Легкие паутинки медленно кружились. Материал для проведения контрольных и проверочных работ

ГУ «Средняя школа № 16 отдела образования акимата города Костаная»
Панасюк С.Ф.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рекомендовано: Советом по экспертизе и лицензированию при Костанайском областном ИПК и ППК. Лицензия КСТ № 0034.
Пособие содержит упражнения для систематической работы по по­вышению орфографической грамотности учащихся, а также технологию их проведения и словарные диктанты.
Пояснительная записка
В пособии представлен практический материал для ра­боты по повышению орфографической грамотности учащихся.

Эта работа проводится в режиме повторения с применением новой технологии.

Восстановление и совершенствование орфографических навыков проводится на каждом уроке русского языка. Упражнения рассчитаны на 5 минут. Проводится работа устно. Каждая орфограмма отрабатывается в тече­ние одной недели. Не допускается чередование нескольких орфограмм.

Пятиминутка состоит из следующих упражнений:

1. работа со словами на правило,

4. использование текста со словами на данную орфограмму.
Методика проведения пятиминуток.

Сначала даются слова на правило для распознания и называния орфо­граммы. Работа может быть разнообразной, главное, чтобы дети увидели вы­деленную орфограмму и научились правильно её объяснять.

Слова можно записать на доске, сразу выделив или пропустив букву, можно использовать карточки с «окошечками». Во время работы буквы впи­сываются, «окошечки» открываются. Дети дают краткое объяснение написа­ния орфограммы. Например, учитель показывает карточку со словом, в котором пропущена гласная - к. ра - смотрит на сигнальные карточки, спрашивает ученика. Его ответ: «О - кор­ка», (подъём – твёрдый знак - слышится й после приставки на согласный, вьюга – мягкий знак - слышится й после согласного, нет приставки и т.д.)

Количество слов для этой работы, в основном, 6 во II классе и до 9 слов в IV классе, но может меняться в зависимости от времени, необходимого для объяснения.

Слова в игровых словариках на каждой странице даны для ежеднев­ного использования в течение недели. Во II классе их 9, в IV классе - 12 слов. На одной стороне страницы - слова с пропущенной орфограммой, на другой - буквы или объяснение. Желательно, чтобы игровые словарики были у каж­дого ученика в готовом виде. Работа проводится в режиме само- и взаимо­проверки: ученик закрывает поле с вынесенными буквами и решает, какая буква пропущена. На последующих уроках эта работа может поводиться "в парах". Учитель обязательно регулирует время работы. Он дает установку: «Ребята 1-го варианта спрашивают, 2-го - отвечают». У учащихся 2-го вари­анта в это время словарики закрыты. Через полминуты или минуту учитель снова объявляет: "Ребята 2-го варианта проверяют, 1-го - объясняют".

Далее идет формулирование правила. Во II четверти 2-го класса оно дается в легко запоминающейся стихотворной форме, затем подробно, а в III четверти вводятся алгоритмы, которые быстро приводят ученика к правиль­ному написанию.

Для упражнений на использование ассоциативной памяти даются 3-5 предложений во II классе и 4-6 - в III-IV-м. Если в предлагаемом тексте больше предложений, учитель выбирает их по своему усмотрению. Иногда встречаются предложения без слов на повторяемую орфограмму. Их тоже надо читать для усложнения задачи, развития критичности мышления. Читать можно как по одному предложению, так и по 2-3 сразу. Это зависит от коли­чества слов и орфограмм в предложениях, а также от подготовленности уче­ников.

После повторения трех орфограмм, т.е. по истечении трех недель, проводится словарный диктант. С учетом проведенной работы диктант для II -го класса состоит из 20 слов, для III-IV - го классов - из 25 слов. Нормы оце­нок следующие: "5" - нет ошибок, "4" - 1,2 ошибки, "3" - 3,4 ошибки, "2" - 5 и более ошибок.

В диктант включаются слова из игрового словарика (4-5), устных уп­ражнений (2-4) и новые слова (1-2). Слова на разные правила чередуются.

В IV -м классе ввиду особенности программы предлагаю начать по­вторение таких орфограмм, как "Безударные гласные", "Парные согласные", "Непроизносимые согласные" в 1-й четверти. Во II -й четверти учитель выби­рает орфограммы, которые следует повторить, по результатам контрольных работ.

В пособие для IV-гo класса включена тема "Суффиксы". Учитель может её использовать по своему усмотрению.

По теме "Разделительные ь и ъ знаки" дается только страничка для игрового словарика. При необходимости повторения этой орфограммы мож­но использовать материал из пособия для 2-3 классов.

В IV-м классе учитель может изменять последовательность повторе­ния орфограмм на основании результатов контрольных диктантов, а в 4-й четверти при необходимости можно повторно использовать материал с орфо­граммами, слабо усвоенными учащимися.

Применение этой технологии с обязательным использованием игро­вых словариков приводит к значительному повышению качества знаний уча­щихся по русскому языку, развивает навыки грамотного письма.
4 класс

1 четверть.

1. Безударные гласные в корне слова.

2. Парные согласные.

3. Непроизносимые согласные.

2 четверть.

1. Безударные окончания существительных 1.

2. Безударные окончания прилагательных 1.

3. Суффиксы.

4. Безударные гласные в корне слова 2.

5. Слова из словаря 1.

6. Разделительные ъ и ь знаки.

3 четверть.

1. Безударные окончания существительных 2.

2. Безударные окончания прилагательных 2.

3. Безударные окончания глаголов 1.

4. Слова из словаря 2.

5. Безударные гласные в корне слова 3.

6. Безударные окончания глаголов 2.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА 1.

1. Бережливость, встречала, гнездятся, держал, захохотал, жилище, косяки, лебединый, мастерство.

2. Игровой словарик cтр. l

возвр­­­_щать а

выт _щить а

задр_мала е

нап_лнять о

ост_вался а

под_рила а

пол_вать и

р_синка о

см_листый о

т_нистый е

укр_шение а

щ_б_тунья е е

3. Правило.

4. Над высоким обрывом висело засохшее дерево. Сколько лет этому лес­ному старику? К нему подлетела веселая птичка. Это чиж. Он посидел, огляделся. Чиж защищает наш лес от вредителей.
(1. работа со словами на правило,

2. работа с игровыми словариками,

3. формулирование правила или составление алгоритма,

4. использование текста со словами на данную орфограмму).
УРОК 2.

1. Боролись, влезать, вычертить, говорят, заведённый, заплести, корешки, мохнатый, начинают.

4. Избушка стояла на берегу чудесной реки. Вековые пихты и ели охраняли ее. В тёмном окне блеснул луч солнца. На крыше сидел коршун. Он плак­сиво закричал и перелетел на верхушку ели.
УРОК 3.

1. Алела, напишу, одинокий, пожалеть, пожелтевший, развязать, скривил­ся, снегири, уговорить.

4. Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стоя­ла тишина. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился второй. Большие красивые птицы плыли по воде. Это были лебеди.

1. Выбросил, высохли, достигать, жемчужины, закопать, золотистый, ле­чебный, могла, оголились.

4. Я попал на озеро в начале октября. На березах листья пожелтели, на осине покраснели. Зеленела только листва дуба. Вода потемнела. В берег с шумом ударяла тяжелая волна.
УРОК 5.


  1. Освежить, оседающий, остановился, покидать, помешал, расправлять, скворечник, соловьи, улетают.
4. Учитель взмахнул палочкой. Играющие разбежались по площадке, за­крыли глаза. Водящие поменялись местами. По команде детишки от­крыли глаза и побежали к своим флажкам.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

  1. Бумажка, вперёд, гибкая, к дружку, кофта, лёгкий, увядшие, хрупкий, орешки.

  2. Игровой словарик стр. 2.

бли_кий

з

выру_ка

б

изре_ка

д

и_ти

д

мя_кий

г

у_кий

з

чу_кий

т

пе_цы

в

немно_ко

ж

незабу_ки

д

исче_

з

ку_шин

в

3. Правило.

4. Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая. Потрогай кору ладошкой. Она гладкая. У берёзки гибкие ветки с красивыми листочками и се­рёжками.

1. Островки, резьба, скользкий, резкий, сторожка, робкий, просьба, сквозь.

4. Осенний, ясный, немножко морозный день. Берёзка, словно в сказке, вся золотая. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. Неболь­шая осиновая роща сверкает насквозь. Ей весело и легко! Изморозь бе­леет на дне долины. Свежий ветер гонит упавшие листья.

1. Косьба, пуговки, вскользь, слезть, редкость, зябко, сладкий, против, буд­то.

4. Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Он долбит своим крепким носом мягкое дерево. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепля­ются за стенки своими острыми когтями и вылезают из гнезда.

1. Гладкий, верёвка, зарядка, взгляд, когти, кольчужка, кадка, красив, кре­пость.

4. Шурик Грибков надел пальто, шапку, взял варежки, шарф и выбежал в сад. В саду большой пруд. Там всегда ребятишки. На пруду гладкий и скользкий лёд. Шурик упал и больно ушиб лоб. Стёпа Зубков быстро помог Шурику встать и повёл его домой.

1. Головки, выходка, деревце, похож, ногти, догадка, локти, ловкий, ноч­лег.

4. Лето. На низких кустах с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветков земляники. Первая земляника созревает на порубках. По­рубки - места вырубки сосен или елей. Земляника - самая сладкая и ду­шистая ягодка в лесу. Стоят на солнечной опушке заветные кустики и радуют взгляд.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

УРОК 1.


  1. Грустный, поздно, соседский, лесной, чудесный, прелестный, прекрас­ный, богатство, подъезжать.

  2. Игровой словарик стр. 3.

счас_ливый

т

запасливый

-

окрес_ность

т

праз_ник

д

учас_ник

т

чу ствовать

в

хрус_нула

т

доблес_ный

т

лес_ница

т

опас_ность

-

интерес_ный

-

ненас_ный

т

3. Правило.

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб «эль» и «т» и «д» и «в» в них верно записать.

4. Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Голова чудесного цветка напоми­нала солнце. По дивному цветку узнавали время. По имени яркого солн­ца цветок назвали подсолнечником.

1. Устный, звёздный, туристский, яростный, ужасный, детский, здравствуй, радостный, местность. 4. Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу. На солнце лес зелёный и горит алмазными искрами. Празднично и радостно кругом вас. И вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике жизни.

1. Воскресник, честный, гигантский, пастбище, вкусный, известный, мест­ный, согласный, пресная.

4. Погода была ненастная. Дул яростный ветер. Охотник стоял на краю ле­са. Он осматривал местность. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник свистнул. Заяц остановился, поднял уши и бросился в кусты.

УРОК 4.


  1. Областной, солнце, небесный, уместный, напрасно, частное, капустный, тесный, завистливый. 4. Хорошо весенним утром в лесу! Солнце озарило окрестности. Птицы приветствуют восход солнца. Радостно раскрываются цветы. Тростник наклонился к воде и тихо шумит.
УРОК 5.

1. Запасной, честный, свистнул, тростник, властный, парусный, жалостли­вый, хлестнуть, наездница.

4. Хрустнула сухая ветка на сосне. Вот вспорхнула прелестная птичка. Она боится опасности. Пробуждается природа. Здравствуй, новый солнечный день!
Словарный диктант

1. Оставался, идти, редкость, тенистый, хрупкий, лебединый, певцы, хруст­нула, немножко, участник, украшать, задремала, гибкая, чуткий, робкий, ле­стница, опасность, расправлял, сквозь, мохнатый, небесный, просьба, вытер­петь, чувство, пятнистый.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1.

1. У бабушки, к бабушке, с бабушкой, с ветки, на ветке, над Волгой, для верблюдов, много мебели, в роще.

