мечта это – заветная цель, сокровенное желание, исполнение которого должно (по мнению мечтателя) принести счастье. Диапазон таких мечтаний чрезвычайно широк: тут и общий для девушек всех времен и народов «принц на белом коне», и надежды на славу – «мечтаю стать кинозвездой», и карьерные упования – «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», и еще много-много всяких вещей, о которых можно говорить довольно долго.

Для современного человека такая мечта по большей части является неким «воспоминанием о будущем», возможностью хотя бы мысленно вырваться за пределы сегодняшнего своего существования и посмотреть – как же оно там будет, потом? Правда, «потом» это целиком и полностью создано фантазией самого мечтателя, но тут уж деваться некуда: более совершенного способа проникнуть в свой завтрашний день человек пока еще не придумал.

С тем же успехом можно мечтать и о своем прошлом, заново проживая в мыслях те его эпизоды, которые нас почему-либо не устраивают. Ведь в мечтах запросто можно сказать совсем другие слова, совершить другие поступки, и вообще – оказаться куда более умным, смелым и благородным, чем это было на самом деле. Этот вариант мечтательности тоже довольно широко распространен, но в отличие от первого он связан, главным образом, с негативными переживаниями и является своеобразной попыткой «исправить» прошлое хотя бы в таких мысленных спектаклях, где ты являешься уже не просто исполнителем одной из ролей, но еще и режиссером-постановщиком, а также – драматургом.

Есть и другие значения, в наше время ставшие малоупотребительными. Например, использовал слово «мечта» для определения того, что сегодня принято называть – ассоциативным мышлением:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Еще одно такое устаревшее значение можно увидеть у того же Пушкина в поэме Полтава:

…Семью
Стараюсь я забыть мою.
Я стала ей в позор; быть может
(Какая страшная мечта!)
Моим отцом я проклята…

Здесь «мечта» употреблена уже в качестве предположения, гипотетической возможности. Сегодня вряд ли кому-то придет в голову изъяснятся подобным образом, хотя всего лишь два столетия назад подобное словоупотребление не вызывало у читателя вопросов.

А ведь церковно-славянский язык, на котором сформулированы все вероучительные истины христианства, возник гораздо раньше, чем язык Пушкинской поэзии. И поэтому многие слова, которые пришли в нашу речь из тех далеких времен, сегодня воспринимаются исключительно в их современном значении, даже если они и употреблены в церковной литературе. С «мечтой» произошла именно такая история.

Дело в том, что слово «мечтание» на церковно-славянском языке означает буквально – «призрак», некий образ, не имеющий ничего общего с реальностью. В принципе, к этой категории можно было бы отнести плоды тех самых мысленных путешествий в прошлое и будущее, закрыв тем самым все дальнейшие вопросы. Но это было бы слишком простым и поверхностным решением проблемы.

Внимательно рассмотрев современные смыслы слова «мечта», нетрудно сделать вывод: все они предполагают некое свойство человеческого сознания, причем свойство – творческое, способное создавать целые миры, никогда ранее не существовавшие. А одним из основных утверждений христианского учения о человеке, да и вообще обо всем сотворенном мире, является тезис преподобного Максима Исповедника: нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные по своему употреблению. Следовательно, и все свойства человека сами по себе – хороши, поскольку вложены в него Богом ради неких вполне благих целей.

Мечтание осуждается Церковью именно как неправильный способ употребления естественной и изначально доброй способности души к абстрактному мышлению, к созерцательной деятельности ума. Иными словами, литературное творчество и виртуозное вранье какого-нибудь мошенника «на доверии» имеют в основе своей один и тот же источник – способность ума к моделированию житейских ситуаций. Но в первом случае эта способность употреблена для раскрытия перед человеком темных закоулков его души и призыва к покаянию, во втором – для банального выуживания денег из незадачливой жертвы.

И христианство, осуждая мечтание, призывает человека прежде всего к отказу от такого недолжного использования интеллектуальных способностей, к дисциплине ума и сердца, к наведению порядка в той сфере, которая не подвластна никому, кроме самого человека – в сфере его мысли.

писал:

«Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному; от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины».

Вот здесь-то и кроется одна из опасностей мечтательного склада ума. Ведь мечты тоже являются результатом мыслительной деятельности человека.

Рожденные нашим воображением картины могут услаждать нас или пугать, огорчать или радовать. Но в любом случае мы способны управлять ими, придавать им ту или иную направленность, наслаждаться их созерцанием, или в негодовании отвергать их, как только они возникнут у нас в сознании. Этот процесс выбора отношения к мечтам происходит в нас постоянно, и наивно было бы полагать, будто столь важная часть нашей жизни не нуждается в определенной дисциплине и упорядочении.

Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мечтания, о которых стыдно рассказывать даже самому близкому человеку. С точки зрения неверующего человека в этом нет ничего страшного: мало ли кто о чем фантазирует на досуге – главное, чтобы в реальной жизни все было пристойно и в рамках закона. Но в том-то и беда, что самые гнусные преступления совершались маньяками, садистами и насильниками уже после того, как они сотни и тысячи раз совершили их мысленно и этими страшными мечтами подготовили себя к реальным злодеяниям.

Человек может быть внешне вполне благопорядочным и законопослушным, но в душе носить ад самых чудовищных фантазий. В большинстве случаев они так и остаются лишь в мыслях таких «мечтателей». Но даже если их фантазии и не вырвались наружу в виде реального преступления, они все равно калечат человека, выжигая его изнутри.

Видный деятель Русского Зарубежья говорил об этом так:

«…Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца и говорим себе и другим: «Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!» Или иначе: «Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?» Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. ….Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настает для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».

Для борьбы с этой бедой православные аскеты-подвижники, привыкшие к тщательному наблюдению за своим внутренним миром, разработали целую систему «опознания» таких разрушительных фантазий. Сначала в сознании появляется так называемый «прилог» - мысль о грехе, не имеющая визуального наполнения. Затем человек начинает в уме рассматривать эту мысль и как бы собеседовать с ней. Это у отцов называется «сочетание». Потом человек уже услаждается греховным помыслом, представляет себе мысленно, как он мог бы совершить грех - это называется «сосложение». Следующий этап называется – «пленение», когда привычка получать наслаждение от греховных мечтаний настолько захватывает человека, что он не может противиться ей, даже если очень этого захочет. И лишь после этого человек в реальной жизни совершает нечто такое, о чем и сам потом может горько пожалеть.

Остановить это течение от мысли о грехе к самому греху можно на любом этапе, за исключением пленения. Лучше всего, конечно же, отбросить сам прилог, саму мысль о грехе сразу после ее появления. Но для этого необходимо постоянное внимание к своим мыслям, чувствам, проверка их собственной совестью и сопоставление с . Такое устроение души святые отцы называют «трезвением». А вот противоположное устроение, когда мысли человека парят бесконтрольно, в Церкви как раз и называют – мечтательностью.

И даже в тех случаях, когда человек просто валяется на диване и мечтает, скажем, о туристической поездке на Фиджи, все равно такое времяпровождение невозможно назвать полезным, не только с церковной, но и с любой другой разумной точки зрения. Мечтатель как бы откладывает жизнь «на потом», и совсем не дорожит своим настоящим. Проецируя в будущее все, что связано в его представлении со счастьем, такой «диванный» мечтатель рискует никогда не достичь этого счастья. Привычка жить в мире грядущих радостей и свершений постепенно отрывает его от реальности все больше и больше, и, в конце концов, может привести его душу к совершенно плачевному состоянию. Тогда, даже попав на вожделенные Фиджи, он все равно будет мечтать о чем-то еще, потому что уже разучился жить и радоваться жизни здесь и сейчас.

Есть еще одна форма мечтания, от которой предостерегает Церковь. Это – мнительность. Диапазон ее проявлений весьма широк: от банальных подозрений супруга в несуществующих изменах, до серьезных психических расстройств. При канцерофобии (боязни злокачественных новообразований – прим. ред.) , например, человек годами мечется по клиникам и целителям, пытаясь излечить онкологическое заболевание, которого у него нет и никогда не было. И очень обижается на врачей, которые пытаются убедить его в том, что он здоров.

Последовательность рассуждений мнительного человека очень точно передает известный анекдот о семейной ссоре: «Рыбка ты моя! – Рыбка? Это значит – пиранья. А пиранья значит – зубы. А зубы – собака. Ой, мама, он меня сейчас сукой обозвал!»

Более подробно эту же схему можно наблюдать в советском фильме “Блондинка за углом”, когда героиня Татьяны Догилевой в объятьях любимого мужчины внезапно начинает плакать и сквозь слезы объясняет свое поведение примерно так: “Вот поженимся мы с тобой, и родится у нас мальчик, и будет у него все, что душа пожелает, и “поступим” мы его учиться в лучший университет. И вот он поедет в деревню на картошку, и увидит там сарай с подвалом, начнет спускаться в подвал, а тут на него случайно упадет топор, лежащий на полке… И все – нет нашей кровиночки, нашего мальчика!” Несмотря на утрированную форму, здесь хорошо видно, что в основе «трагического» вывода героини лежит не что иное, как мечта. И дальнейшие ее рассуждения также относятся к сфере мечтаний, которыми она умудрилась довести себя до слез в один из самых счастливых моментов своей жизни.

Мечтательность-мнительность может превратить существование человека в кошмар и даже . А причина этому столь же проста, сколь и печальна: обладая способностью мысленно моделировать житейские ситуации, человек постепенно теряет ощущение границы между реальным миром и тем фантомом, который существует лишь в его сознании. И начинает руководствоваться в реальной своей жизни некими предпосылками и выводами из мира собственных фантазий. Результаты этого «руководства» могут быть комичными или трагическими, но об одном можно сказать с уверенностью: жизнь человеку такой «коктейль» из мечтаний и реальности отнюдь не облегчает.

Есть в русском языке такое слово – «возомнить». Означает оно как раз такое вот мечтательное представление человека о себе, о своем месте в мире, об отношениях с другими людьми. Так, Родион Раскольников после долгих мечтаний о том, как благородно он распорядится ценностями, похищенными у старухи-процентщицы, вдобавок возомнил о себе, будто он имеет право распоряжаться еще и чужими жизнями.

Конечно, в жизни возомнившие люди далеко не всегда приходят к той черте, которую переступил герой знаменитого романа . Но можно изрядно себе навредить собственными мечтами-мнениями и не доходя до разбоя с двойным убийством. Например, возомнить, будто начальник недоволен твоей работой и хочет тебя уволить, довести себя этими мечтаниями до невроза, а потом, с удивлением увидеть приказ о твоем повышении, подписанный тем самым «злодеем-начальником».

Мнительность может быть, условно говоря, и «с положительным знаком». Ведь можно намечтать себе и вполне привлекательную картину жизненных обстоятельств, у которой окажется всего лишь один недостаток: она плохо соотносится с настоящей жизнью. Гениальный Пушкин всего в двух строчках сумел выразить подобный взгляд на мир через призму желаемого:

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Однако такая радость от самообмана очень быстро сменится разочарованием, жестокость которого будет прямо пропорциональна полученному удовольствию. И когда в молитвенных текстах встречается прошение к Богу «избави нас от мечтания бесовского», это вовсе не означает, будто христиане считают любую мечту – произведением нечистой силы. Вспомним: в церковно-славянском языке слово мечтание значит – призрак.

Бывает так, что аскет-подвижник возомнит о себе, будто достиг высочайших вершин святости, и тогда злые духи начинают являться ему в различных образах – ангелов, святых и даже Самого Христа. Но все это лишь – призраки, которые могут легко ввести в заблуждение человека, склонного к духовному самообману. Ведь всегда найдутся желающие обвести вокруг пальца простофилю, который и «…сам обманываться рад». И если такой подвижник поверит этим призракам, то может очень серьезно пострадать от своей доверчивости. Именно такого рода мечтания-призраки названы в христианской традиции – бесовскими. Но это совсем не значит, будто Церковь предает анафеме любую мечту вообще.

Любая способность человека заложена в него Богом при сотворении, а значит и способность к абстрактному мышлению, ассоциациям, воображению (с которыми мы обычно связываем понятие мечты) тоже – от Бога, значит – их тоже можно употребить во благо себе и ближним. Вопрос лишь в том, какие цели ставит перед собою человек, использующий эти богоданные свойства, и какое место занимает мечта в его жизни.

Так, мечтою часто называют некую положительную жизненную программу на будущее – некий план собственного развития на много лет вперед с определенной целью. Например, юноша говорит, что мечтает стать хирургом. Для этого он усиленно изучает анатомию и физиологию, поступает в медицинский институт, посещает дополнительные семинары, практикуется в «анатомичке», читает огромное количество литературы по специальности, ассистирует при операциях, и, наконец, сам становится практикующим хирургом.

Такое отношение к своей мечте можно только приветствовать, потому что она является мощным стимулом к деятельности, помогает человеку выстроить свою жизнь и определиться в выборе жизненного пути.

В конце концов, и многие нынешние священнослужители тоже ведь мечтали когда-то стать батюшками. И в этом смысле словосочетание «мечтать не вредно» является совершенно справедливым.

Но бывает и так, что человек вместо реализации своей мечты уходит в нее, прячется в ней от реального мира, словно улитка в раковину. Такая мечта способна отнять у человека его настоящую жизнь, подменив ее миром бесплодных грез и фантазий. Тогда из путеводной звезды она становится призраком, мешающим определить правильное направление. И вряд ли кто-нибудь возьмется оправдывать подобную мечтательность.

Церковь не отнимает у человека его мечту, она говорит лишь о разумном к ней отношении.

Во что она превратится – в позитивное полагание высокой цели, или в пассивный уход от действительности? Соответствуют ли мечты человека той нравственной норме, которую он определил для себя в реальной жизни? Как не потерять ощущение границы между мечтой и реальностью? Вот вопросы, на которые христианство предлагает свои варианты ответов.

А уж принять их или отказаться – каждый из нас решает самостоятельно.

Витать в облаках, предаваясь мечтам, грезить о несбыточном, строить неосуществимые планы — на все эти приятные занятия мы тратим примерно пятьдесят процентов времени с момента пробуждения и до отхода ко сну. Казалось бы, что плохого в том, чтобы немножко помечтать, разбавив рутину жизни? Однако, как выясняется, бесплодные грезы делают нас несчастными.

Такой печальный вывод сделали ученые из американского университета Гарвард. Исследование проводилось с помощью мобильных телефонов: две тысячи добровольцев установили на свои телефоны специальную программу и время от времени получали запрос о том, чем они сейчас занимаются (прилагался список из 22 видов деятельности).

Кроме того, программа интересовалась, думают ли участники эксперимента о чем-то не связанном с этим занятием, насколько приятны, нейтральны или неприятны эти мысли и насколько в данный момент счастлив пользователь. В распоряжении сотрудников Гарварда, таким образом, оказалось 250 тысяч ответов.

На их основе исследователи сделали вывод, что на витание в облаках мы тратим в среднем 46,9 процента своего дня. Работаем ли, моем ли посуду — мы все равно погружаемся в мысли о том, как здорово было бы , если бы наша жизнь была чуть-чуть или совсем другой.

"Мечтания проникают в наш разум, чем бы мы ни занимались", — сказал один из авторов исследования Мютью Киллингсуорт. Кроме того, опрос показал, что реже всего мы думаем о том, что все могло бы быть лучше, когда занимаемся спортом, болтаем с друзьями или занимаемся сексом. Любовь, по сути, единственное занятие, которое захватывает нас полностью.

А вот работу и банальное сидение за компьютером мы, наоборот, пытаемся разбавить грезами, однако, вместо того чтобы сделать скучное занятие чуть веселее, мечты повергают нас в пучину неудовлетворенности собственной жизнью.

Ученые пришли к выводу, который, впрочем, не является открытием, что люди были бы намного счастливее, если бы жили сегодняшним днем, радовались тому, что у них есть сейчас, а не размышляли о том, как все когда-нибудь станет прекрасно.

Профессор Дэниель Гилберт отметил, что, возможно, "режим мечтания" работает в нашем мозгу по умолчанию и в то же время именно возможность строить планы, грезить и думать абстрактно делает человека человеком.

"Человек отличается от животных тем, что способен думать о том, что могло бы с ним случиться или случилось когда-то. Эта способность — определенная ступень эволюции, она помогает нам учиться, рассуждать и планировать, но у нее есть определенная цена", — сказал Гилберт.

По его словам, многие философские и религиозные учения объясняют человеку, что счастье нужно находить в текущем моменте, т. е. жить здесь и сейчас, не мечтая о чем-то невероятном. Профессор полагает, что философы правы и что излишняя мечтательность делает человека несчастным.
Как уже усмирить "блуждающий разум"? Ученые считают, что отвлечься от вредных мыслей можно просто рисуя, не что-то конкретное, а обычные каракули. Бессмысленные завитки и линии помогают человеку сосредоточиться и заняться делом.

Вы наверняка грезили о прекрасном принце, блестящей профессиональной карьере и прекрасной внешности. Возможно, вы настолько уходили в мечтания, что забывали о реальности. Ваши мечты отнимали массу времени, которое можно было бы использовать с толком: на учебу, повышение своей квалификации, занятия в фитнес клубе или прогулки с подружками. Мечты мечтами, а сидя дома и витая в облаках, вряд ли встретишь мужчину. Не прикладывая определенных усилий, невозможно сделать карьеру. И фигура ваша лучше не станет, если вы будете поглощать бабушкины пирожки, пребывая в мечтаниях о своей прекрасной жизни. В принципе, это вообще очень вредно, постоянно рассуждать, якобы да кабы, может быть, а вот повезет, и так далее. Это неэффективно, постепенно у вас вырабатывается привычка ничего не делать, а только мысленно рассуждать, и вы превратитесь в зануду. В своих грезах вы будете бесцельно проводить бесценное время (особенно если это происходит в молодости, когда жизнь должна бить ключом), и возвращаясь из мечты в реальность, терпите разочарование.

Нужно делать реальные вещи, ставить цели и достигать их. И тогда вы сможете приблизиться к своей мечте. И тогда не важно, насколько реальна или нет ваша мечта. Если она довольно примитивна и вполне решаема, например, красота. Тогда, приложив определенные усилия, вы обязательно добьетесь успеха, и ваша мечта осуществится.

Итак, как только мечтания нахлынут на вас, подумайте о том, что:

Мечта забирает ваше время

Вы вырезаете из своей прекрасной жизни большой кусок времени, которого вам хватило бы на активные действия. А потом удивляетесь, почему не успеваете сделать дела в течение дня. А может быть, вы просто провели драгоценные минуты или часы на бессмысленные мечтания. Мечта может привести к депрессии. В мечте у вас все прекрасно, там все идеально. Вы иногда так глубоко уходите в свои грезы, что теряете связь с реальностью. А настоящая ваша жизнь вас совсем не удовлетворяет. Учеными установлено, что чем меньше человек доволен своей жизнью, тем больше он мечтает. И наоборот. Поэтому, образуется замкнутый круг. Особенно романтичными и мечтательными особами являются именно женщины. Так вот, вместо того чтобы заняться поиском интересной работы, скинуть лишние килограммы или заняться поиском своей второй половины, она только сидит и мечтает об этом. Чтобы разорвать этот круг, нужно реально что-то делать. Не делать глупостей и менять свою жизнь в корне, а начать с малого. Если вы мечтаете стать успешной и богатой бизнес-леди, надо записаться на курсы в бизнес-школу или начать небольшой бизнес, исходя из своих возможностей. Если ваша розовая мечта - огромный дом на берегу моря, начните с того, что наведите капитальную уборку в своей квартире и купите какой-нибудь дорогой и красивый предмет интерьера, который немного приблизит вас к тому миру, в котором вы живете, мечтая по вечерам.

Жизненная цель нередко заменяется мечтой

Между данными понятиями существует значительная разница. Ведь мечта - это состояние души, оно не требует никаких реальных усилий. Просто мечтай и все. А вот цель - это уже совсем другое, она предполагает активные действия. Вот почему, обычно, если человек устанавливает определенную цель, он ее рано или поздно достигает. А мечта так воображаемой мечтой и остается. Добавьте к своей мечте реальный план действий и следуйте ему. Таким образом, все ваши фантазии превратятся в действительность.

Мечта снижает жизненную активность

На мечты тоже тратится энергия, и на реальную жизнь не остается ни сил, ни времени.

Мечта мешает вам радоваться жизни

Мечтая, мы теряем возможность ценить в полной мере то, что имеем. Мы удрученно мыслим, что вот, как могло бы быть, и параллельно с этим, видим серьезные недостатки своей реальной жизни. А ведь в ней, несомненно, очень много хорошего и прекрасного. Нужно реально смотреть на мир. Справедливо отнеситесь в тому, что вас окружает. Радуйтесь тому, что есть: жизнь, здоровье, молодость, любящие родные и верные друзья. А то, что что-то не получается - это и есть стимул к прогрессу. Будьте активны и жизнерадостны, и мечты обязательно начнут сбываться!

Мечты, движение к мечте, этапы достижения желаемого, мечтать всегда

Ставить цели и быть высокоэффективным человеком модно, мечтать – нет. Однако, именно мечта лежит в основе достижения цели. Экологичное движение к желаемому включает шесть этапов:

мечта,

вера,

цель,

план ,

действие,

результат .

Рассмотрим каждый этап: почему он важен, что и как делать, чтобы двигаться вперед и быть счастливым.

Мечта

Чтобы достичь, чего хочешь, начинать надо с мечты . Увы, взрослые разучились мечтать, хотя мечта – это базовая проверка любой цели. Если мы не позволяем себе мечтать, то не сможем испытать радость от достижения задуманного.

Реализация «чужих» целей приводит к эмоциональному выгоранию, хотя внешне путь может казаться вполне успешным. Бывает, человек сделал карьеру генерального директора, проработав 10 лет без отпуска. А потом понял, что хотел совсем другого.

Если цель не базируется на мечте, на ее реализацию требуется много времени, эмоций и физических усилий. Когда в основе цели лежит мечта, человек силен и энергичен, занимается любимым делом и следует призванию.

Мы способны преодолеть какие угодно сложности, если знаем, ради чего. Когда цель – это и есть мечта, мы понимаем, зачем действуем. Не на логическом уровне, а на уровне внутреннего смысла. Ведь мечта – это и есть смысл жизни.

Виктор Франкл выжил в концлагере, потому что принял на себя роль исследователя социального эксперимента, в который попал не по своей воле. Он мечтал читать лекции, рассказывая о своем опыте заключенного, и благодаря этому преодолел нечеловеческие испытания.

Мечта не обязательно должна быть большой. Речь может идти о покупке автомобиля или чайного сервиза. Возможно, автомобиль для вас означает статус. Приобрести его не составит труда, если вы действительно нуждаетесь в статусе. Если же хотите машину, потому что она есть у соседа, то ее приобретение не принесет счастья.

Мечта – это связь с подсознанием. Люди часто проходят мимо возможностей, потому что не видят их. Так происходит из-за отсутствия связи с внутренним я. Чтобы восстановить ее, рекомендую выполнить упражнение.

Практика «Я через пять лет». В течение месяца каждый день записывайте ответ на вопросы «Какой/какая я через пять лет? Где и с кем живу, чем занимаюсь? На какой машине езжу, как часто и где отдыхаю? В каком ритме живу?». Пишите кратко, на половину страницы в обычной школьной тетради. И самое главное: не подглядывайте в предыдущие записи и не старайтесь анализировать ответы. Изучите их только через месяц.

Как правило, сначала в картине будущего фигурируют текущие цели и ценности. Так, «выгоревшие» трудоголики представляют, что больше не работают. Ближе к концу месяца проявляются истинные мечты и цели, происходит пересмотр жизненного сценария. И трудоголик понимает, что сейчас устал, а через пять лет хочет работать, просто по-другому.

Кейс. Выполняя упражнение, моя знакомая начала с желания развестись и купить новую машину. Представляла себя свободной женщиной, которая живет одна и встречается с другом. К середине месяца поняла, что все-таки хочет замуж. А в конце практики пришла к выводу, что мечтает наладить отношения с теперешним мужем и передумала разводиться. Покупка новой машины также оказалась неверной целью. Вместо этого знакомая решила чаще путешествовать.

