Что такое процесс и результат. Что лучше – ориентация на процесс или на результат? Что будет если ставить цель, ориентируясь на больше процесс достижения, чем на результат

Образование как процесс

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество.

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам.

Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах.

Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения.

Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание - на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

Двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

Направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

Единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

Взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

Реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностноединых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки. В системе понятий конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия системы той или иной науки отражают исходное, стержневое понятие.

Для педагогики роль стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

Еще в конце 19 века П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно … Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его».

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения.

Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего, систему - педагогическую систему.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса.

Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они достаточны и необходимы для возникновения любой педагогической системы.

Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.

Отношение понятий «образование» и «воспитание» является предметом многих дискуссий. Часто встречающееся в литературе употребление слов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогического процесса не является корректным. Образование как целенаправленный процесс социализации в любом случае включает в себя и воспитание.

Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями, как содержательного плана, так и организационно-технического.

Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт содержания образования, обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры).

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса.

Педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.

Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь - атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.

В России с 1917 года по настоящее время образование претерпело ряд изменений: от системы, обеспечивающей грамотность каждого гражданина Советской России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и, наконец, обязательного среднего образования и далее вплоть до реформ 1980-90 годов. С 1991 года в России в рамках закона «Об образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит к системе 12-летнего образования. В этот период система школьного образования осуществлялась в рамках единообразной школы во всех городах и селах Советского Союза. Образовательный процесс организовывался по единым учебным планам и программам для реализации единых целей и задач.

С 1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы и появились новые образовательные системы — школы-лаборатории, центры творчества, дополнительные образовательные учреждения, колледжи и др. В связи с этим разные школы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам, ставят и решают разные образовательные задачи, предоставляют различные образовательные услуги, в том числе и платные.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей».

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека — это результат реализации всех функции образовательного процесса в их единстве.

Итак, полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Воспитание и обучение обуславливают качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех «потребителей» образовательной сферы - и государства, и общества, и каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

На всем протяжении образовательного процесса основной задачей является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.

Решение как процесс и результат. Решение – волевое воздействие человека на объект управления для решения проблемы, выбор альтернативы для достижения поставленной цели. Решение – предписание к действию с целью решения проблемы.

Решение – есть план разрешения проблемы. Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Компоненты управленческого решения: Акт выбора альтернатив; Способ разрешения проблемы; Управляющее воздействие; Процесс. Решение есть результат труда руководителя получаемый в процессе переработки информации, которая является основным предметом труда руководителя.

Решение как процесс предполагает очередность действий субъекта управления. Процесс – цикличность цикла состоит из строго определенных стадий: 1.разработка и принятие управленческих решений; 2.организация выполнения и контроля управленческого решения. В этом случае решение должно соединять процесс и результат. Под управленческим решением понимается: Поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя; Конечный результат постановки выработки управленческого решения.

Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное на: стратегическое планирование; управление управленческой деятельностью; управление человеческими ресурсами; управление производственной и обслуживающей деятельностью; формирование систем управления компании (методология, структура, процесс, механизм); управленческое консультирование; коммуникация с внешней средой.

Управленческое решение – развернутый во времени логически-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц. Вывод: Принятие управленческого решения - важнейший этап управленческой деятельности. Принятие управленческого решения – это процесс, а результат этого процесса – это само решение.

Решение представляет собой акт органов управления или руководителя, в котором не только определена цель, поставлены задачи, но и предусмотрены исполнители, выделены ресурсы, закреплена ответственность. 4.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Управление как система знаний

Это пограничная наука. Она составляет в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики.. Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимость общения людей и обмена продуктами их..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Связь между теорией деятельности и проектным знанием
Связь между теорией деятельности и проектным знанием. Теоретико-познавательное содержание системы фундаментальных теоретических конструктов включает последовательность и организацию действий проект

Соотношение проектных и традиционных знаний в доктринах неолиберализма в работах Хайека
Соотношение проектных и традиционных знаний в доктринах неолиберализма в работах Хайека. Доктрина – учение, научная или философская. Хайек является представителем лондонской школы в направлении нео

Управленческое воздействие с точки зрения детерминизма и индетерминизма
Управленческое воздействие с точки зрения детерминизма и индетерминизма. Детерминизм: Развитие общества в целом представляет собой сложный процесс эволюции и взаимодействия “спонтанных порядков” –