2. Игровой словарик, с. 4.

от березк_ | - и, 1 скл., Р.п.


к берёзк_

- е, 1 скл., Д.п,

с ёлк_

- и, 1 скл., Р.п.

к ел_

- и, 3 скл.

в ельник_

- е, 2 скл., П.п.

под корк_й

- о -, 1 скл., под рекой.

с запах_м

- о -, 2 скл., с двором.

по колышк_м

- а -, мн.ч., по дворам.

на ладон_

- и -, 3 скл.

на ладошк_

- е -, 1 скл., П.п.

на роял_

- е -, 2 скл., П.п.

3. Правило.

Алгоритм проверки безударных окончаний - е, - и, и гласных - е, - о, - а в падежных окончаниях существительных.

1-й шаг. Определи часть речи.

2-й шаг. Окончание: безударное или ударное.
Не нужно проверять.

3-й шаг. Определи склонение.

1,2 скл. 3 скл.

4-й шаг. Определи падеж

Д.п. 1 скл. Р.п. 1 скл. Можно подобрать сущ.

П.п. 1,2 скл. того же склонения в том

Же падеже с ударным

5-й шаг. Пиши -е. Пиши -и. окончанием.

5-й шаг. Пиши -е. Пиши -и. (1 скл. - река, 2 скл. - двор, мн. ч. - дворы.)
4. Стояла пора золотой осени. Я шёл берегом лесной речки. Лёгкий ветерок бродил по окрестности. Он подлетал к осоке, старательно гнул её. К бе­регу он подогнал груду листьев. Из чащи тростника выплыли дикие уточки. Я быстро зашагал к сторожке. В моей корзине лежали грибы.

1. После зарядки, к зарядке, ягоды земляники, с лосёнком, над макушками, с надеждой, от полянки к полянке, по склонам.

4. В середине сентября после ненастья наступают теплые, погожие дни. Бабьим летом называют в народе такую погоду. Длится бабье лето две - три недели, а потом снова возвращается осень - дождливая, слякотная, холодная. И особенно радуются в это время люди любой примете, предвещающей конец затяжному ненастью.

1. После разлуки, в разлуке, по веткам сирени, с соседкой, у травки, на тра­винке, по склонам, от старости.

4 Летом мы поедем к тёте Маше и дяде Ване. Они живут на берегу моря и близко к деревне. По узкой песчаной дорожке мы спускаемся к морю. Ещё одна дорожка ведет к опушке леса. Я люблю ходить по полянке и наблюдать за бабочками.

1. В болоте, в лазури, в тундре, за горизонтом, в гнездышке, с добычей, с мячом, на камине, с лопатами.

4. Стояла осень в солнце и туманах. Легкие паутинки медленно кружились в воздухе. Иногда они перелетали от осинки к осинке. На поверхности озера кружили стайками листья. На стоянке горел костер. С нами был мальчик лет десяти. Он хорошо переносил ночевку и холод осенних рас­светов.

УРОК 5.


  1. Под душем, за чертежом, со ступеньки, на ступеньке, вдоль опушки, на опушке, с шапкой, от яблони к яблоне.
4. Повалил хлопьями снег. На ели теплая шубка. Появились гости с севера. На ветвях березки уселись птички в малиновой шапочке на голове. Сле­телись к рябине снегири с красной грудкой. Жители леса встречают зиму в новом наряде. У белочки шубка серенькая, у зайчишки - беленькая.

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1.

1. Древний праздник, зимняя пора, запасливое животное, домашние зада­ния, в зимнем лесу, мелким зверьком, в мягком иле, с мелкой рыбкой, с пасмурного неба.

2. Игровой словарик с.5.


бел__ перо

- ое, ср. р., какое?

вечерн__ небо

- ее, ср.р., какое? после мягк. согласн.

весенн песня

- яя, ж.р., какая? после мягк. согласн.

хорош__ название

- ее, ср.р., после шипящ., в безуд. полож.

высок__ дом

- ий, м.р., после мягк. согл.

глубок__ норы

- ие, мн.ч., какие?

в березов__ роще

- ой, ж.р., в роще какой?

на далек_м горизонте

- о -, м.р., на горизонте каком?

мягк_м снегом

- и -, м.р., снегом каким?

в осенн__слякоть

- юю, ж.р., в слякоть какую?

от нежн___ цветка | - ого, какого? Р.п., традиц. написание
3. Алгоритм.

1-й шаг. Определи, к какому существительному относится это при­лагательное.

2-й шаг. Определи число и род существительного.

3-й шаг. Поставь вопрос к прилагательному от существительного.

Сравни окончания в вопросительном слове и у прилага­тельного.

4-й шаг. Помни!


Прилагательные м.р.

В родительном падеже

В окончаниях прила-

имеют безударные

у прилагательных м.р. и

гательных после ши-

окончания

ср.р. сохранилось тра-

пящих под ударением

- ый -, - ий -.

диционное написание

пишется - о -, без

окончаний

ударения -е-.

- ого -, - его -.

