Цитаты о русском языке. Писатели и ученые о русском языке

Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский? Ответ очень прост, русский язык – это единственный в мире язык, слова в котором могут пополняться снова и снова. Из многих выражений и придуманных слов и пополняется наш язык, наша культура, ведь многое, что было популярно у наших бабушек и дедушек переходит и в нашу разговорную лексику, и наши внуки тоже будут говорить нашими фразами.

Русский язык очень сложный, но это не делает его менее привлекательным. Многие писатели говорили, что на русском можно вести любую беседу: признание любви, общение с врагом, дружеская беседа, ведь именно он может передать все чувства и эмоции, лучше, чем какой-либо другой язык. Главное учиться быть грамотным человеком, не стоит кричать на весь свет, что он слишком сложен и что придумали слишком много дурацких правил.

Следует помнить, что язык, на котором мы говорим, это дар наших предков и не учение языка – это равноценно забыть о родных, не принять их культуру, стать чужим среди своих. Особенно печально это слышать от маленького, еще растущего поколения. Они ведь еще не знают, что познав его, можно открыть для себя новый мир. в русском языке существует множество слов синонимов, поэтому составлять стихи не составит никого труда, подбирая нужное слово смысл его не поменяется. Очень забавно узнавать новые слова, ведь слово означающий один предмет или действие по звучанию может ассоциироваться совершенно с другим предметом.

Полюбив язык, он откроет для тебя множество возможностей, все это я проверила на своем личном опыте. Прочитав большое количество книг, уже не вспоминаешь о правилах, и свободно пишешь предложения, не делая никаких ошибок. Вот что значит – богатый русский язык. Так что лучше беречь свой язык смолоду.

Сочинение рассуждение Русский язык необыкновенно богат 6 класс

Мы часто слышим утверждение, что русский язык очень богат. Но так ли это? Давайте разберемся.

Первое, чем шокирует любого иностранца на язык – это количеством синонимов. Например, слово «красивый» можно занимать такими словами, как «потрясающий», «прекрасный», «хороший», «прекрасный», «привлекательный» или же «восхитительный». Вряд ли найдется слово, к которому нельзя подобрать подходящую замену. Это, конечно же, говорит о великолепии и многообразии русского языка.

Также, в отличие, например, от английского, в русском языке не существует правильного построения вопросительных предложений. То есть можно использовать только интонацию при построении вопроса. Перенесение знака препинания, использование разнообразных суффиксов и приставок, изменение порядка слов может также координально изменить смысл предложения. Поражает и количество средств выразительности. При прочтении любого произведения встречается множество эпитетов, олицетворений и метафор.

Не стоит забывать и о том, что среднестатистический человек пользуется всего одной пятой слов всего языка. Это, в свою очередь, тоже говорит о его обширности и необъятности.

В заключение мне хотелось бы сказать, что столь богатый и удивительный язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Для этого стоит употреблять как можно меньше иностранных слов и, конечно же, читать классическую литературу для пополнения словарного запаса.

Сочинение №3 Русский язык необыкновенно (необычайно) богат сочинение-рассуждение

Что может быть дороже, ценнее и ранимее, чем наш родной язык; язык на котором мы говорим? Наш русский язык. На Свете великое множество стран, народов, языков, людей. Но я говорю на русском языке, на нем же пишу, думаю, так как я русский человек. Русский язык по праву считается одним из самых красивых, мелодичных, утончённых и музыкальных языков в мире. Не зря такие великие писатели, поэты, музыканты, как Пушкин, Блок,Чайковский, писали свои произведения на русском языке. А какие прекрасные стихи подарили нам великие поэтессы: Ахматова, Цветаева,Тэффи и многие другие.

Вы только вспомните сколько великих писателей писали на русском языке: Лермонтов, Булгаков, Бунин, Солженицын, Пелевин, Куприн, Пастернак. А как же Ломоносов с его великой теорией трёх штилей? Эта теория положила начала разделению нашего языка по рангам; разделила его на низкий, средний и высокий стиль. Язык стал ещё более разнообразным и уникальным от этого. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным,делает речь человека выразительной и красноречивой.

Русский язык- это наш дар, подарок, и творение Всевышнего. Русский язык такой разный, на нем может говорить и интеллигент и обычный мужик из народа, и от этого язык не станет бледнее, а наоборот он засверкает всеми ипостасями своего величия. Для меня самый красивым языком на свете является русский язык.

Более 145 миллионов человек на земле считают русский язык своим родным языков. Также русский язык является государственный языком в России и в нескольких странах бывшего СССР. На русском языке говорят и за пределами нашей страны; его учат в зарубежных вузах: в Америки, Великобритании, Франции, Германие, Люксембурге. На русском языке заключаются межнациональные договоры, проводят международные встречи. Многие студенты из других стран пытаются посетить нашу страну, чтобы услышит такой родной и красивый русский язык. Как сказал когда-то один великий человек,я перефразирую-"есть на свете много языков, все они созданы для разных дел... А русский язык создан для жизни и размышлений". Я не спорю все языки заслуживают уважения. Но больше всего каждый человек должен любить и уважать свой родной язык, язык на котором он говорит с рождения, на котором мыслит и решает.

