Артикуляционные нормы для переднеязычных, и. Артикуляция переднеязычных согласных в английском и русском языках

Общие замечания, Переднеязычные щелевые согласные могут быть однофокусными н двухфокусными. Прежде всего следует уяснить себе, что понимается под однофокусными, противополагающимися двухфокусным. При артикуляции однофокусных (см.

Рис. 34, 35 на стр. 136) шум согласного возникает благодаря прохождению воздушной струи через одно препятствие, т. е. один фокус, в полости рта. Он образуется вследствие сближения активного речевого органа с пассивным (например, при [с] передней части спинки языка с верхними зубами), а в остальном речевой канал свободен, и воздушная струя проходит, не встречая препятствий. Таким способом произносится большинство русских согласных, противоположение однофокусных и двухфокусных в русском языке ограничено переднеязычными щелевыми согласными.

При двухфокусных (см. рис. 36на стр. 138), как на это указывает и сам термин, препятствие, дающее шум, образуется одновременно в двух местах, т.е. в двух фокусах, проходя через которые воздушная струя и создает сложный специфический шум. Примером двухфокусного переднеязычного согласного является русское Іш].

В зависимости от пассивного органа переднеязычные однофокусные в русском языке разделяются на зубные и передненёбные. Подавляющее большинство относится к категории зубных, например [т, с] ндр. К передненёбным, т. е. таким, при артикуляции которых передняя часть спинки языка (точнее, его кончик) поднимается по направ- леншо к альвеолам и передней части твердого нёба, относятся лишь дрожащие сонанты [р, р’І.

И наконец, что не отражено в таблице, переднеязычные могут быть апикальными1 и дорсальными2. К дорсальным согласным, образующимся при полном или неполном сближении (смычке или щели) передней части спинки языка при опущенном к нижним зубам кончике, относится большинство русских переднеязычных, например Іт, н, СІ н др. Как апикальные, т. е. с кончиком языка, поднятым к верхним зубам и альвеолам, произносятся в русском языке только [л, л’, р, р’].

Однако русские смычные согласные [г, д, н) в индивидуальном произношении имеют также и апикальный вариант, что на восприятии их почти незаметно, потому это различие и не помещено в таблицу.

1. Смычные согласные: твердые и мягкие. Переднеязычный твердый глухой согласный Ы, так же как и губной [п], имеет три фазы: смычку, выдержку и взрыв. При смычке происходит полное смыкание или (при дорсальном варианте) передней части спинки языка с верхними зубами, или же кончика языка с верхними зобами (при апикальном варианте). Затем наступает вторая фаза - выдержка, заканчивающаяся третьей фазой - взрывом. Здесь опять мы имеем картину смычного взрывного согласного, как и при губном [п].

Разница между глухим [т] и звонким [д], артикулирующимся так же и по такому же способу, заключается в участии (или ее отсутствии) работы голосовых связок, а также и в степени напряженности, т. е. звонкий несколько более слабый, чем глухой. Это видно на рисунке палатограммы, где место касания языком нёба при [т! несколько больше, чем при [д] (см. рис. 31).

По дистрибуции глухой согласный [ті может встречаться во всех указанных фонетических положениях, например: так, том, туз, тыл, итог, вата, тот, канйт [так, том, туз, тыл, йток, ватл, тот, клнаті и др., а также год [гот], пруд [прут] и др., где звонкий чередуется с глухим.

Соответствующий звонкий [д] ограничен (так же как и губной [б]) положением в начале слова и в интервокальной позиции, например: дать, дом, дух, дым, вода, удача [дат’,

1 Апикальный, от лат, apex - кончик.

" Дорсальный, от лат, dorsum - спина, спинка.

дом, дух, дым, влдэ, ууугч’ге] и др., а в конце слова наблюдает* ся его чередование с глухими (примеры см. выше).

Рис* Зі* Палатограмма переднеязычных смычных согласных

Переднеязычные смычные мягкие артикулируются только передней частью спинки языка, но у них есть свои специфические особенности. Во-первых, нх образование чаще бывает дорсальным, чем апикальным, что объясняется нх [и]-об- разным характером. Во-вторых, при их артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, что влечет за собой также и поднятие передней части спинки, а следовательно, и большую площадь касания языком неба, что хорошо видно как на палатограмме (см. рис. 33), так и на рентгенограмме (см. рис. 32) В-третьих, в твердых н мягких различается также взрыв: у твердых третья фаза произношения заканчивается четким взрывом, т. е. быстрым размыканием смычки, а у мягких этот взрыв слегка аффрицировая, т. е. он не раскрывается мгновенно, как у твердых, а это раскрытие совершается более плавно (как у аффрикат), что и воспринимается примерно как аффриката [ц], но не твердая, как в русском языке, а мягкая, т. е. [ц’1. Степень этой аффрицированности может быть разной: одни больше декают, другие меньше, это относится к индивидуальным особенностям произношения; надо иметь в виду, однако, что чрезмерное «цеканье» характеризует уже нелитературное произношение. *

Мягкий смычный глухой [т’1 может стоять в любой фонетической позиции, например: тяге, тень, тихо, тёс, тюк, тётя, мать, плыть [т’шгл, т’ён’, т’йхл, т’’Ос, т’"ук, т’от’щ, м-ax’, шіьгт’] н др, а также тетрадь [т’йтра-т’І,пло- іцадь [пло"Ш’:ьт’1 идр. (т. е. в конце слов в результате чередования звонкого с глухим).

Соответствующий смычный мягкий звонкий [д’1 артикулируется таким же способом и там же, где и глухой!т’). Разница между ними заключается в действии голосовых

Рис, 32* Рентгенограмма перед* неязычных смычных - твердого и мягкого

Рис, 33, Палатограмма переднеязычных смычных - твердого и мягкого

связок, так же как при твердых Ы и [д], а также в степени напряженности.

Звонкий согласный дистрибутивно ограничен, он встречается только в начале слов и в интервокальном положении, например; дятел, дело, дичь, дёрн, дюжина [д’ат’ьл, д’-элл, д’йч\ д’-орн, д’-ужънлі и др, В конце слов звонкий Ід] чередуется с глухим, примеры см. выше.

2. Щелевые согласные однофокусные.

Переднеязычный щелевой твердый глухой согласный образуется при помощи так называемой круглой щели. Передняя часть спинки языка находится в дорсальном положении, кончик языка упирается в нижние зубы, ее края прижаты к боковым зубам, оставляя проход для воздушной струн у передних зубов, где он становится узким (см. рис. 34), что показывает на щель в форме желобка, т. е., как принято говорить, круглую щель. Сильная воздушная струя, проходя через узкое отверстие, создает свистящий шум, откуда и название звуков типа [сі свистящими, термин совершенно правильный с точки зрения восприятия этого звука. Чем уже щель, тем звук становится более сви-

-------- [С); и др.; в конце слов он чередуется с Іс), примеры см. выше.

Щелевые переднеязычные мягкие согласные (с’, з’І на слух отличаются от твердых палатализацией, т. е. Ы- образиоѵі окраской. Артикуляционио это выражается в подъеме средней части (а вместе с ней и передней) спинки языка к твердому нёбу {см, рис. 35). Несколько специфична для мягких по сравнению с твердыми форма щели, которая не такая узкая, как при!cj, а более широкая. В индивидуальном произношении она может приближаться к плоской щели, но не полностью, иначе это будет так называемое тепел» вое произношение, считающееся в русском языке дефектом речи. Таким образом, мягкие переднеязычные не только имеют другую окраску (сравнительно с твердыми), но несколько изменяют также и характер шума согласного.

По дистрибуции однофокусный мягкий глухой щелевой переднеязычный может быть во всех фонетических позициях, например: сяду, сел, сила, семга, сюда, осёл, брось, высь [с’"аду, с’"эл, с’йлл, с1"омгл, с’^уда, лс’"ол, бр"ос’, вьгс’І и др., а также (по чередованию с глухими в конце слова) грязь Ігр’ас’І, мазь [мат’1, лезь [л’эс’і и др.

Соответственный звонкий щелевой [з] произносится тем же активным речевым органом и таким же способом, как и глухой, но он более слабый и сопровождается голосом. Кроме того, он дистрибутивно ограничен, не встречаясь в конце слов, например: зять, зебра, зима, зёрна (им. ми.), зюйд-вест, изюм, озяб, селезёнка [з’ат’, з’-эбрл, з’йма, з’"орнл, з’у)т-в’"эст, из’’ум, лз’"ап, с’ьл’йз’-онкл] и др. Примеры конца слов, где он чередуется с глухим, см. выше.

2. Щел свые согласные двухфокусные. Переднеязычный щелевой двухфокусный твердый согласный Іш] имеет особую природу по сравнению с однофокусным глухим щелевым [сі. Специфика его заключается в том, что шум производится одновременно в двух местах, двух фокусах. Кроме того, и пассивный орган при их произнесении другой, они относятся к категории передненёбных (а не вубиых). При глухом передненёбном твердом [ш] кончик языка поднимается по направлению к началу твердого нёба (иногда и к альвеолам, это индивидуально), а затем средняя часть спинки языка слегка прогибается, а задняя ее часть снова поднимается к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева (см, рис. 36). Таким образом, основной шум согласного образуется, во-первых, в щели между кончиком языка и твердым нёбом, т. е. примерно там, где произносится [с], только не дорсальное, а какуминальное, а во-вторых, в щели между задней частью спишем и мягким нёбом, т. е. примерно там, где произносится согласный [х]. Так как эти Две щели образуются одновременно, то шум сливается и получается сложный, обычно называемый ш п пя щим, звук

Рис. 29. Совмещенная рентгенограмма [л) и [пі

сных фонем русского литературного языка. Киев, 1963.

(что с точки зрения восприятия правомерно) и противополагающийся переднеязычным свистящим.

Рис, 36. Рентгенограмма перед- неязычных щелевых двухфокусных

По положению губ этот согласный также и лабиализованный, так как губы вытягиваются впереди округляются, так что получается удлиненный резонатор с окраской на [у], т. е. с более низким тоном. Кроме какуминального, может быть (как произносительный вариант)- и дорсальное образование звука [ш]; в этом случае он звучит по окраске с несколько более высоким тоном, т. е. более мягко, так как несколько приближается по артикуляции к звуку [и]. Дорсальное [ш], однако, встречается значительно реже, чем какуминальное, являющееся типичным.

Двухфокусный согласный [ш] употребляется во всех фонетических позициях, например: шаг, шерсть, шёлк, шум, шить , душа, каша, душ, мышь [шак, шэрсѴ, шолк, шум, шыт\ душа, кашл, душ, мыш] и др., а также в результате чередования звонкого с глухим в конце слов нож [нош], дрожь [дроші н др.

Соответствующий звонкий [ж] произносится тем же активным речевым органом н тем же способом, как и глухой [ш], но он несколько слабее по степени напряженности и сопровождается голосом.

По дистрибуции он, так же как и все шумные звонкие, ограничен положением в начале слова и в интервокальном

положении, например: жар, жест, жить \ шлтый, жук, дрожать, пожар Іжар, жэст, жы-т’, жолтъ), жук, дрлжат’, плжар] и др. В конце слов он чередуется с глухим, примеры см, выше.

Щелевой двухфокусный мягкий Іш":] с фонетической точки зрения характеризуется в противоположность твердому [ші в основном другим положением задней и средней частей спинки языка. Как видно на рис. 36, задняя ее часть отходит от стенки зева, опускается и продвигается вперед, а средняя ее часть приподнимается к твердому небу, образуя средний фокус. Но передняя часть спинки несколько прогибается, и кончик языка поднят к верхним зубам, а не альвеолам, так что [ш] имеет уже не какуминальное образование, а апикальное *. Его можно определить как щелевой двухфокусный, но не со вторым задним фокусом, а со вторым средним. Основной шум согласного производится одновременно, во-первых, там, где он образуется и при [сі, но апикальном (а не дорсальном, как при русском согласном), и, во-вторых, там же, где и шум согласного lj], только без голоса, так как согласный глухой. Так же как и твердый [шї, он лабиализован, губы выпячиваются и округляются.

В отличие от прочих русских согласных он всегда долгий , однако в некоторых положениях его долгота может сокращаться, например перед согласными: мощный, будущность [мо"ш’нъ], буду"ш’нъсѴ] и др., но это уже вопрос орфоэпии.

Согласный [ш’:І встречается во всех фонетических позициях, например: щадить, шрдро, щи, щётка, щука, тащить, лещ, плащ [ш’гйд’йт’, ш’гэдрл, ш’:и, ш’лоткл, ш"гукл, тлш’піт’, л’эш’, пла-ш’:] и др..

Соответствующий звонкий Іж’:1 произносится таким же способом, как и но с той разницей, что он, во-первых, слабее, как н всякий звонкий, и, во-вторых, что при его артикуляции колеблются голосовые связки, т. е. участвует голос. Он, так же как и глухой, всегда лабиализованный и долгий.

Встречается этот согласный сравнительно редко н главным образом в интервокальном положении, например; жжёнка, жужжать, позже, дребезжать, езжу [жѴонкд, жуж’:ат\ по‘ж’:й, др’ьб’йж’:ат\)эж’:£] и др.

С орфоэпической точки зрения судьба этих двух мягких двухфокусных разная. Глухой согласный [ш’:1 имеет два орфоэпических варианта произношения: один звучит как [ш’;І и широко распространен в литературном произношении; другой звучит как Іш’ч’І и считается особенностью ленинградского произношения. Орфоэпически оба они равноправны, но, как приходится наблюдать, вариант [шѴ] начинает уже уступать место щелевому долгому мягкому, однако при условии сохранения долготы (за исключением уже упомянутых случаев).

Существует еще и третий вариант: твердый долгий двухфокусный, т. е, [ш:1, например Іш:откл) вместо [ш’;-откл] и др., но это не литературное произношение, а диалектное. Что же касается звонкого мягкого двухфокусного, то он имеет два орфоэпических варианта: один мягкий долгий Іж’:], а другой твердый долгий [ж:]. Они также равноправны, но здесь намечается тенденция к распространению твердого долгого.

Третий вариант, не так давно еще существовавший (во всяком случае, в ленинградском произношении), но сейчас уже отмерший,- это (ж’дж’І, например Ів*ож’дж’й) и др.;

однако индивидуально такое произношение еще можно услышать как звонкую параллель для глухого Іш’ч"].

И наконец, вопрос фонологический: как трактовать глухой согласный (щ’ч’І - как одну фонему или как две фонемы, т. е. монофонемно или бифонемно? На этот счет существуют две точки зрения. Одна, отстаивающая бифонем- ность сочетания, восходит к Бодуэну де Куртенэ, который считает возможным как произношение Іш’ч’І, таки Іш’:), но полагает, что в обоих случаях имеется все же сочетание Іш’ч’]. Он только не подчеркивает, на какие именно фонемы это сочетание распадается, так как в русском языкенесу- ществует мягкой фонемы Іш’).

Однако это мнение Бодуэна де Куртенэ не поддержали другие лингвисты (Щерба, Аванесов, Гвоздев) по разным соображениям. Л, В, Щерба указывал, что, хотя сочетание [ші и Іч’і больше отвечает грамматической системе русского языка (например, искать-ищу [иш’ч’-у]), все же он отмечал, что мягкие долгие фонемы являются «фонемами в потенции», так как система русских согласных характеризуется их парностью по твердости и мягкости, а потому и «...появление в ней простых мягких... возможно фонологически...» *.

Р, И, Аванесов основывается на том, что долгие твердые шипящие встречаются на стыке морфем и поэтому всегда бифонемны, а долгие мягкие шипящие находятся внутри морфем, а потому они нечленимы, т. е, монофонем- ны .

А. Н. Гвоздев, утверждая, что [ш’:1 и їж’:J-самостоятельные фонемы, говорил, что рядом с долгими мягкими шипящими отсутствуют краткие соответствующие звуки, а потому их сочетание н нельзя разложить на две фонемы, следовательно, оно монофонемно *.

Л. Р. Зішдер, присоединяясь к Бодуэну де Куртенэ, считает, что [шѴ] бифонемно и разлагается на фонемы [ші и Іч’], а мягкость [ш], несвойственная ей как фонеме, объясняется фонетически, как результат ассимиляции с мягким (ч’І. Л. Р. Зиндер основывается на мнении Щербы и Трубецкого о роли длительности в решении вопроса о монофо- немности и бифонемности, выдвигавших также и следующий критерий: если долгий звук представляет собой одну фонему, то он должен иметь значительно меньшую длительность, чем сочетание двух фонем. При проведении опыта, поставленного Л. Р. Зиндером, выяснилось, что«... в большинстве случаев длительность сочетания, т. е. Іш’ч’], несколько выше длительности Іш’:], вместе с тем у некоторых дикторов встречается и обратная картина (разрядка моя.- М. М.), т, е, иначе говоря, длительность колеблется 4.

Мне представляется этот сложный вопрос следующим образом. Как известно, в историческом плане шипящие (т. е. двухфокусные согласные) существовали в древнерусском языке только как мягкие, причем в эту категорию входили как простые ш и ж, так и сочетания [ш’ч’1, изображаемое буквой щ, и Іж’дж’], для которого особой буквы никогда

не было, писалось жж (или зж): щука [цТч’-уклІ, щепка Еш’ч’-эпкл], вожжи [во"ж’дж’йі, езжу Ірж’дж’уІ и др. К концу XIV в. согласные [ш’, ж’] отвердели, а ч Іч’] сохранило свою мягкость. С течением времени смычный элемент в аффрикатах утратился, н они превратились в мягкие долгие шТ:, ж’:1: щука [щѴукл], вожжи [во"ж’ій] и др. Это было основным изменением в произношении этих сочетаний, однако иногда они сохранились и в их исконном виде: щука [ш’ч’-укл), щепка [ш’ч’эпклі и др. Таким образом в современном литературном языке появились дублеты для произношения «р а за ним и сочетаний с, з+ч: [ш’:] и "[ш’ч’]: щука [шѴукл] и [шѴ"укл], грузчик [груш’іькі и [груш’ч’ьк], считать [ш’ійта-т’] и [ш’ч’йта"т’І, с чем [ш’гэмі и Іш’ч’ эмі и т. д. При выборе одного из дублетов важную роль играют два фактора: во-первых, привычка к произношению мягкого долгого на месте щ неизбежно повлечет за собой такое же произношение и в случае сочетаний согласных с, з, +ч, где происходит утрата смычного элемента аффрикаты, регрессивная ассимиляция [с-^-ш) и слияние двух [ш’І в один мягкий долгий согласный. Во-вторых, роль играет и морфологический фактор, т. е. когда, например, с и ч стоят на границе разных морфем (но в основном приставки и корня, а не корня и суффикса, где граница менее ощутима), а также предлога с существительным. Так, например, в словах расчистить, исчиркать, с честью ІрлшѴіісѴьт’, йш’ч’иркът’, ш’ч’эс’т’ІуІ п др., где ясно ощущается морфологическая граница между префиксами рас и «си глаголами, а также между предлогом с и словами, начинающимися с ч, скорее будет произнесено сочетание я др., чем в словах резчик, подписчик [р’эш’:ьк, пллтТй- ш’:ьк1 и др., где эта грань стерта. Этим и объясняется наличие сейчас дублетов произношения (ш’:1 и [ш’ч’І и не только у разных лиц, но и у одного и того же лица.

Следовательно, происходит процесс монофтонгизации этих сочетаний, который совершается прежде всего там, где нет морфологической границы, мешающей его осуществить. Отсюда и те колебания, которые наблюдаются в их произношении даже у одного н того же лица. Мягкость предшествующего фонеме [ш] идет уже не только по линии твердости-мягкости, но и по линии длительности и ее отсутствия, например, различаются слова шёлка (род. п.) и щёлка, т. е. [шолклі и [ш’голкл], шорох и щёлочь, т. е. Ішоръх] и ІшѴолъч’1, шут и щуп, т. е, (шуті и Еш’супІ1 и др.

С точки зрения системы противоположений в русском языке твердых согласных мягким фонема Еш’ :) входит в общий ряд, но отличается своей долготой. Монофтонгизация [ш’ч’І находится сейчас в процессе развития с явной тенденцией преобладания Іш’ :1, которое захватывает и более новые сочетания с, з +ч, произносящиеся то Іш’ч’І, то например: расчесать [ръщ’ч’йса-т’] и [ръш’:йса*т’1, исчислить [йшѴііс’л’ьт’] и Ейш’ :йс’л’ьт’] идр. Однако, как уже указывалось, ясно ощущаемая граница морфем на стыке приставки н корня препятствует этому, так что в отдельных случаях возможность дублетов произношения большая, чем в других положениях. Это также обнаруживается и в колебаниях по длительности, наблюдаемых экспериментально в опытах Л. Р. Зиндера, о чем уже была речь выше.

Соответствующий звонкий, как уже указывалось (стр,140), орфоэпически претерпел несколько иные изменения: исконное произношение Іж’дж’1, соответствовавшее глухому

[шѴ], исчезло (хотя Л. В. Щерба еще допускал его произношение) , п теперь осталось только мягкое долгое [ж’;], а также, как его дублет, твердое долгое [ж:], так слово жжёт произносится и как [ж’:от] и как [ж:от] и т.д. Этот процесс охватывает также и случаи с ассимиляцией, т. е. там, где пишется зж, например: езжу [рж’:}г] и [фэж:у], позже [по‘ж’:й] и [пож:^] и т, д. Итак, в случаях со звонкими согласными монофтонгизация уже завершилась и имеется обычное для русского языка противоположение по твердости-мягкости, но при сохранении долготы согласного.

Рис. 37. Рентгенограмма аффрикаты [u]

С орфоэпической ТОЧКІІ зрения звонкий мягкий согласный считается более литературным; например, в сценическом произношении сохраняется Іж’ :], однако как дублетное произношение имеется и твердый звонкий долгий согласный. Поэтому в таблице согласных помещены также и фонемы {ш’:1 и (ж’:1,

4. Аффрикаты, а) Однофокусная аффриката. Относительно общих условий образования аффрикат уже было сказано (см. стр. 123). В русском языке существуют две переднеязычные аффрикаты, различающиеся между собой, во-первых, по своей третьей фазе, а, во-вторых, по твердости и мягкости. Обе они глухие.

К однофокусным переднеязычным относится аффриката [ц]. Ее артикуляция отличается сложным характером: первая ее фаза - смычка состоит в том, что передняя часть спинки языка (при опущенном кончике, касающемся нижних зубов) поднимается к верхним зубам (или же к альвеолам), с которыми она производит смычку; края языка прижимаются к боковым зубам. Следовательно, смычка артикулируется примерно там же, как и при смычном [т]. Затем наступает вторая фаза -выдержка, которая заканчивается третьей фазой, плавно и быстро переходящей в щель типа

[с], т. е. очень короткий однофокусный круглощелевой (см. рис. 37). Таким образом, границу между смычным и щелевым элементами уловить невозможно ни на слух, т. е. на восприятие, ни артикуляшюнно, они слиты в единый, хотя и сложный, звук. Это возможно только в том случае, если первый и второй элементы произносятся одним и тем же активным речевым органом, например: [т] и [с! при переднеязычной аффрикате [ц], Ік] и Іх] при заднеязычной аффрикате [кх1, которой в русском кет, и др. Аффрикат, где смычный и щелевой элементы произносились бы разными активными органами, не может существовать. Однако из

этого не следует, что не может быть рядом двух переднеязычных согласных - смычного и щелевого (хотя предпосылки для этого, безусловно, имеются, особенно при быстром произношении) - без того, чтобы они не слились в аффрикату, и в русском языке есть много примеров этого: отсылка, подсадка, надсаживаться ілтсылкл, плтсаткл, нлтсажъ- въцл] и др. Однако во всех этих случаях два элемента существуют на стыке морфем, а именно на стыке приставки и корня, и возможно, что этот момент и способствует тому, что они не сливаются, так как между ними проходит морфологическая граница.

Примеры на границе корня и суффикса уже дают несколько иную картину, там эти элементы могут сливаться и образуют аффрикату, например: детский [д’-эцк’ь]"!, родство [рлцтво], водиться івлд’ишл! и др., так как граница между корнем и суффиксом менее четкая (во всяком случае с фонетической точки зрения). Внутри корня имеется (насколько мне известно) только один пример, и то в заимствованном слове - бутсы (футбольные сапоги), для которого существует также и произношение Ібуцы]. Аффриката [ц) в русском литературном произношении всегда произносится как глухая (за исключением случаев во фразе, когда дальше идет звонкий согласный, стр. 188).

По окраске [ці всегда твердая г. Она существует ео всех фонетических позициях, например: цапля, цех, цокать, цукат, цыган, нация -, революция, отец, конец [цапл’ае, цэх, цокът", цу"кат, цыган, нацъ)ж, р’ьвлл’"уцъ]ж, лт’-эц, клн’"эц] и др.

Аффриката [ч’] относится к переднеязычным двухфокусным. Она также имеет свою первую фазу смычки, как и при Ы, но мягком, т. е. Гт*], затем идет вторая фаза - выдержка смычки, а в третьей фазе выдержка раскрывается щелью, как и при [ці, но двухфокусной и мягкой, т. е. [ш’1. Таким образом, в щелевом элементе второй фокус не задний, а средний, т. е. средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, что вместе с мягкой смычкой создает мяг- кость аффрикаты [ч’І С Губы, как и при русском Іш), выпячиваются и округляются. Так же как н аффриката |ц], она представляет собой единый сложный звук, более краткий, чем сочетание двух фонем - Іт+с] и [т’+ш’],- что характерно для аффрикат (см. рис. 38).

Рис. 38. Рентгенограмма аффрикаты [ч’]

Аффриката [ч"] встречается во всех фонетических позициях, например; чай, чек, чиж, ч$до, чёрный, начать, меч, плач и др.

Как уже отмечалось, в обеих аффрикатах (ні и Іч’] - щелевой элемент краткий и не может быть продлен, но это не значит, что аффрикаты не могут быть долгими. Это достигается путем продления второй фазы, т. е. выдержки смычки. Если сравнить, например, слова еодйща н водиться, то во втором слове согласный [т’1 утрачивает последнюю фазу - взрыв и сливается с первым смычным элементом аффрикаты, вторая фаза которой, т. е. выдержка, удлиняется. а третья фаза аффрикаты - щель остается краткой. Таким образом, с фонетической точки зрения получается долгая аффриката.

    Зубные и нёбно зубные согласные (см. эти термины в алфавитном порядке) …

    Согласные - Согласные класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых … Лингвистический энциклопедический словарь

    Звуки (лат. consonantes). Ходячее определение,унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное влатинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разныхновоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (лат. consonantes). Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разных новоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр.… …

    согласные - (фон) Звуки, при образовании которых напряжение локализовано (фокусировано) в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая ее и проходя через щель. Эти шумы и составляют… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь четкой формантной (см. Форманта) структуры.… … Большая советская энциклопедия

    - (linguales priores) согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках может иметь или корональную (см.), или дорсальную (см.), или латеральную (см.), иначе боковую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Согласные - класс звуков речи, противопоставленный гласным. Ст. зр. артикуляции С. характеризуются наличием смыкания или сужения в речевом тракте (фокуса образования), что акустически выражается участием шумового источника. В зависимости от степени… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Согласные, при образовании которых активным органом является язык. Переднеязычные согласные. Среднеязычный согласный. Заднеязычные согласные (см. эти термины в алфавитном порядке) … Словарь лингвистических терминов

    Переднеязычные согласные, при произношении которых воздушная струя проходит через две щели, создавая “шипящий” шум: одна щель образуется вследствие подъема кончика языка к альвеолам, а вторая вследствие подъема задней части спинки языка к… … Словарь лингвистических терминов

1. [ θ ], [ ð ] – переднеязычные апикально-межзубные щелевые фрикативные согласные. При произнесении этих звуков язык распластан и не напряжён, кончик языка находится между зубами. Струя воздуха проходит между языком и верхними зубами. Зубы обнажены.

Звонкий [ ð] значительно слабее глухого [θ] и в конце слов частично оглушается.

В русском языке подобных звуков нет. В случае ошибки типа [т], [д] не следует прижимать язык к верхним зубам, необходимо оставлять щель между зубами и языком. Чтобы избежать ошибки типа [с], [з], не следует держать язык в зазубном положении. Кончик языка должен находиться между зубами. Во избежание ошибки типа русских [ф], [в] следует опускать нижнюю губу.

2. [ ʃ ], [ʒ] – переднеязычные альвеолярно-палатальные щелевые согласные. При их произнесении кончик языка находится у альвеол, а средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу. Поднятием средней части языка к твёрдому нёбу объясняется тот оттенок мягкости, которым английские [ʃ], [ʒ ] отличаются от твёрдых русских согласных звуков [ш] и [ж]. Чтобы избежать ошибок типа русских звуков [ш], [ж] следует поднять среднюю часть языка.

3. [ ʧ ], [ ʤ ] – переднеязычные альвеолярно-палатальные смычные аффрикаты, т.е. сложные согласные звуки, первый компонент которых – взрывной звук [t] или [d], а второй – фрикативный [ʃ] или [ ʒ]. При их произнесении кончик языка касается альвеол, одновременно средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу. Постепенно кончик языка отходит от альвеол. Таким образом, эта полная преграда переходит в неполную.

Английский звук [ʧ ] по сравнению с русским звуком [ч] звучит твёрже. Английский звук [ʤ] не имеет соответствующего звука в русском языке. Нельзя допускать раздельного произнесения компонентов аффрикаты как в русских словах джаз, джем.

4. [ ei ] – дифтонг. Ядро дифтонга – краткий гласный переднего ряда среднего подъёма узкой разновидности, нелабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [i], не достигая, однако, его полного образования. Нельзя допускать произношения звука типа русского [й].



5. [ ai ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный звук переднего ряда низкого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. При произнесении ядра дифтонга язык находится в передней части полости рта и лежит плоско, кончик языка касается нижних зубов, губы немного растянуты. Как монофтонг этот звук не встречается. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [i]. В случае ошибки типа [ Λi] язык следует продвинуть вперёд, с тем чтобы сделать звук более передним; при ошибке типа [ай] второй элемент дифтонга следует произносить как можно слабее и среднюю часть языка не следует поднимать высоко.

6. [ɔi] – дифтонг. Ядро дифтонга - звук заднего ряда низкого подъёма, лабиализованный. Он представляет собой звук, средний между [ ɒ ] и [ ɔ :] . После произнесения ядра язык движется в направлении гласного [i]. В случае ошибки типа [ой] следует сделать первый элемент дифтонга более открытым и менее лабиализованным, а второй элемент значительно ослабить.

7. [ әu ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный смешанного ряда среднего подъёма узкой разновидности, лабиализованный. Язык находится не так далеко, как для русского [о]. Ядро дифтонга близко по звучанию к [ ɜ:] . После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх и отходит назад.

В начале произнесения дифтонга губы слегка округлены, затем постепенно губы ещё больше округляются (без вытягивания вперёд). В случае ошибки типа русского [оу] надо следить за тем, чтобы губы не были вытянуты вперёд, язык следует продвинуть вперёд. При ошибке типа русского [эу] следует не растягивать губы (губы округлены) и несколько оттянуть язык назад.

8. [ au ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего отодвинутого назад ряда низкого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. Он произносится почти так же, как первый элемент дифтонга , а затем язык делает движение назад и вверх в направлении звука [u]. Второй элемент дифтонга должен быть очень слабым. В случае ошибки типа [ау] следует продвинуть язык вперёд, чтобы сделать первый элемент дифтонга более передним и значительно ослабить второй элемент.

9 [ iә ]– дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего ряда высокого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. После произнесения ядра язык движется к центру, в направлении [ә]. Чтобы избежать ошибки типа следует ослабить второй элемент дифтонга.

10. [ εә ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего ряда среднего подъёма широкой разновидности, нелабиализованный , второй элемент – нейтральный гласный.

11. [ uә ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный заднего продвинутого вперёд ряда высокого подъёма широкой разновидности, слегка лабиализованный. После произнесения ядра язык движется к центру, в направлении [ә]. Следует избегать сильного округления и выпячивания губ при произнесении первого элемента. В современном английском языке сильна тенденция к замене дифтонга монофтонгом [ ɔ:] .

Phonetic Exercise 1

thick thin think thanks this then than these myth – with tooth – both teeth – breathe worth – worthy something rather funny three brothers together This is the author of the novel.

Phonetic Exercise 2

shut shop finish Swedish mission session action direction vision collision measure pleasure

Phonetic Exercise 3

check chuck chicken cheese Jack just ginger jeep shop – chop sheep – cheap shoes – choose cash – catch chin – gin bench – badge fetch – pledge merchant – legend orange juice rich gentlemen large cherries a huge jam jar

Phonetic Exercise 4

eh age H hay – hail – hate bay – bathe – base tray – trade - trait waiting for a train Play that game again. He’s eighty-eight today.

Phonetic Exercise 5

I eyes ice sigh – side – sight lie – lied – light tie – tide – tight hay – high mail – mile lake – like Smile ninety – nine times. I hate saying good-bye. D’you mind the bright light?

Phonetic Exercise 6

oyer oil oyster toy – coin – voice boy – boil – boyish enjoy – enjoys – rejoice all – doll – Doyle chore – chop – choice raw – rock – royal a spoilt boy Avoid this noisy toy! Let’s talk to the point.

Phonetic Exercise 7

oh own oak low – load – loaf so – soul – soap go – goal – goat sir – saw – sow firm – form – foam hurt – bought - boat an old joke Don’t go poking your nose into other people’s business!

Phonetic Exercise 8

our owl out how- hound – house bow – town – about allow – loud – doubt shout – shower town – tower count – coward Don’t shout so loud! I found a mouse in our house. It’s the highest tower around.

Phonetic Exercise 9

tea – tear bee – bear bead – beard weed – weird when – where bed – bare head – haired chess – chairs shoe – sure pool – poor cute – cure pew – pure his sheer fear of his peers Beware of the bear! Make sure the water is quite pure.

Переднеязычные верхнезубные согласные

Артикуляционные нормы для [р], [р ]

При произношении дрожа переднеязычных [р] кончик языка напряжений и загнутый к альвеол. Под давлением воздушной струи вибрирует.

При произношении [р "] артикуляционный фокус смягченного [р"] по сравнению с [р] продвинутый вперед. При его произношении смыкается с участком твердого неба не только верхняя часть кончика языка, но и передний участок спинки, и придает ему мягкости.

Артикуляционные нормы для [л], [л ]

Щелевые переднеязычные сонорные [л], [л "] относятся к группе так называемых боковых, так как при их произношении воздушная струя, который создает очень незначительное трение, проходит по бокам языка.

Во время образования [л] кончик языка упирается в передние верхние зубы и участок неба над ними, и является фокусом образования преграды примерно в том месте, что и сомкнуты [д], [т].

В отличие от [д], [т], края языка при произношении звука [л] с одной или с двух сторон опущены и образуют щели для выхода воздушного потока. При произношении [л "] сплочение с зубов перемещается на альвеолы.

Артикуляционные нормы для переднеязычных [д], [д ] и [т], [т ]

При произношении звуков [д], [т] губы пассивные, передняя спинка вместе с кончиком языка прижимается к верхним зубам с внутренней стороны и начала альвеол и резко отталкивается от них. Чем быстрее оттянуть язык, тем четче звучать звуки [д]> [т]. Вследствие ослабления напряженности речевых органов при произношении звука [д] кроме шума появляется голос.

Переднеязычные палатализованные сомкнуты глухой [т "] и звонкий [д"] - мягкие звуки. Образуются благодаря подъему средней части спинки языка к твердому небу. Артикуляция палатализованных [д "], [т"] осложняется и подобной артикуляцией. Следует помнить, что прикосновение должно быть плотный, иначе звуки искажаться.

Артикуляционные нормы для образования сомкнутых носовых [н], [н ]

Сомкните носовые [н], [н "] артикулируются тем же активным речевым органом и таким же способом, как и шумные звонкие согласные [д], [д"].

Передняя часть языка прижата к верхним зубам и резко отталкивается от них. Рот немного приоткрылся. Отличием является то, что при произношении [н] мягкое небо опускается и открывает проход одновременно в носовой и ротовой полости. При произношении [н "] средняя часть языка приближается к твердому небу.

Переднеязычные нижньозубни согласные

Артикуляционные нормы образования свистящих согласных [с], [с], [с ], [с]

Переднеязычные нижньозубни щелевые [с], [с], [с "], [с"] образуются в результате того, что широкий кончик языка упирается в основу нижних зубов, передняя часть спинки языка сближается с передними зубами и альвеолами, при этом посередине языка образуется узкая щель в форме желобка. Края языка прижимаются к боковых зубов и части твердого неба. Зубы едва раскрытые. Воздушная струя протискивается сквозь щель, ударяется о верхние резцы, и в результате этого образуется резкий шум, напоминающий свист. По этой акустической признаку согласные М "[с], [с "], [с"] называются свистящими. Без участия голоса образуется глухой [с], а с участием голоса - звонкий [з]. При произношении палатализованных [с "], [с"] основная артикуляция, присуща [с], [с], но осложняется дополнительным поднятием передней и средней части языка к твердому небу. язык и губы более напряжены.

Артикуляционные нормы смычно-щелевых [дз], [дз ], [ц], [ц]

Во время образования переднеязычных аффрикат [ц], [ц "], [дз], [дз"] кончик языка сначала образует сплочение с участком у верхних резцов и альвеол, а затем это сплочение постепенно переходит в короткую щель, поэтому не происходит взрыва, как при произношении [т] и [д]. Артикуляция [ц], [дз] в значительной степени сходна с [с], [с], поскольку и при произношении [ц], [дз] появляется характерный свист, за которым согласные называются свистящими. Палатализованных африкаты [ц "], [дз "] отличаются от своих твердых соответствий тем, что средняя спинка языка в большей степени поднимается к твердому небу.

Артикуляционные нормы аффрикат [дж], [ч]

При произношении аффрикаты [дж], [ч] широкий кончик языка сначала смыкается с передним краем твердого неба, а потом сплочение постепенно переходит в щель. Одновременно к переднему краю неба приближается задняя часть спинки языка. Проходя сквозь две щели (первая - между широким кончиком языка и передним краем твердого неба напротив альвеол, вторая - между задней частью спинки и передним краем мягкого неба), воздушная струя образует характерный шум, напоминающий шипение. По этой акустической признаку согласные переднеязычные десневые африкаты называются шипящими. Глухой [ч] образуется без участия голоса, звонкий [дж] - с участием голоса и шума.

Артикуляционные нормы шипящих [ж], [ш]

При произношении переднеязычных шипящих щелевых [ж], [ш] широкий кончик языка не касается зубов. Губы раскрыты, челюсти сближены, зубы видны. При произношении звука [ш] широкий кончик языка поднят к небу, но не касается его и не вибрирует. При произношении звука [ж] язык поднят выше по сравнению с [ш]. Помните, что за орфоэпическими нормами они всегда твердые, а перед [и] полусмягченные: бежит -

бегите; души - души; говори, где ножи.

Среднеязычные согласные

Артикуляционные нормы среднеязычного согласного [и]

Согласная сонорная фонема [и] функционирует в украинском языке в двух основных аллофонов: [i], Ц].

Оба аллофоны [и], [j] произносятся при таком положении речевых органов: средняя часть языковой спинки поднимается к твердому небу боковыми краями, образуя в центре довольно узкую щель, через которую проходит громкий струю воздуха.

Когда спинка языка максимально поднята к твердому небу с сохранением щели, появляется звук [j]. Звук Ц] выступает в таких позициях: 1) в начале состава (яма, юность, единство, ее) 2) в середине или в конце слова после согласного (вязать, в "юн, в" является, перья) .

Когда спинка языка поднята к твердому небу не самой с сохранением большей щели появляется звук [и], который приближенный к громким [и]. Звук [и] выступает в таких позициях: 1) в начале слова перед согласным (вероятно, шел, идти) 2) в конце слова или слога после гласного (роща, гайка, знай, байка).

Заднеязычные согласные

Артикуляционные нормы заднеязычным согласных [г], [к], [х]

При произношении заднеязычным сомкнутых [г], [к] задняя часть языка смыкается с мягким небом. В результате внезапного прорыва этого сплочения струей воздуха образуется специфический шум для глухого [к] и шум и голос для звонкого [г].

Заднеязычный щелевой [х] имеет отличия в произношении: задняя часть спинки языка сближается с задним краем твердого неба и смежной с ним частью мягкого неба, в результате чего образуется щель, через которую проходит поток воздуха, который образует характерный шум.

Введение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. (звуковые при устном общении, и графические при письменном). Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой. Это наука, изучающая звуки, издаваемые людьми, их фактические или слышимые формы. Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. В данном реферате мы рассмотрим артикуляцию переднеязычных согласных в английском и русском языках.

Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать различия в артикуляции переднеязычных английских и русских согласных. По определению словаря лингвистических терминов согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В основу классификации согласных кладется: участие голоса и шума, место образования шума, способ образования шума и отсутствие или наличие палатализации.

Переднеязычные согласные определяются по месту образования шума. Это язычные согласные, которые подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные и нёбнозубные (или передненёбные), среднеязычные и заднеязычные.

Речевые звуки можно исследовать с различных точек зрения. Их можно изучать с опорой на тот аппарат, который производит эти звуки. Такое направление называется артикуляционным. Соответственно, и характер реализации тех или иных признаков в разных языках может сильно варьироваться.

Артикуляция согласных звуков

Голосовой (артикуляторный) тракт человека составляют артикуляторные органы - те органы человеческого тела, которые используются в процессе речепроизводства. К ним относятся: легкие, гортань, в которой расположены голосовые связки, органы, расположенные в надгортанной области (глотка, ротовая и носовая полости, увула, мягкое и твердое небо, язык, зубы, губы). По своим физическим характеристикам, которые особенно важны для производства согласных звуков, органы артикуляции разделяют на подвижные (язык, губы, увула) и неподвижные (мягкое и твёрдое нёбо, зубы).

Артикуляция (от лат. articulo - «расчленяю») - в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов: 1) формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких; 2) процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибрировать, проходя через голосовые связки; 3) процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой и носовой полостях органами артикуляции; 4) распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:

    (приступ) - подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;

    (средняя часть) - само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;

    (отступ) - окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.

В реальных условиях обычно произносятся не отдельные звуки, а речевая цепочка, тогда экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.

Временное образование согласных традиционно описывается как последовательность этих трех фаз - экскурсии, выдержки и рекурсии, где первая и третья фаза - соответственно переход от нейтрального положения артикулирующих органов к положению, необходимому для произнесения данного согласного, - выдержке – и, наоборот, возврат к нейтральному положению.

При исследовании артикуляции согласных в непрерывном речевом потоке обнаруживается, что экскурсия совпадает по времени с артикуляцией предшествующего звука, а рекурсия - с артикуляцией звука, следующего за согласным; фаза выдержки также обнаруживает зависимость от свойств окружающих звуков. В некоторых случаях эти сочетания представляют собой артикуляторно-нечленимое целое: так, сочетание [фс] в рус. слове «овса» может быть описано как последовательность короткой [ф]-образиой экскурсии, длительности, выдержки, где артикулируются одновременно оба согласных, и короткой [с]-oбразной рекурсии.

Артикуляционные свойства согласных:

    обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых важную роль играют шумовые источники

    согласные (не только сонанты, но и шумные) могут образовывать вершину слога, но слогообразующая функция для них не характерна и в сочетании с гласным не может реализоваться.

Артикуляционная классификация согласных строится на основе таких признаков, как:

    Активный действующий орган, образующий преграду. По этому признаку согласные делятся на губные (губно-губные и губно-зубные), переднеязычные (которые разделяются на апикальные, когда активным органом является кончик языка; дорсальные- передняя часть спинки языка; какуминальные -подъем всего края передней части языка; ретрофлексные - загибание кончика языка назад). Кроме передней части спинки языка активно артикулирует н ее средняя часть или задняя, тогда образуются среднеязычные, заднеязычные. При образовании увулярных действует маленький язычок - небный язычок (увула) или вся нёбная занавеска. Существуют также фарингальные (сжатие глотки) и гортанные, или ларингальные (смыкание или сближение голосовых связок).

    Способ образования преграды. В случае если проход воздушной струи по речевому тракту прекращается полностью, то образуются смычные согласных, которые могут быть взрывными (если смычка раскрывается мгновенно) или аффрикатами (если после смычки артикулирующие органы не раскрываются полностью и между ними сохраняется сужение); преграда может лишь сужать речевой тракт - в этом случае образуются щелевые согласные; при вибрации активного действующего органа образуются дрожащие согласные.

    Положение мягкого нёба. При поднятом мягком нёбе, закрывающем проход воздуха в полость носа, образуются ротовые согласные, а при опущенном - носовые.

    Пассивный действующий орган, участвующий в образовании преграды. Так, язычные по активному действующему органу согласные могут быть охарактеризованы как дентальные (зубные), альвеолярные (надзубные), палатальные, велярные.

    Количество сужений в речевом тракте при образовании согласных. По этому признаку согласные могут быть однофокусными и двухфокусными.

    Место прохождения воздушной струи при артикуляции согласных. (срединные и боковые) и т.д.

Артикуляции переднеязычных согласных имеют разнообразие по языкам. В зависимости от положения кончика языка их делят также на дорсальные (от лат.dorsum- спина), апикальные (от лат.apex- верхушка) и какуминальные (от лат.cacumen-острый конец, вершина). Дорсальные образуются приближением передней части спинки языка к верхним зубам и альвеолам (например, рус. [т, н, с]), при этом кончик языка опущен к нижним зубам. При образовании апикальных звуков вместе с передней частью спинки языка к верхним зубам и альвеолам приподнимается и кончик языка (например, англ. ). При образовании куминальных звуков кончик языка приподнят, а передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь (например, рус. [р]).

Сравнение английской и русской систем согласных

Английский и русский языки относятся к одной языковой семье к семье индоевропейских языков. Английский язык принадлежит к группе германских языков, а русский - к восточнославянской группе, но они оба входят в индо-европейскую семью. Принадлежность к одной языковой семье объясняет большое сходство между этими языками, как в системе вокализма (гласных), так и в системе консонантизма (согласных).

Русский язык относится к ярко выраженному консонантному типу, так как основу его звукового строя составляют согласные: 36 согласных и только 6(5) гласных звуков.

Различия по месту артикуляции:

    В русском языке присутствуют все группы согласных по месту артикуляции, за исключением глоттальных (есть в английском).

    В русском языке по сравнению с английским, зубных согласных больше, но мало альвеолярных. В английском языке, наоборот, мало зубных согласных.

    Особенностью системы согласных звуков в русском языке является их противопоставление по признаку твердости/мягкости. Твердые согласные кроме основной артикуляции характеризуются подъемом задней части языка к мягкому нёбу (веляризация), а мягкие - подъемом передней части языка к твердому нёбу (палатализация).

В английском языке веляризация и палатализация согласных носят не самостоятельный, а позиционный характер, так как зависят от фонетического окружения и не влияют на смыслоразличение. Английские согласные [ʃ], [ʒ], [ʧ], , [w], «светлый» и «темный» [l] всегда произносятся с дополнительной артикуляци¬ей: [ʃ], [ʒ], [ʧ], , «светлый» [l] - с палатальной, а [w] и «темный» [l] - с велярной.

В английском языке отсутствуют характерные для русского языка фрикативные велярные согласные.

Различия по типу преграды и способу образования шума:

    Классификация согласных звуков с учетом типа преграды и способа образования шума в основном совпадает в обоих языках. Основное отличие заключается в существовании разряда дрожащих согласных.

    В английском языке по сравнению с русским больше аппроксимантов разного места образования.

    В английском языке дистинктивным признаком для шумных согласных является сила артикуляции. Английские звонкие согласные можно считать таковыми только в интервокальном положении, так как в других фонетических контекстах они частично или полностью оглушаются.

    В русском языке дистинктивным признаком для шумных согласных является работа голосовых связок, и русские звонкие согласные всегда полнозвонкие, за исключением позиции в конце слова, когда они полностью оглушаются, например: дуб [дуп].

    И в английском языке и в русском, глухие согласные артикулируются более напряженно, чем звонкие, и характеризуются более сильной воздушной струей. Однако напряженность / ненапряженность согласных для русского языка является сопутствующим признаком.

Переднеязычные согласные английского и русского языков

Согласные звуки – это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

Переднеязычные согласные ( linguales priores) - согласные звуки человеческой , при произношении которых активным органом является передняя часть . Язык при этих звуках может иметь или , или , или , иначе - боковую . Участие различных пассивных органов речи также находится в связи с артикуляциями. При помощи органов речи передняя часть языка выполняет свои артикуляции.

Переднеязычные звуки корональной артикуляции могут произноситься либо при положении кончика языка между верхними и нижними зубами (т.н. или интердентальные звуки), либо при положении кончика языка на задней поверхности верхних зубов (так называемые , или постдентальные, звуки), либо при положении кончика языка на , либо при положении кончика языка на твёрдом нёбе за альвеолами (так называемые звуки , или какуминальные). При дорсальной артикуляции переднеязычные звуки произносятся не кончиком, а прилегающей к нему передней частью лопасти языка; сам же кончик языка лежит у нижних зубов.

Таким образом произносятся переднеязычные спиранты русского языка с и з; возможны и переднеязычные дорсальные т и д, но обычно они не встречаются, кроме того т, которое входит в состав сложного согласного ц = т + с. Возможны и латеральные переднеязычные звуки, или боковые, при которых, кроме латеральной или боковой артикуляции языка, всегда имеется дорсальная или корональная.

При классификации согласных по активному артикулятору (органу речи) отечественные фонетисты выделяют пять типов для английского языка, один из которых – переднеязычный. Это когда кончик языка сближается с зубами ([Ɵ], [ð]), альвеолами ([t], [d], [s], [z], [n], [l]) или их задним скатом ([ʃ], [ʒ],[ ʧ] , [r].

В русском языке, переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков относится к категории зубных: [д-д", т-т", з-з", с-с", н-н", л-л", ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба, к ним относятся [ж, ш, ч", р-р"].

Основные различия в артикуляции переднеязычных согласных в английском и русском языках

Артикуляция всех звуков в языке регулируется определенным, постоянно поддерживаемым положением органов речи, называемым артикуляционным укладом. Рассмотрим подробно разницу между артикуляцией переднеязычных согласных в английском и русском языках.

Так как в английском языке кончик языка в момент фонации оттянут от верхних передних зубов и поднят по направлению к альвеолам, а основная масса языка лежит глубже в полости рта, чем в русском, все альвеолярные и заальвеолярные согласные, а именно [t], [d], [s], [z], [ʃ], [ʒ], [ʧ], , [n], [l], [r], являются апикальными, т.е. произносятся при активном кончике языка. В английском языке нет согласных звуков, которые произносились бы с опущенным кончиком языка. Апикальные взрывные [t], [d] и аффрикаты [ʧ], произносятся с очень слабой смычкой при минимальной зоне контакта с пассивным артикулятором, что вытекает из оттянутости кончика языка от зубов.

В русском языке аналогичные звуки [т], [д], [т"], [д’], [с], [з], [с"], [з"], [н], [н’], [ц], [ч’], [ш], [ш"], [ж] являются ламинальными и зубными, т.е. произносятся при активной лопаточной части языка, которая образует преграду с основанием передних верхних зубов. Кончик языка при этом остается пассивны. В русском языке только [р], [р’], [л] и [л’] являются апикальными, т.е. артикулируются кончиком языка. Положение кончика языка преимущественно у нижних зубов способствует продвижению передней части языка вперед, что приводит к увеличению зоны контакта при артикуляции звуков: она может быть расширена и захватывать альвеолярную часть. Это придает русским согласным иную акустическую окраску. Английские зубные [Ɵ], [ð] артикулируются иначе: кончиком языка и краями передних верхних зубов.

Английские согласные, артикуляция которых от положения кончика языка не зависит, такие как губно-губные, губно-зубные, велярные, также произносятся с ориентацией на артикуляционный уклад (кончик языка отодвинут и поднят, передняя часть языка опущена, губы растянуты). Такое положение артикуляторов приводит к увеличению объема ротового резонатора, поэтому акустическая картина тождественных по типу звуков в русском и английском языках заметно различается.

Несмотря на общее стремление поддерживать некоторую степень растянутости губ при фонации, необходимо, тем не менее, отметить заметную тенденцию последних лет округлять губы при производстве [ʃ], [ʒ], [ʧ], и [r]. Это еще в большей степени увеличивает объем ротового резонатора, что, несомненно, сказывается на воспринимаемом качестве согласных.

Заключение

Чтобы ясно представлять разницу в произносительных системах иностранного и родного языков, необходимо знать особенности их артикуляционной базы. Под артикуляционной базой подразумевают особенности механизма производства звуков (как гласных, так и согласных), обусловленные анатомическим строением речевого аппарата.

Данный механизм включает: способ подачи воздуха, необходимого для производства звука, особенности формы резонатора (главным образом ротового), положение языка, положение губ и т. п.

Английская артикуляционная база характеризуется следующими особенностями:

    выдыхаемый воздух подается краткими отрывистыми порциями в отличие от русской плавной манеры;

    анатомические особенности строения речевого резонатора обуславливают апикальное положение языка, когда активным в производстве согласных звуков является только самый его кончик- tip (в отличие от передней части в русском языке- blade); в английском варианте язык как бы больше оттянут назад и с трудом дотягивается до зубов и альвеол; кроме того, спинка языка распластана и имеет плоскую форму (flat);

    верхняя губа слегка растянута в улыбке (a phonetic smile) и не меняет своего положения в процессе произнесения, т. е. губы не двигаются в горизонтальной плоскости, так что их углы остаются неподвижными (stiff upper lip); в русском языке губы очень подвижны: они сильно округляются и выпячиваются, звуки, произносимые с выпячиванием и округлением губ, называются лабиализованными;

    расстояние между челюстями, в английском произнесении уже, чем в русском.

Эти особенности влияют на качество английских гласных и согласных звуков, в том числе и на наличие апикальной артикуляции у всех переднеязычных звуков, отсутствие смягчения: .

В английском и русском языке существуют различия между переднеязычными согласными, такие как:

    различия по месту артикуляции;

    различия по типу преграды и способу образования шума;

Список литературы

1. Аракин В.Д. «Сравнительная типология английского и русского языков: учебное пособие для вузов» / В. Д. Аракин. - Л.: Просвещение, 2008. - 258 с.

2. Афанасьева О.В., Резвецова М.Д., Самохина Т.С. «Сравнительная типология английского и русского языков (практикум)». – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. – С. 62-81.

3. Веренинова Ж.Б. «Фонетическая база английского языка в сопоставлении с фонетической базой русского языка: Учебное пособие». Изд. – Росто, 2007. – 278 с.

4. Гируцкий А. А. «Введение в языкознание Учебное пособие» Редактор Л.Е. Круковский.

5. Гуревич В.В. «Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков». – М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 116-125.

6. Ривлина А.А. «Сравнительная типология английского и русского языков: Учебное пособие для вузов: Просвещение, 2007». – 162 с.

7. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б., Теленкова М.А. «Современный русский язык». – М.: Рольф, 2001. – С. 139-156.

8. Якобсон Р., Фант Г. М., Халле М.. Введение в анализ речи в кн.: НЛ."в. 2. М., 1962; 3 и н де р Л. Р, Общая фонетика, М., 1979.

9. Учебно-справочный материал «РУССКАЯ ФОНЕТИКА» Подготовили Г.Е. Кедрова, Е.Б. Омельянова, А.М. Егоров http://www.philol.msu.ru

10. Веб-сайт https :// www .slovar.cc

11. Веб-сайт http :// www . ru . w ikipedia.org