Истории выживания в экстремальных условиях. Самые невероятные случаи выживания в пустыне, океане и горах

Невероятные факты

В фильмах часто можно увидеть людей, которые вопреки всему смогли выжить , но, как правило, это всего лишь вымысел.

Но есть люди, которые благодаря удаче и находчивости бросили вызов природе и выжили в самых трудных условиях.

Вот их истории, которые хоть и кажутся невероятными, являются реальными.


1. Анна Багенхольм - ожила после заморозки

Анна Элизабет Йоханссон Багенхольм (Anna Elisabeth Johansson Bågenholm) - девушка, работающая рентгенологом, которая выжила после несчастного случая в 1999 году, проведя 80 минут в ледяной воде под слоем льда.

В это время температура ее тела упала до 13, 7 °C , и это самая низкая температура, при которой выживал человек при гипотермии.

Анна съезжала по крутому склону, но потеряла контроль и упала головой вниз в замерзший поток возле водопада. Голова и туловище девушки оказались под водой под 20-сантиметровым слоем льда, в то время, как ее ноги и лыжи оставались надо льдом.

Анна нашла воздушный карман между льдом и водой и смогла дышать в течение 40 минут. Ее спасение из воды заняло 80 минут, а когда ее вытащили, у нее не было признаков жизни . После того, как ее доставили в больницу, девушку пытались реанимировать, и только через 3 часа ее сердце снова начало биться.

Она была жива и парализована, но постепенно восстановилась. Врачи утверждают, что ей удалось выжить благодаря тому, что ее тело впало в состояние "спячки".

2. Мауро Проспери – выжил 9 дней в пустыне Сахара

Марафонец Мауро Проспери выжил в пустыне Сахара больше недели без воды и еды. Во время марафона по Марокко из-за песчаной бури он сбился с пути и прошел в неправильном направлении около 300 километров.

Мауро пил свою мочу , чтобы выжить, шел только утром и вечером, а днем отдыхал. Он нашел небольшую часовню, поймал несколько летучих мышей и выпил их кровь (мясо летучей мыши вызвало бы еще большее обезвоживание).

Марафонец даже пытался покончить собой, написал записку жене и порезал себе вены, но его кровь загустела и свернулась.

Это стало знаком для мужчины, и он решил продолжить свой путь. Через 5 дней после того, как они покинул часовню и 8-ми дней употребления практически одной мочи он нашел небольшой оазис, а через два дня Мауро нашли кочевники, которые забрали его в военный лагерь, а затем в больницу. За это время он потерял 18 кг веса .

3. Весна Вулович – стюардесса, выжившая после падения с высоты 10 тысяч метров

Весна Вулович не должна была лететь тем рейсом, но из-за того, что ее имя перепутали с именем другой стюардессы, она оказалась на борту. 26 января 1972 года самолет Yugoslav Airlines DC-9 отправился из Копенгагена в Белград через Загреб. На его борту было 28 пассажиров и членов экипажа. На высоте 10 160 метров в багажном отсеке самолета взорвалась бомба . Предположительно, это был террористический акт.

Самолет разрушился и упал в горах, что привело к смерти 27 человек. Единственной выжившей оказалась стюардесса Весна Вулович , которая находилась в хвосте самолета.

Катастрофа привела к перелому черепа, ног, трех позвонков, один из которых был раздавлен, из-за чего ее тело было парализовано от талии до ног.

Вулович провела несколько месяцев в больнице, но после операций снова смогла ходить.

Ее имя было внесено в Книгу рекордов Гиннесса, как человека, выжившего самое долгое падение без парашюта .

4. Фране Селак – семь несчастных случаев, один выигрыш в лотерею

Хорватского учителя музыки Фране Селака можно назвать либо очень везучим, либо очень невезучим человеком. Он пережил семь несчастных случаев, и всегда ему удавалось избежать смерти.

Его приключения начались в январе 1962 года, когда Селак находился в поезде на Дубровник, который съехал с рельсов и упал в ледяную реку , убив 17 пассажиров. Мужчина отделался переломом руки, небольшими порезами и синяками.

