Татьяна рик о русском языке. Серия «Детская Вселенная»

Сегодня у нас в гостях удивительный человек, писательница, член Союза Писателей России, педагог, автор многочисленных детских обучающих и художественных книг - Татьяна Рик.

Добрый день, Татьяна!
ТР - Добрый день!

— Когда изучаешь вашу биографию, очень быстро становится понятно, насколько вы сильный духом, целеустремлённый и энергичный человек. Из биографии же следует, что качества эти привиты вам ещё с детских лет. Сразу же возникает вопрос: кто были ваши родители? Ведь это, наверняка, они наградили Вас столь неуёмной любовью к жизни и движению по ней вперёд?

ТР — Родители мои по профессии инженеры. Мама - Рик Елена Михайловна, папа - Рик Геннадий Вильгельмович. Конечно, в меня немало вложили, особенно мама - она очень много со мной занималась, пока я была маленькая. Учила читать рано, лет с четырёх, сама мне читала, придумывала для меня всякие игры и чудеса. Например, когда мне было полтора года, родители всю ночь рисовали для меня на ватмане ёжиков, которые лепят снеговика - срисовывали с импортной открытки. Это придумала, конечно, мама - это в неё я такая выдумщица, а рисовал папа - у него это хорошо получалось - так что способности к рисованию у меня от папы. Утром я, как мне потом рассказывали, подошла, показывала пальчиком, долго рассматривала, радовалась. И родители радовались.
Кстати, об этом и о многом другом, что связано с семьей и родителями, я написала в коротеньких повестях «Чур, Володька - мой жених!», «Красавица Насто и Гаврош» и «Рикки-Тикки-Таня» (получивших 3 место в престижном литературном конкурсе «Книгуру», 5 сезон). Сейчас пишу ещё одну повесть такого плана. Надеюсь, что скоро получится книжка. А недавно из типографии вышла моя новая книжка, тоже о семье — «Черепаший дом». Вот она


А неуёмная жажда жизни, мне кажется, у меня от природы. Не думаю, что это можно как-то привить. Кроме того, когда человек приобретает инвалидность в молодом возрасте, и есть ограничения в передвижении, жить хочется особенно жадно. И добиваться поставленных целей тоже.

– Вы из тех немногих людей, которые в детском возрасте окончательно определились с призванием.
Многие дети в детстве мечтают стать писателем или иллюстратором. А ещё — учителем, воспитателем, космонавтом, моделью… Только потом большинство их них почему-то становятся инженерами, юристами, политиками, спортсменами. Кем угодно, только не воплощением своей детской мечты.
Как Вам удалось в круговерти детских фантазий узреть именно то, что было действительно вашим? Кто помог не сбиться с пути?

ТР - Ну моделью стать я не мечтала. Когда я была маленькая, все мечтали стать космонавтами и лётчиками, а про моделей как-то речи не было. Это не самая была популярная профессия в СССР. Моделью и фотомоделью я стала в прошлом году, в 47 лет. И для меня это - ещё одна высота, ещё одна вершина, которую я покорила. Это очень прикольно, хотя, скажу вам честно - выйти на подиум - на коляске, когда тебе давно не 20, когда ты несколько толще принятых стандартов и когда тебе не очень нравится то, что на тебя надели перед самым выходом - это нелёгкое испытание. Но я вышла и прошла. И рада, что я это сделала - преодолела себя.
Лётчиком и космонавтом я мечтала стать до 5 лет. Но ведь не стала же! Иллюстратором я очень хотела стать - много училась, много трудилась в художественной школе. Во взрослом возрасте работала в газете художником. Но я не могу сказать, что я классный художник. Всё-таки я в первую очередь писатель и преподаватель. Не хватает на всё сил и времени. Так что рисую я по остаточному принципу.
Мне не кажется, что так много детей мечтают стать иллюстраторами. А кто мечтает, тот, думаю, добивается. Всё-таки это хоть и трудно, но реально.
А вот политиками и спортсменами становятся те, кто именно к этому и стремится. Стать профессиональным спортсменом - это всё детство провести в спортзале и на сборах. Когда ни сил, ни времени нет ни на что другое. Чтобы стать политиком, тоже нужно головой стену прошибать. Инженером и юристом сделаться тоже не так-то просто. Даже поступить в институт. Я это точно знаю. Так что не думаю, что все вокруг отказываются от детской мечты.
А у меня это были не малышовые фантазии. Это была уверенность и решимость. Кто помог не сбиться с пути? Внутренний компас и Господь Бог, который провёл к моей мечте кратчайшей дорогой. Училась-то я на учителя русского языка и литературы. Кстати, об этом не мечтала, но всю жизнь этим занимаюсь. Ну и книги пишу тоже. Образования мне хватает, к счастью.

— Во время учебы в школе обычной вы посещали ещё и художественную школу. Как по вашему, пригодились ли вам какие-то знания и навыки, полученные там?

ТР — Ну конечно! А как бы я без этого книги иллюстрировала? Кстати, не только свои, но и несколько чужих.

— Куда и чему вы посоветовали бы пойти учиться современным детям, мечтающим о карьере художника? Сейчас очень много школ, кружков, секций и, не совсем понятно, где можно научиться рисовать и – что же такое хорошо на самом деле.

ТР - Я поступила в Московскую детскую художественную школу №1 на Пречистенке (тогда эта улица называлась Кропоткинская). Готовилась, ездила на просмотры, сдавала экзамены. Училась там с огромным удовольствием. А до того - ездила в ИЗО-студию в дом пионеров нашего района. Хороший путь, по-моему.

– Вы иллюстрируете книги. Можете раскрыть несколько секретов настоящих иллюстраторов? Что должен знать и уметь настоящий иллюстратор, чтобы его работы попали в настоящие книги?

ТР - Как-то я на этом месте задумалась, настоящий ли я иллюстратор. Я ведь не получила высшего художественного образования. Я делаю авторскую книгу. Это когда автор и пишет и рисует сам. В таких случаях к иллюстрациям требования не такие высокие. А секреты? Уметь работать с текстом, проникнуть в дух книги, в то, какими героев представлял себе автор. Есть ещё представление о ритме книги, о «воздухе» в ней, об уместности того или иного стиля… Но этим нужно заниматься профессионально, учиться этому специально. Просто так - взял и нарисовал - это не совсем то, что нужно.

– В самом популярном интернет-источнике информации обо всём и обо всех написано, что параллельно с поступлением в институт МПГУ сразу после школы вы параллельно получили право преподавания этики и психологии семейных отношений и рисования. К тому же вы преподавали русский язык и литературу. Как такое возможно, поделитесь, пожалуйста? Разве для преподавания не нужно специальное образование?

Это я работала в школе в 19 лет, будучи студенткой

ТР - Нужно, разумеется, я его и получила. Всё в том же нашем институте (тогда он назывался МГПИ им. Ленина). Я проучилась 6 лет на филологическом факультете (переводилась с вечернего отделения на дневное с потерей года, поэтому 6 лет, а не 5, но об этом ни минуты не жалею). Право преподавания рисования у нас в вузе можно было получить, закончив ФОП - факультет общественных профессий. Там 3 или 4 года - не помню - нужно было заниматься рисунком, живописью, композицией и историей искусств - после основных занятий, несколько раз в неделю. И с этикой и психологией - примерно так же. Это тоже был ФОП, только часов обучения там было поменьше. В то время ввели в школах такой предмет - «этика и психология семейных отношений». Не было факультетов, где готовили преподавателей, но организовали лекции для желающих. Я ходила. Вообще всю жизнь очень интересуюсь психологией. Много знаю. Но предмет этот так и не преподавала. А потом его отменили.

— Одновременно с учебой в институте вы много ещё чем занимались: работали ночной няней, вожатой, вели кружок ИЗО. Какие мотивы у вас были для столь бурной деятельности? Необходимость заработать или что-нибудь ещё?

ТР - Необходимость заработать тоже была делом не последним. У нас в семье было трое детей (считая меня). Я была старшая. Я два года училась на вечернем отделении, работала лаборанткой и зарабатывала 80 рублей (это были не очень большие, но вполне сносные деньги). А когда переводилась на дневное отделение, не могла никак сдать латынь, поскольку у нас на вечернем её не преподавали, и я не знала, как подступиться к этому незнакомому сложному предмету. И осталась я поэтому без стипендии. И - вообще без денег. А родители уже привыкли к моей финансовой независимости, они, по-моему, не заметили, что у меня денег совсем больше нет. Давали мне понемножку на обеды, но обычно этого надолго не хватало, даже если экономить. И бывало очень голодно. А просить чаще и больше я не хотела.
Но, конечно, это была не единственная причина того, что я постоянно работала. Мне хотелось яркой и интересной жизни. И я её себе организовывала. Получала бесценный опыт и внутреннюю социальную зрелость.

ТР - Мою методику хорошо представляют себе те, кто читал мои весёлые учебники по русскому языку «Здравствуйте, Имя Существительное!», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол», «Привет, Причастие!», «Как живёшь, Наречие?», «Как дела, Деепричастие?», «Чудеса в 5 «А». Русский язык в играх» и методичку для учителя «Игры на уроках русского языка. 5 класс». Если в двух словах, то русский язык подаётся там через игру, дидактическую сказку, придумку, с учётом возрастной психологии ребёнка, а потом и младшего подростка. Части речи - это персонажи. Существительное - волшебник, который превращается в разные ПРЕДМЕТЫ, художница Имя Прилагательное их раскрашивает, и у них появляются ПРИЗНАКИ. Дядюшка Глагол всё время что-то ДЕЛАЕТ, поэтому у него несколько рук и ног - чтобы всё успеть. (Я сегодня сама себя чувствую таким Глаголом! 🙂) Про другие части речи - тоже есть, сейчас рассказывать не буду - хранюю интригу. Найдите эти книжки и прочитайте сами. В них много объяснений сложных правил через сказку, через диалоги, есть мнемонические приёмы для запоминания трудных правил. Много картинок - здесь мне было важно, чтобы картинка служила запоминанию, усвоению материала, поэтому я сама всё это рисовала. Может, это и не суперское рисование, зато я вложила в него то, что мне было нужно методически. Первые из этих книг были написаны в 1993 году, уже выросло поколение детей, читавших их в детстве. Ко мне иногда подходят мужчины с бородой и говорят: «Я в детстве так любил ваши книги!» Очень много писем приходит с благодарностями. От родителей, учителей, от детей, сегодняшних и выросших. Так что эта методика себя оправдала. Она даёт ребёнку возможность понять и полюбить русский язык как школьный предмет.

Есть ещё книжки по арифметике. «Задачник для Зюмзюмки» (первый раз эта книжка вышла под названием «Сказочный задачник») и «Устный счёт в страшилках и смешилках» (эта книга должна была называться «Красная рука - великий педагог»). Моё ноу-хау в том, что там сюжет состоит из задачек. Обе весёлые и милые.
И была ещё серия «Детская Вселенная» — для малышей. Развитие речи и сведения об окружающем мире. Там было строгое ограничение от издательства по объему, поэтому там совсем мало сюжета, так что некоторым родителям эти книги показались скучноватыми. Но они были адресованы детям от 2 лет, и задача была - написать максимально просто. И у этих книг, которых давно нет в продаже, есть свои почитатели, которые звонят и пишут и спрашивают, где найти. Приезжают подросшие дети, которые тоже говорят, что в раннем детстве эти книги были любимыми. Рисовала их не я, а прекрасная художница Диана Лапшина.

— Я знаю, вы даёте уроки по скайпу. Уточните, пожалуйста, чему и кого вы учите?

ТР- Я много лет преподавала русский язык, в том числе и как репетитор. Сейчас я решила отойти от узкого преподавания именно русского, даже и в занимательной форме. Я объявила об открытии своей школы «Творческий огонь». Я беру детей от 7 лет и до бесконечности.
Рассказываю ученикам о самых разных областях нашей жизни: о писателях, о художниках, о природе. Маленькие любят - о животных. Знаете, сколько, оказывается, интересных животных, о которых мы никогда не слышали?! Это страшно интересно!
Мне самой интересно, поэтому и детям интересно со мной. Мы говорим и об отношениях в детском коллективе и вообще - между людьми, обсуждаем книжки. Я рассказываю что-то из истории СССР. Сейчас многие дети не знают, кто такие были Ленин или Сталин, что такое революция и гражданская война. И про Великую Отечественную тоже рассказываю. Иногда рассказываю о том, что ребёнку нужно по программе, если просят. Например, у меня есть девочка, она на семейном обучении. Ей по программе было нужно круговорот воды в природе - изучили. Ещё и мультики классные об этом в сети нашли. Сейчас она самоцветными камнями увлеклась. Я в них тоже разбираюсь. Заодно и Бажова почитали.
В моих уроках много импровизации, полёта, заинтересованного общения, которое я стараюсь подобрать своё для каждого ребёнка в зависимости от возраста и интересов. Со старшими говорим о том, как писать стихи и прозу, если это нужно. Много детей - из-за границы. Люди живут в других странах, но хотят сохранить язык у детей.

– Как попасть на ваши уроки?

– Вашему перу принадлежит множество книг. Насколько я понимаю, самые популярные их них, это книги, обучающие русскому языку, литературе, арифметике, окружающему миру… Мы же вас хорошо знаем по вашим сказкам. Они настолько волшебные, что невозможно остаться взрослым, когда их читаешь. На все ваши изданные книги имеется множество прекрасных отзывов от благодарных читателей. Все, кому удалось прочесть ваши художественные произведения, довольны. А вот найти все эти книжки в продаже, к сожалению, трудновато. Можете ли вы это как-то объяснить или, быть может, дать совет своим читателям, где можно найти ваши сказки, рассказы и стихи для детей в бумажной книге?

ТР - Обращайтесь ко мне, у меня есть ещё остатки старого тиража книги «Сказки и пьесы для семьи и детского сада». Вообще некоторые мои сказки выходили ещё книжками «Летающий ботинок», «Бал для Вьюжки и Метельки» и в сборниках.
Издатели почему-то не очень охотно издают мои сказки, хотя они сейчас вошли в шорт-лист конкурса «Новая детская книга» (это десять лучших рукописей из трёх тысяч конкурсантов) и сказочную повесть, в которую я свои отдельные сказки объединила, вошла в лонг-лист конкурса «Новая детская сказка».

Сказка «У меня в голове ромашки». Читает автор Татьяна Рик. Канал «Читалкин»

В общем, ваши, Ирина, слова да издателям в уши!

– Вы пишете, изобретаете, преподаёте, участвуете в огромном количестве общественных мероприятий. Вы заслужили приз зрительских симпатий на конкурсе красоты «Мисс Независимость 2012», обучались в МИТРО…

МИТРО — фотография на празднике с однокурсницами и преподавателем по режиссуре Еленой Дмитриевной Шмальц

Вы – член общественного совета по делам родителей с инвалидностью, призёр многих конкурсов совершенно различных направлений. В частности, сейчас, я знаю, вы участвуете в конкурсе телеведущих.
Когда смотришь на вас и ваши отношения с жизнью, сразу становится ясно, что, вас никак нельзя назвать человеком с ограниченными возможностями. Скорее хочется назвать вас человеком с возможностями безграничными.
Как вам удаётся делать столько всего, что недоступно многим людям с абсолютными физическими возможностями по причине нехватки времени?

ТР - У меня так же точно катастрофически не хватает времени на все мои задумки. Кроме того, что вы перечислили, я занимаюсь кучей вещей, о которых не сообщаю, но которые отнимают массу времени. Это тренинги и курсы разного рода (я всё ещё учусь, работаю над собой - мне интересно!); это активность в соцсетях и даже некоторая реклама (не все знают про мои книги и про мои уроки - надо рассказать!); это написание статей на разные темы; это выступления в школах и библиотеках; это хозяйство, дача (тоже на мне); это путешествия (потому что это мой ресурс); у меня сын-подросток… Но я знаю, что мне всё это нужно, поэтому делаю, делаю, делаю. Просто я много работаю и мало ною. Есть и другие такие же векторные люди, которые идут к своей цели, берут новые вершины.
Мне вот не всё удается так, как хочется. Диссертацию, например, я написала, а защитить не успела по техническим причинам. Но ничего, это не страшно. Может быть, издам её книжкой.
Сейчас должна одну свою книгу нарисовать и две повести дописать - не хватает времени. Я над ними работаю, но медленнее, чем хотелось бы.
Ещё затеяли мы делать детскую передачу «Страшно интересно! С Татьяной Рик» на интернет-канале «Читалкин».

Смешная страшилка «Подушка-десантник». Татьяна Рик. Читает автор

Сняли две программы, но пока не выпустили их в свет. Тоже по техническим причинам. Но надеюсь, что скоро дело сдвинется.
От некоторых проектов приходится отказываться. Так я вышла из совета по делам родителей с инвалидностью, воспитывающих несовершеннолетних детей. Вступала туда, надеясь пробить на государственном уровне структуру, которая помогала бы таким мамам, как я: которые в одиночку воспитывают ребёнка, будучи при этом на коляске. Это ужасно тяжело, и помочь порой совершенно некому. Даже в сад, в школу, в кружки, в поликлинику бывало некому отвести. Слава богу, сын теперь большой и сам справляется.

Это меня награждают как одну из лучших матерей 2015 г. Мероприятие «День матери». Моя номинация — «Мама — имя существительное»

Так вот, я надеялась, что удастся создать структуру, помогающую таким мамам. Но когда я увидела, что всё бесполезно, я вышла из совета - мне это время нужно для других дел.
Я сама себя не считаю человеком с ограниченными возможностями. Я нормальная женщина, и у меня всё в порядке, только с ногами некоторые проблемы, поэтому перемещаюсь я на коляске. Так бывает, но это не край жизни. Я от этого не стала хуже, глупее, слабее, не перестала быть женщиной и нравиться мужчинам. Я люблю жизнь, мне интересно добиваться поставленных задач, вкусно и смачно жить, наполнять свою жизнь чувствами, впечатлениями, свершениями. Быть полезной людям.
В конкурсе красоты я участвовала в 45 лет, в МИТРО на телеведущую пошла учиться в 46,


в фотосессиях участвовала в 47, на подиум вышла в 48.

Это я занимаюсь дайвингом

В литературных конкурсах собрала несколько призовых мест.

Это награждение на конкурсе «Книгуру»

Рада!
Так и живу.

– Каковы ваши источники вдохновения? Что или кто вселяет вам любовь к жизни и творчеству, уверенность в себе и в окружающем мире?

ТР — Внутри меня есть какой-то фонтан жизненной силы и энергии. Он бьёт и поддерживает меня на высоте, в тонусе. Не всегда было так, как сейчас. В юности я была очень ранимой, обидчивой, неуверенной в себе. Хотя и активность, и желание творить были и тогда, конечно. Я себя сделала такой, как сейчас. Я люблю жизнь, люблю людей, люблю цветы и солнце. Я влюблена в одного мужчину, очень достойного и прекрасного. И это тоже даёт мне крылья.

– Вы воспитываете сына. Сейчас ему – 14?

ТР - Тринадцать с половиной.

– Можете рассказать, — какой он? Чем он живёт, какие у него увлечения? Удалось ли ему уже определиться с призванием так же, как и вам когда-то в детстве?

ТР — Он интересуется историей, химией, психологией. Временами запоем читает. Он глубокий, мыслящий человек. Пока окончательно профессию не выбрал, конечно. Есть разные идеи. Пока думает стать юристом. Насколько ему удалось определиться с призванием, можно будет судить лет через 20. А пока он просто подросток. И он просто живёт. А я стараюсь не очень мешать.

— Напоследок посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь мамочкам. Тем, которые искренне мечтают сделать своего ребёнка по-настоящему счастливым. И счастливым не только любовью и заботой своих родителей, но и радостью выполнения именно своего предназначения в жизни, своего дела, того, чем хочется заниматься, не отрываясь.

ТР — Наверное, я вас разочарую. У меня нет рецептов счастья. Наверное, нужно уметь любить своего ребёнка. Просто любить. И всё. У меня не всегда это получается. Думаю, я не самая образцовая мать. А вот это всё - про предназначение, про радость от выполнения своего дела - это то, чего дети будут сами добиваться, когда вырастут. Надо понимать, что мы за них жизнь не проживём. Они сами выберут свой путь. Надо, видимо, не вторгаться постоянно в их существование, не допекать гиперопекой, не делать всё за них. Дать им возможность взрослеть. Это когда они становятся подростками. А пока маленькие - наполнить их мир игрой, фантазией, сказкой, придумкой. Ну и опять же - просто любить. Когда надо - поддерживать, когда надо - не мешать. И просто - быть рядом с ними. Просто - быть.

Татьяна Геннадиевна Рик (род. 9 сентября 1967 года в Москве) - советский и российский автор детской обучающей и художественной литературы.

Биография

Мама - Рик Елена Михайловна (1941-2002), отец - Рик Геннадий Вильгельмович (1937-2009). С детства Татьяна любит читать и рисовать. Любовь к чтению и творческое отношение ко всему прививает ей мама, позднее, в школе - учительница русского языка и литературы и классный руководитель - Ольга Ивановна Удалова. Кроме обычной школы, Татьяна посещает художественную школу № 1 на Кропоткинской. С 9 лет мечтает стать детской писательницей и иллюстрировать свои книги. После школы поступает в МГПИ им. В. И. Ленина (ныне МПГУ), на филологический факультет. Параллельно получает право преподавания этики и психологии семейных отношений и рисования. Заканчивает институт в 1990 году. Во время учёбы работает ночной няней в интернате, вожатой и кружководом (ИЗО) в пионерских лагерях (п/л «Юность», п/л им. Володи Дубинина, п/л «Отважный»), а также преподает русский язык и литературу в школах Москвы. После института работает в школе, затем - литературным редактором в различных фирмах, затем - художником в газете «Начальная школа» (приложение к газете «1 сентября»), затем - главным редактором издательства. С 2004 года работает в школе дистанционного образования ГБОУ ЦО «Технологии обучения» (i-школа), преподает русский язык и литературу через интернет. За эти годы написала и опубликовала множество детских книг, из которых особенно популярны её веселые учебники. Постоянно работает над новыми проектами: пишет книги и статьи, рисует иллюстрации, создает компьютерные игры и наглядные пособия. Выступает перед читателями в школах и библиотеках. С 2011 по 2013 ведет кружок журналистики в детско-юношеском центре «Исток». В 1989 году Татьяна заболевает, в результате чего со временем оказывается в инвалидной коляске (1995). (Первоначальный диагноз «рассеянный склероз» со временем не подтвердился. Найдено истончение спинного мозга в грудном отделе.) Несмотря на тяжелую болезнь, Татьяна ведет активный образ жизни: много путешествует по России и за границей, летала на парашюте, занимается дайвингом, танцами на колясках, водит машину. В 2002 году Татьяна Рик родила сына. Отношения с отцом ребенка не сложились, поэтому она воспитывает ребенка одна. В 2011 году Татьяна становится членом Общественного совета по делам родителей с инвалидностью, воспитывающих несовершеннолетних детей, председателем Совета в Юго-Западном округе Москвы, членом городского совета. Участвует в различных конференциях и др. мероприятиях, чтобы показать, что женщина на инвалидной коляске остается женщиной и может быть хорошей матерью, интересным и полезным обществу человеком. В ноябре 2012 года Татьяна Рик участвует в конкурсе красоты женщин на инвалидных колясках «Миссис Независимость в 2012» и получает звание «Миссис Зрительских симпатий» и корону. После конкурса она получает сертификат на обучение в МИТРО (Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино) на отделении теле- и радиоведущих. В 2014 году Татьяна заканчивает обучение. Её демо было показано на выпускном вечере как одно из лучших. Татьяна планирует делать обучающие детские передачи как автор и телеведущая. В декабре 2014 она участвует в 4 Международном фестивале СМИ «Интеграция». И получает первый приз в номинации «Интернет-публикация» - за цикл публикаций под общим названием «И не коляска это вовсе! Это трон!». В 2015 Татьяна становится моделью для пошива одежды. Она участвует в образовательном проекте «Безграниц кутюр», который проводит организация «Без границ » и Высшая Британская школа дизайна. Идея проекта - моделировать одежду с особенностями, удобную людям с инвалидностью. В результате Татьяна Рик становится еще и фотомоделью. Её очень увлекает возможность делать то, что не было сделано в юности: в 45 лет участвовать в конкурсе красоты и получить корону, в 46 - пойти учиться на телеведущую, в 47 стать фотомоделью. После окончания МИТРО Татьяна Рик начинает активно писать прозу. Её автобиографические повести «Чур, Володька - мой жених», «Красавица Насто и Гаврош» и «Рикки-Тикки-Таня» (под общим названием "Чур, Володька - мой жених!") занимают почетное 3 место на Всероссийском конкурсе на лучшее произведение для детей и подростков "Книгуру" 2014 года. После этого Татьяна получает еще ряд литературных премий. Сегодня Татьяна Рик работает над прозаическими произведениями, выступает перед читателями, ведет уроки в скайпе, участвует в радио- и телепрограммах.

Творчество

На последнем курсе института, в 1989 году Татьяна Познакомилась с Эдуардом Николаевичем Успенским и показала ему свои первые литературные опыты. Успенский сказки одобрил и посоветовал печататься в журналах и газетах. Позднее он создал издательство «Самовар» с идеей - издавать альтернативные, занимательные учебники по разным предметам. Услышав об этом, Татьяна обратилась к Успенскому со своими наработками и идеями по русскому языку. Так были написаны и опубликованы книги: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол», а позднее - и «Привет, Причастие». С этого начался путь Татьяны Рик в детской литературе. На сегодняшний день она автор 28 книг, 4 аудиокниг и компьютерных игр.

Жанры, в которых Т. Рик работает: сказки, смешные страшилки, стихи, рассказы о животных, развивающие книжки для малышей, веселые учебники по русскому языку, занимательные задачники.

Татьяна пишет статьи в разные издания: о воспитании и обучении, о методике русского и литературы, о детском чтении, о писателях и художниках. Сказки, стихи, рассказы и статьи многократно печаталась в периодических изданиях. Пьесы ставятся в школьных и профессиональных театрах.

Библиография

Источник информации:

  1. Сказочный задачник : [Для дошк. возраста] / Написала и нарисовала Татьяна Рик. - М. : РОСМЭН: РОСМЭН-Издат, 2002. - 51, с. : - (Учимся быстро и весело). - 10000 экз . - ISBN 5-8451-0966-3 .
  2. Грибы и улитка Уля : [для чтения взрослыми детям] / Татьяна Рик. - Москва: Мир книги, 2009. - с. - (Серия «Детская вселенная»). - 5000 экз . - ISBN 978-5-486-02921-9 (в пер.).

Источник информации: Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725-1998)

Дополнительно (из других источников)

  1. Т. Рик «Здравствуйте, Имя Существительное», М.: Астрель , 1999. Рисунки автора.
  2. Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное», М.: Априори-Пресс, 2006. Рисунки автора.
  3. Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол», М.: Вако, 2011. Рисунки автора.
  4. Т. Рик «Привет, Причастие», М.: Вако, 2013. Рисунки автора.
  5. Т. Рик «Как живешь, Наречие?», М.: Вако, 2011. Рисунки автора.
  6. Т. Рик «Как дела, Деепричастие?», М.: Априори-Пресс, 2007. Рисунки автора.
  7. Обучающий диск: Привет, Причастие! / Под ред. Татьяны Рик.- М. : 1С-Паблишинг, 2007 .- (1С: Школа). Рисунки автора.
  8. Т. Рик «Чудеса в 5А. Русский язык в играх» М.: «Априори-Пресс» 2008. Рисунки автора.
  9. Татьяна Рик. Летающий Ботинок. - М .: Дрофа , 2001. - 80 с. - (Сказки нашего двора). - 10 000 экз. - ISBN 5-7107-3531-0 .
  10. Татьяна Рик. Золотые желуди. - М .: Скрипторий 2000, 2005. - 64 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-94448-036-X .
  11. Т. Рик «Азбука» М.: Олма-пресс, 2006. художники С. и Н. Годиенко.
  12. Татьяна Рик. Крыса Земфира - мутант. - М .: Априори-Пресс, 2006. - 136 с. - 3000 экз. - ISBN 5-85597-066-3 .
  13. Т. Рик «Задачник для Зюмзюмки» учебник по арифметике (М.: Априори-Пресс, 2007), рисунки автора.
  14. Т. Рик «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» (М.: Линка-Пресс, 2008), рисунки автора.
  15. Т. Рик «Игры на уроках русского языка, 5 класс», М.: Вако, 2010. Рисунки автора.
  16. Т. Рик «Устный счёт в страшилках и смешилках», М.: Вако, 2013. Рисунки автора.

Серия «Детская Вселенная»

  1. «Фрукты, овощи и гусеница Дуняша» М. «Мир книги», 2009 г.
  2. «Небо, звёзды и синичка Сонька» М. «Мир книги», 2009 г.
  3. «Одежда, обувь и моль Мальвина» М. «Мир книги», 2009 г.
  4. «Домашние животные и кот Муркис» М. «Мир книги», 2009 г.
  5. «Лесные животные и ёжик Шуня» М. «Мир книги», 2009 г.
  6. «Времена года и дождинка Инка» М. «Мир книги», 2009 г.
  7. «Цветы и бабочка Авдотья» М. «Мир книги», 2009 г.
  8. «Птицы и Андрей-воробей» М. «Мир книги», 2009 г.
  9. «Здоровье и микроб Грязнулькин» М. «Мир книги», 2009 г.
  10. «Цвета и кисточка Кася» М. «Мир книги», 2009 г.
  11. «Цифры, счет и карандашик Коля» М. «Мир книги», 2009 г.

Аудиокниги

  1. «Ужасная парикмахерская»
  2. «Подушка-десантник»
  3. «Крыса Земфира - мутант»
  4. «Таинственные исчезновения»

Сборники

  1. «Новые сказки» издательство «Махаон» 2005 г. (Сказка «Прабабушкина Чернобурка».)
  2. Сборник пьес «Я вхожу в мир искусств» («Кукольный театр») № 10, 2008 г. (Пьесы: «Про вредную Бабку-Ёжку», «Лягушачьи фантазии».)
  3. Сборник новогодних пьес «Я вхожу в мир искусств»(«Хлопушка») № 9, 2008 г. (Пьеса «Бальные платьица Вьюжки и Метельки».)
  4. Сборник «Наши друзья - писатели» Составитель М. Яснов. С-Петербург: «Агентство образовательного сотрудничества» 2007. (Сказки: «Бабочка Алина и мыльные пузыри», «Ежиная абракадабра», «Про вредную Бабку-Ёжку», «Жемчужина мудрости», «Осенний шуршунчик», «Хрюхрюси - сын Сумаси», «Лягушачьи фантазии».)
  5. Сборник «Мурзилка и его друзья» М.: «Дрофа плюс» и редакция журнала «Мурзилка», 2003, стр. 32 (сказка «Ежиная абракадабра»)
  6. «Мурзилка» юбилейный сборник к 80-летию журнала (сказка «Лекарство от плохого настроения»).

Авторские курсы

В государственном образовательном учреждении "Центр образования «Технологии обучения» разработаны авторские учебные курсы:

1. «Русский язык от Татьяны Рик. Курс 1»
2. «Русский язык от Татьяны Рик. Курс 2»
3. «Здравствуйте, Имя Существительное. Ожившие книжки Татьяны Рик»

Награды и звания

1. Первый лауреат премии портала Грамота. Ру
2. Грант Москвы 2009 года за разработки в области преподавания русского языка

Напишите отзыв о статье "Рик, Татьяна Геннадиевна"

Примечания

Ссылки





Отрывок, характеризующий Рик, Татьяна Геннадиевна

– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись?
– Нет не слыхать. А то палить бы стал.
– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.
Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать.
Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.
Нынче был для него торжественный день – годовщина его коронования. Перед утром он задремал на несколько часов и здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа, в котором всё кажется возможным и всё удается, сел на лошадь и выехал в поле. Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание. Он смотрел то на Праценские высоты, то на выплывавшее из тумана солнце.
Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело. Маршалы, сопутствуемые адъютантами, поскакали в разные стороны, и через несколько минут быстро двинулись главные силы французской армии к тем Праценским высотам, которые всё более и более очищались русскими войсками, спускавшимися налево в лощину.

В 8 часов Кутузов выехал верхом к Працу, впереди 4 й Милорадовичевской колонны, той, которая должна была занять места колонн Пржебышевского и Ланжерона, спустившихся уже вниз. Он поздоровался с людьми переднего полка и отдал приказание к движению, показывая тем, что он сам намерен был вести эту колонну. Выехав к деревне Прац, он остановился. Князь Андрей, в числе огромного количества лиц, составлявших свиту главнокомандующего, стоял позади его. Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты. Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет. Местность и положение наших войск были ему известны, насколько они могли быть известны кому нибудь из нашей армии. Его собственный стратегический план, который, очевидно, теперь и думать нечего было привести в исполнение, был им забыт. Теперь, уже входя в план Вейротера, князь Андрей обдумывал могущие произойти случайности и делал новые соображения, такие, в которых могли бы потребоваться его быстрота соображения и решительность.
Налево внизу, в тумане, слышалась перестрелка между невидными войсками. Там, казалось князю Андрею, сосредоточится сражение, там встретится препятствие, и «туда то я буду послан, – думал он, – с бригадой или дивизией, и там то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю всё, что будет предо мной».
Князь Андрей не мог равнодушно смотреть на знамена проходивших батальонов. Глядя на знамя, ему всё думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется итти впереди войск.
Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.
– Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля.
– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.
– Хорошо, хорошо, – сказал он князю Андрею и обратился к генералу, который с часами в руках говорил, что пора бы двигаться, так как все колонны с левого фланга уже спустились.
– Еще успеем, ваше превосходительство, – сквозь зевоту проговорил Кутузов. – Успеем! – повторил он.
В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему.

Эта книжка - первая из серии учебников о частях речи. Добрый волшебник Имя Существительное приглашает в гости ребят от 1 до 7 класса. Познакомиться и подружиться с существительным вам помогут игра и сказка. Вы научитесь прекрасно разбираться в падежах и склонениях, научитесь не путать существительное с другими частями речи, сможете с легкостью разбирать существительные морфологически, а главное - учиться станет легко и радостно!

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (СКЛОНЕНИЕ) .
- А дальше что будет?-спросила Катюша Светлану Даниловну.
- Дальше я расскажу тебе сказку. Ты внимательно послушай, а потом найди в этой сказке одно и то же существительное, но с разными окончаниями. Ты, конечно, знаешь, что такое окончание?
- Отлично знаю: окончание-это часть слова, которая находится на конце слова и изменяется.
- Правильно. Ну, слушай.
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.


СОДЕРЖАНИЕ

От автора.
О том, как все началось.
Здравствуйте, Имя Существительное!.
Одушевленное-неодушевленное.
Имя собственное.
Имя нарицательное.
Мужской род.
Женский род.
Средний род.
Единственное и множественное число.
Катюша. (Новые сведения для тех,
кто учится в 3, 4 и 5 классе.).
Изменение имен существительных по падежам
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Винительный падеж.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Склонения имен существительных.
1 склонение.
2 склонение.
3 склонение.
Начальная форма имени существительного.
Как изменяются существительные.
Существительные, которые обозначают
явления природы, события, чувства.,
Юлька. (Здесь вы встретите сведения,
новые для самых взрослых, для шестиклассников.)
Разносклоняемые имена существительные.
Несклоняемые имена существительные.
Существительные общего рода.
И снова-одушевленность-неодушевленность.
До свидания, Имя Существительное!.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Здравствуйте, Имя Существительное! Рик Т.Г., 1994 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Грамматика русского языка и математики, в таблицах, для учителей и учащихся начальной школы, Василенко М.В., 1994
  • Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, Алмазова А.А., Селиверстов В.И., 2011
  • Интенсивный курс русского языка, Месяц в Москве, Алексеев В.А., Алексеева Н.И., Румянцева Н.М., 1994

Следующие учебники и книги:

  • Русский язык, 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М., Шанский Н.М., 2014

Биография

Мама - Рик Елена Михайловна (1941-2002), отец - Рик Геннадий Вильгельмович (1937-2009). С детства Татьяна любит читать и рисовать. Любовь к чтению и творческое отношение ко всему прививает ей мама, позднее, в школе - учительница русского языка и литературы и классный руководитель - Ольга Ивановна Удалова. Кроме обычной школы, Татьяна посещает художественную школу № 1 на Кропоткинской. С 9 лет мечтает стать детской писательницей и иллюстрировать свои книги. После школы поступает в МГПИ им. В. И. Ленина (ныне МПГУ), на филологический факультет. Параллельно получает право преподавания этики и психологии семейных отношений и рисования. Заканчивает институт в 1990 году. Во время учёбы работает ночной няней в интернате, вожатой и кружководом (ИЗО) в пионерских лагерях (п/л «Юность», п/л им. Володи Дубинина, п/л «Отважный»), а также преподает русский язык и литературу в школах Москвы. После института работает в школе, затем - литературным редактором в различных фирмах, затем - художником в газете «Начальная школа» (приложение к газете «1 сентября»), затем - главным редактором издательства. С 2004 года работает в школе дистанционного образования, преподает русский язык и литературу через интернет. За эти годы написала и опубликовала множество детских книг, из которых особенно популярны её веселые учебники. Постоянно работает над новыми проектами: пишет книги, рисует иллюстрации, создает компьютерные игры и наглядные пособия.

Творчество

На последнем курсе института, в 1989 году Татьяна Познакомилась с Эдуардом Николаевичем Успенским и показала ему свои первые литературные опыты. Успенский сказки одобрил и посоветовал печататься в журналах и газетах. Позднее он создал издательство «Самовар» с идеей - издавать альтернативные, занимательные учебники по разным предметам. Услышав об этом, Татьяна обратилась к Успенскому со своими наработками и идеями по русскому языку. Так были написаны и опубликованы книги: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол», а позднее - и «Привет, Причастие». С этого начался путь Татьяны Рик в детской литературе. На сегодняшний день она автор 28 книг, 4 аудиокниг и компьютерных игр.

Жанры, в которых Т. Рик работает: сказки, смешные страшилки, стихи, рассказы о животных, развивающие книжки для малышей, веселые учебники по русскому языку, занимательные задачники.

Татьяна пишет статьи в разные издания: о воспитании и обучении, о методике русского и литературы, о детском чтении, о писателях и художниках. Сказки, стихи, рассказы и статьи многократно печаталась в периодических изданиях. Пьесы ставятся в школьных и профессиональных театрах.

Библиография

Источник информации: Электронный каталог РНБ

  1. Сказочный задачник : [Для дошк. возраста] / Написала и нарисовала Татьяна Рик. - М. : РОСМЭН: РОСМЭН-Издат, 2002. - 51, с. : - (Учимся быстро и весело). - 10000 экз . - ISBN 5-8451-0966-3 .
  2. Грибы и улитка Уля : [для чтения взрослыми детям] / Татьяна Рик. - Москва: Мир книги, 2009. - с. - (Серия «Детская вселенная»). - 5000 экз . - ISBN 978-5-486-02921-9 (в пер.).

Источник информации: Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725-1998)

Дополнительно (из других источников)

  1. Т.Рик «Здравствуйте, Имя Существительное», М.: «Астрель » 1999. Рисунки автора.
  2. Т.Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное», М.: «Априори-Пресс» 2006. Рисунки автора.
  3. Т.Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол» М.: «Вако» 2011. Рисунки автора.
  4. Т.Рик «Привет, Причастие» М.: «Астрель» 1999. Рисунки автора.
  5. Т.Рик «Как живешь, Наречие?» М.: «Вако» 2011. Рисунки автора.
  6. Т.Рик «Как дела, Деепричастие?» М.:"Априори-Пресс" 2007. Рисунки автора.
  7. Обучающий диск: Привет, Причастие! / Под ред. Татьяны Рик.- М. : 1С-Паблишинг, 2007 .- (1С: Школа). Рисунки автора.
  8. Т.Рик «Чудеса в 5А. Русский язык в играх» М.: «Априори-Пресс» 2008. Рисунки автора.
  9. Татьяна Рик Летающий Ботинок. - М .: Дрофа , 2001. - 80 с. - (Сказки нашего двора). - 10 000 экз. - ISBN 5-7107-3531-0
  10. Татьяна Рик Золотые желуди. - М .: Скрипторий 2000, 2005. - 64 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-94448-036-X
  11. Т.Рик «Азбука» М. «Олма-пресс», 2006. художники С. и Н. Годиенко.
  12. Татьяна Рик Крыса Земфира - мутант. - М .: Априори-Пресс, 2006. - 136 с. - 3000 экз. - ISBN 5-85597-066-3
  13. Т.Рик «Задачник для Зюмзюмки» учебник по арифметике (М.: «Априори-Пресс», 2007), рисунки автора.
  14. Т.Рик «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» (М.: «Линка-Пресс», 2008), рисунки автора.
  15. Т. Рик «Игры на уроках русского языка, 5 класс», рисунки автора, М., «ВАКО» 2010, рисунки автора.

Серия «Детская Вселенная»

  1. «Фрукты, овощи и гусеница Дуняша» М. «Мир книги», 2009 г.
  2. «Небо, звёзды и синичка Сонька» М. «Мир книги», 2009 г.
  3. «Одежда, обувь и моль Мальвина» М. «Мир книги», 2009 г.
  4. «Домашние животные и кот Муркис» М. «Мир книги», 2009 г.
  5. «Лесные животные и ёжик Шуня» М. «Мир книги», 2009 г.
  6. «Времена года и дождинка Инка» М. «Мир книги», 2009 г.
  7. «Цветы и бабочка Авдотья» М. «Мир книги», 2009 г.
  8. «Птицы и Андрей-воробей» М. «Мир книги», 2009 г.
  9. «Здоровье и микроб Грязнулькин» М. «Мир книги», 2009 г.
  10. «Цвета и кисточка Кася» М. «Мир книги», 2009 г.
  11. «Цифры, счет и карандашик Коля» М. «Мир книги», 2009 г.

Аудиокниги

  1. «Ужасная парикмахерская»
  2. «Подушка-десантник»
  3. «Крыса Земфира - мутант»
  4. «Таинственные исчезновения»

Сборники

  1. «Новые сказки» издательство «Махаон» 2005 г. (Сказка «Прабабушкина Чернобурка».)
  2. Сборник пьес «Я вхожу в мир искусств» («Кукольный театр») № 10, 2008 г. (Пьесы: «Про вредную Бабку-Ёжку», «Лягушачьи фантазии».)
  3. Сборник новогодних пьес «Я вхожу в мир искусств»(«Хлопушка») № 9, 2008 г. (Пьеса «Бальные платьица Вьюжки и Метельки».)
  4. Сборник «Наши друзья - писатели» Составитель М. Яснов. С-Петербург: «Агентство образовательного сотрудничества» 2007. (Сказки: «Бабочка Алина и мыльные пузыри», «Ежиная абракадабра», «Про вредную Бабку-Ёжку», «Жемчужина мудрости», «Осенний шуршунчик», «Хрюхрюси - сын Сумаси», «Лягушачьи фантазии».)
  5. Сборник «Мурзилка и его друзья» М.: «Дрофа плюс» и редакция журнала «Мурзилка», 2003, стр. 32 (сказка «Ежиная абракадабра»)
  6. «Мурзилка» юбилейный сборник к 80-летию журнала (сказка «Лекарство от плохого настроения»).

Авторские курсы

В государственном образовательном учреждении "Центр образования «Технологии обучения» разработаны авторские учебные курсы.


Рик Татьяна

Татьяна Рик

У меня в голове ромашки

У меня в голове - ромашки. Когда мне что-нибудь интересно, они расцветают, а когда скучно - сохнут.

Мне исполнилось 7 лет, и я пошел в первый класс. Наша учительница Ирина Викторовна. Посадила меня у окошка. За окном мальчишки бегают, в мяч играют. В окошко дует, и ромашки качаются. Ирина Викторовна говорит:

Что с тобой, Ванюшкин? На доске написано: из трёх вычесть два, а ты складываешь.

Я смотрю на неё и улыбаюсь, и ромашки тоже потихоньку улыбаются, потому что Ирина Викторовна у нас добрая и всех нас любит.

Ах, Ванюшкин, какой ты милый, - говорит Ирина Викторовна. - Я когда на тебя смотрю, мне хочется по полю бегать, ромашки собирать и веночки плести. Садись, Ванюшкин, и больше не отвлекайся!

Но разве же можно было не отвлекаться, когда с деревьев начали падать листья?! Ветерок дует, листья облетают, ромашки качаются. Ирина Викторовна говорит:

Ванюшкин, дорогой, что с тобой опять? Мы всем классом уже полдиктанта написали. Где ж ты был?

Не знаю, - говорю, а сам думаю: это, наверное, ромашки виноваты...

Потом пошёл снег, налетела метель, опять мои ромашки пришли в беспорядок.

Ах, Ванюшкин, Ванюшкин, - покачала головой Ирина Викторовна, Опять - ромашки?

И отсадила меня от окна. В средний ряд, на первую парту. На первой парте ветра нет, и потом Ирина Викторовна так интересно рассказывает, что ромашки тоже заслушались.

Но однажды Ирина Викторовна заболела. И вместо неё пришла Антонина Ивановна. Её ребята прозвали Тигрой, потому что она не разговаривала, а рычала: "Встать смир-р-рно! Сидеть р-р-ровно! Смотр-р-реть пр-р-рямо! Обор-р-рмоты! Р-р-распустила вас Ирина Викторовна!" От этого её рычания мои ромашки просто к земле пригибаются. Уж я и голову в плечи втягивал, и под парту прятался - нет покоя моим ромашкам. Не выносят они свир-р-репого обр-р-ращения! Вянут. Зато в журнале двойки сразу расцвели пышным цветом.

А Ирина Викторовна всё болеет. Тогда сели мы с моими ромашками и письмо ей написали: и про Тигру, и про двойки...

В ответ мне Ирина Викторовна телеграмму прислала: "Держись, Ванюшкин, я с тобой! Вот все лечебные таблетки допью и сразу вернусь! Ты пока книжки читай - они очень для ромашек полезны!"

Пошли мы с ромашками в библиотеку, взяли книжку поинтереснее и читаем. И всё ждём, когда Ирина Викторовна все свои таблетки допьёт и к нам вернётся!

ЛЕКАРСТВО ОТ ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ

Феи слетелись со всего сада. Шутка ли, маленькая принцесса Юленька заболела! И болезнь-то у неё необычная.

Это скука тоскливая, - определила болезнь Фея Ромашек.

Вовсе нет, это тоска скучная, - заспорила Фея Пионов.

Это грусть печальная! - вмешалась Фея Ночных Фиалок.

Нет-нет! Печаль грустная! - закричала Фея Маргариток.

Ах, о чём вы спорите! - возмутилась Фея Колокольчиков. - Девочка в печали! Весь день слёзы льёт.

Ей просто необходимо лекарство от плохого настроения! - заявила Фея Душистого Горошка.

Я предлагаю изготовить лекарство из лунного света, - сказала Фея Ночных Фиалок, - для этого надо собрать лунный свет в чашечку, поставить его в холодное место, чтобы он загустел, а потом принимать по две капли три раза в день.

От лунного света ещё больше плакать хочется! - возразила Фея Жасмина. - Лучше готовить из цветочной росы.

Ну нет, - наморщила нос Фея Пионов, - от цветочной росы веселья не прибавится. Лучше из аромата розы.

А я предлагаю обрадовать нашу девочку, - сказала Фея Ромашек, подарить ей новую куклу.

Не развлечет её кукла, - печально вздохнула Фея Жасмина. - Она же прин-цес-са! У неё этих кукол - пруд пруди!

Может быть, звездопад устроить? - предложила Фея Ночных Фиалок.

Её рано спать уложат, не увидит наша девочка звездопада, - вздохнула Фея Колокольчиков.

Но пока цветочные феи спорили, в дверь дома, где жила принцесса Юленька, позвонили. На пороге стоял синеглазый мальчик Максимка.

Дождь уже кончился, - сказал он, - сейчас радуга появится. Пойдёшь со мной по деревьям лазить?

Пойду! - обрадовалась принцесса Юленька.

И надо же - плохое настроение само собой куда-то улетучилось!

ЕЖИНАЯ АБРАКАДАБРА

Ёжик потерял очки. Только собрался внучке сказку почитать - и на тебе: очки пропали! А внучка рыдает, ногами дрыгает и угрожает:

Без сказки ни за что не усну! Никогда! Хоть ты, дедушка, всю жизнь меня укачивай! Хоть до дикобразьих размеров вырасти, а потом лопни! Хоть меня коврижками с мёдом от пяток до макушки завали! Ни за какие коврижки без сказки спать не лягу! Так и буду всю жизнь ходить, не спать и ногами топать!

А топала она, как и все ежи, ужасно громко!

Дедушка ёжик валидол под язык запихал и стал думать, как теперь выкручиваться, чтобы внучку-злодейку уложить, ведь её ежиные родители ещё не скоро вернутся: они по важному ежиному делу уехали - на своём загородном участке дачу строить.

Пришлось ёжику на ходу сказку придумывать.

В молодости, - говорит, - был я влюблён в одну ежиху...

Это неинтересная сказка! - кричит внучка и опять ногами дрыгает. - Я про эту ежиху всё-всё знаю! Это моя бабушка!

А вот и нет! - отвечает ёж. - В бабушку твою я потом влюбился, а эта ежиха...

А-а-а! - рыдает внучка. - И про эту ежиху я тоже всё знаю! Звали её Федула! Была она большая-пребольшая! Как дом, огромная! И цвета синего, и на лягушку похожа с ластами, а на голове - шляпа лиловая в жёлтый горошек, а в руках - сумка хозяйственная, а в сумке - белый таракан живёт, его Августин зовут, это он от страха белый, боится, что его с мухоморами съедят, и чёлка у него рыжая, её парикмахер-муравей укладывал, потому что этот таракан на свидание шёл, а невеста у него была козявка Матильда, работала она в магазине канцтоваров уборщицей!..

Хватит! Хватит! - закричал дедушка-ёж. - Не был я знаком с синей ежихой Федулой! Моя ежиха была серая и звали её Ангелиной, и шляпа у неё была небесно-голубая в клеточку, и в руках у неё всегда был малиновый ридикюль (это сумочка такая старомодная), и жил в том ридикюле вовсе никакой не таракан, а учёная гусеница Люся зелёного цвета, она умела до ста считать и записную книжку перелистывать, а потом под нужным номером телефона ложиться, чтобы удобнее звонить было. Удивительно умная гусеница! Но только один раз она вдруг окуклилась - куколкой стала. И какая симпатичная куколка вышла: с голубыми глазками, с красными щёчками, с чёрными бровками и с жёлтыми кудряшками. К тому же она была в розовом платье и похожа на куклу Барби, только звали её по-прежнему Люсей. Моя дорогая Ангелина села шить для неё наряды: с перьями, с мехом, с цветами как вдруг неблагодарная куколка Люся возьми да и превратись в бабочку!