Платонов в своей классификации выделяет подструктуры личности. Структура личности в психологии

Личность - понятие в психологии, которое изучается по сегодняшний день. Каждый человек настолько индивидуален, многогранен, динамичен в своих интересах, отношениях и внутренних побуждениях, что еще ни один ученый не смог в полноте классифицировать личность каждого. Существует много классификаций, которые приблизительно позволяют нам узнать о закономерных процессах, происходящих в Но это только приблизительно...

Но некоторым все же удалось "подогнать" всех людей под определенные рамки понимания в своих классификациях и схемах. Одним из таких распределений по определенным признакам является структура личности по Платонову.

Основные характеристики классификации Платонова

Для психологической науки Платонов сделал большой вклад, воссоздав образ личности с помощью своей структуры. В отечественной науке личность принято представлять как совокупность привитых социальных черт, не вмещающих в себя биологические характеристики. Этот ученый взял за основу создания своей теории динамическую составляющую личности. Что это такое?

Для понимания общей структуры личности существует два способа ее восприятия: статистический и динамический. Первый вмещает в себя все личностные характеристики, какие только могут быть у каждого человека. Здесь личность представляется только статистическими данными без учета индивидуально изменяющихся особенностей. Динамическая структура личности - это та же самая личность, но с учетом всех изменений, происходящих с ней на протяжении всей жизни. Структура личности по Платонову учитывает все изменения, происходящие с субъектом на протяжении длительного времени, связи предыдущих составляющих элементов с заново возникшими.

Подструктура направленности в системе

К первой подструктуре относятся моральные черты личности, которые выражаются через направленность и отношения субъекта. Навыки коммуникации, выхода из конфликтов, позитивного общения и другие формируются путем воспитания. В этой подсистеме, утверждает психолог, говорится о стремлениях, убеждениях, желаниях, склонностях, мировоззрении и идеалах, как о параметрах не только социального уровня (приобретенных только в ходе воспитания), но и социально-психологического. То есть речь идет и о воспитании, а также о самом сознании человека. Все вышеперечисленные характеристики действуют в личности наравне с переживаниями и разного рода познанием. Получается, что они также являются атрибутом сознания. Это значит, что психологические такие как желания, убеждения, идеалы и так далее, формируются и с помощью внутренних ресурсов личности, и в результате воздействия социального окружения человека.

Подструктура опыта у Платонова

Следующая подсистема, которая говорит о психологических механизмах приобретения опыта, Платоновым трактуется как социально-биологическая характеристика субъекта. В этом пункте объединяются знания, умения, привычки и навыки как генетически обусловленные свойства личности. Социальная структура личности Платонова говорит о том, что эти параметры относятся именно к ее свойствам. Свою теорию он объясняет тем, что в процессе обучения приобретенные знания или навыки для человека становятся типичными, обычными и неотъемлемыми. Поэтому начинают относиться к свойствам личности субъекта. Если говорить о соотношении социального и биологического в этой подсистеме, то первого здесь больше, так как на первый план выступает обучение. А оно относится к психолого-педагогической характеристике.

Подструктура форм отражения, выделенная психологом

Эта подструктура содержит в себе больше биологической составляющей личности. Здесь говорит об особенностях познавательных процессов психолог Платонов. Структура и развитие личности, утверждает он, не сможет существовать без процессов, осуществляемых памятью, мышлением, чувствами, ощущениями, восприятием. Кроме того, Платонов установил определенную очередность в функционировании этих психических процессов. По его мнению, силу генетической и биологической основы в этой подструктуре определяет следующая последовательность: функции памяти, эмоций субъекта, ощущений, мышления, восприятия, чувств личности и воли. Психологические свойства личности, говорит в своих трудах ученый, не могли бы существовать без физиологической и поэтому ее он ставит на первое место. Почему здесь больше биологического? Потому что ощущения, эмоции и некоторые присущи как человеку, так и животным. Этот пункт структуры изучается преимущественно индивидуально.

Биологические и конституциональные свойства в системе Платонова

Активность и развитие в этой подструктуре определяется состоянием и характеристиками нервной системы человека: силой, процессами торможения и возбуждения, скоростью. А также отмечается то, что черты этой подструктуры только биологичны, социальные качества человека здесь практически неактивны. Характеристики, содержащиеся тут, могут совершенствоваться путем тренировок. Например, холерик может тренироваться в замедлении скорости реагирования на раздражитель, побеждая свою вспыльчивость. Флегматик тренируется отмечать яркие события в течение дня, уходя от монотонности, и так далее. Изучение этой подструктуры проходит только на психофизиологическом или нейропсихологическом уровне.

По каким критериям сформулирована структура личности по Платонову?

Как и любое открытие, психологические сами собой не возникают. Для этого нужно много времени посвятить изучению большой выборки респондентов. Затем определиться, что нового можно выделить в и как их свести к общепринятым понятиям. Для любой структуры нужна теоретическая и исследовательская база, а также определенные критерии, по которым происходит классификация. Структура личности по Платонову также сформулирована по своим критериям:

  • соотношение социального и биологического, приобретенного и врожденного;
  • как между собой связаны и внутренне близки черты личности в отдельных подструктурах;
  • каким инструментом формируются те или иные характеристики личности (обучение, воспитание, упражнение, тренировки);
  • биологические и социальные качества человека, сформированные исторически (сумма психологических свойств, личность как опыт).

Важность создания этой структуры

Концепция Платонова получила популярность за счет того, что она является наиболее ярким примером структурного подхода к восприятию, изучению и пониманию личности. Такое понимание обусловлено тем, что психолог взялся изучать именно динамическую личность. Здесь можно применить как индивидуальный подход к исследованию субъектов, так и общий, строго классифицируя их.

Структура личности по Платонову: схема

Очень сложно кратко изложить всю структуру в схеме, но вкратце это выглядит так:

Структура личности по К.Платонову.

Структура личности по К. К. Платонову

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура - это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура - формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека - его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура - жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности - ее направленность, которая определяется *-убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой - активно влияли на них.

К примеру, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всœех успешных предпринимателœей, независимо от пола и возраста͵ отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

47. Понятие ʼʼскриптовʼʼ и их влияние на жизненный путь человека.

крипт (от англ. script – сценарий) - элемент памяти. Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти.

Представители теории ʼʼскриптовʼʼ в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем (ʼʼскриптовʼʼ), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации – ʼʼкодировкиʼʼ часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.

Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.

Наряду с понятием ʼʼжизненный сценарийʼʼ в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как ʼʼжизненный путьʼʼ, ʼʼжизненная стратегияʼʼ, ʼʼварианты жизниʼʼ, ʼʼстиль жизниʼʼ, ʼʼжизненная задачаʼʼ, ʼʼвременная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная рольʼʼ, ʼʼжизненная позицияʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
(К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.

Структура личности по К.Платонову. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура личности по К.Платонову." 2017, 2018.

Структура и теории личности.

План:

1.Структура личности. 2.Основные компоненты направленности личности. 3.Теории личности.

Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность – это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении (А.Н. Леонтьев).

Личность формируется только благодаря жизни в обществе. Человек становится личностью, когда система его мотивов оказывается в соответствии с требованиями общества.

Структура личности по К.К. Платонову

К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

1. Подструктура направленности и отношений личности , которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение .

2. Подструктура опыта , которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения , но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». К. К. Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли . К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура биопсихических свойств , в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент) . Процесс формирования черт этой подструктуры, их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Подходы к изучению личности:

В отечественной психологии:

    Биологизаторский (И.П. Павлов)

    Социологизаторский (В. Штерн).

По отдельности эти подходы не могут объяснить всю феноменологию личности, поэтому в науке они сочетаются (К.К. Платонов – представитель биосоциального подхода).

В зарубежной психологии:

Психоанализ, бихевиоризм, гуманистический подход, когнитивный подход.

Основные отечественные и зарубежные теории личности

Существует множество теорий личности: психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, постфрейдистские теории Анны Фрейд, Мелани Кляйн, Доналда Винникотта, Хайнца Кохута, гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлз, гуманистический психоанализ Карен Хорни, эпигенетическая теория Эрика Эриксона, психосоматика В.Райха, женские теории, психология сознания Уильяма Джеймса, радикальный бихевиоризм Бэрреса Фредерика Скиннера, теория личностных конструктов Джорджа Келли, когнитивная психология Аарона Бека, клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, Эриха Фромма, гумканистическая теория Абрахама Маслоу, трансперсональная психология Станислава Грофа, межличностная теория психиатрии Гарри Стэка Салливана, психодинамика Курта Левина, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, теория социального когнитивного научения Джулиана Роттера, факторная теория черт Раймонда Кеттелла, факторная теория типов Ганса Айзенка, психология индивидуальности Гордона Оллпорта, экзистенциальная психология Ролло Мэя, когнитивно-аффективная теория личности Уолтера Мишела и т.д.

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда . Структура личнос­ти включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

ОНО - руководствуется принципами удовольствия и проявля­ется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.

Я - разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с принци­пом реальности.

Сверх-Я - основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.

Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, кото­рые разрешает и регулирует Я. Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, ра­ционализация, вытеснение, регрессия).

2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Ак­тивность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы спо­собствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс непол­ноценности компенсируется и стимуляцией собственных способнос­тей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (сов­падение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).

3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).

4. Теория личности Э.Фромма. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являют­ся такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.

5. Теория психосоциального развития (эпигенетическая теория) Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжает­ся гармоническое и наоборот.

6. К.К. Платонов понимал под личностью биосоциальную струк­туру, имеющую следующие составные части: 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самос­тоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).

8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического раз­вития общества (социологизаторская концепция личности).

9. Концепция личности К.Хорни . Человеком управляют две тенден­ции - стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Су­ществует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;

2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротичес­кая покорность (больного).

10. Теория А.Маслоу . В основе развития личности лежит безусловное природное стремление к самоактуализации, что выражается как попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации).

С тенденцией к выживанию соотносятся физиологические потребности (вода, пища и т.д.), потребности в безопасности (избегание боли), потребности в принадлежности и любви (близость, принадлежность к группе, идентификация) и потребность в уважении (одобрение самого себя и одобрение со стороны окружающих). Каждая из этих потребностей становится важной лишь тогда, когда удовлетворены все нижележащие. Когда удовлетворены все потребности, связанные с выживанием, на первый план выходят потребности в актуализации, а именно: потребность в самоактуализации (акцент на особые способности) и потребность в когнитивном понимании (акцент на информационный голод и потребность в стимуляции).

11. Теория К.Роджерса. Каждый человек стремится к самоактуализации.Важную роль в тенденции к самоактуализации играют потребности в позитивном внимании к себе самому и "Я".Полноценно функционирующая личность с раннего возраста получала безусловное позитивное внимание. Поэтому у нее нет тенденции к защитному поведению. Ей свойственны открытость к переживаниям (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивность, уверенность), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов).

Дезадаптированная личность получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между "Я" и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, и пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствует, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя не креативно, а конформно.

К.К. Платонов, детально анализируя широко распространенные понимания личности как души, как суммы психических функций, как опыта человека и т.д., приходит к выводу, что наиболее приемлемым для рассмотрения природы и особенностей человека является понимание личности как «отражающей системы». «Только поняв личность, - пишет К.К.Платонов, - как отражающую систему процесса психического отражения человека, можно правильно понять, применив личностный подход… все другие психические явления, как, например, впечатлительность, апперцепция, ассоциации, интерференция умственных или сенсорных навыков, интересы и т.д.» Говоря о личности как отражающей системе, Платонов использует известное положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». (1 с.34-37) Рассматривая психические явления как форму Психического отражения, Платонов отдает предпочтение следующему определению личности: «Личность - это человек как носитель сознания». (1 стр. 62) Особое внимание в своих трудах, посвященных раскрытию понятия «личность», К.К. Платонов уделяет вопросам, связанным с тем, как проявляет себя личность в поведении, в действиях, поступках, деятельности. Он подчеркивает, что деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой и эти оба вида деятельности являются важнейшим фактором формирования личности. Платонов обосновывает этот вывод методологическим утверждением о единстве личности, сознания и деятельности. Именно поэтому он утверждает, что без углубления понимания деятельности, без раскрытия ее оснований невозможно понять понятие «личность». Изучая и делая свои умозаключения, строящиеся на базе теоретический идей о единстве сознания, личности и деятельности, К.К. Платонов делает заключение о личности как о структурном образовании. Как уже было сказано, что элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности. Часто их называют чертами личности. И поскольку таких черт личности очень много, то психологи пытаются их уложить в несколько подструктур. У каждого психолога эти подструктуры немного разные. Согласно концепции К. Платонова, низший уровень личности - это биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Все это Платонов относит к первой, самой низкой подструктуре. Вторая его подструктура содержит в себе индивидуальные особенности психических процессов человека. Под индивидуальными особенностями человека К. Платонов подразумевает различные качества свойственные человеку при его развитии и формировании как личности. А именно: индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Так выглядит вторая подструктура психологической структуры личности по

К.К. Платонову. Индивидуальный социальный опыт Платонов отнес к третьему уровню структуры. По его структуре в индивидуальный социальный опыт входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. По его мнению, и думаю, что многие с этим согласятся, эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и носит социальный характер. А вот к высшему уровню Платонов отнес направленность личности, включающую влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура более всего социально обусловлена. Она формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего она отражает общество, в которое человек включен. (7, 46-47)

Платонов считал, что непохожесть людей очень значительна. Такой вывод он сделал, исходя из своего взгляда на психологическую структуру личности. Еще он считал, что на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избежать совпадений, противоречий, даже конфликтов с людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Если систематизировать понятие психологической структуры личности К.К. Платонова, то получится следующее:

Название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы.

Социальный уровень, биологического почти нет

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания). Особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п. Половые возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Завершая обзор представлений К.К. Платонова о личности, еще раз повторим, что взаимодействие структур личности, сознания и деятельности - это главный стержень теоретических построений Платонова, который разработал концепцию психологической структуры личности. (2, с.360-361)

С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его мнению, это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом следующих критериев:

Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденногои приобретенного, процессуального и содержательного. Различие этих трех понятий по-разному проявляется в различных подструктурах.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я - тренировки.

Четвертым наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них.

Пятым критерием , определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический. Этот пятый критерий говорит, что описанные четыре подструктуры личности, по существу, только обобщают четыре этапа развития в советской психологии учения о личности.

Эти пять критериев, по мнению Платонова, позволяют считать, что четыре выделенные подструктуры отражают объективную реальность и потому являются основными подструктурами личности; число их отражает также объективно существующую иерархическую и динамическую субординацию.

Разберем четыре подструктуры личности, выделенные К.К.Платоновым:

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она, по словам Платонова, может быть названа социально обусловленной подструктурой или более коротко направленностью личности. Направленность включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности, отмечает Платонов, проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Более всего, по мнению Платонова, активность направленности проявляется через убеждения. Убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. Убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности). Сюда же, по мнению К.К.Платонова, входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые “органические” изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру, считает Платонов, можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Особое место в структуре личности Платонова занимают характер и способности.