Рабочая тетрадь по WORD. Набор и редактирование текста

Мир знаний очень интересен,
В нём много нераскрытых тайн…
Давайте окунёмся вместе
И разгадаем тайну языка!
Язык – культура нации, опора.
Он сила наша, красота!
Но изучать его так сложно…
Желание приходит не всегда…
Но если есть у педагога
ВДОХНОВЕНИЕ,
То сложная задача решена!

В настоящее время много внимания уделяется информационным технологиям. Задача современного учителя заключается не только в том, чтобы давать ученикам готовые знания, но и в том, чтобы обучать их самостоятельно добывать и осваивать информацию.
Следовательно, на занятиях необходимо применение информационных технологий.

Опыт работы показывает, что нестандартные формы уроков привлекают внимание обучающихся, позволяют активизировать их познавательную деятельность, эффективно организовывать самостоятельную работу на занятии, индивидуализировать процесс обучения.

«Тетрадь-помощник»

Так называется рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка (в качестве дополнительного материала к учебнику) для активизации познавательной деятельности старшеклассников.
Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки.
Необходимо подчеркнуть, что после контроля домашнего задания, учащиеся начинают работать со второго блока, практические задания нацеливают школьников на самостоятельное выведение правила, блок 1 служит вспомогательным материалом, к которому школьники обращаются при выполнении последующих заданий на уроке. Исключение составляет тема «Количественные числительные», где Блок 1 готовят совместно учитель и школьники.
Ученики работают на электронных носителях или по распечаткам, учитель контролирует процесс работы школьника.

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).

Тип урока: изучение нового учебного материала.

  • Усвоить понятие «количественные числительные», формировать и отрабатывать навыки безошибочного склонения количественных числительных, закреплять орфографические навыки правописания числительных.
  • Развивать речь учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать, строить аналогии.
  • Воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Сетка времени:

1-2 минуты – организационный момент.
5 минут – проверка домашнего задания.
30 минут – изучение нового материала (через отработку практических заданий).
3 минуты – домашнее задание (занесено в Блок 5), комментарий работы учеников.

Материально-техническое обеспечение: Электронная тетрадь-помощник, раздаточный материал («Модель склонения количественных числительных»), учебники, рабочая тетрадь по русскому языку.

Для удобства работы учащиеся рассаживаются за круглым столом.

Страничка контроля домашнего задания


Сроки выполнения: 2 недели. Оформить /БЛОК 1. Справочный материал/ самостоятельно. (Этапы работы контролируются учителем).

Задание :

1. Из истории количественных числительных (материал готовят 4 человека).
2. «Количественные числительные в нашей жизни». Творческая страничка (в работе задействованы все учащиеся).

БЛОК 1. Справочный материал

(Перед выполнением практической части учащиеся могут обращаться к справочному материалу)

Тема: Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Как быть без чисел нам?
Скажите, господа!
Везде расчет и
строгий счет нам нужен.
Наука без числа давно бы умерла,
Поэтому ценить число мы будем.

Учащиеся самостоятельно готовят теоретический материал «Из истории количественных числительных» (Презентация). Материал заносится в БЛОК 1 (справочный материал). На уроке дети презентуют тему. В этом же блоке учителем предлагается «Модель склонения количественных числительных» (на электронных носителях и в распечатанном виде). После знакомства с историей количественных числительных, ученики осваивают новый материал через выполнение практических заданий.

Количественные числительные: простые (пять) и составные (тридцать шесть).
Изменяются по падежам. Не имеют рода (кроме «один», «два») и числа (кроме слова «один»).

СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ!!!

Числительное – сравнительно новая часть речи, в древнерусском языке в качестве числовых наименований использовались существительные, местоимения или прилагательные, а также формировавшиеся на их основе словосочетания для сложных названий чисел.
Исторические изменения в формах и моделях сочетаемости числовых наименований привели к обособлению их в особую часть речи – имя числительное. Важным фактором в формировании новой части речи стало существенное расширение лексического состава числовых наименований – образование новых (сложных) названий чисел из прежних словосочетаний.

Сорок (40) Слово сорок по своему происхождению является существительным со значением "рубаха " (ср. совр. сорочка) или «мешок». В «сорок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок , заменившее исконное четыре десятъ . Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы. В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.