Роль новой управленческой парадигмы
Роль новой управленческой парадигмы. Парадигма – система взглядов, вытекающих из основополагающих идей той или иной науки, определяющая ее сущность и главных направления развития в тот или иной пер

Особенности управления в обществе
Особенности управления в обществе. С работниками, имеющими высокие профессиональные навыки и высокие социальные потребности, деятельность которых носит творческий характер подходит коллегиальный ст

Методы работы с целевыми образами
Методы работы с целевыми образами. К методам роботы с целевыми образами относится постановка целевого образа, описание его характеристик, способы достижения, с кем можно достигнуть этой цели, с кем

Нормы в составе управленческого проекта
Нормы в составе управленческого проекта. Нормативы – поэлементное составляющие норм. Нормирование – процесс анализа использования ресурсов или состояния других параметров системы управления, разраб

Компенсационные горизонтальные и вертикальные связи
Компенсационные горизонтальные и вертикальные связи. Вертикальные связи – связи между подчиненными и прямыми начальниками. Компенсационно-вертикальная связь – это когда к выданному приказу выдается

Влияние ценностей и чувств на поведение членов управленческой общности
Влияние ценностей и чувств на поведение членов управленческой общности. Менеджер должен учитывать ценностные ориентации людей при постановке целей и разработке способов их достижения. В жизн

Формальные и не формальные общности в управлении
Формальные и не формальные общности в управлении. Формальную составляют руководитель и его подчиненные, находящиеся в зоне его контроля. Например, директор завода и его заместители или заместитель

Факторы управленческих решений
Факторы управленческих решений. Под качеством управленческого решения следует понимать степень его соответствия характеру решаемых задач функционирования и развития производственных систем. На каче

Специфика управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти
Специфика управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти. Особенности управления в государственной службе проявляются прежде всего в конкретных целях, методах оценки резуль

Роль интуиции в управленческих решениях
Роль интуиции в управленческих решениях. Интуиция – чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте. Интуиция при

Параметры проблем
Параметры проблем. Под проблемой понимается ситуация, характеризующаяся различием существующего состояния в объекте управления с желаемым или не обходимым (препятствие к достижению цели). Проблемы,

Образование как воспроизведение культуры не могло не сфор­мироваться как определенная система, внутри которой дифферен­цируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обуче­ния, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. Поэтому, образование как социаль­ный институт, является сложной системой, включающей разные эле­менты и связи между ними: подсистемы, управление, организа­цию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержа­нием, структурированными учебными программами и плана­ми, в которых учитываются предыдущие уровни образования и про­гнозируются последующие.

Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования , т.е. ответ на вопрос, какого человека требу­ет и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризова­ли каждый конкретный временной период ее развития.

Образование как система включает в себя понятие педагоги­ческой системы (по Н.В. Кузьминой). Педагогическая система мо­жет рассматриваться как соотносимая с образовательным процес­сом подсистема в общей системе образования. Она, в свою оче­редь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью струк­турными элементами: цель, учебная информация, средства ком­муникации, учащиеся, педагоги.

Образование как система может рассматриваться в трех из­мерениях, в качестве которых выступают:

· социальный масштаб рассмотрения - т.е. образование в ми­ре, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, об­щественного, светского, клерикального и т.д. образования;

· ступень образования (дошкольное, школьное с его внут­ренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

· профиль образования: общее, специальное (математичес­кое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональ­ное, дополнительное.

С этих позиций образование как систему в целом, можно ха­рактеризовать следующим образом:

· образование как система может быть светским или кле­рикальным, государственным, частным, муниципальным или фе­деральным;

· образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возраст­ной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тре­мя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, уни­верситеты, академии. Каждая ступень имеет свои организаци­онные формы обучения - урок, лекция, семинар и т.д. и спе­цифические формы контроля - опрос, зачет, экзамен и т.д.;


· образование как система может характеризоваться преем­ственностью уровней, управляемостью, эффективностью, на­правленностью;

· образовательная система имеет качественную и количест­венную характеристику, специфическую для своих подсистем;

· образование как система определяется одновременно функ­ционированием и развитием согласно принципу дуальности (в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой).

