Народы африки в новое время. История стран Азии и Африки (Новое время)

Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К это­му времени там господствовала своеобразная военно-феодаль­ная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.

В средние века арабские географы объединяли страны Се­верной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ли­вию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное насе­ление Магриба - берберы (в древности их называли ливийца­ми). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, став­ший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.

В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская им­перия. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках ис­панцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).

Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позд­нее и других европейских купцов и работорговцев южнее Ма­рокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Расположенный на крайнем востоке Африканского матери­ка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.

К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на се­вер, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.

Обширные территории современного государства Судан на­селяли к началу нового времени многие племена и народно­сти. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийско­го полуострова арабы. Народности северной части страны вос­приняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нило­тов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других - кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили перво­бытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наи­более значительными из них были Дарфур (столица - Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находив­шийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существо­вало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного сул­таната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жи­телей.



Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было госу­дарством раннефеодального типа с наличием сильного рабо­владельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств - Кано, Кацина, Даура и др.,- на­ходившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Пу­тешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.

Арабские источники сообщают о существовавшем в верховь­ях Сенегала и Нигера большом государстве Гана (территория современной Ганы не входила в его состав). В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, воз­никли школы, города стали центрами культуры. Один из араб­ских географов XI в., описывая столицу Ганы (ее местораспо­ложение пока не установлено), писал: «В городе живут ученые юристы и высокообразованные люди». Гана славилась своими золотыми месторождениями. Арабский географ IX в. утверж­дал, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца». На смену Гане пришло новое госу­дарственное объединение - Мали, включавшее в XIII-XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Ниге­рии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV- XVI вв. большую часть Западной Африки.

Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средне­вековых государств Западной Африки. В них широко приме­нялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовен­ству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, вы­плачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, боль­шинство сельского населения составляли свободные общинни­ки, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также на­родности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые го­сударства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были госу­дарствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.

В XV-XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Мно­гие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испа­нии после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Располо­женный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каи­ром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусуль­манской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.

Но Сонгаи было непрочным объединением различных тер­риторий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские вой­ска. Одновременно начались восстания крепостных - потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.

На побережье Гвинейского залива к началу нового време­ни сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения пер­вобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории совре­менной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на тер­ритории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвиней­ское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государ­ства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.

Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находи­лось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали на­чальные формы государственности.

История стран Тропической и Южной Африки в новое вре­мя стала более или менее углубленно изучаться сравнительно недавно. В первые десятилетия после революции основное вни­мание советских историков фиксировалось на колониальных проблемах и вопросах, связанных с захватом Африки.

Таковы работы М. Павловича «Борьба за Азию и Африку» (1925), Ю. Юга (Гернгрос) «Империализм на Черном континенте» (1929), «Британские колонии в Восточной Африке» (1931), А. Александрова «Французские колонии в Африке» (1930).

Сложнейшие социально-экономические процессы в Африке южнее Сахары в новое время долго оставались малоизученны­ми в советской историографии. Этому препятствовали как огра­ниченность и скудость источников, так и то обстоятельство, что на протяжении продолжительного периода советские африкани­сты главное внимание уделяли изучению актуальных процессов, происходивших в странах Африки после первой мировой вой­ны, - национально-освободительных движений, классовой борьбы на континенте, главным образом на юге Африки.

С 50-х годов советской наукой накоплены уже довольно об­ширные знания по истории Тропической и Южной Африки, в том числе и по новой истории.

В 1954 г. был издан первый капитальный труд об Африкан­ском континенте под редакцией Д. А. Ольдерогге и И. И. По-техина - «Народы Африки». Хотя основное внимание в этом труде уделено этнографии и лингвистическим вопросам, в нем отражена и история Африки с древнейших времен.

В 1963 г. вышло в свет первое энциклопедическое издание по африканским проблемам - «Африка. Энциклопедический справочник» (в двух томах), - представляющее системати­ческий свод знаний по Африке. В справочнике имеется ряд ста­тей по истории отдельных стран и регионов, содержатся мате­риалы о государственных и общественных деятелях Африки, путешественниках, исследователях и т. д. В «Общем обзоре» справочника есть специальный раздел «Африка в новое время» (с XVII-XVIII вв. до 1918 г.).

В 60-70-х годах был издан ряд сборников и коллективных монографий («Проблемы истории Африки», 1966; «Некоторые вопросы истории Африки», 1968.; «История Африки», 1971; «Ис­тория Африки в XIX и XX столетиях», 1972), в которых рас­сматриваются такие проблемы истории Африки в новое время, как общественные отношения и культура (Ю. М. Кобищанов, Н. Б. Кочакова, Н. А. Ксенофонтова, И. А. Сванидзе, И. В. След-зевский), колониальный раздел Африки и освободительное дви­жение ее народов (Ю. Н. Зотова, И. А. Улановская).., становле­ние африканского национализма (М. Ю. Френкель*). Одна из сложных проблем - возникновение и особенности развития работорговли в Африке - анализируется в исследовании С. Ю. Абрамовой «Африка. Четыре столетия работорговли» (1978).

Важным вкладом в изучение новой истории Африки явил­ся обобщающий коллективный труд «История Африки в XIX - начале XX в.» (1967). Книга представляет собой первую попытку дать систематическое изложение истории африканских народов и созданных ими государств в рассматриваемый пе­риод новой истории.

После второй мировой войны советские ученые продолжили исследование раздела Африки между империалистическими го­сударствами и колониальной политики. Общие вопросы коло­низации освещены в труде акад. Е. В. Тарле «Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV - начало XIX в.)» (переизд. в 1965 г.). Для характеристи­ки экспансионистской политики империалистических держав в Африке большой интерес представляют работы А. С. Ерусалим-ского о германском империализме, книга И. А. Никитиной «За­хват бурских республик Англией (1899-1902)» (1970) и др.

В книгах А. 3. Зусмановича «Империалистический раздел Африки (Популярные очерки)» (1959), «Империалистический раздел бассейна Конго (1876-1894)» (1962) рассматриваются колониальная политика европейских государств и борьба наро­дов Африки за независимость в последней четверти XIX в.

Исследованию отдельных этапов колонизации Афри­ки, политических и экономических аспектов колониальной по­литики, сопротивления африканцев европейской экспансии, си­стемы управления колониями посвящены монографии В.

А. Суб­ботина («Колониальная политика Франции в Западной Афри­ке. 1880-1900», 1959; «Французская колониальная экспансия в конце XIX в. Экваториальная Африка и острова Индийского океана», 1962; «Колонии Франции в 1870-1918 гг. Тропическая Африка и острова Индийского океана», 1973), А. М. Хазанова («Политика Португалии в Африке и Азии», 1967) и др.

В 50-60-е годы появились работы, в которых внимание со­средоточивалось на внутренней истории африканских народов, их хозяйственной, культурной жизни и общественных отноше­ниях. К таким работам в первую очередь относятся: моногра­фия Д. А. Ольдерогге, посвященная доколониальному периоду развития Западной Африки, «Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры» (1960), доклад И. И. По-техина на XXV конгрессе востоковедов в Москве «О феодализ­ме у ашанти» (1960).

В 70-е годы продолжалось изучение этнической и социаль­ной истории; это нашло отражение в коллективных работах «Социальные структуры доколониальной Африки» (1970), «Со­циальная организация народов Азии и Африки» (1975), «Этни­ческая история Африки. Доколониальный период» (1977), «Община в Африке: проблемы типологии» (1978), а также в труде И. Е. Синицыной «Обычай и обычное право в современной Аф­рике: история изучения. Кодексы обычного права» (1978).

В ряде работ исследуются характер национальной консоли­дации в условиях колониального режима и борьба за незави­симость. Впервые эта проблематика была выдвинута И. И. По-техиным. Труды И. И. Потехина, крупнейшего советского аф­риканиста, и прежде всего его работа «Формирование нацио­нальной общности южноафриканских банту» (1955), имеют важ­ное значение для выяснения вопросов социально-экономическо­го развития южноафриканского общества в начале XX в.

В некоторых работах, вышедших в 60-70-е годы, рассмат­риваются вопросы, связанные со становлением и развитием от­дельных африканских государств. Таковы книги И. А. Ходош «Либерия (Исторический очерк)» (1961), М. Ю. Френкеля «США и Либерия. Негритянская проблема в США и образо­вание республики Либерия» (1964), А. М. Хазанова «Сомалий­ская республика (исторический очерк)» (1961). Истории обра­зования Южно-Африканского Союза, ныне именуемого Южно-Африканской Республикой, посвящена монография Р. Вятки-ной «Создание Южно-Африканского Союза» (1976).

Основные вехи истории народов юга Африки и их борьбу против колониализма осветил в своих работах А. Б. Давидсон («Матабеле и машона в борьбе против английской колониза­ции. 1888-1897», 1958; «Южная Африка. Становление сил про­теста. 1870-1924», 1972). В последней книге автор на обшир­ном историческом фоне прослеживает нарастание сил протеста и складывание двух революционных потоков: антирасистского, антиколониального, национально-освободительного и антикапи­талистического, пролетарского.

Проблемы генезиса общественной мысли и политических форм борьбы в английских колониях Западной Африки были разработаны в монографии М. Ю. Френкеля «Общественная мысль британской Западной Африки во второй половине XIX в.» (1977).

Особое значение в исследовании проблем Африки нового времени имело издание обобщающего монографического труда «История национально-освободительной борьбы народов Афри­ки в новое время» (1976).

В середине 70-х годов началось более углубленное изуче­ние исторических связей нашей страны с Африкой. К данной проблематике относятся, например, «Африка глазами наших соотечественников (сборник исторических сведений)» (1974), «Изучение Африки в России (Дореволюционный период)» (1977). В книге А. Б. Давидсона и В. А. Макрушила «Облик далекой страны» (1975) на большом архивном" материале XVIII-XIX столетий воссоздается история познания Россией Южной Африки.

Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К этому времени там господствовала своеобразная военно-феодальная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.

В средние века арабские географы объединяли страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ливию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное население Магриба - берберы (в древности их называли ливийцами). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, ставший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.

В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская империя. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках испанцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).

Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позднее и других европейских купцов и работорговцев южнее Марокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Расположенный на крайнем востоке Африканского материка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.

К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на север, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.

Обширные территории современного государства Судан населяли к началу нового времени многие племена и народности. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийского полуострова арабы. Народности северной части страны восприняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нилотов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других - кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили первобытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наиболее значительными из них были Дарфур (столица - Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находившийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существовало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного султаната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жителей.

Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было государством раннефеодального типа с наличием сильного рабовладельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств - Кано, Кацина, Даура и др.,- находившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Путешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Нигерии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV- XVI вв. большую часть Западной Африки.

Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средневековых государств Западной Африки. В них широко применялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовенству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, выплачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, большинство сельского населения составляли свободные общинники, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также народности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые государства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были государствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.

В XV-XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Многие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испании после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Расположенный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каиром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусульманской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.

Но Сонгаи было непрочным объединением различных территорий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские войска. Одновременно начались восстания крепостных - потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.

На побережье Гвинейского залива к началу нового времени сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения первобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории современной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на территории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвинейское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.

Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находилось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали начальные формы государственности.


Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К этому времени там господствовала своеобразная военно-феодальная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.

В средние века арабские географы объединяли страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ливию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное население Магриба - берберы (в древности их называли ливийцами). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, ставший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.

В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская империя. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках испанцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).

Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позднее и других европейских купцов и работорговцев южнее Марокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Расположенный на крайнем востоке Африканского материка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.

К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на север, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.

Обширные территории современного государства Судан населяли к началу нового времени многие племена и народности. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийского полуострова арабы. Народности северной части страны восприняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нилотов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других - кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили первобытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наиболее значительными из них были Дарфур (столица - Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находившийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существовало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного султаната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жителей.

Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было государством раннефеодального типа с наличием сильного рабовладельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств - Кано, Кацина, Даура и др., - находившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Путешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.

Арабские источники сообщают о существовавшем в верховьях Сенегала и Нигера большом государстве Гана (территория современной Ганы не входила в его состав). В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, возникли школы, города стали центрами культуры. Один из арабских географов XI в., описывая столицу Ганы (ее месторасположение пока не установлено), писал: «В городе живут ученые юристы и высокообразованные люди». Гана славилась своими золотыми месторождениями. Арабский географ IX в. утверждал, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца». На смену Гане пришло новое государственное объединение - Мали, включавшее в XIII - XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Нигерии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV- XVI вв. большую часть Западной Африки.

Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средневековых государств Западной Африки. В них широко применялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовенству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, выплачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, большинство сельского населения составляли свободные общинники, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также народности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые государства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были государствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.

В XV-XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Многие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испании после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Расположенный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каиром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусульманской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.

Но Сонгаи было непрочным объединением различных территорий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские войска. Одновременно начались восстания крепостных - потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.

На побережье Гвинейского залива к началу нового времени сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения первобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории современной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на территории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвинейское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.

Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находилось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали начальные формы государственности.



Европейская колонизация затронула не только Северную и Южную Америку, Австралию и другие земли, но и весь Африканский континент. От былого могущества Древнего Египта, который вы изучали в 5 классе, не осталось и следа. Теперь все это колонии, поделенные между разными европейскими странами. Из данного урока вы узнаете, как проходил процесс европейской колонизации в Африке и были ли какие-то попытки противостоять этому процессу.

В 1882 году в Египте вспыхнуло народное недовольство, а Англия ввела в страну свои войска под предлогом защиты своих экономических интересов, под которыми понимался Суэцкий канал.

Другим мощным государством, которое распространяло свое влияние на африканские государства в Новое время, была Оманская империя . Оман располагался в восточной части Аравийского полуострова. Активные арабские торговцы проводили торговые операции почти по всему побережью Индийского океана. В результате под их влияние попали многочисленные торговые фактории (небольшие торговые колонии купцов определенной страны на территории другого государства) на побережье восточной Африки, на Коморских островах и на севере острова Мадагаскар. Именно с арабскими торговцами столкнулся португальский мореплаватель Васко да Гама (рис. 2), когда ему удалось обогнуть Африку и пройти через Мозамбикский пролив к берегам восточной Африки: современной Танзании и Кении.

Рис. 2. Португальский мореплаватель Васко да Гама ()

Именно это событие и стало началом европейской колонизации. Оманская империя не выдержала конкуренции с португальскими и другими европейскими мореплавателями и распалась. Остатками этой империи считаются султанат Занзибар и немногочисленные султанаты на побережье восточной Африки. К концу XIX века все они исчезли под натиском европейцев.

Первые колонизаторами, обосновавшимися на территории Африки к югу от Сахары, оказались португальцы . Сначала мореплаватели XV века, а затем Васко да Гама, который в 1497-1499 гг. обогнул Африку и добрался до Индии морским путем, оказывали свое влияние на политику местных правителей. В результате побережья таких стран, как Ангола и Мозамбик, уже к началу XVI века были ими изучены.

Португальцы распространяли свое влияние и на другие земли, некоторые из которых были признаны менее эффективными. Основным интересом для европейских колонизаторов была работорговля. Основывать большие колонии не было необходимым, страны ставили свои торговые точки на побережье Африки и занимались обменом европейских продуктов на рабов или же завоевательными походами с целью захвата рабов и отправлялись торговать ими в Америку или Европу. Такая работорговля сохранялась в Африке до конца XIX века. Постепенно разные страны запрещали у себя рабство и работорговлю. В конце XIX века велась охота за рабовладельческими судами, но все это не имело большой пользы. Рабство продолжало существовать.

Условия содержания рабов были чудовищными (рис. 3). В процессе переправки рабов через Атлантический океан погибало не менее половины. Их тела выбрасывали за борт. Никакого учета рабов не было. Как минимум 3 миллиона человек, а современные историки утверждают, что до 15 миллионов, потеряла Африка из-за работорговли. Масштабы торговли менялись от века к веку, а своего пика она достигла на рубеже XVIII-XIX веков.

Рис. 3. Африканских рабов переправляют через Атлантический океан в Америку ()

После появления португальских колонизаторов на территорию Африки стали претендовать другие европейские страны. В 1652 году активность проявила Голландия . В это время Ян ван Рибек (рис. 4) захватил точку на крайнем юге африканского континента и назвал ее Капстад . В 1806 году этот город был захвачен англичанами и переименован в Кейптаун (рис. 5). Город существует и по сей день и носит то же название. Именно из этой точки началось распространение голландских колонизаторов по всей Южной Африке. Голландские колонизаторы называли себя бурами (рис. 6) (в переводе с голландского - «крестьянин»).Крестьяне составляли основную массу голландских колонистов, которым не хватало земли на территории Европы.

Рис. 4. Ян ван Рибек ()

Рис. 5. Кейптаун на карте Африки ()

Точно так же, как в Северной Америке, колонисты столкнулись с индейцами, на территории Южной Африки голландские колонисты столкнулись с местными народами. В первую очередь, с народом коса, голландцы называли их кафрами . В борьбе за территории, которая получила название Кафрские войны , голландские колонисты постепенно оттесняли туземные племена все дальше к центру Африки. Захваченные ими территории, однако, были небольшими.

В 1806 году на юг Африки прибыли англичане. Бурам это не понравилось, и они отказались подчиняться британской короне. Они стали отступать дальше на Север. Так появились люди, называвшие себя буры-переселенцы, или буртрекеры . Этот великий поход продолжался на протяжении нескольких десятилетий. Он привел к тому, что в северной части нынешней ЮАР образовалось два независимых бурских государства: Трансвааль и Оранжевая республика (рис. 7).

Рис. 7. Независимые бурские государства: Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство ()

Англичане были недовольны таким отступлением буров, ведь она хотела контролировать всю территорию южной Африки, а не только побережье. В результате в 1877-1881 гг. произошла первая англо-бурская война. Англичане требовали, чтобы эти территории вошли в состав Британской империи, но буры с этим были категорически не согласны. Принято считать, что в этой войне принимало участие около 3 тысяч буров, а вся английская армия составляла 1200 человек. Сопротивление буров было настолько ожесточенным, что Англия оставила попытки влиять на независимые бурские государства.

Но в 1885 году в районе современного Йоханнесбурга были открыты залежи золота и алмазов. Экономический фактор в колонизации всегда был самым главным, и Англия не могла допустить, чтобы выгоду от золота и алмазов получали буры. В 1899-1902 гг. произошла вторая англо-бурская война. Несмотря на то что война велась на территории Африки, она проходила, по сути, между двумя европейскими народами: голландцами (бурами) и англичанами. Ожесточенная война закончилась тем, что бурские республики потеряли свою независимость и были вынуждены войти в состав южно-африканской колонии Великобритании.

Вместе с голландцами, португальцами и англичанами в Африке быстро появились представители других европейских держав. Так, в 1830-е годы активную колонизационную деятельность осуществляла Франция, которая захватила огромные территории в Северной и Экваториальной Африке. Активной колонизацией занималась и Бельгия, в особенности во время правления короля Леопольда II . Бельгийцы создали на территории центральной Африки собственную колонию под названием Свободное государство Конго. Оно существовало с 1885 по 1908 год. Считалось, что это личная территория бельгийского короля Леопольда II. Это государство только на словах было м. На самом же деле ему было присуще нарушение всех принципов международного права, а местное население загоняли на работы на королевских плантациях. Огромное количество людей на этих плантациях погибло. Существовали специальные карательные отряды, которые должны были наказывать тех, кто собирал слишком мало каучука (сок дерева гевеи, основное сырье для изготовления резины). В доказательство того, что карательные отряды справились со своей задачей, они должны были приносить к точке, где находилась бельгийская армия, отрубленные руки и ноги людей, которых они карали.

В итоге почти все африканские территории к концу XIX века оказались разделены между европейскими державами (рис. 8). Настолько велика была активность европейских стран по присоединению новых территорий, что эта эпоха получила название «гонки за Африку» или «драки за Африку». Португальцы, владевшие территорией современной Анголы и Мозамбика, рассчитывали на захват промежуточной территории, Зимбабве, Замбии и Малави, и, таким образом, на создание сети своих колоний на африканском континенте. Но реализовать этот проект было невозможно, поскольку у англичан на эти территории были свои планы. Премьер Капской колонии с центром в Кейптауне, Сесиль Джон Родс, считал, что Великобритания должна создать цепочку своих собственных колоний. Она должна начинаться в Египте (в Каире) и заканчиваться в Кейптауне. Таким образом, англичане рассчитывали построить свою колониальную полосу и протянуть по этой полосе железную дорогу от Каира до Кейптауна. После Первой мировой войны цепочку англичанам построить удалось, а железная дорога оказалась недостроенной. Не существует ее и по сей день.

Рис. 8. Владения европейских колонизаторов в Африке к началу XX века ()

В 1884-1885 годах европейские державы устроили в Берлине конференцию , на которой принимали решение по вопросу о том, какой стране принадлежит та или иная сфера влияния на территории Африки. В результате почти вся территория континента оказалась между ними поделена.

В итоге, к концу XIX - началу XX века европейцы освоили всю территорию континента. Оставалось только 2 полунезависимых государства: Эфиопия и Либерия . Связано это с тем, что Эфиопию было трудно колонизовать, ведь одной из своих главных задач колонизаторы ставили распространение христианства, а Эфиопия еще со времен раннего Средневековья являлась христианским государством.

Либерия , по сути, была территорий, созданной США. Именно на этой территории находились бывшие американские рабы, вывезенные из США по решению президента Монро.

В результате англичане, французы, немцы, итальянцы и прочие народы начали конфликтовать на территории Англии. Немцы и итальянцы, имевшие немного колоний, были недовольны решениями Берлинского конгресса. Другие страны тоже хотели заполучить в свои руки как можно больше территорий. В 1898 году между англичанами и французами произошел фашодский инцидент. Майор французской армией Маршан захватил опорный пункт в современном Южном Судане. Англичане считали эти земли своими, а французы хотели распространить там свое влияние. В результате произошел конфликт, в ходе которого отношения между Англией и Францией сильно ухудшились.

Естественно, что африканцы сопротивлялись европейским колонизаторам, но силы были неравны. Можно выделить только одну успешную попытку в XIX веке, когда Мухаммед ибн абд-Аллах, который называл себя Махди (рис. 9), создал в 1881 году в Судане теократическое государство. Это было государство, основанное на принципах ислама. В 1885 году ему удалось захватить Хартум (столица Судана), и даже несмотря на то, что сам Махди прожил недолго, это государство существовало до 1898 года и было одним из немногих реально независимых территорий на африканском континенте.

Рис. 9. Мухаммед ибн абд-Аллах (Махди) ()

Против европейского влияния боролся самый известный из эфиопских правителей этой эпохи Менелик II , правивший с 1893 по 1913 год. Он объединил страну, провел активные завоевания и успешно противостоял итальянцам. Также он поддерживал хорошие отношения с Россией, несмотря на существенную удаленность этих двух стран.

Но все эти попытки противостояния были лишь единичными и серьезного результата дать не могли.

Возрождение Африки началось только во второй половине XX века, когда африканские страны одна за другой начали получать независимость.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н Учебник по Истории за 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

2. Дроговоз И. Англо-бурская война 1899-1902 гг.. - Минск: Харвест, 2004.

3. Никитина И.А. Захват бурских республик Англией (1899-1902 гг.). - М., 1970.

4. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.

6. Яковлева Е.В. Колониальный раздел Африки и позиция России: Вторая половина XIX в. - 1914 г. - Иркутск, 2004.

Домашнее задание

1. Расскажите о европейской колонизации в Египте. Почему египтяне не хотели открытия Суэцкого канала?

2. Расскажите о европейской колонизации южной части африканского континента.

3. Кто такие буры и почему разразились англо-бурские войны? Каков был их итог и последствия?

4. Были ли попытки противостоять европейской колонизации и в чем они проявлялись?