Вера

Определив общее направление (смысл жизни или мечту), в соответствии с ним можно выбирать цель. В этом поможет вера.

Мы даже на 1% не ощущаем своих истинных возможностей. Наша мечта и внутреннее я практически безграничны. Однако нужна хотя бы частица веры в то, что мы на многое способны и достойны этого. Важно верить в себя, в людей, которые могут помочь, и в то, что мир даст все возможности для реализации.

Для этого достаточно открыть сердце, но на деле многие не умеют верить по-настоящему. К тридцати годам накапливается большой опыт неудач, включается рациональный ум. Мозг принимает решение за три секунды до того, как мы это осознаем. И он делает это на основе ситуаций, которые случались раньше.

Мозг мудр, он опирается на опыт, не оставляя места для нового. Он говорит: «Не трогай – обожжешься, не ходи – упадешь». Предупреждает: «Ты уже несколько раз просил начальника о повышении, так почему думаешь, что сейчас получится?» В этот момент ум начинает бороться с нами, и вера исчезает.

Как ее вернуть? Следует выявлять ограничивающие убеждения, например: «Я не дорос до того, чтобы получить то, что хочу», «Везет всем, кроме меня» или «У каждого есть потолок, выше головы не прыгнешь».

Такие убеждения ограничивают масштаб веры. Если вы горячо отстаиваете точку зрения, что чудес не бывает, это и есть ваше ограничивающее убеждение. Осознание, что оно у вас есть – уже половина успеха.

Цель

Цель – это вершина айсберга. По методике SMART она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и определенной во времени. Однако фундамент цели составляют мечта и вера. Желательно ставить только такую цель, которая с ними соединена.

SMART и техники достижения цели – внешняя база, а связь с мечтой и верой – внутренняя. Многие работают только с первым, забывая про второе.

Достижение цели, связанной с мечтой, всегда приносит удовлетворение. Однако состояние счастья не требует подвигов, ведь человек может испытывать его здесь и сейчас. С одной стороны, он отчаянно рвется к цели, мечтает о бизнесе, семье или машине. С другой стороны, краткосрочное желание быть счастливым здесь и сейчас отрезает дорогу к достижению крупной цели.

Как преодолеть противоречие между счастьем в моменте и отдаленным счастьем, которое связано с исполнением мечты? Ответ дает Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?». Если фокус человека всегда сосредоточен на «иметь» - иметь машину, иметь квартиру, иметь должность, иметь жену или мужа, - он получает удовольствие от сиюминутного обладания. Тот, кто фокусируется на «быть», также умеет радоваться и быть счастливым в процессе движения и развития.

То есть можно испытывать счастье и от процесса, и от результата. Это приводит к меньшему эмоциональному выгоранию, в том числе при движении к цели. Человек получает как эндорфин, так и дофамин. Эндорфин – гормон счастья в моменте. Дофамин – гормон отложенного счастья. Его выработка усиливается, когда человек испытывает удовольствие от предвкушения.

Все, что вы делаете, должно быть наполнено главной идеей, вашей мечтой. Поэтому самая полезная практика – в течение дня останавливаться и задавать себе вопросы: «Нужно ли мне то, что я делаю сейчас? Насколько это важно для моей цели и мечты?»

Притча. Однажды охранник остановил мудреца и спросил его, кто он и куда идет. Мудрец поинтересовался: «Сколько тебе платит хозяин?». Охранник ответил: «Чашку риса в день». И тогда мудрец предложил: «Давай я буду платить тебе две чашки, а ты пойдешь со мной и будешь постоянно спрашивать, кто я и куда иду».

План

Планирование важно строить так, чтобы ежедневно видеть цель на год или месяц. Многие составляют план на год в декабре или январе. Вскоре забывают о нем, погружаясь в повседневные дела: отвести ребенка в детсад, сходить на тренировку, отдать вещи в химчистку. В марте оказывается, что поставленные цели по-прежнему далеки, а ежедневник с планом на год погребен в дальнем ящике стола.