И как после этого мы можем не гордиться нашим родным языком? Мы должны им гордится. Это наша прямая обязанность и честь. Я горжусь тем,что я говорю и пишу именно на русском языке. Я считаю, что каждый гражданин нашей страны должен ценить и любить свой родной язык; не загрязнять его иностранными словами, некрасивыми оборотами и диалектами; неправильной фонетикой. Следить за своей речью, относиться к языку с уважением и заботой. Говорить чётко, ярко, утончённо, как позволяет нам делать русский язык. Любите свой язык- он великий наш русский язык. Задача нас, людей говорящих на русском языке-сохранить и преумножить красоту русского языка для будущих поколений. Это наша цель на многие года и столетия вперёд.

Русский язык богат и живописен. Он могучий и живописный.

У каждого человека есть воспоминания из детства. Одни события расплываются мутным пятном, другие оставляют яркие впечатления, запоминаясь с мельчайшими подробностями и деталями. А вместе и с событием запоминается каждая эмоция, испытанная в тот момент

  • Подколесин в пьесе Женитьба Гоголя сочинение

    В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

  • Великие люди говорят великие речи.

    индийская пословица

    Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

    А. С. Пушкин

    Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

    А.Н. Толстой

    …Я ко всем наукам ключ имею,
    Я со всей вселенною знаком -
    Это потому, что я владею
    Русским всеохватным языком...

    Семен Данилов,
    народный поэт Якутии

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

    Ломоносов М. В.

    Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.

    Энгельс Ф.

    Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

    Толстой Л. Н.

    Толстой Л. Н.

    Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький.

    Толстой Л. Н.

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

    Тургенев И.С.

    Русский язык настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и пр., что нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом гениальном наследстве "мужицкой силы".

    Толстой А. Н.

    Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

    Паустовский К. Г.

    Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

    Мериме П.

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

    Тургенев И. С.

    Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

    Лесков Н. С.

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

    Паустовский К. Г.

    Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.

    М. В. Ломоносов

    Кто не знает иностранных языков, тот не имеет понятия о своем собственном.

    Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

    Л.Н. Толстой

    Влечёт меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче.

    Белла Ахмадулина

    Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…

    К. Г. Паустовский

    Язык и золото - вот наш кинжал и яд.

    М. Ю. Лермонтов

    Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.

    Н.В.Гоголь

    Язык, великолепный наш язык.

    Речное и степное в нём раздолье,

    В нём клёкоты орла и волчий рык,

    Напев, и звон, и ладан богомолья

    К.Д. Бальмонт

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,

    Не горько остаться без крова,

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое Русское Слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,

    И внукам дадим, и от плена спасем

    Анна Ахматова

    Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.

    А.П. Чехов

    Где мало слов, там вес они имеют.

    Вильям Шекспир

    Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

    А. Куприн

    Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с передачей некоторого количества новых -будут служить многие столетия после вас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись.

    С.Я.Маршак

    Бессмертие народа - в его языке.

    Язык - это орудие мышления <...> Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

    1934. О драматургии. 1 Соч., т. XII, стр. 357.*

    * (А. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. ГИХЛ, 1947-1951. В дальнейшем цитаты приводятся по этому изданию. )

    Язык - орудие мышления. Язык есть те магические волны, посредством которых художник-писатель, поэт из своего передатчика, находящегося на его плечах, передает приемнику-читателю свои чувства, свои пластические видения, свои идеи. Художник произносимыми или начертаемыми словами как бы играет на клавиатуре мозга своего читателя или слушателя.

    Русский язык настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и пр., что нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом гениальном наследстве "мужицкой силы" <...>

    Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.

    1934. Нужна ли мужицкая сила? 2 Соч., т. XIII, стр. 342.

    Народный язык, алмазный язык всегда рассказывает о жесте полнокровного движения, максимального движения, отчетливого движения.

    1939. К молодым писателям. Соч., т. XIII, стр. 414.

    НАРОД - ТВОРЕЦ ЯЗЫКА

    Что такое родина? Это - весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это - прошлое народа, настоящее и будущее. Это - его своеобразная культура, его язык, его характер, это - цепь совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории.

    1937. Родина! 3 Соч., т. XIII, стр. 179.

    Дивной вязью он (народ. - ред.) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи именами и воспел все, что видел и о чем думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной - землей отчич и дедич.

    1941. Родина. 4 Соч., т. XIV. стр. 161.

    Почему так хорош и художественен язык народной речи? Потому что в народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка.

    1943. Книга для детей. Соч., т. XIV, стр. 353.

    ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

    НАРОДНЫЙ ЯЗЫК - ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

    Ближайшая задача в развитии литературного языка состоит в приближении его к пониманию широких масс. Язык литературный и язык разговорный должны быть из одного материала. Литературный язык сгущен и организован, но весь строй его должен быть строем народной речи <…>

    Народ творит свою изустную литературу. Это - песни, разработки древних сказов, обрядовые песни, заговоры, животный эпос, анекдоты сатирическою и иногда скабрезного содержания. Народ идет путем истинного искусства: экономия материала; обращение со словом, как с вещью, а не как с понятием о вещи, - то есть образность, точность, динамика синтаксиса и т. д.

    Развитие литературного языка теперь должно итти путем изучения народной речи, народного синтаксиса, путем уплотнения, прояснения и экономии языка и, что очень важно, - путем развития глаголов, столь обильных, ярких и мощных в народной речи <...>

    Не преследуя никаких "литературных" задач, премудрые дьяки 5 творили высокую словесность. В их записях - алмазы литературной русской речи. В их записях - ключ к трансформации народной речи в литературу.

    1924. Чистота русского языка. Соч,. т. XIII, стр. 289 - 291.

    В судебных (пыточных) актах - язык дела, там не гнушались "подлой" речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства.

    Увлеченный открытыми сокровищами, я решился произвести опыт и написал рассказ "Наваждение". Я был потрясен легкостью, с какою язык укладывался в кристаллические формы.

    1930. Как мы пишем. Соч., т. XIII, стр. 567.

    Записать такого рода показания - вещь очень ответственная. Дьяки, записывавшие показания, были люди ученые. Они должны были в сжатой форме написать так, чтобы сохранить весь индивидуальный характер данного человека, точно и сжато записать его показания. Нужно было соблюдать сжатость, точность выражения, дать краткие энергичные фразы не на книжном, но на живом языке. Эти записи - высокохудожественные произведения. По ним вы можете изучить русский язык. Это памятники настоящего народного языка, литературно обработанного.

    1933. Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала "Смена". Соч., т. XIII, стр. 499.

    Из этого выходит, во-первых, что вы, писатели, всегда должны галлюцинировать, т. е. научиться видеть, то, что вы описываете. Чем отчетливее вы будете видеть создания вашей фантазии, тем точнее и вернее будет язык вашего произведения. Это путь к созданию алмазного языка. Это язык фольклора нашего народа, это язык зрячих, видящих и полнокровно чувствующих.

    1939. К молодым писателям. Соч., т. XIII, стр. 413.

    ЗА ПРОСТОТУ, ТОЧНОСТЬ И ЯСНОСТЬ ЯЗЫКА

    Новый, разнородный, но спаянный одной годиной десятилетия, оптимизмом возрождения из пепла, уверенностью в грядущем, этот новый читатель... должен появиться стомиллионноголо-вым призраком в новой литературе, в тайнике каждого писателя и, возникнув, сказать:

    "Ты хочешь перекинуть ко мне волшебную дугу искусства, - пиши: честно, ясно, просто, величаво. Искусство, это моя радость".

    1923. О читателе. Соч., т. XIII. стр. 279 - 280.

    Язык должен быть живым, изменяющимся, растущим. Его надо освободить от наслоений, не свойственных простой русской речи, освободить от канонов, пришедших с Запада. Нужно овладеть простотой языка и затем играть ею как угодно. Но вначале - простота, точность, ясность, максимальное возбуждение читательской фантазии, а не насилование ее.

    1933. Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала "Смена". Соч., т. XIII, стр. 500.

    Нужна скупость выражения, скупость слов, отсутствие эпитетов Эпитет надо употреблять с большим страхом, только тогда, когда он нужен, когда без него нельзя обойтись, когда он дает какую-то интенсивность слову, когда вернее, слово настолько заезжено, или настолько обще, что нужно подчеркнуть его эпитетом.

    1933. Праздник идей, мыслей, образов. Соч., т. XIII, стр. 328.

    Будьте скупы на слова. Пусть каждое из них, как заостренная стрела, бьет прямо в цель в сердце зрителя <...>

    В пьесе должно быть только самое главное - драматург пусть будет беспощаден к самому себе: все, что можно убрать, хотя бы и ценное, убирать без сожаления, в жертву экономии, плотности текста и насыщенности действия.

    1934. О драматургии. Соч., т. XIII, стр. 371.

    Спор идет о русском языке: владеть ли этим орудием искусства, усовершенствуя его до высшей чувствительности, чтобы со все большим совершенством и глубиной отображать стремительно несущиеся на подъем события нашей эпохи, ее философию, ее живые персонажи, или принять как аксиому, что советская литература уже сделалась мировой литературой, что книги Панферова и других пролетарских писателей переведены на все языки, успокоиться на этом и спесиво превратить литературу в схоластическую академию, где молодежь будет заучивать безусловные образцы (хотя бы и десятилетней давности)

    Орудие искусства - язык, берущий свой строй из психического движения человека в социальной среде. Как же язык должен быть тонок, точен, деликатен, чтобы играть симфонии образов на таком сложном инструменте, как психика быстро растущего советского пролетарского читателя, предъявляющего все более и более повышенные требования к искусству.

    1934. Ответ Ильенкову. 6 Соч., т. XIII, стр. 343 - 346.

    Нужно учиться методу построения народной речи, учиться видеть человека изнутри, то есть не противопоставляя себя ему, не заучивать язык, не записывать в книжечку народные выражения... Тогда четырехтомный словарь Бодуэна де Куртене 7 оживет, и слова получат снова связь с вещами, с их движением и жестами.

    Там же, стр. 346.

    Нельзя изучать народный язык, выхватывая летучие выражения, оторванные от их жеста, как нельзя больше записывать песни без музыки. Нужно подойти к коренным истокам языка, к началу всех начал - к труду, к трудовым процессам, и только там найти давно потерянный ключ - жест - и отомкнуть им слово.

    Я начал изучать народный язык по сказкам, песням, по записям "Слова и дела", то есть судебным актам XVII века, по сочинениям Аввакума. Я начал слушать его в жизни.

    1939. К. молодым писателям. Соч., т. XIII, стр. 413.

    В новой работе (над эпохой Петра I - ред.) мне много помог покойный историк В. В. Каллаш. Он познакомил меня с архивами, с актами Тайной канцелярии и Преображенского приказа, так называемыми делами - "Слова и дела". Передо мной во всем блеске, во всей гениальной силе раскрылось сокровище русского языка. Я, наконец, понял тайну построения художественной фразы: ее форма обусловлена внутренним состоянием рассказчика, повествователя, за которым следует движение, жест и, наконец, глагол, речь, где выбор слов и расстановка их адекватны жесту.

    1943. Краткая автобиография8 А. Н. Толстого. Соч., т. I, стр. 85.

    Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной народной речи. В русской литературе были уклоны, когда литературный язык уходил от народной речи в некую искусственную форму. Иные писатели переносили на русскую почву французскую галантную, прекрасно сделанную литературную фразу, и недаром так боролся с этим Лев Толстой, который, ломая все, обнажая правду, добивался магической силы слова.

    1943. Книга для детей. Соч., т. XIV, стр. 353.

    РАБОТА ПИСАТЕЛЯ НАД ЯЗЫКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без помарок нельзя. Это вздор - не черкают и не марают только графоманы. Человека должно мучить, если он на странице не найдет ни одного места, чтобы зачеркнуть и переправить. Никто так не марал рукописей, как Пушкин или Лев Толстой.

    1927. Мое творчество. Соч., т. XIII, стр. 554.

    Как я работаю над языком? Я стараюсь увидеть нужный мне предмет (вещь, человека, животное). Вещь я определяю по признаку, характеризующему ее отличительное бытие среди окружающих вещей (пример: в изящной комнате стоит крашеный стул. Я не стану описывать ни его формы, ни материала - определю только: "крашеный"). В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест подсказывает мне глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию. Если одного движения недостаточно для характеристики, - ищу наиболее замечательную особенность (скажем - руку, прядь волос, нос, глаза и тому подобное) и, выделяя на первый план эту часть человека определением (по примеру "крашеного стула"), даю ее опять-таки в движении, т. е. вторым глаголом детализирую и усиливаю впечатление от первого глагола

    Работать над стилем - значит, во-первых, сознательно ощущать это соответствие, затем уточнять определения и глаголы, затем беспощадно выбрасывать все лишнее: ни одного звука "для красоты". Одно прилагательное лучше двух, если можно выбросить наречие и союз - выбрасывайте. Отсеивайте весь мусор, сдирайте всю тусклость с кристаллического ядра. Не бойтесь, что фраза холодна, - она сверкает.

    Какая расстановка слов дает фразе наибольшую эмоциональную силу? Предположим, что скупость и точность уже соблюдены. Ближайшее слово (считаю слева направо), поставленное под главное ритмическое ударение фразы, должно быть именно тем понятием, во имя которого вы создаете данную фразу. Оно должно дать первый рефлекс. Например: "искаженное лицо было покрыто бледностью". Здесь существенно то, что - искаженное лицо. "Бледностью покрыто было искаженное лицо". Здесь существенно - бледность. Существительное в этой фразе не несет никакого рефлекса, так как само собой подразумевается, поэтому "лицо" ритмически само перескакивает во втором варианте фразы на последнее место Место вспомогательного глагола "было" зависит уже только от ритмики

    Меняю ли текст при последующих изданиях? Да. Сколько изданий - столько и текстов. Некоторые романы ("Чудаки", "Хромой барин") по три раза переписывал заново. Брошу переделывать, когда дело пойдет под гору, но - покуда вижу ошибки, значит, еще расту.

    1930. Как мы пишем. Соч., т. XIII. стр. 569 - 572.