страница 1

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными Правописание безударных гласных в корне слова Непроизносимые согласные Разделительный твердый знак (ъ)

2 слайд

Описание слайда:

Словарные диктанты Предупредительные диктанты Письмо по памяти Контрольные диктанты Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными

3 слайд

Описание слайда:

Предупредительные диктанты Свободные диктанты Контрольные диктанты Правописание безударных гласных в корне слова

4 слайд

Описание слайда:

Словарные диктанты Предупредительные диктанты Выборочные диктанты Письмо по памяти Непроизносимые согласные

5 слайд

Описание слайда:

Орфографические пятиминутки Зрительные диктанты Контрольные диктанты Разделительный твердый знак (ъ)

6 слайд

Описание слайда:

Красив узор, резкий ветер, готов обед, жидкая мазь, узкая полоска, сладкие пирожки, хорош рассказ, редкий лес, очень вежлив, будь здоров. Мелкая стружка, удобная повязка, новая блузка, мягкий хлеб, гибкий прут, промерз до костей, принес записку, новая загородка, повстречала подружку, рад поездке, крепкий лед, круглая головка. Широкий рукав, низкий куст, гладкая доска, узкая дорожка, большая площадка, чуткие ушки, ветхая сторожка, сладкие ягодки, сложил в коробку, чудная погодка, низкий орешник. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными

7 слайд

Описание слайда:

Я люблю зиму. Я иду по узкой дорожке. Рядом бежит пёс Рябка. Всюду властвует мороз. Он румянит щёки и нос. На кустах искрится снег. Я люблю зиму. Царицей стоит ёлка. Масса шишек висит на её ветвях. Сыты зимой пташки и мелкие зверьки. (44 слова) Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными 1, 2, 3

8 слайд

Описание слайда:

В зоопарке. Мы пошли в зоопарк. День выдался солнечный. Веселое пение птиц радовало всех. Маленькая Ксения хотела увидеть слонов. Слоненок брызгался водой. Мать наблюдала за сыном. Лев спал в углу клетки. Шумно на площадке молодняка. Там зверята катят повозку и прыгают через веревку. (43 слова) Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными 1, 2, 3

9 слайд

Описание слайда:

Березка. На опушке леса робко выросла березка. Гибкие веточки качались из стороны в сторону. Рядом, как детки, пробивались другие березки. Они были в золотых шапках. Каждый день у деревца появились новые детки. Стоит маленький золотой березовый пригорок. Темный хвойный лес любуется им. (42 слова) Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными 1, 2, 3

10 слайд

Описание слайда:

Загадки леса. Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки и скорлупки. Кто тут грыз орешки? (24 слова) Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными 1, 2, 3

11 слайд

Описание слайда:

Каток. Во дворе расчистили площадку. Её залили водой. Утром дети катались на гладком льду. Хорош каток! (16 слов) Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными 1, 2, 3

12 слайд

Описание слайда:

После дождя. Кусты в серебряных сережках Стоят, глядят по сторонам, Где русый дождь на тонких ножках Перебежал дорогу нам. (19 слов) Н. Рыжиков Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными 1, 2, 3

13 слайд

Описание слайда:

Прогулка по лесу. Искрился мягкий снежок. Воздух был чист и свеж. Я шёл по лесу и сбивал с веток снежные шапки. Гибкие веточки освободились от тяжести. На старую ель села ворона. Она стала чистить свои перья. Ворона громко каркнула. С пушистых лап ели посыпалась алмазная ель. (46 слов) Слова для справок: сбивал, освободилась, тяжести. далее Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными

14 слайд

Описание слайда:

На катке. Зима. Мороз запушил деревья снежком, а пруд закрыл ледком. Во дворе ребята сделали каток. Ловко и легко скользят мальчики по льду. Алёше купили новые коньки. Друзья учат его и весело бьют в ладошки. (36 слов) Слова для справок: сделали, кататься, смеются, его. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и перед согласными

15 слайд

Описание слайда:

Снежная страница. Молчат леса и поля. Одна позёмка шуршит. Выглянуло солнце. Захотелось нам посмотреть на снежные страницы. Вот ворона оставила петли своих следов. Сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Здесь пробежала полевая мышка. Снежная книга рассказывает нам о жизни леса. (41 слово) Правописание безударных гласных в корне слова 1, 2, 3

16 слайд

Описание слайда:

Солнце. Теплый дождливый день клонился к вечеру. Небо чуть посветлело. На минутку показалось солнце. Оно садилось за дальним леском. Его лучи темной бронзой брызнули во дворе. Золотилась вода в лужах. Налетел ветер. Пробежала за ним робкая зыбь. (37 слов) Правописание безударных гласных в корне слова 1, 2, 3

17 слайд

Описание слайда:

Весна на окне. Холодно. Идет весь день колючий снег. А у нас на окне целый сад. На ветках тополя и березки распустились сережки. На ветках липы показались зеленые листочки. С окна повеяло весною. На вишневых ветках уже есть цветочки. (40 слов) Правописание безударных гласных в корне слова 1, 2, 3

18 слайд

Описание слайда:

Луну поймали. Медвежонок и ежик сидели на мосту. Они ловили рыбу. Было тихо-тихо. Они целый час сидели молча. Вдруг поплавок у ежика глубоко нырнул в воду. Удочка согнулась дугой. Ежик дернул. Высоко в небо взлетела огромная луна. Так вот что они вытащили из воды! (45 слов) Правописание безударных гласных в корне слова 1, 2, 3

19 слайд

Описание слайда:

Весенняя песня. После ненастья выдались яркие дни. Кругом чистое небо и сверкающий снег. Мы стоим на остановке. Тянется аллея берез. Вдруг раздалась самая настоящая весенняя песня. Разве зимой поют весенние песни? Стоит середина января! Это пела большая синица. В редкие солнечные дни или в зимнюю оттепель синица может так петь. (50 слов) Правописание безударных гласных в корне слова 1, 2, 3

20 слайд

Описание слайда:

Их жалко. Собаки. Сколько осенью осталось их на участках и дачах. Летом ребята бегали, играли с ними, ласкали их. Пора ехать в город. Куда девать собаку? Пусть живет одна на даче. Разбежались собаки по полям и лесам. Часть из них погибла от голода и болезней. Другие стали жить на свалках. А где живет твой дружок? (55 слов) Правописание безударных гласных в корне слова 1, 2, 3

21 слайд

Описание слайда:

Брат розы. Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник – родной брат садовой розы. Мы остановились у большого куста. Каждая веточка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех! (53 слова) Слова для справок: вдали, заметили, не стали. далее Правописание безударных гласных в корне слова

22 слайд

Описание слайда:

Дюймовочка. Старушка дала женщине зерно. Женщина посадила его в цветочный горшок. Из зерна вырос цветок. Как он был красив! Цветок раскрылся. В самой чашечке его на зеленом стульчике сидела маленькая девочка. Её прозвали Дюймовочка. У Дюймовочки был нежный голосок. Ночью она спала в ореховой скорлупе, лепестки роз служили ей одеялом. (60 слов) По Г. Х. Андерсену Слова для справок: скорлупа, стульчик. Правописание безударных гласных в корне слова

23 слайд

Описание слайда:

Веселый праздник, вкусный обед, сухой тростник, интересный рассказ, радостное чувство, ужасный случай, устный ответ, честный поступок. Чудесный день, опасный путь, вредная капустница, поздние вечера, ненастные дни, прелестные цветы, сердце матери, счастливые дни. Красивая местность, опасный поход, звездный час, здравствуй, весна, чувствовал усталость, поздние грибы, грустная картина, принес счастье, чудесные вещи. Непроизносимые согласные

24 слайд

Описание слайда:

Подарок. Наступил праздник – день рождения. У меня было радостное настроение. Брат подарил мне книгу о рыбах. Там было много цветных картинок. Обитатели тропических морей щеголяли в чудесных нарядах. Меня удивила рыба губа. Мать мечет икру. Отец плавает с икринками на голове, как с кистью рябины. До позднего вечера я читала эту книгу. (52 слова) Непроизносимые согласные 1, 2, 3

25 слайд

Описание слайда:

Дождь и солнце. По всей местности шагал дождь. На пути ему встретился мальчик. Капли дождя лезли мальчугану за воротник, щелкали по носу. Мальчик побежал к реке. Там шалаш. Тихо скрипел тростник. Мальчик укрылся в шалаше. Вышло солнце. Над полем легла чудесная полоска. Здравствуй, радуга! (54 слова) Непроизносимые согласные 1, 2, 3

26 слайд

Описание слайда:

Февраль. Стоял февраль. Ветер гнал с места на место колючую снежную пыль. Но с каждым днем чувствовался приход весны. Небо временами делалось удивительно синим. Далеко видна была вся местность. С тяжелых прозрачных сосулек падала капель. До позднего вечера был слышен её стук. Ночью снова мороз, метель. Широкая лестница и крыльцо были занесены снегом. (53 слова) Непроизносимые согласные 1, 2, 3

27 слайд

Описание слайда:

Задание: выписать словосочетание с непроизносимой согласной. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд. (А. Пушкин) Все жители Звездного городка мечтают о космосе. Большое солнце, светлое над Родиной встает. (А. Прокофьев) Прилетели грачи – первые вестники весны. Мороз и солнце – день чудесный! (А. Пушкин) Непроизносимые согласные 1, 2, 3

28 слайд

Описание слайда:

Задание: выписать словосочетание с непроизносимой согласной. Новый год – самый радостный и веселый праздник. Большое пастбище было около реки. День стоял ненастный. Высокий тростник тихо шелестел у реки. Наступает холодная поздняя осень. Грустные стоят сады, поля, леса. Непроизносимые согласные 1, 2, 3

29 слайд

Описание слайда:

Задание: выписать словосочетание с непроизносимой согласной. Яростно бил ветер в окно. Вся окрестность заливалась ярким светом. Щемящее чувство тревоги охватило мальчиков. Человек пользуется письменной и устной речью. Счастливая Дюймовочка радовалась теплому утру. Гигантские сосны окружали поляну. У мамы доброе сердце. Непроизносимые согласные 1, 2, 3

30 слайд

Описание слайда:

Уж было поздно и темно, Сердито бился дождь в окно, И ветер пел, печально воя. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? (А. Пушкин) далее Непроизносимые согласные

31 слайд

Описание слайда:

На месте былых сражений стоит памятник. Местные жители в праздник Победы приносят на могилу Неизвестного солдата цветы. - Наступает весна. Всюду чувствуется радостное волнение. Скоро лес покроется зеленой дымкой. Природа отметит праздник тепла и света. Непроизносимые согласные

32 слайд

Описание слайда:

Заревом заката даль небес объята. Зайка с жадностью съедал капустные листы. Общий труд людей объединяет. - Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Яркое солнце съедало тонкий ледок. Бревна на мосту разъехались, машина поехала в объезд. Разделительный твердый знак (ъ) 1, 2, 3

33 слайд

Описание слайда:

У подъезда висело объявление о пропаже собаки. Подъем в гору был крут. Прилетели взъерошенные, надутые воробьи. - Машина объехала овраг и въехала в лес. Сложно работать на подъемном кране. Съемка фильма началась. Разделительный твердый знак (ъ) 1, 2, 3

34 слайд

Описание слайда:

Разъяренный зверь был остановлен дрессировщиком. Объявили посадку на самолет. Бедная собака жила во дворе и её кормили объедками. - Листья цветов съёжились от первых заморозков. Ржавчина разъедала трубу. Голодный волчонок не отказывался от съестного. Разделительный твердый знак (ъ) 1, 2, 3

35 слайд

Описание слайда:

Следы. На поляне Егорушка увидел большие звериные следы. Он объехал поляну на лыжах. Какой-то зверь скрылся в лесной чаще. Мальчик пошёл по следам и въехал в ельник. Тишина. (28 слов) Разделительный твердый знак (ъ) 1, 2, 3

36 слайд

Описание слайда:

Рыболовы. Отец взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к озеру. По озеру полз туман. На берегу горели костры. Это съезжались рыболовы. (23 слова) Разделительный твердый знак (ъ) 1, 2, 3

37 слайд

Описание слайда:

У подъезда. Я стою у подъезда и наблюдаю за снегом. Ерлан съехал на коньках с горки. С веселым лаем бежит к нему пес Дружок. Маленький котенок испугался Дружка и съежился. Я взял его на руки. Он весь дрожал. (38 слов) Разделительный твердый знак (ъ) 1, 2, 3

38 слайд

Описание слайда:

Двор чист. Лучи солнца быстро съедали снег. У подъезда остался сугроб. От него бежали ручьи. У крыльца большущая лужа. В субботу ребята вышли во двор. В руках у них лопаты и метлы. Они собрали ветки, листья, разрушили сугроб. Подъехала машина. Она собрала весь мусор. Двор чист. Зеленая дымка на деревьях сообщает о приходе весны. (52 слова) Слова для справок: от него, у них. далее Разделительный твердый знак (ъ)

39 слайд

Описание слайда:

Как зима с веной боролась. Зима объявила войну весне. Прилетел ветер. Он собрал грозные облака. Они не пускали на землю солнечный луч. Весна посылала молодой травке теплые капли дождя. Зима их замораживала. На деревьях съёжились почки. Зима щипала их морозцем. Смешались дождь со снегом, весенний гром со вьюгой. Разъяренная зима старалась нанести удар в самое сердце весны, но не смогла. (61 слово) Слова для справок: солнечный, замораживала. Разделительный твердый знак (ъ)

40 слайд

Описание слайда:

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. Второе лицо глагола в единственном числе настоящего и будущего времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

41 слайд

Описание слайда:

Предупредительные диктанты Словарные диктанты Предупредительные диктанты Творческие диктанты Контрольные диктанты Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

42 слайд

Описание слайда:

Орфографические пятиминутки Предупредительные диктанты Контрольные диктанты Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе

43 слайд

Описание слайда:

Предупредительные диктанты Выборочные диктанты Контрольные диктанты Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе

44 слайд

Описание слайда:

Словарные диктанты Зрительные диктанты Второе лицо глагола в единственном числе настоящего и будущего времени

45 слайд

Описание слайда:

Орфографические пятиминутки Предупредительные диктанты Контрольные диктанты Правописание безударных личных окончаний глаголов

46 слайд

Описание слайда:

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ Могучий дуб. Рос на опушке могучий дуб. Он был самым заметным в округе. Пышный ковер из изумрудной травы лежал под деревом. С утра до вечера здесь толпился народ люди любили смотреть на могучий дуб, любоваться его красотой. Это было любимое место отдыха для стариков. Здесь часто играли дети в лапту, салочки, прятки. Старый дуб всем умел дарить радость. Он долго жил, много видел. (63 слова) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1, 2, 3, 4, 5

47 слайд

Описание слайда:

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ Утро. Прокричали сонные петухи. Яшка сидел на постели и смотрел в окно. Наступал рассвет. Мальчик взял новые удочки и выбежал на улицу. Пуховое одеяло укрыло деревню. Густой туман медленно плыл по земле. Яшка по тропинке побежал к реке. Туман отступал. Выпал яркий луч солнца. Теплый луч разбудил сухой камыш. Тот тихо прошуршал. (52 слова) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1, 2, 3, 4, 5

48 слайд

Описание слайда:

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ Поздняя осень. Наскучил нудный дождь. Ночью подморозило. Выпал пушистый снег. Я люблю первый снег. Он всегда веселит, бодрит. Мы отправились с братом в лес. Тихо шли от полянки к полянке. Старый пруд притих. Здесь живут бобры. Они давно облюбовали старый пруд. Кора осины любимая пища для них. Зимний склад у маленьких лесорубов забит тонкими осиновыми ветками. (56 слов) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1, 2, 3, 4, 5

49 слайд

Описание слайда:

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ Новый год. Зима вошла в свои права. Она опушила сосны и ели серебристым инеем. Снежные сугробы лежали пухлым одеялом. Легко дышится на свежем воздухе. В вечернем небе скоро заблестят первые звездочки. Весь день в доме хлопоты. Вслед за сугробами и снегами пришел Новый год. Бабушка и мама готовили угощения, пекли пироги. Малыши украшали ёлку. Они любовались большим блестящим шаром. Куда его прикрепить? (62 слова) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1, 2, 3, 4, 5

50 слайд

Описание слайда:

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ В лес за шишками. Тропинка вывела нас к опушке леса. Вот старая ель. Кто здесь был раним утром? Мы осмотрели местность. На чистом снегу причудливые следы. Ветер разносит по округе чешуйки, крылышки семян. Около ели объеденные шишки. Мы долго ждали появления зверька. Чутким ухом мы уловили звук. Дрогнула ветка. Зверек затаился. Мы набрали шишек для самовара и пошли к даче. Вышло солнце. Вся местность залилась спокойным радостным светом. (68 слов) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1, 2, 3, 4, 5

51 слайд

Описание слайда:

Задание: указать падежи прилагательных, выделить окончания. От весеннего солнца, утренний лед, к старому оврагу, колючий ёж, прозрачным льдом, о говорливом ручейке, теплым солнышком, высокий клен, по глубокому снегу, с горячим чаем, из каменного плена, на маленьком островке. В удобном месте, у городского парка, тихим вечером, на свежем душистом сене, в чистом прозрачном воздухе, по густому лесу, за колючим кутом, о весеннем солнышке, хорошенького жучка, к тоненькому стебельку, в вечернем небе. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

52 слайд

Описание слайда:

Хорошо дома. Грустные стояли луга. Лес весь просвечивался. Облетела листва. Только на старом дереве держались жёлтые листья. Казалось, что они вспоминали теплое лето. Мы подъехали к деревне. Тяжелые облака. Неслись над землей. Вдруг из них начал падать колючий снег. В минуту все было покрыто белым ковром. От ворот до крыльца мы шли по узкой тропе. На свежем снегу четко выделялись следы. Мы вошли в дом. Потрескивали поленья в печи. В доме было тепло и уютно. (75 слов) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1, 2, 3

53 слайд

Описание слайда:

Болото. Ранним утром над притихшим болотом висит густой туман. Большой клен на самом краю болота стоит словно в молоке. Но вот всходит солнце. Седой туман отступает. Лучи летнего солнца быстро съедают его остатки. По синему небу плывут одинокие тучки. К вечеру с болота тянет влажным ветерком. Он приносит ароматные запахи трав, сонные голоса птиц и целую тучу злых комаров. Мы идем к костру. Комары отступают. (65 слов) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1, 2, 3

54 слайд

Описание слайда:

Начало весны. Ослепительным потоком солнце лилось с вышины. По синему небу плыли облака, словно кучи снега. Перед домом лопнули большие почки на толстом тополе. Из земли лезла трава. Весь луг покрылся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывали птицы. В липах поселилась иволга и свистела медовым голосом. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел. (60 слов) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1, 2, 3

55 слайд

Описание слайда:

Задание: используя данные словосочетания, составить и озаглавить текст. - Новые лыжи, со старшим братом, на свежем воздухе, под старым развесистым деревом, на обратном пути. - Ранним утром, на мокром лугу, косили сено, на горячем солнце, работа спорилась, на свежем воздухе. - Дремала на теплом солнышке, в редком лесу, чуткое ухо, скрылись в густом осиннике. - На маленьком острове, робкий зайчишка, обдувало холодным ветерком, ранним утром прибило к берегу, еле спасся. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

56 слайд

Описание слайда:

Прогулка в сосновом лесу. Мы шли по узкой тропке. Скоро сосновый лес окружил нас. В нагретом воздухе кружил запах душистого меда. Розовыми колокольчиками цвела брусника. Свои крошечные цветочки развесила и черника. Мы ударили палкой по сосновой ветке. К нам спустилось густое желтое облачко. Медленно оседала золотая пыльца. Мы подошли к болотцу. Нога утопала в мягком мху. В кустах раздался шум. Это утка вела своих утят. Она осмотрела местность. Семья быстро скрылась в камышах. Наступила тишина. (75 слов) далее Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

57 слайд

Описание слайда:

Ночь. Быстро падала мгла на теплую землю. На стром дереве еще дрожал последний золотой луч. Дерево в этом месте светилось. На высоком небе появился тонкий серп луны. Он плыл, как быстрый корабль. За ним бежала маленькая отважная звездочка. Иногда они ныряли в белые косматые облака. Под развесистым дубом приютилась на ночлег мышь. Под его корнями была её нора. Над притихшим лесом громко прокричала птица. Подуло свежим ветром. Огромный лес засыпал. (70 слов) По А. Куприну Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

58 слайд

Описание слайда:

Задание: определить падеж прилагательных, выделить окончания. - По красивой долине, из свежей зелени, проезжая дорога, в соседней деревне, после горячей пищи, утренняя зорька, до ближней рощи, в холодную воду, весенней порой, по гладкой поверхности. - Во влажную землю, над широкой рекой, серебряную парчу, могучей сосной, в летнюю ночь, в студеную пору, свежей струей, дружной семьи, вечерняя звездочка, под толстой сосной, с длинной удочкой, в густую траву. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе

59 слайд

Описание слайда:

Ребята пасут лошадей. В жаркую летнюю пору мухи и оводы не дают лошадям покоя. Ночью лошади спокойно пасутся в поле. В порыжелой траве трещат кузнечики. Деревенские ребята разводят костер. Языки пламени озаряют их лица. Наступает рассвет. Ребята приводят табун в деревню. Легкая пыль столбом несется по дороге. (47 слов) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе 1, 2, 3

60 слайд

Описание слайда:

Почтальон. Мать Саши работала почтальоном. Почту она доставляла в соседнюю деревню. Летом её помогал Саша. Ранним утром он садился на велосипед и катил к деревне. Ближняя дорога проходила через поле. Утренняя роса скатывалась с золотого колоса. Жители деревни подходили к калитке и ждали мальчика. Его появление вызывало особую радость. Он приветливо всем улыбался и раздавал письма, газеты. (57 слов) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе 1, 2, 3

61 слайд

Описание слайда:

В гости. На горизонте алела утренняя заря. Мы ехали на машине в гости к бабушке. Дорога в деревню была гладкой и ровной. По сторонам дороги тянулись поля. Снег лежал легкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой темной стеной возвышался лес. Мы въехали в сосновую рощицу. Тяжелая шапка снега упала с макушки высокой сосны. Вот и дои бабушки. Укутанная в пуховый платок, она ждала нас у старенькой изгороди. (68 слов) Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе 1, 2, 3

62 слайд

Описание слайда:

Рощица затихла. Мы выехали на широкую луговину. Она пересекалась извилистой тропкой. Тропка вела к роще. Молодая рощица просматривалась из конца в конец по прямой дорожке. В этой роще жила удивительная птица с красной головкой. Сухая осень вступила в свою последнюю пору. Давно сошли все ягоды. Последние ласточки ждали резкого порыва ветра, чтобы покинуть родное дерево. Утренники обожгли землю. Мелкие существа спрятались под толстым слоем опрелых листьев. Природа оскудела съестным. Рощица затихла. Она ждала зимнюю стужу. (75 слов) По Ю. Нагибину далее Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе

Цели:

    Ознакомиться с методикой формирования орфографических умений младших школьников при изучении частей речи.

    Общие проблемы методики изучения правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных и безударных личных окончаний глаголов.

    Причины затруднений младших школьников в усвоении данных орфограмм.

    Методика применения алгоритмов и алгоритмических предписаний (памяток, образцов рассуждений).

    Возможности использования графической наглядности.

    Система грамматико-орфографических упражнений.

2. Трудные вопросы методики изучения правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных и безударных личных окончаний глаголов.

1) Два способа проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

2) Правописание окончаний прилагательных с мягкими и твердыми основами.

3) Распознавание типа спряжения с ударными и безударными окончаниями. Учет вида глагола при определении типа спряжения.

Задания для самостоятельной работы

    Выписать из учебника Т.Г. Рамзаевой для 4 класса все памятки, образцы рассуждений, которые используются при изучении падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов. Объяснить их назначений. Подготовить фрагмент урока по составлению либо применению одного из подобных алгоритмических предписаний.

