География (Основы наук о Земле). Шпаргалка: Основы физической географии

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Методологические основы географии и процесс географического познания, теория географической науки (проблемы, идеи, гипотезы, концепции, законы), теоретические основы географического прогноза.

Методология – совокупность наиболее существенных элементов теории, необходимых для развития самой науки, т.е. это концепция развития теории.

Методика – совокупность технических приемов и организационных форм для проведения научных исследований.

Гипотеза – это какое-то чисто теоретическое обобщение материала, без доказательств.

Теория – система знаний, подкрепленных доказательствами.

Концепция – это совокупность наиболее существенных элементов теории, изложенных в конструктивно приемлемой для практики форме, т.е. это теория, переведенная в алгоритм решения конкретной задачи.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановления проведенных решений, метод решения, господствующая в данное время.

Научный аппарат – аппарат фактов, систем и классификаций научных знаний. Основное содержание науки – это эмпирический научный аппарат.

Предмет изучения географии (физ-гео) – географическая оболочка, биосфера, учет основных характеристик географической оболочки – зональность, предельность и т.д.

Выделяется 4 принципа: территориальность, комплексность, конкретность, глобальность.

Зональность: следствие – наличие природных зон и подзон.

Целостность – взаимосвязь всего со всем.

Неоднородность вещества в любой точке земной поверхности (пример – азональность) – пространственный полиморфизм.

Цикличность – замкнутость. Ритмичность – имеет какой-то вектор.

Гироскопичность (параметры местоположения объекта) – появления гироскопического эффекта у любого предмета, движущегося параллельно поверхности Земли (сила Кориолиса).

Центросимметричность – центральная симметрия.

Предельность – существуют четкие границы сфер.

Вещественный полиморфизм – в результате наличия ландшафтной оболочки, физических, химических и других условий, способствующих возникновению многообразных форм и структур вещества.

Географическое мышление – комплексное; мышление, привязанное к территории.

Глобальность – соотношение локальных, региональных проблем с общеземным фоном.

Систематика – классификация и типизация. Классификация – деление на группы по совокупности, отличных по количественному признаку. Типизация – по качественному признаку.

Следует различать понятие “прогноз” и “прогнозирование”. Прогнозирование – это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта. Прогноз – результат прогнозных исследований. Есть много общих определений термина “прогноз”: прогноз – это определение будущего, прогноз – это научная гипотеза о развитии объекта, прогноз – характеристика будущего состояния объекта, прогноз - оценка перспектив развития.



Несмотря на некоторые отличия определений термина “прогноз”, связанные, по – видимому, с различиями целей и объектов прогноза, во всех случаях мысль исследователя устремлена в будущее, то есть прогноз представляет собой специфический вид познания, где прежде всего исследуется не то, что есть, а то, что будет. Но суждение о будущем не всегда есть прогноз. Например, есть закономерные события, которые не вызывают сомнения и не требуют прогнозирования (смена дня и ночи, сезонов года). Кроме того, определение будущего состояния объекта – это не самоцель, а средство научного и практического решения многих общих и частных современных проблем, параметры которых, исходя из возможного будущего состояния объекта, задаются в настоящие время.

Общая логическая схема процесса прогнозирования представляется как последовательная совокупность:

1) представлений о прошлых и современных закономерностях и тенденциях развития объекта прогнозирования;

2) научного обоснования будущего развития и состояния объекта;

3) представлений о причинах и факторах, определяющих изменение объекта, а также условий, стимулирующих или препятствующих его развитию;

4) четвертых, прогнозных выводов и решений по управлению.

Географы определяют прогноз преимущественно как научно обоснованное предвидение тенденций в изменении природной среды и производственно территориальных систем.

Методы географии – совокупность (система ) включающая общенаучные методы, частные или рабочие приемы и методы получения фактического материала, методы и технические приемы сбора и обработки полученного фактического материала.

Метод – это система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей приро­ды, общества и мышления; путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике, прием теоретического исследования или практических действий, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса. Метод является центральным элементом всей системы методологии. Его место в структуре науки вообще, его взаимоотношения с другими структурными элементами можно наглядно представить в виде пирамиды (рис. 11), в которой соответствующие элементы науки расположены восходящим образом в соответствии с происхождением научного знания.

По В. С. Преображенскому, современный этап развития всех наук характеризуется резким усилением внимания к проб­лемам методики, стремлением наук познать самое себя. Эта об­щая тенденция проявляется в усиленной разработке вопросов логики науки, теории познания, методологии.

Какими же объективными процессами обусловлены эти тенденции, с чем они связаны?

Во-первых, происходит расширение использования научных знаний, углубляется проникновение в сущность природных явле­ний и отношений между ними. Решить эту задачу невозможно, не совершенствуя методику.

Второй причиной является развитие науки как единого про­цесса познания природы. При этом возникают новые вопросы о свойствах природных тел и систем. А новые вопросы часто тре­буют для своего решения и поиска новых методических путей и приемов.

В современных условиях все важнее становится прог­нозировать поведение сложных систем, включающих как природные комплексы, так и технические сооружения. При этом обост­ряется потребность в новом подъеме работ по развитию методики.

Нельзя не отметить существование взаимной связи между ме­тодикой и теоретическим уровнем науки: чем совершеннее методика, тем глубже, шире и прочнее теоретические выводы, с другой стороны, чем глубже теория, тем многообразнее, четче, определеннее, отточеннее методика.

Третий толчок к ускоренному развитию методики определен гигантским ростом географической информации. Объем научных данных о земной природе растет столь быстро, что с помощью уже сложившейся методики, с помощью чисто интуитивных решений с этим потоком справиться невозможно. Возрастает необходимость в научной организации исследований, в выборе не просто каких-либо методов, а в создании наиболее рациональной и эффективной системы методов, методики.

Встает задача поиска принципиально новых методических приемов. Поиск же всегда связан с решением еще не решавшихся или оставшихся до сих пор нерешенными проблем.

Прежде чем перейти к рассмотрению собственно методов географии, нужно установить некоторые понятия.

Основы географии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

В.Ф.Вальков - профессор кафедры экологии
и природопользования РГУ,
К.Ш.Казеев - доцент кафедры экологии
и природопользования РГУ
Программа утвержденакак авторская
заседанием кафедры экологии и природопользования РГУ
17 ноября 2004 г., протокол 4.

Программа по курсу "ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ"

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс "Основы географии" входит в цикл естественнонаучных дисциплин Государственного образовательного стандарта. В курсе "Основы географии" рассматриваются положение Земли в солнечной системе, оболочечное строение Земли, эволюция биосферы, геофизические условия жизни, биоклиматические пояса Земли. Курс "Основы географии" создает систему базовых знаний, необходимых для освоения некоторых разделов ботаники и зоологии, экологии, биогеографии, курса "местная флора и фауна", дисциплин, посвященных охране природы.

Задачи курса "Основы географии"

Сформировать у студентов систему знаний о строении оболочек Земли;

Сформировать у студентов систему знаний о геофизических условиях жизни и биоклиматических поясах Земли;

Раскрыть зависимость некоторых биологических закономерностей от географического положения экосистемы;

Сформировать начальные представления об эволюции биосферы


ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ"

2.1 Система географических наук. Физическая география, орография, биогеография (зоогеография, ботаническая география, геоботаника). Экономическая и экологическая география. Краткий очерк истории великих географических открытий.

2.2 Строение и движение Земли. Место планеты Земля в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Обращение Земли вокруг Солнца и вращение вокруг собственной оси и их следствия.

2.3 Зональность природы. В.В. Докучаев - автор закона зональности. Последокучаевское развитие представлений о зональности природы. Современные представления о зональности. Понятие о природно-географических образованиях: природная зона, провинция, ландшафт, биогеоценоз. Естественно-географические предпосылки зональности и провинциальности природы. Основные климатические особенности. Поступление тепла и его циркуляция (суммы положительных температур, среднегодовая температура, температура зимы и лета). Поступление атмосферных осадков на земную поверхность (сумма осадков, годовые, летнего и зимнего периодов, коэффициенты увлажнения). Циркуляция атмосферы (пассаты, муссоны, циклоны, антициклоны). Континентальность климатов. Особенности климата в западных и восточных берегов континентов. Особенности климатических условий горных территорий.

Составные компоненты природно-географических образований: растительности, зооценозы, микробоценозы, коры выветривания, гидрогеология и гидрология, почвы, атмосфера.

Зональность Мирового океана. Теплые и холодные морские течения.

2.4 Системный подход к изучению географической среды. В. В. Докучаев - основатель учения о системном подходе к познанию объектов и явлений природы. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных объектов. Сравнительно-географический метод - важнейший инструмент познания природной среды. Иерархия природных систем, единство части и целого. Открытость природных систем Обмен веществ, энергии и информации - главные характеристики природных систем. Интеграционные и дифференциальные явления в развитии географической среды Системный подход при прогнозировании экологической ситуации и разработки мероприятий по охране окружающей среды.

2.5 Образование современной литосферы. Формирование Солнечной системы. Место планеты Земля в Солнечной системе. Соседи Земли - Венера и Марс, их особенности. Протоконтинент Гондвана. Дрейфы континентов. Геоструктура Земли: материки, океанические впадины, равнинно-платформенные области, горные пояса. Морфоструктуры: хребты, нагорья, плоскогорья, межгорные впадины, низменности, возвышенности равнин, антиклинали, синклинали, разломы, рифты. Подвижные пояса платформ, зоны землетрясений и вулканически зоны. Морфоструктуры дна океанов: шельф, материковый склон, океанические котловины, срединно-океанические хребты, океанические горы и возвышенности, глубоководные желоба, рифты и разломы.

2.6 Гидросфера. Мировой океан. Вертикальное и горизонтальное движение в мировом океане. Ресурсы Мирового океана.

2.7 Полярный биоклиматический пояс Зона арктических пустынь, тундровая зона, зона лесотундры. Провинциальные особенности зон полярного биоклиматического пояса.

2.8 Бореальный биоклиматический пояс. Зона тайги, зона смешанных лесов, лесостепная зона. Провинциальные особенности зон бореального биоклиматического пояса.

2.9 Суббореальный биоклиматический пояс. Зона широколиственных лесов, степная зона, сухостепная зона, зона полупустынь, зона пустынь. Провинциальные особенности зон суббореального биоклиматического пояса.

2.10 Субтропический биоклиматический пояс. Зона широколиственных лесов с вечнозеленым подлеском, зона ксерофильных лесов с травянистым покровом со средиземноморским типом климата, зона субтропических степей и полупустынь. Субтропические пустыни. Провинциальные особенности зон субтропического биокпиматического пояса.

2.11 Тропический биоклиматический пояс. Зона постоянно влажных тропических лесов (гилей), зона высокотравных саванн и листопадных лесов, зоны саванн и сухих саванн. Тропические пустыни. Провинциальные особенности зон тропического биоклиматического пояса.

2.12 Природа горных систем. Вертикальная поясность природы. Последокучаевское развитие представлений о зональности горных систем. Природная индивидуальность горных систем и их зональности. Особенности природных систем различных биоклиматических поясов. Основные горные системы России: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье. Теневые эффекты горных систем.

2.13 Географические особенности Северного Кавказа и Ростовской области. Географическое положение, геологическое строение, рельеф, гидрографическая сеть. Климатическая характеристика территории: изотермы температур, сумма положительных и активных температур, экстремальные значения и амплитуда температур, количество и характер осадков, коэффициент увлажнения, преобладающее направление и скорость ветров. Неблагоприятные условия погоды (заморозки, гололед, суховеи...). Ландшафты Северного Кавказа. Почвенный покров.

2.14 Эволюция биосферы. Понятие о биосфере и ее место среди других сфер Земли. Эволюция растительности и животного мира в различные геологические эпохи. Былые биосферы и их особенности. Факторы эволюции биосферы. Биогеохимические циклы и участие в них живых организмов. Преобразование и формирование оболочки Земли под воздействием живых организмов. Появление человека, образование ноосферы и ее генезис.

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

План и карта. Стороны горизонта. Масштаб. Градусная сеть и ее элементы. Картографические проекции. Виды карт. Значения карт. Глобус.

Занятие 2.

Физическая карта мира. Крупнейшие объекты географической карты (озера, острова, реки, пустыни, горные системы, проливы и др.).

Занятие 3.

Климатическая карта мира и материков.

Занятие 4.

Почвенная карта мира и России.

Занятие 5.

Карта природных зон мира и материков.

Занятие 6.

Физическая карта России.

Занятие 7.

Физические и другие карты Северного Кавказа и Ростовской области. Экологический атлас Ростовской области.

Занятие 8. Топографические карты и работа с ними. Геоморфологический профиль местности. Измерение расстояний, площадей по картам. Ориентирование на местности. Компас, магнитное склонение, азимут.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Атлас по физической географии. Материки и океаны. 7 класс. - М.: Просвещение, 1998. - 32 с.
  2. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Основы физической географии. В 3-х частях. - Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 2001. - 167 с.
  3. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 477 с.
  4. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. - Москва-Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 496 с.
  5. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Очерки о плодородии почв. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2001. - 234 с.
  6. Готовимся к экзамену по географии. Часть 2. Физическая и экономическая география России. - М.: 1998, - 240 с.
  7. Лазаревич К.С. Физическая география: Пособие по географии учащихся и поступающих в вузы. М.: Московский лицей, 1996. - 159 с.
  8. Мир географии: География и географы. Природная среда - М.: Мысль, 1984. - 367 с.
  9. Природные условия и естественные ресурсы. Южный округ. Ростовская область. - Ростов н/Д: Батайское книжное изд-во, 2002. - 432 с.
  10. . Чешев А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 544 с.
  11. Экологический атлас Ростовской области. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2000. - 150 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Контрольная работа

по предмету: «География»

Студента 2 курса 11 группы

специальность «Биоэкология»

Ложкина Максима

Витебск 2010 г.

1. Описание формы и размеров Земли

Меридиан -- половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведённой через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли.

Северный полюс -- точка, в которой ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии.

Южный полюс -- точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Южном полушарии.

Экватор -- воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящая через её центр. Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария и служит началом отсчёта географической широты.

Полярный радиус (Rпол.) Земли - малая полуось эллипсоида Красовского.

Экваториальный радиус (Rэкв.) Земли - большая полуось эллипсоида Красовского.

1) площадь земной поверхности - 510 млн. км 2 ;

2) длина экватора - 40075 км;

3) полярный радиус - 6356 км;

4) экваториальный радиус - 6378 км;

5) средний радиус - 6371 км;

6) полярное сжатие - 21,4 км.

Математические модели, используемые для описания формы Земли:

Шар (сфера);

Кардиоид;

Сфероид или эллипсоид вращения;

Трехосный эллипсоид.

2. Решен ие задач на определение времени

А) солнце восходит и заходит в Витебске раньше чем в Минске. В Москве солнце восходит раньше чем в Витебске. Объясняется это тем, что Витебск находится западнее Москвы и восточнее Минска.

Б) одновременно с нами встречают полдень жители: Москвы, Анкары, Каира, Бухареста, Кишинева. Полночь в это время на Аляске.

В) первыми Новый год встречают жители западнее 180 меридиана, а последними жители восточнее 180 меридиана.

Первой территорией- встречающей Новый Год будут острова Рождества (Christmas isl.), цепочки островов Киритимати (Kiritimati), государства Кирибати.

Самыми последними территориями встречающими Новый год будут острова Самоа и Американское Самоа, Ниуе и атолл Мидуэй.

В-10: Москва, Лос-Анджелес, Норильск.

Если, перемещаясь с запада на восток, в каждом часовом поясе ставить часы по местному (поясному) времени, т.е. переводить их стрелки на час вперед, в конце кругосветного путешествия окажется, что они переведены вперед на 24 часа и таким образом приобретены лишние сутки. При перемещении с востока на запад стрелки часов придется переводить назад, и в конце путешествия одни сутки окажутся потерянными. Чтобы счет суткам во время плаваний и перелетов был правильным, установили условную линию - линию перемены дат , пересекая которую моряки, путешественники и летчики пропускают одни сутки (одно число) или считают одно и то же число дважды в зависимости от того, в каком направлении они следуют: с запада на восток или с востока на запад.

3. Задания по карте

Расстояние от Москвы до Минска-810км, от Москвы до Воронежа-48600км.

От Якутска до моря Лаптевых -1265 км, от экватора до Санкт-Петербурга 7865000км. Протяженность Евразии по параллели 500 С.Ш. -704000 км.

Географические координаты объектов по картам полушарий и СНГ:

Минск - 53о С.Ш./27о в.д.

Москва - 56 о С.Ш./38 о в.д.

Кишинев - 47 о С.Ш./29 о в.д.

Дели-28 о С.Ш./77 о В.Д.

Крайняя восточная точка Австралии- 155 о Ю.Ш./28 о в.д.

4. По разделу «Атмосфера»

А) В-10.

Б) В-10.

Б) проанализировав полученную диаграмму, видно, что на данной территории наибольшими по частоте и повторяемости являются ветры северо-западного, западного и юго-западного направлений. Ветры северного и южного направлений отмечаются не так часто. Наименее выраженными являются ветры северо-восточного, восточного и юго-восточного направлений.

а) Сингапур: находится в экваториальном поясе. Средняя температура воздуха в январе составляет +19 °C, в июле -- +36 °C. среднегодовое количество осадков --более 2000 мм. Слабые неустойчивые ветры, жарко и влажно, сезонные колебания температуры и влажности воздуха очень малы. Область низкого атмосферного давления.

б)Рим: располагается в субтропическом поясе. Средняя годовая температура воздуха в январе составляет -4°C, абсолютный минимум - - 59 о С, абсолютный максимум - + 37 о С. Средняя годовая температура воздуха в июле-+44 о С, абсолютный макимум+33 о С, абсолютный минимум--21 о С. среднее годовое количество выпавших осадков -- 1000 мм.

4 . «Гидросфера», «Литосфера»

А) Большой, или мировой, круговорот -- водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там, в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная -- очищается. Мировой круговорот охватывает все оболочки Земли.

Б) Схема Мирового круговорота воды:

В) оболочки земного шара, связанные в процессе влагооборота:

Атмосфера;

Гидросфера;

Литосфера;

Биосфера.

Г) значение Мирового влагооборота для географической оболочки:

Перемещение и перераспределение влаги;

Перемещение и перераспределение тепла;

Перенос химических веществ (солей, взвесей, газов) с суши в океан;

Самоочищение природных вод в результате изменения физических и химических свойств воды.

Д) уравнения годового баланса влагооборота для океана и для суши:

Годовой баланс влагооборота для океана:

Е ок = Х ок + f = 458+47=505

Годовой баланс влагооборота для суши:

Х с = Е с - f =119-47=72

Годовой баланс влагооборота для шара:

Х с = Е с + Е ок = 577=72+505

А) соленость поверхностных вод Океана в зависимости от широты:

Экваториальные широты - 34-35‰;

Тропические широты - 36-37‰ (максимальная);

Умеренные широты - 33‰;

Полярные широты - 32‰ (минимальная).

Б) средняя соленость поверхностных вод Океана 35‰. Отклонения средней солености в ту или другую сторону вызываются главным образом изменениями в приходно-расходном балансе пресной воды. Атмосферные осадки, выпадающие на поверхность Океана, сток с суши, таяние льдов вызывают понижение солености, испарение; образование льда, наоборот повышают ее. Приток вод с суши заметно сказывается на солености у берегов и особенно вблизи впадения рек.

В) в экваториальных широтах поверхностные слои воды несколько распреснены вследствие того, что здесь количество осадков больше испарения. В субтропических и тропических широтах соленость поверхностных слоев повышенная, она достигает максимума для поверхности открытого Океана - 36-37‰. Это объясняется тем, что расход воды на испарение не покрывается осадками; Океан теряет влагу, соли же остаются. К северу и югу от тропических широт соленость океанских вод постепенно понижается до 33 - 32‰ из-за уменьшения испарения и увеличения количества осадков. Понижению солености на поверхности Океана в высоких широтах способствует таяние плавучих льдов.

Широтную зональность в распределении солености на поверхности Океана нарушают течения: теплые повышают ее, холодные, наоборот, понижают.

Наибольшую среднюю соленость имеет Атлантический океан - 35,4‰, наименьшую - Северный Ледовитый - 32‰. Повышенная соленость Атлантического океана объясняется влиянием материков при его сравнительной суженности. В Северном Ледовитом океане опресняющее действие оказывают сибирские реки (у берегов Азии соленость падает до 20‰).

Г) различия в солености вод Балтийского, Красного, Баренцева, Карского морей - в морях полярных и умеренных широт соленость пониженная. Здесь положительный баланс воды - много осадков, наибольшая испаряемость, впадающие реки. В морях субтропических и тропических широт - высокая соленость из-за сухого климата, низкого уровня осадков, отсутствия стока с суши, большой испаряемости.

В-4. Графики распределения температур в различные сезоны года.

Сезон - 2. Обратная стратификация:

Озеро находится в умеренном климатическом поясе.

Нагревание и охлаждение воды озера осуществляется в основном через их поверхность. В результате наибольшие колебания температуры наблюдаются на поверхности озера, а с глубиной ход температур с течением времени более равномерен.

В-4. Продольный профиль озера по створу.

экватор географический климатический рельеф

5 . Описание по физическо й карте форм рельефа

Горы Анды: Располагаются на западной части Южной Америки, максимальная высота -г. Аконгугуа-6960м. Средняя высота около 4000 м., протяженность с севера на юг-9000 км, омываются Тихим океаном.

Среднесибирское плоскогорье: Располагается на восточной части России, максимальная высота-1701м, средняя высота-500-700м, омывается с севера морем Лаптевых, с севера-востока окружена Верхоянским хребтом,с юга протекают реки-Ангара и Лена, с северо-запада окружено Западно-сибирской равниной. С запада на восток протяженность-236500км, с севера на юг-220000км.

С писок использованной литературы

Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и география. Мн., 1987.

Неклюкова Н.П. Практикум по общему землеведению. М., 1997.

3. ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ: Учебно-методический комплекс для студентов ОЗО по специальности «Биология» со специализацией «Охрана природы» / Сост. С.И. Козик. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ правил проведения границ часовых поясов, их количества на поверхности Земли. Изучение сущности поясного времени - местного среднего времени осевого меридиана пояса, распространенного на территории всего пояса. Декретное, летнее и судовое время.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Гипсометрическо-батиметрический профиль вдоль меридиана 200 в.д. от экватора к Южному полюсу. Гипотетический разрез земной коры. Полоса основных типов почв и растительности, давлений воздуха в январе и июле, среднегодовых температур по линии меридиана.

    научная работа , добавлен 20.02.2015

    Россия на карте часовых поясов, общие сведения и географическое положение. Экологические проблемы морей. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Отряд Ермака, походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца XVI - начала XVII в.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Характеристика климатических различий на примере двух метеорологических станций. Расположение городов Астрахань и Хабаровск на карте России. Атмосферная циркуляция, солнечная радиация, облачность, термический и ветровой режим, осадки на станциях.

    реферат , добавлен 21.02.2013

    Общая протяженность территории Дагестана и физико-географические зоны. Характеристика климата умеренного континентального, засушливого. Разнообразие растительно-климатических поясов Дагестана. Описание основных рек и озер, их расположение и значение.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Элементарные положительные и отрицательные формы местности с пересеченным рельефом. Глубинное строение Земли. Классификация форм рельефа по внешнему виду и происхождению. История взглядов на глубинное строение Земли. Характеристика веществ литосферы.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Состав и строение атмосферы Земли. Значение атмосферы для географической оболочки. Сущность и характерные свойства погоды. Классификация климатов и характеристика видов климатических поясов. Общая циркуляция атмосферы и факторы, влияющие на нее.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Форма и движение Земли. План местности и географическая карта. Литосфера и рельеф. Формы земной поверхности. Минералы и горные породы. Основные климатические зоны. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые Украины. Климатические ресурсы.

    учебное пособие , добавлен 20.01.2013

    Виды, типы и свойства местности. Приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирование по карте и на местности. Использование топографических карт (планов) в оперативно-служебной деятельности ОВД. Ориентирование на местности по карте.

    курс лекций , добавлен 27.06.2014

    Научный вклад П. Семенова-Тян-Шанского и Н. Пржевальского в освоение Центральной Азии. Развитие материка, особенности и основные формы рельефа Евразии. Размещение полезных ископаемых, разнообразие климатических условий, распределение внутренних вод.

Земля -- единственная известная в настоящий момент планета, способная поддерживать жизнь, и её природные особенности являются предметом многих научных исследований. Она является третьей по счёту от Солнца планетой Солнечной системы и крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Основные климатические особенности Земли заключаются в наличии двух больших полярных регионов, двух относительно узких умеренных зон и одного широкого экваториально-тропического региона. Количество осадков на планете варьируется в широких пределах в зависимости от местоположения и колеблется от миллиметра до нескольких метров осадков в год. Около 71 % поверхности Земли занимает океан. Остальная часть состоит из континентов и островов, причём бомльшая часть суши, населённой людьми, находится в северном полушарии.

Эволюция Земли происходила посредством геологических и биологических процессов, которые оставили следы первоначальных условий. Поверхность планеты разделена на несколько непрерывно движущихся литосферных плит, которые приводят к периодическому слиянию и разъединению континентов. Внутренняя часть Земли состоит из толстого слоя расплавленной мантии и железного ядра, генерирующего магнитное поле. атмосфера география тектонический океан

Состав текущей атмосферы был существенно изменён по сравнению с первоначальной посредством жизнедеятельности различных форм жизни, которые создают экологическое равновесие, стабилизирующее условия на поверхности. Несмотря на значительные различия в климате в зависимости от широты и других географических факторов, средний глобальный климат достаточно стабилен во время межледниковых периодов, а изменение на 1-2 градуса средней глобальной температуры исторически имели серьёзное влияние на экологический баланс и географию Земли.

Геология

Основная статья: Геология

Три типа границ тектонических плит

Геология -- комплекс наук о составе, строении земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых. Комплекс наук в составе геологии занимается изучением состава, структуры, физических свойств, динамики и истории земных материалов, а также процессов, посредством которых они образуются, перемещаются и изменяются. Геология -- одна из основных академических дисциплин, которая помимо прочего имеет важное значение для добычи минерального и углеводородного сырья, прогнозирования и смягчения последствий стихийных бедствий, расчётов в геотехнических областях (англ.) и изучения климата и окружающей среды в прошлом.

История

Основные статьи: История Земли, Эволюция

Анимация разделения суперконтинента Пангея

По мнению учёных Земля образовалась 4,54 миллиарда лет назад из межзвёздного газопылевого облака, наряду с Солнцем и другими планетами. Луна сформировалась примерно на 20 миллионов лет позже в результате столкновения массивного тела с Землёй. Расплавленный наружный слой Земли со временем охлаждался, в результате чего сформировалась твердая оболочка -- кора. Выделение газов и вулканическая активность привели к возникновению первичной атмосферы. Конденсация водяного пара (большинство которого образовалось изо льда комет) привела к возникновению океанов и других водных ресурсов. После чего считается, что высокоэнергетическая химия привела к возникновению самовоспроизводящейся молекулы около 4 миллиардов лет назад.

Поверхность Земли менялась на протяжении сотен миллионов лет, время от времени объединяясь в суперконтинент, а затем снова распадаясь на отдельные континенты. Примерно 750 миллионов лет назад начал разделяться самый древний из известных суперконтинентов -- Родиния. Через некоторое время континенты снова соединились и сформировали Паннотию, которая разъединилась около 540 миллионов лет назад. Затем образовался последний суперконтинент -- Пангея, который разделился около 180 миллионов лет назад.

Предполагается, что во время Неопротерозойской эры было масштабное оледенение Земли, во время которого льды достигали экватора. Эта гипотеза получила название "Земля-снежок" и представляет особый интерес, поскольку это время предшествовало кембрийскому взрыву, произошедшему около 530--540 миллионов лет назад во время которого начали распространяться многоклеточные формы жизни.

После кембрийского взрыва было пять чётко выраженных массовых вымираний. Последнее массовое вымирание произошло около 65 миллионов лет назад, когда, вероятно, столкновение Земли с метеоритом вызвало вымирание динозавров и других крупных рептилий. Следующие 65 миллионов лет привели к возникновению большого разнообразия млекопитающих.

Несколько миллионов лет назад человекообразные обезьяны в Африке приобрели способность к прямохождению. Последующее появление человека, развитие им сельского хозяйства и цивилизации явились причиной влияния на Землю быстрее, чем все предыдущие формы жизни и затрагивало как природу, так и глобальный климат.

Современная эпоха рассматривается как часть массового вымирания, называемого Голоценовым вымиранием (англ.) и являющегося наиболее быстрым из всех вымираний. Некоторые учёные, например Э. О. Уилсон из Гарвардского университета, считают, что разрушение человеком биосферы может привести к исчезновению половины всех видов в ближайшие 100 лет. Масштабы текущего вымирания всё ещё изучаются, обсуждаются и рассчитываются биологами.

Атмосфера, климат и погода

Синий свет рассеивается газами в атмосфере сильнее, чем другие длины волн, тем самым придавая Земле синий ореол

Атмосфера Земли является ключевым фактором в поддержании планетарной экосистемы. Тонкий слой газов, окружающий Землю, удерживается под действием силы тяжести планеты. Сухой воздух атмосферы состоит из 78 % азота, 21 % кислорода, 1 % аргона, углекислого газа и других соединений в незначительных количествах. Также воздух содержит непостоянное количество водяного пара. Атмосферное давление снижается постепенно с увеличением высоты и на высоте около 19--20 км уменьшается до такой степени, что начинается кипение воды и межтканевой жидкости в организме человека. Поэтому с точки зрения физиологии человека, "космос" начинается уже на высоте 15--19 км. Атмосфера Земли на высоте от 12 до 50 км (в тропических широтах 25--30 км, в умеренных 20--25, в полярных 15--20) имеет так называемый озоновый слой, состоящий из молекул O3. Он играет важную роль в поглощении опасного ультрафиолетового (УФ) излучения, тем самым защищая всё живое на поверхности от губительного излучения. Атмосфера также сохраняет тепло в ночное время, уменьшая перепады температур.

Планетарный климат -- мера долгосрочных тенденций в погоде. На климат планеты влияют различные факторы, в том числе океанические течения, поверхностное альбедо, парниковые газы, изменение солнечной светимости и изменения орбиты планеты. Согласно заключениям учёных, Земля в прошлом претерпевала кардинальные изменения климата, включая ледниковые периоды.

Климат региона зависит от ряда факторов и прежде всего от широты. Диапазон широт с подобными климатическими признаками образует климат региона. Существует несколько таких регионов, начиная от экваториального климата и заканчивая полярным климатом южного и северного полюсов. На климат также влияют сезоны, которые возникают вследствие наклона земной оси относительно плоскости орбиты. Из-за наклона летом или зимой одна часть планеты получает большее количество солнечной энергии, чем другая. Это ситуация меняется по мере того как Земля перемещается по орбите. В любой момент времени северное и южное полушария имеют противоположные сезоны.

Торнадо в центральной Оклахоме

Земные погодные явления происходят почти исключительно в нижней части атмосферы (тропосфере) и служат конвективной системой перераспределения тепла. Океанические течения являются одним из важнейших факторов, определяющим климат, особенно крупные подводные термохалинные циркуляции, которые распределяют тепловую энергию от экваториальных зон к полярным регионам. Эти потоки помогают смягчить температурные различия зимы и лета в умеренных зонах. Кроме того, без перераспределения тепловой энергии с помощью океанских течений и атмосферы, в тропиках было бы гораздо жарче, а в полярных регионах намного холоднее.

Погода может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Экстремальные погодные условия, такие как торнадо, ураганы и циклоны могут выделять большое количество энергии по пути следования и причинять сильные разрушения. Поверхностная растительность развила зависимость от сезонных изменений погоды, и резкие изменения, продолжающиеся всего несколько лет, могут оказать существенное влияние, как на растительность, так и на животных, которые потребляют растительность в пищу.

Погода является хаотической системой, которая легко меняется вследствие небольших изменений в окружающей среде, поэтому точные прогнозы погоды в настоящее время ограничиваются лишь несколькими днями. В настоящее время по всему миру происходят два процесса: средняя температура возрастает и региональный климат претерпевает заметные изменения.

Вода на Земле

Капли воды

Вода -- химическое вещество, состоящее из водорода и кислорода и необходимое для жизнедеятельности всех известных форм жизни. В обычном понимании термин вода соотносится только с жидкой формой или состояниям, однако вещество также имеет твёрдое состояние (лёд) и газообразное -- водяной пар. Вода покрывает 71 % поверхности Земли и сосредоточена главным образом в океанах и других крупных водоёмах. Помимо этого приблизительно 1,6 % воды находится под землёй в водоносных горизонтах и около 0,001 % в воздухе в виде пара и облаков (образованных из твёрдых и жидких частиц воды), а также атмосферных осадков. Океаны содержат 97 % поверхностных вод, ледники и полярные шапки около 2,4 %, реки, озёра и пруды -- оставшиеся 0,6 %. Кроме того, незначительное количество воды на Земле содержится в биологических организмах и выпускаемой человеком продукции.

Океаны

Атлантический океан с высоты птичьего полета

Океан вмещает основную массу солёной воды Земли, а также является основным компонентом гидросферы. Хотя общепризнанным является разделение водного пространства Земли на несколько отдельных океанов, но вместе они составляют один глобальный, связанный между собой массив солёной воды, часто называемый Мировым океаном или глобальным океаном. Около 71 % поверхности Земли (площадью 361 млн квадратных километров) покрыто Мировым океаном. Глубина на большей части территории Мирового океана превышает 3000 метров, а средняя солёность составляет около 35 частей на тысячу (ppt), т.е 3,5 %.

Основные границы океанов определены континентами, различными архипелагами и другими критериями. На Земле выделяют следующие океаны (в порядке убывания размера): Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Южный океан и Северный Ледовитый океан. Части Мирового океана, окружённые сушей или возвышениями подводного рельефа называют морями, заливами, бухтами. На Земле также существуют солёные водоёмы, которые имеют меньший размер и не связаны с Мировым океаном. Два характерных примера -- это Аральское море и Большое Солёное озеро.

Озеро Мапурика в Новой Зеландии

Озеро -- компонент гидросферы, представляющий собой естественный или искусственно созданный водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном). На Земле водоём считается озером в том случае, когда он не является частью Мирового океана, при этом он больше и глубже, чем пруд, а также питается водами рек. Единственным известным местом, помимо Земли, где осуществляется подпитка озёр внешними источниками является Титан -- крупнейший спутник Сатурна. На поверхности Титана учёными обнаружены озёра этана, скорее всего, смешанного с метаном. Сейчас точно не известны источники подпитки озёр Титана, однако его поверхность вырезана многочисленными руслами рек. Естественные озёра на Земле, как правило, находятся в горных районах, рифтовых зонах, а также в зонах с продолжающимся или недавним оледенением. Другие озёра находятся в бессточных областях или вдоль направления течения больших рек. В некоторых частях земного шара озёра присутствуют в большом количестве вследствие хаотической структуры дренажа, оставшейся со времён последнего ледникового периода. Все озёра являются временными образованиями по геологическим масштабам времени, поскольку они будут медленно заполняться отложениями или выливаться из содержащих их бассейнов.

Пруд Перекошка на Слобожанщине

Пруд -- водоём со стоячей водой, естественного или искусственного происхождения, с размерами, меньшими, чем у озера. Прудами являются разнообразные искусственные водоёмы: водные сады (англ.), предназначенные для эстетического украшения, рыбные пруды (англ.), предназначенные для коммерческого разведения рыбы и солнечные пруды (англ.) для хранения тепловой энергии. Пруды и озёра отличаются от ручьёв скоростью течения воды.

Реки

Нил в Каире -- столице Египта

Река -- природный водный поток (водоток), текущий в выработанном им углублении -- постоянном естественном русле и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна. Обычно река впадает в океан, море, озеро или другую реку, но в некоторых случаях она может теряться в песках или болотах, а также полностью пересыхать, не достигнув другого водоёма. Ручей, протока, родник, источник, ключ считаются малыми реками. Река является частью гидрологического цикла. Вода в реках, как правило, собирается из осадков посредством поверхностного стока, таяния естественного льда и снежных покровов, а также из подземных вод и родников.

Ручьи

Ручей в Архангельской области

Ручей -- небольшой водоток, обычно шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Ручьи важны в качестве каналов в круговороте воды, инструментов глубинного дренажа, а также коридоров для рыб и миграций в дикой природе. Биологическая среда обитания в непосредственной близости от ручьёв называется прибрежная зона. Учитывая статус происходящего голоценового вымирания (англ.), ручьи играют важную роль в соединении фрагментированных мест обитания (англ.) и, следовательно, в сохранении биоразнообразия. Изучением ручьёв и водных путей занимается поверхностная гидрология и является основным элементом экологической географии.