    Нужно во всю силу поставить вопрос о языке. Я помню, когда я начал писать рассказы, я по два, иногда по три и четыре раза переделывал их. И во время каждой переделки менялся язык. И вот я задал себе вопрос: почему нужно фразу сказать так, а не иначе, почему так расставить слова, а не иначе? Каковы законы языка? Этого я не знал и не понимал.

    Вначале, чтобы уничтожить эту текучесть, чтобы утвердить в себе язык, я подражал языку Гоголя и Тургенева. Сначала язьику Тургенева, а затем Гоголя. Я брал на слух. Если мой язык был близок к языку Гоголя, значит, хорошо. Но это было плохо потому, что было только подражанием, отсветом большого света <...>

    Когда вы пишете, вы должны видеть предмет, о котором пишете, и видеть его в движении <...> И вот, когда вы увидите предмет в движении, вы найдете глагол этого предмета. Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе.

    1933 Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала "Смена". Соч., т. XIII, стр. 498 - 499.

    Городской человек, да еще кабинетный человек, часто теряет связь между идеями и вещами. Язык становится лишь выражением отвлеченной мысли. Для математика это хорошо. Для писателя это плохо, - писатель должен видеть прежде всего и, увидев, рассказывать виденное, - видеть текущий мир вещей, как участник потока жизни.

    1934. Ответ Ильенкову. Соч., т. XIII, стр. 346.

    Первые рассказы я переписывал по многу раз и все же не мог добиться того необходимого, чтобы фраза стала кристаллически прочной и ясной, чтобы фраза возбуждала в мозгу зрителя подобно вспышке света в фотоаппарате, ясное и четкое образное представление.

    Мысли и художественный образ расплывались в этой путанице, в скользкой ткани языка.

    1934. О драматургии. Соч., т. XIII, стр. 357.

    БОРЬБА С ФОРМАЛИЗМОМ И НАТУРАЛИЗМОМ

    Недавно прочел деловое описание мастерской на заводе; оно начинается фразой: "Розовые пальцы рассвета обшаривали звонкую тишину токарной мастерской" и т. д. Откуда это? - подумалось мне. И вспомнил: "Фиолетовые руки на эмалевой стене полусонно чертят звуки в сладкозвучной тишине" (Брюсов, девяностые годы).

    Как это ни дико, - беллетристика заимствует язык у поэзии, да еще беллетристика с устремлением городским, производственным. Это все равно, как бы топить печи пламенными стихами Верхарна: можно, но не следует.

    Вместо сжатого, делового, активного, умного, живого языка, каким он должен быть у современности, б"ерется орудие, не подходящее для производства. Стальной вал хотят обтачивать не резцом, а розой.

    1925. Достижения в литературе. Соч., т. XIII, стр. 295.

    Искусство не может быть односторонним, как пытались доказать когда-то символисты, презиравшие "толпу", воспринимавшие мир как свое представление. Литературное произведение существует постольку, поскольку оно воспринимается массами, находит в них живой отклик.

    Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некоторые навсегда закрытые письмена давно умерших народов

    В начале моего литературного пути мне трудно давался язык<...>

    То мне казалось необходимым, чтобы фраза гипнотизировала моего читателя "магией" слов, шаманскими ритмами. Эта "магия", наследие символистов и мистиков, эта школа Андрея Белого много наделала нам бед<...>

    Ложью была попытка "акмеистов" пересадить ледяные цветочки французского Парнаса в российские дебри. Сложным эпитетом, накладыванием образа на образ акмеисты подменяли огонь подлинного поэтического чувства

    "Перед ним змеилась пыльная дорога серым ковром". Или: "Ива свесила плакучие ветви вопросительными знаками..." Этакое стремление писать "поэтично", не доверяя простым, так сказать, "подлым" предметам в их собственной поэтичности.

    Ты оказал "пыльная дорога" - в воображении читателя возник образ некоей пыльной дороги; этот образ можно уточнить, индивидуализировать, - правильно. Но ты сейчас уже накладываешь другой образ из другой обстановки - "серый ковер"... Фантазия читателя испытывает то же, что фотографическая пластинка, на которой сняты два изображения.

    Начинающий писатель в самом деле станет думать, что спроста ничего нельзя говорить. И получается: "Город вздыбился", "Железные ночи ломались", "Завод протянул руку рывками виадука".

    1934. О драматургии. Соч., т. XIII, стр. 353, 557 - 355.

    Книги Панферова переведены на все языки Но для нас сегодня его литературная форма - уже противоречие. Вот о чем говорит Горький. Он говорит, что книга Панферова нужна была и хороша в свое время, несмотря на "выкулдыкивание". Сегодняшняя литература должна быть по плечу стране, выходящей на первое место в мире, - сегодня "выкулдыкивания" нам не простят ни наш читатель, ни читатель зарубежный

    Больше нельзя лопатой швырять в книжку слова без разбору. Язык двигается к точности и выразительности через простоту и экономию... Будем мыслить, что мы идем к такому совершенству, когда возможен, например, литературный скандал по поводу лишнего или неправильного эпитета (совершенно так же, как машиностроение идет от точности одна десятая миллиметра к точности одна сотая) <...>

    В самом деле, нельзя представить, чтобы профессор русского языка втолковывал студентам глагол "выкулдыкивать" ...Через два-три года советский читатель будет неизмеримо культурнее тех писателей, кто сегодня женственным голосом требует поливки, или тех, кто сегодня, и не откладывая, не почувствует поставленным себя кверху ногами проклятой диалектикой...

