То, что мы говорим. Исследовательская работа "Что помогает нам говорить?"

Подолянчик Александр

Каждый ребенок когда-то задумывается: с помощью чего мы разговариваем? Но не все знают, какие органы нашего тела помогают нам при произношении того или другого звука. Саша решил понять, что помогает каждому из нас четко и красиво разговаривать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вы когда – нибудь думали о том, как вы научились говорить? Или почему мы не говорим, когда ещё совсем маленькие?

Дело в том, что пока мы были совсем крошечными малышами, нам приходилось очень много слушать, чтобы не только понять, что обозначает каждое слово, но и научиться правильно произносить все звуки. Попробуйте угадать, на каком музыкальном инструменте учатся играть люди всей планеты с самого рождения и всю жизнь?

Сразу догадаться непросто.

Это - наш речевой аппарат.

Когда я был совсем маленьким, моя мама, наклоняясь над кроваткой, ласково говорила мне: «Лучик мой». Я, конечно, не понимал, что обозначает это слово. Но мама улыбалась и продолжала повторять его изо дня в день, неделю за неделей, и, в конце концов, я понял это слово. Даже пытался повторять его или сказать что-то в ответ. Постепенно я научился говорить некоторые звуки, которые произносила мама и понимать её слова. Если бы мама со мной не разговаривала, то я не научился бы говорить.

После того, что мама рассказывала мне, как я рос и учился разговаривать, мне стало интересно узнать об этом подробнее. И я решил узнать, что нам помогает говорить.

Ребенок учится говорить, потому что он слышит. Мы с ребятами в группе на занятии играли в игру «За стеклом».

Один из нас говорил слово губами, без голоса, а другие догадывались, что ведущий сказал. И мы не могли догадаться, потому что не слышали. Глухой человек не научится говорить правильно, потому что не слышит.

Слово начинается с того, что воздух, поднимается из легких и попадает в гортань, которая находится в области шеи.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки. Эти складки – голосовые связки. Когда воздух хочет пройти через голосовые связки, то он как будто протискивается через щель, и получается звук.

Цель: понять происхождение звука в голосовых связках.

Я попробовал получить звук при помощи воздушного шарика. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.

Вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Почему же мы издаем так много разных звуков, а не свист? Дело в том, что у голосовых связок есть много мелких мышц, которые заставляют их принимать до 170 положений.

Когда звук попадает в рот, то за работу берутся язык, нёбо, зубы и губы. С их помощью звук превращается в слово.

Думаете, мы говорим только с помощью языка? Конечно, без него мы не могли бы разговаривать, если он плохо двигается, или у него слабые мышцы, то у тебя ничего не получится. Слова будут получаться неправильные, тебя будет трудно понять. Когда мы говорим, язык, как гимнаст успевает для каждого звука принять новое положение. Он перекрывает дорогу воздуху, который рвется наружу, и получается звук. И надо много тренировать мышцы языка, чтобы научиться правильно произносить звук.

Но слово мы говорим не только языком.

Попробуйте сказать любое слово, например «мама», с открытым ртом – у вас ничего не получится. А теперь произнесите слово «папа» с закрытым ртом – и опять ничего не получится.

Дети начинают говорить, когда научатся действовать языком и губами одновременно. Значит, помогают говорить: губы и челюсти. Но и это еще не все помощники.

Оказывается, говорить нам помогает даже нос. Когда мы произносим «М» или «Н», звук идет через нос. А когда у нас насморк, наш голос становится совсем другим.

Даже зубы помогают нам говорить. Я это понял, когда у меня выпали зубы. Сразу воздух стал вырываться наружу через дырочку, и слова стали смешными.

Я понял, что у меня так много помощников:

  • Легкие;
  • Гортань;
  • Голосовые связки;
  • Язык;
  • Нёбо;
  • Челюсти;
  • Губы;
  • Нос.

И тогда я решил, что надо их беречь и развивать.