И.п., В.п. – сорок.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорокА.

Девяносто (90) Девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни).

И.п., В.п. – девяносто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – девяностА.

Сто (100) и тысяча (1000) Сто и тысяча . Слово съто склонялось подобно существительному среднего рода село (род. съта, дат. съту , тв. сътомь , м. съть и т. д.). Это слово в истории языка утеряло падежные формы (в современном языке: сто – ста).

И.п., В.п. – сто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – стА.

Тысяча (1000) Слово тысяча не подвергалось изменению и в современном языке склоняется как существительное мягкой разновидности первого склонения.
От одиннадцати (11) до девятнадцати (19) В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти ). Преобразование словосочетаний (один на десяте – девять на десяте ) в слова «одиннадцать – девятнадцать» способствовало произношение: перенос ударения на переднюю часть словосочетания, изменение согласных в результате редукции безударных: дс – тс – ц (одинна-д(ь)-сять = одиннадцать ).
Двести (200), триста (300), четыреста (400), пятьсот (500), девятьсот (900). Современные числительные 200, 300, 400, а также 500-900 по происхождению сочетания дъвь+съть (им. падеж двойственного числа от съто ) три и четыре+съта (им.падеж мн. число от съто) пять-девять+сътъ (род. пад. мн. ч. от съто) . Эти древнерусские образования сохранились до наших дней, единственное изменение двьсть в двести (ь-и без ударения: ь-е под ударением).

Таким образом, в древнерусском языке слова, обозначающие числа, не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным.

Модель склонения количественных числительных. (Метод ступенчатого восприятия новой темы).

В количественных числительных склоняется каждое слово.

Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Пять ручек Три журнала
Р.п. пятИ ручек !
Д.п. пятИ ручкам !
В.п. пять ручек !
Т.п. пятьЮ ручками !
П.п. о пятИ ручках !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Семьдесят тетрадей Шест…десят человек
Р.п. семИдесятИ тетрадей !
Д.п. семИдесятИ тетрадям !
В.п. семьдесят тетрадей !
Т.п. семьЮдесятьЮ тетрадями !
П.п. о семИдесятИ тетрадях !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Двести экземпляров Триста учебников
Р.п. двУХсот экземпляров !
Д.п. двУМстАМ экземплярам !
В.п. двести экземпляров !
Т.п. двУМЯстАМИ экземплярами !
П.п. о двУХстАХ экземплярах !
Падежи Склонение числительного Просклоняйте самостоятельно
И.п. Шестьсот книг Семьсот работников
Р.п. шестИсот книг !
Д.п. шестИстАМ книгам !
В.п. шестьсот книг !
Т.п. шестьЮстАМИ книгами !
П.п. о шестИстАХ книгах !

БЛОК 2. Практические задания

Упражнение 1. «Собираем пазлы»

Задание : Допишите части слова числительных.

Падежи Склонение числительного.
И.п. пять___ семь____ шесть коробок
Р.п. пяти___ _____десяти шести коробок
Д.п. пяти____ семи_______ шести коробкам
В.п. пять______ семь_______ шесть коробок
Т.п. ________стами _____десятью шестью коробками
П.п. о пяти____ семи_______ шести коробках

Упражнение 2. «Собираем конструктор»

Каждый учащийся вытягивает карточку с падежом и склоняет количественное числительное, ответы вносятся в таблицу.

Задание : просклонять числительные: 887, 644, 782 деталей (в зависимости от количества человек в классе).

БЛОК 3. Проверь себя

Задание 1 :Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы слова.

1. С пятьюстами шестьюдесятью семью. 2 . Шестьсот семидесяти семи экземпляров. 3. Больше шестиста рублей. 4. До тысяча восемьсот
двенадцатого года. 5 . К пятистам семидесяти восьми. 6. У пятьсот восьмидесяти рабочих.

Номера занесите в таблицу:

1 2 3 4 5 6

БЛОК 4. Контрольное задание

Задание : Прочитайте текст, пропишите числительные.