    1934. Нужна ли мужицкая сила? Соч., т. XIII, стр. 342 - 343.

    ПРОТИВ ЗАСОРЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМИ СЛОВАМИ

    Что касается введения в русскую речь иностранных слов, то Владимир Ильич Ленин прав: не нужно от них открещиваться, не нужно ими и злоупотреблять. Известный процент иностранных слов врастает в язык. И в каждом случае инстинкт художника должен определить эту меру иностранных слов, их необходимость. Лучше говорить "лифт", чем "самоподымалыцик", "телефон", чем "дальнеразговорня", "пролетарии", чем "голодранцы", но там, где можно найти коренное русское слово - нужно его находить.

    1924. Чистота русского языка. Соч., т. XIII, стр. 291.

    ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

    Иван Грозный<...> пишет свои письма на живом языке. Но Курбский, принадлежавший к княжеской оппозиции, человек по тому времени высокообразованный и изысканный, отвечает царю "высоким стилем". Строй его речи церковно-книжный, уснащенный греческими, латинскими, польскими словами<...>

    Переворот Петра I сломал лишь внешние формы письменной литературы, но дух ее остался, - она продолжала развиваться вне широких масс, в сторону от них, в пустоту. За весь XVIII век литературный язык переваривает хаос иностранных слов, внесенных в начале века, и вырождается в служебно-придворное славословие<...> Пушкин первый производит революцию словесности. Он ломает четыре столетия и врывается своим гением в стихию народного языка<...>

    Литература ХХ-го века в лице символистов открыто, канонически утверждает французский строй речи. Перед йойной происходит бурное гниение литературного языка. На этом дымящемся навозе возникают литературные секты, вплоть до "ничевоков".

    Октябрьская революция до основания и навсегда разрушила те условия, в которых развивался условный литературный язык. Не напрасно за нынешние годы литература полным лицом повернулась к Пушкину. Это был революционный инстинкт. Ничто не порождается без преемственности. Преемственность послеоктябрьской литературы - Пушкин.

    1924. Чистота русского языка. Соч., т. XIII, стр. 289 - 291.

    Российская изящная словесность с начала возникновения (если не считать уникального изумительного памятника "Слово о полку") до конца XVII века пользовалась давно вымершими формами церковнославянского языка. 9 Это была российская латынь. Народная, живая речь считалась "подлой". Любопытно, как бешеный темперамент Ивана Грозного в письмах к князю Курбскому прорывал эту окаменевшую ткань русской латыни<...>

    Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. Это были гениальные "житие" и "послания" бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума - вся на жесте, канон разрушен вдребезги, вы физически ощущаете присутствие рассказчика, его жесты, его голос. Он говорит на "мужицком", "подлом" языке.

    1934. О драматургии. Соч., т. XIII, стр. 361 - 362.

    Литературным языком допетровской эпохи был церковно-сла-вянский. На нем писали духовные писатели и небольшое количество светских. С Петра церковнославянский язьгк умирает, так как им нельзя было выразить все то новое, что пришло с новой эпохой: ни техники, ни науки, ни экономики и пр. Но откуда было взять новый литературный язык? И вот стали брать немецкие, голландские, французские слова и обороты речи. Стали переносить на русскую почву сложность придаточных предложений немецкого и французского языков.

    1933. Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала "Смена". 10 Соч., т. XIII, стр. 499 - 500.

    Молодой Пушкин черпает золотым ковшом народную речь, еще не остывшую от пугачевского пожара.

    1934. О драматургии. Соч., т. XIII, стр. 363.

    Пушкин учился языку у просвирен. Лев Толстой - складу речи - у деревенских мужиков.

    1934. Ответ Ильенкову. Соч., т. XIII, стр. 345.

    Для меня Лев Толстой - один из четырех главных и любимых: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Л. Толстой<...> Он разрушил плавную, красивую фразу, назначение которой было ласкать слух, ввел во фразу индивидуальный эпитет; выдвинул на главное место существительное и вернул слову пластическую силу. Недаром его упрекали за "тяжелый язык". Он сделал язык орудием изображения.

    1927. Из анкеты для журнала "Огонек". Соч., т. XIII, стр. 300.

    Толстой - гениальный писатель. Он достигает такой высоты своим языком, что глазам больно, до чего вы ясно видите<...> Он до галлюцинации видит движение, жесты и находит соответствующие слова.

    1933. Стенограмма беседы с коллективом журнала "Смена". Соч., т. XIII, стр. 501.

    Я перечитывал Чехова. В чем был секрет его живых слов? За каждой фразой - живой человек, мало того - тип, мало того - эпоха... Меня всегда потрясала последняя фраза доктора Астрова: "А должно быть, в этой самой Африке теперь жарища - страшное дело..." Откуда могла появиться эта Африка, будто приоткрытое окошечко в глубь человека?<...> Я изучал классиков, но у меня не было ключа к тайнам языка Пушкина, Гоголя, Щедрина, Толстого и т. д.

    1934. О драматургии. Соч., т. XIII, стр. 358 - 359.

    Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая все должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному на меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, - считаю, все же, что Лермонтов-прозаик - это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы<...>

    Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы - и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника...

    1939. Из речи на торжественном заседании памяти М. Ю. Лермонтова. Соч., т. XIII, стр. 427 - 428.

    В траурный день пятилетия смерти Максима Горького я хочу напомнить всем, кому дорого художественное слово, литературные заветы Алексея Максимовича о том, как необходимо знать, любить и честно обращаться со словом, этим могучим оружием идеологической борьбы <...>

    Горький воспитывал мастеров литературы, призывал учиться "делу живописи словами у старых мастеров", призывал освоить приемы работы, "секреты" мастерства<...> У классиков Алексей Максимович советовал учиться языку. Язык - один из основных элементов литературы, и уменье пользоваться им, отбирать точные, меткие, отвечающие смыслу определяемого ими понятия слова - вот задача писателя. Так и только так нужно понимать то, что Пушкин учился у московских просвирен, у своей няни Родионовны. Таким именно языком писали классики, тщательно работая над ним, откидывая, как говорит Алексей Максимович, все "случайное, временное и непрочное, капризное и фонетически искаженное, не совпадающее по различным причинам с основным "духом", то есть строем общеплеменного языка".

    Алексей Максимович так формулировал значение языка в классовой борьбе: "Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры..."

    1941. Могучее оружие. Соч., т. XIII, стр. 433 - 434.

    Русский язык - это прежде всего Пушкин - нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

    1934. Книга для детей. Соч., т. XIV, стр. 353.

    О ЯЗЫКЕ ДЕТСКИХ КНИГ

    На каком языке написаны многие из книг, которые предлагаются детям для чтения? Разве у детей, читающих такие книги, захватит дух от радости познания русского языка? Разве дети разглядят что-нибудь сквозь фразы, находящиеся в длительном и каждодневном употреблении? Нельзя, употреблять такие словечки, как "зачитать", "захоронить" или слово "пара" по отношению к непарным предметам: например, "пара книг", "пара дней", "пара лет".

    1943. Книга для детей. Соч., т. XIV, стр. 354.

    О ЯЗЫКЕ ГАЗЕТ 11

    Язык готовых выражений, штампов, каким пользуются нетворческие писатели, тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга. "Буйная рожь" - это образ. "Буйный рост наших заводов" - это зрительная метафора. "Буйный рост нашей кинематографии" - здесь уже полная потеря зрительного образа, бессмыслица...

    1934. О драматургии. Соч., т. XIII, стр. 360.

    Передовые статьи, фельетоны, отчеты, заметки и т. д. пишутся в ряде случаев банальным, штампованным языком, приглаженным под средний уровень, скользящим как давно знакомое и слышанное по сознанию читателя...

    Почему наша кипучая, молодая, творческая, громадная, своеобразная жизнь теряет на страницах некоторых газет свои кра-оки, приобретает скучное, заштампованное лицо?

    Разве у нас нет творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?

    Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира?

    1938. Читатель о газете. Соч., т. XIII, стр. 399.

    Может быть, мы не забыли наш язык, но говорим-то мы и часто пишем не на русском языке.

    Наши газеты, а порой и беллетристика употребляют слово только как понятие, но если слово - только понятие, то язык можно свести к пятистам фразам и на них объясняться, как на эсперанто.

    1943. Книга для детей. Соч., т. XIV, стр. 352 - 353.

    Эссе на тему:

    «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»

    К. Г. Паустовский.

    Русский язык настолько богат, что, по словам К. Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений». Стоит вспомнить, что словарный запас современного человека составляет от 150 до 200 тысяч слов и подобрать синоним можно к любому русскому слову.

    Давайте же потренируемся и попробуем подобрать синонимы к слову доброта. Итак, доброта, ласка, мягкость, добродушие, кротость, гуманность, человеколюбие, человечность, благодушие, сердечность, ласковость, благость, отзывчивость, добросердечие, душевность, мягкосердечие, добротность, добротолюбие, беззлобие, добросердечность, мягкость, добродушность, благодушность и много - много других.

    Можно сделать вывод, что свои мысли русский человек или человек славянской национальности может выразить только русскими словами. И для выражения своих мыслей и чувств синонимов в русском языке огромное множество. Ведь мы с вами в этом только что убедились, подбирая синонимы к слову доброта.

