Причины абсолютизма. Становление абсолютной монархии в России

Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от сословно представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь.

В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с Соборного уложения 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово самодержец. После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: Великий государь, царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец…

С 80-х гг.XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 г. Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. Был создан возглавлявшийся самим Алексеем Михайловичем тайный приказ, сосредоточивший контроль за важнейшими государственными делами. Изменения вносились и в систему управления на местах. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» - своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облечённые всей полнотой власти. В 1682 г. было отменено местничество.

Во второй половине XVII в. были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Создавались так называемые полки «нового строя»: солдатские (пехота), рейтарские (конница) и драгунские (смешанного строя). Сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Делались первые попытки создания флота. Эти полки собирались только на время войны, а после её окончания распускались. Под Коломной было сооружено несколько военных кораблей для плавания по Волге и Каспийскому морю. В армию стали приглашать иноземных офицеров.

Общий процесс подчинения всех областей жизни страны неограниченной власти монарха встретил недовольство со стороны руководства русской церкви.

Во второй половине XVII в. произошёл конфликт между руководством церкви и государства. Патриарх Никон выдвинул идею независимости и руководящей роли церкви в государстве. Никон доказывал, что он – представитель Бога на земле. Имея огромное личное влияние на царя, Никон сумел добиться титула «великого государя», что ставило его почти в равное положение с царём Алексеем Михайловичем. Церковным собором 1666 - 1667 гг. Никон был отрешён от патриаршей власти и выслан из Москвы.


К середине XVII в. разруха и разорение времён Смуты были в основном преодолены. Дальнейшие развитие экономики в условиях непрекращающихся народных выступлений заставило правительство приступить к реформе законодательства. В 1648- 1649 гг. был созван Земский собор, завершившийся принятием «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. «Соборное уложение» состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г.

В первых трёх главах «Уложения» говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика Бога и церкви каралась сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни.

«Соборное уложение» отразило процесс слияния поместья с вотчиной, предусматривая обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. «Соборное уложение» положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. Наряду с этим «Соборное уложение» ограничивало рост церковного землевладения.

Важнейшим разделом «Соборного уложения» был «суд о крестьянах» Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческих крестьян крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679-1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор.

Глава «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы «белые» слободы, все городские население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.

Все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди - городам. Усилилась власть монарха, что означало движение по пути установления абсолютной монархии в России. «Соборное уложение» было принято, прежде всего, в интересах сословий господствующего класса.

В политической и административной областях также шло постепенное ужесточение режима: сословно-представительные учреждения и местное самоуправление были заменены бюрократическими институтами; непомерно разрослись приказы, осуществлялась их структурная перестройка, изменены их функции. Однако это не приносило желаемого эффекта, что явилось причиной так называемой «злокозненной московской волокиты» - ситуации, когда важнейшие социальные, экономические и государственные вопросы по несколько лет не находили разрешения, из-за громоздкости бюрократического аппарата. Раньше аналогичные дела можно было решить выборными органами местного самоуправления. С этими же факторами (сворачивание деятельности местного самоуправления и бюрократизация власти) связано упразднение Земских соборов. Таким образом, при характеристике эволюции государственного строя в России второй половины XVII в. можно говорить о постепенной ликвидации монархии с сословным представительством (самодержавия) и появлении абсолютизма, опиравшегося на жесткую, но далеко не всегда эффективную бюрократическую систему.

В эпоху раннего Нового времени страны Западной Европы вступили в новую фазу своего политического развития. К началу XVI в. в основном было завершено «собирание» королями французских, английских, испанских земель. Даже в тех регионах, где не сложились крупные централизованные государства (Германия, Италия), была заметна консолидация земель вокруг местных политических центров.

Институционное развитие государства привело к образованию его новой формы – абсолютной монархии, характерными признаками которой были практически неограниченное личное правление государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на новые бюрократические органы и разветвленный чиновничий аппарат, регулярную армию и более совершенную финансовую систему. В рамках абсолютной монархии был преодолен многовековой дуализм церковной и светской власти, и церковь была интегрирована в систему государства. Абсолютизм XVI–XVII вв. нашел идейное обоснование в политической теории, провозглашавшей божественную природу королевской власти, верховный суверенитет государя и недопустимость сопротивления ему.