Образовательная система функционирует и развивается в об­разовательном процессе обучения и воспитания человека, кон­кретнее, - в учебно-воспитательном процессе. Еще в конце XIX века П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в ви­де трубки, по которой культура переливается от одного по­коления к другому, неудобно». «...Сущность обра­зовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его. По сути, в этом определении обра­зовательного процесса подчеркивается, что на всем его протя­жении основной задачей образования является развитие и са­моразвитие человека как личности в процессе его обучения. Об­разование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, со­держанию, формам. Непрерывность образования в настоящее вре­мя, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в ка­честве основной черты.

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-пер­вых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (уче­ния), где сами термины трактуются неод­нозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обу­чения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обу­чения включает с позиции обучающегося освоение знаний, прак­тические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и ком­муникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Развитие человека в процессе образования в значительной ме­ре обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлек­тирующее - подготовка к исследованию субъективного мира (че­ловеческого духа), объективное - подготовка к исследованию объективного мира (природы), систематизирующее - подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки, второго - естественные науки, третьего - математика. Эти три вида раз­вития часто бесполезны один для другого. «Поэтому и соответ­ствующие трем видам формального развития таланты: гума­нитарно-научные, естественнонаучные и математические - в высшей степени своего развития взаимно исключают друг дру­га и тем самым обнаруживают свою различную природу».

Все последующее образование, предполагающее фуркацию (раз­деление), осознанно или интуитивно основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры - гуманитарная и естественно-научная (технокра­тическая).

Образование как результат может рассматриваться в двух пла­нах. Первый - образ того результата, который должен быть по­лучен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта . Современные образователь­ные стандарты включают требования к качествам человека, за­вершающего определенный курс обучения, к его знаниям и уме­ниям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально до­стижимое представление социокультурного опыта, сохраняю­щееся в идеальной форме.

Второй план существования результата образования - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интел­лектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и уме­ний позволяет ему адекватно действовать на этой основе в лю­бой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоиналь-но-содержательной. Так, общеобразовательная школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным об­разованием. В результате, широкое и системное образование, делающее чело­века образованным, закладывает основу чувства собственного до­стоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.

Многие учат ставить конкретные цели, привязанные к определенной дате, которые можно измерять и так далее (всем известный SMART). Я и сам долго ставил подобные цели. При таком подходе человек ориентируется на результат выполнения поставленной цели, а сам процесс достижения цели упускается. Да и не совсем ясно, что делать с этой целью потом, после ее достижения. Ограничивая цель конкретным результатом, привязанным ко времени, мы тем самым ограничиваем длительность радости, которое мы испытаем при достижении цели.

Что будет если ставить цель, ориентируясь на больше процесс достижения, чем на результат?

Попробую продемонстрировать разницу между постановкой «цели-результата» и «цели-процесса».

Пару примеров различной постановки целей:

Пример первый:

Цель - заработать 10 000 долларов. А что после этого? Можно ли снова зарабатывать меньше, либо нужно ставить цель заработать больше? Допустим, 15 000 долларов. Во втором случае мы снова попадаем в ловушку «что же дальше» и снова оказываемся на карусели в погоне за новым значением одной и той же цели.

Как можно сформулировать эту цель по-другому? Хочу жить в достатке, хочу ни в чем себе не отказывать, хочу, чтобы доход увеличивался на 15% в месяц. Вопросов нет, эта цель не конкретна и вряд ли пройдет проверку СМАРТом, но зато становиться ясно - что с этим делать потом. Быть богатым - не значит заработать определенную сумму денег. Это значит иметь достаток и сбережения, которые постоянно растут и множатся.

Люди, ставя цель заработать какое-то количество денег или купить квартиру или машину, думают, что они станут богатыми. Но это вовсе не так. Люди после достижения таких целей не становятся богатыми, а те кто все же зарабатывают сумму своей мечты не могут понять, почему они не получили ожидаемого счастья и что им делать дальше.

Вы любите детей?

Не особо. Но сам процесс...

Как больше наслаждаться жизнью или Метапрограмма "ориентация на процесс и ориентация на результат"

Что это такое и как это может нам помочь?

Например, есть люди, которым в сексе нравится сам процесс - прикосновения, поцелуи, долгие занятия сексом. А есть и те, кому важен только результат - скорее бы получить оргазм и перейти к другим делам (поесть, покурить, уснуть, например). Представляете о чем речь, да?! Может, даже вспомнили кого-то…

Другой пример: есть люди, которые едят медленно, разрезая каждый кусочек пищи, и затем так же неторопливо отправляют пищу в рот и долго ее пережевывают, наслаждаясь вкусом. Как думаете, это ориентация на процесс или на результат ?!

И есть те, кто ест быстро, большими кусками, опустошая тарелку в считанные минуты. На что ориентация у этих людей?!

Итак, что такое метапрограмма НЛП "ориентация на процесс и ориентация на результат ", думаю, стало понятно. Теперь посмотрим, как это поможет нам в нашей жизни?

Иногда мы догадываемся, что делаем что-то не очень эффективно, но не вполне понимаем, как это изменить.

Доводилось ли вам видеть, как один человек рассказывает что-то неторопливо и в деталях, а другой его торопит, выпрыгивает уже штанов и умоляет: "К делу переходи уже!"?

Две разные ориентации. У одного на ориентация на процесс - ему нравится беседовать, у другого ориентация на результат - ему хочется быстрее получить информацию и ему безразлична вся сопутствующая лирика. Бывают ли из-за этого конфликты и всплески отрицательных эмоций?! Еще как! А хотелось бы этого как-то избежать?! Это тоже возможно!

В начинающихся отношениях мы часто видим некоторое несовпадение: у девушки чаще бывает ориентация на процесс , мужчины же больше нацелены на результат . По разному, конечно, случается, но, как правило, девушке хочется встреч, взглядов, объятий, разговоров и прогулок, а мужчина не понимает зачем вообще все это нужно. Мы ж нравимся друг другу?! Ну, так понеслась!! Какие прогулки, давай сексом займемся поскорее.

Узнаваемая картинка?!

Вот так и начинаются иногда конфликты. И даже расставания. Люди нравятся друг другу, но если у одного сильная ориентация на достижение результата (заняться сексом как можно скорее), а у другой сильная ориентация на процесс и желание растянуть конфетно-букетный период до бесконечности, то обвинения в том, что "Ты меня не любишь" весьма вероятны. Причем, с обеих сторон.

А что делать-то?!

Ну, для начала определить какая у вас ориентация по данной метапрограмме ?!

В современном быстро меняющемся мире, у нас чаще наблюдается жесткая ориентация на результат , - скорее окончить институт, написать книгу, получить мертификат, быстрей бы вырастить детей, скорей бы добраться до финиша в любом деле.

Станем ли мы счастливее, если по дороге к результату будем думать не только о нем, но и о том, что можно наслаждаться процессом?! Можно ехать куда-то и думать "Ну, когда же уже я туда доберусь", а можно еще посматривать по сторонам и наслаждаться видами, общением, хорошими людьми, которые нам встречаются.

Да, иногда можно увидеть человека, который сосредоточен на процессе и мало думает о результате. Такое встречается чуть реже, но бывает все же и так. Наверное, именно такие люди будут смотреть на то, что происходит вокруг и вечно опаздывать к месту назначения.

Мы не говорим о том, что тут хорошо, а что не очень. Все индивидуально. Хороша та модель, которая помогает вам быть максимально эффективными и счастливыми.

Если же вы чувствуете, что не так счастливы, как хотелось бы, из-за того, что вечно думаете только о результате , или же если вы полностью погружены в процесс и от этого получаете не такие высокие результаты, как могли бы, то есть смысл просто что-то подрегулировать.

Выявите у себя те ситуации, когда ваша нацеленность на результат или на процесс не помогают, а совсем наоборот. И поменяйте настройки в нужную сторону.

Если мужчина занимается сексом 30 секунд или минуту, думаю, его партнерша будет в два раза счастливее, если теперь он станет чуть больше думать о процессе и секс затянется хотя бы на пару минут А если дольше?! А если партнер сделает еще что-то до и что-то после… Жизнь вообще начнет налаживаться

Теперь вы знаете про метапрограмму "Ориентация на процесс и ориентация на результат ". Посмотрите, как у вас с этой метапрограммой . Хотелось бы что-то изменить к лучшему?! Тогда сдвиньте немного фокус внимания в противоположную сторону. Насколько сдвинуть?! Вам виднее. До получения желаемого эффекта, вероятно. Чтобы и процесс радовал, и результаты.