Государственный образовательный стандарт по химии базовый уровень. Стандарт основного общего образования по химии

Представляя учителям, школам, учащимся возможность выбирать направление образования, соответствующую программу и учебник (их будет несколько), Министерство образования и науки России разработало механизм управления образовательным процессом. Это система Государственных образовательных стандартов.

Государственный образовательный стандарт призван:

1. Защищать личность учащихся в общеобразовательном процессе и гарантировать ей минимум знаний.

2. Обеспечить эквивалентность образования, полученного учащимися в учебных заведениях разных типов.

Государственный стандарт по химии включает 4 раздела.

В первом, вводном, разделе дана общая характеристика и структура химии. Описаны цели обучения химии.

Во втором разделе представлен базовый инвариантный уровень химии (содержание).

Третий раздел включает требование к минимальному необходимому уровню подготовки учащихся по химии.

В четвертом разделе описаны возможные способы и средства осуществления контроля за выполнением требований стандарта.

Рассмотрим коротко разделы.

I раздел. Цели и задачи химии:

1) формирование у учащихся естественнонаучных представлений об окружающем мире и его законах;

2) выработка у школьников правильного понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможному полю практической деятельности в будущем;

3) привития навыков грамотного безопасного обращения с важнейшими веществами в повседневной жизни;

4) общим целям воспитания и всестороннего развития личности.

Структура химии представлена в виде 3-х блоков, связанных между собой:

- "Вещество";

- "Химическая реакция";

- "Познание и применение вещества человеком".

В свою очередь каждый блок включает в себя определенные "со­дер­жа­тельные линии" (терминология стандарта).

"Вещество" Состав вещества

Строение вещества

Свойства вещества

Зависимость свойств от состава и строения

Многообразие веществ и его причины

Классификация веществ

II иIII разделы учитываются при составлении программ по химии. Они определяют требования к химической грамотности выпускника. Посмотрите их самостоятельно.

СIV разделом мы познакомимся при рассмотрении методов контроля знаний учащихся.

Лекция № 3 Методическая работа учителя

Рассмотрим два вида методической работы учителя: составление годового календарного плана и поурочного плана-конспекта.

Годовой тематический календарный план облегчает работу учителя, он предусматривает совокупность учебной работы в определенной системе. Примерные планы печатаются в журнале "Химия в школе".

Календарно-тематический план разбивает всю программу курса химии на отдельные уроки в соответствии с числом часов, отведенных на каждую тему, и строится в виде таблицы.

Обычно план включает следующие разделы:

В начале календарных планов, предлагаемых в "Химии в школе", определены:

1) основные задачи изучения темы;

2) ее воспитательное, мировоззренческое значение.

Некоторые учителя включают по своему усмотрению в календарные планы и другие разделы:

1) межпредметные связи;

2) повторение (что повторить);

3) система проверки знаний и т.д.

При составлении календарного плана необходимо учесть все лабораторные опыты, практические работы, демонстрационный эксперимент, предусмотренные программой.

Темы уроков формулируются так, как они сформулированы в программе.

Должно быть отведено время на обучение решению задач, предусмотрены контрольные работы, уроки обобщения и закрепления знаний.

Проблема стандарта возникла в начале 90-х годов прошлого века, когда при активном участии тогдашнего министра образования Э.Днепрова школьное образование взяло курс на вариативность. За короткий срок в стране были написаны многочисленные авторские программы, учебники, пособия по химии, при этом качество многих из них было более чем сомнительным. Каждый учитель получил право сам выбирать, чему и как учить. В результате достаточно быстро выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной информацией, не имеющей значения ни для дальнейшего развития учеников, ни для окружающей жизни. Актуальным стал вопрос о стандартизации содержания школьного образования.

В июне 2002 г. законопроект "О государственном стандарте общего образования" был принят Государственной Думой РФ в первом чтении. В соответствии с ним, утверждению стандарта должно предшествовать общественное обсуждение проекта. Для разработки стандартов Министерство образования РФ совместно с Академией образования создали временный научный коллектив под руководством академиков РАО Э.Днепрова и В.Шадрикова, который уже через несколько месяцев опубликовал свой проект . Общественное обсуждение, которое состоялось во многих школах, вузах, Российской Академии Наук, показало несостоятельность этого проекта. Так, президиум РАН в своем постановлении отметил, что "проект... государственного стандарта общего образования, подготовленный Минобразованием России, неудовлетворителен. Его принятие приведет к катастрофическому снижению уровня школьного образования в нашей стране с последующим неизбежным падением ее оборонного и экономического потенциала" . После этого были созданы новые рабочие группы по доработке стандартов. Один из авторов статьи (Н.Е.К.) возглавил рабочую группу по химии. Проект стандарта по химии был полностью переработан и в настоящее время он готов к законодательному утверждению.

В рамках принятой в России концентрической схемы разработано три стандарта по химии: (1) основное общее образование (8-9 классы), (2) базовое среднее (10-11 классы) и (3) профильное среднее образование (10-11 классы).

Принимаясь за разработку стандарта химического образования, авторы исходили из тенденций развития современной химии и учитывали ее роль в естествознании и в обществе. Современная химия ‑ это фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях . Научное содержание стандарта базируется на двух основных понятиях: и.

Вещество> - главное понятие химии. Вещества окружают нас везде: в воздухе, пище, почве, бытовой технике, растениях и, наконец, в нас самих. Часть из этих веществ нам дана природой в готовом виде (кислород, вода, белки, углеводы, нефть, золото), другую часть человек получил путем небольшой модификации природных соединений (асфальт или искусственные волокна), но самое большое число веществ, которые раньше в природе не существовали, человек синтезировал самостоятельно. Это - современные материалы, лекарства, катализаторы. На сегодняшний день известно около 20 млн. органических и около полумиллиона неорганических веществ, и каждое из них обладает внутренней структурой. Органический и неорганический синтез достиг такой высокой степени развития, что позволяет синтезировать соединения с любой заранее заданной структурой. В связи с этим, на первый план в современной химии выходит прикладной аспект , в котором упор делается на связи структуры вещества с его свойствами , а основная задача состоит в поиске и синтезе полезных веществ и материалов, обладающих заданными свойствами.

Самое важное в окружающем мире состоит в том, что он постоянно изменяется. Второе главное понятие химии - это химическая реакция>. Каждое мгновение в мире происходит неисчислимое множество реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. В то же время, подавляющее большинство реакций остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего нас мира. Для того, чтобы научиться этим миром управлять, человек должен глубоко понять природу реакций и те законы, которым они подчиняются. Задача современной химии состоит в изучении функций веществ в сложных химических и биологических системах, анализе связи структуры вещества с его функциями и синтезе веществ с заданными функциями.

Исходя из того, что стандарт должен служить инструментом развития образования, было предложено разгрузить содержание основного общего образования и оставить в нем только те элементы содержания, образовательная ценность которых подтверждена отечественной и мировой практикой преподавания химии в школе. Минимальная по объему, но функционально полная система знаний, представленная в стандарте основного общего образования , структурирована по шести содержательным блокам:

  • Методы познания веществ и химических явлений
  • Вещество
  • Химическая реакция
  • Элементарные основы неорганической химии
  • Первоначальные представления об органических веществах
  • Химия и жизнь

Стандарт базового среднего образования разбит на пять содержательных блоков:

  • Методы познания химии
  • Теоретические основы химии
  • Неорганическая химия
  • Органическая химия
  • Химия и жизнь

Последние блоки в каждом стандарте были введены для усиления практической жизненной направленности обучения. С этой же целью в разделах "Требования к уровню подготовки выпускников" перечислены ситуации повседневной жизни и практической деятельности, в которых необходимо использовать знания и умения, приобретенные на уроках химии.

Преемственность между общим и средним образованием обеспечивается тем, что основу обоих стандартов составляют Периодический закон Д.И.Менделеева, теория строения атомов и молекул, теория электролитической диссоциации и структурная теория органических соединений.

Два уровня образовательного стандарта среднего (полного) образования - базовый и профильный - существенно различаются по своим целям и содержанию. Стандарт базового среднего уровня призван прежде всего обеспечить выпускнику средней школы возможность ориентироваться в общественных и личных проблемах, связанных с химией. В стандарте профильного уровня система знаний значительно расширена, в первую очередь за счет представлений о строении атомов и молекул, а также закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения теорий химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников средней школы к продолжению химического образования в высшей школе.

В настоящее время все три стандарта по химии проходят общественное обсуждение и готовятся к законодательному утверждению.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

^

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование 1 . Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Химический элемент. Я зык химии . Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. ^ Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая) .

^ ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

^ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ
НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

^ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

^ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

^ Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

^ ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

^ Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов . Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные , горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать


  • химическую символику : знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять : формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование . Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии . Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая) .

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов . Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные , горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

· химическую символику : знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

· важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

· основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

· называть: химические элементы, соединения изученных классов;

· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

· составлять : формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· безопасного обращения с веществами и материалами;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

· приготовления растворов заданной концентрации.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

АХМЕТОВ М. А.

Пособие предназначено для учителей химии, методистов органов управления образования. Оно содержит тематические и итоговые тесты по химии для 8-9 классов, соответствующие государственному стандарту общего образования по химии за курс основной школы. Каждый тест составлен на основе спецификации, описывающей содержание и уровень трудности каждого задания, приведены ответы. При составлении тестов были учтены современные требования как к тесту в целом, так и тестовому заданию. Тесты позволят оценить качество образовательной подготовки школьников, их готовность к итоговой аттестации. Результаты теста помогут внести необходимые коррективы в учебный процесс.


ВВЕДЕНИЕ. 4

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ. 6

I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. 10

II. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. 15

III. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. 20

IV. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. 25

V. ХИМИЯ НЕМЕТАЛЛОВ. 30

VI. ХИМИЯ МЕТАЛЛОВ. 35

VII. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ. 40

VIII. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ за курс ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.. 43

ОТВЕТЫ.. 61

ЛИТЕРАТУРА. 63


ВВЕДЕНИЕ

В течение последнего десятилетия произошло изменение структуры школьного химического образования. Вместо линейной системы преподавания предмета была введена так называемая концентрическая система. Согласно данной системе в курс основной школы были введены начальные сведения об органических веществах. Некоторые наиболее сложные вопросы курса химии, которые ранее включались в требования к уровню подготовки выпускников основной школы, теперь перенесены в старшую школу. Они либо совсем не изучаются в 8-9 классах, либо изучаются только в ознакомительном плане:

Изучаются в ознакомительном плане Совсем не изучаются
1.Атомная единица массы 2. Природные смеси: воздух, природные воды 3. Аморфные вещества 4. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая) 5. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы 6. Сернистая и сероводородные кислоты 7. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия 8. Строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент) 9. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. 10. Нагревательные устройства, проведение химических реакций при нагревании. 1. число Авогадро 2. Сила электролита 3. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов. 4. Обратимые и необратимые реакции 5. Химическое равновесие и условия его смещения 6.. Химическое производство 7. Минеральные удобрения 8. Понятие о коррозии металлов 9. Сплавы железа: чугун и сталь

Учителям химии следует учитывать тот факт, что все ранее рекомендованные Министерством образования программы были написаны до появления нового стандарта школьного химического образования и потому не в полной мере ему соответствуют. Такая же ситуация сложилась и с учебниками химии. Учителю химии необходимо установить соответствие между ныне действующим стандартом и программой по химии, на предмет выделения надстандартных элементов содержания. Включение этих элементов в учебный процесс целесообразно в двух случаях:

1. Если на изучение химии за счет школьного компонента выделяется большее количество часов, чем предусмотрено в базисном учебном плане.

2. В рамках разноуровневого обучения, в том случае если учащийся полностью освоил содержание стандарта по данной теме.


Учитывая высокую степень технологичности теста, именно данная форма была взята за основу при составлении контрольно-измерительных материалов. В пособии представлены тесты по семи основным темам курса химии (в 2-х вариантах) и итоговый тест (в 4-х вариантах). Темы выделены таким образом, что они соответствуют большей части современных программ по химии:

8 класс 9 класс
I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ V. ХИМИЯ НЕМЕТАЛЛОВ
II. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ VI. ХИМИЯ МЕТАЛЛОВ
III. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ VII. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
IV. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ VIII. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ за курс ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Если Ваш тематический план отличается от предложенного, то последовательность контрольных срезов может быть изменена. Тематические тесты рассчитаны на 1 урок (45 минут). Для перевода результатов теста в школьные оценки рекомендуется следующая шкала:

Итоговый тест рассчитан на 120 минут. Для перевода результатов теста в школьные оценки может быть рекомендована следующая шкала:

Учащиеся при выполнении теста могут пользоваться периодической таблицей Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, рядом напряжения металлов, калькулятором. Для получения надежных результатов следует полностью исключить контакт учащихся друг с другом.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.