Причины усиления королевской власти коренились в специфических социально-политических условиях, сложившихся в западноевропейских странах на рубеже XV - вв. Деформация средневековых сословий и прежних форм их организации привела к тому, что дворянство, духовенство и бюргерство (т. е. социальные группы, в той или иной мере причастные к политической власти) оказались в большей, чем прежде, зависимости от короны. Дворянство в условиях падения его доходов видело в королевской власти источник финансовой поддержки и устремлялось к монаршим дворам в поисках придворных синекур, постов в армии и государственном управлении. Оно ожидало от короны активной внешней политики, гарантировавшей участие в военных кампаниях, и социальной политики, обеспечивающей дворянству доминирующее положение в обществе. Позиция духовенства определялась ослаблением римско-католической церкви и утратой ее автономии от светских властей, как в регионах победившей Реформации, так и в католических странах. Таким образом, ведущие феодальные сословия, нередко составлявшие в прошлом оппозицию королевской власти, в силу обстоятельств склонялись к союзу с ней. Третье сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживающие сильную королевскую власть, видели в ней залог своего процветания, нуждаясь в протекционизме – экономическом регулировании, поощряющем национальное производство и торговлю.

Используя заинтересованность сословий и их противоречия, монархии удается возвыситься до положения почти надсословной силы и обрести невиданную ранее самостоятельность. Лавирование между старым дворянством, сохранявшим большое политическое влияние, и раннебуржуазными элементами, которые не обладали политическим весом, но располагали финансовыми средствами, – характерная черта политики абсолютистских государств. При этом забота о дворянстве была продиктована самой сущностью феодальной монархии: оно оставалось доминирующим сословием, плотью от плоти которого был сам государь. Поощрение же предпринимательских элементов было делом дальновидности монарха и его готовности заботиться о процветании национальной экономики. В этих условиях личность самого монарха и его склонности приобретали огромное значение для судеб страны.



При абсолютизме утвердились новые принципы управления: на смену средневековому подходу к государству как к королевской вотчине пришла административная система, методы работы которой приобрели публично-правовой, общенациональный характер. Это нашло отражение в политической теории XVI–XVII вв., оперирующей такими понятиями, как «благо нации» и «государственный интерес». Возникновение абсолютизма было важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, самодовлеющего суверенного государства.

Именно в такой форме – в рамках крупного централизованного национального образования – сложился абсолютизм во Франции, Англии, Испании; в том же направлении развивались Дания и Швеция, где, однако, формирование абсолютизма шло замедленными темпами и прерывалось рецидивами феодальной вольницы. Европа XVI–XVII вв. знала и иную модель развития – «региональный» или «княжеский» абсолютизм, характерный для итальянских и германских земель с присущим им полицентризмом. Но и здесь в рамках небольших государств шел процесс укрепления монархической власти, формирования бюрократического аппарата, реформирования армии и включения церкви в систему светской власти.

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны

следующие признаки:

Вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

Наличие профессионального бюрократического аппарата;

Создание сильной постоянной армии;

Отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:

Абсолютизм в России складывался в условиях развития Крепостничества, а не в условиях

развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

Социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое

сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй половине XVII в

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.

Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них.

Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6 тыс. человек. В то же время постоянное войско состояло из 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.

Общественный строй периода становления абсолютизма

К концу XVII в в России установилась абсолютная монархия. Для нее характерны: 1-сосредоточение государственной власти в руках царя,2- наличие профессионального бюрократического аппарата, 3-создание сильной постоянной армии, 4- отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

В Росси абсолютизму присущи следующие особенности:

1) Он складывается одновременно с развитием крепостничества, а не в условиях слома феодальных институтов, как в Европе.

2) Социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. На фоне абсолютизма усилилась политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Русская идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная.

Именно со времени возникновения абсолютизма перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, выросших в связи с развитием торговли. C ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.

Однако бояре были слишком богаты и властолюбивы, чтобы передать всю власть “отцу нации”. Только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра I, имевшая вид авторитарного режима, с предельной централизацией и мощными силовыми структурами, подчиненной государству церковью и эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата(генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, “всевидящее око” –тайная канцелярия) оказалась способной решить стоящие перед страной проблемы.

Государственный аппарат абсолютной монархии при Петре I

Окончательно абсолютная монархия оформилась в первой четверти XVIII в. при Петре I. Земские соборы не созывались с 1653 г.

В первые годы царствования Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии министров (количество ее членов колебалось от 8 до 14 человек). Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы.

В 1711 г. был учрежден правительствующий Сенат из девяти человек, которых назначал сам император. Сенат занимался вопросами комплектования армии развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Решения Сенат; принимались коллегиально и скреплялись подписями сенаторов. За работой Сената следил генерал-прокурор П.И. Ягужинский, который подчинялся только царю. Помимо должности генерал-прокурора была образована специальная прокурорская контора при Сенате, введены должность обер-прокурора и должности прокуроров во всех центральных учреждениях. В 1722 году по образцу французского государственного аппарата России появились генерал-прокурор и прокуратура. Коллежские и судебные прокуроры подчинялись непосредственно генерал-прокурору.

С учреждением в феврале 1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны. В первой четверти XVIII в. были созданы разветвленный бюрократический государственный аппарат, а также постоянная регулярная армия, непосредственно подчиненные царю. Произошло и определенное подчинение церкви государству.

В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) говорится следующее: «... его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благомнению управлять».

В октябре 1721 г. в связи с блестящей победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Россия становится империей.

Серьезные изменения в статус императора внес именной указ Петра I от 5 февраля 1722 г. о порядке престолонаследия, который подтвердил, что монарх-самодержец, никому не дающий отчета в своих делах, должен сам определять и будущего своего наследника.

Суд и процесс при Петре I

При Петре I в России впервые появились собственно суды (т.е. государственные органы, занимающиеся исключительно отправлением правосудия и не обремененные административными функциями): надворные (губернские) суды, городовые судьи в городах. Правда, эти суды были упразднены вскоре после смерти Петра I. Однако все же по сути суды не были отделены от администрации. Судебные полномочия по определенным отраслям принадлежали соответствующим коллегиям. Судебными вопросами также занимались Сенат (например, именно сенаторы судили опального царевича Алексея Петровича) и даже лично царь.

В 1697 Петр I предписал все дела (даже гражданские) разрешать в порядке розыска, т.е. суд был отменен (о различиях суда и розыска в XVIIв. см. вопрос №32). На практике был сохранен судебный порядок рассмотрения некоторых гражданских дел. Несмотря на обязательность розыска, появляются элементы состязательности.

Судебный процесс регулировало Краткое изображение процессов (часть Воинского устава 1716, подготовленного в 1715) для военных судов, где судьями были воинские начальники (генералы и офицеры).

В России в это время появляется теория формальных доказательств, т.е. законодательно определяются ценность и значимость тех или иных доказательств.

В 1723 Петр I издает указ "О форме суда", которым, в частности, определяется форма искового заявления, также восстанавливаются нормы Соборного Уложения 1649 по гражданским делам и части уголовных дел в гражданских (невоенных) судах, т.о. произошел возврат к состязательности по этим категориям дел.

Сохраняли правовую обособленность церковные суды.

В петровский период в русском законодательстве появляется само понятие "преступление" в его современном понимании. При Петре I состояние опьянения переводится из разряда смягчающих в отягчающие вину обстоятельства. Виды преступлений по Воинским артикулам 1715: 1. Преступления против веры, в частности, сурово преследовалось раскольничество. 2. Государственные преступления, появляется такое преступление как оскорбление (в самом широком смысле этого слова) царя. 3. Должностные преступления: казнокрадство, взяточничество и пр. 4. Преступления против личности.

23. “Артикул Воинский” 1715 г. (общая характеристика)

Артикул воинский 1715 года Первый в России военно-уголовный кодекс (издан 25 апреля 1715 г.), ставший 2-ой частью Устава воинского 1716. Необходимость разработки была связана с формированием постоянной регулярной армии в России. Содержит перечень воинских преступлений и устанавливает меры наказания за эти преступления. За такие преступления, как, например, измена, уклонение от военной службы, невыполнение приказа и др., предусматривается жестокие наказания - битьё кнутом, шпицрутенами, ссылка на каторгу или смертная казнь. Он включает текст военной присяги, в которой упор сделан на осознание важности исполнения воинского долга, сохранения верности знамени и соблюдения твёрдой воинской дисциплины. Артикул, прежде всего, предназначен для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К их подсудности относились и лица, обслуживающие армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник уголовного права.

Артикул делится на 24 главы. Каждая из них имеет свое название. Под преступлением понималось нарушение закона, нарушение царской, государевой воли. Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом.

Виды преступлений:

1.Против веры. (гл. 1, 2). Устанавливалась ответственность за идолопоклонство, колдовство, богохуление, нарушение порядка отправления церковной службы в войсках. Наказания светские, вплоть до смертной казни.

2.Политические преступления . (гл. 3, 16, 17): государственная измена, вооруженное выступление против царя, преступные покушения против монарха, оскорбление царя, осуждение его действий или намерений, тайные переговоры с неприятелем, открытие пароля, передача сведений о военных крепостях. Специальная глава (17) посвящена такому преступлению, как возмущение и бунт. 3.Воинские преступления . (гл. 4-15): уклонение от военной службы, дезертирство (различалось дезертирство, совершенное прослужившим менее года – наказывалось шпицрутеном, и опытным солдатом – наказывалось кнутом, отправкой на галеры). Добровольно явившийся с повинной дезртир наказывался мягче и оставался в рядах вооруженных сил. Бегство с поля боя вело к смерти, бегство целой части к смерти офицеров и каждого 10-го из солдат, если они виновны.

4.Должностные преступления : злоупотребление властью в корыстных целях (арт. 194) – наказание в виде повешенья, взяточничество (арт. 184) – наказание в виде повешения, неповиновение начальству, отказ от выполнения служебных обязанностей.

5.Против порядка управления и суда .1)Подделка денег. (арт. 199) – или самовольная чеканка, или примешивание металла к монете – наказание в виде сожжения, или уменьшение веса денег – наказание в виде конфискации и лишения чести;2)Подделка печатей и документов. (арт. 201);3)Принятие фальшивого имени. (арт. 202), срывание указов (арт. 203), принесение лжеприсяги (арт. 196) – наказывалось в виде отсечения двух пальцев и каторгой, лжесвидетельство (арт. 198).

6.Против общественного порядка и спокойствия . Это содержание притонов, драки, брань, бунты и «непристойные подозрительные сходбища». (арт. 133). Наказания, в основном, телесные, либо же смертная казнь.

Против личности.

1)Убийство. Каралось смертной казнью – отсечение головы.

2)Телесные повреждения. (арт. 143). За нанесение раны ножом преступнику на час прибивали руку гвоздем к доске, затем шпицрутены;

3)Оскорбление действием. (арт. 145). Ударившего по щеке, палач пред строем также бил по щеке, и получал иное наказание. Вынувшему шпагу, но не ударившему, отсекали руку;

4)Оскорбление словом. Наказывалось до полугода тюрьмы;

5)Клевета. Клеветник наказывался за то преступление, как он вменял вину обвиненному человеку. Кроме того, требовалось сожжение палачом анонимного письма под виселицей.

8.Имущественные. (Гл. 21).1)Простая кража. До 20 рублей, наказывалась шпицрутенами, членовредительством и каторгой. Особо выделялась мелкая кража, наказывающаяся легче. Смягчалось наказание за воровство из тяжелого материального состояния, голода. (арт. 195);2)Квалифицированная кража:а) ценой более 20 рублей; б) четвертый раз;в) во время стихийного бедствия (пожар, наводнение);г) из военного арсенала;е) на месте несения караула; ж) у товарища-солдата или офицера;з) из церкви.Этот вид кражи карался смертной казнью (повешение колесование);3)Грабеж. 4)Поджог. Различался умышленный поджог – смертная казнь (арт. 178), неосторожный поджог (арт. 179) – возмещение убытков;5)Утайка находки. (арт. 195). Нашедший должен был представить находку начальнику, за что получал до 1/3 ее цены. Утаивший находку наказывался как вор;6)Невозвращение отданного на хранение наказывалось как воровство.

9.Половые .1)Скотоложество. (арт. 165). Телесные наказания;2)Мужеложество. (арт. 166). За изнасилование мужчиной юноши или мужчины – смертная казнь или ссылка на галеры; 3)Изнасилование. (арт. 167). Смертная казнь или ссылка навечно на галеры. В артикуле даны обстоятельства доказывания факта изнасилования: а) свидетели; б) разорванная одежда, кровоподтеки, иные вещественные следы;4)Прелюбодеяние. (арт. 169, 170). Телесные наказания, временная каторга, наказание «по делу смотря». Если супруг прощал прелюбодеину, наказание смягчалось;5)Двоеженство. (арт. 171). Подлежит суду «по церковным правилам»;6)Инцест. (арт. 173). Смертная казнь;7)Рождение внебрачного ребенка. (арт. 176). Человек, от которого ребенок рожден, должен дать денег на содержание матери и ребенка. Кроме того, закон устанавливает наказание тыремным заключением и церковным покаянием.

Виды наказаний:

1.Смертная казнь. Подразделялась на простую (расстрел, повешенье, отсечение головы) и квалифицированную (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение).

2.Телесные наказания. Делились на болезненные (битье кнутом, шпицрутенами) и членовредительские (отсечение руки, пальцев, ушей, носа, клеймение).

4.Каторга (на галеры, строительство гаваней, крепостей, заводов).

5.Конфискация.

В отношении офицеров применялись особые наказания

:1.Отставление от службы (временное или постоянное).

2.Лишение чина.

3.Служба в качестве рядового.

4.Арест у профоса (палача)

5.Лишение отпуска

6.Шельмование. Наиболее тяжкий вид. Ошельмованный не имел фактически никаких прав: не мог быть свидетелем в суде, выступать с иском.

24.Развитие государственного аппарата России в послепетровский период (1725 г. - конец XVIII века)

Елизавету Петровну сменил ее племянник Петр III (1761-1762), малообразованный, не способный руководить государством.

Петра III в июле 1762 г. сменила на престоле его супруга Екатерина II, царствовавшая 34 года. В отличие от своих Предшественников она была умным государственным деятелем, хитрым и ловким политиком, тонким дипломатом, оставившим заметный след в истории России. Ей посвящена огромная литература, оставленная ее современниками и историками последующих лет.

В царствование Екатерины II был осуществлен ряд крупных мероприятий как во внутренней, так и во внешней политике, но проводились они во многом крепостническими методами. Начала свое царствование Екатерина II с того, что подтвердила положение Манифеста о вольности дворянства и щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. В результате у церкви было отнято более миллиона душ крестьян и для управления ими создана специальная коллегия - Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В то же время в пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. В августе 1767 г. Екатерина II издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением.

В то же время период царствования Екатерины II вошел в историю как век "просвещенного абсолютизма". Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными - просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе.

Царствование Екатерины II сопровождалось невиданным разгулом фаворитизма. Непрерывной смене фаворитов сопутствовали щедрые пожалования им земли, крестьян, денег, дворов, званий, орденов.

Серия указов 60-х гг. венчает крепостническое законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно не защищенных от произвола помещиков и обязанных безропотно подчиняться их воле. По указу 17 января 1765 г. помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу.

Юридически помещики были лишены лишь одного права - права лишить своих крепостных жизни.

Термины «абсолютизм» и «самодержавие» являются синонимами и применяются для характеристики монархии в России во второй половине XVII в. вплоть до ее свержения в годы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Самодержавие - форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит только царю.

Разумеется, что переход к абсолютизму определяется в первую очередь социально-экономическими причинами (предпосылками). Однако спорен вопрос об уровне и характере экономического развития, социально-экономических противоречий, которые обусловливают это явление.

Важнейшей предпосылкой становления самодержавия было классовое сопротивление окончательно закрепощенных крестьян, необходимость для феодалов установления крепкой власти, способной держать в узде восстающее крестьянство.

Именно во второй половине XVII в. не только возник­ла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Эта возможность была подготовлена развитием государства в предыдущий период. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Монарх освободился от всяких пут, его власть стала неограниченной, абсолютной.

Император имел право издавать любые законы. Воля императора как главы верховной власти - это единый юридический источник закона. Он единолично решал любые дела независимо от судебных органов.

При Петре I в 1721 г. был образован Святейший Синод, подчинявшийся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией. Монарх становился главой церкви, идеологическая роль которой была утрачена.

Период конца XVII - начала XVIII в. в России характеризуется признаками абсолютной монархии:

— централизация государственного управления и усиление государственного контроля (в 1722 г. была учреждена прокуратура). К концу XVII в. были образованы укрупненные административные единицы - разряды;

— количество воевод, которые сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, возросло до 250;

— перестали созываться Земские соборы;

— замена приказов коллегиями способствовала созданию профессионального аппарата чиновников;

— Россия в 1721 г. стала империей с сильной армией;

— регламентация правового статуса различных сословий;

— самодержавие опиралось на помещиков-землевладельцев (феодалы превращены в единое сословие).

Вступление России в стадию абсолютизма сопровождалось и консолидацией класса эксплуатируемых. Закончилась многовековая история холопства. В начале XVII! в. оно окончательно слилось с крестьянством. Теперь классу-сословию эксплуататоров противостоял класс-сословие эксплуатируемых - зависимые крестьяне.

Замкнутым классом стало и городское население, которое состояло из нескольких групп. Деление городских жителей было социально контрастным.

АБСОЛЮТИЗМ (от латинского absolutus - безусловный, неограниченный), государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха. Наряду с понятием абсолютизма в литературе бытует первичное по отношению к нему понятие «абсолютная монархия», употребляемое в широком (ничем не ограниченная власть государя), а также в узком, строго научном, смысле, совпадающем с понятием абсолютизма.

Абсолютизм как историческое понятие . Термин «абсолютизм» получил распространение с середины 19 века, однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значительной степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Великой французской революции. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien regime).

В 18 веке получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» - приблизительные синонимы «старого порядка». Понятие абсолютизма сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшийся на весь 19 век. В нём была заложена идея исторического развития - от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституционному строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) абсолютизм стал рассматриваться также и в социологическом контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма . Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие абсолютизма как эпохи европейской истории. Оно восходит к римскому праву, к формуле юриста 2 века Ульпиана: princeps legibus so- lutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 веке, став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15-17 веках было формирование понятия государства. В античной и средневековой политической мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретическая модель: социальный, политический, этический, правовой и религиозный уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15-16 веках в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532 год). К концу 16 века слово «государство» (stato, etat, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.

Важнейший этап в развитии представлений о государстве - создание французским юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576 год), то есть высшей государственной власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась восточным деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришелье, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «государственного интереса»). Таким образом, абсолютизм практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного, прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в абсолютизме отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16-17 веков воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии абсолютизма наряду с рационалистическими политическими теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории . Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и общественного договора. В эпоху Реформации 16-17 веков политические конфликты часто принимали религиозную форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники абсолютизма, прежде всего в протестантских кругах, считали основой общественного договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. Абсолютизм не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,- важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагический опыт гражданских войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к общественному порядку. Отсюда - идея абсолютного индивида (то есть индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в том числе и в церковь) как основы общества.

Решающий вклад в её разработку внёс английский философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651 год). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование абсолютизма, но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политической и экономической теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы абсолютизма. В конце 17 века английский философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституционного строя.

Абсолютизм как государственный строй . Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представительским монархиям. В 13-14 веках в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинциальные штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собственных сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari).

Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й половине 15 - начале 16 веков, прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где национальные государства сформировались только в 19 веке, тенденция к усилению государственной власти реализовалась преимущественно в отдельных княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представительских институтов) и в Восточной Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие абсолютизма состояло в формировании государственного аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке средневековых сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество. В советской историографии возникновение абсолютизма объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в абсолютизме результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост городской экономики - в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, - всё это требовало сильной государственной власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства городской общины побуждал новые городские элиты к сближению со знатью и к отказу от городских вольностей в пользу монархии, а возникновение национальных государств ставило церковь под контроль монархии. Абсолютизм, рождённый из распада средневековых сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 16 века «обществом привилегий».

Абсолютизм и культура . Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе абсолютизма восходит государственная институционализация культуры и науки (создание королевских академий, научных обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью абсолютизм добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиционную народную культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием абсолютизма и складыванием современного типа личности, рационально контролирующей собственное поведение, а также современной пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. Абсолютизм участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др.).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм. Хотя во 2-й половине 17 века абсолютизм продолжал укреплять свои позиции в ряде европейских стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с середины 17 века появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Английская революция, а в 18 веке он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики так называемого просвещённого абсолютизма - заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774-76 годов), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в других провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституционные реформы конца 18-19 веков привели к смене абсолютизма конституционными монархиями и буржуазными республиками. О форме власти в России, родственной европейскому абсолютизму, смотри Самодержавие.

Лит.: Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908; Поршнев Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623- 1648). М.; Л., 1948; Mousnier R. La venalite des offices sous Henri IV et Louis XIII. 2 ed. Р., 1971; Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973. С. 341-356; Anderson Р. Lineages of the absolutist state. L., 1974; Duchhardt Н. Das Zeitalter des Absolutismus. Munch., 1989; Konocoe Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII в. Л., 1990; Малов В. Н. Ж.-Б. Кольбер: Абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991.