Что такое зрелость в отношениях – Женская Санга.

Что такое Зрелость? Значение слова «Зрелость» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Зрелость (взрослость) – Психологический словарь

Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.

Зрелость (взрослость) – Психологическая энциклопедия

Наиболее продолжительный период онтогенеза , характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.

Зрелость Преждевременная – Психологический словарь

Согласно З. Фрейду - самопроизвольная, преждевременная сексуальная зрелость, которая выражается в нарушении, сокращении или прекращении инфантильного периода латентного и становится причиной заболеваний, вызывая сексуальные проявления, кои могут иметь лишь характер перверсий - вследствие и неготового состояния генитальных задержек, и неразвитой генитальной системы.

Зрелость Преждевременная – Психологическая энциклопедия

Согласно З. Фрейду - самопроизвольная, преждевременная сексуальная зрелость , которая выражается в нарушении, сокращении или прекращении инфантильного периода латентного и становится причиной заболеваний, вызывая сексуальные проявления, кои могут иметь лишь характер перверсий - вследствие и неготового состояния генитальных задержек, и неразвитой генитальной системы.

Зрелость Профессиональная – Психологический словарь

Период профессиональной жизни человека, характеризующийся достижением полного профессионального развития, наибольшей производительностью и качеством выполнения профессиональной деятельности.

Зрелость Профессиональная – Психологическая энциклопедия

- период профессиональной жизни человека , характеризующийся достижением полного профессионального развития, наибольшей производительностью и качеством выполнения профессиональной деятельности.

Зрелость Социальная – Социологический словарь

Англ. maturity, social; нем. Reife, soziale. Определенный уровень личностного развития индивида; результат социализации, в ходе к-рой он интерна-лизует обществ, ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.

Зрелость Социальная – Социологический словарь

Объективно необходимый этап развития личности, к-рый характеризуется достижением самостоятельного соц. положения человека. Обусловленный профессионально-технич. и соц. требованиями уровень образования, профессиональной подготовки обеспечивает реализацию человеком его гражданских прав и обязанностей, усвоение, интериоризацию нравственных норм и ценностей соц. группы, об-ва в целом, традиций и духовного богатства нац. и общечеловеческой культуры. З.с. наступает в ходе соц. становления личности, а не в рез-те к.-л. одномоментного акта. Социоло-гич. исследования выявляют конкретные стороны процесса формирования З.с, способствуют разрешению присущих ему противоречий: равного образования и неравных способностей людей, их интеллектуального потенциала и возможностей его реализации, потребностей и их удовлетворения и др. Социологич. анализ З.с. предполагает формулирование ее критериев и показателей, тенденций становления в конкретной соц. ситуации. Ф.Р. Филиппов

Зрелость Социальная – Социологический словарь

уровень личностного развития индивида, когда он полностью интернализует социальные поведенческие модели и ценности и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.

Зрелым можно назвать человека, чье психическое развитие адекватно прожитым годам жизни. В каждом возрасте - свой уровень задач, которые под силу решить. Как в школе есть задачи и задания для первого класса, для пятого, для десятого, так и с возрастом: на разном этапе развития личность получает определенные вызовы, с которыми нужно справляться, чтобы идти дальше.

Психологи проанализировали, что женщина достигает психической зрелости примерно к 28-ми годам, а мужчина - к 33-м. То есть в этом возрасте мы уже должны уметь нести за себя ответственность, делать выбор, принимать решения, выстраивать отношения, обладать определенной жизненной устойчивостью.

Энергетически личность созревает тогда, когда завершается формирование сердечного энергетического центра, который отвечает за способность любить, поддерживать сердечные отношения с партнером и людьми в целом, быть настоящим родителем - отдающим и передающим.

Бывает, что человек физически вырос, а внутренне как личность - не созрел. Некоторые женщины застревают в возрасте пятилетней девочки - они надувают губки и обижаются, когда их собственный ребенок что-то сделал не так. Или на уровне подростка, который до сих пор не отделился от родителей, хотя отметил тридцатилетие.

Людей, которые попадают в определенные нормы и значения идеальной зрелости, не существует. В чем-то каждый может оставаться незрелым - это зоны роста. Однако есть основные показатели психической зрелости, которые не зависят от гендера и вполне достижимы. И если вы мечтаете о том, чтобы рядом с вами был зрелый мужчина, ответственный, надежный, перспективный, то нужно не только уметь отличать такого человека, но и увидеть, а готовы ли вы к отношениям с ним.

В этой статье приведены основные показатели зрелости. Хотите проверить свой уровень?

Качества зрелой личности

1. Ответственность за себя

Как тут не вспомнить сцену из фильма «Бриллиантовая рука», в которой героиня фильма кричала: «Не виноватая я! Он сам пришел!»

Зрелая личность понимает, что ответственность - это не какое-то мифическое абстрактное понятие, а конкретные дела, поступки и готовность столкнуться с их последствиями. Зрелый человек не сваливает вину за какие-то события на родителей, супруга, детей или начальника, не винит во всем себя. Он разграничивает, где и чья ответственность.

Так, например, при разводе зрелый человек осознает, что разрыву способствовали оба супруга, в их расставании есть ответственность каждого. Инфантильная позиция - переложить вину целиком на супруга или принять все на себя. Самобичевание - это распространенная реакция незрелой психики.

В расставании можно представить перед собой партнера и сказать ему: «Я отдаю тебе твою часть ответственности за наше расставание, а себе оставляю свою». Такое простое признание всегда меняет восприятие ситуации. И хоть доли ответственности нельзя уравнять, но влияние каждого нужно учитывать.

Если мужчина о прошлых отношениях говорит: «Она меня не понимала, не поддерживала, слишком много требовала, я так больше не мог…» - перед вами незрелый человек. Равно как и при ответе: «Она - прекрасная женщина и мать, это я дурак, все сам разрушил».

Инфантильный человек предоставляет другим людям выбирать за него. Например, родителям - решать, где он будет работать. Друзьям - решать, где они будут проводить время. Инфантильность боится ответственности, боится ситуаций выбора и избегает их.

2. Проживание опыта

Быть здесь и сейчас, умение чувствовать каждый момент жизни, проживать его, дышать им, ощущать себя, свое тело, свои чувства - это показатель зрелости. Инфантильность проявляется в том, что человек вроде бы живет, а вроде бы и нет. У него нет глубинного интереса к жизни, жажды проживать каждое мгновение.

Незрелый человек «прожигает» свою жизнь день за днем, лежа на диване, совершая какие-то рутинные дела, либо бежит от жизни в работу, в зависимости, занимает свою голову компьютером и социальными сетями, либо просто боится жить, боится дышать полной грудью, и ничего не делает с этим страхом.

Посильные задания и задачи от жизни присущи каждому этапу развития. Они создают возможности для формирования жизненного опыта. Если человек избегает решать приходящие к нему вопросы, например в течение долгого времени не идет в сложные переживания, откладывает выяснение отношений, которые давно надо было выяснить, не решает проблемы по мере их поступления, откладывая их в дальний ящик, боится посмотреть правде в глаза и продолжает жить в иллюзиях, то это - инфантильность. Когда девушка-подросток не решается прояснить отношения с понравившимся парнем - это нормально, но когда так себя ведет женщина сорока с лишним лет - это печально.

Умение уважительно расставаться, а не бежать из отношений без всяких объяснений и завершающей точки, умение поговорить и отпустить человека, способность адекватно встретить «Прощай» от другого и пережить эту потерю, способность нести ответственность за выбранные условия жизни присущи зрелой психике.

Зрелый человек выбирает жить и чувствовать все - и хорошее, и плохое. Он каждое утро приветствует жизнь и каждый вечер засыпает с мыслями благодарности за прожитый день. И он способен сохранять концентрацию и решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, а не впадать во фрустрацию.

3. Безоценочность целостности

Зрелый человек создает свое поведение изнутри, исходя из собственного состояния и желания, а не из чужого мнения, оценок и ожиданий. Инфантильный человек всегда сначала думает о том, что скажут окружающие, как они отреагируют на его проявления, что от него ждут сейчас.

Зрелость дает принятие себя во всех своих ипостасях и во всех своих состояниях, сохранение контакта с чувствами и осознавание, что происходит в каждый момент времени. А при необходимости - и управление собой.

Зрелый человек видит свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, и при этом не делает из своих недостатков нерешаемую проблему, а наоборот, превращает их в ресурс. Отсюда появляется спокойное отношение к своим и чужим недостаткам, без агрессии. Он принимает себя как человека, достойного уважения, и с уважением относится к другим.

Инфантильная позиция - это гнев и даже ненависть в отношении себя за свои несовершенства, жесткое и категоричное отношение к другим людям за их недостатки и ошибки.

4. Устойчивость при напряжении

Способность в течение довольно длительного времени выдерживать психологическое напряжение, неопределенность или враждебность со стороны других людей - это признаки зрелости.

Любые отношения - путь развития двух отдельных личностей, каждый из которых имеет свои взгляды, мысли, убеждения, проживает разные этапы, которые могут не совпадать с этапами партнера. И это нормально - время от времени попадать в ситуацию конфликта, выяснять отношения, спорить, доказывать что-то друг другу.

Когда отношение к конфликтам адекватное, то через них отношения углубляются и развиваются. Но если человек воспринимает любой конфликт, даже самый незначительный, как конец света или видит подтекст «меня больше не любят», если старается подстроиться под партнера даже ценой разрушения собственной личности - это показатель незрелости.

Зрелый человек понимает и принимает, что у него могут быть недоброжелатели, он признает за собой право не быть хорошим для всех. И при этом остается открытым к поиску решений конфликта и устранения враждебности.

Сюда относится и способность восстанавливаться после стресса. Зрелый человек несет ответственность за свое состояние, и если он ощущает, что не справляется со своими эмоциями, то просит о помощи специалиста, а не ждет, куда кривая выведет. Зрелый человек никогда не загонит себя, словно лошадь, и не оставит себя без необходимой передышки. Он осознает важность отдыха.

5. Открытое сердце

Смелость идти в отношения, быть честным, искренним, открытым и пробовать, ошибаться, снова пробовать - это зрелая позиция. Готовность и способность строить отношения с партнером на равных, понимание неидеальности и согласие с риском - это зрело. Любовь и боль - две стороны одной медали, потому что, открывая свое сердце, ты одинаково глубоко чувствуешь все, а с закрытым сердцем - лишь существуешь. И в близости точно так же: на первом месте - качество, получение удовольствия от единения с близким.

Инфантильная позиция всегда поверхностна, в ней нет глубины, нет истинной любви и доверия, человек чаще всего строит отношения из страха остаться одному или из позиции «у всех есть, и мне надо». А может, не понимает, как так вышло, что он - уже в отношениях, и зачем ему это. Зависимые отношения, болезненные привязанности и залипания в другого рождаются в незрелой психике.

Отсюда и торопливые взаимодействия, когда человек не может затормозить, или, наоборот, отказ от своевременных и уже необходимых шагов. У каждой пары свой темп развития, но прыжок в омут с головой, когда еще не разобрался в человеке напротив и додумал его образ, форсирование событий, разговоры о необычайной судьбе после одной-двух встреч либо, напротив, затянутость - все это незрелые реакции.

6. Целевая ориентация и ровное отношение к деньгам

Глубокое знание своей глобальной цели в жизни - это уровень не для каждой души. Но в целом представление о том, зачем ты живешь, для чего проживаешь каждый свой день - это естественное состояние зрелого человека. Он понимает свои цели на разных жизненных этапах, живет осмысленно и планирует шаги сообразно своим ценностям. Он развивается из года в год, исходя из своих внутренних побуждений, желаний, интуиции, а не из моды и советов друзей и родных.

Незрелый человек с трудом представляет себе, зачем он живет, куда он идет, где и с кем он хочет быть через год, через пять или десять лет. Ему присущи страх денег, обесценивание или, наоборот, чрезмерное обожествление материальной энергии. Такие люди не планируют расходы, не ведут учет денег. И в отношениях точно так же баланс «давать-принимать» нарушен.

Зрелый человек разумно щедр. Он готов отдавать не из чувства долга и принимать без чувства вины или необходимости компенсации. Он уважает деньги, даже если живет в постоянных духовных практиках.

7. Жизнестойкость

Можно сказать, это девиз: «Что бы ни случилось, я все переживу и стану сильнее». Отсюда и позитивный взгляд на мир, и умение пошутить над собой в сложных ситуациях, и способность спокойно принимать новый опыт и новые жизненные условия, и готовность ждать наиболее подходящего времени, а не следовать сиюминутному порыву, и уверенность в том, что все придет в свой срок. И способность принять то, что не в силах изменить, и умение рисковать ради выхода из тупика.

Инфантильные люди чаще всего живут в позиции жертвы, их мысли и речь окрашены в негативные тона. Они боятся изменений и привязаны к стабильности, поэтому они предпочтут жить плохо в тупике, чем рисковать ради лучшей жизни. Они хотят все прямо здесь и сейчас и ждать для них - это каторга. Если что-то желаемое не происходит, то они уходят в депрессию.

8. Самодостаточность

Это умение говорить «нет», понимать и отстаивать свои границы, способность ни под кого не подстраиваться, давать себе поддержку и не требовать ее от окружающих. Это умение быть в одиночестве со спокойным сердцем.

Инфантильность проявляется в позиции «мне никто не нужен, я и без всех обойдусь» - браваде своим одиночеством, отказе от помощи и от связей с родителями и предками. А руководит этим желание самоутверждения и огромное количество страхов.

Подведем итоги

Если у вас зрелая позиция в четырех и более показателях, то все отлично: идет процесс психического взросления.

И теперь можно сделать короткую практику относительно партнерства: представьте себе, что рядом с вами по-настоящему зрелый мужчина. В нем есть все выше описанные показатели, и он выбрал вас. Задайте себе вопрос: я готова сейчас к такому мужчине? И почувствуйте, какие ощущения у вас появляются в теле… Понаблюдайте внутреннее состояние… Вы ощущаете себя спокойно рядом с таким ответственным самодостаточным мужчиной? Или у вас появляется сжатие, ощущение тревоги, страхи и комплексы?

Когда женщина мечтает о зрелом мужчине, но сама еще инфантильна, такой партнер ей противопоказан: рядом с ним проявятся все ее комплексы, обнажаться внутренние психологические проблемы - и это будет действовать разрушающе. Рядом с вами - тот партнер, который по внутреннему уровню вам близок.

Если ощущения были приятными, то спросите себя: для чего мне нужен такой мужчина? Иногда эта мечта в основе своей - не для зрелых отношений на равных, а для замены родительской фигуры, ради состояния защиты, надежности, ответственности за нас.

Возможно, вы увидели, что боитесь быть зрелой. Спросите себя: если я стану зрелой, то что произойдет? Возможно, это невыгодно для вас?

Разиваться в унисон можно только с равноценным партнером. Зрелая женщина не сможет долгое время быть рядом с инфантильным мужчиной - это ее разрушит. Она потеряет к нему уважение и влечение, и с каждым днем будет расти внутреннее напряжение и опустошение.

Только зрелый человек может построить взаимно обогащающие отношения с детьми, с родителями, с партнерами. Истинная зрелость открывает путь для настоящего духовного общения и любви, приносит женщине мудрость, дает глубину и ощущение подлинного счастья.

Зрелая женщина, собрав себя воедино, готова к глубоким сокровенным отношениям с Богом.

Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. , зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. ).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться - достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически - с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость - категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) .

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
умение брать на себя ответственность;
стремление к власти и организаторские способности;
способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
уверенность в себе и целеустремленность;
склонность к философским обобщениям;
защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой ;
формирование индивидуального жизненного стиля;
стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
стабилизация системы и др. (Е.Е. Сапогова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как . Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой .

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин... Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли - это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень « » человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

К коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1 ) развитое чувство ответственности;

2 ) потребность в заботе о других людях;

3 ) способности:

а ) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей;

b ) к психологической близости с другим человеком;

с ) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации.

Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Зрелость

   ЗРЕЛОСТЬ (с. 246)

Для нескольких поколений отечественных психологов понятие «возрастная психология» выступало синонимом детской психологии. Возрастным особенностям того этапа жизненного пути, который выходит за рамки детства, внимания не уделялось вовсе. Было негласно признано, что человек, став однажды взрослым, долгие годы до самой смерти пребывает в этом почти совершенном состоянии, а происходящие с ним изменения сводятся лишь к обогащению жизненного опыта. В этом представлении, по сути дела, воплотился поведенческий подход, в рамках которого индивидуальное развитие рассматривается как приобретение опыта. Накопил достаточно опыта - можешь считать себя взрослым. Правда, даже при таком, явно упрощенческом, подходе остается открытым вопрос: достаточно - это сколько?

Нельзя обойти вниманием и проблему физического развития. Когда старшие в ответ на чрезмерные, по их мнению, притязания ребенка, отрезают: «Мал еще!», они при этом имеют в виду, что ему не просто мало лет и опыта недостает, но он еще и в буквальном смысле мал, то есть не вырос и не обрел достаточно сил. Правда, подростку такого уже не скажешь. Он может уже лет в пятнадцать обгонять ростом маму с папой, поэтому им только и остается апеллировать к недостатку опыта. То есть очевидно, что физическое развитие выступает важным условием взросления, однако не определяющим.

Можно еще сослаться на юридические нормы, определяющие срок наступления совершеннолетия. Вот только в разных культурах и разных законодательных системах эти нормы различны. Например, по исламским канонам девочка может быть выдана замуж по достижении 12 лет. Российское законодательство такого не допускает. Однако даже в нашей стране, где совершеннолетие, то есть так называемый брачный возраст, наступает в 18 лет, закон позволяет при определенных условиях оформление брака и в более раннем возрасте. То есть человек, еще не достигнув официального совершеннолетия, может на законных основаниях оказаться супругом и родителем. И кто же он тогда - взрослый или еще нет?

Таким образом, приходится признать, что единого критерия зрелости не существует. Таких критериев может быть выделено несколько. При этом может оказаться, что по одному критерию зрелость уже наступила, а по другим до нее еще далеко. Вероятно, о подлинной зрелости можно вести речь лишь тогда, когда человек отвечает всем этим критериям. Каковы же они?

При всей уязвимости выделенных параметров, каждый из них должен быть учтен. Безусловно, зрелость, или , наступает с обретением определенного социального опыта, то есть необходимого набора знаний и умений. По этому критерию взрослым может быть признан, скажем, тринадцатилетний бушмен или папуас, вполне освоивший набор несложных навыков, необходимых для выживания в джунглях.

Джунгли современного мегаполиса требуют от своих обитателей гораздо более широкого набора навыков, поэтому лондонский или московский сверстник папуаса взрослым никак считаться не может: он просто еще не успел освоить всего, что понадобится ему для полноценного существования, и без внешнего вспомоществования выжить в одиночку не в состоянии. Таким образом, с развитием цивилизации период взросления все удлиняется: все больше и больше требуется узнать, большему научиться, чтобы соответствовать современному уровню развития технологии и культуры.

В соответствии с этим основой зрелости следует признать некоторый объем информации, а также практических навыков, без овладения которыми невозможно самостоятельное существование в условиях окружающей реальности. Соответственно, реальность и диктует содержание этой палитры знаний и навыков.

Однако при внимательном рассмотрении этот вопрос оказывается не так прост. При определении «базового минимума» возможна изрядная субъективность. В наших условиях получение аттестата зрелости (название говорит само за себя) призвано свидетельствовать о приобретении необходимого «багажа». А может ли стать взрослым человек без аттестата? В ситуации, когда всеобщее образование превратилось в химеру (сегодня в нашей стране не посещают школу десятки, если не сотни тысяч детей), многим людям придется вести взрослую жизнь, так и не освоив базового минимума. При этом многие из них сумеют научиться исполнять вполне приемлемые социальные роли, не требующие знания логарифмов и пунктуации. Да и миллионы объективно взрослых владельцев аттестатов практически не владеют якобы освоенной программой средней школы. Чтобы в этом убедиться, попробуйте остановить на улице десяток случайных прохожих и задайте каждому пару несложных вопросов из школьной программы. Если эта информация никак не вовлечена в профессиональную деятельность опрашиваемого, то можно поручиться, что он не сможет воспроизвести ни закон Бойля-Мариотта, ни даты жизни Гоголя, не говоря уже о том, чтобы построить пару простеньких предложений на якобы изученном иностранном языке. На самом деле в этом нет большой трагедии. Было бы наивно полагать, будто образование представляет собой накачивание головы учащегося необходимыми знаниями. Совершенно очевидно, что для большинства учащихся большая часть преподносимых им знаний необходимыми не являются и никогда не будут востребованы в их практическом жизненном опыте. Реальная задача образования - не столько накопление информации, сколько освоение навыка ее приобретения и оперирования ею, с тем чтобы впоследствии действительно необходимые знания и навыки человек сумел адекватно воспринять, освоить и использовать. Что же до необходимого минимума, то он, судя по всему, гораздо уже рамок школьной программы и превосходит необходимый запас папуаса гораздо в меньшей степени, чем наша культура превосходит его культуру. Даже в наши дни и в наших краях взрослым можно стать, фактически оставаясь неграмотным или, по крайней мере, полуграмотным. Если рассуждать иначе, то среди окружающих нас людей взрослыми вправе считаться единицы.

Пожалуй, наименее спорным является критерий физической зрелости. Но тут приходится признать, что этому критерию человек начинает соответствовать задолго до того, как его можно считать взрослым по всем прочим критериям. Иными словами, телесная зрелость - скорее даже не компонент, а условие подлинной взрослости - необходимое, но отнюдь не достаточное.

Официальный срок наступления совершеннолетия также можно (точнее - приходится) рассматривать как ступень достижения зрелости. Однако необходимо отдавать себе отчет в условности этого параметра. Его значительные культурные вариации заставляют признать, что это параметр скорее статистический, да и к тому же основанный на житейском здравом смысле: в рамках некоторого общества принято считать взрослым человека с определенного срока, при том что большинство его сверстников «на глазок» могут считаться таковыми. Научно обоснованных критериев того, отчего за один и тот же проступок человек сегодня считается шалуном, а завтра, став на день старше, будет назван бандитом, - похоже, просто не существует.

Таким образом, все выделенные критерии либо условны, либо очевидно недостаточны. Главным критерием следует признать критерий психологический, хотя и он, увы, довольно расплывчат. Для его дефиниции можно было бы воспользоваться терминологией Э.Берна, выделявшего эго-состояние Взрослый в качестве наиболее зрелой и совершенной инстанции личности. Взрослым в самом широком смысле этого слова, вероятно, следует признать того, в ком сформировался здравомыслящий берновский Взрослый, умеющий трезво соотнести притязания Дитя и требования Родителя с объективно существующими условиями действительности. Настоящий взрослый умеет примирить инстинктивные позывы своей природы и директивные назидания социума, не идя на поводу ни у тех, ни у других. Взрослый руководствуется соображениями разумной целесообразности. Он поступает определенным образом не потому, что ему это приказали, и не для того, чтобы любой ценой воспротивиться приказу, сделать наоборот (хотя умеет при необходимости и подчиняться, и бунтовать). Взрослым движет не прихоть, не страх, а здравый смысл. Разумеется, учиться этому приходится долгие годы. В иных случаях полноценным взрослым можно так никогда и не стать, несмотря ни на аттестат зрелости, ни на законный паспорт, ни на косую сажень в плечах. Взрослость - это самостоятельность, причем даже не столько материальная и юридическая (все мы - в чьем-то подчинении), сколько психологическая. Соответственно, главный принцип воспитания можно почерпнуть из старого афоризма: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас».


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "зрелость" в других словарях:

    ЗРЕЛОСТЬ - Зрелость: возраст, когда мы все еще молоды, но с гораздо большим трудом. Янина Ипохорская Зрелость: возраст, когда ты уже достаточно стар, чтобы знать, чего не следует делать, и достаточно молод, чтобы это сделать. Альбер Палле Зрелость была бы… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЗРЕЛОСТЬ - ЗРЕЛОСТЬ, зрелости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к зрелый во 2 знач. Зрелость мысли. Политическая зрелость. 2. Состояние организма, достигшего полного развития. Половая зрелость. Достигнуть зрелости. ❖ Аттестат зрелости (офиц. дорев.)… … Толковый словарь Ушакова

    зрелость - взрослость, гипергенитализм, период, развитость, обдуманность, опытность, возмужалость, спелость, зрелый возраст, сформированность Словарь русских синонимов. зрелость 1. спелость 2. зрелый возраст / о мужчине: возмужалость Словарь синонимов… … Словарь синонимов

    ЗРЕЛОСТЬ - товара стадия цикла жизни товара, характеризующаяся тем, что большинство покупателей уже приобрело товар, темпы роста продаж падают, а прибыль начинает снижаться. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарьЭкономический словарь

    ЗРЕЛОСТЬ - ЗРЕЛОСТЬ, и, жен. 1. см. зрелый. 2. Возраст между молодостью и старостью; период жизни в таком возрасте. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова