Проективные тесты в психологии. Тесты проективные

С бурным развитием информационных технологий психологические тесты набирают все большую популярность среди широкого круга пользователей сети. Во всем многообразии методик тестирования особую позицию занимают, так называемые, .

Сущность проективных тестов

В практической психологии есть такое понятие как проекция. Суть его в том, что человек переносит (проецирует) свое внутреннее состояние, черты характера, мысли и даже собственные чувства на внешние объекты. Механизм проекции выполняет важную роль в функционировании психики, он защищает нас от собественных неблаговидных чувств и желаний. Благодаря проекции человек не воспринимает подобные негативные проявления как собственные, а приписывает их другим людям, в следствии чего пропадает необходимость чувствовать за них ответственность.

Вам наверняка знакома поговорка: «По себе других не судят!». Здесь как раз имеется ввиду проекция. Если перефразировать эту поговорку, то получится, что не нужно обвинять других людей в том, что тебе не нравится в себе самом.

Пример проективного теста

Данный пример является утрированным и даже несколько искусственным, но зато он ярко и понятно объясняет суть явления.

Допустим психолог просит представить как Вы, прогуливаясь по парку, встречаете собаку и побуждает Вас как можно детальнее описать эту встречу и саму собаку, ее размер, насколько она агрессивна или, наоборот, дружелюбна, какие чувства по отношению к ней Вы испытываете и так далее.

Собака ассоциируется с другом, по крайней мере для русского человека это так (у корейца, например, может быть совсем другая ассоциация и это нужно учитывать). Следовательно весь Ваш рассказ о собаке можно воспринимать как рассказ о Вашем отношении к друзьям.

Допустим, если Вы упомянули, что собака вызвала скорее негативную реакцию (брезгливость, опаску, боязнь погладить, чтобы не заразиться какой-либо болезнью), то, вероятнее всего, у Вас нет близких друзей, а тех что есть Вы держите на расстоянии. Возможно в прошлом Вы пережили предательство со стороны друга или стали свидетелем подобного случая и теперь относитесь к друзьям настороженно.

Достоинства и недостатки проективных тестов

Разработкой проективных методик тестирования, в свое время, занимались такие знаменитые психологи и психиатры как Герман Роршах, Макс Люшер, Саул Розенцвейг, Тамара Дембро, Сусанна Рубинштейн и многие другие.

К достоинствам проективных методик можно отнести их эффективность и достоверность. Дело в том, что в отличии от классических тестов-опросников, проективные тесты защищены от сознательного или подсознательного искажения истинного положения вещей. Порой испытуемый даже не подозревает о том, что его тестируют. А если и подозревает, то ему не понятно, какая именно часть психики или свойство характера подвергается тестированию, а значит, он не включает механизмы психологической защиты, которые способны исказить результат теста.

Несмотря на все плюсы у проективных тестов есть и минусы! Главный из них — правильная интерпретация такого теста всецело зависит от квалификации специалиста, проводящего тестирование. Хотя, с другой стороны, при правильном подходе проективную методику можно стандартизировать и тогда даже не профессионал может провести соответствующий тест и дать адекватную оценку психоэмоциональному состоянию испытуемого.


Проективный тест

Проективные тесты - специально разработанные процедуры психодиагностического исследования личности, направленные на выявление скрытых (латентных) потребностей, трудностей, внутренних и внешних конфликтов, характера отношений с другими людьми, отношения к прошлому и будущему. История систематической разработки проективных тестов насчитывает более чем столетие.

      Одним из первых проективных тестов считается словесно-ассоциативный тест К. Юнга (1904-1905 гг.), цель которого состояла в косвенном воздействии на значимые области переживания и поведения человека для выявления комплексов в личном бессознательном.

      Второй по значимости проективный тест - тест чернильных пятен Г. Роршаха, состоящий из 10 таблиц (5 черно-белых, 5 цветных) - изложен в его работе "Психодиагностика" 1921 г. Используя метод чернильных пятен, Роршах позволял своим испытуемым фантазировать, выделяя в неоформленных рисунках те или иные образы. В этих условиях ответы давались в связи с особенностями восприятия и прошлого опыта испытуемого. Роршах полагал, что важно не что человек видит, а как возникает образ (т.е. на основе каких детерминант - форма, движение, цвет). Со временем достаточный по объему материал позволил связать тип восприятия с некоторыми личностными особенностями. Например, ответы, детерминированные формой, рассматривались как показатель интеллектуальной активности; образы, детерминированные цветом, - как особенности эмоциональной сферы личности; наличие в ответах движения указывало на интровертированностьи т.д. До сих пор тест Роршаха используется как в клинических, так и в исследовательских целях, позволяя оценивать самые разные личностные характеристики - эмоциональную устойчивость, виды психологических защит, депрессивные тенденции, тревожность, ипохондрию, агрессивность, реакции на фрустрацию и многое другое.

      Следующим этапом в разработке проективных тестов был Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) Г. Мюррея (30-е г. ХХ в.). Вначале он использовался как тест, направленный на диагностику фантазии и воображения, а потом стал применяться для более широких целей - исследования личности в целом и ее латентных потребностей в частности. Тест состоит из 31 таблицы, на каждой из которых (кроме таблицы № 16) изображены ситуации. Задача испытуемого состоит в том, чтобы по определенной инструкции составить рассказ. При обследовании конкретного испытуемого применяют 20 таблиц, отобранных по возрасту и полу.

Итак, техника и принципы развития проективного метода берут свое начало от словесно-ассоциативного теста К. Юнга. Название "проекция" данная группа тестов получила благодаря Лоуренсу Фрэнку, который, вместе с другими диагностами, определил общую направленность тестов - оценку внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, чувств, мыслей.

    Общей характеристикой проективных тестов являются:

    • неопределенность стимульного материала (в тесте Г. Роршаха неопределенность по форме, а в ТАТ - неопредеденность по содержанию);

      актуализация механизма проекции вследствие неопределенности предъявляемых стимулов. Проекция рассматривается как приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям, "уподобление" окружающей реальности собственному внутреннему миру;

      низкая стандартизованность теста, связанная с произвольной интерпретацией результатов.

Несмотря на нестандартизованность, тесты имеют очень широкие возможности. Достоверность результатов повышается при одновременном использовании стандартизованных тест-опросников с закрытыми ответами. Кроме названных выше методик к проективным тестам относят различные варианты рисуночных тестов ("Рисунок человека", "Дом-дерево-человек". "Рисунок семьи" и др.), тест Розенцвейга, разработанный для измерения реакций на фрустрацию, тест Люшера и др.

Цветные двери — тест на ассоциации

Представьте, что вы находитесь в слабо освещенном и загадочном коридоре. В полумраке вы идёте вперёд в поисках выхода. И вдруг перед вами возникают четыре двери, раскрашенные в разные цвета.

Вопросы:

1. Первая дверь зелёного цвета. Вы открываете её, за ней комната. Вы входите внутрь. Посмотрите по сторонам. Что это за комната? Опишите как она выглядит, что находится внутри. Как вы чувствуете себя, оказавшись в этой комнате? Запомните предметы, запомните свои мысли и вернитесь обратно в коридор.

2. Вторая дверь голубого цвета. Откройте ее. Оцените комнату за ней. Размеры комнаты, обстановку. Уютно ли вам здесь. Что вы чувствуете и думаете. Запомните и возвращайтесь, продолжая свой путь.

3. Третья дверь красного цвета. Входите. Что оказалось за дверью? Какая комната? Хочется ли вам остаться здесь? Какие чувства вас посещают внутри этой комнаты?

4. Последняя дверь черного цвета. Открыв ее, вы видите четвертую комнату. Зайдите в неё. Что это за место? Что вы видите. Что вы чувствуете, находясь здесь?