    Выбрать в методических пособиях или учебниках русского языка разных авторов таблицу склонения имен прилагательных. Составить вопросы и задания для учащихся, направленные на выяснение зависимости окончаний от твердости-мягкости основы. Правописаний окончаний каких прилагательных (с мягкой или твердой основой) больше затрудняет учащихся? как предупредить подобные затруднения?

    Сконструировать наглядное пособие с применением компьютера, которое может использоваться при изучении одной из указанных орфограмм. Какова цель применения графической наглядности?

Методические задачи

    Проведите за учащихся 4 класса устное и письменное комментирование орфограмм в окончаниях имен существительных, имен прилагательных, глаголов данного текста.

Ласточка.

Кто не знает ласточки? Нет человека, который бы не любил этой резвой, красивой птицы. Ласточка не приносит вреда. Она не сворует зерна, не расклюет в саду ягодки, не выдолбит огурца.

Ласточка редко сидит на кровле, на земле. Сядет только на несколько минут. С раннего утра до заката птица летает. Весь длинный летний день птица ловит мошек, комариков. Ласточка съедает за лето много вредных насекомых. Польза от нее большая. (По М. Богданову)

    Определите, в каких звеньях рассуждения ученика допущены ошибки. Составьте задания для предупреждения таких ошибок.

    Обижа…т; неопр. форма – обидеть (гл.-искл), 2 спр. – обижаит.

    В книг… - в печи – в книги.

    Перед вами два возможных действия при написании безударных окончаний имен существительных. Чем они похожи, и в чем их существенное различие? Какой из способов является более экономным? Аргументируйте.

Чтобы правильно написать букву в безударном окончании существительного надо:

1. Определить падеж. 1. Определить тип склонения.

2. Определить тип склонения. 2. Найти проверочное слово: им. сущ.

того же типа скл. с удар.

окончанием.

3. Вспомнить окончание сущ.этого 3. Поставить его в словосочетание

типа скл.в нужном падеже. на место проверяемого слова.

4. Написать окончание. 4. Написать в проверяемом слове ту

же букву, что и в проверочном.

В некоторых учебниках русского языка учащимся предлагается один из способов (например, в учебнике Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой – 2-й способ), а в учебнике Т.Г. Рамзаевой – оба способа. Какой подход является наиболее методически оправданным?

Литература:

Тема 7. Методика работы над орфографическими ошибками (2+2**) Цели: 1. Определить типы орфографических ошибок учащихся. 2. Выяснить методику работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Типы орфографических ошибок. Их классификация и формы учета. 2. Причины орфографических ошибок учащихся.

3. Методика предупреждения орфографических ошибок в работах. 4. Методика исправления орфографических ошибок. 5. Методика проведения урока работы над ошибками. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте аннотации на две статьи из журнала “Начальная школа” по теме занятия. 2. Приведите примеры заданий и упражнений из учебника “Русский язык” (автор Т.Г. Рамзаева), направленных на предупреждение и исправление орфографических ошибок.. 3. Составьте фрагмент урока по исправлению орфографических ошибок (Может быть использован текст диктанта из раздела “Методические задачи” к данному занятию). Методические задачи Прочитайте диктанты, написанные четвероклассниками (контрольный диктант за первое полугодие). Охарактеризуйте ошибки. Осенью на озере. Стояла осень в солнце и туманах. С деревьев дождем сыпались желтые листья. Легкие паутинки медленно кружились в воздухи. Иногда они перелетали от осинки к осинке. Мы остановились на берегу озера. По поверхносте озера кружили стайками листья. На стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь. С нами был мальчик лет десяти. Он хорошо переносил ночевку и холод осенних рассветов. Мальчик все в лесу примечал, а вечером рассказывал нам. (По К. Паустовскому). Осенью на озере. Стояла осень в солнце и туманах. С деревьев дождем сыпались желтые листья. Легкие паутинки медленно кружились в воздухи. Иногда они перелитали от осинки к осинке. Мы остановились на берегу озера. По поверхносте озера кружили стайками листья. На стоянки горел костер. Мы жгли его весь день и ночь. С нами был мальчик лет десяти. Он хорошо переносил начевку и холад осенних рассветов. Мальчик все в лесу примечал, а вечером рассказывал нам. (По К. Паустовскому). Осенью на озере. Стояла осень в солнце и туманах. С деревьев даждем сыпались желтые листья. Лехкие паутинки медленно кружились в воздухи. Иногда они перелитали от осинки к осинки. Мы остановились на берегу озера. По поверхносте озера кружили стайками листья. На стоянки горел кастер. Мы жгли его весь день и ночь. С нами был мальчик лет десяти. Он хорошо переносил начевку и холот осенних рассветов. Мальчик все в лесу примечал, а вечером рассказывал нам. (По К. Паустовскому). Можно ли по допущенным ошибкам судить об уровне сформированности у учащихся навыка правописания? Ответ аргументируйте.. Пользуясь различными способами правки, исправьте ошибки с учетом подготовленности каждого учащегося. Оцените работу. Как осуществить на уроке работы над ошибками дифференцированный подход к этим учащимся? Приведите образец работы над ошибками. Литература:

    Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2006.

    Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2006

    Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2006.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе: Справ.к учеб. Т.Г. Рамзаевлй “Русский язык” для 1-4 кл. - М., 2007.

    Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 2010.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык Учебники 2,3,4 кл. – М.: Дрофа, 2013.

    Фролова Л.А. Обучение русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. - М., 2007.

    Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.

    Чистякова Н.Н. Основы работы над орфографическими ошибками младших школьников. – Череповец, 2005.

**занятие проводится в школе

Модуль 4.Средства контроля качества обучения

Контроль за самостоятельной работой студента

Контроль результатов изучения дисциплины в целом и/или ее разделов