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.
В (1455 _______________________) году в Неаполе при землетрясении погибло (60000 _________________ человек.
Через (100__________________) лет в Китае число жертв достигло (830_________________) тысяч.
В (1755__________________) году подзем­ная буря разрушила Лиссабон и унесла (70000______________) жизней.
В (1920_____________________) году страшные толчки сотрясли Токио и унесли (100000____________________) человеческих жизней.
В (1948________________________) году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло (80000__________________) человек.
В Армении в (1988_________________________) году подземная буря поглотила (119000__________________) человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (Из "Детской деловой газеты").

БЛОК 5. Домашнее задание

Задание 1 :Просклонять числительное 943 (детали и т.д.).
Задание 2 : «На уроке математики»: К 439 прибавить 89, получится 528. Из 627 вычесть 54, получится 573.
Задание 3 : Вспомнить 5 названий мультфильмов, художественных фильмов, в названии которых есть количественные числительные. Записать эти названия.

БЛОК 6. Страницы «мудрости»

Задание : Соберите пословицы и выучите их. Всего пословиц 3.

БЛОК 7. «Моя дикция» (можно использовать в качестве разминки на занятии)

Скороговорки

1. Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок! (Ю.Кушак)

2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

3. Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

БЛОК 8. «Словесная битва» (соревнование между учащимися)

1. Из 985 деталей 856 отправили на завод. 2. С 888 рублями я отправился в магазин. 3. Из 893 человек на конкурс отобрали 443. 4. Из 149 млн. кв. км земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км. 5. С появления первого человека до 1960 г. сменилось, как считается, 10 тысяч поколений, но никогда еще до ХIХ в. число одновременно проживающих на планете людей не превышало 1 млрд. 6. В Европе проживает примерно 728 млн. человек, в Латинской Америке – более 561 млн. (Тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает!!!)

Литература :

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9- класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 11-е изд., стереотип. – М. «Дрофа», 2002. – с. 148-151.
2. Обнорский С.П. и Бархударов С.Т. Хрестоматия по истории русского языка – М.: Просвещение, 1952.

123. Приведите примеры таблиц, которые вы использовали в школе, встречали в повседневной жизни.

Таблица умножения, расписание поездов, расписание уроков.

124. Укажите основные элементы структуры правильно оформленной таблицы.

125. Приведите пример таблицы типа «объекты - свойства».

126. Приведите пример таблицы типа «объекты – объекты - один».

127. На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня – сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

128. Петя, Ваня и Саша учатся в одной начальной школе, но в разных классах. Петя перешёл в тот класс, в котором в прошлом году учился Саша. Через год Ваня перейдёт в тот класс, который в этом году закончит Петя. В каком классе учится каждый из мальчиков?

129. Три подруги вышли на прогулку в туфлях и платьях белого, зелёного и синего цветов. Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зелёных туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг.

130. Три молодых человека - Андрей, Бронислав и Борис. Один из них - аптекарь, другой - бухгалтер, третий - агроном. Один живёт в Бобруйске, другой - в Архангельске, третий - в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живёт и у кого какая профессия. Известно лишь, что:
1) Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;
2) у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена;
3) жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.


{reklama}
131. Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет. Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на географическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник - не на историческом. Леонид играет не на контрабасе. На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учится?
Валерий учится на географическом факультете, он пианист.

132. Мини-исследование. В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учёбу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, активный отдых, сон и другое.
Самостоятельно.

133. В поезде едут пассажиры Иванов, Петров и Сидоров. Оказалось, что такие же фамилии у машиниста поезда, его помощника и у проводника. Известно, что:
1) пассажир Иванов живёт в Москве;
2) проводник живёт на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом;
3) пассажир - однофамилец проводника живёт в Санкт-Петербурге;
4) у пассажира, который живёт ближе к месту жительства проводника, чем другие пассажиры, вдвое больше детей, чем у проводника;
5) у пассажира Петрова трое детей;
6) Сидоров (из поездной бригады) недавно выиграл у машиниста партию на бильярде.
Какая фамилия у машиниста поезда?