Через год, когда Селак летел из Загреба в Риеку, дверь самолета внезапно открылась , и пассажиров унесло из самолета, в результате чего погибло 19 человек. Однако Селак приземлился на стог сена и проснулся через несколько дней в больнице с незначительными травмами.

В 1966 году произошел 3-й несчастный случай, когда он ехал на автобусе, который разбился и упал в реку . Четверо людей погибло, но Селаку снова удалось выжить.

В 1970 году Селак находился за рулем, когда внезапно его машина загорелась. Он успел выбраться из автомобиля, перед тем, как бензобак взорвался. Через три года другой автомобиль мужчины опять загорелся, из-за чего он потерял большую часть волос.

В 1995 году Селак был в Загребе, когда его сбил автобус , но снова хорват отделался только незначительными травмами. В следующем году, когда он ехал по горной дороге, он в последний момент избежал столкновения, когда на него ехал грузовик. Мужчина выпрыгнул на дерево и смог наблюдать за своим автомобилем, который взорвался в 90 метрах под ним.

В 2003 году 81-летний Селак выиграл 600 000 фунтов в лотерею .

5. Рой Салливан – 7 раз пораженный молнией

Говорят, что молния никогда не ударяет в одно место дважды. Однако американского лесничего Роя Салливана молния ударила 7 раз, и он смог выжить .

В 1942 году первая молния ударила в ногу Салливана, из-за чего оторвался ноготь на его большом пальце. В 1969 году после второго удара молнии сгорели его брови , и он потерял сознание.

В 1970 году третья молния привела к травме плеча . В 1972 году от удара молнии загорелись его волосы , и он опрокинул на себя ведро с водой, чтобы охладиться.

В августе 1973 года молния разорвала его шляпу и ударила по голове, его волосы снова загорелись, его выкинуло из грузовика и сорвало левый ботинок.

В июне 1976 года шестой удар молнии привел к травме лодыжки , а в 1977 году последний удар молнии закончился ожогом груди и живота . Его жену также один раз ударило молнией, когда она развешивала белье во дворе. В сентябре 1983 года Рой Салливан умер в возрасте 71 года, покончив собой из-за неразделенной любви.

6. Джо Симпсон – упал в ледяную расщелину и три дня выбирался

Джо Симпсон (Joe Simpson) был одним из двух британских альпинистов, забравшихся на 6344-метровую вершину Сиула Гранде в Перуанских Андах.

Несчастный случай произошел на спуске, когда Симпсон сломал ногу. Его напарник Саймон Йейтс (Simon Yates) решил привязать своего товарища к тросу, спускаясь вместе с ним. Но в какой-то момент ему пришлось обрезать трос и Симпсон упал вниз на 30 метров в ледяную расщелину .

Люди периодически попадают в необычные ситуации . Иногда это происходит добровольно, когда идут в горы, леса, отдаленными, неисхоженными маршрутами. Иногда это случается неожиданно – в результате катастроф или преступлений.
Но в любой такой ситуации перед человеком встает выбор – тихо сдаться и умереть или бояться за свою жизнь и стать автором еще одной истории выживания в экстремальных ситуациях .

1 Выжить во льдах

Сэр Эрнест Шаклетон вел свою группу на покорение Антарктики в 1914 году. Они начали путь на корабле «Эндьюранс». Но вскоре судно было затерто дрейфующими льдами, и команда вынуждена была его покинуть. После гибели корабля уже речи не шло о походе в Антарктику, нужно было спасать команду, < выживать любой ценой.

Группа Шаклетона ходила во льдах 2 года, пока не удалось на спасательных шлюпках перебраться на остров Элефант. Там команда провела полгода, основу питания в это время составляли китовый жир и мясо тюленя.

В это время Шаклетон продолжил исследования с группой из пяти человек. Они обошли остров с севера, а затем через океан перебрались на остров Южная Джорджия, пройдя около 1300 километров. 36 часов Шаклетон и еще двое членов команды исследовали остров, нанося его впервые на карту. Только через три месяца исследователи добрались до основной группы на острове Элефант.

Но не смотря на тяжелейшие условия, голод, холод они выжили. Они завоевали уважение и гордость своим путешествием.

2. Выжить в амазонских джунглях

В 1981 году Йосси Гинсберг вместе с еще тремя израильтянами решил отправиться в джунгли Амазонки на территории Боливии. Очень быстро компаньоны заблудились, кроме того они поняли, что их экипировка недостаточна для такого путешествия. В этот момент они решили разделиться на 2 команды и продолжить путь по отдельности. Одну двойку так и не удалось потом обнаружить.

Вторая пара, в которой был Гинсберг и его друг Кевин, начали спускаться вниз по реке на плоту. Но неудачно – плот разбился о скалы и компаньоны потеряли друг друга. На целых 19 дней Гинсберг остался один в джунглях. Кевину повезло больше – его подобрали местные жители, и они же организовали поиски Йосси. Так друзьям удалось выбраться из сельвы.

3. В ледяной пещере

Фил Дуле и Марк Инглис в 1982 году начали восхождение на гору Кука (или Аораки) – самую высокую вершину Новой Зеландии. Во время подъема на 3764 метровую гору их застала снежная буря. Альпинисты оперативно соорудили ледяное укрытие от снега и стали ждать конца бурана.

Но спасателям удалось добраться до Фила и Марка только через 13 дней. Все это время альпинисты провели в маленькой пещерке, питаясь рыбой горбылем. Теснота пещеры и холод, к сожалению, не лучшим образом сказались на парнях. Эти факторы привели к нарушению циркуляции крови в конечностях, и ноги пришлось ампутировать.

Но от скалолазания ребята не отказались. Они все же покорили Аораки, а Инглиз в 2006 взошел на Эверест, став первым безногим его покорителем и лишившись кончиков пальцев от обморожения.

4. Рука или жизнь

Иногда приходится делать операции самому себе ради выживания. Так случилось с Ароном Ральстоном . В 2003 году во время восхождения в глухом каньоне в Юте его руку придавил валун весом 360 кг. Он провел 5 дней пытаясь освободится, но когда закончилась вода и еда пришлось принимать кардинальное решение.

Он перебил кости валуном, а затем тупым перочинным ножом перепилил мышцы и сухожилия. После этого Ральстон спустился по веревке со скалы 65 футов и только недалеко от машины его нашли другие туристы.

5. Горный поход

Сиула Гранде в перуанских Андах имеет высоту 6260 метров. После подъема на эту вершину и начались приключения Джо Симпсона и Саймона Ятса .

Первым спускался Симпсон, он поскользнулся, сломал ногу. Пока к нему шел Ятс, Симпсон сорвался с утеса, но удержался на канте. Целый час Симс провел на веревке, Ятс его не видел и не слышал. Потом Симпсон полетел вниз. Есть разные версии почему это случилось – возможно веревку обрезал Ятс, что спасло им обоим жизнь.

Но в результате Ятс спустился вниз, а Симпсон свалился в расщелину. Ему удалось оттуда выбраться, не смотря на имевшиеся травмы. Потом он добирался до лагеря три дня, без еды, воды, обезболивающих.
На базу он приполз ночью, где встретил уже выздоровевшего Ятса, который планировал следующий этап маршрута.

6. Затерянные в Тихом Океане

Тами Олдхэм Эшкрафт со своим бойфрендом Ричардом Шарпом планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити – Сан Диего в течении месяца. Им нужно было перегнать 44 футовую яхту «Хазана» в док. Но на 19й день на них налетел шторм силой 4 балла. Это был отголосок урагана Раймонд, поднявшего волну в 50 футов. В результате яхту перевернуло. Эшкрафт, находившаяся во время шторма была под палубой, потеряла сознание.

Она очнулась через трое суток. К этому моменту Шарп был мертв, его спасательный пояс разорван, грот-мачта сломана . К счастью парусник вернулся в нормальное положение. Тами соорудила временную мачту, проложила маршрут к Гавайям и проплыла полторы тысячи миль с минимумом еды и воды. Через 40 дней она вошла в гавань Хило, а потом добралась и до порта назначения.

7. В глуши Австралии

Весной 2006 года Марк Клиффорд обнаружил на своей земле шестифутового худого человека. Хотя назвать то, что появилось на глухой ферме в северной Австралии, правильнее было бы настоящим скелетом. Это оказался Рики Миги, который проблуждал в глуши 10 недель.

Как он заблудился точно не выяснено. По словам Миги у него сломалась машина, была еще версия, что его выбросил подвезенный автостопщик. Кроме того сам Рики употреблял наркотики по информации полиции. Но факт в том, что он заблудился, некоторое время провел где-то в глуши у дамбы на диете из пиявок, лягушек и кузнечиков. И главное – он выжил!

8. Разбившиеся в Андах

История уругвайской команды по регби известна многим – она описана в книгах, по ней сняты художественные и документальные фильмы. В 1972 году самолет с командой в 45 человек потерпел крушение в горах. В первые часы погибло 12, на следующий день от травм умерло еще 5. В течении недели умерла еще четверо, а восьмерых накрыла сошедшая лавина.

Последние 16 человек сражались с голодом и холодом. Им даже пришлось съесть ради выживания трупы ранее погибших от ран товарищей. Надежда на приход спасателей стремительно угасала, и тогда Роберто Канесса и Нандо Паррадо ушли с горы. Им удалось все же добраться до людей и привести своим товарищам помощь.

От глубин Амазонки до открытых океанов, ниже представлены двадцать пять удивительных историй выживания вопреки всему:

25. Джулиана Кёпке (Juliane Koepcke)

Она была единственной выжившей в авиационной катастрофе рейса 508 авиакомпании LANSA, который распался в воздухе над перуанским тропическим лесом после удара молнией. Джулиана пролетела тысячи метров вниз, будучи пристёгнутой к своему креслу, но её падение было смягчено пологом джунглей, и она выжила, отделавшись лишь сломанной ключицей. К счастью, поблизости от места её падения тёк ручей и после того, как она брела вдоль его русла в течение 9 дней её спасли лесорубы.

24. Нандо Паррадо (Nando Parrado) и команда

После того как уругвайская команда по регби потерпела крушение самолёта высоко в Андах, выжившие прибегли к каннибализму. Одному из выживших, Нандо Паррадо, удалось найти способ подняться на пик высотой в 5181 метров, из-за которого группа застряла на леднике. Затем они шли в течение 10 дней до того, как были спасены.

23. Стивен Каллахэн (Steven Callahan)

Отплыв с Канарских островов в сторону Карибского моря с небольшим парусом, лодка Стивена затонула посреди Атлантического океана, и он остался дрейфовать в течение 76 дней. В конце концов, он выбрался на берег на Багамах.

22. Джон Колтер (John Colter)

Джон Колтер был американским капканщиком, которого захватили в плен Черноногие индейцы (Blackfeet Indians) в 1808 году. После того, как они его раздели догола и сказали ему бежать, Колтен понял, что он стал объектом «охоты на человека». Ему удалось избежать и даже убить нескольких преследователей по пути в Форт Рэймонд (Fort Raymond), который находился почти в 321 километре от него.

21. Экспедиционная команда Эрнеста Шеклтона (Ernest Shackleton)

Когда сэр Эрнест Шеклтон ехал, чтобы пересечь Антарктиду пешком, его корабль застрял во льду и без посторонней помощи он и его команда находились в затруднительном положении в течение 22 месяцев. Первый год экипаж жил внутри корабля, но после того, как лёд уничтожил его, они переехали на лёд. Эрнест, в конце концов, принял решение проплыть 1287 километров в спасательной шлюпке до острова Южная Георгия (South Georgia), где велось небольшое дело по китобойному промыслу.