Дети растут, и постепенно всё лучше и лучше управляют своим речевым аппаратом. Ребята начинают понимать, что если делать специальные упражнения, то у них будут получаться даже самые сложные слова. Ведь когда маленький ребенок говорит неправильно, это всем нравится.

Но когда ты становишься большим и собираешься в школу, то надо говорить правильно, чтобы ничего не мешало тебе хорошо учиться, и ты не стеснялся говорить и отвечать на уроках.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЧТО НАМ ПОМОГАЕТ ГОВОРИТЬ? ВЫПОЛНИЛ: ПОДОЛЯНЧИК АЛЕКСАНДР, РЕЧЕВАЯ ГРУППА, МДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ Д /С №9» РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ШИРОВАТОВА М. В. 2009Г.

Вы когда-нибудь думали о том, как мы научились говорить?

Интересный музыкальный инструмент – речевой аппарат!

Мама улыбалась и разговаривала со мной.

Цель: узнать, что помогает нам говорить.

Ребенок учится говорить, потому что слышит.

Игра «За стеклом».

Вывод: глухой человек не научится говорить правильно, потому что он не слышит.

Слово начинается с того, что воздух поднимается из легких и попадает в гортань.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки.

Превращение звука в слово. Язык как гимнаст успевает для каждого звука занять новое положение.

Нам помогают говорить челюсти и губы.

Еще один помощник – нос.

Помогают говорить и зубы.

Вывод: «Нам помогает научиться говорить наш речевой аппарат, и его надо беречь и развивать» Легкие; Гортань; Голосовые связки; Губы; Челюсти; Язык; Зубы; Нос; Нёбо.

ПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОМОЖЕТ МНЕ В ШКОЛЕ.

Общение между людьми - довольно сложный процесс. То, что мы говорим, иногда понимают совершенно не так. Наши уже сложившиеся представления о порядке вещей, неспособность к адекватному анализу реальности, прежде чем принять решение и привычка говорить раньше, чем человек перед нами закончит свою мысль - вот наиболее распространенные ошибки в общении.

Общение между людьми - довольно сложный процесс. То, что мы говорим, иногда понимают совершенно не так, и часто это происходит потому, что наш собеседник имеет свое собственное видение вещей и, даже не пытаясь выслушать - спешит его высказать. Наши уже сложившиеся представления о порядке вещей, неспособность к адекватному анализу реальности, прежде чем принять решение и привычка говорить раньше , чем человек перед нами закончит свою мысль - вот наиболее распространенные ошибки в общении.

Общение - то, что мы говорим, то, что мы хотим сказать и то, как нас понимают другие.

Первое условие для того, чтобы общение было плодотворным, - это уважение. Тем не менее, иногда мы видим, что это условие не выполняется и некоторые люди предпочитают повышать голос, думая, что так их лучше поймут; другие не в состоянии поддерживать зрительный контакт, при помощи которого устанавливается эмпатия, необходимая для того, чтобы наше слово было услышано.

Стили общения, на которых мы выросли.

Коммуникативный стиль, с которым мы чаще всего сталкивались на протяжении нашего детства и ранней юности -имеет большое значение и определяет стиль общения во взрослой жизни.

Авторитарный стиль, например, не признает диалога. Это такое общение, в котором тот, кто обладает большим авторитетом задает направление разговора. Авторитаризм не признает диалога или сопереживания. Он оперирует лишь приказами. Все это может привести к тому, что ребенок будет думать, что все его мысли или чувства не имеют никакого значения.

Полной противоположностью предыдущему является демократичный стиль общения. Тот, где есть взаимность, внимание, уважение, умение слушать и правильно интерпретировать полученные сообщения.

Человек, который с детства видит такой стиль общения, где к его потребностям прислушиваются и где каждое слово считается важным, чувствует большую уверенность в себе и не испытывает проблем с самооценкой.

Важно научиться слышать то, что не сказано.

Мы говорим о необходимости уметь слышать то, что недосказано. Иногда фраза это гораздо больше, чем просто набор слов с определенным смыслом. Выражение, с которым мы говорим, тон и жесты определяют этот тип невербальной коммуникации, которая иногда имеет больший вес, чем вербальная.

Мы забываем смотреть в глаза нашему собеседнику. Часто эта невербальная коммуникация заменяется «смайликами», так как в наше время большая часть диалогов происходит при помощи электронных сообщений.

Важно культивировать искусство беседы лицом к лицу, где наш взгляд выражает участие, понимание и сближает нас. Это является наиболее важным элементом общения, поскольку общаться - это, в первую очередь, передавать эмоции.

Перестаньте объяснять тем, кто понимает вас, как хочет.

Есть битвы, в которых мудрее признать поражение, хотя все в нас и противится этому. Ведь смирившись с этим фактом мы признаем, что даже те люди, которые любят, не всегда понимают нас.

Случается, что диалог выходит далеко за рамки чувств и даже эмоций. Мы уже говорим о жизненных ценностях.

Иногда то, что мы говорим, что защищаем, совершенно бесполезно для того, кто нас не слышит и даже не хочет попытаться понять.

Поэтому, вместо того, чтобы продолжить боевые действия и тратить время в бесполезных спорах, иногда будет мудрее принять позиции других людей и понять, что общаться не всегда значит понимать друг друга. И помните про уважение к собеседнику. опубликовано

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речиРечь Р. Рейгана перед Бранденбургскими воротами в Берлине о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена - это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это - ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами , но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки - всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия - это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении - чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный . Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант - беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных . Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Таковы самые распространённые ошибки в разговорной речи. Есть ли у вас какие-то из них? Может, вы знаете хороший способ от них избавиться? Поделитесь опытом в комментариях.

Звук - это колебания, которые распространяются в упругих средах, например, в воздухе или в воде. Любой предмет, если его заставить вибрировать, становится источником звука . Природу рождения звуков наглядно можно представить так.

Если произвести резкое смещение частиц упругой среды в одном месте, то в этом месте увеличится давление. Благодаря упругим связям частиц давление передаётся на соседние частицы. Те, в свою очередь, воздействуют на следующие, и область повышенного давления как бы перемещается в упругой среде. За областью повышенного давления следует область пониженного давления, и, таким образом, образуется ряд чередующихся областей сжатия и разрежения, распространяющихся в среде в виде волны. Каждая частица упругой среды в этом случае будет совершать колебательные движения. Так рождается продольная волна.

В дыхательном аппарате человека. Если бы воздух проходил через наши органы дыхания беспрепятственно, то мы бы не произносили никаких звуков. Но в нашей дыхательной системе есть такие препятствия. Совокупность органов, которые участвуют в образовании голоса, называют голосовым аппаратом .

Мы можем говорить (а также кричать, петь, шептать) только на выдохе, когда воздух выходит из легких наружу через рот и нос. В нашей дыхательной системе есть участок между трахеей и глоткой, который называется гортанью . Гортань - это хрящевая трубка, покрытая изнутри слизистой оболочкой. Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща и расположенным впереди входа в гортань. Слизистая оболочка гортани имеет складки, выступающие в ее полость и содержащие связки и мышцы. Эти складки называются голосовыми складками (их еще называют голосовыми связками ). Щель в гортани между голосовыми связками называется голосовой щелью . Именно вибрация складок при прохождении воздуха через голосовую щель создает звуковую волну и тем самым рождает голос.




Гортань человека во время вдоха (а) и выдоха, сопровождаемого речью (б):
1 - надгортанник, 2 - голосовые связки

Мышцы гортани способны изменять положение ее хрящей. В результате могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Размеры голосовых связок определяют тип голоса: у людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие.

Кроме органов дыхания и места возникновения звуков – гортани к голосовому аппарату относятся артикуляционный аппарат и резонаторы .

Артикуляция (от лат. articulo – "расчленяю") – это работа органов речи при образовании звуков. Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи . Помимо голосовых складок к артикуляционному аппарату относятся язык, губы, нёбо, глотка, зубы.

Характер звука зависит от того, создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат. Шум возникает, если воздушная струя встречает на своем пути дополнительные препятствия - органы ротовой полости. Если шума при образовании звука не происходит, мы имеем дело с гласными звуками - [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Если к голосу присоединяется шум, возникает согласный звук. Согласные, которые состоят из голоса и шума, называют звонкими (например, [д], [з], [м], [в]). Согласные звуки, которые состоят только из шума, (например, [т], [с], [ф], [п]) называют глухими. Голосовые складки при образовании глухих согласных не колеблются.

Подвижные органы артикуляционного аппарата (язык, губы) называют активными , неподвижные - пассивными (верхняя губа, верхние зубы, та или иная часть неба).

По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные . По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задне-нёбные.

Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono – "звучу в ответ", "откликаюсь") – явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты.

Различают головной и грудной резонаторы. За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних – силу, мягкость, полноту звука. К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок - носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи. К нижним резонаторам относятся трахея, бронхи и легкие. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости.

Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи).

В результате прохождения звуковых волн через резонаторы приобретается характерный для каждого человека тембр голоса. Тембр является уникальным индивидуальным качеством человека, отличающим его от других людей. Как нет двух лиц, абсолютно похожих друг на друга, так нет и двух абсолютно одинаковых по тембру голосов. Бывает, что можно не узнать по лицу человека, которого не видели много лет, но характерные элементы тембра человека остаются постоянными всю его жизнь, и никакие дурные привычки или специальные упражнения не могут его изменить.

Говоря об органах, составляющих голосовой аппарат, нельзя забывать про центральную нервную систему. Специальные речевые центры головного мозга организуют их функции в единый, целостный процесс звукообразования, который является сложным психофизическим актом.

Слышимые человеком звуки - это только те колебания, которые воспринимаются нашим слуховым аппаратом. Не все колебания тел могут быть уловлены ухом, а только те, которые находятся в промежутке от 16 до 20000 Герц. Звуки ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуками, выше - ультразвуками.
Процесс образования звука голоса называется голосообразованием, или фонацией .

Речь – неотъемлемая часть человеческой природы. С помощью вербального общения друг с другом происходит обмен информацией, эмоциями, состояниями, мыслями, оно помогает нам лучше понимать друг друга. Хорошая статья о том, что такое слово , о его природе, находится .

Говорением мы выражаем наши бессознательные нехватки, желания. Они у каждого человека свои в зависимости от его векторального набора, поэтому и говорим мы по-разному. Здесь я хочу привести несколько ярких примеров (из жизни) о том, как, когда, почему и что именно говорят люди с разными векторами. Пишу только о том, что наблюдала сама, и что сейчас могу проанализировать системно.

Болтуны

К болтунам можно отнести несколько типов людей в зависимости от того, ЧТО заставляет их болтать.

Есть такие люди, которые практически не замолкают, постоянно шутят, смешат, часто имеют какие-то дефекты речи, иногда еле улавливаемые. Это представители орального вектора . Человек, который мыслит говорением, он получает огромное удовольствие во время болтовни: рот – это его эрогенная зона, и она постоянно требует наслаждения. Такой человек может реализовать себя как потрясающий оратор (именно такие ораторы могут индуцировать людей, их слова проникают прямо к нам в бессознательное и становятся нашими мыслями – можно проверять это на себе после общения с развитым оральником, или достаточно послушать песни Высоцкого), лектор на большие аудитории. Если же он не реализован, то мы получаем вот таких болтунов – им очень нужны наши уши, если мы не будем их слушать, то они придумают что-то поинтереснее – какие-нибудь сплетни или несуществующие события, будут смешить нас без конца, рассказывать анекдоты, часто с пошлятинкой, и сами подхихикивать (внутри при этом – абсолютно ровное состояние). С одной стороны, оральников мы очень любим и допускаем их в свое личное пространство, ведь с ними всегда весело. Но, с другой – смех, который они в нас вызывают – вводит нас в состояние животного, это может быть опасно для зрительников и звуковиков (остальным смеяться очень даже полезно) – он сбивает звук со сосредоточения, а зрения лишает эмоциональных переживаний, то есть уводит нас от выполнения своей видовой роли. Ну и конечно, лучше не рассказывать такому человеку свои секреты.

Второй тип болтунов – это болтуны со зрительным вектором . Цель его болтовни – насладиться не говорением, а вниманием. Ему нужны не уши, а глаза, которые бы на него смотрели. Человек с недоразвитым или не реализованным зрением, не выходя наружу, имеет большую долю страха внутри себя (первобытный страх у зрительных мужчин – быть съеденным каннибалом, а у женщин — хищником), которые заставляют его быть на виду (чтоб про него не дай бог не забыли). Чаще всего внимание привлекается именно болтовней – это могут быть какие-то эмоциональные рассказы в деталях, обсуждение своих чувств, впечатлений, любовных отношений, или просто какие-то интересные рассказы о жизни и событиях, фильмах и т.д. Часто происходит так называемая «эмоциональная раскачка», когда зрительника несет из стороны в сторону, то в страх, грусть, слезы, истерики, то в бесконечную любовь к людям, восхищение всеми вокруг – это чаще всего бывает у кожно-зрительных женщин . Этими раскачками они наполняют свой огромный эмоциональный объем. Если мы поддерживаем эти раскачки, зрение находит себе наполнение и вместо того, чтоб реализовать себя в сострадании, сопереживании, любви, будет и дальше раскачивать себя через нас, каждую секунду меняя состояние. Кормя нереализованных зрительников вниманием, мы способствуем наполнению их нехватки по такому пути, и они перестают искать другие.

И еще одни болтуны – люди с анальным вектором . Эти говорят всегда по делу, основательно и долго, четко проговаривая слова. Их лучше не перебивать – иначе потом начнут с самого начала. У них ригидная психика, им трудно перестроиться и вспомнить, на чем они остановились – легче начать заново. Могут рассказывать одно и то же, слово в слово много раз. У меня есть знакомый, который может рассказывать некоторые истории из прошлого, не меняя слов, снова и снова, хотя все уже тысячу раз это слышали. Такие они, анальные люди – люди прошлого времени. Они постоянно делятся своим опытом, ссылаются на прошлое, на авторитеты, на книги. И еще у них всегда по любому вопросу есть свое экспертное мнение: имея системное, аналитическое мышление и раскладывая всю информацию по полочкам еще на входе, они, услышав какую-то тему, достают все, что есть на соответствующей полочке в их голове и настойчиво высказывают свое бесспорное мнение. Да, с ними лучше не спорить – вы его не переубедите, а только разозлите, он может и обидеться. Один анальный коллега обиделся и не общается со мной только потому, что я голосовала за Путина. Он очень хорошо знает, как НАДО делать политикам, как ПРАВИЛЬНО, что именно нужно менять в стране и так далее. Таких экспертов в России много. При этом люди с анальным вектором – профессионалы, золотые руки и головы, только они могут по-настоящему качественно сделать любую работу. Если с ними правильно себя вести, внимательно слушать, хвалить и благодарить за советы – вполне можно ожидать, что такой человек будет к вам благосклонен. Но уж если хоть раз подведете и не извинитесь – то поставят вас в игнор на долгое время, или вы заслужите перманентный упрек.

Сочетание анальности со зрением часто дает комплекс хорошего мальчика . Такой человек будет говорить о себе очень много и ждать от вас похвалы. Для него похвала – стимул, основная цель любого действия. Даже если напрямую разговор идет не о нем, они подведут-таки к тому, какие они хорошие (помогли кому-то, сделали что-то полезное). Это очень добрые люди, всегда готовые придти на помощь, и это может быть настоящее желание помочь – когда думаешь о другом , или желание быть хорошим за счет помощи другому, то есть в этот момент он думает о себе и о будущей похвале – это и есть комплекс.