Пассажир Иванов живёт в Москве, однофамилец проводника – в Санкт-Петербурге, проводник - между двумя этими городами. У пассажира, живущего там же, где и проводник, чётное число детей; значит, это не Петров, а Сидоров. Следовательно, фамилия проводника - Петров, а фамилия машиниста - Иванов.

Непременным атрибутом при работе за классическим измерительным стендом является Рабочая тетрадь , в которую экспериментатор заносит показания приборов. В программе эта возможность также реализована. Рабочая тетрадь открывается в отдельном окне с помощью команд меню или кнопок панели управления. Онапредназначена для ведения текущих записей результатов измерений, расчетов, построенных на полученных результатах, и построения графиков. Все данные рабочей тетради хранятся в базе данных. База данных – это файл с расширением *.mdb, расположенный в папке «Data ». Каждой рабочей тетради соответствует свой файл с уникальным названием, рисунок 19

Рабочая тетрадь состоит из трех связанных частей:

Таблицы – в ней сосредоточены значения измеряемых величин и результаты расчетов, полученных из измеренных данных;

Формулы – здесь располагаются формулы, необходимые для расчетов; их можно добавлять, удалять и редактировать;

Графики – здесь сосредоточены графики, построенные как по измеренным данным, так и по результатам расчетов; их также можно добавлять, удалять и редактировать.

Переключаться между частями рабочей тетради можно при помощи ярлычков, расположенных в верхней части окна.

5.1 Таблицы.В этой части рабочей тетради в первую очередь представлены значения измеряемых величин и расчетных величин, полученных на основе измеряемых, рисунок 20. Эти значения оформлены в виде таблицы, расположенной в нижней части окна. Изменить эти данные нельзя, их можно только просматривать. Одна таблица соответствует одному измерению. Под измерением понимается один эксперимент, в котором получены одна или несколько строк с данными, позволяющими рассчитать нужные Вам величины или построить нужные Вам зависимости.

Выше таблицы с результатами располагается информационная область, в которой представлены:

· название объекта исследований;

· параметры объекта исследований;

· номер схемы измерений, с помощью которой получены экспериментальные данные.

В левой верхней части окна рабочей тетради имеется таблица с названием измерения и датой его проведения. С помощью «мыши» или стрелок клавиатуры можно перемещаться по уже имеющимся результатам. При этом в таблице результатов показываются измеренные и рассчитанные данные выбранного измерения.

Кнопка позволяет редактировать название измерения. При нажатии на нее появляется окно для ввода названия.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления измерениями, рисунок 21.

Новое – открывает новое измерение. В таблице появляется новая запись с названием по умолчанию и датой проведения измерения и включается режим редактирования названия – появляется окно ввода с названием.



Записать – записывает одну (или несколько, если включен характериограф) строку данных в таблицу рабочей тетради. Можно ограничиться записью одной строки и воспользоваться построителем выражений для расчетов. При переходе к другой части рабочей тетради («Формулы» или «Графики»), заканчивается запись данных в таблицу и кнопка «Записать» становится недоступной. Аналогичный эффект наблюдается при перемещении на другое измерение. Обратите внимание, при проведении записи в схемах №1 и №3, пока запись не закончена, невозможно переключиться между схемами измерений.

Удалить – удаляет все измерение вместе со связанными с ним формулами.

5.2 Формулы.

В этой части рабочей тетради в первую очередь представлены выражения, с помощью которых производятся расчеты, рисунок 22.Выражения строятся на основе измеренных данных и уже существующих выражений. Список всех формул, доступных в данном измерении (под измерением понимается один эксперимент, в котором получены одна или несколько строк с данными), располагается в центральной части окна рабочей тетради, рисунок 22.

В первой колонке списка отображаются идентификаторы , которые могут быть использованы при построении новых выражений. Во второй колонке представлены собственно выражения, в третьей – результат расчета, в четвертой – размерность и в пятой – комментарии, позволяющие пояснить назначение данного выражения. В случае если идентификатор представляет собой экспериментальное значение, вместо выражения во второй колонке стоит слово «измерение».

Зеленым цветом выделены измеренные значения, коричневым – параметры образцов. Эти выражения изменить нельзя.

Если в формуле содержится ошибка, то строка в списке выделяется красным цветом. В формулах могут присутствовать только идентификаторы, расположенные выше по списку.

Выражения могут быть скалярными и векторными. В первом случае в выражении не содержится ни одного векторного идентификатора, оно имеет одно значение, которое и представлено в колонке результата. Если выражение векторное, это значит, что оно имеет несколько значений, которые отображаются в таблице, расположенной внизу окна рабочей тетради. В этом случае в колонке результата (третьей) ставится знак [...]. Все экспериментальные результаты – векторные. Если в формуле присутствует хоть один векторный идентификатор, то все выражение становится векторным.

Выражения могут быть локальными и глобальными. В первом случае выражение будет видно только в том измерении, для которого оно создавалось. Во втором – во всех измерениях. Глобальные выражения предназначены в первую очередь для констант, которые должны будут использоваться во многих расчетных формулах.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления формулами, рисунок 23

Кнопки панели управления реализуют следующие команды:

Новая – создает новую формулу. Обратите внимание, при нажатии на треугольник в правой части кнопки, появляется возможность выбрать вид новой формулы (локальная или глобальная).

Если нажать на всю кнопку (не на треугольник), то формула будет локальной.

Внимание! Выбрать вид формулы можно только в этом режиме, изменить его больше нельзя.

Редактировать – позволяет редактировать существующую формулу.

Удалить – удаляет формулу, отмеченную в таблице.

5.3 Графики.

В этой части рабочей тетради представлены графики, построенные как по измеренным данным, так и по результатам расчетов, рисунок 24

Каждый график может быть либо одной кривой, либо семейством кривых, зависящих от параметра.

В верхней части окна расположена область управления, позволяющая просматривать, добавлять, удалять и редактировать графики. В левой части области имеется таблица с названием графика. Именно это название будет отображаться в качестве заголовка. С помощью «мыши» или стрелок клавиатуры можно перемещаться по уже имеющимся графикам. При этом они отображаются в области построения.

Кнопка позволяет редактировать название графика. При нажатии на нее появляется окно для ввода названия.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления графиками, рисунок 25.

Эти кнопки реализуют следующие команды:

Новый – открывает новый график. В таблице появляется новая запись с названием по умолчанию и включается режим редактирования названия – появляется окно ввода с названием.

Редактировать – позволяет редактировать график.

Удалить – удаляет график, отмеченный в таблице.

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
. Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
. Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

  • Тетради №1 и №2 (для текущих работ)
  • Тетрадь №3 (для контрольных работ.)

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.

Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Для уроков познания мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.
В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.
Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.

Оформление надписей на обложке тетрадей

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами.
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

Оформление письменных работ по русскому языку

После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д .

С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря .

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например:

Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
1-вариант.
1-в.(запись римскими цифрами)

Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).

Образец:

Упражнение 234.
Упр.234.

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Например:

Ветер
восток
песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

Например: Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время- буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся.

Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

Организация работы по формированию каллиграфического навыка

У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

1-2 класс- 2 строки, ежедневно.
3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.

Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д.

Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей.

К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференцированного подхода.

Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).
Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).
Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».
Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: всего купили 10 мячей.
При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий;
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

Х+123- 56*2= 638
Х+123-112=638
Х+123=638+112
Х+123=750
Х=750-123
Х=627
627+123-56*2=638
638=638

Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина -12 см
Ширина - 6 см
Периметр -? см
Площадь - ? см2
(12+6)*2=36 (см)
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2 (д/з)

Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в.. раз.

Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.

Ведение дневников в начальной школе

Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.
Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

  • записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  • требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  • сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
  • названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., познание, физ-ра, изо);
  • запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)

образец: с.132, упр.453
с 154-155 (пересказ)

  • в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
  • в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»; в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.

ФУНКЦИИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

рабочий тетрадь автомобиль двигатель

Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие.

Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.

Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.

Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.

Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.

Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.

Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки

ВИДЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.

Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.

Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:

· тетради для упражнений, или тренинговые тетради;

· тетради по графическому моделированию;

· семиотико-семантические тетради.

Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам.

Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради -- тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.

Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОЧИМ ТЕТРАДЯМ

К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений.

Задача автора -- вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.

Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям.

Полнота -- наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

Целевая ориентация -- для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность -- достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.