20. Арон Ралстон (Aron Ralston)

История Арона получила широкую огласку в 2003 году, когда ему пришлось ампутировать свою правую руку, чтобы высвободиться, так как он застрял между валуном и каменной стеной. Он совершал поход в штате Юта, когда валун сместился и пригвоздил его руку.

19. Пьер Вио (Pierre Viaud)

В 1766 Пьер Вио находился на борту французского торгового судна, которое потерпело крушение во время шторма у берегов Флориды. Он изо всех сил пытался найти пищу и кров в болотах Флориды и даже убил своего раба, чтобы тот не погиб мучительной смертью от голода. Тем не менее, в конце концов, его спасли.

18. Дебби Кили (Debbie Kiley)

В октябре 1982 Дебора и четыре других человека отправились в яхте от штата Мэн во Флориду. После того, как бурные волны у берегов Северной Каролины уничтожили лодку, они оказались брошенными на произвол судьбы в водах, кишащих акулами. Один из них отплыл от группы и его никогда больше не видели, а другой был съеден акулами прямо под плотом. Из всей команды выжили лишь Дебора и ещё один человек.

17. Пассажиры рейса Особый Гремлин (Gremlin Special Passengers)

13 мая 1945 года военный самолет США по прозвищу Особый Гремлин врезался в гору в голландской Новой Гвинее (Dutch New Guinea). Трое из выживших пассажиров обнаружили, что они оказались в окружении племени известных каннибалов. К счастью для них, племя почти исключительно питалось членами враждебного племени. В конечном итоге, трио было спасено.

16. Команда китобойного судна «Эссекса» (Whaleship Essex Crew)

После того как кашалот протаранил и потопил судно, 21 моряка с Эссекса начало увлекать за собой течение. Прибегая к каннибализму и утоляя жажду мочой, они, в конце концов, добрались до необитаемого острова с ограниченными ресурсами. Они разделились, чтобы найти помощь и некоторые вернулись в океан в своих лодках. Из 21 человека выжили лишь 8.

15. Ян Баалсруд (Jan Baalsrud)

В марте 1943 года Ян и группа иностранных солдат прибыли в оккупированную нацистами Норвегию из Англии. Их целью было помочь в сопротивлении. После того, как миссия провалилась, за Яном гнались через норвежскую тундру. На нём почти не было одежды, и он перенёс пулевое ранение. В конце концов, он нашел дружественный арктический посёлок, жители которого помогли ему бежать в Англию.

14. Эбби Сандерленд (Abby Sunderland)

При попытке стать самой молодой девушкой, совершившей кругосветное путешествие в одиночку, мачта 12-метровой яхты Эбби сломалась, примерно в 3218 километрах от берега, посреди Индийского океана. Она была спасена рыбаком через два дня после того, как она подала сигнал бедствия.

13. Хью Гласс (Hugh Glass)

После того как его сильно изувечил медведь во время экспедиции капканщиков в штате Миссури, руководитель экспедиции попросил нескольких мужчин остаться с Хью, пока он не умрёт, а затем похоронить его. Тем не менее, мужчины оставили его, когда он был ещё жив и сообщили руководителю, что он мёртв. Когда Хью пришёл в сознание, он дополз до реки Миссури, а затем добрался в Форт-Нокс на плоту. По пути аборигены помогли ему, накрыв медвежьими шкурами его загноившиеся раны.

12. Бек Уэзерс (Beck Weathers)

Документируя самый смертоносный сезон в истории восхождения на гору Эверест, бестселлер «В разряженном воздухе» (Into Thin Air) рассказывает историю Бека Уэзерса, чудом выжившего, потеряв сознание в зоне смерти. Проведя 18 часов при отрицательных температурах, он пришел в себя и, спотыкаясь, добрался обратно в лагерь. Его лицо было ужасно изуродовано, и он потерял обе руки.

11. Отряд Доннера (Donner Party)

Эта группа американских пионеров пыталась добраться до Калифорнии, когда серия неудач заставила их провести зиму 1846 года в горах Сьерра-Невады. Некоторые члены отряда прибегали к каннибализму, чтобы выжить, и в конце лишь 48 из 87 членов отряда добрались до пункта назначения.