Теперь возвращайтесь в реальный мир и вспоминайте по порядку и подробно все увиденное вами. Описывая комнаты, обстановку и предметы интерьера, не забывайте, что главное — это ваши чувства . В какой комнате вам было удобнее всего? Какая комната вам понравилась больше? Была более уютной и красивой? А в какой, может быть, вам стало страшно и неприятно, и захотелось выйти как можно быстрее. Какая комната была светлая, а какая темная? Где царило тепло, а где беспорядок? Отметьте для себя любые важные детали. И переходите к интерпретации ответов.

Интерпретация:

1. В психологии зеленый цвет символизирует детство. Войдя в комнату за зеленой дверью — вы оказались в своем детстве. Что вы чувствовали при этом? Если вам было приятно и уютно, то значит и ваше детство было для вас приятным и светлым временем. Если вам хотелось надолго остаться в этой комнате, то, скорее всего, вы нередко в мыслях возвращаетесь в свое детство и, возможно, вам не хватает во взрослой жизни того теплого и душевного времени, заботы и участия со стороны других людей. Любые негативные мысли и чувства, возникшие в этой комнате, свидетельствуют о нерешенных детских проблемах, которые оказывают влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. В норме, комната должна оказаться милой и уютной, но не должна вызывать особого желания в ней остаться, потому что любопытство побывать за другими дверями, должно оказаться сильнее.

2. Вторая комната за дверью голубого цвета символизирует ваше душевное состояние в настоящий момент, в эту самую минуту, когда вы проходите данный тест. Ваши ощущения расскажут о том, как вы чувствуете себя сейчас. Удобно или неудобно в этой комнате. Устраивает вас ваша настоящая жизненная ситуация или у вас присутствует желание изменить ее. В комнате был порядок или беспорядок — характеризует вас, как собранного, организованного человека или, наоборот, хаотичного и импульсивного. Комната пустая или наполнена самыми различными предметами? И т.д.

3. Третья дверь красного цвета и находящаяся за ней комната символизирует чувственную любовь и ваше отношении к ней. Большая просторная комната — вы склонны испытывать сильные чувства. Маленькое помещение — вы скованный, робкий в проявлении чувств, человек. Светлая — ваши любовные переживания лёгкие, воздушные, романтические. Тёмная — любовные чувства заставляют вас испытывать страдания. Уютная или неуютная — расскажет о том, комфортно ли вам в любви или, может быть, вы недавно пережили в любви разочарование. Яркие или тусклые цвета в комнате. Какие предметы: повседневные, обычные или эксклюзивные произведения искусства.

4. Черная дверь и комната за ней символизирует ваше отношение к профессиональной деятельности, к работе и делам. Что это была за комната? Был там порядок и лежало все на своих местах или комната была захламлена различными ненужными вещами? Хорошо ли вы ориентировались в этой комнате или совершенно растерялись? Просторная или маленькая — расскажет о возможностях применения ваших профессиональных знаний и
умений. Если вам было комфортно в этой комнате — значит и в профессиональной жизни, вы чувствуете себя безопасно и, похоже, находитесь на своем месте.

Представьте, что вы — звезда и вам предстоит выступление. Петь нужно «живьем». Вы выходите на сцену, вас встречает огромное количество фанатов и зрителей и вдруг вы понимаете, что не можете петь (нет голоса). Играет музыка — вы молчите. Зрители начинают понимать, что что-то не так, постепенно в зале нарастает волна возмущения, кто-то что-то кричит, кто-то пытается прорваться на сцену.

Вопросы:

  1. Что вы слышите из зала? Неясный гул или вполне различимые отдельные выкрики? Если конкретные крики, то какие слова/фразы вы слышите?
  2. Кто-то пытается прорваться на сцену. Кто это? Мужчина, женщина или сразу несколько человек?
  3. Удается ли ему/ей/им прорваться к вам на сцену? Если да, то каковы действия этого человека/этих людей? Крики, оскорбления, а может попытки ударить вас или молчаливый взгляд на вас, в ваши глаза?
  4. Каковы ваши действия? Постараетесь ли вы успокоить зрителей, объяснить в чем дело или поскорее сбежите со сцены, без объяснения причин?

Ответы на вопросы этого теста покажут, чего вы боитесь в жизни

  1. То, что вы слышите из зала, есть образ вашего страха. Неясный шум и гул означает, что ваш страх не конкретен, возможно носит мистический характер. И наоборот, чем отчетливее выкрики, тем определеннее и конкретнее ваши страхи. Фразы и слова, которые вы можете различить помогают разобраться чего именно вы боитесь
  2. Мужчина — страх вызывает мужчина. Женщина — угроза исходит от женщины. Несколько человек — страх вызывает толпа. Никому не удается прорваться на сцену — ваш страх не связан с людьми.
  3. Попытки ударить — вы боитесь физической боли, травм и повреждений. Крики, оскорбления, молчаливый пытливый взгляд, — ваш ответ показывает чего именно вы боитесь.
  4. Если вы убежите, значит не умеет справляться со своими страхами и преодолевать их. Чем дольше и результативнее будут попытки объяснения со зрителями, тем успешнее вы боретесь и способны справляться со своими страхами.

Ассоциативный тест «Летающий объект»

Вы идёте по улице и на дорогу, на проезжую часть, прямо перед вами с неба опускается какой-то летающий объект .

Вопросы теста:

  1. Что это за объект? Самолёт, вертолёт, насекомое, птица, сказочное существо, инопланетная тарелка или воздушный шар?
  2. Сопровождается ли приземление летающего объекта какими-либо разрушениями и жертвами?
  3. Как вы думаете, почему ЭТО приземлилось здесь и сейчас?

Интерпретация ответов:

  1. Летающий объект в психологии является символом той лжи, на которую вы способны. Чем больше размер объекта, тем больше вы готовы врать и тем больше в вашей жизни лжи. Если это неведомое животное, сказочное существо или НЛО, значит, обманывая, вы способны уходить в отрыв от реальности.
  2. Наличие разрушений и жертв означает, что вас не очень беспокоят последствия вашей лжи, чем большие разрушения производит объект при приземлении, тем равнодушнее вы к разрушающим последствиям ваших обманов, в том числе безразличны даже к разоблачению.
  3. Ваша версия причины, почему это произошло — это истинные причины, почему вы врёте, что заставляет вас врать. Например: аварийная ситуация на борту означает, что обманываете вы только, когда вас вынуждают обстоятельства или в случае крайней необходимости.

Ассоциативный тест

Представьте себе огромное и пустое пространство, наполненное только редкими колючками и бескрайними песчаными холмами. Это пустыня кажется бесконечной, а вы и ваш верблюд, находитесь посередине нее.

Вопросы к тесту:

  1. Вы бесконечно долго едете верхом на своем верблюде и ожидание окончания этого путешествия, как особая форма пытки ввергает вас во все большее отчаяние. Вы находитесь на грани изнеможения. Скажите какие-то слова верблюду , который вез вас все это время на себе.
  2. Умирая от жары и жажды, вы продолжаете путь и вдруг впереди возникает прекрасный оазис. Но кто-то добрался сюда раньше вас. Вы знаете этого путешественника. Кто он? Назовите человека, которого вы знаете.
  3. Наконец вы добираетесь до города — пункта вашего назначения. Сложное путешествие подошло к концу. Что вы чувствуете? Опишите как можно подробнее свои эмоции и мысли.
  4. Пришло время расстаться с верблюдом, на котором вы проделали огромный путь. И как только вы спешиваетесь, в кресло забирается другой всадник, который занимает ваше место. Вы знаете его. Кто этот человек? Назовите любого человека из вашей жизни .

Интерпретация ответов:

Путешествие по бескрайней пустыне на верблюде символизирует ваш путь к личной независимости. В частности, этот сценарий раскрывает вас в ситуации расставания с близкими людьми: любимыми, родителями, друзьями, детьми. Ваши ответы демонстрируют то, какой может быть ваша реакция, когда каждому пришло время идти своей дорогой.

  1. Слова сказанные верблюду раскрывают то, что вы скажете самому себе, когда поймете, что любовь утрачена и, долгое время идущие рядом дороги, люди, вынуждены разойтись и расстаться. Слова ободрения: «Мы справимся», «У нас все получится», «Это путешествие скоро закончится», или слова отчаяния: «Я больше не могу», «Все безнадежно, мы умрем здесь».
  2. Оазис на языке психологии — это спасительный ключ к решению проблем. Человек, которого вы там встречаете — это тот, кто помог вам, поддержал вас в прошлом, либо тот, на кого вы можете рассчитывать и к кому можете обратиться в будущем.
  3. Город в конце путешествия — это внутренний порядок, восстановленный в ваших чувствах и эмоциях, после расставания. Это ваше состояние, после того, как вы залечили свое разбитое сердце. Чувства, мысли и эмоции, которые вы выразили при этом — это ваши истинные чувства, которые возникнут у вас когда вы придете в себя после утраты любви.
  4. Новый всадник — это человек, по отношению к которому вы испытываете сильное осознанное или бессознательное чувство ревности, соперничества или обиды.

Проективные рисуночные тесты

Движение — это всегда продолжение мысли. Первична мысль вторично движение. Рисуночные методики относятся к проективным, здесь проявляются бессознательные мотивы человека, которые невозможно скрыть или замаскировать.

Проективные методики являются важным и информативным инструментом исследования личности, предполагающим поиск и понимание символического смысла и содержания, перенесенного из внутреннего мира человека на внешние предметы.

Неоспорима диагностическая ценность рисунка. Изображение может рассказать о том, как чувствует себя сейчас автор, какие эмоции испытывает, что его беспокоит, каковы его личностные характеристики и особенности. Рисование способно высвободить и облечь в реальную форму скопившееся напряжение, невысказанные порывы и эмоции.

Юнг положил начало изучению коллективного бессознательного, которое проявляет себя в продуктах творчества: в литературе, в музыке, в живописи с помощью бессознательных образов и символов, имеющих общечеловеческое значение, вне зависимости от того, на каком языке говорит и думает их автор.

Позже значение рисунков начали изучать и другие психологи. Умение понимать и интерпретировать рисуночные методики требует сочетания большого количества профессиональных знаний, опыта и квалификации, способности замечать малейшие детали, интуиции и искреннего интереса к разгадыванию загадок.

Разумеется, в литературе описаны огромное значение вариантов трактовки рисуночных тестов. Здесь важно все: особенности линий, размер и расположение рисунка на листе, степень нажима на карандаш, любые детали штрихов и форм рисунка, поведение самого испытуемого во время рисования: стирание и исправление, любые комментарии в ходе рисования и так далее.

Существует более семи тысяч работ известных психологов о различных схемах интерпретации рисунков. Однако, сформировать необходимую профессиональную компетентность можно только в ходе длительной практики под руководством опытных учителей. Поэтому в данном разделе содержатся только общие сведения о рисуночных методиках и самое поверхностное толкование рисуночных тестов.

Тем не менее, рисуночные психологические тесты чрезвычайно популярны, анализ их исполнения, поиск содержания и толкование смысла являются увлекательным и информативным занятием. Неоспоримо то, что в рисунке выражаются особенности личности автора, которые не завуалированы, не подделаны и исходят из глубины бессознательного. Эти особенности поддаются трактовке с помощью системы выверенных и эмпирически доказанных критериев.

Ассоциативный тест

Представьте, что вы влюблены, очень скучаете по любимому человеку и вам представилась возможность встречи с ним. Теперь читайте вопросы теста, отвечайте на них, затем смотрите трактовку.

Вопросы:

  1. Вы идете в гости к любимому человеку. Есть два пути, две дороги: одна — короткая, быстрая и прямая, но скучная. Вторая — отнимет больше времени, но подарит интересные впечатления, вы пройдете по красивым местам, сможете полюбоваться великолепными пейзажами. Какую дорогу вы выберете?
  2. Итак, вы идете к любимому и на пути встречаете два цветущих куста роз. Один с белыми, а второй с красными розами. Вы решили нарвать букет. Сколько и каких цветков вы нарвете?
  3. Наконец вы дошли до дома любимого человека. Дверь открывает кто-то из его родственников. Как вы поведете себя? Попросите позвать любимого или, поздоровавшись, сразу пройдете к нему в комнату?
  4. Войдя в комнату, вы поставите букет из роз, куда? У окна или у кровати?
  5. Вы остаетесь в гостях ночевать, но спите в разных комнатах. Проснувшись утром, вы приходите в комнату к любимому, но он еще спит. Вы разбудите его или дождетесь, пока он сам проснется?
  6. Пришло время возвращаться домой. Какую теперь дорогу вы выберете: короткую или длинную?

Интерпретация ответов:

  1. Первая дорога означает то, как вы влюбляетесь. Прямой короткий путь — вы влюбляетесь быстро. Длинный — вы будете долго присматриваться, оценивать человека, прежде чем влюбиться.
  2. Если вы нарвали больше красных роз, значит в любви вы готовы больше отдавать. Белые розы — вы привыкли больше брать.
  3. Показывает ваше отношение к трудностям в любви. Если вы сразу проходите в комнату своего любимого, значит вы склонны незамедлительно и, не раздумывая, решать возникающие проблемы. Если вы просите позвать своего любимого, значит, и от проблем вы предпочитаете оставаться в стороне, дожидаясь, пока они разрешатся сами собой.
  4. Место, куда вы поставите букет, означает то, насколько часто и близко вы хотите быть с любимым. У кровати — максимально близко и не расставаясь ни на минуту. У окна — вы предпочитаете в отношениях быть на расстоянии и готовы довольствоваться редкими встречами.
  5. Если вы решаете разбудить любимого — вы хотите изменить его и ждете, что он будет меняться ради вас. Если вы дожидаетесь, когда он проснется сам — вы готовы принимать человека таким, какой он есть.
  6. Выбор обратной дороги показывает ваше постоянство в любви. Короткая означает, что при расставании вы быстро теряете интерес к партнеру. Длинная дорога — свидетельство того, что вы стремитесь к длительным, стабильным отношениям и при расставании будете долго отходить, прежде чем будете готовы к новым отношениям.

Необходимо нарисовать паука, паутину и жертвы. Художественные способности не имеют значения.

Трактовка:

  • паук — это охотник в животном мире. То, как вы его изобразили, характеризует вас, как «охотника» в мире общения и отношений с противоположным полом
  • сначала обращаем внимание на месторасположении рисунка. В идеале рисунок должен занимать весь лист. Рисунок, располагающийся в углу листа — говорит об ошибочной самооценке
  • размер паука, по отношению к другим фигурам — чем больше, тем самодостаточнее человек чувствует себя в дебрях любви
  • паутина — ваши способности заманить «жертву» в свои сети. Чем больше деталей, тем изощреннее вы в любовных уловках
  • количество жертв — сколько вы можете иметь сексуальных партнеров в один короткий период времени. Одна жертва — вы однолюб
  • качество жертв. Красивая бабочка говорит о вашем тонком вкусе. Некоторые охотники не брезгуют лакомиться даже червяками. Отсутствие жертв говорит о проблемах во взаимоотношениях, о внутренней склонности к одиночеству.

Например, возьмем такой рисунок

Рисунок занимает весь лист, детали прорисованы довольно тщательно, что говорит о высокой самооценке и немного о самолюбовании.

На рисунке кроме паука — хозяина рисунка, мы видим две жертвы — это партнеры, завлеченные в сети любви. Причем слева (это область прошлого) находится жертва, полностью замотанная, попавшая в сеть, без возможности выбраться. Паук при этом продолжает ее удерживать, как видим одной лапкой, хотя жертва уже и так никуда не денется. Она обездвижена. Но, паук не готов от нее отказываться. Это его неприкосновенный запас.

Гораздо больший интерес у паука вызывает бабочка, которая находится впереди него (область будущего). Паук устремлен в ее сторону. Размеры и рисунок бабочки говорят о том, что жертва вполне может упорхнуть из паутины, она достаточно велика, чтобы высвободиться и тем еще более заманчива для охотника.

Простыми словами: у человека имеется два сексуальных партнера. Один из которых менее интересен, в виду того, что уже пойман и опутан паутиной, второй представляет больший интерес, так-как до него еще предстоит добраться. И есть шанс, что бабочка упорхнет.

For example. Spider — it’s you. Butterfly and second victim — it’s your partners. You caught these victims in your love network. To your left — the past. Ahead — now. You look future. You look forward. There beautiful butterfly.

You hold that the left. It is completely in your power. Tangled in the web. Catch. You have a girlfriend who loves you, but it has in the past. You are not interested, but you let a girl to love yourself. You’re in love with the second girl. It is close, but not available and this too shall pass. You do not see anyone right now. To the right, there future.

4. Проективные тесты.

Проективные тесты, по мнению Л. Франка – это такой приём исследования личности, при котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта . Главной отличительной особенностью проективных методик является относительно неструктурированная задача для испытуемого: задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума смогла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны . Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые предложения и другие объекты. Предполагают, что, оценивая и интерпретируя подобные объекты, человек бессознательно вкладывает или проецирует самого себя.

Выдвигаются три основных принципа, лежащие в основе проективного исследования личности:

· исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт;

· личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;

· эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в структуру внутреннего мира индивида; каждое новое действие, эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности .

Существуют признаки общие для всех проективных методик: неопределённость, неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в выборе ответа, отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "неправильных". Проективные тесты могут быть бланковыми опросными и рисуночными. Предлагают также следующую их классификацию:

1. Конститутивные методики (структурирование, оформление стимулов, придание смысла);

2. Конструктивные методики (создание из оформленных деталей осмысленного целого);

3. Интерпретационные методики (истолкование какого-либо события, ситуации);

4. Катартические методики (осуществление игровой деятельности в организованных условиях);

5. Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему);

6. Импрессивные методики (предпочтение одних стимулов другим);

7. Аддитивные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации);

8. Семантические методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла) .

В типичных случаях проективные методики – это методики замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные тесты характеризуются также глобальным подходом к оценке личности: внимание концентрируется на составной (композитной) картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. К проективным методикам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или неосознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Считается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу. Это вытекает из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Проективные методики недостаточно валидны, надёжны и стандартизированы, отсутствует чёткая процедура их проведения. Однако неоднозначность тестового материала и непрямой способ его подачи позволяет получать информацию о скрытых от наблюдения психологических особенностях индивидуума.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе были рассмотрены психодиагностические методы исследования (тесты), с помощью которых проводится сбор и обработка полученной первичной информации. Была дана общая характеристика тестов, рассмотрены разновидности психодиагностических методик, определены и охарактеризованы основные требования к ним на основании приведённой литературы. Также были рассмотрены отдельные виды тестов, обозначены их положительные и отрицательные моменты, приведены классификации методик по различным аспектам исследования. На основании рассмотренного материала можно сделать вывод о существовании большого числа разнообразных психодиагностических методов, которые можно применять для исследования практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Без тестов, опросов, анкетирования немыслимо проведение социологических, статистических исследований, с их помощью осуществляется подбор кадров в различных отраслях деятельности. С помощью психодиагностических методик можно исследовать массу явлений, однако для этого необходимо правильно использовать данные методики. Применять психодиагностические тесты нужно строго по назначению, пользуясь инструкцией для проведения тестирования, анализа собранной информации. Психодиагностические методы требуют серьёзного подхода, для работы с ними необходимо иметь специальное образование или пройти специальные курсы. Это позволяет избежать ошибок при оценке результатов психодиагностического обследования и, особенно, при постановке диагноза и назначении адекватной терапии, так как неправильное оказание психотерапевтической помощи может нанести вред здоровью пациента, а иногда даже угрожает его жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2005. – 688 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2003. – 528 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. – 164 с.

4. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М.: Издательство "КСП +", 1999. – 320 с.

5. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2000. – 440 с.

6. Слободская Е.Р., Князев Г.Г., Сафронова М.В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и её использование для оценки риска употребления психоактивных веществ/ Психологический журнал. М., 2006. Том 27, №3. С.94 – 105.