Главная цель всегда должна быть перед глазами. В соответствии с ней ставьте цель на месяц. Не забывайте уделять ей внимание каждый день. Даже если ничего не сделали в этом направлении, просто перечитайте формулировку, это уже шаг вперед.

Кейс. Клиент хотел переехать в Испанию, но ничего не получалось. Дала ему задание каждое утро по пять минут визуализировать мечту. Через пару недель на него случайно вышел репетитор испанского. Выучив язык, клиент съездил в Испанию на отдых, наладил связи с коллегами и составил план переезда. Увольняясь с работы в России, рассказал начальнику о планах. И тот предложил открыть в Испании филиал своей компании.

Действие

Очень важно делать маленькие шаги в направлении цели. Если непонятно, с чего начать движение, начните с мелочи, пусть даже она не связана с целью напрямую. Иногда человек говорит: «Я хочу дорогой автомобиль, но не понимаю, что мне для этого делать».

Однако если он задумается, то поймет, что для достижения цели ему нужно узнать размер налога на машину или расположение ближайшей парковки. Человек пока не знает, откуда взять четыре миллиона, но может выяснить, во сколько будет обходиться содержание автомобиля, и где он будет стоять по ночам.

Маленькие шаги проверяют цель и позволяют найти с ней новые точки соприкосновения. Например, вы можете встретить человека, который даст ценную информацию. Или первые шаги откроют новые возможности.

Если вы в тупике, поищите статьи или истории людей, которые добились того, к чему вы стремитесь. Узнайте, с чего они начали и что предпринимали. Возьмите на вооружение их опыт: выпишите то, чего раньше не знали и на что обязательно надо обратить внимание.

Практика «ЖЗЛ». Прочитайте книгу из серии «Жизнь замечательных людей» или любую другую биографию. Изучая ее, мы фактически проживаем жизнь героя, перенимаем его особенности и привычки. Прочитали о Махатме Ганди и сами стали чуточку мудрее. Другими словами, мы выводим на сознательный уровень дополнительную субличность, о чем рассказывает Эрик Берн.

Поэтому полезно иметь кумиров - примеры людей, которыми восхищаемся. По этой схеме работают и мотивирующие фильмы. Зритель говорит себе: «Этот парень смог и я смогу». Или столкнувшись с трудной ситуацией, не паникует и откладывает решение на завтра, как Скарлетт О’Хара.

Недавно я дала задание участникам тренинга написать 50 побед и опубликовать список в закрытой группе ВКонтакте. Атмосфера внутри группы сильно изменилась. Люди стали восхищаться друг другом и больше верить в собственные возможности.

Возможно, вы сталкивались с подобным: смотрите на человека и понимаете, что он совершенно обычный, такой же, как остальные. И вдруг узнаете, что он уже многого добился. В этот момент спрашиваете себя: «А почему я не следую его примеру?». Не надо сравнивать себя с великим царем Соломоном. Если ваш коллега или сосед способен на подвиг, то почему вы не совершаете нечто подобное?

Результат

Если вы на своем пути и в потоке, то материальное благополучие появится автоматически. Конечно, не стоит бросать все ради призвания и во всем себе отказывать. Мы живем в материальном мире и должны быть в нем успешны. Однако более быстрые и масштабные результаты приходят, когда мы опираемся на внутренний базис.

Без мечты и веры результат можно достичь лишь огромным усилием, с помощью силы воли. Это потребует серьезных жертв, а результат может оказаться краткосрочным и с кучей побочных эффектов. Вы похудеете за месяц, а в следующем месяце наберете в два раза больше. Или купите автомобиль, но потеряете здоровье и развалите отношения с женой или мужем.

Люди, ведомые большой мечтой, успешны. Они легче добиваются целей. В процессе движения к ним становятся гармоничными, довольными собой и своей жизнью.

Никогда не прекращайте мечтать! Если вы уже нашли смысл жизни и идете к большой цели, параллельно все равно продолжайте мечтать – и об этой цели, и о новой. Чем амбициознее ваши стремления, тем крупнее будут цели, которых вы достигнете.