10. Лейтенант Дэвид Стивс (Lt David Steeves)

Он должен был лететь из Калифорнии в штат Алабама, однако лейтенант Дэвид Стивс так и не прибыл на место. В ходе проведённого поиска его не нашли, и он был объявлен мёртвым. Однако, через две недели, он пришел пешком из гор Сьерра-Невады после катапультирования, из-за того, что в самолёте что-то взорвалось.

9. Катастрофа воздушного шара (Balloon Crash)

Зимой 1920 года три американских морских лейтенанта, летевших на воздушном шаре, потерпели крушение глубоко в канадской глуши. Они шли пешком в течение недели, пока, наконец, не достигли торгового поста в Гудзоновом заливе (Hudson Bay).

8. Йоси Гинсберг (Yossi Ghinsberg)

В 1982 году Йоси и трое его друзей заблудились в боливийской Амазонке. Группа разделилась на пары и двух своих товарищей они так никогда больше и не увидели. Йосси и его друг построили плот, чтобы плыть по реке, но потеряли друг друга на порогах реки. Его друг был спасён, а Йоси был найден через 19 дней, поливающим берег реки.

7. Хироо Онода (Hiroo Onoda)

Бывший японский разведчик Хироо, который воевал во Второй мировой войне, не сдавался до 1974 года. На самом деле, он провёл почти тридцать лет, таясь в джунглях на Филиппинах, потому что отказывался верить в то, что война закончилась.

6. Капитан Джеймс Райли (Captain James Riley)

В 1815 году американский капитан Джеймс Райли и его команда потерпели кораблекрушение на побережье Северной Африки. Они были схвачены и проданы в рабство, что привело их к безумному путешествию через сердце пустыни Сахара. В конце концов, они были освобождены посочувствовавшим им британским торговцем.

5. Экспедиция Льюиса и Кларка (Lewis and Clark Expedition)

Отправленная Томасом Джефферсоном для исследования Запада, была ограблена, ранена, и почти погибала от голода много раз. Без помощи дружественных местных племён или их переводчика, Сакаджавея (Sacajawea), они, безусловно, бы погибли.

4. Семья Робертсон (Robertson Family)

В 321 километре от Галапагосских островов стая косаток протаранила и уничтожила корабль семьи Робертсон. Родители, трое детей, и друг семьи дрейфовали в течение 36 дней, пока их не спас японский рыболовный траулер.

3. Джон Маккейн (John McCain)

После того как его самолет разбился во время войны во Вьетнаме, лейтенант Джон Маккейн был захвачен в плен и неоднократно подвергался пыткам в течение почти 5 лет, пока он не был наконец освобожден. Он даже однажды отказался от более раннего предложения по освобождению, сказав, что, если каждый второй заключённый, который поступил после него, не будет освобождён, он никуда не пойдёт.

2. Стив Фоссет (Steve Fossett)

Преодолев две трети пути в своём стремлении совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре в одиночку, Стив попытался пролететь над бурей, проходившей над Коралловым морем. На высоте в 9144 метров град продырявил его воздушный шар, и его пассажирская корзина начала падать в океан. Удивительно, но он выжил и был спасён через 10 часов.

1. Славомир Равич (Slavomir Rawicz)

После того, как его приговорили к 25 годам сибирского Гулага, этот польский офицер вместе с 6-ью другими бежал из лагеря в Якутске и прошёл 6437 километров пешком по льду сибирской тундры, пустыни Гоби, через Тибет и через Гималаи в Британскую Индию.

Выживание в экстремальных ситуациях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Представляю пять историй, героям которых удалось выжить в сложнейших условиях.

Долгий полет и 4 дня выживания

Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить, - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннесса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернуться к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.


24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров их самолет столкнулся с Ту-16. Лариса Савицкая стала единственной из 38 человек, кто выжил.
На обломке самолета размером три на четыре метра она летела в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него. Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма «Чудеса еще случаются», где героиня выживает в схожих условиях. Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы.
Ларису Савицкую в итоге нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - сотрясение мозга, повреждения позвоночника, сломанные ребра и перелом руки, Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа. Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли ее за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.
Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).

На маленьком плоту

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль «Бен Ломонд». Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов. Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей робинзонады он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту, сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика - крючки; из металла от консервной банки - нож, которым разделывал пойманную рыбу.
Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту. Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о ее сохранности - вялил на веревках, растянутых над палубой его «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.
Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.
Только в апреле 1943 года он заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит, его шансы на успех многократно увеличились.
5 апреля его нашли бразильские рыбаки, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной робинзонады всего 9 килограммов. Рекомендации китайца вошли в инструкцию по выживанию для британского флота. История Линь Пэна отчасти была использована при создании фильма «Жизнь Пи».


Начитанный юнга

Робинзонада - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой «дисциплине» стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года. В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна «Прекрасное блаженство». Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.
По примеру героя своей любимой книги Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, мир пережил две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил 88-летнего рекордсмена среди робинзонов и доставил его на родину.

Папина дочка

24 декабря 1971 года самолет Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбулентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы. Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кёпке.
В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что ее отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, оставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.
Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодились личинки. Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.

Наедине со снегом

13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло еще 8 человек, еще трое умерли от ран. То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены и они признаны погибшими.
Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро закончились. Чудом выжившие после крушения приняли непростое решение - есть мясо погибших. Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы и лишь благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. За 11 дней без снаряжения и теплой одежды они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах.

Человек поднялся на вершину эволюционной пирамиды не только из-за того, что ему удалось стать на ноги и научиться собирать урожай. Главное, что его отличает от остальных существ - осознание грядущей смерти. Благодаря этому люди могут заранее заботиться о безопасности и принимать правильные решения в самых экстремальных ситуациях.

Истории выживания ужасают и впечатляют одновременно. Осознание смерти помогало принимать решения, которые противоречат здравому рассудку. Но именно благодаря им герои наших 7 историй смогли рассказать о своём спасении.

Выжить в Сахаре без воды

Экстремальные марафоны - способ проверить свою выносливость в условиях, тяжёлых для нормального существования даже тех, кто имеет все приспособления и достаточный запас воды и пищи. Мауро Проспери первый раз участвовал в «Марафоне по пескам». Дистанция в 250 км пролегала по пустыне.

Первый этап пешей гонки проходил по плану. Но в один из дней началась песчаная буря. Мауро переждал её в палатке. Когда вышел из неё, то увидел, что ландшафт изменился до неузнаваемости. У всех участников были компас и карта, но навигация без отправной точки безуспешна. Спортсмен просто начал идти по пустыне. Запас воды закончился и он помочился в бутылку, чтобы сохранить хоть какие-то граммы жидкости.

На 3 день он пришёл к гробнице. Это была защита от солнца и песчаного ветра. В помещении прятались летучие мыши. Мауро выпил кровь 20 особей - это помогло восполнить запас жидкость в организме. 2 самолёта не заметили дыма его сигнальных ракет, в этот момент на него нахлынуло отчаяние. Мужчина перерезал себе вены и уснул… Но на утро проснулся живым и увидел, что кровь просто свернулась. Это было «второе дыхание» - он понял, что смерть не хочет его забирать.


Мауро Проспери двигался по пустыне за тучами, которые были только утром. Днём отдыхал, питался кровью ящериц, жевал кактусы. Ориентировался по экскрементам животных. На 9 день вышел к оазису. Там его нашло племя берберов. За 9 дней проживания в пустыне он потерял 16 кг веса, прошёл 300 км. Марафонцу удалось выжить не только из-за отличной физической подготовки:

  • ясность мышления и спокойствие помогли находить источники жидкости;
  • знание особенностей пустыни - избежать перегрева и ожогов;
  • спортсмен каким-то образом активировал в себе забытые и глубоко спрятанные инстинкты.

В ледниках на одной ноге

Джо Симпсон был участником команды альпинистов, которая состояла из трёх человек. Он и его напарник по восхождению, Саймон Йейтс, отправились вместе на вершину Сиула Гранде, оставив в лагере Ричарда Хокинса.


До вершины оставалось всего 15-20 метров, когда Джо сорвался с обрыва и ударился ногой о выступ скалы. Кость голени прошла сквозь коленный сустав и расколола нижнюю часть берцовой кости. Здоровый напарник начал организовывать спуск. Погодные условия и рыхлый снег усложняли этот процесс.

До лагеря оставалось чуть меньше 1 км высоты, когда они поняли, что внизу крутой обрыв. Симпсон повис над обрывом, под которым была огромная трещина. Саймон был в не менее опасном положении: рыхлый снег расходился под ним и нарастал риск сорваться вместе с раненым напарником. Саймон прождал час в надежде, что Симпсон доберётся до безопасного положения. Но верёвка оставалась натянутой. Саймон перерезал её…

Рыхлый снег смягчил падение Джо. У него был выбор - ожидать смерти или взять тот ничтожный шанс, который ему оставляла ситуация. Он начал спуск по щели. 40 метров были преодолены за 5 часов, но впереди было 9 км. С болевым шоком, в изменённом состоянии сознания Джо двигался, отдавшись на волю бредового голоса, который слышался в его голове. Альпинист буквально дополз к лагерю, из которого Саймон и Ричард собирались уходить через несколько часов.

Выживание Джо Симпсона удалось, благодаря таким факторам:

  • поедание снега помогло поддерживать силы;
  • альпинист выбрал, хоть и ничтожный, но шанс на жизнь;
  • в состоянии изменённого сознания активировались базовые инстинкты, направленные на выживание.

Пленник океана

Многие слышали о фильме «Жизнь Пи», но мало кто знает, что большая часть приспособлений для выживания были придуманы в реальной ситуации. Стивен Каллахан - опытный яхтсмен, изобретатель навигационных приборов, проектировщик яхт, котором узнал мир, благодаря его 76-дневному дрейфованию в шлюпке по Атлантическому океану.


Каллахан отправился в одиночную гонку на шлюпе собственной проектировки. В одну из ночей случился шторм и его судно столкнулось в море с китом. Путешественник успел перебраться в спасательную шлюпку. После того, как буря затихла, он унёс с тонущего шлюпа свой минимум для выживания - опреснитель воды, запас еды, фонарик и руководство по выживанию в больших водах.

За время дрейфования мимо него прошло 9 кораблей, он отравился краской, которая слезла с опреснителя, получил солнечные ожоги 3 степени, на его шлюпку нападали акулы и борьба с самим собой - безумие и паника охватывали его всё чаще и чаще.

Шлюпку Каллахана выбросило на остров и через день его нашли местные рыбаки. Стивен Каллахан не единственный человек, которому удалось выжить в плену Мирового Океана, но его спасение - настоящий подвиг. Ему помогли:

  • профессиональный опыт;
  • способность переносить социальную изоляцию;
  • хладнокровная расстановка приоритетов (например, он терпел боль от язв, но питьевую воду хранил для употребления внутрь.
  • от цинги спасло питьё крови рыб и птиц.

Причины, по которым людям удаётся выжить в нереальных условиях

  1. Выбор жизни. С этого момента подсознание запускает некую программу по активации древних инстинктов. Брезгливость и страх уходят, а на их место приходит способность видеть и использовать все шансы, которые представляет каждое мгновение жизни.
  2. Выносливость организма. В пустыне, в горах, на воде - везде эти люди вступали в схватку с природой, предварительно повысив свой физиологический порог выносливости.
  3. Адаптивность. Каждый из них принял условия окружающей среды и начал свой марафон по выживанию с их учётом.

Благодаря этим историям, мы получаем не просто знание о том, как быть в экстремальной ситуации, а ещё и то, что цена жизни настолько высока, что лучше избегать подобных испытаний.