Тест на определение уровня патриотизма. Подборка анкет на тему "патриотическое воспитание"

Семинар

«Использование системно – деятельностного подхода в педагогической работе по патриотическому воспитанию обучающихся в рамках ФГОС»

20.10.15г.

Итоги анкетирования.

(проводила старший вожатый ФГКОУ СОШ №24 МО РФ Лапшина Л.М.)

Учащимся 6 и 9 классов была предложена анкета «Патриот», в которой приняли участие 52 человека.

Цель анкетирования:

  • определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения учащихся к окружающему социуму;
  • определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
  • определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

1 . На первый вопрос «Что вы понимаете под словом – «патриотизм»?» учащиеся в большинстве ответили – любовь к Родине. Единицы ответили, что это верность, преданность отечеству, соблюдение законов страны и знание её истории.

2 . Качества присущие патриоту ребята выбрали следующие: храбрость, мужество, решительность, доброта, сила, честность, быть умным справедливым и ответственным.

3. 95% опрошенных считают себя патриотами.

4 . Анализируя четвёртый вопрос: «Кто, на ваш взгляд повлиял на формирование Ваших патриотических качеств?» - 34 человека ответили, что это родители , а 26 человек – школа , 14человек – окружающие.

5 . 93% опрошенных школьников знают обычаи и традиции своего народа.

6 . В нашей школе проводятся различные мероприятия патриотической направленности, и дети при опросе выбрали следующие мероприятия, в которых бы они хотели участвовать. На первом месте - военно-спортивные игры (29 человек) и встречи с ветеранами (29 человек), на втором – фестивали и конкурсы (11 человек).

7 . На вопрос - «как вы понимаете выражение «Малая Родина» - только 50% опрошенных обучающихся дали ответ – место, где человек родился.

8 . Историю нашего городка, наверное, знает каждый взрослый. Немного иначе обстоит дело в этом вопросе у детей – 38 учащихся знают когда образовался наш городок, а 13 учащихся не знают.

9. Приятно отметить, что 98% детей с уверенностью ответили, что любят свой городок.

10 . С таким же удовольствием дети указывали свои любимые места в посёлке: 37 человек – графский парк, стадион - 3 человека, спорткомплекс – 3 человека, музыкальная школа – 1 человек, весь городок -1 человек, школа – 1 человек.

11 . 100% обучающихся знают название улицы, на которой они проживают и 70% знают в честь кого она названа.

12 . Что же нужно делать для нашего городка, что бы он был лучше? Отвечая на этот вопрос, наши воспитанные учащиеся в большинстве своём отвечали – не мусорить. Прозвучали и такие пожелания: сажать деревья, расширить территорию городка, открыть новые секции для детей и взрослых, построить школу, всё отремонтировать, уважать проживающих в посёлке людей и просто любить свой городок.

Таковы результаты анкетирования. Можно провести анкетирование в своих классах (раздать чистые анкеты классным руководителям 5-11 классов).

Данная анкета была использована в работе со школьниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов каждым классным руководителем и педагогическим коллективом, в целом, могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

ВИКИПЕДИЯ

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Анкета для учащихся «Патриот»

  1. Что Вы понимаете под словом «патриотизм»?
  2. Какими качествами должен обладать патриот?
  3. Считаете ли вы себя патриотом?
  4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств?

- родители, школа, окружающие (нужное подчеркнуть)

  1. Знаете ли Вы традиции и обычаи своего народа?

А) да

Б) нет

В) совсем не знаю

Г) затрудняюсь ответить

  1. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?

А) да поют

Б) не поют

  1. В каких мероприятиях Вы бы хотели больше участвовать?

А) патриотические клубы и центры;

Б) фестивали и конкурсы патриотической направленности;

В) военно-спортивные игры;

Г) выставки патриотической направленности;

Д) встречи с ветеранами

  1. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?
  2. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?
  3. Знаете ли Вы, когда образовался город (посёлок), в котором Вы живёте?

А) да

Б) нет

  1. Любите ли Вы свой город (посёлок)?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Как называется улица, на которой Вы живёте?
  2. В честь кого она названа?
  3. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе (посёлке)? Какое?
  4. Что нужно делать для города (посёлка), что бы он был лучше?

Вот уже и мой трёхсотый пост. Если честно, то когда начинал своё блогерство, то не мог и предположить, о чём придется писать. Вот честно, не думал, что буду писать о патриотизме. Странно писать об этом. Но сложно оставаться в стороне от тех событий, которые происходят у нас в стране, а тем более сам становишься их активным участником, как и миллионы наших сограждан.

Ну вот и ещё одно подтверждение того, что наши небожители живут в иной реальности, а возможно в параллельной России, в которой всё хорошо, все счастливы и все «патриоты».

Меня поразили слова глубокоуважаемого пресс-секретаря г-на Пескова - «Я не употреблял бы слово «обвал». Курс действительно меняется, курс волатилен, но это далеко не обвал». Вот что значит виртуозное владение русским языком, когда видишь чёрное, а говоришь если не белое, то серое. Может он и прав, и на фоне слов нашего Правительства, что надо готовиться к худшему, это ещё цветочки??? Если посмотреть курс Евро по отношению к $, то там действительно всё хорошо, стабильность по сравнению этой пары и рубля. Может Песков имел ввиду не рубль, а Евро или $?

Я живу в рублёвом пространстве, за границу не езжу и видимо не скоро теперь поеду (перешёл в режим экономии), у меня нет халявной чиновничьей машины премиум класса с водителем и халявным обслуживанием, я хожу в обычную поликлинику с очередями, у меня нет халявного санаторного лечения, я не захожу в кремлёвский, правительственный или госдумовский буфет, я деньги зарабатываю своим упорным трудом.

Последние дни я много мотаюсь по Москве и области, общаюсь с совершенно разными по доходам людьми и разными компаниями. Заходя в любой офис, слышишь разговоры только об одном - об обвалившимся рубле и что делать дальше. Народ сидит на сайтах с курсами валют и смотрит куда рубль бежит, точнее на сколько опять упал.

Так вот, уважаемый г-н Песков, в нашей, обычной России рубль обваливается, очень сильно и покупательская способность тех крох, которые получают большинство россиян, стремится к нулю. Когда ты(общее обращение, не привязываясь к персоналии) получаешь только одной госзарплаты 200 000-500 000 рублей, то несмотря на падение рубля и все скромные чиновничьи соцпакеты, можно купить себе приличной еды, заплатить за ЖКХ, за парковку, за платные дороги, купить подорожавшие импортные лекарства и ещё денег останется для поездок на загнивающий Запад, ну так по скромному, без яхт. А что делать тем, кто получает зарплату или пенсию 10 000 −15 000руб. и надо заплатить за всё, включая походы к врачам? Денег не хватит на хлеб и макароны. Ответ прост - удариться в патриотизм, повесить портрет Рамзана и вступить в «Единую Россию».

Нас ждёт мощнейший социально экономический протест, он уже начался и надо быть слепым, чтобы этого не замечать, пока точечно, но перейдет ли он в политический? Скорее всего народ опять будет ужиматься, скрипеть зубами на кухне, но не выйдет на улицу. Это понимают и власти. Нас за последние годы отучили отстаивать свои права и интересы, нам запретили высказывать свою точку зрения на улицах. А последняя история с Рамзаном Кадыровым и этим идиотским флэшмобом в его поддержку, это начало массовой патриотизации страны в принудительном порядке. Ну ладно Басков, с ним всё понятно, но вот другие??? Неужели всё так плохо и без них никак? Я написал вчера, что эти все движения с поддержкой показывают его слабость. Зачем сильному человеку весь этот цирк? Надо доказывать свой патриотизм не акциями и словами, а делами - поднятием экономики, развитием высоких технологий, открытием университетов и медицинских центров, уплатой налогов в бюджет и без всяких оптимизаций.

Так вот, я предлагаю всем чиновникам, в том числе г-дам Дмитрию Медведеву, Рамзану Кадырову и Дмитрию Пескову пройти следующий тест на патриотизм:

1. Чувствуешь себя настоящим патриотом или как?

2. Ездишь на отечественной машине или как?

3. Носишь отечественные часы или как?

4. Покупаешь исключительно отечественные продукты или как?

5. Лечишься отечественными лекарствами или как?

6. НЕ пользуешься Айфоном, Айпэдом или как?

7. Носишь отечественную одежду или как?

9. Отдыхаешь исключительно на российских курортах или как?

10. Живёшь скромно, как все россияне или как?

11. Соответствуют ли твои доходы твоим расходам и всё ли уплачено в качестве налогов?

12. Скольким нуждающимся ты помог?

Список вопросов для теста на патриотизм можно расширить, но уверен, что наша политическая элита не пройдет и трёх-четырёх пунктов этого вопросника. Если честно, я ответил положительно только на 9 вопросов. Я патриот или как?

Уверен, скоро наши учёные-патриоты изобретут высокотехнологичный тест на патриотизм, ну как для женщин на беременность. Пошёл, помочился…, и там сразу будет всё понятно, ну по полосочкам, уже или надо стараться дальше.

  1. Патриотизм и как я его понимаю

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны обучающихся.

Ход эксперимента: Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».

Обработка полученных данных

Письменные ответы учащихся анализируются по следующим аспектам патриотизма:

1) любовь к Родине,

2) осознание трудностей, недостатков в обществе,

3) готовность к самоотдаче,

4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,

5) чувство национальной гордости,

6) отсутствие национализма и космополитизма,

7) интернациональный характер патриотизма.

Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:

1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;

4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.

  1. «Отечество моё – Донбасс»

(на основе анкеты Д.В. Григорьева)

Сформированность личностных качеств гражданина-патриота

Инструкция по выполнению.

Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.

На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (практический психолог). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.

Цели анкетирования :

    определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;

    определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;

    определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю.

II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа;

2. Родители;

3. Окружающие люди, друзья;

4. СМИ;

5. Органы власти;

6. Другое _____________.

III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________

IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2. Непримиримость к представителям других наций и народов;

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;

5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;

9. Другое __________________.

IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

1. Нет желания;

2. Нет возможности;

3. Считаю это не актуальным.

V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).

2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.

активная деятельная жизнь __________

жизненная мудрость __________

здоровье (физическое и психическое) __________

интересная работа __________

красота природы и искусства __________

любовь (духовная и физическая) __________

материальное обеспечение жизни __________

наличие хороших и верных друзей __________

общественное признание __________

познание (образование, кругозор) __________

продуктивная жизнь __________

развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________

развлечения __________

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___

счастливая семейная жизнь __________

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,

человечества в целом) __________

творчество (возможность творческой деятельности) ________

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)

__________

аккуратность (чистоплотность) __________

воспитанность (хорошие манеры) __________

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___

жизнерадостность __________

исполнительность __________

независимость __________

непримиримость к недостаткам в себе и других __________

образованность __________

ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные

решения) __________

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)

__________

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,

привычки) __________

честность (правдивость, искренность) __________

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________

чуткость (заботливость) __________.

VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. Умение ценить настоящую дружбу;

2. Готовность помочь другу в трудную минуту;

3. Взаимопонимание;

4. Честность, порядочность, принципиальность;

5. Приятная внешность;

6. Хорошие манеры;

7. Умение модно одеваться;

8. Сила воли;

9. Смелость;

10. Решительность;

11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

12. Интерес к политике;

13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

14. Наличие денег на всякие расходы;

15. Способности.

VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:

1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.

2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VIII. Закончите предложения.

1. Каждый из нас верит…

2. Каждый из нас имеет…

3. Каждый из нас готов…

4. Подвиги героев заставили нас задуматься…

5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…

Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа.

Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан Донеччины, наметить программу развития патриотических чувств.

    Оценка воспитанности учащихся 9-11 классов

Анкета

Показатель

Суждение

Балл

Самовоспитание

1. Стараюсь следить за своим внешним видом.

2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.

3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.

4. Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни

Отношение к здоровью

5. Соблюдаю правила личной гигиены.

6. Стараюсь отказаться от вредных привычек.

7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

8. Стараюсь правильно и регулярно питаться.

9. Соблюдаю режим дня

Патриотизм

10. С уважением отношусь к государственной символике.

11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.

12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.

13. Я осознаю гражданские права и обязанности.

14. Терпимо отношусь к людям другой национальности

Отношение к искусству

15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

16. Умею находить прекрасное в жизни.

17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).

18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.

19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством

Отношение к природе

20. Бережно отношусь к растительному миру.

21. Бережно отношусь к животному миру.

22. Стараюсь сохранять природу.

23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).

24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)

Адаптирован-ность

25. Прислушиваюсь к мнению старших.

26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.

27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.

29. Стремлюсь не ссориться с друзьями

Автономность

30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

31. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

Социальная активность

35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

Нравственность

40. Я умею прощать людей.

41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

42. Мне нравится помогать другим.

43. Переживаю неприятности других как свои.

44. Стараюсь защищать тех, кого обижают

Социальная толерантность

45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.

47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.

1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.

2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.

3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:

4. Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.

Уровень этической культуры обучающихся средних классов

(методика Н.П. Капустина)

Параметры оценки

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

    Любознательность:

Мне интересно учиться

Мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

Я всегда выполняю домашнее задание

Я стремлюсь получать хорошие отметки

    Прилежание:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я самостоятелен

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

    Отношение к природе:

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

    Я и школа:

Я выполняю правила для учащихся

Я выполняю правила внутришкольной

Я добр в отношениях с людьми

Я участвую в делах класса и школы

Я справедлив в отношениях с людьми

    Прекрасное в моей жизни:

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время

учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


7-11 классы

Цель : определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников

Ход эксперимента : предлагается написать сочинение на тему: «Пат­риотизм и как я его понимаю».

^ Обработка данных:

ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:

– любовь к Родине;

– осознание трудностей, недостатков в обществе;

– готовность к самоотдаче;

– патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;

– чувство национальной гордости;

– отсутствие национализма и космополитизма;

– интернациональный характер русского патриотизма.

Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.

1 балл – низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от­ношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответ­ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.

4 балла – высокий уровень, полное понимание сущности ведущих при­знаков тех или иных сторон патриотизма.

Приложение № 5

Тест «Ты гражданином быть обязан»

Средние классы

^ Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, ха­рактеризующих его гражданскую сферу.

Ход эксперимента: учащимся предлагается список слов:

патрио­тизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиаль­ность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернацио­нализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострада­тельность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм.

Необходимо записать все эти слова в три колонки:


  1. самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;

  2. слова, которые присущи тебе;

  3. слова, не значимые для тебя.

Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов,

Из 2-й – в 4 балла,

Из 3-й – 3 балла.

Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, харак­терных и нехарактерных для гражданской зрелости.

Приложение № 6

Анкета «Патриот»

Данная анкета рекомендована к использованию в работе со школьниками 8-11 классов для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина – патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы класса.

Данную анкету может проводить классный руководитель.

Обработка и интерпретация результатов проводится только социально- психологической службой. (педагог – психолог, социальный педагог) по методу

контект – анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель

позволяет вычислить процентное отношение.

^ Цель анкетирования :


  • определить содержательную сторону направленности учащегося, основу его отношения к окружающему социуму;

  • определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентиров у учащихся;

  • определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот»

Анкета состоит из 8 основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.

Ф.И. __________по желанию____________ Класс _________обязательно

Вам необходимо выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните

1 .Считаете ли вы себя патриотом?


  1. Да 3. Частично

  2. Нет 4. Не знаю
2. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа 4. СМИ

2. Родители 5. Органы власти

3. Окружающие люди, друзья 6. Другое _______________________________

3 . По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм» ?

1. Национальное самопознание, гордость за принадлежность к своей стране, народу.

2. Непримиримость к представителям других наций, народов.

3. Готовность к сотрудничеству с представителями других наций в интересах своей Родины.

4. Бескорыстная любовь и служение Родине.

5. Любовь к родному дому, селу, стране, верность национальной культуре, традициям.

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшнего дня и молодёжи

8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка.

9. Другое ____________________________________________________________________________.

4 . Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чём причина вашего непонимания?

1. Нет желания 2. Нет возможности 3. Считаю это не актуальным

5 . Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот. (нужное

1) активная жизненная позиция _____ 11) счастливая семейная жизнь ___

2) здоровье(физическое и психическое) _____ 12) творчество(возможность творческой д-ти) ___

3) интересная работа _____ 13) воспитанность (хорошие манеры) ___

4) красота природы и искусства _____ 14) честность (правдивость, искренность) ___

5) любовь (духовная и физическая) _____ 15) эффективность в делах ___

6) материальное обеспечение жизни _____ 16)чуткость (заботливость) ___

7) наличие хороших и верных друзей _____ 17)терпимость(к взглядам дркгих, умение прощать) _

8) общественное признание _____ 18)самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) ___

9) познание (образование, кругозор) _____ 19)ответственность(чувство долга, сдержать слово) ___

10)развлечения _____ 20)рационализм (умение здраво и логично мыслить) ___

6 . Отметьте, что твои друзья ценят выше всего?

1) умение ценить настоящую дружбу 8) смелость

2) готовность помочь друг другу в трудную минуту 9) решительность

3) взаимопонимание 10) интерес, знание литературы,музыки

4) честность, порядочность, принципиальность 11) интерес к политике

5) приятная внешность 12) наличие хороших вещей, дисков и т.п.

6) хорошие манеры 13) наличие денег, карманные расходы

7) умение модно одеваться 14) способности

7 .Из предложенных вариантов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку

Зрения:


    1. Я люблю, когда другие люди меня ценят

    2. Я испытываю удовольствие от хорошо выполненной работы

    3. Я люблю приятно проводить время с друзьями
8. Закончите предложения:

1) Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то … ____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2) Быть достойным гражданином своей страны – значит быть … _____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

3) Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но и … ______________________________________________________________________________________

Приложение № 7

Анкета определение отношения к службе в армии юноши 10- 11 классов

1.Считаете ли вы военную службу почетной обязанностью гражданина? А. да б. нет в. Затрудняюсь ответить

2.Как вы думаете, нужна ли ребятам служба в армии? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

3. Считаете вы в Военных силах РФ необходимой для себя лично? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

4. Можно ли назвать отношение кс современной армии положительным? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

5. Вы интересуетесь военной техникой? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

6. Хотели бы вы владеть военной специальностью? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

7. Вы готовите себя к службе в армии в физическом отношении? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

8. Считаете ли вы, что дисциплина является важнейшим условием военной службы? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

9. Готовы ли вы проходить военную службу вдали от дома А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

10. Вы оправдываете солдат, которые сбегали из своих частей при отправке их в горячие точки? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

11. Вы допускаете, что во время службы можете пострадать от «дедовщины»? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

12. Считаете ли вы, что военная служба невозможна без опасности и риска? А. да б. нет. В. Затрудняюсь ответить

13.Перечислите какие вы знаете военные заведения?

14.Вы знаете в каких войсках проходил службу ваш дед, отец?

15. Подчеркните наиболее важные умения и навыки, которыми должен обладать защитник Отечества?

А. боевая подготовка(защита, дисциплина) Б. физическая подготовка (сила. ловкость) В. Образование (ум, смекалка) Г. Медицина (здоровье) Д. личные качества (смелость, мужество)

Приложение № 8

Тест «Насколько Вы терпимы?» (О. И. Тушканова)

^ 1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
^ 3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да; б) нет.

4 . Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
^ 5 . Можете ли Вы легко найти контакт с другими людьми?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
^ 7 . Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да; б) нет.
8 . Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9 . В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.

А теперь подсчитаем очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, 36,4а, 56, 66, 76, 86, 9а. Суммируйте результат

^ От 0 до 4 очков . Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое Мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми) которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете
6-12 очков . Вы способны твердо отставать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
14-18 очков . Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов которые, как выяснилось, были ошибочны.

Приложение № 9

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения

уровней проявления воспитанности младшего школьника


^ Основные отношения.

Показатели воспитанности.


Признаки и уровни формирующихся качеств (от3 до 0)

^ Отношение к обществу

Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других

2 – любит и бережет природу

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя

0 – природу не ценит и не бережет


2. Гордость за свою страну

3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим

2 - интересуется историческим прошлым

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых

0 – не интересуется историческим прошлым


3 Служение своими силами

3- находит дела на пользу малому Отечеству и организует их

2 - находит дела на пользу малому Отечеству

1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству


4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса

1 – в делах класса участвует при побуждении

0- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает


^ Отношение к физическому труду

Трудолюбие

1Инициативность и творчество в труде

3- находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд

2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом

1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет


6. Самостоятельность в труде

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен

1 – трудится при наличии контроля

0 – в трудовых делах участия не принимает


7. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других

2 - бережет личное и общественное имущество

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу

0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества


8. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам

2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам

1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве

0 – не осознает значимости труда,

не умеет и не любит трудиться


^ Отношение к людям

Доброта и отзывчивость

9. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

2 – уважает старших

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве

0 – не уважает старших, допускает грубость


10. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость.

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам.

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших

0 – не отзывчив, иногда жесток.


11 Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

2 – сочувствует и помогает слабым и больным

1 – помогает слабым, больным при наличии контроля

0 – не отзывчив, иногда жесток


12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,

1 – не всегда честен

0 – не честен


^ Отношение к себе

Самодисциплина

13. Развитая добрая воля

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками

2 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать


14. Самоуважение, соблюдение правил поведения

3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других

2 - добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других

1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны

0 - нормы и правила не выполняет


15. Оригинальность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других

2 - своевременно и качественно выполняет любое дело

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле

0 – начатые дела не выполняет


16. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

2 - – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках

1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение № 10

^ ТЕМЫ КЛАССНЫХ ЧАСОВ И МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ

(В помощь классным руководителям)

1 класс 2 класс
1. «История моего имени и фамилии» 1. «История моей улицы»
2. «Герб, флаг, гимн России» 2. «Мои семейные реликвии
3. «Вот она, какая Родина большая!» 3. «Славные сыны нашего Отечества
4. «Я – Россиянин»

3 класс 4 класс
1. «История моего села» 1.Мои предки в труде и бою
2. «Моя родословная» 2. Обычаи и традиции народов России
3. Обычаи и традиции русского народа» 3. Дисциплина и ответственность
4. «Правила поведения воспитанных ребят» 4. Охранять природу – защищать
Родину.

5 класс 6 класс
1. «Что значит любить Родину?» 1 «Защищать Родину –это почетный долг»
2. «Духовное наследие России» 2. «Отец, Отчизна, Отечество»
3. «Мой Одесский район» 3. «Литературное наследие России»
4. «Наши права и обязанности» 4. «Праздники русского народа»

7 класс 8 класс
1. «Что значит быть ответственным?» 1. «Отстаивай свои права,
не забывая о правах других»
2. «Праздники народов России» 2. «Гражданин ли я России?»
3. «Наш –город Омск» 3. «Что мы знаем народах, населяющих

Наше село и район?
4. «Великая Отечественная война 4. «Русские за границей»
Одесской земле» Герои- одесситы.

9 класс 10 класс
1. «Обязанность, долг, присяга» 1.«Можно ли меня назвать гражданином
России?»
2. «Я патриот своей Родины?» 2. «Достижения русских ученых и
изобретателей»
3. «Наши предки – первопроходцы 3. «Мои замечательные земляки в Сибири»
4. «Дети на защите Отечества» 4. «Памятные места города Омска»
5. «Семейные праздники и традиции»

11 класс

1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»
2. «За что я люблю Россию?»
3. «Народ и я – единая семья»
4. «Чем я могу помочь, тем, кто в моей помощи нуждается?»