    Но к великому сожалению многие русские люди употребляют слова когда пользуются ненормативной лексикой (то есть употребляют нецензурные слова и выражения, а еще мы эти слова называем мат)! По тому как человек разговаривает, можно определить степень его культуры. А культура неразрывно связана с историей. Не зная своей истории, народ не может гордиться своей страной, не может дать отпор сильным противникам, и в конце концов вымирает…

    А в наше неспокойное и сложное время данных людей можно встретить и услышать все чаще и чаще. На улице, в парке, порой даже в стенах различных учебных заведений. Что очень печально!
    Так давайте уважать себя и наш родной русский язык. Он заслуживает уважительного к себе отношения. А иностранные слова употреблять только по необходимости. Ведь существует такая версия, что ненормативная лексика (то есть нецензурные слова и выражения, или по другому мат) это не исконно русские слова. Это иностранные слова, которые крепко вошли в лексикон современных русский людей. Обошлись же в своё время без них наши предки, когда защищали нашу страну от фашистских захватчиков.

    Я считаю так, что хорошие мысли не выражаются плохими словами...


    Кто из вас не знает удивительных по своей прозрачности и глубине строк А. С. Пушкина об осени:


    Унылая пора! Очей очарованье
    Приятна мне твоя прощальная краса-
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса

    Здесь краски осени переданы и глаголами, и прилагательными. Можно привести множество подобных примеров, подтвер­ждающих слова К. Паустовского. А вот еще один. . Вот как ис­пользует глаголы А.С. Пушкин, описывая зиму:

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл –

    И вот сама

    Идет волшебница зима.

    А вот как описана у Пушкина поздняя осень:

    Роняет лес багряный свой убор,

    Сребрит мороз увянувшее поле...

    Поэты рисуют словами целые картины.
    В. Г. Белинский сказал.... что Русский язык – один из богатейших языков в мире.. . И в этом нет никакого сомнения!

    И.Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне, поддержка и опора, о великий, могучий и правдивый русский язык. Как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы этот язык не был дан великому народу!»

    Как только не высказывались о русском языке многие писатели. Нет ничего удивительного в том, что все они очень любят русский язык. Благодаря ему они могут высказывать свои мысли, писать книги. Писатели прекрасно владеют русским языком, искусно его используют, понимают, насколько он важен. Именно по этой причине они высказываются таким образом, чтобы привлечь других людей к изучению родного языка, заинтересовать им и показать им все его прекрасные стороны.

    Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря. Слова и фразеологизмы называют предметы, явления, признаки и действия окружающего мира. Чем больше человек познает мир, тем больше он открывает в нём нового, и всё новое соответственно называет словами и фразеологизмами.

    В русском языке есть много интересных слов которые обозначают действие предмета, сам предмет или его признак. Глагол, существительное, прилагательное, причастие, деепричастие – это все части речи, которые выделяются в нашем родном русском языке. Слова делятся на мужской род женский и средний. На единственное и множественное числа, на два спряжения и так далее. А есть ли в каком либо еще языке такое разнообразие слов и смысла данных слов? Врядли!

    Так давайте же беречь наш язык! Русский язык! Наш родной язык! Он заслуживает уважительного к себе отношения. А иностранные слова употреблять только по необходимости.

    Родная речь - отечеству основа.
    Приятен слуху наш родной язык.
    Храни его. Душа рождает слово,
    Душа для слов - живительный родник.

    В душе есть Бог, и слово есть у Бога,
    Слова я эти сохранить готов.
    Преодолев сомнения, тревоги,
    Со мной слова - Надежда и Любовь.

    Слова святые - Родина и Вера.
    Народной речи чистая река,
    Я силу слова раскрываю смело,
    В ней истина родного языка.

    Есть в слове сила. Словом исцеляли:
    И зерна истины даны нам на века.
    Хочу сказать, чтоб вы об этом знали:
    И жизнь, и смерть во власти языка.

    Храню язык прекрасной русской речи,
    Родной, к которой я давно привык.
    Она одна с рожденья и на веки.
    Не засоряй Божественный язык!

    Данное стихотворение написано замечательной поэтессой . Эти стихи подтверждают высказывание К. Г. Паустовского « Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». И в этом я с ним совершенно согласна.

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

    И. Тургенев

    Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

    М. Шолохов

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

    И. Тургенев

    Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

    В. Белинский

    Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею.

    В. Белинский

    Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?

    В. Ленин. Об очистке русского языка

    Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

    Н. Лесков

    Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

    П. Мериме

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

    К. Паустовский

    По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

    К. Паустовский

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

    К. Паустовский

    Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.

    Ф. Энгельс

    Нравственность человека видна в его отношении к слову.

    Л. Толстой

    Язык - это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.

    В. Иллич-Свитыч

    Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

    А. Куприн

    Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

    К. Паустовский

    Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

    К. Ушинский

    Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.

    А. Толстой

    Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

    И. Тургенев

    Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.

    Н. Лесков

    Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас.

    П. Вяземский