Формальные науки. Какие есть науки
Формальные науки берут начало в математических текстах, датируемых 1800 г. до н. э. (вавилонская математика), 1600 г. до н. э. (древнеегипетская математика) и 1000 г. до н. э. (древнеиндийская математика), задолго до формирования научного метода . Индийские, древнегреческие и арабские математики внесли большой вклад в математику, в Китае и Японии независимо развивалась собственная математическая традиция.
Кроме математики, логика является примером формальной науки с древней историей . Явный анализ способов логического вывода имел место в Китае, Индии и Древней Греции. На современную логику оказала влияние, главным образом, древнегреческая традиция, которая получила продолжение в трудах арабских логиков.
Другие формальные науки во многом связаны с математикой и вышли из неё. В начале XVII века появляются первые работы по теории вероятностей (статистике). С середины XX века начинают бурно развиваться исследование операций , теория информации , теоретическая информатика и другие формальные науки. В отношении теоретической информатики следует отметить, что её зарождение усматривается в работах Тьюринга и иногда прослеживается до Бэббиджа и даже Лейбница . Появление новых дисциплин показывает, что математика была только одной из многих в ряду формальных наук.
В противоположность естественным и социальным наукам формальные науки в известном смысле логически и методологически независимы от эмпирических методов. В формальных науках подход к исследуемым объектам абстрактен, вместе с тем получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности .
Примечания
Литература
- Mario Bunge (1985). Philosophy of Science and Technology . Springer.
- Mario Bunge (1998). Philosophy of Science . Rev. ed. of: Scientific research . Berlin, New York: Springer-Verlag, 1967.
- C. West Churchman (1940). Elements of Logic and Formal Science , J.B. Lippincott Co., New York.
- James Franklin (1994). The formal sciences discover the philosophers" stone . In: Studies in History and Philosophy of Science . Vol. 25, No. 4, pp. 513-533, 1994
Ссылки
- Interdisciplinary conferences - Foundations of the Formal Sciences - материалы конференций по формальным наукам (англ.)
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Формазин
- Формальные методы
Смотреть что такое "Формальные науки" в других словарях:
- ’НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ’ (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно… …
НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ - (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно расширенном виде, идей доклада, прочитанного… … История Философии: Энциклопедия
математизация науки - МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУКИ применение математики для теоретического представления научного знания. И само научное знание, и математика, и математизация научного знания зародились в античности. Первую математическую концепцию природы создали… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия
Научное знание
Официальная наука - Наука особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический… … Википедия
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания. Все науки обычно делятся на три группы: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки. К естественным наукам относятся… … Философская энциклопедия
КРОMAH - (Kroman), Кристиан Фредерик Вильгельм (29 марта 1846 – 26 июля 1925) – дат. бурж. философ, проф. Копенгагенского ун та (1884–1922). Гносеология (см. О познании природы – Vor Naturerkendelse , 1883) близка к неокантианской. К. строит теорию… … Философская энциклопедия
ХВОСТОВ Вениамин Михайлович - (29.02.1868, Керчь 5.02.1920, Москва) философ, социолог, правовед. Окончил юридический ф т Московского ун та, в к ром, получив степень магистра, а затем степень доктора, с 1895 по 1911 г. и с 1917 г. читал лекции по римскому праву. Преподавал… … Русская Философия. Энциклопедия
- (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия
Книги
- Философия науки В 2-х частях. Часть 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры , Ивин А.А.. Настоящий учебник посвящен основным проблемам философии науки. Наука в нем понимается предельно широко, она включает естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. Книга состоит…
формальные науки биологии, формальные науки юношей
Форма́льные нау́ки
- совокупность наук, занимающихся исследованием формальных систем. К формальным наукам относятся: математика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика, некоторые аспекты лингвистики.
Формальные науки берут начало в математических текстах, датируемых 1800 г. до н. э. (вавилонская математика), 1600 г. до н. э. (древнеегипетская математика) и 1000 г. до н. э. (древнеиндийская математика), задолго до формирования научного метода. Индийские, древнегреческие и арабские математики внесли большой вклад в математику, в Китае и Японии независимо развивалась собственная математическая традиция.
Логика, так же как и математика, является примером формальной науки с древней историей (смотри статью История логики). Анализ способов логического вывода имел место в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. На современную логику оказала влияние, главным образом, древнегреческая традиция, которая получила продолжение в трудах арабских логиков.
Другие формальные науки во многом связаны с математикой и вышли из неё. начале XVII века появляются первые работы по теории вероятностей (статистике). С середины XX века начинают бурно развиваться исследование операций, теория информации, теоретическая информатика и другие формальные науки. отношении теоретической информатики следует отметить, что её зарождение усматривается в работах Тьюринга и иногда прослеживается до Бэббиджа и даже Лейбница. Появление новых дисциплин показывает, что математика была только одной из многих в ряду формальных наук.
В противоположность естественным и социальным наукам формальные науки в известном смысле логически и методологически независимы от эмпирических методов. формальных науках подход к исследуемым объектам абстрактен, вместе с тем получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.
Примечания
- Классификация наук // Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004
Литература
- Mario Bunge (1985). Philosophy of Science and Technology. Springer.
- Mario Bunge (1998). Philosophy of Science. Rev. ed. of: Scientific research. Berlin, New York: Springer-Verlag, 1967.
- C. West Churchman (1940). Elements of Logic and Formal Science, J.B. Lippincott Co., New York.
- James Franklin (1994). The formal sciences discover the philosophers" stone. In: Studies in History and Philosophy of Science. Vol. 25, No. 4, pp. 513-533, 1994
Ссылки
- Interdisciplinary conferences - Foundations of the Formal Sciences - материалы конференций по формальным наукам (англ.)
формальные науки биологии, формальные науки изучающие, формальные науки о, формальные науки юношей
Формальные науки Информацию О
Формальные науки - дисциплины, касавшиеся формальных систем, таких как логика, математика, статистика, теоретическая информатика, информационная теория, теория игр, теория систем, теория решения и части лингвистики. Принимая во внимание, что естественные науки стремятся характеризовать физические системы, формальные науки касаются характеристики абстрактных структур, описанных системами знака. Формальные науки помогают естественным наукам, предоставляя информацию о структурах последнее использование, чтобы описать мир, и какие выводы могут быть сделаны о них.
История
Формальные науки начались перед формулировкой научного метода, с самыми древними математическими текстами, относящимися ко времени 1800 до н.э (вавилонская математика), 1600 до н.э (египетская математика) и 1000 до н.э (индийская математика). С тех пор различные культуры, такие как индийские, греческие и исламские математики сделали крупные вклады в математику, в то время как китайцы и японец , независимо от более отдаленных культур, развили свою собственную математическую традицию.
Помимо математики, логика - другой пример одного из самых старых предметов в области формальных наук. Как явный анализ методов рассуждения, логика получила поддержанное развитие первоначально в трех местах: Индия с 6-го века до н.э, Китай в 5-м веке до н.э и Греция между 4-м веком до н.э и 1-м веком до н.э. Формально сложная обработка современной логики спускается с греческой традиции, будучи информированной от передачи аристотелевской логики , которая была тогда далее развита исламскими логиками. Индийская традиция также продолжалась в ранний современный период. Родная китайская традиция не выживала вне старины , хотя индийская логика была позже принята в средневековом Китае.
Поскольку много других дисциплин формальной науки полагаются в большой степени на математику, они не существовали, пока математика не развилась на относительно продвинутый уровень. Пьер де Ферма и Блез Паскаль (1654), и Христиан Гюйгенс (1657) начали самое раннее исследование теории вероятности. В начале 1800-х, Гаусс и Лаплас развили математическую теорию статистики, которая также объяснила использование статистики в страховке и правительственном бухгалтерском учете. Математическая статистика была признана математической дисциплиной в начале 20-го века.
В середине двадцатого века математика была расширена и обогащена повышением новых математических наук и технических дисциплин, таких как операционное исследование и системное проектирование. Эти науки извлекли выгоду из фундаментального исследования в электротехнике и затем развитием электрического вычисления , которое также стимулировало информационную теорию, числовой анализ (научное вычисление), и теоретическая информатика. Теоретическая информатика также извлекает выгоду из дисциплины математической логики, которая включала теорию вычисления.
Различия от других форм науки
В противоположность эмпирическим наукам (естественный и социальный), формальные науки не включают эмпирические процедуры. Они также не предполагают знание случайного факта или описывают реальный мир. В этом смысле формальные науки и логически и методологически априорно, поскольку их содержание и законность независимы от любых эмпирических процедур.
Хотя формальные науки - концептуальные системы, испытывая недостаток в эмпирическом содержании, это не означает, что у них нет отношения к реальному миру. Но это отношение таково, что их формальные заявления держатся во всех возможных мыслимых мирах (см. действительную формулу) – тогда как, заявления, основанные на эмпирических теориях, такой как, скажем, Общая теория относительности или эволюционная биология, не держатся во всех возможных мирах, и, может в конечном счете оказаться, не держится в этом мире также. Именно поэтому формальные науки применимы во всех областях и полезны во всех эмпирических науках.
Из-за их неэмпирического характера формальные науки истолкованы, обрисовав в общих чертах ряд аксиом и определений, из которых выведены другие заявления (теоремы). Другими словами, теории в формальных науках не содержат синтетических заявлений ; все их заявления
Цели философии в отличие от науки
Наука в отличие от философии
1-е отличие мифа от науки
2-е отличие науки от мифа
А с точки зрения самого мифического сознания, ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии (А. Ф. Лосев
У Платона душа состоит из 3-ёх частей: разумная душа (мозг), яростная душа (сердце), вожделеющая душа (связана с печенью).
Концепции мышления как целеполагающей деятельности и реальности как потока опыта или сознания образуют основу для прагматистског
Опыт, по Джемсу, полностью совпадает с реальностью
Итак, прагматизм представляется, во-первых, - известным методом; во-вторых, известной генетической теорией истины
Проблема взаимоотношения хр-ва и науки.
...
Полное содержание Подобный материал:
- Тема Предмет и проблемы философии науки. Классификация наук , 78.43kb.
- 1 материалы к лекциям предмет и задачи курса , 430.19kb.
- Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по Истории и философии науки , 33.95kb.
- Типовая учебная программа (Образование высшее профессиональное) русскийязы к по группам , 170.01kb.
- Австрийская стипендия (Ossterreich Grant) для работы над темами, связанными с Австрией , 15.97kb.
- Предисловие 3 , 188.12kb.
- , 236.83kb.
- Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории , 259.08kb.
- Научно-вспомогательный библиографический указатель , 4901.81kb.
- Курс «История и философия науки» является одной из дисциплин кандидатского минимума. , 407.06kb.
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки.
2. Эмпирический уровень научного знания, его природа и структура.
3. М.Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия»
- В 19 в. -нач. 20 в. история и философия науки существовали раздельно, к сер. 20 в. стало ясно, что философия науки должна разрабатываться с учётом истории науки. История науки тоже существенно поменялась. Стало ясно, что она не является «систематическим курсом», типа курса химии, биологии, математики. Философия науки должна нам сказать, чем должна быть наука и вытесняется философией науки, которая пытается ответить на вопрос «Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль выразил Имре Лакатос в 60-е гг. 20в.: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа».
Классификация наук. Наук много, про их столкновении возникают новые. Конкретной классификации наук нет. Но общая схема классификации восходит к 20-30 гг. 20 в. (непозитивизм, классический позитивизм):
- Естественные
- Физические и инженерные (астрономия, физика, химия, науки о материалах)
- Науки о живом + медицина + биоинженерия
- Науки о Земле: геология, география, почвоведение, экология, климатология, астрономия.
- Формальные
- Математика
- Логика
- Computioal Sciense
- Социальные и гумунитарные
- История
- Филология
- Лингвистика
- Экология
- Психология
- Педагогика и образование
- Экономическая география
Стеклов выделяет науки естественные и противоестественные. Ландау - естественные, неестественные, сверхъестественные.
Таким образом, наряду с диахронным («историческим»: возникновение науки приурочивают к разным историческим эпохам) плюрализмом «науки» имеет место и ее синхронный плюрализм. Он обусловлен существенным различием предметов и методологического арсенала разных научных дисциплин.
Взаимоотношение слов «история», «философия», «наука». Философия не относится к науке, это особая познавательная деятельность. История о греческого ɛστοτια, historia. Это слово имеет несколько значений: 1) расспрос; 2) исследование, разыскание; 3) знание, наука; 4) рассказ о прошлых событиях.
Примеры употребления этого слова: Теофраст - «История растений», «Естественная история».
Примеры употребления слова «философия»: Ньютон – «математические начала натуральной философии».
Что касается слова «наука». Греческое слово ɛπιστημη обозначало достоверное знание. Оно соответствовало латинскому слову «scientia» -знание. К науке слово «scientia» стало применяться в 19 веке применительно к естественным наукам.
19 в. Становится переломным, ученый – это определённый социальный статус. Огюст Конт – «курс позитивной философии», позитивизм. Позитивная наука противопоставляется философии.
- Эмпирического познания представляет собой взаимодействие сознания с чувственно воспринимаемыми предметами. Возможности и границы эмпирического познания детерминированы операциональными возможностями свойствами такой ступени рационального познания, как рассудок. Деятельность последнего заключается в применении к материалу чувственных данных таких операций, как абстрагирование, анализ, сравнение, обобщение, индукция, выдвижение гипотез эмпирических законов, дедуктивное выведение из них проверяемых следствий, их обоснование или опровержение и т. д.
При всей близости содержания чувственного и эмпирического знания благодаря различию их онтологии и качественному различию форм их существования (в одном случае - множество чувственных образов, а в другом - множество эмпирических высказываний), между ними не может иметь место отношение логической выводимости одного из другого. Это означает, что эмпирическое знание неверно понимать как логическое обобщение данных наблюдения и эксперимента. Между ними существует другой тип отношения: логическое моделирование (репрезентация) чувственно данных в некотором языке. Эмпирическое знание всегда является определенной понятийно-дискурсной моделью чувственного знания.
Необходимо отметить, что само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпирические высказывания (с квантором существования или без), так называемые «протокольныепредложения». Их содержанием является дискурсная фиксация результатов единичных наблюдений; при составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблюдения.
Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это - обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсутствие или наличие некоторых событий, свойств, отношений в исследуемой предметной области и их интенсивность (количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели.
Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т. д.). Научные законы - это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний с квантором общности. («Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы - электропроводный, «Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам» и т. д. и т. п.) Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции, подтверждающей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднозначной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание. Поэтому эмпирическое знание по своей природе является в принципе гипотетическим
Наконец, самым общим, четвертым уровнем существования эмпирического научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов (феноменологическая термодинамика, небесная механика Кеплера и др.). Являясь высшей формой логической организации эмпирического знания, феноменологические теории, тем не менее, и по характеру своего происхождения, и по возможностям обоснования остаются гипотетическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, т. е. обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимента) не имеет доказательной логической силы, а в лучшем случае - только подтверждающую.
Различия между уровнями внутри эмпирического знания являются скорее количественными, чем качественными, так как отличаются лишь степенью общности представления одного и того же содержания (знания о чувственно-наблюдаемом). Отличие же эмпирического знания от теоретического является уже качественным, то есть предполагающим их отнесенность к существенно разным по происхождению и свойствам объектам (онтологиям). Можно сказать, что различие между эмпирическим и теоретическим знанием является даже более глубоким, чем различие между чувственным и эмпирическим знанием.
- Макс Вебер (1864-1920 гг., Германия) - создатель «Понимающей социологии». Предмет анализа Вебера – поведение человека. Смысл поведения - достижение определенных целей.
Типология действий человека:
Целерациональное действие (идеальный тип).
Ценностно-рациональное (аффективное и традиционное)
Социология изучает те действия человека, которые можно объяснить с точки зрения пользы и рациональности. По Веберу только специализация в науке дает точные не размытые результаты. Завершенная работа всегда специальна.
Важной составляющей особенности характера ученого является то, что он должен заниматься ею со страстью, вдохновением - только «верные идеи» ученого дают полноценный результат.
Вебер: В науке должна быть специализация, иначе глубина познания будет размыта.
Цели науки по ВЕБЕРУ: ради науки, как процесса рационализации жизни людей. Наука делает культуру. Наука-это движение к истине, путь к Богу. Наука дает способ познания действительности. В науке - есть доказательства, опровержения ради уточнения.
Ценности научного сообщества 19 века:
1. Деление науки на специальности, возникновение смежных специальностей (био-физика). Верные идеи - это лучины страсти и мотивации. Мотивации ученого-это главная ценность его личности.
2. Смысл науки в ее практической ценности, а бесконечность бессмысленна, так как наука-это способ познания действительности.
Вывод: рациональная наука 19 века уничтожает науку, как бесконечный процесс, делая ее лишь рациональной, практичной.
Типы социального действия по М. Веберу:
- целерациональное действие характеризуется ясностью и однозначностью осознания личностью своей цели, соотнесённой с рационально осмысленными средствами её достижения. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих его людей и эффективное использование их поведения для достижения поставленной им цели. Идеальный вид действия по Веберу. Эволюция – увеличение доли целерациональных действий.
- ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально понятой цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие всегда подчинено "заповедям" или "требованиям", в повиновении которым данный человек видит свой долг.
- аффективное действие обусловлено непосредственными чувствами, эмоциями, осуществляется в состоянии аффекта, т. е. в состоянии бурно протекающего эмоционального переживания (ярость, ужас, отчаяние).
- традиционное действие осуществляется на основе глубокого усвоения социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, не подлежащее проверке на истинность. (невеста всегда в белом) В разряде традиционных действий может оказаться как "нравственно" привычное, что говорит о том, что человек поступает "как все".
Традиционное и аффективное действия противостоят ценностно-рациональному, поскольку в последнем действующий сознательно соотносит свои поступки с определённой ценностью как целью. Однако этот тип действия только относительно рационален , так как абсолютизируется сама ценность, на которую ориентируется индивид и не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Целерациональное действие отличается от ценностно-рационального тем, что оно всецело рационально , тогда как рациональность второго ограничена иррациональной заданностью ценности.
БИЛЕТ 2.
1. Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств.
2. Теоретическое научное знание, его структура и методы построения.
3. Проблемы социального функционирования науки по работе Роберта Мертона. «Эффект Матфея в науке, II. Кумулятивное преимущество и символизм интеллектуальной собственности»