Санитарно гигиенические требования к современному уроку. Гигиенические требования к переменам, их организация и проведение

Выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия. Эти требования обусловлены тем, что…

Рассмотрим основные из этих требований.

1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки. Так, в кабинете химии обязательно должен быть вытяжной шкаф , а в учебной мастерской или в спортзале после каждого урока необходимы не только проветривание, но и влажная уборка для снижения запылённости воздуха.

2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение .

На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения для чтения, письма, рисования, черчения (соответственно, наилучшей освещённости требуют кабинеты русского языка, математики, изобразительного искусства).

Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.

Освещённость измеряется в люксах (сокращение: лк ), которые приняты для обозначения интенсивности светового потока, падающего на один квадратный метр поверхности. Световой поток измеряется в люменах (сокращение: лм ).
Пример. Обычная лампа накаливания мощностью 40 Вт даёт световой поток 415 лм. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещённость поверхности классной доски должна составлять 500 лк. Если площадь доски 2 кв. метра, то направленного светового потока двух таких ламп для её искусственного освещения будет недостаточно.

3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.

4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.

5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.

6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для школ имеет существенные отличия от «взрослых» аналогов, а станки и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.

Практическая работа № 6 Знакомство с методикой проведения инструктажа по ТБ в начальных классах. Гигиенические нормы работы за компьютером и правила поведения в компьютерном классе

Цель : изучить требования к оснащению и организации работы кабинета информатики;

подготовить фрагмент урока по инструктированию школьников о правилах охраны труда,

поведения и работы в кабинете информатики.

Ожидаемые результаты

Студенты должны знать:

– требования к оснащению и организации работы кабинета информатики;

– правила охраны труда и организации работы учащихся в кабинете информатики;

– меры по предупреждению и снижению зрительной и мышечной утомляемости вследствие работы за компьютером;

уметь:


– организовывать микроклимат кабинета информатики.

Теоретические основы:

1. Санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером.

При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм , предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисгглейньтми терминалами (ВДТ) и ПЭВМ. Вопрос о вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего потому, что речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного акта, но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений — как в части, касающейся обустройства помещений и оборудования самих КВТ, так и в части строжайшего соблюдения рекомецдаций по организации учебной деятельности учащихся. Обратим внимание только на некоторые положения этого документа.

Согласно СанПиН для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах с ВДТ и ГIЭВМ, продолжительность работы не должна превышать б часов в день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе.

Во всех странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером, одна из самых напряжённых и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональ­ных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. 90% работающих за мони­торами жалуются на утомляемость, боли в области затылка и шеи, слезоте­чение, жжение или боли в области глаз. А детский организм имеет свои осо­бенности. Например: быстрый скачкообразный темп роста и развития школьника, который приводит к несоответствию между структурой и функ­цией органов и систем, «делает» организм чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести огра­ничение двигательной активности, статические нагрузки, психические напря­жения, связанные с учебной деятельностью. Нельзя забывать и про осанку. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развития растущего организма школьника. Особенности посадки школьни­ка за столом при работе на компьютере:

Сидеть нужно на 25 см выше, чем за обычным письменным столом;

Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу;

При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперёд.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

· для учащихся 1 кл. (6 лет) — 10 мин;

· для учащихся 2—5кл. — 15 мин;

· для учащихся 6—7 кл. —20 мин;

· для учащихся 8 — 9кл. —25 мин;

· для учащихся 10—11 кл. на первом часе занятий — 30 мин, на втором — 20 мин.

После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Число уроков для учащихся Х—ХI классов с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов — не более одного урока.

Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это
непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.

· Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует прово­дить не чаще 3 раз в неделю; во вторник, среду (четверг) - в дни наибольшей умственной активности детей. Непрерывная продолжительность работы с компьютером: для детей 5 лет - не более 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 ми­нут. Для детей, имеющих хроническую паталогию, часто болеющих (более 4 раз в год), продолжительность занятий с компьютером должна быть сокраще­на: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6-7 лет - до 10 минут.

· Экран ви­деомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоя­нии не ближе 50 см.

· Оптимальная зона до экрана (интерактивная доска, спец. экран) -2 м-5,5 м. Ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьюте­ром в них.

· После уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение (чтение).

· Особенно эффективны ТСО на 3-4-м уроках, когда начинает снижаться работоспособность учащих­ся.

· Распределение просмотра в течение дня - не более, чем на двух уроках в день.

2. Средства обучения информатике в начальной школе.

В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе:

1.учебники, учебные и методические материалы (на печатных носителях).

2.технические средства (мониторы, системные блоки др.)

3.программные средства:

· программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного назначения для конкретных педагогических целей;

· объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);

· средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для обучаемых, вовлеченность их в учебное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.

· учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность, например, учебные роботы, модели для демонстрации принципов работы ЭВМ ее частей, устройств);

Функции средств обучения информатике:

· обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы;

· повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность школьников;

Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависят от продолжительности урока и учета некоторых гигиенических требований при его проведении. Многолетний опыт привел к установлению 45-минутной продолжительности урока. Удлинение урока ведет к более резкому утомлению учащихся. Однако возрастные особенности высшей нервной деятельности учащихся требуют дифференцированного подхода к установлению длительности урока. Для детей 7-летнего возраста, т. е. для школьников I класса, 45-минутный урок чересчур длинный. Исследования показали, что последние 10 мин урока в I классе слишком утомительны для учащихся и педагогически неэффективны. Сокращение уроков в I классе до 35 мин значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы учащихся, сохраняет их работоспособность на протяжении всего учебного дня. Для учащихся средних и старших классов 45-минутная продолжительность урока вполне целесообразна. Она позволяет сделать урок достаточно содержательным и не допускает чрезмерного утомления.

Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает не­которые изменения от его начала к концу.

Физиологи, рассматривая динамику работоспособности школьников на уроке, различают пять фаз: 1) переход на новый уровень; 2) установление максимального уровня работоспособности; 3) оп­тимальная работоспособность; 4) неустойчивая работоспособность; 5) падение работоспособности.

Длительность первой фазы на 1-м уроке составляет приблизительно 10 мин, на каждом последующем — 5 мин. Период оптимальной работоспособности характеризуется наибольшей активностью, и длительность его обусловливается продолжительностью активного внимания, зависящей от возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов. К концу урока активность, внимание и другие психические функции снижаются.

При планировании урока учителю необходимо в первые три четверти его уделять внимание изложению наиболее трудного материала, а последнюю часто использовать для относительно легкой ум­ственной работы.

Длительность объяснения нового материала различна в разных классах и зависит от длительности активного внимания учащихся. У учащихся младших классов длительность активного внимания

составляет 15-20 мин, у средних - 25-30 мин, и поэтому длительность объяснения нового материала на уроках не должна превышать этих величин. В старших классах в связи с увеличением длительности активного внимания новый материал можно объяснять в течение 30-35 мин. Уроки-лекции целесообразно проводить только в X классе, где учащиеся могут сосредоточенно, без перерывов заниматься одним и тем же видом деятельности около 45 мин.

На сроки возникновения утомления оказывает влияние и характер объяснения. Установлено, что объяснение по типу беседы менее утомительно, чем объяснение по типу лекции. Беседа, когда учитель ставит вопросы, активизирующие мыслительную и творческую способности учащихся, когда школьники активно участвуют в разборе нового материала, делает урок более интересным, способствует более легкому усвоению и запоминанию.

Большое значение для отдаления утомления имеет разнообразие видов деятельности. Необходимо объяснение материала перемежать с записями в тетради, рассказ - с использованием наглядных пособий и технических средств обучения, решение задач - с устным счетом п т. п. Такое чередование занятий переключает внимание, способствует возникновению возбуждения в различных участках коры головного мозга, что ведет к сохранению работоспособности в течение более длительного времени.

Большое значение для исключения раннего утомления имеет интерес к уроку, к новому материалу. Интересное проведение урока сохраняет работоспособность на более высоком уровне, и, наоборот, малоинтересный рассказ приводит к раннему наступлению утомления и делает урок малоэффективным. Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения учителя преподнести его, от поведения учителя, его речи. Тихая, монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния, и учебный материал воспринимается с трудом.

При проведении урока необходимо учитывать тот факт, что вторая сигнальная система, как филогенетически поздняя надстройка к высшей нервной деятельности человека, более истощима, чем первая. Кроме того, у девочек 11-13 лет и мальчиков 13-15 лет в силу нейроэндокринной перестройки, связанной с развитием, наблюдается ослабление второй сигнальной системы и как результат этого - усиление функции первой сигнальной системы. Поэтому все школьники, особенно начальных и средних классов, легче воспринимают раздражители первой сигнальной системы, непосредственно воздействующие на органы чувств. Для профилактики раннего и чрезмерного утомления преподавание должно строиться с учетом функциональных возможностей первой сигнальной системы, т. е. с максимальным использованием наглядных пособий.

В настоящее время на уроках по разным дисциплинам все шире используются технические средства обучения (ТСО). Применение их увеличивает объем информации и интенсивность умственной нагрузки, позволяет в более интересной и доходчивой форме излагать учебный материал, вызывает у школьников положительные эмоции, что повышает эффективность учебного процесса. Эффективность ТСО обусловлена и увеличением наглядности, что делает уроки с использованием ТСО целесообразными и с гигиенических позиций. Однако несоблюдение некоторых гигиенических условий при использовании ТСО может способствовать возникновению раннего утомления и перенапряжения центральной нервной системы.

Среди ТСО наиболее широкое распространение в школе получили программированное обучение, телевидение, диафильмы и учебное кино. Программированное обучение может проводиться через использование печатного программированного материала и программированной звукозаписи. Работоспособность школьников, обучающихся по печатным карточкам, несколько выше по сравнению с работоспособностью учащихся, обучающихся по традиционному методу. Это объясняется заинтересованностью учащихся, их активной мыслительной деятельностью и хорошей организацией урока. Однако уроки с использованием программированных звукозаписей нуждаются в строгом дозировании. Предельно допустимая продолжительность работы с программированными звукозаписями должна составлять на уроках математики 15-20 мин, а на уроках русского языка - 20-25 мин. Но даже при соблюдении этого требования уроки с программированными записями очень утомительны, поэтому применять их более чем на двух уроках подряд нецелесообразно. Не следует также использовать звукозапись в самом начале и конце урока, на последних уроках, во второй половине 4-й четверти, так как проведение уроков с использованием программированных звукозаписей па фоне сниженной работоспособности школьников приводит к резкому ухудшению функционального состояния их центральной нервной системы.

Телевидение как техническое средство обучения имеет целый ряд гигиенических и педагогических преимуществ. Однако при организации просмотра телевизионных передач необходимо учиты­вать, что большой объем информации, напряжение зрения на уроках с применением телевидения приводят к быстрому возникновению утомления у учащихся. Сроки возникновения утомления у учащихся на таких уроках зависят от длительности передачи, от ее содержания и условий просмотра. Предельно допустимая длительность просмотра телевизионных передач на уроке не должна превышать для учащихся I−II классов 15−20 мин, III−IV − 20−25 мин, V−VI − 20−25 мин и VIII-X - 25-35 мин.

Не менее важное значение имеет содержание передачи. Передача, построенная по типу беседы, лекции, т. е. с преобладанием слова над изображением, вызывает у школьников значительное функ­циональное напряжение центральной нервной системы и приводит к раннему утомлению. Телевизионные передачи, где слово ведущего чередуется с показом интересных кадров, вызывают положительные эмоции у детей, способствуя тем самым сохранению у них устойчивой работоспособности на протяжении всего урока.

Длительность показа диафильмов составляет для учащихся I-II классов 5-7 мин, III-IV - 15-20 мин, V-VI - 20-25 мин; продолжительность учебного кино для учащихся I-IV классов 15-20 мин, V-VII - 20-25 мин и VIII-X - 25-30 мин. При демонстрации диафильмов необходимо избегать частой смены уров­ня освещенности в помещении, так как это утомляет зрение. В целях охраны зрения рекомендуется постепенное включение и выключение общего освещения. Еще лучше использовать установки, позволяющие при просмотре диафильмов, диапозитивов и учебного кино не затемнять помещения.

В ходе учебной четверти, желательно использовать несколько технологий. Их выбор зависит от возраста, контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и поэтому проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и нозидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

1. Учетпродолжительности активного внимания учащихся данного возраста соответствует продолжительности усвоения нового учебного материала (6 лет –5–7 мин; 10–12 лет – 20 мин; 15–16 лет –30 мин).

2. Доступность ипоследовательность излагаемого учебного материала;

3. Чередование различных видов деятельностии отдыха .

В ходе комбинированного урока необходимо чередовать различные виды деятельности (практическая работа, рассказ, беседа, тестовые задания, самостоятельная работа, доклады и т.д.). Следует помнить, что при использовании одного вида деятельности (лекция, беседа, диктант, самостоятельная работа, продолжительное слушание музыки) или одной технологии развивается запредельное (охранительное) торможение нейронов коры головного мозга. В классе появляются дисциплинарные нарушения. Возникновение подобного рода физиологических нарушений учитель должен предотвратить. При первых признаках утомления надо изменить вид деятельности. Можно использовать интересный рассказ, демонстрацию наглядного материала, музыкальную паузу, здоровьесберегающие методы. Чередование различных видов деятельности в процессе урока способствует более равномерному распределению нагрузки на различные виды анализаторов. Учащимся, особенно начальных классов, нельзя предлагать только один вид деятельности, необходимо переключать детей с одной формы работы на другую. С физиологической точки зрения это имеет большое значение, поскольку при разнообразных видах деятельности включаются в работу различные виды анализаторов, и возникает возбуждение в соответствующих зонах коры головного мозга, а невозбужденные участки коры отдыхают. В них по принципу отрицательной индукции появляется торможение. Это способствует увеличению продолжительности работоспособности учащихся.

Виды отдыха на уроке (релаксация) – проведение физкультминуток, упражнений для глаз, музыкальных пауз, аутотренинга, фитотерапии и др. Для старших школьников они проводятся на 25–30-й минуте урока, а для младших – по истечении 10–15 минут урока.

4. Чередование на уроке различных методов обучения (словесных, наглядных и практических) .

5. Утомление и переутомление учащихся


Различают два типа утомления. Первый тип – компенсированное утомление (скрытое утомление). Это преодолеваемое утомление, при котором сохраняется работоспособность благодаря волевым усилиям человека. Второй тип – некомпенсированное утомление , развивающееся вслед за компенсированным утомлением. Главным его признаком является резкое снижение работоспособности. В значительной степени оно проявляется в конце уроков, учебного года. Установлено, что утомление, в первую очередь, развивается в нервных центрах коры головного мозга вследствие дефицита в них медиатора (норадреналина, серотонина и др.) и проявляется субъективным чувством усталости. При утомлении в нейронах коры больших полушарий нарушается баланс между процессами возбуждения и торможения.

Учителю надо помнить, что утомление учащихся приводит к снижению не только работоспособности, но и дисциплины в классе. Поэтому его необходимо предупредить. В этой связи важно своевременно использовать здоровьесберегающие технологии, учитывать индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности и состояние здоровья ребенка.

У школьников подвижного (сангвиников) и смешанного типов ВНД утомление протекает в течение двух стадий (фаз).

Первая фаза утомления характеризуется ослаблением торможения, повышением возбудимости нейронов коры (по И.П. Павлову это «охранительное возбуждение»). У учащихся появляется двигательное беспокойство, нарушается дисциплина, снижается качество, скорость и точность выполняемых заданий, Эту стадию можно снять, уменьшив учебную нагрузку. Кроме того, надо переключить учащихся на другой вид деятельности: перейти от лекционной формы изложения к беседе, от беседы к графической работе, опросу учащихся, тестовым заданиям и др. Если двигательное беспокойство и возбудимость учащихся не ликвидированы и учитель заставляет учащихся интенсивно работать, повышает голос, то развивается вторая стадия утомления. Задача же учителя – не пропустить даже первые признаки утомления и предотвратить его развитие.

Втора фаза утомления у подвижного типа детей характеризуется усилением торможения нейронов коры головного мозга и ослаблением возбуждения (по И.П. Павлову – это «охранительное торможение»). Она наблюдается у младших и средних по возрасту школьников. Учащиеся же старшей школы могут продолжать работу, поскольку у них развиты самоконтроль и самосознание. Ввиду вышесказанного признаки начального и последующего утомления у них могут быть внешне не выражены. Во время второй фазы утомления дети становятся равнодушными, не реагируют на замечания учителя, его не слышат. Утомление второй фазы можно снять только в процессе отдыха на перерыве. Поэтому учителю важно своевременно заметить первые признаки утомления на уроке, возникающие в первой его фазе.

Для учащихся младших классов характерны свои особенности утомления. Как известно, у детей первого класса нет навыков письма, игры на инструменте. Процесс овладения письмом, игрой на инструменте осуществляется мелкими червеобразными мышцами кисти, которые у детей 6–8 лет слабо развиты. Во время же письма, игры на музыкальном инструменте, движения большого пальца объединяются с движениями указательного и среднего. Такая деятельность кисти у ребенка 7 лет еще не установилась, а нервные центры, которые управляют этими движениями, работают с большим напряжением и быстро утомляются. Поэтому максимальная продолжительность непрерывного письма для детей 1-го класса – 10 минут, а для учащихся 8–11 классов – 25 –30 мин. Далее нужно прейти к другому виду деятельности. Аналогичным образом должна регламентироваться и продолжительность игры на инструменте.

Учителю также следует помнить, что у младших школьников сильно выражена двигательная доминанта. Длительное торможение учителем этой доминанты во время урока вызывает у детей значительное утомление. Например, длительное сидение вызывает у младших школьников утомление соответствующих нервных центров коры головного мозга, отвечающих за сокращения мышц спины, шеи, предплечья, кисти и т.д. Поэтому младшим школьникам надо давать возможность активно двигаться на перерывах, лучше на свежем воздухе в теплое время года под присмотром дежурного учителя. На занятиях нужно переключение на другой вид деятельности. Например, на уроке музыки чередуют следующие формы работы: пение, слушание музыки и рисование, музыкальный диктант, танцевальные движения под музыку и др.

Переутомление – это продолжительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушениями деятельности систем организма и требующее длительного отдыха. Переутомление проявляется в нарушении психических функций. При переутомлении у школьников наблюдается раздражительность, ослабление психофизиологических процессов – внимания, мышления, памяти. Часто проявляются головная боль, расстройство сна, потеря аппетита, снижение зрения, раздражительность, плаксивость и т. д. При переутомлении необходимы длительный отдых, соблюдение строгого режима в школе и дома.

  • 1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки.
  • 2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение. На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения. Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.
  • 3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.
  • 4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.
  • 5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.
  • 6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся.