«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Здравствуйте, наши дорогие читатели! С появлением все более и более новых методик развития детей, родители сталкиваются с новыми задачами. Сегодня мы с вами обсудим одну из новейших методик, которая используется воспитателями и логопедами для развития речи и памяти – мнемотехнику. Также рассмотрим мнемотаблицы для дошкольников в картинках и научимся ими пользоваться.

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.

Мнемотехника помогает маленьким детям:

  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
  • Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
  • Обогащает словарный запас;
  • Помогает развивать мышление;
  • Развивает фантазию;
  • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему.

Различают такие мнемотаблицы:

  • Для стихов, загадок или сказок;
  • Для запоминания правил;
  • Для рассказов.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

2. Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
  3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

  1. Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
  2. Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
  3. Составление рассказа по картинкам;
  4. Запоминание рассказа или стиха.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:


Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:


Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.

Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.

3. Запоминание по мнемотаблицам

Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:


По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:

1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.

Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:


Заниматься по мнемотаблицам не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома. Если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать в дошкольном возрасте, он пойдет в школу, имея хорошую подготовку, которая выделит его среди других одноклассников.

Примеры мнемотаблиц можно посмотреть в этом видео:

Родительское собрание

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
  3. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  2. Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотаблицы- схемы — это

  • Обогащение словарного запаса.
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ художественной литературы.
  • Обучение составление рассказов.
  • Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.


Данную методику используют при отгадывании загадок:





При заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
  • Беседа о прочитанном.
  • Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
  • Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
  • Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.


Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь

При описании предмета:


Итоговый результат:

  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок



Ирина Гагарина
Мнемотаблицы по сказкам

Для развития связной речи у детей, я использую мнемотаблицы . С их помощью можно легко выучить стихи, составлять рассказы , пересказывать сказки . Я выбрала мнемотаблицы для пересказывания сказок ,так как у меня тема по самообразованию "Роль сказки в развитии речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста". В помощь для пополнения развивающей среды разными мнемотаблицами по сказкам я пригласила родителей. Сначала я провела консультацию "Для чего нужны мнемотаблицы ?", в родительском уголке повесила наглядную агитацию "Что такое мнемотаблицы ". Родители откликнулись доброжелательно, с ответственностью. На встрече в клубе "Семья" на тему "Влияние сказки на развитие речи детей" дети вместе с родителями по своим мнемотаблицам рассказали сказку , которую изобразили на мнемотаблице .

Публикации по теме:

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Цель: закрепить знания детей.

Литературная викторина для детей старшей группы по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского. Подготовила: воспитатель.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мнемотаблицы для заучивания стихов. Составила Бородулина Надежда Карамовна. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

  • Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

  • Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

Обогащения словарного запаса;

При обучении составлению рассказов;

При пересказах художественной литературы;

При отгадывании и загадывании загадок;

При заучивании стихов;






Составление рассказа по мнемотаблицам.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам.

3.Рассматривание мнемотаблиц.

4. Составление рассказа воспитателем.

5.Составление рассказа детьми.


Пересказ рассказа.

1.Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

2.Ответы на вопросы по содержанию(языковой разбор текста).

3.Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

4.Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

5.Коллективный пересказ.

6.Самостоятельный пересказ текста.

7.Анализ самостоятельных пересказов детей





Этапы работы над стихотворением

  • Выразительное чтение стихотворения.

  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.



Обучение рассказыванию с элементами творчества.

При обучении детей с общим недоразвитием речи составлению рассказов с элементами творчества решаются следующее основные задачи:

Формирование умения составлять план будущего рассказа.

Актуализация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие воссоздающего и творческого воображения.

Этапы:

    Воспитатель читает детям начало рассказа.

2.В вопросно-ответной форме проводится разбор содержания рассказа.

3.Совместно с детьми составляется мнемосхема рассказа. Последняя ячейка мнемосхемы представлена в виде вопроса (?)

4.Текст читается еще раз с опорой на мнемотаблицу.

Предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствие с данной сюжетной ситуацией.

5.Придумывание продолжения рассказа детьми по одному из предложенных вариантов.

6.Анализ детских рассказов.

Обучение составлению рассказов на заданную тему является наиболее сложным и проводится на заключительном этапе работы.


































Индивидуальная работа по опорным картинкам.



Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! 2. Ответы на вопросы по содержанию. Вопросы:

Какое наступило время года?

Где лежит снег?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Куда пошли дети?

Как они оделись?

Что делали дети на прогулке?

Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 4. Пересказ текста ребёнком своими словами.



Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.




Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

.










Н.Нищева “Ёлочка”





Дед Мороз.



Работа с мнемотаблицей на слово “весна” .





Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба. 2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

Что делает весной солнце?

Как солнце весной светит и греет?

Что делают ручьи?

Какие изменения происходят на реках?

Что такое проталины?

Как называются самые первые цветы?

Что сделали насекомые?

Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа. 4. Пересказ текста детьми своими словами. .



Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек. 2.Составление предложений по мнемодорожкам.


Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.






Материалы для развития памяти, речи и заучивания стихотворений

В нашем детском саду –

маленькие столики.

В нашем детском саду –

голуби и кролики.

В нашем детском саду –

песенки и сказки.

В нашем детском саду –

кубики и краски.


Посмотрите - в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрёшки,

медвежата!

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят!


На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят.

Два медведя, Буратино и весёлый Чипполино,

И котенок и слоненок.

1,2,3,4,5-

Помогаем нашей Кати мы игрушки сосчитать.




В огород пойдём, урожай соберём.

натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный.очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко.

И вернемся по дорожке.

Мы морковки


БЕГАЛ ЗАЙКА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ,

Сделать дом ему не лень.

Да боится, что в домишко

Заберется лапой мишка

Серый волк или лиса-

Лучше бегать по лесам

Дом у зайки под кустом.




Ходит-бродит по лужку

Рыжая корова.

Даст она нам к вечерку

Молока парного.

Саше, Маше и Маринке –

Будет всем по полной крынке.

Всем попить достанется.

И коту останется.













Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ВОЗИТ» = «ПАРОВОЗ»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму - он показывает, а ребёнок образовывает нужное словосслово.





В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты






Применять модельные схемы можно и в других видах деятельности.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.























Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалаётся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.





Используемая литература:

Л.Н. Ефименкова “Формирование речи у дошкольников”, 1985г.;

Т. Ткаченко - журнал “Дошкольное воспитание” №10, 1990г;

В.П. Глухов “О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР”, Дефектология, 1990;

Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.

Болынева Т.В. “Учимся по сказке”.

Ткаченко Т.А. “Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников”.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В . “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.

Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.




Спасибо за внимание.