Молчуны

Не так-то легко разговорить человека со звуковым вектором . Его напрягают громкие разговоры, лишние слова. Он постоянно сосредоточен на самом себе и лишь изредка снисходит до общения с нами. Это самый большой эгоцентрик, в хорошем смысле, мы можем считать его странноватым, чудаковатым. Он постоянно рассеян, может потерять очки на лбу, ключи в кармане и оставить голову дома. Для него внешний мир иллюзорен, а настоящий мир – внутри него, он присутствует с нами только за счет других векторов и своего тела. Но уж если его завлечь разговором о смысле жизни, судьбе мироздания, корнях всего сущего – то здесь он разойдется не по-детски и вы долго будете говорить с ним о форме и материи… У звуковика мощный абстрактный интеллект, он видит и понимает вещи, не ощущаемые другими, его объем огромен и разговор ваш будет довольно глубоким и полным смысла, а после вы окажетесь в особенном состоянии, неописуемом словами. Если у звукового человека есть еще зрительный или оральный вектора, то он вполне способен экстравертироваться и не ведет себя совсем как аскет, хотя частенько может «отключаться» и смотреть сквозь вас, даже не слыша, что вы говорите. В эти моменты бесполезно его о чем-то просить или напоминать.

Есть еще очень похожие в этом на звуковиков люди с мышечным вектором . Их самое комфортное состояние – монотония, полное отсутствие эмоций. Если они что-то делают, то не отрываясь и не отвлекаясь, монотонно, молча. Это люди, которые любят все простое, им непонятны ваши дурацкие умные разговоры, зачем? Главное, чтобы покушать было. Это люди физического труда, получающие удовольствие от работы мышц, сильные, крепкие. Разговоры у них простые, без лишнего трепа, свое мнение они вам не скажут, у них его нет. Все должно быть как у людей, как все, так и я. У мышечника нет своего Я, у него есть общее «Мы», и если вы живете рядом, то он включает вас в свое «Мы». Эти люди – наш фундамент, основа, строительный материал всего живого, и мы их часто недооцениваем. А вот звуковики, кстати, часто завидуют мышечникам в том, что те так близки к бессознательному, к природе, они гармонично взаимодействуют с ней, не имеют лишних мыслей, мешающих жить, от которых звуковики с таким трудом пытаются избавиться.

Самый же большой молчун -человек с обонятельным вектором , но такого, к сожалению, я воочию не наблюдала. А может и наблюдала, но не замечала. Это люди, не имеющие запаха, а потому незаметные для нас. Они прячут свой запах, чтобы не проявляться никоим образом наружу. Это особый вектор – у него невербальный интеллект, он не говорящий. Если и говорит, то очень неотчетливо и неохотно, не произнося слова четко, вообще не говоря ничего четкого, его слова всегда двусмысленны, таковы, что не придерешься ни к чему – всегда есть алиби. Они так устроены, и у них особая роль – выживание. Все желания направлены на то, чтобы выжить во что бы то ни стало самому, но чтоб выжить самому, надо, чтобы выжил и весь коллектив. Сам же коллектив ему вовсе неинтересен, только как обеспечение выживания – поэтому и презирает всех, воспринимает как глупых бесполезных вонючек. Такой и сам с вами не заговорит, и вы вряд ли захотите с ним общаться.

Так что когда заметите в своем окружении болтуна – присмотритесь, что именно им говорит , какое желание движет им на самом деле, стоит ли поддерживать разговор и к чему это приведет, можно ли расслабиться с этим человеком, поговорить с ним по душам, доверить секреты. Все это легко определить по ключевым словам и смыслам: часто совсем не важна конкретная информация, исходящая из уст человека, а важны его желания при этом, его намерения. Понимая глубинные желания человека, которые он и сам зачастую не видит, начинаешь получать огромное удовольствие от общения, общение становится осознанным, глубоким, радостным, и все собеседники получают то, что им нужно, в лучшем виде. Когда начинаешь понимать людей, видеть, что они представляют собой в потенциале, видишь клад внутри них, о котором они и не подозревают – тогда появляется настоящая радость, общение перестает быть пустым, и рождается истинный интерес к собеседнику.